Шумская О.В.

Центральным понятием нашей работы является красота. Красота это особая эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры. Красота является общим и многогранным понятием и во многом эклектичным. Со времён античности понятие красоты является одним из важнейших в философии восприятия бытия. Одной из важнейших категорий социального бытия любой исторической эпохи является понятие женской красоты. В женской красоте отражаются общественные, культурные, мировоззренческие ценности и нормы. В идеале женской красоты как в зеркале  можно видеть историческую эпоху и время, наконец, Человека.

В настоящее время существует предположение, что наше восприятие красоты — инстинктивное, закрепившееся в памяти человека благодаря множеству предшествующих поколений живых существ с их бессознательным опытом, а также тысячам поколений людей с опытом осознаваемым [1].

В данной статье мы попробуем показать как идеалы женской красоты допетровской Руси воплотили в себя специфику общественного устройства, истории и самобытной культуры русского народа того времени. Как было сказано, выше понятие красоты включает в себя гармоничное сочетание многих аспектов объекта. Эти аспекты мы можем разделить на две большие группы: внешние (внешний вид, т.е. косметика, одежда, конституция тела) и внутренние (манера поведения, характер, место в обществе, в семье).

Итак, цель нашей работы заключается в том, чтобы показать как должна выглядеть красивая девушка в глазах мужчины того времени. С помощью рассмотрения ее внешнего вида, мы сможем составить идеальный портрет женщины XVI - XVII веков.

Источниками по данной теме являются документальные свидетельства эпохи: записки иностранцев о России. В частности нами использовались сочинения Адама Олеария [2], Джильса Флетчера [3], Сигизмунда Герберштейна [4], Джером Горсея [5]. А также в качестве источника рассматривали известное произведение Сильвестра «Домострой»[6].

Начнем рассмотрение идеалов женской красоты с внешних аспектов, и, прежде всего, с одежды.

В сочинении немецкого дипломата Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» довольно много говорится о видах женской одежды. Он  пишет, что женская одежда была очень схожа с мужской, ее шили из одного и того же материала. Богатые женщины украшали свои костюмы золотыми тесемками и шнурами, а иногда  большими серебряными и оловянными пуговицами. Рукава вверху были не пришиты, так что женщины просовывали руки и давали рукавам свисать. Рукава сорочек в 6, 8, 10 локтей (1 локоть – 30 см), но очень узкие, надевая их, они собирают рукава в мелкие складки[7].

По сведениям того же Олеария на головах русские женщины носили широкие и просторные шапки. Сшиты они были из золотой парчи, атласа, дамаста, с золотыми тесьмами. Особо богатые женщины обшивали свои шапки золотом и жемчугом, взрослые девицы на головах носили большие лисьи шапки[8]. А вот Дж. Флетчер  в своем труде «О государстве Российском» отмечает, что богатые женщины носят на голове тафтяную повязку, обычно красную, а сверх нее шлык, который называется науруз, белого цвета. Сверх этого шлыка надевают шапку, с богатой меховой опушкой, с жемчугом[9].

Все тот же  английский дипломат, Дж. Флетчер  отмечает, что одежда богатых и бедных женщин не сильно отличается по покрою, различна лишь материя из которой шьют одежду [10]. Чрезвычайно распространенной верхней одеждой  среди богатых женщин была телогрея. Телогрея могла быть с мехом и без него. Телогрею шили из атласа, камки, кутни, тафты. Холодные телогреи были на шелковой подкладке с подпушкой, а теплые – на горностаях, лисах, куницах. Украшались кружевом или галуном, были с проймами и без них.

Так И.Е. Забелин пишет, что телогрея выглядит как платье, с небольшими пуговками  или нашивками спереди, то есть завязками. Длина ее почти до пят, имела проймы, в которые и надевалась на сорочку, так что ее рукава всегда оставались висящими или связывались позади за спиной [11].

Еще одной царской одеждой была распашница. Ее название говорит само за себя. Распашница была свободного покроя с широкими рукавами и шилась из легких тканей, украшалась кружевом, а в верхней части – пуговицами. Она представляла собой богатую одежду, сшитую из дорогих тканей и ярко украшенную.

