Скоков В.А.

Мы, надев отцов погибших робы
и к мартенам
встав в 15 лет,
сокрушили полчища Европы
и железный крупповский хребет.

Владилен Машковцев

 Введение

Актуальность. В настоящее время для будущего России большее значение приобретает изучение нашего исторического прошлого, в котором период Великой Отечественной войны занимает особое место. Не случайно 2012 год Указом президента страны объявлен годом истории. История Великой Отечественной — один из самых изучаемых периодов в истории России, и в то же время в ней много «белых пятен». Так, в истории Магнитогорского технологического колледжа «белым пятном» является деятельность школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) № 28 из украинского города Днепродзержинска в эвакуации в Магнитогорске во время войны. После окончания войны школа осталась в Магнитогорске, получив в 1955 году статус строительного училища, преобразованного в ГПТУ № 66 и объединившегося в 1998 году с профессиональным лицеем № 17. Ныне это Магнитогорский технологический колледж.

Школа ФЗО как тип профессионального начального учебного заведения появилась в нашей стране в 1940 году. Указом Президиума Верховного Совета СССР 2 октября 1040 года была создана Государственная система трудовых резервов СССР. [Приложение А] [1]. Она была создана начале II мировой войны. Наша страна жила в условиях надвигающейся угрозы.

Предусматривалось:

1) Создание новых типов учебных заведений по подготовке рабочих: ремесленных училищ (РУ), железнодорожных училищ (ЖУ), школ фабрично-заводского обучения (ФЗО).

2) Реализация единого государственного плана комплектования этих учебных заведений и распределения их выпускников с обязательной четырехлетней отработкой.

3) Полное государственное обеспечение учащихся этих учебных заведений жильем, питанием, обмундированием, учебными пособиями и принадлежностями.

Школа ФЗО — это низший тип профтехшколы, в которой готовили рабочих для промышленности и строительства со сроком обучения 6 месяцев. В нее принимали молодежь с любой общеобразовательной подготовкой в возрасте 16-17 лет. [24, с. 28]

Для авторов тема работы значима еще и как для студентов Магнитогорского технологического колледжа, который является преемником школы ФЗО № 28 далекой военной поры.

Военный период истории школы ФЗО №28 до недавнего времени не изучался, хотя в архиве имеется большое количество документальных источников 1942-1945 гг. (папки приказов директора, домовые книги). Авторы ставили задачу исследовать историю школы, условия жизни своих сверстников, которые оказались в эвакуации в нашем городе. Учась и работая на пределе человеческих сил, они спасали Родину от гибели, приближали своим трудом Победу.

Цель исследования состоит в изучении военного периода истории школы ФЗО № 28.

Обоснование выбора темы и ее актуальность определяются обнаружением новых документов, позволивших изучить неизвестные аспекты истории учебного заведения.

Задачи:

1) показать роль эвакуации в жизни страны и Челябинской области во время Великой Отечественной войны;

2) изучить условия жизни и трудовую деятельность учащихся государственной системы трудовых резервов в годы войны;

3) выяснить роль Государственной системы трудовых резервов в работе тыла в годы Великой Отечественной войны.

Объект исследования: Государственная система трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: военный период истории школы ФЗО №28.

Методы исследования:

- ретроспективный метод позволил нам проанализировать прошлое для извлечения уроков в настоящее время;

- историко-системный метод позволил авторам исследовать изучаемые объекты в системе.

Данное исследование опирается на широкий круг источников:

- нормативно-правовые и другие официальные документы (законодательные акты государственных органов власти, материалы архива колледжа);

- источники личного происхождения (воспоминания, фотографии, документы из личных архивов учащихся школы ФЗО военной поры).

Большой интерес представляют работы доктора исторических наук, профессора, руководителя Центра военной истории России Института Российской истории РАН Г. А. Куманева, доктора исторических наук, профессора, зав. кафедрой новейшей истории Магнитогорского государственного университета (МаГУ) М. Н. Потемкиной, челябинского краеведа Н. И. Голендухина, кандидатов исторических наук А. В. Чурикова и В. Н. Кучера, мемуары руководителей предприятий и организаций, тружеников тыла и «детей войны». Но, к сожалению, в них, за исключением работ Н. И. Голендухина, мало описывается и анализируется жизнь и деятельность учащихся учебных заведений государственных трудовых резервов.

Значимость. Исследование малоизвестных страниц в истории школы ФЗО № 28, установление важности объектов, на которых трудились ее учащиеся, позволили получить более полное представление о трудовом героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Данную работу можно использовать в деятельности педагогов и обучающихся на уроках истории и краеведения и во внеклассной работе, при проведении торжественных мероприятий, в музейных экспозициях. Объективная картина событий в тылу в годы Великой Отечественной войны способствует формированию исторического сознания студентов, воспитывает чувство патриотизма.

1. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны
1.1. Сущность эвакуации и ее значение в 1941-1942 гг.

Период Великой Отечественной войны был одним из переломных в истории нашей страны. Он объединил в себе много важных событий, среди которых одним из наиболее драматических стала эвакуация 1941-1942 гг.

Эвакуация — это «перебазирование основных производительных сил, населения из прифронтовых и угрожаемых районов на Восток» [20, с. 801]. Она была вызвана крайне неблагоприятной фронтовой обстановкой в начале войны. Всего было вывезено свыше 17 миллионов человек [28, с. 4]. Одновременно эвакуация явилась важнейшим звеном перестройки народного хозяйства на военный лад, развертывания в глубоком тылу, прежде всего на Урале, главной военно-промышленной базы страны. Эвакуация проходила в экстремальных условиях, она началась с первых дней войны. 3 июля 1941 года был образован Совет по эвакуации под руководством Н. М. Шверника. Он определял сроки, порядок эвакуации предприятий, населения, материальных и культурных ценностей.

