Мингазов-Шаляпин С.О.
Введение
В последнее время в новых постройках Самары заметен интерес к их внешнему облику. Фасады современных домов преобразились, мы можем встретить подражание классицизму – архитектурному стилю Западной Европы XVII-XVIII вв. – архитектурные композиции в виде колонн, пилястров, антаблементов (ордер), модерну – нарочитая причудливость и надуманность форм, эклектике – бессистемное заимствование одних архитектурных мотивов у одного стиля, других у другого и соединении их в единой постройке без учета того, уместно ли это соседство. У нашего города богатое прошлое и, смотря на архитектуру Самары XIX века - можно увидеть бесчисленное множество стилей и направлений. Каждая известная личность, государственный или земский деятель, купец, пытались построить здание непохожее на остальные, внося свой особый вклад в архитектурный облик города.
В настоящее время в Самаре, равно как и в большинстве городов и прочих населенных пунктах современной России остро стоит вопрос сохранения памятников истории и культуры. Но эта проблема не решается ни местными, ни региональными властями. Так, недавно Администрация города Самары выставила на торги недвижимость, почти половина из которой – культурные объекты (см. газету «Россия за справедливость». 15 октября 2011 г.). На ряд вопиющих моментов в области сохранения архитектурного наследия, мы отдельно обратим внимание в настоящей работе.
Дома Самары, построенные до XIX века, не сохранились, так как в городе было много пожаров. Но после них, заново отстраиваясь, Самара помолодела на два с половиной столетия.
А теперь хотелось бы кратко осветить историю улицы – Куйбышева (Дворянской).
С 1851 года Самара стала центром губернии, город стал быстро расти. Дома самарских обывателей доходили уже до Струковского сада. Вот здесь-то и образовалась улица, названная Песчаной. Впрочем, и некоторые другие самарские улицы, тогда еще немощеные, до того утопали в песке, что по ним трудно было ходить. Но Песчаной улица называлась лет 18. На плане города 1869 года она называлась уже Панской. На плане «Губернского города Самара с окрестностями» 1894 г. улица значится как Дворянская. Таковой она и оставалась вплоть до 1918 г.
Куйбышева - Дворянская, начало двадцатого века - это отели «Бристоль», «Сан-Рэмо», с лифтами и зимними садами; банки и продуктовые и промтоварные магазины; лютеранская Кирха, православные церкви; Струковский сад, Драматический театр; особняки городской аристократии. Куйбышева, начало века двадцать первого – гостиница «Жигули», магазины, кафе, рестораны, городская Администрация, Госбанк, Кирха, парк Горького, Драмтеатр, местные органы власти, торговые центры.
Цели настоящей работы – дать комплексный обзор истории улицы Куйбышевской (Дворянской), свести воедино разрозненные исторические факты относительно истории зданий, привнести новое в освещении истории застройки.
Так, чтобы придать наглядность и иллюстративность освещению исторических фактов, нами были широко использованы фотографии из личного архива, копии дореволюционных и советских открыток, книжных иллюстраций. Иллюстрации практически к каждому зданию, описываемому в работе, приведены в Приложении. Использование иллюстраций и схем (планов) важно тем, что ведет к лучшему усвоению текстового материала (информации) читателем, будь то школьного возраста или взрослым.
Итогом настоящей работы мы видим создание полной и исчерпывающей картины истории улицы, а также развернутого путеводителя по отдельному вопросу (история улицы Куйбышева) для всех интересующихся самарским краеведением.
Улица Куйбышева (Дворянская)
Обзор по улице Дворянской хотелось бы начать с ее отрезка после площади Алексеевской (ныне - Революции) между улицами Венцека (Заводской) и Ленинградской (Панской). Обратимся к дому № 95 – это Александровская публичная библиотека, а ныне Самарская публичная библиотека. Основана была она в 1860 г. и считалась до Октябрьской революции одной из лучших библиотек российской провинции. Читателями её являлись В.И. Ленин и самарский художник и меценат К.П. Головкин.[1]
Теперь обратимся к отрезку улицы Куйбышева между ул. Ленинградской (Панской) и Некрасовской (Предтеченской). Здание № 86[2] - бывший к/т «Молот» (в 1990-е годы - «Колизей»), а в настоящее время в здании располагается торговый центр «Молот». Зданию уже более ста лет.
«Угловой дом с адресом Куйбышева 84 / Ленинградская 24 - это Самарский почтамт. Дом был выстроен в 1866 году и первоначально принадлежал мещанину П.И. Афанасьеву и был «каменным двухэтажным домом на подвалах». В 1870-х годах дом принадлежал П.Г. Новокрещенову. В 1889 г. был надстроен третий этаж».[3] Само здание за XIX – нач. XX вв. неоднократно перестраивалось, к нему пристраивались служебные и вспомогательные помещения. Самарская городская почта занимала лишь часть здания.