Еще одним видом верхней одежды был кафтан. Кафтаны были предназначены для разных погодных условий и делились на теплые и холодные. Как правило, он был очень длинный, почти до пят с длинными рукавами, концы рукавов нередко заменяли перчатки. Кафтаны также делились на праздничные и повседневные. В праздничном кафтане  различные детали украшались золотом, жемчугом. К нему также пристегивался высокий стоячий воротник. Кафтан имел богатую цветовую гамму. Его шили из тканей алого, голубого, макового, вишневого и других цветов. Кафтаны носили все слои населения: богатые и бедные, горожане и деревенские жители.

Дж. Флетчер  отмечал, что верхняя  одежда очень широкая, называемая опашень. Обычно красного цвета, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застегивалась спереди большими серебряными или золотыми пуговицами, величиной почти с грецкий орех[12]. Сверху, под воротником, к ней пришит еще другой большой широкий воротник из дорогого меха, который висит почти до половины спины.

Другим типом верхней одежды русских женщин той эпохи была однорядка. Она являлась общей как для мужчин, так и для женщин. Это была долгополая одежда, без воротника с длинными рукавами. Однорядка  застегивалась  пуговицами  или завязками. Ее одевали  как весной, так и осенью. Однорядки шились как для богатых, как и для простонародья[13].

Зимой также носили меховые, главным образом овчинные шубы, полушубки, тулупы. У богатых шубы были нарядные, часто на дорогих мехах, украшенные петлицами, нарядными пуговицами, металлическим кружевом. У бедных в обиходе обычно имелась одна скромная шуба, о покрое шуб имеется мало сведений, она делалась обычно распашной, с широкими рукавами, которые зауживались к кисти. Длина менялась в зависимости от фасона: шубы могли быть ниже колен и почти до пят [14]. Тулуп представлял собой верхнюю, очень теплую одежду. Тулупы были местные и привозные.

Ричард Джеймс, английский путешественник, пишет, что «эту шубу русские носят зимой: мехом внутрь, а летом навыворот». Одним из видов  верхней одежды  была сермяга, ее носили преимущественно представители бедного населения. Ее шили в домашних условиях из шерстяной некрашеной ткани и представляла собой подобие грубого кафтана. Цвет у этой одежды был неброский, черного или серого цвета. Особо выделялись праздничные сермяги – белого цвета. Также носили сукню и сукман. Эта одежда представляла собой  различные по крою кафтаны, отрезные по талию со   сборками, запахивающимися под пояс или застегивающиеся сверху до низу.

Помимо теплой верхней одежды  женщины XVII в. носили и плащи. Одним из разновидностей плаща была епанча. И.Е.Забелин пишет, что епанча – это широкий плащ, суконный на подкладке, епанча украшалась  кружевом с пуговицами, это была длинная, очень широкая одежда[15]. Во многих источниках упоминаются сапоги, которые носили женщины, на очень высоких каблуках. А. Олеарий  отмечает, что высота каблуков у некоторых достигает в четверть локтя, в таких башмаках они не могут много бегать, так как передняя часть башмака едва доходит до земли.[16]

Важной частью русской одежды являлась рубаха[17]. Женская рубаха состояла из двух частей: верхней и нижней. Верхняя  называлась станиной, нижняя - подставком и иногда делалась из другого, более грубого материала. Сборки на рубашке на уровне груди назывались ливками. Вышитый ворот у рубахи назывался ожерельем. Считается, что самые древние рубахи шились без воротника. Как правило, рубаха  имела красочный, изысканный орнамент, который в первую  очередь выполнял функцию защиты от злых духов. Именно поэтому вышивка украшала края рукавов, ворот, подол, то есть те места, которые открывали доступ темных сил к человеку. Нательные рубахи были скромными, верхние -  более  нарядными и порой с длинными рукавами, собиравшимися в сборки и стягивающиеся у запястьев манжетами или браслетами. Рубахи шили из белого полотна, богатые - из  тонкой шелковой или хлопчатобумажной покупной материи. Нательные рубахи могли быть и шерстяные. К рубашке полагался пояс [18].

Одним из вариантов рубахи является кошуля. Чаще всего она представляла собой женскую рубаху с широкими рукавами и расшитую по подолу. Особенным видом нательной одежды была сорочка, которая украшалась по подолу и рукавам вышивками или нашивками.

Вторая одежда, то есть, которую одевали сверх рубашки, была различна. Одним из примеров является шубка. Так И.Е.Забелин писал, что шубка покроем была похожа на сарафан, длиной была до пят, рукава до пола имела проймы, в которые продевались руки [19]. Для шубок использовались бархат, сукно, атлас, шелк, мех чаще всего в качестве отделки.