М. Н. Потёмкина рассматривает «эвакуированное население» как «граждан, переехавших на новые места жительства с целью личной безопасности или в силу государственной необходимости из районов, находившихся под угрозой оккупации врагом…» [28].

Сроки и масштабы эвакуации в первый год войны не имели аналогов в мировой истории. К середине 1942 г. главные трудности, связанные с проблемой эвакуации были преодолены.

На Урал была эвакуирована значительная часть производительных сил из западных регионов страны. Это объясняется относительной удаленностью Урала от театра военных действий, наличием богатых природных и промышленных ресурсов, развитой сетью коммуникаций. [35, с. 486-487]

Успешное перебазирование и быстрое налаживание производственной деятельности на новых местах, спасение сотен тысяч людских жизней дали огромный военно-экономический эффект. Эвакуация как вынужденная миграция, перемещение людей в интересах государства помогала преодолевать трудности, формировать стойкость характера и мужество.

1.2. Ход эвакуационного процесса

В основном эвакуация осуществлялась при помощи железнодорожного транспорта, что было связано с большими проблемами и трудностями. В результате налетов немецкой авиации эшелоны часто продвигались под огнем противника.

Жительница Магнитогорска К.Ф. Воронова впоследствии вспоминала: «Помню, как нас грузили в товарные вагоны и ранее вышедший эшелон из Днепропетровска был обстрелян фашистами. Всё вокруг горело. Наш эшелон подобрал оставшихся в живых. Первый остановкой был г. Орск, затем г. Кушва и потом — Магнитогорск» [21, с. 41].

В архиве технологического колледжа отсутствуют документы школы ФЗО № 28 до сентября 1941 г. По рассказам, во время бомбежки фашистской авиации сгорел в пути следования вагон с оборудованием и архивом. Также погибли 14 сотрудников школы ФЗО № 28, ехавшие на соседней открытой платформе.

В ходе эвакуации в Челябинскую область вывезли 178 заводов и фабрик и 425709 человек гражданского населения, из них 166800 приехали со своими предприятиями и учреждениями. [30, с. 16] По данным М. Н. Потемкиной, эвакуированных промышленных предприятий было более 200. Это говорит о том, что в нашу область вывезли значительную часть предприятий из оккупированных районов страны. [35, с 486-487] В 1941-1942 годах Челябинская область приняла 19 тысяч подростков 13-16 лет. Многие из них стали учащимися учебных заведений системы трудовых резервов. Только в 1941 году в области были открыты 26 ремесленных училищ и 35 школ ФЗО.

Среди эвакуированных учреждений была школа ФЗО № 28, вывезенная в августе 1941 года из украинского города Днепродзержинска в Магнитогорск в составе 342 человек. Это были подростки из числа тех, кто заменил на трудовом посту ушедших на фронт мужчин.

1.3. Эвакуированное население в Магнитогорске

Промышленный потенциал Урала позволил обеспечить трудоустройство эваконаселения. Урал «принял 27% от общего количества людей, эвакуированных на территорию РСФСР» (по данным на начало 1943 г.) [28, c. 256].

В Магнитогорске землянки и бараки долгое время являлись основным жильем. Бараки оставались в жилом фонде города до 1980 г., а землянки отслужили свой век гораздо раньше. В 1936 г. городские власти приняли специальное постановление «О сносе землянок» [23, c. 35].

В течение года — с июля 1941-го по июль 1942-го — через Магнитогорск прошло около 100 тыс. человек эвакуированного населения, которых нужно было обеспечить жильем в городе, работой, направить учиться. Поэтому постановление о сносе землянок пришлось отложить на долгие годы. Под жилье для прибывающего в город эвакуированного населения использовались не только землянки, восстанавливались бараки, ремонтировались чердаки, подвалы. Под второе общежитие эвакуированной школы ФЗО № 28 был передан клуб Центральной электростанции. В этот период в Магнитогорске применялась не только такая мера, как принудительное подселение, но и выселение неработающего населения в сельскую местность с изъятием их жилья, а размер жилой площади на человека был понижен до санитарного минимума в 2,5 м2.

Положение эвакуированного населения было тяжелым, и многое в этой ситуации зависело от решения местной власти.

Вениамин Эммануилович Дымшиц, управляющий треста «Магнитострой» (1939-1046 гг.), одной из крупнейших строительных организаций страны, в распоряжение которой поступила эвакуированная школа ФЗО № 28, вспоминал: «Мне было понятно, что означало попасть на новое место, где нет ни друзей, ни родных, ни поначалу крыши над головой» [32, c. 85]. Поэтому главные задачи состояли в том, чтобы не только встретить и устроить эвакуированное население, но постараться окружить их заботой и вниманием. Однако прибывшие покрывали потребности предприятий города только на 10-11%, поэтому источником восполнения рабочих кадров стали учащиеся ремесленных училищ (РУ) и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО).

Выводы по первой главе

- Эвакуация явилась важной частью первого этапа Великой Отечественной войны.

- В оборонительный период войны был разработан механизм проведения эвакуации.

- Страной был приобретен опыт перемещения огромных масс людей и их расселения на новых местах.

- Челябинская область имела большое значение в эвакуации населения, одним из потоков которого были учащиеся ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения.

2.1. Суровые будни

Днепродзержинская школа ФЗО №28 прибыла в Магнитогорск в конце августа 1941 года. Многие подростки, внезапно оторванные от дома, находились в состоянии психологического шока. Прежде всего, необходимо было создать условия для приема и размещения эвакуированной школы. Местное руководство считало эвакуацию кратковременным явлением, и вначале никто не думал, что приехавшим придется пережить на суровом Урале не одну зиму. Прибывших разместили в недостаточно подготовленных помещениях, что с наступлением холодов породило новые трудности.

Общежитием учащихся стали бараки на Ежовке на левом берегу Урала. Аудитории для обучения и учебные мастерские не были предусмотрены. Учащихся сразу выводили на производство, в стройуправления, где прикрепляли к рабочим для обучения. Позже школе ФЗО №28 было выделено еще одно помещение под общежитие: здание клуба Центральной электростанции (ЦЭС). В короткий срок было проведено благоустройство помещений, в общежитиях были установлены двухъярусные кровати, тумбочки и завезено все необходимое.

