Помелов В.С.
Введение
В рамках данной работы будет рассмотрен процесс становления промышленности в городе Куйбышеве, в результате эвакуации промышленных предприятий в город Куйбышев из других городов и населённых пунктов СССР и создания новых индустриальных объектов.
Целью нашего исследования является анализ становления промышленного потенциала Куйбышева в годы Великой Отечественной войны, систематизация сведений относительно данного процесса, создание достаточно полной картины развития промышленности в 41 – 45 годы.
Для достижения данной цели представляется необходимым решить следующие задачи: во-первых, проанализировать документы (в том числе акты государственных органов), касающиеся данного вопроса. Во-вторых, выявить отрасли, оформившиеся в годы Великой Отечественной войны. В-третьих, кратко осветить историю становления некоторых предприятий заводов города Куйбышева.
Источниковой базой настоящей работы послужил комплекс опубликованных и картографических материалов.
В качестве основных методов исследования мы использовали историко-описательный (описание и характеристика процесса становления промышленного потенциала города Куйбышева до, во время и после Великой Отечественной войны), статистический (наглядное оформление данных относительно объёмов промышленного роста), хронологический (данный метод по сути является образующим для настоящей работы так как всё повествование строится на принципе историзма и непрерывности времени).
Отдельно следует отметить привлечение картографического материала, призванного придать работе наглядность, а также способствовать уяснению географических аспектов некоторых вопросов.
1. Общие положения о промышленности
Под промышленностью в Большой Советской Энциклопедии понимается «индустрия, важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества; представляет собой совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве».[1]
Промышленность состоит из двух больших групп отраслей – добывающей и обрабатывающей промышленности.
Определения Добывающей и обрабатывающей промышленности даны в Большой Советской Энциклопедии.
«Добывающая промышленность, отрасли производства, занимающиеся добычей различного сырья и топлива из недр земли, из вод и лесов. Основные отрасли добывающей промышленности: добыча полезных ископаемых (уголь, нефть, природный газ, сланцы, торф железная руда, руды цветных, редких и благородных металлов, нерудное сырьё и др.), охота, рыболовство, добыча морского зверя, китов и морепродуктов, заготовка древесины. Продукция добывающей промышленности преимущественно используется в обрабатывающей промышленности».[2]
«Обрабатывающая промышленность, отрасли производства, занимающиеся обработкой или переработкой промышленного и сельскохозяйственного сырья. В отличие от добывающей промышленности, которая находит свой предмет труда в природе, обрабатывающая промышленность имеет дело с предметами, которые уже сами являются продуктами труда. К обрабатывающей промышленности относятся предприятия по производству чёрных и цветных металлов, химической и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, изделий деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и других строительных материалов, продукции лёгкой и пищевой промышленности, а также предприятия по ремонту промышленных изделий и другие ».[3]
1.1. Причины выбора нашего города как основного места для размещения эвакуированных объектов
Осенью 1941 года из Москвы в Куйбышев частично переехали «аппараты ЦК партии, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР, ЦК ВЛКСМ, Наркомат иностранных дел, дипломатический корпус. За годы Великой Отечественной Войны в Куйбышев было эвакуировано 40 промышленных предприятий».[4]
Город Куйбышев был выбран по ряду причин:
– Географическое положение. Куйбышев находился достаточно далеко от линии фронта.
– Обеспеченность области ресурсами необходимыми для снабжения армии (трудовые и природные)
«До Великой Отечественной Войны численность населения города Куйбышева составляла 390 тысяч жителей, но за первые четыре пять её месяце в связи с эвакуацией предприятий и населения из западных районов страны численность населения резко возросла до 529 тысяч жителей.