Распространенным видом одежды был летник. Так Дж.Флетчер описывал его так, он был спереди без разрезов, с большими широкими рукавами из золотой парчи [20].Его носили и знатные женщины, и самые простые, даже крестьянки. Летник шили из камки, атласа, объяри, тафты. Необходимыми деталями его были вошвы, накапники и подольник.  Вошвы представляли собой полотнища, скроенные по косой. Делались из тяжелой, плотной, дорогой ткани. Украшались шитьем и жемчугом. Подольник пришивался  к подолу. Была атласная или из другой блестящей ткани всегда другого цвета по сравнению с платьем.

Одним из самых распространенных видов одежды был сарафан. Его носили не только в Москве, но и на севере и юге. Происхождение женского сарафана остается пока мало известным. Это могла быть новая одежда, возникшая в городах под влиянием костюма господствующих классов и служилого населения и распространившаяся затем среди крестьянства. Сарафаны шились из ярких, красивых тканей, некоторые были с пуговицами. Очень распространены были синего цвета, также красные, зеленые, белые.

Помимо сарафанов женщин этого времени можно было увидеть  в клетчатой юбке-поневе. Ношение поневы имело возрастную дифференциацию. Пожилые женщины редко украшали поневу, и выглядела она не так ярко. Молодые обильно украшали вышивкой подол, расшивали поневу гарусом. Самая важная функция поневы - брачная. Почти повсеместно, где была  распространена понева как вид поясной одежды, она являлась элементом костюма замужней женщины. Позже на смену поневе пришла юбка. Юбка была как домашней, так и уличной. Изготавливалась и для будней, и для праздников. Материал шел самый разнообразный: кисея, шерсть, выбойка. Цвет предпочитался насыщенный: малиновый, ярко-красный, зеленый, были и белые юбки[21].

Мы уже упоминали про головные уборы русских женщин, учитывая записки иностранцев. Но остановимся на этом вопросе подробнее. Головной убор женщин с древних времен считался символом брака и плодородия. В бытовании женских головных уборов продолжали развиваться прежние традиции: у замужних женщин строго соблюдался обычай покрывать голову, девушки ходили с непокрытой головой, свободно распустив волосы. Женский головной убор был сложным и состоял из несколько частей. Убрус - надевали поверх мягкой матерчатой шапочки-повойника или подубруса и подзатыльника.

Широко была распространена кика или кичка - символ замужества. Она имела мягкую тулью. Кика покрывалась красивой, шелковой тканью, спереди имело расшитое жемчугом чело, у ушей - рясы. Рясы представляли собой  пряди из жемчужных  или бисерных зерен с золотыми и серебряными пронизками, колодками, кольцами и драгоценными  камнями.

Весьма распространенным головным убором у женщин был кокошник[22]. Кокошник считался важной частью праздничного туалета не только деревенских жительниц, но и горожанок. Кокошник представлял собой достаточно ярко украшенный головной убор из красивой цветистой ткани. Главная особенность кокошника - два рога, которые образуют своеобразный гребень. Внутри кокошника часто помещают волосы, собранные на макушке головы. Кокошник имел сословную значимость. Если кичка была именно крестьянским убором, и их шили сами крестьянки, то кокошники изготовлялись специальными мастерицами. Носили кокошники и купчихи, и дворянки, и горожанки. Делались они из атласа, льна, тафты, миткаля и другого тонкого материала и расшивались золотом, украшались серебром.

Как и в современной жизни, так и в древности для покрывания головы женщина  использовала традиционный платок [23]. Способы ношения платка были разнообразны. Один из древних способов – набрасывание платка на голову, не повязывая его, внакидку. Этот способ долго сохранялся в свадебной и похоронной обрядности. Изготовлялись платки, как правило, из тонких, легких тканей: кисеи, шелка.

Девушкам разрешалось ходить с непокрытой головой. Девичью косу украшал косник - вплетенная в нее золотая нить или чаще треугольная привеска, обычно на жесткой основе, богато расшитая нитками или жемчугом, окаймленная кружевом и металлическими пластинками[24].

Осенью и зимой женщины носили шапки. Самой древней в обиходе была нагольная шапка, то есть мехом внутрь, кожей наружу. Шапки имели названия: Каптур, столбунец, треух. Шапка Каптур была круглой, закрывающая затылок и щеки. Столбунец – высокая шапка, которая суживалась кверху и имела дополнительную меховую опушку на затылке. Треухи представляли собой шапку с тремя лопастями.

