Помелов В.С.

Введение

В рамках данной работы будет рассмотрен процесс становления промышленности в городе Куйбышеве, в результате эвакуации промышленных предприятий в город Куйбышев из других городов и населённых пунктов СССР и создания новых индустриальных объектов.

Целью нашего исследования является анализ становления промышленного потенциала Куйбышева в годы Великой Отечественной войны, систематизация сведений относительно данного процесса, создание достаточно полной картины развития промышленности в 41 – 45 годы.

Для достижения данной цели представляется необходимым решить следующие задачи: во-первых, проанализировать документы (в том числе акты государственных органов), касающиеся данного вопроса. Во-вторых, выявить отрасли, оформившиеся в годы Великой Отечественной войны. В-третьих, кратко осветить историю становления некоторых предприятий заводов города Куйбышева.

Источниковой базой настоящей работы послужил комплекс опубликованных и картографических материалов.

В качестве основных методов исследования мы использовали историко-описательный (описание и характеристика процесса становления промышленного потенциала города Куйбышева до, во время и после Великой Отечественной войны), статистический (наглядное оформление данных относительно объёмов промышленного роста), хронологический (данный метод по сути является образующим для настоящей работы так как всё повествование строится на принципе историзма и непрерывности времени).

Отдельно следует отметить привлечение картографического материала, призванного придать работе наглядность, а также способствовать уяснению географических аспектов некоторых вопросов.

1. Общие положения о промышленности

Под промышленностью в Большой Советской Энциклопедии понимается «индустрия, важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества; представляет собой совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве».[1]

Промышленность состоит из двух больших групп отраслей ­­­­– добывающей и обрабатывающей промышленности.

Определения Добывающей и обрабатывающей промышленности даны в Большой Советской Энциклопедии.

«Добывающая промышленность, отрасли производства, занимающиеся добычей различного сырья и топлива из недр земли, из вод и лесов. Основные отрасли добывающей промышленности: добыча полезных ископаемых (уголь, нефть, природный газ, сланцы, торф железная руда, руды цветных, редких и благородных металлов, нерудное сырьё и др.), охота, рыболовство, добыча морского зверя, китов и морепродуктов, заготовка древесины. Продукция добывающей промышленности преимущественно используется в обрабатывающей промышленности».[2]

«Обрабатывающая промышленность, отрасли производства, занимающиеся обработкой или переработкой промышленного и сельскохозяйственного сырья. В отличие от добывающей промышленности, которая находит свой предмет труда в природе, обрабатывающая промышленность имеет дело с предметами, которые уже сами являются продуктами труда. К обрабатывающей промышленности относятся предприятия по производству чёрных и цветных металлов, химической и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, изделий деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и других строительных материалов, продукции лёгкой и пищевой промышленности, а также предприятия по ремонту промышленных изделий и другие ».[3]

1.1. Причины выбора нашего города как основного места для размещения эвакуированных объектов

Осенью 1941 года из Москвы в Куйбышев частично переехали «аппараты ЦК партии, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР, ЦК ВЛКСМ, Наркомат иностранных дел, дипломатический корпус. За годы Великой Отечественной Войны в Куйбышев было эвакуировано 40 промышленных предприятий».[4]

Город Куйбышев был выбран по ряду причин:

– Географическое положение. Куйбышев находился достаточно далеко от линии фронта.

– Обеспеченность области ресурсами необходимыми для снабжения армии (трудовые и природные)

«До Великой Отечественной Войны численность населения города Куйбышева составляла 390 тысяч жителей, но за первые четыре пять её месяце в связи с эвакуацией предприятий и населения из западных районов страны численность населения резко возросла до 529 тысяч жителей.