«В 1870 году в дом переехала самарская почтовая контора, а также губернское правление и губернская чертежная (…) В 1911 г. фасад здания был частично обработан в стиле модерн и именно тогда появились стеклянные эркеры».[4] К 1930-м гг. была ликвидирована решетчатая конструкция вокруг башенки над угловым входом, а в ходе реконструкции 1960-х гг. был утрачен и глобус на четвертом этаже, замененный на окно.[5] Недавно в городских СМИ было объявлено о планируемом ремонте здания Самарского почтамта.
Дворянская – Куйбышева за последний век внешне изменилась не очень сильно, так как новых зданий было выстроено не больше двух-трех. Здание № 90 - «одно из самых высоких в старой Самаре: оно имеет пять этажей. Построено в 1914 году в стиле неоклассицизма по проекту (предположительно) инженера и архитектора Петра Ивановича Балинского. Ему также принадлежит первый неосуществленный проект Московского метро еще в 1910-х годах. Главный вход акцентирован колоннами в цепях, на уровне 3-го этажа барельефы со сценами прославляющими торговлю. Большая чистая плоскость стены предполагала размещение рекламы. В интерьере операционного зала использовались традиционные элементы искусства классики, что создает единый ансамбль внешнего и внутреннего оформления. Первоначально в здании размещался Русский банк внешней торговли, а после 1918 года - областной совет профсоюзов и бюро путешествий и экскурсий. На фасаде дома сохранилась надпись : «Дворец труда».[6] Сейчас в нем находятся различные государственные и коммерческие структуры.
«Располагающийся рядом дом № 92, один из красивейших памятников архитектуры в городе. Первоначально он имел два этажа и принадлежал купеческой чете Курлиных, но после продажи в 1913-1915 гг. по проекту В.И. Якунина был надстроен третий этаж и оформлен фасад в греко-римском стиле. Фасад увенчан фронтоном, который стерегут два грифона – хранители богатства на Руси. Здесь до 1918 года размещался Волжско-Камский банк, с 1918 по 1989 гг. - городской комитет ВКП(б) – КПСС. С 1989 г. здесь находится Художественный музей».[7] Хотелось бы сказать несколько слов об интерьере здания. В оформлении главного зала использованы искусственный мрамор двух цветов, лепные детали и позолота. Практически вся анфилада помещений второго этажа имеет декоративные позолоченные тяги на потолке и изящные розетки под люстры. Интерьер главной лестницы выполнен из светло-серого мрамора с небольшими витражами в форточках окна на площадке между этажами и масками нимф под потолком просторного вестибюля второго этажа. Все это праздничное и великолепное оформление отвечает тому, как мы представляем себе оформление музея, в особенности художественного.
Следует отметить, что ещё будучи банком, это здание было местом, где проходили различные культурные мероприятия. Так, выставка картин Д. Бурлюка и Л. Махневича открылась в марте 1917 года в помещении Волжско-Камского Коммерческого банка.[8] Учитывая все сказанное в настоящей работе о художниках и выставках картин в Самаре, можно сделать вывод, что уже более чем на протяжении ста лет – улица Куйбышева (Дворянская) – центр и сосредоточие художественной и культурной жизни города.
А теперь перейдем к дому № 96 - двухэтажному зданию, украшенному лепным декором. «Он принадлежал купцу 2-ой гильдии Алексею Ильичу Егорову, который сам являлся автором оформления фасада этого особняка. Ему также принадлежал гастрономический магазин, который существует и поныне».[9]
«Трехэтажный дом № 98 был построен около 1870 г., впоследствии здесь размещалась гостиница «Сан-Ремо», где с апреля по июнь 1918г. жил и работал известный чешский писатель Ярослав Гашек, автор «Похождений бравого солдата Швейка». В этом же здании находился штаб по формированию отряда чешских интернационалистов. В 1965 г. здесь была установлена мемориальная доска».[10] Сейчас на первом этаже этого здания находятся магазины.
Теперь рассмотрим нечетную сторону отрезка улицы, находящегося между улицами Ленинградской и Некрасовской. Угловой дом по адресу Куйбышева 99 / Ленинградская 26 – бывший особняк Покидышева, с конца 50-г годов до середины 2000-х гастроном (позднее гастроном «Утес»), в настоящее время на первом этаже здания ювелирный салон. Предприниматели испортили внешний облик здания не присущими ему цветами и материалами, которые не дают увидеть первозданный облик (красный и желтый пластик в оформлении витрин 1-го этажа). Здание само по себе - имеет два этажа. «Соседствующий с ним кирпичный дом № 101 памятником архитектуры не является, но его можно считать фоновой застройкой конца XIX века».[11]
«Дом № 103 состоит как бы из двух частей - трехэтажной и двухэтажной. Наше внимание может привлечь декоративное убранство, лепнина. Он был построен по проекту архитектора А.А. Щербачева в 1907 г. Здесь был дом Юрина, где размещались гостиница «Ницца», гостиница братьев Ивановых, а ныне – к/т «Художественный».