Дж. Флетчер отмечает, что летом женщины одевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемая у подбородка, с двумя висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. Когда женщина выезжает верхом или выходит со двора в дождливую погоду, то надевает белую шляпу с цветными завязками[25].

В.П.Седов в своей книге «Закат Московского царства» пишет, что на женский дворцовый гардероб  XVII  века большое влияние оказала польская мода. Серьезные изменения произошли при царе Федоре Алексеевиче. В этот период женщины стали носить шапочки по польскому образцу. Это были бархатные шапочки с меховыми отворотами из куницы, бобра и соболя. Под шапочку надевали рантух, представлявший собой большое широкое  покрывало из тонкой ткани, окутывавшее голову и  плечи. Края рантуха отделывали вышивкой или золотым шитьем. Он  надежно закрывал волосы, и только у девушек они были слегка приоткрыты[26].

Что  касается обуви, то она тоже была различна. Так Дж. Флетчер  отмечает, что у всех женщин на ногах сапожки из белой, желтой, голубой или другой цветной кожи, вышитые жемчугом. Такова обувь знатных женщин[27].

Самой распространенной обувью среди простонародья оставались лапти[28]. Лапти  делали из древесной коры. Они не промокали в дождь, не натирали ногу. Производство лаптей никогда не знала простоя: дело в том, что они быстро изнашивались. Праздничные лапти не только на вечеринки или на ярмарку: в них венчали и хоронили.

Еще одним видом древним и очень распространенным видом обуви были поршни. Как правило, они делались из  одного прямоугольного куска сыромятной кожи. Эта обувь, также как и лапти, была большей частью принадлежностью крестьян.

Зажиточные, состоятельные москвички носили сапоги, чоботы, башмаки и чедыги. У сапог были железные подборы и подковы со множеством гвоздей по всей подошве. Сапоги делались из  различных сортов кожи и были чрезвычайно колоритными. Преобладали цвета красные и желтые, иногда сапоги были зеленого, лазоревого, белого цвета. Обувь расшивалась золотом, особенно в верхних частях голенищ, где изображали  единорогов, листья, цветы. Обувь делалась из тонкой кожи и была мягкой. Такие мягкие сапожки носили название чедыги. В городах очень распространены были чоботы. Они отличались от сапог тем, что их голенища были укороченными, практически их не было. Женщины также носили башмаки. Они были с очень большими каблуками, и очень сильно украшалась различными орнаментами. Адам Олеарий отмечает, что  русские подобно полякам, носят короткие  сапоги из персидского сафьяна. Девушки носят башмаки, на которые очень тяжело ходить[29].

Таким образом, мы можем говорить о большом разнообразии женских видов одежды. Русская одежда не была схожа с европейской, хотя мода на «польское платье» прочно вошла в русский быт во второй половине XVII в. Всего насчитывалось 12 видов верхней одежды, 7 видов нижней одежды, 5 видов обуви и 8 головных уборов.

Отметим также региональную специфику одежды в России XVII в., что соответствует общему разнообразию провинциальной русской культуры. Благодаря детальному изучению одежды, обуви женщины мы можем проследить, что она зависела от социальных факторов.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что женщины того времени носили закрытую одежду, с длинными рукавами. К тому же длина одежды должна была быть такой, чтобы закрывала внешнюю поверхность  стопы. Это говорит о том, что женщины не должны были показывать свою красоту чужим мужчинам. Одежда была разнообразной, шилась из различных тканей. И от того какое положение в обществе занимал мужчина, зависела убранство женщины. Чем выше был социальный статус мужчины, тем богаче была одежда женщины.

Что касается косметики, то большое количество сведений содержатся в сочинениях иностранцев. И эти сведения путешественников о красоте русских женщин весьма противоречивы. Адам Олеарий  отмечает, что женщины в общей сложности среднего роста, нежны лицом и телом. А вот другой неизвестный иностранец пишет, что внешний вид женщин  несколько более изящен, чем мужчин, но лицо у них круглое, губы выдаются вперед, Но все добавляет, что у русских встречаются свои «Венеры». Но вот в чем точно у иностранных авторов не было разногласий, так это в том, что русские женщины злоупотребляли косметикой. Вот что пишет по этому поводу А.Олеарий: « В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригорошнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда  окрашивают в коричневый  цвет брови и ресницы»[30] Нельзя сказать, что европейские женщины вовсе не пользовались косметикой, но они делали это так искусно по сравнению с русскими женщинами, что европейские мужчины не замечали белил и красок на лицах своих жен. Вдвойне удивляло иностранцев, то что русские женщины пользовались косметикой не тайно от своих мужей. Почти самый беднейший мужчина покупал румяна и краски своей жене. То есть на Руси считалось вполне обыденным, когда муж ехал на базар, чтобы купить своей жене белила и румяна. По свидетельствам некоторых иностранных путешественников, необычным было как раз неупотребление русскими женщинами косметики. Даже если женщина от природы красивее, она все равно должна была краситься.