Директором школы был назначен Василий Егорович Алейников, который находился в этой должности с сентября 1941 г. по февраль 1944 года. Изучение архивных документов школы ФЗО №28 свидетельствует, что В. Е. Алейников сделал много для того, чтобы учащимся были созданы бытовые условия, благодаря которым они смогли выжить и разделить со всеми тяготы военного времени.

Школа готовила строителей: плотников, маляров, штукатуров, каменщиков, бетонщиков, огнеупорщиков. Позже, в связи с изменением профилей обучения, в соответствии с потребностями военного времени, школа обучала профессиям монтажника, ремонтника, станочника. Школа ФЗО была создана для краткосрочной подготовки рабочих при тресте «Магнитострой». Обучение продолжалось 6 месяцев и проходило в стройуправлениях треста, которые выполняли работы на пусковых объектах Магнитогорского металлургического комбината (ММК). В отдельных случаях учащихся обучали по ускоренной системе подготовки за 4 месяца. В первые недели учащимся тяжело было на производстве, процесс адаптации проходил медленно. В.Э. Дымшиц позже вспоминал: «В холодном уральском городе люди согревали прибывших своим человеческим теплом. Здесь понятие «единство народа» не требовало комментариев». [32, с. 160]

Пополнение контингента и новых организованных наборов проходило сначала за счет эвакуированных из разных областей страны, а также близлежащих к Магнитогорску районов по спецпутевкам. [Приложение Б] [9] По мере освобождения захваченной гитлеровцами территории наборы стали проводиться централизованно даже в западных регионах СССР.

Авторами были найдены и исследованы документы, которые позволили составить представление о бытовых условиях, питании, состоянии здоровья, увлечениях учащихся. Несмотря на то, что ученики находились на государственном обеспечении, существовал дефицит постельного и нижнего белья, одежды и особенно обуви, из-за отсутствия которой не все могли выйти на производство в зимний период. О тяжелых бытовых условиях и попытках администрации решить проблему нехватки обуви свидетельствует Выписка из мероприятий школы фабрично-заводского обучения №28 г. Магнитогорска по реализации постановления Обкома ВКП(б) от 31 января 1942 г. «О бытовых условиях ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения» (февраль, март 1942 года) [Приложение В] [4] и распоряжение по школе от 1/VI-42 г. [Приложение Б] [4]

О тяжелых условиях жизни советских людей того времени и учащихся школ ФЗО в частности свидетельствует приказ № 110 от 29/IV-1943 г. по школе ФЗО № 28 о поощрении учащихся за победу на соревнованиях: на первое место — по коробке зубного порошка, за второе место — пара носок и два подворотничка… [8]

Помещения школы были ветхими, к тому же на момент заселения плохо отремонтированными. Зимы 1941, 1943 и 1945 годов даже для Урала оказались очень суровыми и снежными. Бараки не утеплялись, дуло из щелей в полу, углы промерзали. В суровые зимы температура в помещениях общежитий опускалась до +4 — +6°С, что приводило к частым заболеваниям. Чтобы согреть помещения, в комнатах устанавливались дополнительные источники тепла. Из приказа №19 от 30 января 1945 г. следует, что учащиеся топили печи дровами и углем [18]. Были случаи, когда из-за отсутствия топлива ученики ломали тумбочки и табуретки, за что подвергались наказаниям:и стоимость сожженных предметов взыскивалась в десятикратном размере. [Приложение Д] [5]

Самой сложной проблемой в жизни школы ФЗО №28 являлось питание. Этот вопрос решался за счет развития сети общепита. Учащихся кормили по месту учебы и производственного обучения в столовых управления рабочено снабжения (УРСа) треста «Магнитострой». В результате недостатка фондов качество пищи было низким, и плохое питание подрывало и без того ослабленное здоровье учащихся. В буфетах при столовых учащиеся получали по карточкам хлеб. Администрация школы контролировала вопросы питания и пыталась принять меры по его улучшению, о чем свидетельствует обращение директора школы Алейникова к начальнику УРСа треста «Магнитострой» Прокофьеву и директору столовой №1 Рыскину. [Приложение Е] [14]

Анализ архивных документов при исследовании проблемы питания позволяет сделать вывод о том, что был найден выход для получения дополнительных продуктов. Учащихся отправляли в близлежащие совхозы убирать урожай, часть которого выделялась школе. Например, в Харьковском совхозе осенью 1943 года было получено 2533 кг капусты, до ноября пролежавшей на поле, из которой для школы готовили в столовой блюда сверх утвержденного меню. [Приложение Ж] [10]

Позже при школе было организовано подсобное хозяйство, в котором проводились полевые работы, организовывались посевная и прополочная кампании, уборка урожая. В результате этих действий, выращивалось свыше 40 тонн картофеля и других овощей. Их сдавали на хранение в овощехранилище и впоследствии использовали для дополнительного питания. [Приложение З] [17]

Вопрос сохранения здоровья учащихся школы являлся в годы войны не менее важным, чем проблема питания. Холод в помещениях, физическое и нервное переутомление, недостаток питания способствовали росту заболеваний туберкулезом, дистрофией. В процессе изучения архивных документов МТК, касающихся здоровья учащихся школы, выяснилось: самым распространенным заболеванием была трахома. Это вирусное заболевание глаз, запущенная форма которого приводила к бельму глаза и слепоте. В отдельные периоды в результате этой болезни отчислялось по 35-45 учащихся за год. [Приложение И] [19]

С целью предотвращения эпидемических заболеваний, в частности, тифа, в школе проводилась санитарно-просветительская работа о ношении коротких причесок, о пользовании камерами-вошебойками во время посещения бань, необходимости проглаживания белья и использования щёлока.