«Дом № 105 имеет три этажа, но первоначально он был двухэтажным. Здесь в конце 1860-х годов был открыт посудно-обойный и ламповый магазин (на первом этаже), принадлежавший Павлу Ивановичу Головкину, отцу знаменитого самарского художника и мецената Константина Павловича Головкина. Сам Константин Павлович жил здесь с 1882 по 1895 гг. Жилые комнаты были на втором этаже. В советское время был надстроен третий этаж и полностью утрачен декор. Соседнее здание (№107) также имеет три этажа. Это памятник архитектуры в стиле модерн, бывший дом Сибирякова. Он был построен в 1890-х годах по проекту Георгия Николаевича Мошкова (1871-1949гг).
«Четырехэтажное здание под номером 109 было построено в 1970-х годах, но очень хорошо вписалось в историческую застройку улицы.
«Дом № 111 имеет три этажа и является хорошим образцом стиля модерн»[12], так как было реконструировано в модном тогда стиле (модерн) по проекту архитектора М. Квятковского. До реконструкции оно выглядело по-другому.
«Следующий дом № 113 – имеет три этажа, это типичный образец застройки конца прошлого века, бывший дом Ясенкова. Здесь в октябре 1918г. размещался штаб 25-ой стрелковой дивизии под командованием С.П. Захарова, которая 7 октября 1918г. освободила Самару от белогвардейцев».[13] Примечателен этот дом ещё и тем, что в дореволюционное время с 1896 года в нем размещались библиотека и Самарский публичный музей.[14] Самара была центром культурной и художественной жизни. Бóльшая часть периодических выставок картин самарских художников проходила именно в здании публичного музея: двенадцать из двадцати выставок.
На пересечении с улицей Некрасовской мы можем увидеть лютеранскую кирху (№115, 117), выстроенную по проекту инженера Н.Н. Еремеева. Она прекрасна вписалась в перспективу и мы, пожалуй, себе не можем представить Куйбышевскую улицу без островерхого силуэта звонницы храма. «Первоначально предполагалось, что здесь будет католический храм. Самарский купец 1-ой гильдии Егор Никитич Аннаев (1826-1903гг), католик по вероисповеданию, пожертвовал средства на его строительство. Когда к 1865г. основное здание было возведено, власти не разрешили открыть в Самаре католический храм. Это было реакцией на мятежной выступление в Польше, которая входили в состав Российской империи. Почти готовое здание было передано немецкой общине, под лютеранскую кирху и в 1865 г. освещена. В 1875 г. были пристроены флигели, а в начале 1880-х годов – пристрои, соединившие их с основным зданием.
«После 1918 года здесь размещались мастерские союза художников и в одном из флигелей - молочная кухня».[15] В середине 1990-х годов здание было возвращено лютеранской общине. «Усилиями евангелической общины святого Георга на кирхе в 1993 году был установлен крест, взамен упавшего в середине 80-х шпиля».[16] Одну половину пристроя сейчас занимают магазины.
На противоположной стороне на углу находится трехэтажное с парапетом здание Самарского музыкального училища (№ 102). Оно имеет давнюю историю. Так, в годы Великой Отечественной войны в нем размещалось несколько образовательных учреждений, и в одном из них учились эвакуированные из Москвы Светлана Сталина и сыновья А.И. Микояна. Позже здание передали под училище. В его интерьерах проходили конкурсы, музыкальные вечера на которых гостем и председателем конкурсных комиссий был советский композитор Д. Кобалевский.
Стена к стене с училищем располагается бывший Коммерческий клуб (№ 104), выстроенный во второй пол. XIX в. Здание пребывает последние 10-12 лет в ужасном состоянии. К сожалению, памятник классицизма разрушается с каждым годом, но ни городские, ни региональные, ни федеральные власти не реагируют на обращения граждан, ограничиваясь письменными ответами. Туманным остается и вопрос о сдаче в аренду памятника культуры федерального значения (объект поставлен на государственную охрану Указом Президента РФ) от 20.02.1995 г. № 176), ведь арендатор не выполняет своих договорных обязанностей по реставрации здания.
До Октябрьской революции в здании клуба устраивались молодежные вечера и собрания. Случались и вечера революционно настроенной молодежи. Один из таких молодёжных вечеров января 1890 года описан современниками В.И. Ленина по Самаре. На нем присутствовал и сам Ульянов-Ленин.[17]
Позднее планировка комнат изменилась. В здании располагались военкомат, жилые помещения, помещения производственного жилищно-ремонтного треста Самарского района. Постановлением Администрации г. Самары от 15.10.1993 г. № 1536 здание было передано в государственную собственность. И с этого момента началось его разрушение, хотя основание передачи было благим – размещение Самарского музыкального училища. Прошло почти 20 лет, а вопрос так и не решен. Главное то, что утрачивается штрих лица старой Самары.