Партийным и хозяйственным организациям с начала войны пришлось решить трудный вопрос, как обеспечение растущей промышленности области рабочей силой. На место ушедших на фронт пришли женщины, пенсионеры, молодёжь. Десятки тысяч юношей и девушек и учебных заведений, учреждений, колхозов влились в ряды рабочего класса».[5]

– город Куйбышев является крупнейшим транспортным узлом Средней Волги, Имеет прямое железнодорожное сообщение с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, средней Азией. Город расположен на берегу Волги, важной транспортной магистрали.

«В период Сталинградской битвы большое значение приобрёл труд железнодорожников и речников. Только в навигацию 1942 года речники Средне-Волжского черного пароходства доставили Сталинградскому фронту 340 транспортов воинских грузов, нередко под бомбёжкой или обстрелом врага».[6]

«За первые три года войны было перевезено 27,8 миллиона пассажиров, около 9 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов и миллионы тонн других народнохозяйственных грузов».[7]

– Волга являлась естественным барьером от немецко-фашистских захватчиков.

2.1. Добывающая промышленность

Полезные ископаемые бывают твёрдыми, жидкими и газообразными ,а по своему составу и способам использования делятся на три группы:

1) руды

2) горючие ископаемые

3) нерудные ископаемые ( минеральное сырьё )

В недрах нашей Губернии имеются представители всех трёх групп полезных ископаемых и, если взглянуть на карту месторождений Самарской области, то можно убедиться, что на территории современной Самарской области расположены месторождения: нефти, горючего сланца, серы, известняка, доломита, мела , песка и др.(См. Приложение – I)

Для нас особенно интересны горючие полезные ископаемые, так как во время Второй Мировой войны добыча и переработка нефти приобрела особое стратегическое значение.

Поиск нефтяных месторождений на территории Самарской области, их освоение охватывает длительный исторический период.

«Период с начала XVIII века до середины 30 годов – это безуспешных поисков нефтяных месторождений. Поисками нефти занимались и промышленники, и крупные учёные (П.С. Паллас, И.И. Лепёхин, И.П. Фальк, Г.Д. Романовский, С.Н. Никитин, А.П. Павлов, И.Е Яковлев, П.В. Еремеев, А.В. Зайцев, А.н. Замятин и многие другие). С 1900 года в течение нескольких лет предпринимались многочисленные попытки бурения скважин до глубины 400-500 метров, но нефть не была обнаружена. И разработки были временно прекращены .

Начиная с 1918 года поиск нефти в Среднем Поволжье развернулся с новой силой. Глубина скважин достигала 1302 метра, но попытки опять оказались безрезультатными. В 1930-1934 годах вновь были обнаружены лишь признаки нефти (См. Приложение II – В.П.). И только в 1936 году в районе города Сызрани с глубины 687,3 метра была поднята первая нефть». [8]

В Марте 1939 года были утверждены задания третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1938-1942 годы. Одно из этих заданий предусматривало в себе создать в районе между Волгой и Уралом новую нефтяную базу – Второе Баку. «Согласно этому плану, добыча нефти должна была возрасти с 17,3 в 1937 году до 1160 тысяч тонн в 1942 году, или на 679 процентов».[9]

«Решением XVIII партийного съезда поставлена задача создать в районная между Уралом и Волгой новую нефтяную базу «Второе Баку». По своим богатствам месторождения Самарской Луки занимают одно из первых мест в системе «Второго Баку» Осуществляя поставленную задачу, нефтяники Куйбышевской области систематически из года в год увеличивали добычу нефти. Только в 1941 году добыча нефти увеличилась на 34% против 1940.».[10]

Так, например, в 1941 году нефти добывалось более 200 тысяч тонн в год[1].

Но началась война. Фашистам удалось отрезать страну от нефтяных районов Кавказа. Вот тогда все надежды были возложены на « Второе Баку» - так называли нашу область. В решающей битве под Сталинградом куйбышевским бензином заправлялось более 1000 танков ежедневно[2].