Таким образом, руководство школы прилагало большие усилия для создания минимально сносных условий для проживания учащихся, сохранения их здоровье и обеспечения учебно-трудовой деятельности.

В свободное от учебы и работы время учащиеся школы принимали участие в сборе металлолома, проводили воскресники под девизом «В фонд обороны страны», все средства от которых предназначались на приобретение вооружения для Красной Армии.

В декабре 1943 года в школе ФЗО №28 было создано спортивное общество «Трудовые резервы», игравшее важную роль в оборонно-массовой и спортивной жизни.

Наше поколение непростительно мало знает о суровых буднях сверстников в годы войны, о том, в каких условиях им приходилось жить и работать, приближая конец войны.

2.2. По законам военного времени

Тяжелое положение на фронтах Великой Отечественной войны потребовало призыва в Красную Армию значительной части мужского населения страны. На рабочих местах их в основном заменила молодежь, у которой не хватало знаний, которая не имела опыта, но у которой было огромное стремление трудиться, внести свой вклад в Победу. «К началу войны молодежь на предприятиях Магнитогорска составляла всего 19%, но к концу войны ее удельный вес достиг около 60%» [22, с.83].

Одним из основных резервов пополнения предприятий недостающими кадрами в годы войны были школы ФЗО. Наиболее активно процесс обучения в школах стал осуществляться после принятия в феврале 1942 года Указа Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации на период военного времени трудоспособного населения для работы на производстве и строительстве». [Приложение К] [3]

Используя этот указ, школа ФЗО №28 принимала не только добровольно поступившую молодежь, но и проводила мобилизационные целевые наборы для обучения необходимым для предприятий города профессиям, о чем свидетельствует приказ №105 от 10 декабря 1944 года. [Приложение Л] [16]

Школа жила по суровым законам военного времени. Главная задача состояла в том, чтобы в максимально сжатые сроки подготовить новые кадры рабочей молодежи. Обучение осуществлялось по ускоренной системе подготовки. Жизнь учащихся проходила под жестким прессом контроля на производстве и в быту. Школа находилась на казарменном положении, за малейшее нарушение следовало наказание. Не все подростки выдерживали такие условия. Документы предельно сухи и лаконичны. В одном из приказов, написанном от руки между строк газетной бумаги, говорилось (орфография и пунктуация оригинала сохранены):

«Приказ по школе ФЗО №220 от 20.12.1943 г.

Учащиеся:

1) Немощенкова Надежда Кирилов., призванная из Смоленской обл. Ильинского р-на.

2) Загородный Василий Васильевич, призванный из Смоленской обл. Усвятского р-на

Самовольно отлучились из школы; за что, передать дело в суд, для привлечения к уголовной ответственности, согласно Указа Президиума Верховного Совета С.С.С.Р. от 28/XII-1940 года, и взыскать с уч-ся Немощенковой Н. К. и Загородного В. В. За унесенные ими из школы следующие вещи:

Гимнастерок — 2; юбка — 1; брюки — 1; носовых платков 2; ботинок 2; чулки 1; пилотка 1; берет 1; туфли 1; комбинизон 1; кольсон 2; рубашки 2; брюки брезентовые 1; тужурка — 1; полотенце 1; и того на сумму 4620 рублей 60 коп. (четыре тысячи шесть сот двадцать руб. 60 коп.).

Директор шк. ФЗО № 28 /Пыльников/» [12]

Продолжал действовать Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г. «Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и самовольный уход из училища (школы)», который предусматривал наказание в виде заключение по приговору суда в трудовые колонии сроком до одного года.

Однако такие случаи были редкими; рано повзрослев, подростки понимали значимость своего труда, они называли себя бойцами трудового фронта, который проходил на оборонных предприятиях города, в учебных мастерских.

С целью укрепления трудовой дисциплины, повышения качества обучения в школе ФЗО №28 по распоряжению областного управления трудовых резервов приказом №213 от 28/XII- 43г. был создан товарищеский суд [11].

Предельно суровым было отношение к тем, кто нарушал трудовую дисциплину, допускал на производстве брак. Для ликвидации подобных явлений, учащихся прикрепляли на рабочих местах к опытным рабочим, чтобы они показывали правильные безопасные приемы работы во избежание аварий и травматизма, прививали понятия производственной дисциплины. Но никакие ограничения военного времени не в силах были отменить жизнь, а значит, были и прогулы и нарушения правил, но это не означало, что они были злостные нарушители дисциплины. Учащиеся теряли пропуска на производство и пытались пройти на работу по чужому документу, за что получали взыскания.

Время, ставшее историей, можно возродить не только по документам архива, но и благодаря людской памяти. Удалось разыскать бывшую ученицу школы ФЗО №28 военной поры Лидию Макаровну Каменеву. Ее воспоминания позволили лучше понять многие вещи. В тяжелую пору вступила она в жизнь, но сохранила в памяти много добрых воспоминаний. [Приложение М] [30]

Важную роль в жизни школы играли моральные стимулы труда: право стать членом фронтовой бригады (постоянное выполнение производственных заданий не менее чем на 140%), победа в социалистическом соревновании, благодарности. Судя по архивным документам, администрация школы активно использовала моральные стимулы труда, что следует из обращения директора школы по случаю празднования 1 мая 1944 года. В этом приказе, как и во всех подобных документах, в заключение говорилось: «Да здравствует Красная Армия! Да здравствует полководец Красной Армии — маршал Советского Союза т. Сталин! Смерть немецким захватчикам!» [15]

Таким образом, законы военного времени, жесткая дисциплина, «казарменное» положение способствовали укреплению трудовой дисциплины, выполнению производственных норм. Рано повзрослев, учащиеся считали себя бойцами трудового фронта, который проходил в учебных мастерских и на предприятиях города.