Под № 112 значится здание Государственного банка. Причем это одно из немногих зданий, которое сохранило свое первоначальное назначение с момента постройки.
На углу на перекрестке находится участок, огороженный забором, за которым вот уже более 10 лет идет стройка. В настоящее время результат её принял внешне практически законченный вид. И на этом виде следует остановиться особо. Дело в том, что по сути этот новый жилой дои или офисный центр – редкий пример органичного сочетания с окружающей исторической застройкой. Это действительно продуманный архитектурный объект – 5-этажное здание с фасадом в подражании стилю модерн. Угол здания выполнен в виде трапеции. Окна 5-го этажа имеют причудливую форму. Угловые окна придают ему легкость и воздушность. И наконец, венчает центральный угол здания своего рода навершие, пока не обретшее законченного вида. Фасад здания асимметричен, но оно по своей конфигурации и этажности лаконично сочетается с корпусом Государственного университета телекоммуникаций и информатики на противоположной стороне и со всей панорамой улицы. Гармония достигнута благодаря соблюдению высотности, единства очертаний фасадов (трапеция), использованию в оформлении угла домов окон.
Здание Университета, часть первого этажа которого занимает магазин, выполнено в конструктивистском стиле (на это указывают форма и размещение окон), но судя по старым фотографиям и открыткам 1960-х годов оно являло собой образец модерна. Об этом свидетельствуют опоясывающие балконы 2, 3, 4-го этажей, башенка с парапетом вдоль края крыши, утраченная в ходе реконструкций.
На четной стороне на отрезке между улицами Л. Толстого (Москательной) и Красноармейской (Алексеевской) интересен дом № 122, он находится в глубине двора и раньше принадлежал А.Г. Курлиной (1890-е годы).
Дом № 126 –бывшее жилое строение, судя по всему постройки конца XIX – нач. XX вв. Ныне он пребывает в запустении, окна заколочены, а со двора можно видеть следы пожара. Несомненно, что деревянное строение, пусть и добротное, ветшает, но городские власти в прямом смысле не видят надобности сохранить фоновую постройку XIX века, штрих лица города. А не видят в прямом смысле потому, что по левую сторону от дома № 126 располагается здание Думы города Самара, а через дорогу – здания Администрации города и Департамента управления муниципальным имуществом. Все это не говорит в пользу местных властей.
А на противоположной стороне того же отрезка ул. Куйбышева мы можем видеть угловое здание (Куйбышева, 135 / Льва Толстого, 20), которое занимает Департамент управления муниципальным имуществом, «в прошлом принадлежало Николаю Федоровичу Дунаеву, почетному гражданину Самары, владельцу пивоваренного завода в районе бывших Молоканских садов близ нынешней Полевой улицы. В мае 1878 г. Дунаев получил в городской управе разрешение на строительство каменного дома и служебных построек. В том же году в Петербургском обществе архитекторов был проведен конкурс на составление проекта этого особняка».[18] Здание было возведено в 1879-1880 гг. по проекту А.Г. Гронвальда, и представляет одно из направлений эклектики – неоренессанс, которое было популярно в то время, отмечу, что в Самаре были построены два дома по конкурсным проектам. И действительно, постройки не только московского, но и петербургского модерна оказали влияние на формирование архитектуры Самары. В первую очередь, это связано с архитекторами, проектировавшими для нашего города еще в конце 1870-х годов.
«В начале XX века в здании размещалось коммерческое собрание… Несмотря на переделки и ремонты, в здании сохранились интерьеры, двухсветный зал, литье лестничных решеток. К сожалению, около 1970 г. было уничтожено художественное чугунное литье на крыше».[19]
Далее в глубине на возвышении располагается здание городской Администрации (дом №137) - это бывшая музыкальная школа. К нему ведет широкая гранитная лестница, по краям которой находятся цветочные бордеры. «Перед ним - небольшое открытое пространство, на месте которого прежде стояло здание с номером 137, где в годы Великой Отечественной войны размещалось посольство Афганистана».[20] Оно было снесено, хотя должно было быть сохранено, как памятник истории, как память о годах, когда г. Куйбышев был запасной столицей.