Таблица - I[3]

Показатели

Единица измерения

Годы

1938

1939

1940

1941

1942

1943

1944

1945

Добыча нефти

Тыс. тонн

65.6

171.4

208.3

279

510

725

882

1032

Добыча газа

Млн. м³

18,7

41.3

24

В 1944 году была добыта миллиардная тонна нефти, но теперь добыча нефти снизилась.

«Так, если в семидесятые годы добывали по 30 с лишним миллионов тонн в год, то в 1988 году было добыто 8.2 млн. тонн, в 1999 году – 7.8 млн. тонн, в 2000 году – 8.1 млн. тонн».[11]

В настоящее время в нашей области открыто 266 нефтегазоносных месторождений, из них эксплуатируются 166, подготовлены к разработке 13, законсервировано 17, выработано 2[4].

Запасы нефти старых скважин истощились, поиски новых месторождений требуют дополнительных инвестиций. Разведка по обнаружению нефти в настоящее время прекращена из-за отсутствия финансовых средств. Некоторые месторождения законсервированы.

2.2. Обрабатывающая промышленность

Из отраслей, составляющих сектор обрабатывающей промышленности (см. гл. 1) в городе Куйбышеве получили развитие:

Таблица II

Отрасль производства

Предприятия данной отрасли

Авиастроение

ОАО «Авиакор - авиационный завод», завод «Прогресс», ЗАО «Завод аэродромного оборудования», АО «Гидроавтоматика», Механический завод ПУРВО и др.

Моторостроение

ОАО "Моторостроитель"

Металлообработка

АО «Металлист», ОАО "ССЗ",

АО «Строммашина-Щит»

 

Станкостроение

ЗАО «Средневолжский станкозавод»

Нефтепереработка

АО «Роснефть»

Подшипниковая

АО «Шар»

Электротехническая

Электромеханический завод ГПП «Завод им. Масленникова»

Авиастроение

Эта отрасль промышленности имела очень важное значение для дальнейшей истории нашего города. «Под особым контролем находилась работа авиационного завода: его продукция была крайне нужна фронту. <…> Освоение и внедрение в серию самолёта ИЛ-2 было в своё время поручено одному из лучших предприятий авиационной промышленности. Спустя четыре месяца после получения чертежей завод наладил серийное производство штурмовиков, а затем их строили уже в труднейших условиях эвакуации и другие заводы.

Всего два месяца понадобилось рабочим эвакуированных заводов, чтобы ИЛ-2 снова пошли на фронт».[12]

Благодаря ратному труду куйбышевских строителей, согласно докладной записке обкома ВКП(б) в ГКО о создании в городе Куйбышева авиационной базы (январь 1942 год): « <…> за один 1941 год построены: 1. Самолёто-строительный завод № 122, где размещён эвакуированный из Москвы завод № 1. 2. самолёто-строительный завод № 295, где размещён эвакуированный из Воронежа завод № 18. <…> 7. Завод № 305, изготавливающий нормали.».[13]

Завод «Прогресс». Основан в 1893 г. в Москве как мастерская для производства велосипедов. В 1900 г. преобразована в АО «Дукс», в 1910 г. предприятие перепрофилировано на самолетостроение. С 1918 г. – Государственный авиационный завод №1 (ГАЗ-1). В 1923 присвоено имя ОДВФ, в 1925 г. – им. Авиахима. В 1927 г. ГАЗ-1 переименован в завод №1 им. Авиахима, с 1941 г. – завод им. И.В. Сталина. В октябре 1941 г. завод эвакуирован в Куйбышев на территорию завод №122 НКАП и получил название Куйбышевский авиационный завод им. Сталина. В 1958 перепрофилирован на производство ракетной техники с передачей ГКОТ. С 1961 г. - завод «Прогресс»[5].