2.3. Труд во имя Победы

Провозгласив лозунг «Все для фронта, все для победы!», советское руководство подчинило жизнь в тылу усилению оборонного потенциала страны. Школы ФЗО являлись одним из главных источников восполнения трудовых ресурсов. В Челябинской области в 1943 г. действовало 53 школы ФЗО, прикрепленных к предприятиям. [29] Трудоспособный возраст начинался с 14 лет. В Магнитогорске учащиеся РУ и школ ФЗО участвовали в строительстве на ММК в 1942-1943 гг. двух мощных доменных печей, №5 и №6. Начальником строительного отряда был назначен директор РУ-13 В.Н. Кулешов. Учащиеся школы ФЗО №28, работавшие в тресте «Магнитострой», принимали в строительстве домен активное участие.

Шел суровый 1943 год. Это был год перелома на фронтах войны. Главным военным объектом в Магнитогорске было строительство шестой домны.

Комсорг Домностроя Роза Инкина вспоминала: «Устраивали субботники, воскресники. До сих пор стоит в ушах топот по настилам десятков ребячьих ног, обутых в парусиновые ботинки на деревянной подошве. Это резервные ударные комсомольские отряды из РУ и школ ФЗО пришли к нам на помощь». [27, с. 46]

Но силы учащихся были на исходе: изнурительный труд, плохое питание подрывали их здоровье, все чаще в школе происходили заболевания эпидемическими болезнями. Несмотря на контроль медицинской службы и требования проводить санобработку учащихся через каждые пять дней, приказом №70 от 3.04.1943 года в школе был объявлен карантин в связи с эпидемической обстановкой. [6]

Учащиеся осознавали важность своего труда для фронта. В самом разгаре было соревнование между группами. Они брали обязательства и боялись их не выполнить. Как же нужно было желать приближения победы, чувствовать важность своего труда, чтобы обратиться с просьбой к администрации прервать карантин и отправить на работу! Это обращение можно назвать подвигом в тылу. Такова история появления Приказа №81 по школе ФЗО №28 от 13.04.1943 г.:

«Учитывая свои задачи в области производственного обучения и горячее желание учащихся выйти на производство школа обратилась с письмом к старшему госсанинспектору Магнитогорска с просьбой вывести учащихся на работу и обучение…» [7]

Прервав карантин и работая на пределе возможного, учащиеся выполнили поставленные перед ними производственные задачи. Разрешив учащимся прервать карантин, администрация ввела строгую систему контроля за состоянием их здоровья и максимальным сокращением их общения с окружающими. Трудно понять, откуда они брали силы для работы.

Основным стимулом к беззаветному труду, по нашему мнению, было осознание его важности. Тогдашние поощрения (подворотнички, носовые платки, носки, коробка зубного порошка и даже сукно на брюки и костюм для мастера п/о), при всей их значимости, не соизмеримы с затратами сил для достижения поставленных задач. [Приложение З] [8, 17]

Великая Отечественная война явилась всенародным испытанием на стойкость и мужество. Пришедшие на смену взрослым подростки работали так, что Магнитка стала боевым арсеналом Родины. Вряд ли кто из них тогда думал, что впоследствии, осмысливая то время, их назовут гвардейцами трудового фронта.

Выводы по второй главе

Исследование и анализ документов военного архива школы ФЗО №28 свидетельствуют:

- учащиеся школы проживали в сложных бытовых условиях, испытывая недостаток в одежде и обуви;

- руководству удавалось в большинстве случаев создавать минимальные условия жизнеобеспечения и сохранения здоровья учащихся;

- жесткие меры в трудовой политике, учитывая экстремальность военной обстановки, были неизбежны;

- в выполнении заданий фронта учащиеся видели свой патриотический долг, цель и смысл жизни.

Заключение

Изучение исторического прошлого России, восстановление объективной картины событий Великой Отечественной войны формирует историческое сознание учащихся. Трудовой вклад учащихся Государственной системы трудовых резервов сыграл важную роль в приближении Победы, и память об этом должна быть сохранена потомками.

Авторы показали значение эвакуации в жизни Советского Союза и Челябинской области в частности. Уникальный опыт перемещения огромных масс людей в годы Великой отечественной войны и расселение их на новых местах может быть использовано в современной России в условиях мощных иммиграционных потоков в стране. Челябинская область приютила значительную часть эвакуированных на Урал, и заметную долю среди них составляли учащиеся Государственной системы трудовых резервов.

На примере деятельности школы ФЗО № 28, эвакуированной из Днепродзержинска, можно сказать, что учащиеся Государственной системы трудовых резервов испытывали серьезные бытовые трудности (холод, проживание в неблагоустроенном общежитии, нехватку самого элементарного), постоянное недоедание, жесткие меры властей в трудовой политике (запрет отпусков, частая работа без выходных, строгие дисциплинарные наказания за малейшие нарушения трудовой дисциплины, уголовная ответственность за опоздания и прогулы…). Но, несмотря на все это, учащиеся видели свой патриотический долг не просто в выполнении, а в перевыполнении заданий фронта, участвовали в деятельности комсомольско-молодежных фронтовых бригад и заменили ушедших на защиту Родины старших братьев и отцов.

Изучение условий, в которых жили и работали подростки, учащиеся Государственной системы трудовых резервов, в годы Великой Отечественной войны, позволяет более полно оценить и прочувствовать величие их трудового подвига, испытать чувство уважения к тем, кто на пределе человеческих возможностей вносил свой личный вклад в борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

На примере учащихся школы ФЗО № 28, эвакуированных из далекого украинского Днепродзержинска в Магнитогорск, можно видеть, что учебные заведения трудовых резервов Магнитки, как и всей нашей страны, достойно выдержали суровые испытания Великой Отечественной войной на стойкость и мужество.