Возле городской Администрации наше внимание привлекает маленькая усадьба, по виду напоминающая замок. Это бывший особняк инженера И. Клодта (№137), выстроенный по проекту А.А. Щербачева в 1898-1899 гг. Здание напоминает средневековый европейский замок в миниатюре: с башенкой со шпилем и флюгером, венчающей круглый эркер, с крутой готической кровлей в шашечку. Смелое сочетание округлого и четких геометрических объемов не только придает особняку неповторимый облик, но и как бы расширяет направление творческого полета талантливого зодчего. После 1918 г. здесь долгие годы находился детский сад ''Теремок''. Интерьеры особняка раскрывают перед посетителями уютные столовую и гостиную с каминами, застекленную веранду с выходом во двор и даже зимний сад, воссозданный и бережно сохраняемый. А рядом во дворе - круглый фонтан со скульптурой мальчика в центре и небольшой сад, засаженный в середине 1990-х годов. Сейчас дом занимает детская картинная галерея, а бывший каретный сарай за особняком – детская художественная школа № 4.[21]
Следующие два дома (№141, №143) одноэтажные. Первый – деревянный с резными оконными наличниками, резьбою на стенах, резным карнизом, второй – каменный дом с венчающим аттиком и простым барельефом, имеет ворота и представляет собой образец классической архитектуры. Оба дома хорошие образцы застройки Самары конца XIX века. Интересен также дом в глубине двора со смешанной архитектурой - кирпично-деревянной с резным карнизом. Этот дом также хорошо видно с улицы.
А теперь перейдем к зданию Дома промышленности (Куйбышева,145/ Красноармейская, 39), оно «и сейчас резко выделяется своими лаконичными формами среди колонн, башенок и лепнины бывшей Дворянской улицы. Необходимость постройки этого здания по управлению быстро растущим народным хозяйством возникла в 1928. Год спустя было организовано товарищество по постройке Дома промышленности. В его состав вошли самые разные акционерные общества, синдикаты, тресты, в их числе облсовнархоз. В 1928-1930 гг. был разработан проект здания, авторами которого стали архитектор В. Сухов, инженеры В. Клочков и П. Ашитко.
«Новизна сооружения соответствовала духу первых пятилеток. Новый тип гражданского сооружения воплотил в себя многофункциональность кооперации по управлению промышленностью и торговлей. В здании предполагалось разместить также музей промышленности, конференц-зал, техническую библиотеку. Здание задумывалось изначально как замкнутый квартальный комплекс. Необходимость сноса дома Клодтов и других построек, очевидно, и стала препятствием на пути полной реализации проекта».[22]
В советской и современной краеведческой литературе ученые-историки по-разному оценивают внешний вид и его взаимодействие с окружающей застройкой. Одни (как например, профессор, заслуженный архитектор РФ В.Г. Каракарьян) видят здесь пример разрушительного воздействия на панораму улицы: нарушен масштаб застроек, силуэт многоэтажного, по сравнению с другими зданиями, дома до сих пор не вписывается в живописное чередование особняков конца XIX- начале XX века и простых невысотных домиков г. Самары. Другие же (профессор, доктор исторических наук Л.В. Храмков) видят в архитектуре Дома промышленности рациональность, строгость, характерные для деловых зданий.
Важно отметить, что Дом промышленности занимает важное место в застройке берега Волги и создает с другими сооружениями неповторимую панораму города Самара.
«До 1960 г. здание это, почерневшее от времени и запущенное представляло собой неэстетическое зрелище. Возрожденный к этому времени Совнархоз взялся за его реконструкцию. Проект реконструкции выполнил архитектор А.Г. Моргун. Были изменены планы и фасад здания. Изменен угол здания, вход в новый единый вестибюль акцентирован порталом, упразднен нависающий протяженный балкон, введены декоративные элементы-картуши с символикой, изменился цвет, фактура здания. Широкая гранитная лестница ведет на стилобат, созданный цоколем из полированного лабрадорита.
«Несмотря на то, что на фасаде конструктивистского здания появились детали не свойственные конструктивизму, его архитектура стала более светлой».[23]
Особый интерес представляют барельефы над окнами 2-го этажа главного фасада. Это своего рода символы отраслей советского народного хозяйства, достижений советской промышленности и сельского хозяйства: металлургии и подшипниковой промышленности, аграрного сектора, мукомольной промышленности, электроэнергетики.
Дом промышленности стоит вне времени и пространства, как монолит, пришедший из прошлого и намеривающийся стоять вечно.
Историю динамичного роста Самары в начале XX можно проследить и по смещению особняков, респектабельных банков, общественных учреждений в сторону от Хлебной площади и от береговой полосы.
На последнем отрезке Дворянской улицы мы можем лицезреть три великолепных дома - особняк предводителя дворянства Наумова (ул. Куйбышева,151), бывший Крестьянский Поземельный банк (ул. Куйбышева,153) и последнее угловое здание - здание Общественного собрания (ул. Куйбышева,155). Кстати, шлемовидный купол бывшего банка и купол собрания также видны с идущих по Волге судов.