Партийным и хозяйственным организациям с начала войны пришлось решить трудный вопрос, как обеспечение растущей промышленности области рабочей силой. На место ушедших на фронт пришли женщины, пенсионеры, молодёжь. Десятки тысяч юношей и девушек и учебных заведений, учреждений, колхозов влились в ряды рабочего класса».[5]
– город Куйбышев является крупнейшим транспортным узлом Средней Волги, Имеет прямое железнодорожное сообщение с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, средней Азией. Город расположен на берегу Волги, важной транспортной магистрали.
«В период Сталинградской битвы большое значение приобрёл труд железнодорожников и речников. Только в навигацию 1942 года речники Средне-Волжского черного пароходства доставили Сталинградскому фронту 340 транспортов воинских грузов, нередко под бомбёжкой или обстрелом врага».[6]
«За первые три года войны было перевезено 27,8 миллиона пассажиров, около 9 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов и миллионы тонн других народнохозяйственных грузов».[7]
– Волга являлась естественным барьером от немецко-фашистских захватчиков.
2.1. Добывающая промышленность
Полезные ископаемые бывают твёрдыми, жидкими и газообразными ,а по своему составу и способам использования делятся на три группы:
1) руды
2) горючие ископаемые
3) нерудные ископаемые ( минеральное сырьё )
В недрах нашей Губернии имеются представители всех трёх групп полезных ископаемых и, если взглянуть на карту месторождений Самарской области, то можно убедиться, что на территории современной Самарской области расположены месторождения: нефти, горючего сланца, серы, известняка, доломита, мела , песка и др.(См. Приложение – I)
Для нас особенно интересны горючие полезные ископаемые, так как во время Второй Мировой войны добыча и переработка нефти приобрела особое стратегическое значение.
Поиск нефтяных месторождений на территории Самарской области, их освоение охватывает длительный исторический период.
«Период с начала XVIII века до середины 30 годов – это безуспешных поисков нефтяных месторождений. Поисками нефти занимались и промышленники, и крупные учёные (П.С. Паллас, И.И. Лепёхин, И.П. Фальк, Г.Д. Романовский, С.Н. Никитин, А.П. Павлов, И.Е Яковлев, П.В. Еремеев, А.В. Зайцев, А.н. Замятин и многие другие). С 1900 года в течение нескольких лет предпринимались многочисленные попытки бурения скважин до глубины 400-500 метров, но нефть не была обнаружена. И разработки были временно прекращены .
Начиная с 1918 года поиск нефти в Среднем Поволжье развернулся с новой силой. Глубина скважин достигала 1302 метра, но попытки опять оказались безрезультатными. В 1930-1934 годах вновь были обнаружены лишь признаки нефти (См. Приложение II – В.П.). И только в 1936 году в районе города Сызрани с глубины 687,3 метра была поднята первая нефть». [8]
В Марте 1939 года были утверждены задания третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1938-1942 годы. Одно из этих заданий предусматривало в себе создать в районе между Волгой и Уралом новую нефтяную базу – Второе Баку. «Согласно этому плану, добыча нефти должна была возрасти с 17,3 в 1937 году до 1160 тысяч тонн в 1942 году, или на 679 процентов».[9]
«Решением XVIII партийного съезда поставлена задача создать в районная между Уралом и Волгой новую нефтяную базу «Второе Баку». По своим богатствам месторождения Самарской Луки занимают одно из первых мест в системе «Второго Баку» Осуществляя поставленную задачу, нефтяники Куйбышевской области систематически из года в год увеличивали добычу нефти. Только в 1941 году добыча нефти увеличилась на 34% против 1940.».[10]
Так, например, в 1941 году нефти добывалось более 200 тысяч тонн в год[1].
Но началась война. Фашистам удалось отрезать страну от нефтяных районов Кавказа. Вот тогда все надежды были возложены на « Второе Баку» - так называли нашу область. В решающей битве под Сталинградом куйбышевским бензином заправлялось более 1000 танков ежедневно[2].