А.Олеарий  описывает один случай. Жена одного знатного боярина, весьма привлекательная от природы не хотела румянить лицо, но жены других бояр стали упрекать ее за это, так по их мнению она относится с презрением к обычаям и привычкам их страны и позорит своими действиями  других женщин. В итоге с помощью своих мужей они принудили эту прекрасную боярыню белиться и румяниться, как все остальные[31]. Таким образом, из этого рассказа можно сделать вывод, что румяниться и белиться было в обычаи русских женщин.

Дж. Флетчер дает свое объяснение чрезмерному употреблению косметики русскими женщинами. Он полагает, что женщины, белясь и румянись, стараются скрыть таким образом, дурной цвет лица, который приобретают женщины  из-за жарко натопленных печей  в помещениях и из-за мороза. Флетчер  пишет, что мужья радуются, что из страшных женщин они превращаются в красивые куклы. От краски морщится кожа, и они становятся еще безобразнее, когда ее смоют[32].

Неизвестный англичанин писал про русских женщин, что почти на расстоянии выстрела можно будет увидеть налепленные на лицах краски и сравнивает женщин с мельниками, потому что они выглядят так, как будто около их лиц  молили муку.

К началу  XVII века европейцы стали более снисходительно относиться к накрашенным русским женщинам, так как в Европе появилась мода на белила, и европейки стали также походить на кукол.

Таким образом, отношение к красоте русских женщин было различным. Но отношение к их косметике не вызывало споров. Русские женщины накладывали на себя большое количество белил и румян, что их было очень трудно отличить друг от друга. Иностранцы делали различные выводы: одни считали это обычаем, другие, чтобы замазать свое проблемное лицо. Возможно,  они делали это, чтобы на них не смотрели чужие мужчины. И эта косметика было прообразом чедры, которую носили женщины на востоке.

Еще одним из важных аспектов, в рассмотрении внешнего вида женщины являются украшения. Важной деталью любого костюма были пуговицы. Они выполняли важную функцию: застегивали одежду и украшали ее. Часто на дорогих, богатых одеждах можно было увидеть золотые или серебряные пуговицы, сделанные искусными мастерами на заказ. Были также пуговицы хрустальные и медные, были и деревянные, обтянутые тканью.

Очень популярны были так называемые пристежные воротники. Они назывались ожерельем и были достойным украшением любой одежды, будь то рубаха или кафтан, зипун или однорядка. Ожерелье иногда имело контрастный  по сравнению с основной одеждой цвет. Оно могло украшаться не только богатой вышивкой или драгоценными камнями, но и пуговицами[33].

Для украшения рукавов с середины  XVI века появились пристежные манжеты, которые назывались зарукавья. Эта деталь имела очень красочный и богатый вид. Основа у зарукавья была атласная или бархатная, а низанья жемчужное.  Женский костюм часто дополнялся еще одним украшением, которое называлось монисто. Монисто представляло собой ожерелье в таком виде, как мы сейчас понимаем значение этого слова. В старину это было шейное украшение из жемчуга или монет.

Трудно представить себе женщину без своего главного арсенала украшений – серег, перстней, браслетов, или, как их тогда называли обручей. Независимо от сословий или места проживания украшения носили все. Только различались они по своему качеству и ценности, и количество их было различным  у богатой женщины и у бедной. Богатая имела множество драгоценностей. Бедная могла довольствоваться одним нехитрым комплектом украшений. Так Дж. Флетчер пишет, что в ушах богатые женщины носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами или другими драгоценными  камнями. На шее носят ожерелье[34].