Через квартал от деловой части Дворянской улицы предводитель самарского дворянства А.Н. Наумов выстроил свой особняк в 1907 г. Автор проекта А.А. Щербачев, более 100 домов этого зодчего украшают центральную часть Самары. Особняк Наумова похож одновременно на постройки позднего ренессанса и раннего барокко. «Источником вдохновения для Щербачева служила архитектура итальянского ренессанса, придающая зданиям парадность, строгость и величавость…»[24] Внешняя отделка рустом всей плоскости стен подчинена эстетике парадной торжественности и не мешает восприятию отдельных декоративных деталей: оригинального фриза и фронтонов, массивных балконов и ажурных кронштейнов. «Пропорции здания, колонны, фронтоны, обрамления окон, детали балкона, лоджий, отштукатуренные стены, прорезанные глубоким рустом (…) придают зданию дворцовый характер, полностью отвечают параметрам неоклассицизма. Отметим великолепное качество ремесленных работ - ворота поражают нас превосходным рисунком, мастерством отделки деталей».[25] А теперь перейдем к интерьерам особняка, они вполне соответствовали достатку и общественному положению хозяев: великолепная мраморная лестница, ведущая на второй этаж, большие залы для приема гостей, зеркальный зал, выходящий из вестибюля (сейчас там размещается гардероб). Планировка особняка позволила разместить в нем зимний сад, а во дворе - небольшой грот. Следует отметить, что интерьеры сохранились в первозданном виде, правда несколько обшарпанном. В зеркальном зале до сих пор стены покрыты столетними зеркалами, в зимнем саду сохранился фонтан с медной скульптуркой лягушки, полы покрыты мрамором и паркетом.
Еще один из плеяды знаменитых петербургских архитекторов, работавших в Самаре, - А.И. фон Гоген - автор здания Крестьянского Поземельного банка (ул. Куйбышева,153), соседствующего с особняком Наумова. Оно было построено в 1912 г.
«А.И. фон Гоген (1859-1914) - выпускник Петербургской Академии художеств, долгое время работал архитектором царского двора. Он является автором ряда крупных Петербургских построек, таких как, здание Офицерского собрания, особняка балерины М.Ф. Кшесинской, дома великого физика и химика Д.И. Менделеева, здания Академии Генерального штаба и др.
«Тузы делового мира Самары пригласили придворного архитектора для постройки нового здания банка. Они хорошо понимали, что престиж банка зависит и от имени его автора».[26]
«Архитектура банка это стилизация самобытной северной архитектуры. Трехэтажное здание строгих форм с элементами северного модерна прекрасно вписывается, на мой взгляд, в улицу Дворянскую. В архитектуре здания Крестьянского Поземельного банка прослеживаются черты северной ветви модерна: высокие, почти готические фронтоны, тяжеловесные объемы фасада, один из которых, угловой, увенчан шатром, высокие крыши с черепичной кровлей, своеобразные эркеры…»[27] Оригинальная башня, венчающая угловой фасад, похожа на шлем древнего витязя. Если смотреть на эту панораму города с Волги, то этот ''шатер'' перекликается с башней близстоящего здания Общественного собрания. Растительный декор, акцентирующий арочный вход и плоскость стены чуть выше окон третьего этажа, гармонирует с элементами убранства особняка А.Н. Наумова. «В отдельных деталях здания прослеживаются мотивы шатрового зодчества Севера».[28] Вот уже долгие годы в особняке размещены детские и юношеские кружки и организации (1930-х годов это был Дом пионеров, а после 1993 года – Дом детского и юношеского творчества).
В 1914 г., чуть позже здания Крестьянского Поземельного банка было возведено по проекту местного архитектора Д.А. Вернера здание Общественного собрания (ул. Куйбышева, 155/ Рабочая, 1). Крупные элементы - окна второго этажа, массивный первый этаж сразу выделяют его из окружающей застройки, а угловое расположение особняка позволяет открывать зрителю фасады постепенно. Но если быть точным, то здесь один фасад как бы перетекает во второй.
Это угловое положение особняка соответствует принципам планировки, построения и расположения объемов стиля модерн. Необычно оформление фасада: кроме традиционно применяемой глазурованной плитки двух цветов (желтого и зеленого), здесь архитектор использовал фрагментарную аппликацию из кованого металла на плоскости. Изящные ограждения балкона гармонируют с общим построением объема особняка.[29] Вот уже долгие годы в здании располагается музей военного округа (изначально – ПРИВО, а ныне ПУРВО), где экспонируются материалы по военной истории Самарского края.
Благородное собрание – одно из мест проведения культурно-массовых мероприятий в дореволюционное время. Так, в помещении Благородного собрания (ул. Куйбышева, 157) прошли выставки картин Товарищества передвижных художественных выставок (осень 1889 г., осень 1892 г.), выставка, организованная К.П. Головкиным (весна 1891 г.), а также художественные выставки, организованные с благотворительной целью.[30]
Роль градостроительного акцента неоспорима: здание не только завершает главную улицу города - Куйбышевскую, но и входит в ансамбль Театральной площади (пл. Чапаева), объединяя оба эти пространства.
Так закончился наш обзор истории и архитектуры улицы Куйбышева. Далее она разделяется – одна часть спускается к Волге и Набережной, а другая вливается в улицу Рабочую (Почтовую). А со склона, где улица кончается открывается вид на Драматический театр и бывшую Театральную площадь.