Таблица - I[3]
Показатели |
Единица измерения |
Годы |
|||||||||||||
1938 |
1939 |
1940 |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
||||||||
Добыча нефти |
Тыс. тонн |
65.6 |
171.4 |
208.3 |
279 |
510 |
725 |
882 |
1032 |
||||||
Добыча газа |
Млн. м³ |
– |
– |
– |
– |
– |
18,7 |
41.3 |
24 |
В 1944 году была добыта миллиардная тонна нефти, но теперь добыча нефти снизилась.
«Так, если в семидесятые годы добывали по 30 с лишним миллионов тонн в год, то в 1988 году было добыто 8.2 млн. тонн, в 1999 году – 7.8 млн. тонн, в 2000 году – 8.1 млн. тонн».[11]
В настоящее время в нашей области открыто 266 нефтегазоносных месторождений, из них эксплуатируются 166, подготовлены к разработке 13, законсервировано 17, выработано 2[4].
Запасы нефти старых скважин истощились, поиски новых месторождений требуют дополнительных инвестиций. Разведка по обнаружению нефти в настоящее время прекращена из-за отсутствия финансовых средств. Некоторые месторождения законсервированы.
2.2. Обрабатывающая промышленность
Из отраслей, составляющих сектор обрабатывающей промышленности (см. гл. 1) в городе Куйбышеве получили развитие:
Таблица II
Отрасль производства |
Предприятия данной отрасли |
Авиастроение |
ОАО «Авиакор - авиационный завод», завод «Прогресс», ЗАО «Завод аэродромного оборудования», АО «Гидроавтоматика», Механический завод ПУРВО и др. |
Моторостроение |
ОАО "Моторостроитель" |
Металлообработка |
АО «Металлист», ОАО "ССЗ", АО «Строммашина-Щит»
|
Станкостроение |
ЗАО «Средневолжский станкозавод» |
Нефтепереработка |
АО «Роснефть» |
Подшипниковая |
АО «Шар» |
Электротехническая |
Электромеханический завод ГПП «Завод им. Масленникова» |
Авиастроение
Эта отрасль промышленности имела очень важное значение для дальнейшей истории нашего города. «Под особым контролем находилась работа авиационного завода: его продукция была крайне нужна фронту. <…> Освоение и внедрение в серию самолёта ИЛ-2 было в своё время поручено одному из лучших предприятий авиационной промышленности. Спустя четыре месяца после получения чертежей завод наладил серийное производство штурмовиков, а затем их строили уже в труднейших условиях эвакуации и другие заводы.
Всего два месяца понадобилось рабочим эвакуированных заводов, чтобы ИЛ-2 снова пошли на фронт».[12]
Благодаря ратному труду куйбышевских строителей, согласно докладной записке обкома ВКП(б) в ГКО о создании в городе Куйбышева авиационной базы (январь 1942 год): « <…> за один 1941 год построены: 1. Самолёто-строительный завод № 122, где размещён эвакуированный из Москвы завод № 1. 2. самолёто-строительный завод № 295, где размещён эвакуированный из Воронежа завод № 18. <…> 7. Завод № 305, изготавливающий нормали.».[13]
Завод «Прогресс». Основан в 1893 г. в Москве как мастерская для производства велосипедов. В 1900 г. преобразована в АО «Дукс», в 1910 г. предприятие перепрофилировано на самолетостроение. С 1918 г. – Государственный авиационный завод №1 (ГАЗ-1). В 1923 присвоено имя ОДВФ, в 1925 г. – им. Авиахима. В 1927 г. ГАЗ-1 переименован в завод №1 им. Авиахима, с 1941 г. – завод им. И.В. Сталина. В октябре 1941 г. завод эвакуирован в Куйбышев на территорию завод №122 НКАП и получил название Куйбышевский авиационный завод им. Сталина. В 1958 перепрофилирован на производство ракетной техники с передачей ГКОТ. С 1961 г. - завод «Прогресс»[5].