Самарский завод "Гидроавтоматика". Предприятие основано и начало выпускать продукцию в сентябре 1938 года, как специализированный завод по выпуску авиационных нормалей. Завод располагался в городе Москве. В ноябре 1941 года, по решению Государственного Комитета Обороны, завод был эвакуирован в город Куйбышев. На новом месте, прямо с колес, шел монтаж оборудования и уже через 12 дней был начат выпуск продукции необходимой для защиты Родины. К 1955 году номенклатура изделий составляла почти 1000 наименований. Широкое применение находят детали из резины и пластмасс, взамен металла. Этот завод развивается и функционирует по настоящее время[6].

Также, во время Великой Отечественной Войны были эвакуированы другие предприятия авиационной промышленности в числе которых был завод аэродромного оборудования. Это был «Киевский авиазавод № 454».[14] Завод аэродромного оборудования начинает свою историю с июля 1941 года, когда на базе эвакуированного из Киева экспериментального завода было организованно производство агрегатов стрелково-пушечного и бомбардировочного вооружения самолетов. С 1952 года предприятие приступило к освоению и выпуску средств наземного обслуживания самолетов[7].

Помимо выпуска собственно военных самолётов в Куйбышеве, в посёлке Мехзавод разместился эвакуированный Подольский завод им. С. Орджоникидзе, который к январю 1942 года начал выпуск бронекорпусов для самолётов ИЛ-2 и ИЛ-10. «Одновременно шло освоение и изготовление деталей бронезащиты для самолётов ИЛ-4, ТУ-2, ПЕ-8, ЯК-1, ЯК-3, ЛА-5, ЕР-2. за годы войны было изготовлено около 16 тысяч комплектов бронезащиты.

Постановлением ГКО СССР от 25 декабря 1941 года и приказом НКАМ СССР от 31 декабря 1941 года на базе ЦМЗ Особстроя был образован Куйбышевский мехзавод НКАП № 207».[15]

В рамках авиастроения можно отдельно выделить моторостроение, к которому относилось исконно куйбышевское предприятие «Моторостроитель».

Он был основан задолго до Великой Отечественной войны, а точнее в 1923 году. В годы войны предприятие выпускало двигатели АМ-38 ,которые устанавливались в знаменитые штурмовики ИЛ-2. В настоящее время этот завод производит газотурбинные двигатели, предназначенные для использования в блочно-модульных электростанциях[8].

Металлообработка

В военные годы на территории нашего города получила развитие новая для Куйбышева отрасль – металлообработка.

Самым крупным из эвакуированных предприятий являлось и является завод «Металлист». До ВОВ завод №525 строился в Артемовске. В 1941 г. эвакуирован в Куйбышев. Работники и оборудование десятков заводов из разных городов страны — Москвы, Тулы, Коврова, Венюково — вливались в новый коллектив, чтобы здесь, в Куйбышеве стать знаменитым «Металлистом». В декабре 1941 г. завод № 525 выдал первую партию пулеметов «ДШК». Одним из видов продукции предприятия в военное время были зенитные артиллерийские орудия[9]. 

Самарский сталелитейный завод (ССЗ) начал свою историю в 1941 году, когда в здании склада моторостроительного завода им. М. В. Фрунзе был открыт литейный цех, оснащенный эвакуированным оборудованием. Позже цех стал филиалом завода Фрунзе и специализировался на выпуске сложного алюминиевого литья для авиадвигателей, устанавливаемых на самолеты-штурмовики ИЛ-2. В настоящее время ЗАО «ССЗ» проходит процедуру банкротства.

Есть ещё одно предприятие разместившееся на территории нашего города. Завод «Строммашина-Щит». «2 ноября 1942 года вошёл в строй первый корпус <…> завода «Строммашина» и начат выпуск срочной военной продукции. Во время войны заводом выпускались сушильные барабаны, крановые тележки, мосты для НКПС, водомослогрейки для заправки самолётов и танков, металлоконструкции для легендарных «Катюш». Заводом были изготовлены и смонтированы радиомачты в Новосемейкино, путепроводы через железнодорожные пути на Безымянке. Производились монтажные работы на Безымянской ТЭЦ и на авиазаводах».[16] В настоящее время завод "Строммашина-щит" представляет собой современное предприятие по изготовлению металлоемкого, крупногабаритного, проходящего монтажную сборку в местах эксплуатации оборудования для промышленного выпуска строительных материалов[10].