Как уже было сказано, немаловажную функцию в украшении одежды выполняла богатая красочная отделка. Кроме традиционной вышивки, одежда украшалась нашивными бляхами - аламами. Повсеместно применялась  обшивка галунами и нашивка петель из золотого и серебряного шнура с жемчугом и каменьями. Края одежды обшивались также металлическим кованым низанным или плетеным кружевом.

Особенной  изысканностью отличалась тесьма, называемая галун. Галун употреблялся для обшивки и украшения одежд и других предметов. Иногда заменял кружево.

Но особенную ценность представляет кружево. По технике изготовления кружево было шитое и плетеное. Плетеное изготовлялось при помощи коклюшек, а шитое - петельным швом, иглой по узору на бумаге[35]. Широко использовалось кружево из белых и черных льняных и шелковых ниток. Цветное кружево употреблялось для украшения одежды, полотенец.

Иностранцы отмечают, что русские носят серьги, на шее драгоценные или позолоченные цепи, а к ним прикреплялись кресты. Практически все, исключая бедноту, носили кольца и перстни.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что украшения и аксессуары  были различны.  Носили украшения все, отличалось только  их качество и количество, в зависимости от сословия.  Украшения делались из разных тканей и предметов.  У богатых женщин было большое количество драгоценных украшений.

Несколько слов скажем о конституции тела женщины того времени. В большинстве случаев женщины были высокого роста, полного телосложения, с овальным лицом. Их основная функция состояла в воспроизводстве рода.

Мы разобрали внешний вид женщины, теперь посмотрим на внутренний аспект женской красоты. Если разобрать взаимоотношения мужчины и женщины XVII века, то картина получается следующая.

Можно с уверенность сказать, что в основе взаимоотношений между женщиной и мужчиной был патриархат т.е. во главе семьи был мужчина.

Так Нэнси Шилдс Коллманн пишет, что по степени напряженности в обращении с женщинами Московская Русь напоминает классические общества  «чести и стыда»[36]. Роль полов в них четко определены. Мужчины добивались чести, своей властью защищая целомудрие и репутацию женщин. Следует заметить, что на территории  Московской Руси не было принято открыто содержать любовниц или незаконных детей. Вне брака мужчины должны были воздержаться от половых отношений. Женщинам следовало быть скромными, застенчивыми и слушать своего мужа.  Мужчины нередко оказывали  добропорядочным женщинам преувеличенное уважение, но в целом отношение к женщинам преимущественно отличалось женоненавистничеством. Женскую природу считали источником зла, соблазна и социального расстройства. Женщину следовало контролировать. Этот контроль осуществлялся в разных формах: в организации браков, ограничении и наблюдении с лицами  противоположного пола, в сокрытии женских тел с помощью головных уборов, скромных причесок и множества слоев ткани. Крайней степенью контроля была физическая изоляция женщины, ее сокрытие от мира.

Так, австрийский  дипломат,  Сигизмунд Герберштейн  пишет,  что положение женщины на Руси весьма плачевно. Мужчины не верят в честь женщины, если она  не живет взаперти дома и не находится под такой охраной, что никуда не выходит. Они отказывают женщине в целомудрии, если она позволяет смотреть  на себя посторонним или иностранцам. Они сидят дома, прядут и сучат нитки, не имея совершенно никакого голоса и участия в хозяйстве. Всем, что убито руками женщинами, будь то курица или другое какое животное. Если они хотят зарезать курицу, а мужа или рабов случайно нет дома, то они становятся у дверей, держа курицу и нож, и усердно просят прохожих мужчин чтобы те зарезали  животное. В храм женщин допускают весьма  редко, еще реже - на беседы  с друзьями, и только в том случае, если эти друзья - старые и свободны от всякого подозрения[37].

Согласно Домострою мужчины должны воспитывать своих жен с любовью и наставлениями, прежде всего женщина должна иметь страх божий и пребывать в чистоте телесной. Также должна хорошо уметь готовить, чтобы научить слуг этому.  Женщина не должна сидеть без дела, чтобы повадно не кому не было. Ей следует следить за слугами, что и как они делают. Женщина не должна есть и пить без ведома мужа, не просить подарков. Одежду следует хранить бережно и опрятно[38].

