Зубова Д.А.

На современном этапе библиотека вуза является научным, учебно-вспомогательным и культурно-просветительным учреждением. Она обеспечивает литературой и библиографическим обслуживанием профессорско-преподавательский состав, научных сотрудников, аспирантов, студентов и других работников вуза. Библиотека вуза активно способствует воспитанию студентов, развитию их самостоятельной работы и творческой инициативы.

Большое значение имеет изучение истории, как центральных библиотек, так и библиотек отдельно взятых районов, городов, учебных заведений, потому что из истории отдельных библиотек, складывается история библиотечного дела в целом. История становления, развития, функционирования – все это позволяет делать выводы о том, какое значение придавалось библиотекам на том или ином этапе развития.

Библиотека – это не только учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, но важный социокультурный институт.

Заслуживает внимания изучение библиотеки ВГПУ, так как она является одной из старейших и крупнейших библиотек Вологодской области, и поэтому также необходимо изучать её историю.

Библиотека Вологодского педагогического университета ведет свою историю с 1912 года, когда в Вологде был открыт Учительский институт, профессиональное среднее специальное учебное заведение, занимающееся подготовкой учителей для городских, уездных и высших начальных училищ.

Библиотека была основана одновременно с Учительским институтом. Институт и библиотека располагались в доме Цеха Карла Фридриховича по ул. Желвунцовской (ул. Зосимовская) и занимали верхний этаж, состоящего из семи комнат и часть нижнего этажа.[1] После окончания срока аренды дома Цеха К. Ф. институт переезжает в дом инженера Раскина на углу улиц Галкинской и Екатерининско-Дворянской (ныне ул. Герцена). Здесь на втором этаже библиотеке была отведена комната размером 7, 1\2 на 7, 3\4 аршин (29.3 м²).[2]

Первоначально штат библиотеки состоял из одного заведующего библиотекой. Первым заведующим библиотекой советом института был выбран И. С. Бачалдин, преподаватель русского языка.[3]По структуре библиотека делилась на фундаментальную и ученическую. Книгами фундаментальной библиотеки пользовались преподаватели, а из фонда ученической библиотеки выдавались учебники воспитанникам института.

На заседаниях Педагогического совета института регулярно обсуждались вопросы о приобретении книг. Книги приобретались по спискам, которые составлялись согласно циркулярным письмам попечителя Санкт-Петербургского учебного округа и по рекомендациям Министерства народного просвещения, в магазинах города Вологды и Москвы (м-н Карбалникова (Москва) и др.). По смете на расходы библиотеки отпускалось 500 рублей в год. [4]

В 1913 г. были внесены дополнения в правила пользования библиотекой: «фундаментальной библиотекой пользуются учащиеся с разрешения преподавателя соответствующего предмета», а срок пользования книгами был увеличен с двух до трех недель.[5]

Ежегодно проводились ревизии библиотеки института. В состав комиссии входили: директор института, библиотекарь и два преподавателя. Во-первых, проверялось наличие книг по инвентарной описи, во вторых, исправность содержания каталогов и журнала, выдаваемых для чтения книг[6]. По результатам одной из таких проверок выяснилось, что недостает пяти книг (Трояновский «Растение и его жизнь», Гете «Фауст» в переводе А. Фета, Огнев С. «Жизнь леса») на общую сумму 3 р. 28 коп.[7]

Таким образом, в эти годы библиотека Учительского института только начинала свою работу. Книги приобрести было трудно, поэтому формирование фонда происходило постепенно и очень медленно. В библиотеке не было читального зала, отсутствовало специальное библиотечное оборудование. Тем не менее, потребность в книгах среди воспитанников института была. Наибольшим спросом, по отчёту библиотекаря И. С. Бачалдина, пользовались книги из отделов истории, словесности и естествознания.[8]

С сентября 1917 г. Вологодский учительский институт начал преобразовываться в высшее учебное заведение – Вологодский Педагогический институт. Вводились новые учебные программы по трем отделениям – естественно-географическому, физико-математическому и словесно-историческому.[9]

В августе 1918 года была создана особая комиссия, которая на основании указаний Наркомата просвещения начала осуществлять преобразование Учительского института в высшее педагогическое учебное заведение. [10]

Институт действовал на основании Положения о ВПИ от 1 сентября 1918 года, в котором определялся статус учебного заведения: «Вологодский педагогический институт есть высшее учебное заведение, имеющее целью педагогическую и научную подготовку лиц, желающих посвятить себя педагогической деятельности…, и находится в ведении комиссариата Народного Просвещения».[11]

Занятия начались 6 декабря 1918 года. Такая задержка с началом занятий была вызвана необходимостью проведения ремонта в здании бывшей Духовной семинарии.[12]

С реформой института была реорганизована и библиотека: «…часть книг из ученической библиотеки Института выделить и передать в библиотеку Опытной школы, а оставшиеся книги выписать в общий каталог, уничтожив, таким образом, старое деление библиотеки на фундаментальную и ученическую». При отдельных кабинетах были созданы свои библиотеки.[13].

