Казакова Е. П.
Социальная ответственность – термин появившийся не так давно. О социальной ответственности капиталистической России старались не упоминать в учебной и научной литературе, демонстрируя «звериный оскал» отечественной буржуазии. В годы советской власти обеспечение граждан всем необходимым было несомненным достижением государства, настолько явно подчеркивающего этот факт, что население, чувствуя разницу между декларирующимися социальными программами и качеством их реализации, не всегда расценивало социальные гарантии как очередную победу советского строя. Девяностые – нулевые многое «изъяли» из повседневной жизни граждан новой России, а те немногие компании и предприятия, которые сумели сохранить хоть какую-то часть былых «привилегий» человека труда, служащего, получили звание «Предприятий высокой социальной эффективности».
Понятие «социальная ответственность» было знакомо отечественным предпринимателям дореволюционной России достаточно хорошо. Другой разговор, что, каждый из них вкладывал в этот современный термин христианские традиции, чего нельзя сказать о нынешней социальной эффективности. В исторической литературе, да и не всегда в краеведческих изданиях мы встретим серьезные исследования, посвященные данной тематике. Поэтому, считаем необходимым приоткрыть завесу исторической тайны над многими добрыми делами астраханских купцов, предпринимателей, дельцов.
Ярким примером социальной ответственности предпринимателя к своим работникам является политика «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель».
Семья Нобель известна в России еще с 1837 г., когда в Петербург из Швеции прибыл с вполне конкретным техническим предложением (образцы мин) Эммануил Нобель. Его сын - Людвиг Нобель, конструктор станков, основал собственное дело, превратив купленный на Выборгской стороне небольшой механический завод в крупнейшее машиностроительное предприятие. Но настоящее богатство Нобелям принес нефтяной бизнес.
Несмотря на то, что добыча нефти на Каспии началась еще в 1820 г., представитель семейного бизнеса - Роберт Гьельмар Нобель впервые приехал в Баку в 1874 г. В следующем году на скромный капитал он приобрел небольшой керосиновый завод и несколько нефтяных участков в Сабунчах. В апреле 1876 г. Роберт Нобель заложил первую собственную буровую скважину, которую бурили вручную открытым буром и бурильным, свободно падающим инструментом Фабиана с мантелем, - с промывкою водой. Станок, прикреплённый к небольшой бревенчатой вышке, был крайне примитивным, состоящий из балансира и лебёдки; при этом применялся ручной насос. Такое устройство требовало большого количества рабочих рук. Осенью 1876 г. в Баку переселился Людвиг Эммануилович Нобель, инженер, хорошо знакомый с современной организацией промышленного производства. Он энергично принялся за переустройство нефтяного дела.
Сырье, полученное на первых скважинах было переработано в прекрасный керосин, соперничающий по своему качеству с американским. Со временем появилось еще несколько совершенно самостоятельных заводов: масляный, вискозиновый (вискозин - высоковязкое масло, применяется для смазки цилиндров паровых машин), бензиновый, парафиновый, серно-кислотные заводы и пр.
25 мая 1879 г. в России, в г. Баку, была основана крупнейшая нефтепромышленная фирма «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», соучредителем которого которой вместе с Нобелями выступил их друг Пётр Александрович Бильдерлинг.
Окраинное расположение добывающих и перерабатывающих предприятий диктовало развитие логистики. Первым шагом в этом направлении стало строительство наливных судов. В 1877 г. в Швеции был построен первый наливной пароход «Зороастр» по собственному проекту и чертежу Л.Э. Нобеля. Затем появились и другие нобелевские наливные суда, несколько позже появился танкерный способ перевозки нефти. Введение наливной перевозки оказало огромное влияние на развитие российского флота, вызвав такой усиленный спрос на суда, что, несмотря на падение фрахтов, число судов возрастало с каждым годом. В 1878 г. братьями Нобель был построен первый в России нефтепровод с паровым насосом. С развитием сети железных дорог встал вопрос о внедрении наливного транспорта в этой сфере. По инициативе Людвига Нобеля 100 вагонов-цистерн его собственной конструкции обогатили отечественное вагоностроение новым устройством для транспортировки жидких углеводородов. Под влиянием усовершенствований в способах перевозки, цена на керосин в России быстро падала, и постепенно нобелевский керосин стал дешевле американского.
Росла и сеть контор, складов, но особое место в ней занимала Астрахань. Благодаря своему географическому положению, Астрахань являлась удобнейшим перевалочным пунктом нобелевской товарной продукции, откуда она поступала на внутренний рынок страны. Здесь производилась перекачка керосина из морских наливных пароходов в плоскодонные баржи для доставки товарной продукции вверх по Волге, складирование и длительное хранение керосина и мазута, в особенности в зимний период.
(1. С. 328).
Уже на следующий год после основания фирмы было образовано Астраханское отделение «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» (1880 г.) на левом берегу Волги, на земле татарского селения Царев. Попытки Товарищества взять этот участок в аренду на длительный срок натолкнулись на решительное возражение Астраханского городского самоуправления, справедливо полагающего, что близкое соседство больших нефтяных складов опасно для города. Вследствие возникших обстоятельств Товарищество вынуждено было искать участок на правом берегу Волги, в необходимом удалении от города. В 1881 г. Нобели подписали договор об аренде на 25 лет десяти тысяч квадратных саженей земли на правом берегу у казаков Городофорпостинской станицы, увеличив площадь арендуемой земли в 1889 г. до 42 ООО кв. саженей (3. С. 166).