Структура патриархата имеет и оборотную сторону. Так, к примеру, в Московской Руси оскорбление чести замужней женщины компенсировалось в два раза большим штрафом, чем оскорбление ее мужа. В среде тяглого населения патриархат был менее функционален. И в крестьянских, и в посадских общинах трудовой единицей являлась супружеская пара и ее домочадцы. В то же время мужчины несли определенные обязанности по отношению к женщине. Первой была обязанность защищать и оберегать честь женщины от малейших оскорблений, поскольку унижение женщины оскорбляло и мужчин, несших за них ответственность. Второй обязанностью был контроль за поведением  женщин. За изнасилование женщины суд наказывал очень сурово. Что касается битья женщин, то православное вероучение прощало физическое наказание женщин, детей и домочадцов, побуждая лишь к тому, чтобы оно было справедливым и умеренным. При этом  женщина соглашалась вернуться к мужу, если он обещает ее не бить. Женщины могли на  законных основаниях искать защиты через посредников или принимая собственные меры, такие как побег или монашество. Женщины также обоснованно жаловались на мужчин, отказавшихся от своих обещаний жениться или поддерживать их в старости. Подобные случаи особенно ярко показывают уязвимость женщин, рассчитавших обрести в замужестве и в семье уважение и материальную обеспеченность на будущее.

Обещания жениться  были особенно  важны, поскольку они были условием, при котором женщина нередко соглашалась на добрачные отношения. Если подобное соглашение нарушалось, она подвергалась публичному унижению, не могла рассчитывать  на достойное замужество и лишалась материальной поддержки[39].

Григорий Котошихин, составивший описание системы управления и нравов придворной элиты 1660-х годов уделил этому вопросу особое место. Если перспективный жених, писал он, добьется привилегии личного свидания  с перспективной невестой, а затем оскорбит ее «худыми и позорными словами, и других женихов учнет от нее отбивать прочь», то его заставляли жениться на ней, чтобы не обесчестить[40].

Возможность расторгнуть брак формально имели право и муж, и жена. Основным поводом к  разводу считалось прелюбодеяние, но определялось оно для супругов по разному. Муж считался изменником, если имел наложницу и детей от нее. Формально жена, конечно, могла потребовать развода, если могла доказать факт измены мужа. Но разводных грамот по этому поводу найдено не было. Женщина считалась прелюбодеицей, если она только  решилась на  связь с другим мужчиной.[41]

Женские волосы являлись объектом конфликтов. Девушки носили одну косу, а замужние женщины две, покрытые платком или головным убором. Было немало дел о бесчестье, вызванных тем, что мужчины сбивали с головы женщины головной убор, дергали за косу или рвали одежду. Женщины подвергались и другим оскорблениям - часто их называли «воровками», «курвами», «плутовками».

«Московиты» также обращались  к защите правосудия от упреков в незаконно происхождении. Молитвы и крещение не совершались по отношению к незамужним матерям и их детям  до тех пор, пока они не давали показаний, что причиной беременности было изнасилование или иные вынужденные сексуальные отношения. Женщины могли участвовать  в своей защите. В отсутствии покровителя – мужчины вдовы, монахини и настоятельницы и др. могли сами выступать в защиту своей чести. Суды присуждали выплату женщинам, полагавшимся им по закону. Когда женщины находились в положении управительниц домом, монахинь или настоятельниц монастырей они действовали с определенной долей автономии. Женщины уравновешивали контроль за собой возмещением за бесчестье и выкраивали зоны независимости[42].

Женщины дома жили в отдельных покоях, а на публике носили покрывала или передвигались в закрытых повозках. Обстоятельства время препровождения женщины и ее частная жизнь зависела от социального статуса. В зажиточных семьях день начинался с молитвы, в трудовых семьях женщины, скорее всего успевали только перекреститься и сразу приступали к обычным заботам. Причем завтрака у женщин не было, они могли, есть не более 2-х раз в день.[43]

Таким образом, подводя итог всему выше сказанному, мы можем составить  «портрет» женщины XVII века. Рассматривая одежду, косметику, украшения женщины мы видим, что она была достаточно разнообразной. Причем основные ее виды были одинаковы и не зависели  от социального положения. Различия состояли лишь в том, из чего она изготовлялась. Женщина, чтобы понравиться мужчине, должна была накладывать на себя большое количество румян и белил. В основе взаимоотношений между мужчиной и женщиной была система патриархата, то мы можем предположить, что косметика была инструментом защиты от чужих глаз. Существовал определенный «канон» в понимании красоты женщины.  Что касается украшений, то мы тоже видим большое разнообразие. Это говорит нам о том, что, чтобы понравиться мужчине женщина должна была всячески следить за своим внешним видом. И, конечно, не стоит забывать, что в понятие красоты следует включать положение женщины в обществе  и ее поведение. Система патриархата, т.е. полное подчинение женщины мужчине  -  это то, что ждали от идеальной девушки в XVII веке. Это время, когда страна стояла на пути преобразований. И понятия о красоте и поведении женщины уже в  XVIII веке будут отличаться.