Самарский завод "Гидроавтоматика". Предприятие основано и начало выпускать продукцию в сентябре 1938 года, как специализированный завод по выпуску авиационных нормалей. Завод располагался в городе Москве. В ноябре 1941 года, по решению Государственного Комитета Обороны, завод был эвакуирован в город Куйбышев. На новом месте, прямо с колес, шел монтаж оборудования и уже через 12 дней был начат выпуск продукции необходимой для защиты Родины. К 1955 году номенклатура изделий составляла почти 1000 наименований. Широкое применение находят детали из резины и пластмасс, взамен металла. Этот завод развивается и функционирует по настоящее время[6].
Также, во время Великой Отечественной Войны были эвакуированы другие предприятия авиационной промышленности в числе которых был завод аэродромного оборудования. Это был «Киевский авиазавод № 454».[14] Завод аэродромного оборудования начинает свою историю с июля 1941 года, когда на базе эвакуированного из Киева экспериментального завода было организованно производство агрегатов стрелково-пушечного и бомбардировочного вооружения самолетов. С 1952 года предприятие приступило к освоению и выпуску средств наземного обслуживания самолетов[7].
Помимо выпуска собственно военных самолётов в Куйбышеве, в посёлке Мехзавод разместился эвакуированный Подольский завод им. С. Орджоникидзе, который к январю 1942 года начал выпуск бронекорпусов для самолётов ИЛ-2 и ИЛ-10. «Одновременно шло освоение и изготовление деталей бронезащиты для самолётов ИЛ-4, ТУ-2, ПЕ-8, ЯК-1, ЯК-3, ЛА-5, ЕР-2. за годы войны было изготовлено около 16 тысяч комплектов бронезащиты.
Постановлением ГКО СССР от 25 декабря 1941 года и приказом НКАМ СССР от 31 декабря 1941 года на базе ЦМЗ Особстроя был образован Куйбышевский мехзавод НКАП № 207».[15]
В рамках авиастроения можно отдельно выделить моторостроение, к которому относилось исконно куйбышевское предприятие «Моторостроитель».
Он был основан задолго до Великой Отечественной войны, а точнее в 1923 году. В годы войны предприятие выпускало двигатели АМ-38 ,которые устанавливались в знаменитые штурмовики ИЛ-2. В настоящее время этот завод производит газотурбинные двигатели, предназначенные для использования в блочно-модульных электростанциях[8].
Металлообработка
В военные годы на территории нашего города получила развитие новая для Куйбышева отрасль – металлообработка.
Самым крупным из эвакуированных предприятий являлось и является завод «Металлист». До ВОВ завод №525 строился в Артемовске. В 1941 г. эвакуирован в Куйбышев. Работники и оборудование десятков заводов из разных городов страны — Москвы, Тулы, Коврова, Венюково — вливались в новый коллектив, чтобы здесь, в Куйбышеве стать знаменитым «Металлистом». В декабре 1941 г. завод № 525 выдал первую партию пулеметов «ДШК». Одним из видов продукции предприятия в военное время были зенитные артиллерийские орудия[9].
Самарский сталелитейный завод (ССЗ) начал свою историю в 1941 году, когда в здании склада моторостроительного завода им. М. В. Фрунзе был открыт литейный цех, оснащенный эвакуированным оборудованием. Позже цех стал филиалом завода Фрунзе и специализировался на выпуске сложного алюминиевого литья для авиадвигателей, устанавливаемых на самолеты-штурмовики ИЛ-2. В настоящее время ЗАО «ССЗ» проходит процедуру банкротства.
Есть ещё одно предприятие разместившееся на территории нашего города. Завод «Строммашина-Щит». «2 ноября 1942 года вошёл в строй первый корпус <…> завода «Строммашина» и начат выпуск срочной военной продукции. Во время войны заводом выпускались сушильные барабаны, крановые тележки, мосты для НКПС, водомослогрейки для заправки самолётов и танков, металлоконструкции для легендарных «Катюш». Заводом были изготовлены и смонтированы радиомачты в Новосемейкино, путепроводы через железнодорожные пути на Безымянке. Производились монтажные работы на Безымянской ТЭЦ и на авиазаводах».[16] В настоящее время завод "Строммашина-щит" представляет собой современное предприятие по изготовлению металлоемкого, крупногабаритного, проходящего монтажную сборку в местах эксплуатации оборудования для промышленного выпуска строительных материалов[10].