Подшипниковая

К началу Великой Отечественной войны в стране был единственный подшипниковый завод в г. Москве, который фашисты с первых же дней усиленно бомбили. А западные страны прекратили нам поставку подшипников. Они понимали, что без подшипников не пойдут ни танки, ни самолёты, ни автомобили. И вот в январе 1942 года в Самару пришли эшелоны с оборудованием Московского ГПЗ. В бывших конюшнях Линдовского рынка жгли костры, бетонировали полы, ставили станки, оборудование. И уже с весны 1942 года в городе стали самостоятельно производить подшипники. Теперь акционерное общество «Шар», бывший 4ГПЗ, - ведущий завод в отрасли. Рядом с ним выросли здания НИИ подшипниковой промышленности России. Тысячи типов и марок роликовых и шариковых подшипников поставляют наши заводы всей стране и за рубеж[11]. Ниже приведём данные по объёму выпуска подшипниковой продукции за годы Великой Отечественной войны.

Таблица III[12]

Год

1941

1942

1942

ноябрь

декабрь

Объём продукции, тыс. шт.

3

59

10 703,5

13 506,5

Нефтеперерабатывающая

Строительство Куйбышевского НПЗ началось в 1943 году, а уже через два года на заводе была переработана первая партия нефти. За десятилетия своей работы Куйбышевский НПЗ пережил несколько этапов модернизации и расширения производства. Так, в 1970 году на заводе начался выпуск высокооктанового бензина для легковых автомобилей, производимых Волжским автомобильным заводом[13].

Заключение

На основе анализа источников относительно развития индустрии в городе Куйбышеве нами были выявлены отрасли, оформившиеся в конце 30-х – 1940-е гг., дана относительно развернутая характеристика базовых отраслей промышленности, получивших своё становление за предвоенные и последующие годы. И, кроме того, освещен процесс становления ряда предприятий города Куйбышева, а так же показано историческое значение данных предприятий для нашего города.

Составление карты размещения промышленных объектов города Куйбышева (См. Приложение – III) призвано иллюстративно дополнить текстовый материал работы.

Применение исторического и хронологического методов позволило создать достаточно систематизированную картину оформления промышленного потенциала города. Таким образом в годы Великой Отечественной войны в городе Куйбышеве оформились либо получили дальнейшее развитие следующие отрасли народного хозяйства:

  • Авиастроение
  • Станкостроение
  • Металлообработка
  • Моторостроение
  • Подшипниковая отрасль
  • Нефтедобыча и нефтепереработка
  • Электротехническая

Пожалуй, не было ни одной крупной операции Великой Отечественной войны, в которой не использовалась бы боевая техника, созданная руками рабочих области. Если в целом по СССР в годы войны валовая продукции авиационной промышленности выросла в 4 раза.      

Объём оборонной продукции предприятий отрасли в 1945 году вырос по сравнению с 1940 годом в 4,6 раза.

Военно-промышленный комплекс Самарского края, опередивший в своём развитии другие регионы Поволжья, сыграл огромную роль в победе над врагом в годы Великой Отечественной войны[14].

Список использованных источников и литературы

1. Атлас. Самарская область. Самара, 2001. - 52 с.

2. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во " Сов. энциклопедия ", 1972 г. т. 8 "дебитор-евкалипт". - 592 с.

3. БСЭ. Гл . ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.18 "никко - отолиты". - 632 с.

4. БСЭ. Гл . ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.21 "проба - ременсы" . - 640 с.

5. Воронин В.В. География Самарской области. - Самара: изд-во "НТЦ", 2005. - 280 с.

6. География Самарской области. Уч. пос. для учащихся 8-9 классов средней школы. – Самара, 2002. – 125 с.