Библиография

Источники:

1.Герберштейн С. Записки о Московитских делах. М., 2007

2.Горсей Дж. Записки о России XVI-начале  XVII века. М.,1990

3.Домострой. М., 1994

4. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Спб, 1906

5.Флетчер Дж. О государстве Российском. М., 2002

Литература:

1. Ефремов И. Лезвие бритвы. Споры о красоте. М., 1963

2. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках. М., 2005

3. Коллман Н.Ш. Соединенные честью. М., 2004

4. Политковская Е.В. Как одевались в Москве и ее окрестностях в XVI-XVII веках. М., 2004

5. Пушкарева Н. Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии. М.,2011

6. Русские. М., 1999

7. Седов В.П. Закат Московского царства. М.,2008


[1] Ефремов И. Лезвие бритвы. Споры о красоте. М., 1963, с. 3.

[2] Олеарий А. Описание путешествия в Московию. СПб, 1906.

[3] Флетчер Дж. О государстве Российском. М., 2002

[4] Герберштейн С. Записки о Московитских делах. М., 2007

[5] Горсей Дж. Записки о России XVI-начала XVII в. М., 1990

[6] Домострой. М., 1994

[7] Там же, с. 175-176

[8] Там же, с.176-177

[9] Флетчер Дж. О государстве Российском. М., 2002, с. 161

[10] Там же, с. 144

[11] Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI-XVII  веках. М., 2005, с. 124

[12] Флетчер Дж. О  государстве Российском. М., 2002, с.162

[13] Политковская Е.В. Как одевались в Москве и ее окрестностях в XVI-XVII  веках. М., 2004, с.56-66, с.89

[14] Русские. М., 1999,  с. 326-327

[15]Забелин И.Е, Домашний быт русских цариц в XVI-XVII. М., 2005, с.450

[16] Олеарий А.Описание путешествия в Московию. СПб, 1906, с.176

[17] Политковская Е.В. Как одевались в Москве и ее окрестностях в XVII веке. М.,2004,с. 23

[18] Русские. М., 1999, с. 323

[19] Политковская Е.В. Как одевались в Москве и ее окрестностях в XVI-XVII  веках. М., 2004,  с.30

[20] Флетчер Дж. О государстве Российском. М., 2002, с. 162

[21] Политковская Е.В. Как одевались русские женщины в XVI-XVII веках. М., 2004, с.44-45

[22] Там же, с.113-115

[23] Политковская Е.В. Как одевались русские женщины в XVI-XVII веках. М., 2004, с.122

[24] Там же, с.123

[25] Флетчер Дж. О государстве Российском. М.,2002, с. 162

[26] Седов В.П. Закат Московского царства. М., 2008,  с.516

[27] Флетчер Дж. О  государстве Российском М.,2002, с.163

[28] Политковская Е.В. Как одевались в Москве и ее окрестностях в XVI-XVII  веках. М.,2004, с.128-129

[29] Олеарий  А. Описание путешествия в Московию.  СПб, 1906, с.176

[30] Олеарий А.  Описание путешествия в Московию.  Спб,1906,  с.173

[31] Там же, с.173-174

[32] Флетчер Дж. О государстве Российском. М., 2002, с.160

[33] Политковская Е.В. Как одевались в Москве и ее окрестностях в XVI-XVII  веках. М., 2004, с. 133

[34] Флетчер Дж. О государстве Российском. М., 2002, с.161

[35] Политковская Е.В. Как одевались в Москве и ее окрестностях в XVI-XVII  веках. М., 2004, с.136

[36] Коллманн Н.Ш. Соединенные честью. М., 2001,  с. 113-114.

[37] Герберштейн С.Записки о Московитских делах. М., 2007, с.170-171

[38] Домострой. М., 2004, с.23

[39] Коллманн Н.Ш. Соединенные честью. М.,2001, с.134-135

[40] Там же, с.135

[41] Пушкарева Н. Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии. М.,2011, с.28

[42] Коллманн Н.Ш. Соединенные честью.  М., 2001, с.141

[43] Пушкарева Н. Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии. М.,2011,с.45

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top