Подшипниковая
К началу Великой Отечественной войны в стране был единственный подшипниковый завод в г. Москве, который фашисты с первых же дней усиленно бомбили. А западные страны прекратили нам поставку подшипников. Они понимали, что без подшипников не пойдут ни танки, ни самолёты, ни автомобили. И вот в январе 1942 года в Самару пришли эшелоны с оборудованием Московского ГПЗ. В бывших конюшнях Линдовского рынка жгли костры, бетонировали полы, ставили станки, оборудование. И уже с весны 1942 года в городе стали самостоятельно производить подшипники. Теперь акционерное общество «Шар», бывший 4ГПЗ, - ведущий завод в отрасли. Рядом с ним выросли здания НИИ подшипниковой промышленности России. Тысячи типов и марок роликовых и шариковых подшипников поставляют наши заводы всей стране и за рубеж[11]. Ниже приведём данные по объёму выпуска подшипниковой продукции за годы Великой Отечественной войны.
Таблица III[12]
Год |
1941 |
1942 |
1942 |
|
ноябрь |
декабрь |
|||
Объём продукции, тыс. шт. |
3 |
59 |
10 703,5 |
13 506,5 |
Нефтеперерабатывающая
Строительство Куйбышевского НПЗ началось в 1943 году, а уже через два года на заводе была переработана первая партия нефти. За десятилетия своей работы Куйбышевский НПЗ пережил несколько этапов модернизации и расширения производства. Так, в 1970 году на заводе начался выпуск высокооктанового бензина для легковых автомобилей, производимых Волжским автомобильным заводом[13].
Заключение
На основе анализа источников относительно развития индустрии в городе Куйбышеве нами были выявлены отрасли, оформившиеся в конце 30-х – 1940-е гг., дана относительно развернутая характеристика базовых отраслей промышленности, получивших своё становление за предвоенные и последующие годы. И, кроме того, освещен процесс становления ряда предприятий города Куйбышева, а так же показано историческое значение данных предприятий для нашего города.
Составление карты размещения промышленных объектов города Куйбышева (См. Приложение – III) призвано иллюстративно дополнить текстовый материал работы.
Применение исторического и хронологического методов позволило создать достаточно систематизированную картину оформления промышленного потенциала города. Таким образом в годы Великой Отечественной войны в городе Куйбышеве оформились либо получили дальнейшее развитие следующие отрасли народного хозяйства:
Пожалуй, не было ни одной крупной операции Великой Отечественной войны, в которой не использовалась бы боевая техника, созданная руками рабочих области. Если в целом по СССР в годы войны валовая продукции авиационной промышленности выросла в 4 раза.
Объём оборонной продукции предприятий отрасли в 1945 году вырос по сравнению с 1940 годом в 4,6 раза.
Военно-промышленный комплекс Самарского края, опередивший в своём развитии другие регионы Поволжья, сыграл огромную роль в победе над врагом в годы Великой Отечественной войны[14].
Список использованных источников и литературы
1. Атлас. Самарская область. Самара, 2001. - 52 с.
2. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во " Сов. энциклопедия ", 1972 г. т. 8 "дебитор-евкалипт". - 592 с.
3. БСЭ. Гл . ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.18 "никко - отолиты". - 632 с.
4. БСЭ. Гл . ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.21 "проба - ременсы" . - 640 с.
5. Воронин В.В. География Самарской области. - Самара: изд-во "НТЦ", 2005. - 280 с.
6. География Самарской области. Уч. пос. для учащихся 8-9 классов средней школы. – Самара, 2002. – 125 с.