Список источников

I. Нормативно-правовые и другие официальные документы

  1. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. «О Государственных трудовых резервах СССР». — [Электронный ресурс] — Режим доступа: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1967 гг. Сборник документов за 50 лет. М.: Политиздат, 1967. Т.2. 1929-1940 гг. C. 774-775.
  2. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г. «Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушения дисциплины и самовольный уход из училища (школы)». — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4302.htm
  3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. «О мобилизации на период военного времени трудоспособного населения для работы на производстве и строительстве». — — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://economics.kiev.ua /download/ZakonySSSR/data04/text16434.htm.
  4. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 3. — Л. 58.
  5. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 6. — Л. 1.
  6. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 6. — Л. 76.
  7. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 6. — Л. 89.
  8. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 6. — Л. 117.
  9. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 7. — Л. 66.
  10. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 7. — Л. 76.
  11. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 7. — Л. 96.
  12. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 7. — Л. 107.
  13. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 9. — Л. 11.
  14. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 9. — Л. 18.
  15. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 9. — Л. 40.
  16. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 9. — Л. 76.
  17. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 9. — Л. 94.
  18. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 11. — Л. 14.
  19. Архив МТК. Ф. Школа ФЗО № 28. — Оп. 2. — Д. 11. — Л. 57.

II. Моноиздания

20. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. — Гл. ред. М. М. Козлов. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — 832 с. С илл. — С. 801-802.

21. Воронов, Ф. Д. Цель жизни — Магнитка. Сборник воспоминаний. — М.: 1995. — 190 с.

22. Галигузов, И. Ф. Флагман отечественной индустрии. История Магнитогорского металлургического комбината имени В. И. Ленина. // И. Ф. Галигузов, М. Е. Чурилин. — М.: Мысль, 1978. — 251 с.

23. Дегтярев, А. Г. Летопись горы Магнитной и города Магнитогорска. — Магнитогорск, 1993. — 115 с.

24. Копейкина, Ю. А. Во имя тех, кто из «профтех»: события и люди в истории начального профессионального образования Челябинской области. / Ю. А. Копейкина, Н. И. Голендухин, Е. М. Донских. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005. — 236 с.

25. Кузница Победы; подвиг тыла в годы Великой Отечественной войны. Очерки и воспоминания. — М., 1995. — 449 с.

26. Куманев, Г. А. Эвакуация населения СССР: достигнутые результаты и потери. — СПБ., 1995. — 311 с.

27. На линии огня. Воспоминания, очерки, документы. — Челябинск: ЮУКИ, 1979. — 264 с.

28. Потемкина, М. Н. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны: люди и судьбы. — Монография. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 265 с.

29. Трудовой подвиг воспитанников трудовых резервов Челябинской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: Малоизвестные страницы истории начального профессионального образования Челябиснкой области: Справочно-краеведческое пособие. / Авт.-сост.: Н. И. Гондухен, Е. М. Донских, Ф. Н. Клюев и др.; МОиН Челяб. обл.; Чел. ИРПО. — Челябинск, 2004. — 76 с.

30. Чуриков, А. В. Организационно-производственные и социальные проблемы эвакуации и реэвакуации тяжелой промышленности в Челябинской области (1941-1946 гг.). — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Челябинск, 2011. — 25 с.

III. Источники личного происхождения

31. Воспоминания учащейся школы ФЗО № 28 Каменевой Л. М. Архив авторов.

32. Дымшиц, В. Э. Магнитка в солдатской шинели. Документальная повесть. — М.: Архитектура, 1995. — 218 с.

33. Назарова О. Е. «Кузница рабочих кадров» — школа ФЗО Великой Отечественной войны глазами моего деда (исследовательская творческая работа). — Магнитогорск, 2001. — 20 с.

IV. Многотомные издания.

34. Кучер, В. Н. Магнитка — это навсегда. В 2 ч. Часть 1. Дела и судьбы сталинских директоров. — М.: Типография «Новости», 2003. — 284 с.

35. Потемкина, М. Н. Челябинская область: энциклопедия. В 7 т. — Т. 7: Х-Я. / М. Н. Потемкина, А. П. Моисеев. Гл. ред. К. Н. Бочкарев. — Челябинск: Каменный пояс, 2008. — 832 с.: илл. — С. 486-487.

Приложение А

Указ президиума верховного совета СССР от 2 октября 1940 года

О государственных трудовых резервах СССР

Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.

В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.

В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.

В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично — Заводского Обучения.

2. Для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи — организовать в городах Ремесленные Училища с двухгодичным сроком обучения.

3. Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта — помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий — организовать Железнодорожные Училища с двухгодичным сроком обучения.

4. Для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной промышленности, горно — рудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела, организовать школы Фабрично — Заводского Обучения с шестимесячным сроком обучения.

5. Установить, что обучение в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично — Заводского Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.

6. Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства.

7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14 — 15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных Училищах в возрасте 16 — 17 лет для обучения в школах Фабрично — Заводского Обучения.

8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по 2 человека молодежи мужского пола в возрасте 14 — 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 — 17 лет в школы Фабрично — Заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.

9. Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14 — 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 — 17 лет в школы Фабрично — Заводского Обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.

10. Установить, что все окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично — Заводского Обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях, по указанию Главного Управления Трудовых Резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях.

11. Установить, что все лица, окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично — Заводского Обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно — Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно статье 10 настоящего Указа.

Председатель Президиума

Верховного Совета СССР

М. КАЛИНИН

Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР

А. ГОРКИН

Приложение Б

Путевка на обучение в школе ФЗО

Путевка на обучение в школе ФЗО

Приложение В

Выписка из мероприятий школы фабрично-заводского обучения №28

г. Магнитогорска по реализации постановления Обкома ВПК(б)

от 31 января 1942 г. «О бытовых условиях ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения» (февраль, март 1942 г.)*

п/п

Намечаемые мероприятия

Срок

или дата

работы.

Где проводится работа

Ответственен

за работу

1.

1. Учитывать состояние обуви

учащихся и организовывать ремонт последней ученикам, у коих обувь пришла в негодность

из имеющего наличия в школе

выдавать /до получения всеми

учениками формы/ обувь вместо формы или на временное

пользование.