Заключение
Вот и закончилась Дворянская улица. Кто только не гулял по мостовой этой улицы: помощник присяжного поверенного Владимир Ульянов, бегал молодой Алеша Пешков, гулял будущий писатель Алексей Толстой, ходил художник и общественный деятель Константин Головкин. Сколько времени прошло, были снесены дома, на их месте построены новые, сколько судеб решалось за ее дверьми, сколько родилось и умерло людей. Все меняется - улица остается. И теперь по ней ходим мы.
Нами были рассмотрены 5 из 8 отрезков улицы Куйбышева (Дворянской), показана хронологически застройка участков улицы в разные эпохи, проанализировано современное состояние архитектурного облика улицы. В широком контексте разных эпох (дореволюционной, советской, современной) можно увидеть, как менялся облик улицы, какое воплощение нашли в нем веяния социально-экономической жизни и, конечно же, архитектурные стили и традиции эпохи. Если за советские годы облик улицы изменился мало, изменения главным образом коснулись благоустройства – твердое покрытие дороги и озеленение, то сейчас остро стоит проблема сохранения исторической застройки, внешнего и внутреннего облика зданий.
Сведенные воедино разрозненные факты по истории улицы, а также привнесение ряда новых актуальных фактов позволило сделать обзор современным. Особую роль в этом сыграло использование фотоматериалов.
В целом, системность, иллюстративность, простота в изложении позволило сделать работу доступной для всех интересующихся историей Самарского края и Русским краеведением.
Список использованных источников и литературы
План отрезка ул. Куйбышева.
© Мингазов-Шаляпин С.О., составление
Сноски |
|||
Номер сноски |
Номер строения по ул. Куйбышева |
Изначальная цель использования строения |
Современное использование строения |
1 |
- |
Памятник Алексанндру II |
Памятник В.И. Ленину |
2 |
95 |
Самарская публичная библиотека |
Публичная городская библиотека |
3 |
93 |
Особняк Л.С. Аржанова. Позднее – помещение общества взаимного кредита |
Здание Сбербанка России |
4 |
84 |
Городской почтамт |
Самарский почтамт (ФГУП «Почта России») |
5 |
86 |
к/т «Колизей» (позднее – к/т «Молот») |
ТЦ «Молот» |
6 |
88 |
к/т «Триумф» (позднее – к/т «Им. Ленинского Комсомола») |
Ресторан |
7 |
90 |
Русский банк внешней торговли. В годы советской власти – Дом профсоюзов |
Офисное здание |
8 |
92 |
Дом Курлиных. Волжско-Камский коммерческий банк (до 1918 г.). Клуб коммунистов (1918-28). Горком ЦК КПСС. |
Самарский областной художественный музей |
9 |
96 |
Дом купца Егорова |
На 1 этаже магазины. 2-й этаж – жилой |
10 |
98 |
Отель Сан-Ремо. Штаб по формированию отряда чехословаков-интернационалистов (1918-20) |
На 1 этаже магазины. 2-й этаж – жилой |
11 |
99 |
Особняк Покидышева. В советское время – гастроном «Утес» |
Ювелирный салон |
12 |
101 |
Жилой дом |
Жилой дом |
13 |
103 |
Особняк Юрина. Позднее – отель «Ницца» |
к/т «Худлжественный» |
14 |
105 |
Особняк купца Павла Головкина |
1-й этаж – служебные помещения. 2,3 – жилые |
15 |
107 |
Особняк Сибирякова |
Жилой дом |
16 |
109 |
Жилой дом (построен в 1970-е годы) |
|
17 |
111 |
Гостиница «Гранд-Отель». Штаб 1-й Самарской стрелковой дивизии (1918-20). Комитет Национального освобождения Франции (1943-44) |
Гостиница «Жигули» |
18 |
113 |
Дом Ясенкова. Библиотека и Самарский публичный музей. Штаб 25-ой стрелковой дивизии под командованием С.П. Захарова (1918-20). |
1-й этаж – служебные помещения. 2 – жилой |
19 |
115-117 |
Кирха. Мастерские художников (после 1917 г.) |
Кирха |
20 |
104 |
Коммерческий клуб. Военкомат. Служебные и жилые помещения |
Разрушающийся памятник архитектуры федерального значения |
21 |
112 |
Госбанк |
|
22 |
131 |
Самарский публичный музей (с 1896) |
Учебный корпус Государственного университета телекоммуникаций и информатики. Региональные и общественные организации |
23 |
135 |
Особняк Н.Ф. Дунаева. Позднее – Коммерческое собрание. |
Департамент управления муниципальным имуществом Администрации г. Самара |
24 |
139 |
Особняк И.А. Клодта. В советское время – административное здание, Дет. сад «Теремок» |
Детская картинная галерея, художественная школа |
25 |
141 |
Жилые дома |
|
26 |
143 |
||
27 |
145 |
Дом промышленности |
Здание региональных министерств и ведомств (Дом промышленности), офисное здание |
28 |
122 |
Дом Курлиных. После 1917 г. – редакции первых советских газет «Солдат, рабочий и крестьянин», «Приволжская правда» |
Администартивное здание |
29 |
151 |
Особняк А.Н. Наумова. Губревком и губисполком (1917-20). Дом пионеров и школьников. |
Самарский дом детского и юношеского творчества |
30 |
153 |
Крестьянский Поземельный банк |
Корпус № 2 Химфак Технического университета |
31 |
155 |
Общественное собрание. Музей ПРИВО |
Музей ПУРВО |
* |
|
Место расстрела манифестации рабочих 13.10.1905 г. |
|
** |
|
Территория механического завода «Бенке и Ко» и здания Николаевкого приюта. Станкостроительный завод (после 1941 г.) |
На территории расположены магазины, рынок строительных материалов |
*** |
126 |
Жилой дом |
Заброшенный образец деревянной архитектуры кон. XIX в. |
**** |
93 |
Вторая квартира М. Горького (с 12.1895 по 05.1896 гг.) |
Офисы |
[1] Факты приводятся по Памятники истории и культуры Куйбышевской области. – Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1979. С 17-19.