7. История Куйбышевской области (1917-1980 гг.) / Под редакцией проф. В. В. Рябова, Л. В. Храмкова. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1981 г. - 222 с.
8. Курашев А. "Куйбышевская нефть" Куйбышев: Куйбышевское книжное изд-во, 1969 г. - 238 с.
9. Нефтяной комплекс Куйбышевской области (30-50-е годы XX века.). Становление и развитие. Сборник документов. – Самара: Издательство ООО «Кредо», 2005. – 672 с. + 56 с. ил.
10. Предприятия Самары. Информационный справочник. Самара, 1997. – 274 с.
11. Самарская область. Атлас. Самара, 1999. - 38 с.
12. Самарское Поволжье в XX веке. Документы и материалы. – Самара: Издательство Самарского научного центра РАН; 2000 г. - 512 с.
13. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с.
14. Материалы электронной сети Интернет.
Примечания
1. БСЭ. Гл . ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.21 "проба - ременсы" . - 640 с.С. 81
2. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во " Сов. энциклопедия ", 1972 г. т. 8 "дебитор-евкалипт". - 592 с. С. 378
3. БСЭ. Гл . ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.18 "никко - отолиты". - 632 с. С. 214
4. История Куйбышевской области (1917-1980 гг.) / Под редакцией проф. В. В. Рябова, Л. В. Храмкова. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1981 г. - 222 с. С. 96
5. Там же, С. 97
6. Там же, С. 114
7. Там же, С. 115
8. Воронин В.В. География Самарской области. - Самара: изд-во "НТЦ", 2005. - 280 с. С. 22
9. А.Курашев "Куйбышевская нефть" Куйбышевское книжное изд-во 1969 г. 238 с. С 22
10. "Самарское Поволжье в XX веке." Документы и материалы. Издательство Самарского научного центра РАН; 2000 г. - 512 с. С.361
Из докладной записки обкома ВКП(б) в ЦК ВКП(б) о развитии добычи нефти в районе "Второе Баку".
11. География Самарской области. Уч. пос. для учащихся 8-9 классов средней школы. – Самара, 2002. – 125 с. С. 65
12. История Куйбышевской области (1917-1980 гг.) / Под редакцией проф. В. В. Рябова, Л. В. Храмкова. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1981 г. - 222 с. С.110
13. "Самарское Поволжье в XX веке." Документы и материалы. Издательство Самарского научного центра РАН; 2000 г. - 512 с. С.359-360
14. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с С.49
15. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с. С.48
16. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с. С.42
[1] Данные взяты из Учебного пособия для учащихся 8-9 классов «География Самарской области» Самара 2002 – 125 с. С, 64.
[2] Данные взяты из Учебного пособия для учащихся 8-9 классов «География Самарской области» Самара 2002 – 125 с. С. 65.
[3] Таблица составлена по данным книги А. Курашева. «Куйбышевская нефть» Куйбышевское книжное изд-во 1969 г. 238 с. С 41
[4] По данным на 2004 год «География Самарской области» В.В. Воронин 2005. 280 с. С. 23
[5] Приводимая информация по истории предприятия взята нами с сайта (http://www.militaryparitet.com).
[6] Приводимая информация взята нами с сайта (http://www.gidroavtomatika.ru/).
[7] Приводимая информация о предприятии взята с сайта (http://www.zaozao.org/).
[8] Приводимая информация взята нами с сайта (http://motor-s.ru).
[9] Приводимые данные взяты с сайта (http://www.metallist-s.ru).
[10] Приводимая информация взята нами с сайта (http://www.strommash.ru/).
[11] Материал взят из книги: География Самарской области. Уч.пос. для учащихся 8-9-х классов средней школы.- Самара, 2002.-125 с. С. 72.
[12] Таблица составлена по данным книги Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий.Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004.- 292с. С 44.
[13] Приводимая информация по данным с сайта (http://www.rosneft.ru).
[14] Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий.Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004.- 292с. С. 56
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»