 

Весь период

 

Через директора школы

 

Мастера групп, через кладовщика.

 

2.

2. Выделить /на зимний период/ в распоряжение мастеров групп

по 2-3 пары дежурных валенок

для временного пользования

учащимися на работе на время

ремонта их обуви.

К 23/II- 42г.

Через директора школы

Мастерам групп,

через кладовщика

 

3.

3. Мастерам групп старшему мастеру строго следить за соблюдением и выполнением учениками

правил по технике безопасности

и передвижением учащимися на

работу, с работы, соблюдая правила уличного движения и пользования трамваем учениками, коим

по месту отделенности прохождения практики разрешается пользоваться трамваем.

 

 

 

 

*Орфография и пунктуация оригинала сохранены.

Приложение Г

Распоряжение по школе ФЗО № 28 от 6/VI-42 г.

о выделении резервов обуви*

В связи с тем, что обувь учащихся школы пришла в негодность и ремонт таковых затягивается, выделить как резерв из школьной обуви для подмены учащимся на время ремонта 25 пар обуви.

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ ФЗО №28 /АЛЕЙНИКОВ/

СТ.БУХГАЛТЕР /СЕВЕРЬЯНОВА/

*Орфография и пунктуация оригинала сохранены.

 Приложение Д

О наказании за уничтожение государственного имущества

(двух тумбочек и одной табуретки)

Приказ №1

по школе ФЗО №28 Облуправления трудрезервов г.Магнитогорск

от 27/I - 43г.*

Проверкой установлено, что уч-цы ХАФИЗОВА Екатерина /гр. 28/ и КОЗЛОВА /гр.5/ 30/XII-42г. уничтожили /умышленно сломали/ 2 тумбочки и 1 табуретку.

Такое преступное отнашение учеников к имуществу школы должно быть немедленно присечено, а виновники наказаны:

ПРИКАЗЫВАЮ:

Уч-це ХАФИЗОВОЙ за уничтожение тумбочки и табуретки

ОБЪЯВЛЯЮ СТРОГИЙ ВЫГОВОР С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ.

Уч-це КОЗЛОВОЙ за уничтожение тумбочки и табуретки

ОБЪЯВЛЯЮ СТРОГИЙ ВЫГОВОР С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ.

Взыскать с ХАФИЗОВОЙ и КОЗЛОВОЙ в 10-ти кратном размере стоимость уничтоженного имущества.

Воспитателям, замполиту, мастерам и деж. комендантам проработать приказ среди учеников в школе и предупредить всех учеников об ответственности за уничтожение имущества и материальных ценностей перед судом в уголовном порядке.

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ ФЗО №28 /АЛЕЙНИКОВ/

*Орфография и пунктуация оригинала сохранены.

Приложение Е

Письмо директора школы ФЗО № 28 Алейникова В. Е. начальнику УРСа треста «Магнитострой» Прокофьеву, директору столовой № 1 Рыскину и директору школы ФЗО № 1 Гончарову об улучшении питания учащихся*

Питание в столовой №1 /директор т. Рыскин/, прикрепленной к столовой /директор ФЗО №1 т. Гончаров/ по сравнению с другими столовыми где питаются учащиеся нашей и других школ-питание совершенно неудовлетворительное, что подтверждено материалами и актами комиссии во время проверки столовой.

Несмотря на это питание не улучшается, руководителя столовой мер по улучшению питания в указанной столовой не принимают.

Прошу Вас проверить работу столовой и обязать директора столовой принять меры к улучшению питания учащихся, питающихся в столовой №1, которая находится в равных условиях с другими столовыми УРСа «Магнитострой», где питание учащихся гораздо лучше, чем в указанной столовой.

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ ФЗО №28- /АЛЕЙНИКОВ/

*Орфография и пунктуация оригинала сохранены.

Приложение Ж

Об использовании капусты, заработанной в Харьковском совхозе

Приказ №189

по школе ФЗО №28 Облуправления трудрезервов

г. Магнитогорск от 11/XI - 43г.*

Сего числа из Харьковского совхоза завезенная капусты в количестве 2533 к,. заработанная учениками нашей школы из расчета 15% к общей сумме заработка, которая должна быть отдана одной из столовой треста «МС» где в основном питаются учащиеся нашей школы, для приготовления из данного продукта блюда для учащихся нашей школы сверх утвержденного меню.

Согласно вышеизложенного приказываю:

Назначить комиссию по определению годности передачи в составе 3-х человек:

Председатель комиссии гл-бух. т. Северьянова.

Члены комиссии 1. Гл.-бух. т. Северьянова.

  1. Делопроизвод. Л. Краснова, которые сего числа должна совместно с представителем одной из столовых тр «МС» дать заключение о ее годности, для употребления и не дожидаясь расстаивания завезенной капусты приступить к передачи столовой.

Акт о пригодности капусты для приготовления питания и сдачи и приема представить мне 12/XI-43г. к 11 часам.

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ ФЗО №28 /АЛЕЙНИКОВ/

*Орфография и пунктуация оригинала сохранены.

Приложение З

О сохранении урожая подсобного хозяйства школы

Приказ №108

Школе ФЗО №28 Облуправления трудовых ресурсов

г. Магнитогорск от 24 декабря 44 г.*

По организации подсобного х-ва при школе ФЗО №28 1944 году, и проведенные полевые работы, вовремя организованная посевная и прополочная компания, а также проведена уборочная компания, снят урожай картофеля и сдан на сохранение в овощехранилище без потерь и порчи в к-ве 30 тонн. картофеля, и полностью обеспечили работников школы овощами. Все работы проводились под руководством мастера Ломакина. На основании изложенного мастера Ломакину объявляю благодарность и премирую вещами, шерстяной костюм — 1 шт. и сукна на брюки 1 метр.

Директор

*Орфография и пунктуация оригинала сохранены.