7. История Куйбышевской области (1917-1980 гг.) / Под редакцией проф. В. В. Рябова, Л. В. Храмкова. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1981 г. - 222 с.

8. Курашев А. "Куйбышевская нефть" Куйбышев: Куйбышевское книжное изд-во, 1969 г. - 238 с.

9. Нефтяной комплекс Куйбышевской области (30-50-е годы XX века.). Становление и развитие. Сборник документов. – Самара: Издательство ООО «Кредо», 2005. – 672 с. + 56 с. ил.

10. Предприятия Самары. Информационный справочник. Самара, 1997. – 274 с.

11. Самарская область. Атлас. Самара, 1999. - 38 с.

12. Самарское Поволжье в XX веке. Документы и материалы. – Самара: Издательство Самарского научного центра РАН; 2000 г. - 512 с.

13. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с.

14. Материалы электронной сети Интернет.

Примечания

1. БСЭ. Гл . ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.21 "проба - ременсы" . - 640 с.С. 81

2. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во " Сов. энциклопедия ", 1972 г. т. 8 "дебитор-евкалипт". - 592 с. С. 378

3. БСЭ. Гл . ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.18 "никко - отолиты". - 632 с. С. 214

4. История Куйбышевской области (1917-1980 гг.) / Под редакцией проф. В. В. Рябова, Л. В. Храмкова. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1981 г. - 222 с. С. 96

5. Там же, С. 97

6. Там же, С. 114

7. Там же, С. 115

8. Воронин В.В. География Самарской области. - Самара: изд-во "НТЦ", 2005. - 280 с. С. 22

9. А.Курашев "Куйбышевская нефть" Куйбышевское книжное изд-во 1969 г. 238 с. С 22

10. "Самарское Поволжье в XX веке." Документы и материалы. Издательство Самарского научного центра РАН; 2000 г. - 512 с. С.361

Из докладной записки обкома ВКП(б) в ЦК ВКП(б) о развитии добычи нефти в районе "Второе Баку".

11. География Самарской области. Уч. пос. для учащихся 8-9 классов средней школы. – Самара, 2002. – 125 с. С. 65

12. История Куйбышевской области (1917-1980 гг.) / Под редакцией проф. В. В. Рябова, Л. В. Храмкова. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1981 г. - 222 с. С.110

13. "Самарское Поволжье в XX веке." Документы и материалы. Издательство Самарского научного центра РАН; 2000 г. - 512 с. С.359-360

14. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с С.49

15. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с. С.48

16. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с. С.42

[1] Данные взяты из Учебного пособия для учащихся 8-9 классов «География Самарской области» Самара 2002 – 125 с. С, 64.

[2] Данные взяты из Учебного пособия для учащихся 8-9 классов «География Самарской области» Самара 2002 – 125 с. С. 65.

[3] Таблица составлена по данным книги А. Курашева. «Куйбышевская нефть» Куйбышевское книжное изд-во 1969 г. 238 с. С 41

[4] По данным на 2004 год «География Самарской области» В.В. Воронин 2005. 280 с. С. 23

[5] Приводимая информация по истории предприятия взята нами с сайта (http://www.militaryparitet.com).

[6] Приводимая информация взята нами с сайта (http://www.gidroavtomatika.ru/).

[7] Приводимая информация о предприятии взята с сайта (http://www.zaozao.org/).

[8] Приводимая информация взята нами с сайта (http://motor-s.ru).

[9] Приводимые данные взяты с сайта (http://www.metallist-s.ru).

[10] Приводимая информация взята нами с сайта (http://www.strommash.ru/).

[11] Материал взят из книги: География Самарской области. Уч.пос. для учащихся 8-9-х классов средней школы.- Самара, 2002.-125 с. С. 72.

[12] Таблица составлена по данным книги Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий.Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004.- 292с. С 44.

[13] Приводимая информация по данным с сайта (http://www.rosneft.ru).

[14] Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий.Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004.- 292с. С. 56

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top