Место это в 1881 г. представляло собой низменный степной участок, постоянно затапливаемый во время весенних разливов, поэтому Товарищество во избежание постоянных убытков, прежде всего, вынуждено было обнести арендуемую территорию плотной деревянной забойкой, состоящей из досок и брусьев, и далее насыпать земляной вал. В течение 80-х гг. XIX в. на арендованном месте были выстроены многочисленные деревянные строения различного назначения, так что вся нобелевская пристань представляла собой нечто вроде аккуратного маленького городка. В середине селения красовались два больших корпуса, из которых один был предназначен для конторы Астраханского отделения Товарищества, а другой - для квартиры заведующего складом и для чертежной. Недалеко от вала были выстроены механический завод и различные мастерские для судостроения и проведения ремонтных работ. Слева от главных корпусов были воздвигнуты в два ряда здания, образующие длинную улицу домов, предназначенных для жилищ служащих высшего разряда: инженера, механика, кассира, смотрителя и пр.
На задней половине нобелевской пристани были построены двухэтажные дома для семейных рабочих различных категорий. Каждая квартира имела комнату для кухни и столовой в нижнем этаже и такое же по величине помещение для спальни и дневных занятий. Все печи в кухнях, казармах и банях на пристанях уже в XIX в. имели нефтяное отопление по системе, изобретенной в Бакинском филиале товарищества.
В этом же ряду домов в городке были выстроены большая казарма для матросов и сторожей для зимнего пребывания вместимостью 150 человек, большая общая кухня и отдельная прачечная с баней для мастеров, матросов и чернорабочих. Для конторщиков, техников и административных служащих имелась отдельная, отлично устроенная баня с душами.
В 1889 г. в Нобелевском городке открылась школа для детей служащих. Впрочем, дети служащих могли получить среднее и высшее образование. Для них фирма основала три стипендии имени Людвига Эммануиловича Нобеля, Михаила Яковлевича Белямина и Петра Александровича Бильдерлинга в Санкт-Петербургском Технологическом институте. В Горном институте, Ремесленном училище Цесаревича Николая, Коммерческом училище и Бакинском реальном училище было учреждено по одной стипендии.
В начале XX в. в городке было построено помещение для собраний и увеселительных вечеров. Построена специальная столовая для рабочих и столовых команд, где ежедневно принимали пищу несколько сот человек. Для судовой команды учреждена при субсидии Товарищества специальная библиотека, выписывающая журналы, газеты и активно приобретающая художественную литературу и профессиональные издания.
В 1904 г. в Нобелевском городке имелся обширный благоустроенный приёмный покой с аптекой и постоянным медицинским персоналом, состоящим из врача, фельдшера и акушерки, и отдельный вполне изолированный барак на шесть кроватей для больных , страдающих заразными болезнями(3 С. 170).
Между Астраханью и Нобелевским городком регулярно ходило малое речное судно, а перед Первой Мировой войной здесь построили двухпалубное пассажирское судно, рассчитанное на 250 человек. Судно ходило от городской пристани к заводу и перевозило всех служащих бесплатно, а посторонних лишь за небольшую плату, которая отчислялась в пользу больницы для рабочих.
К 1889 г. число работающих в Нобелевском городке на постоянной и временной основе уже превышало более тысячи человек (1 С. 250). В связи с постоянным увеличением штата каждый год, вплоть до революции, продолжалось возведение новых сооружений для работников товарищества.
Конечно, несмотря на обилие гражданских построек нобелевского городка, свидетельствующих о социальной ответственности учредителей Товарищества, все же особая роль отводилась производственным объектам, где хранилась сырая нефть' и нефтепродукты. Уже в 80-х гг. XIX в. в левом крыле городка была сооружена большая цистерна-резервуар для хранения керосина вместимостью в 300 000 пудов. Позади цистерны располагалась четырёхугольная глубокая яма (бассейн) вместимостью в 1,5 млн. пудов мазута. Складские мощности Нобелевского городка постоянно расширялись.
Секрет почти векового интереса к деятельности «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» заключается в не совсем обычной для российских предприятий организации дела. В истории отечественного предпринимательства немного найдется примеров искренней заботы о работниках компании и формировании самими предпринимателями команды единомышленников, заинтересованных в результатах своего труда.
Кроме того, Нобели первыми ввели на своих заводах и промыслах 10-часовой (вместо 14-часового) рабочий день, исполнив «заветную» чету русских рабочих. (5. С. 30)
По уставу Товарищества, 40% чистого дохода поступали в пользу служащих. Для обеспечения сохранения сбережений и обеспечения работников на случай нужды, Людвиг Нобель устроил сберегательную кассу, в которой участвовали очень многие служащие, а так же собственный капитал Товарищества. В случае чрезвычайных происшествий служащие Товарищества всегда находили поддержку, как в собственной сберегательной кассе, так и прямо со стороны акционеров, которые назначали им или их семье пожизненные пенсии. В АГОИАМЗ хранятся отчёты Астраханской ссудо-сберегательной кассы Товарищества братьев Нобель, анализ которой позволяет проследить характер всех выплат.
«Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» вплоть до 1918 г. было самой крупной нефтепромышленной фирмой в стране. По сути это была первая в России вертикально интегрированная нефтяная компания, осуществлявшая все технологические циклы производства, начиная от поиска и разведки месторождений нефти, их бурения и разработки, до переработки и реализации товарных нефтепродуктов. Отличительной особенностью компании была высокая степень социальной ответственности, примеров которой в России рассматриваемого периода, мы наблюдаем не много.
Империя Нобелей оставила после себя не только развитую, направленную в будущее отрасль промышленности, но и целый ряд социальных проектов, которые явились материализацией идей о создании «честного капитализма» в условиях экономической модернизации России, что проявилось, прежде всего, в строительстве посёлков нового типа - нобелевских городков, получивших особенно большое распространение в Поволжье, с которым была связана основная деятельность Товарищества «Бранобель».
Список использованных источников и литературы
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»