Приложение И

Об отчислении больных трахомой

Приказ №63

по школе ФЗО №28 Облуправления трудрезервов г. Магнитогорск

от 29/IV - 45г.*

§-1

Отчислить из школы ФЗО№28 учащихся по состоянию здоровья, Заключение ВКК и распоряжение Облуправления трудрезервов от 31/III-45г. следующие товарищи — Козун Мих. Захаров. по справкам ВКН трахоматозных II-III стадии Рыжков Николай Захаров. Молокаева А. Филипова И.Г. Мухаментшина З.М. Портнова Н. Шатморданова И. Мусинова Н. Алексеева и Васильева. Отчисленных направить по прежнему месту жительства.

§-2

Глав.бухг. обеспечить деньгами на оплату ж/д билетов до станции назнач. в сумме рублей 125 каждый билет всего 1250 руб.

§-3

Тов.Ламакину и Зам.политу Магтеву обеспечить отправку учащихся с посадкой в поезд 29/IV-45 г.

Директор

*Орфография и пунктуация оригинала сохранены.

Приложение К

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

от 13 февраля 1942 года

О МОБИЛИЗАЦИИ НА ПЕРИОД ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

ТРУДОСПОСОБНОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ

НА ПРОИЗВОДСТВЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ

В целях обеспечения рабочей силой важнейших предприятий и строек военной промышленности и других отраслей народного хозяйства, работающих на нужды обороны, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Признать необходимым на период военного времени мобилизацию трудоспособного городского населения для работы по месту жительства на производстве и строительстве, в первую очередь в авиационной и танковой промышленности, промышленности вооружения и боеприпасов, в металлургической, химической и топливной промышленности.

2. Установить, что мобилизации для работы на производстве и строительстве подлежит трудоспособное городское население в возрасте: мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях.

3. От мобилизации освобождаются:

а) лица мужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет, подлежащие призыву в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища, согласно контингентов, устанавливаемых Совнаркомом СССР;

б) женщины, имеющие грудных детей, а также женщины, имеющие детей в возрасте до 8 лет, в случае отсутствия других членов семьи, обеспечивающих уход за ними;

в) учащиеся в высших и средних учебных заведениях.

4. Порядок, сроки и размеры мобилизации трудоспособных граждан для работы на производстве и строительстве определяет Совет Народных Комиссаров СССР.

5. Установить, что лица, уклоняющиеся от мобилизации для работы на производстве и строительстве, привлекаются к уголовной ответственности и подвергаются по приговору народного судапринудительным работам по месту жительства на срок до 1 года.

Председатель Президиума

Верховного Совета СССР

М.КАЛИНИН

Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР

А.ГОРКИН

Приложение Л

Приказ № 105 по школе ФЗО № 28 «О мобилизации учащихся по 7-му набору из Пинской области Белоруссии»

Приказ №105. Школе ФЗО №28 Облуправления трудовых ресурсов

г. Магнитогорск от 10 декабря 44г.

Добровольно поступившая молодежь и мобилизовано из Пинской области, по очередному 7-му набору в к-ве 444 человека. Приказываю: всем мастерам производственного обучения согласно утвержденного графика, принять группы в н/следующим к-ве и приступить к производств.обучению не поздней 12/XII-44сг. А старшему мастеру тов. Шельненко проследить за выходом на обучение мастеров с группами, а также проверить наличие учащихся по группам.

1. Мастер Шиянов плотники — 26 челов.

2. —//— Бичев плотники — 40 челов.

3. —//— Замри — 45 челов.

4. Мастер Титов плотники — 41 челов.

5. —//— Беляничев станочники — 34 челов.

6. —//— Гордеев станочники — 24 челов.

7. Мастер Побережский плотники — 41 челов.

8. —//— Кадочников штукатуры — 13 челов.

9. Мастер Ефимова штукатуры — 44 челов.

10. —//— Фурштейн штукатуры — 41 челов.

11. —//— Солодовников — 31 челов.

12. —//— Жучкин — 19 челов.

13. —//— Лезиукин слесаря — 40 челов.

Всем мастерам провести среди учащихся воспитательную работу и строго след. за сохранением контингента, а также не допускать прогулов.

Директор

*Орфография и пунктуация оригинала сохранены.

Приложение М

Воспоминания учащейся школы ФЗО № 28

Каменевой Лидии Макаровны

В школу я поступила по мобилизации из Пинской области Белоруссии в декабре 1944 года. Моя девичья фамилия была Рябкова. Обучалась профессии маляр-альфрейщик. Профессия мне нравилась, учеба давалась легко, потому что с детства любила рисовать.

Поселили нас в барак на Ежовке, позже я узнала, что это название произошло от расположенной рядом горы, на которой когда-то было много ежей. Первые воспоминания были связаны с сильным холодом, ветер дул в щели в полу и печи грели слабовато. Поставишь стаканчик с водой вечером, а утром там уже лед. Воду брали в бачках, к которым на цепочке прикреплялся ковшик. Мы им разбивали ледяную корку и доставали воду. Рядом с общежитием работали немецкие пленные солдаты.

Первое время было трудно привыкать к суровой дисциплине, вставать по заводскому гудку, ходить строем. Я училась и работала в 9-ом управлении треста «Магнитострой». По указу правительства 1940 года за нарушение дисциплины, невыполнение рабочих норм штрафовали, вырезали по 200 гр. хлебных карточек и даже могли судить. На производстве моим мастером был Удалов Василий Павлович, он красиво расписывал стены, потолки, различные колонны и многому меня научил. Говорят в войну была слишком суровая дисциплина. Я считаю, правильно требовали, поэтому и победить смогли. Во время учебы моим мастером был Каменев Николай Николаевич. Я ему понравилась, и он выбрал меня женою. У нас сохранилась фотография военной поры во время урока производственного обучения. Такая у меня была военная молодость и очень интересная судьба.

9 управление треста «Магнитострой»29 управление треста «Магнитострой»2

9 управление треста «Магнитострой»9 управление треста «Магнитострой»

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top