[2] Расположение зданий в кварталах можно увидеть в Приложении, где дан план улицы и отмечены здания, о которых говорится в работе.
[3] Смирнов С. Улица Куйбышева. Прошлое и настоящее. // Культура (Самара). Самара, 1995. № 21 (июнь).
[4] Там же.
[5] Сведения приводятся по статье Г. Алексушина и Т. Алексушиной. Почтамт. Как много в этом доме. // Свежая газета. Самара, 2008. № 20-21 (53-54) (октябрь).
[6] Смирнов С. Улица Куйбышева. Прошлое и настоящее. // Культура (Самара). Самара, 1995. № 21 (июнь).
[7] Смирнов С. Улица Куйбышева. Прошлое и настоящее. // Культура (Самара). Самара, 1995. № 21 (июнь).
[8] Факты приводятся по Володин В. Из истории художественной жизни города Куйбышева. Конец XIX – начало XX века. М.: Советский художник, 1979. – С 154.
[9] Смирнов С. Улица Куйбышева. Прошлое и настоящее. // Культура (Самара). Самара, 1995. № 21 (июнь).
[10] Смирнов С. Улица Куйбышева. Прошлое и настоящее. // Культура (Самара). Самара, 1995. № 21 (июнь).
[11] Там же.
[12] Смирнов С. Улица Куйбышева. Прошлое и настоящее. // Культура (Самара). Самара, 1995. № 21 (июнь).
[13] Там же.
[14]Факты по художественной жизни города приводятся по материалам, содержащимся в книге Володин В. Из истории художественной жизни города Куйбышева. Конец XIX – начало XX века. М.: Советский художник, 1979. – 176 с.
[15] Смирнов С. Улица Куйбышева. Прошлое и настоящее. // Культура (Самара). Самара, 1995. № 21 (июнь).
[16] Шереметев А. На Дворянской. // Самарские известия. Самара, 06.03.1996.
[17] Данные приводятся по Памятники истории и культуры Куйбышевской области. – Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1979.
[18] Смирнов С. Улица Куйбышева (от Красноармейской до Л. Толстого) // Культура (Самара). Самара, 1995. № 16.
[19] Смирнов С. Улица Куйбышева (от Красноармейской до Л. Толстого) // Культура (Самара). Самара, 1995. № 16.
[20] Там же.
[21] Факты приводятся по Губернский вестник. Самара, 1995, № 50 (декабрь); А. Шереметев. На «Дворянской». // Самарские известия. Самара, 06.03.1996.
[22] Каркарьян В. По главной улице. // Вечерняя Самара (субботний выпуск «Волжской Зари»). Самара, 09.12.1995.
[23] Каркарьян В. По главной улице. // Вечерняя Самара (субботний выпуск «Волжской Зари»). Самара, 09.12.1995.
[24] Каркарьян В. По главной улице. // Вечерняя Самара (субботний выпуск «Волжской Зари»). Самара, 23.12.1995.
[25] Каркарьян В. По главной улице. // Вечерняя Самара (субботний выпуск «Волжской Зари»). Самара, 23.12.1995.
[26] Каркарьян В. По главной улице. // Вечерняя Самара (субботний выпуск «Волжской Зари»). Самара, 23.12.1995.
[27] Там же.
[28] Там же.
[29] Факты приводятся по Памятники истории и культуры Куйбышевской области. – Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1979. С 243-244.
[30] Факты приводятся по Володин В. Из истории художественной жизни города Куйбышева. Конец XIX – начало XX века. М.: Советский художник, 1979.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»