В сентябре 1918 года был избран новый библиотекарь – преподаватель бывшей Духовной семинарии Иван Дмитриевич Остроумов. Фонд библиотеки на 1918 год составлял 6582 тома по 13 отделам, в том числе: книг по истории – 510, словесности – 1385, естествознанию – 660 томов и др.[14].

С 1918 по 1931 годы библиотека и институт размещались в здании бывшей Духовной семинарии (ныне ул. Ленина, 15). В 1919 году Педагогический институт был реорганизован в Институт народного образования.[15]

Кроме основного отделения по подготовке преподавателей для школ второй ступени, при нем были открыты еще четыре отделения: дошкольное, школьное (для подготовки учителей школ первой ступени), трудовое (для подготовки инспекторов по труду) и внешкольное для подготовки работников музеев, клубов, библиотек и других культурно-просветительных учреждений. Из перечисленных четырех отделений через год осталось дошкольное, имевшее хороший преподавательский состав и тесную связь с Петроградским институтом социального воспитания. Остальные отделения были закрыты, из-за значительной неопределенности и неясности задач, поставленных официальными учебными планами.

Отделение по подготовке учителей для школ второй ступени имело четыре факультета: литературно-художественный, позже названный словесно-историческим, социологический или социально-исторический, физико-математический и биолого-географический. Срок обучения составлял четыре года.[16]

Общее количество студентов в 1919/20 учебном году на всех отделениях увеличилось до 650 человек, а число сотрудников – до 80.[17]

В 1920 году, по инициативе различных местных органов, была организована особая комиссия с участием профессоров из Петрограда (Чугаев Л. А., Оппель В. А.) для определения конкретных мер в направлении осуществления этого желания и для точного учета тех научных сил и общих научных ресурсов, которыми располагает Вологда для открытия в ней государственного университета. Эта комиссия, в лице очень авторитетных представителей профессуры, высказала заключение, что имеющиеся в Вологде в наличии научные силы и общие научные ресурсы достаточны для открытия Государственного Университета в составе нескольких факультетов (факультет общественных наук, медицинский и агрономический). Но в силу экономических, главным образом, соображений Наркомпрос не утвердил это предложение.[18]

В 1921 году при институте был открыт рабфак, который готовил молодежь из рабочих и крестьян для поступления в техникумы. В этом году был открыт и педагогический техникум.[19]

Преобразования библиотеки Вологодского института народного образования начались в октябре 1920 года. В должности главного библиотекаря (заведующего) Советом института был утвержден Иван Дмитриевич Остроумов. Также было постановление о создании библиотечной комиссии из преподавателей и студентов.[20] С марта 1919 года у библиотекаря появилось два помощника.[21] В библиотеке велись карточный систематический и алфавитный каталоги, что способствовало улучшению качества обслуживания читателей.

Фонды библиотеки расширились за счет передачи книг из библиотеки бывшей учительской семинарии Вологды. Поступило из бывшей учительской семинарии 900 томов, в основном учебники и беллетристика. За 1919 – 1920 годы количество книг в библиотеке увеличилось почти в два раза: на 1 июля 1919 г. было 9948 томов, а к 30 июня 1920 г. численность книг составила 17557 томов. Книги распределялись по 16 отделам. Наиболее широко научная литература была представлена в следующих отделах: естественные науки (1494 т.), история (921т.) и социальные науки (729 т.). Наибольшим спросом среди студентов и преподавателей института, в период с октября 1919 по июнь 1920 года, пользовались книги из отделов естественных наук (1420 кн.), беллетристики (1397 кн.) и истории (606 кн.).[22]

Читального зала при библиотеке не было из-за отсутствия помещения. Книги выдавались на дом. Библиотекой пользовались в основном преподаватели и студенты института. Также разрешалось брать книги на дом преподавателям, не работающим в институте, а также слушателям инструкторских курсов по ликвидации безграмотности и членам научно-технического комитета. Студентам в период летних каникул книги не выдавались. Библиотека была открыта ежедневно с 11 – 00 до 15 – 30 ч., и три раза в неделю по вечерам с 17 – 30 до 21 – 00 ч. [23]

Норма выдачи для студентов составляла 3 книги на две недели, учебные руководства выдавались без ограничений в количестве и сроках. Для преподавателей не было никаких ограничений, что очень затрудняло удовлетворение запросов студентов на научную литературу. Особо ценными книгами разрешалось пользоваться только в помещении библиотеки. А за пользование учебными руководствами со студентов удерживалось из стипендии 10 % от стоимости книг.Книги приобретались разными путями. Часть приобреталась в магазинах города Вологды, часть – в магазинах Москвы и Петрограда, при командировках сотрудников института. [24]

В 1918 – 1919 годах существовала система залогов со студентов, в размере 40, а затем 100 рублей. Со студентов, не возвративших книги в установленный двухнедельный срок, взыскивалось за каждый просроченный день по 10 рублей. В дальнейшем эти студенты лишались права на получение книг, а стипендиатам задерживали выдачу стипендии.[25] Отдельные студенты оставляли себе библиотечные книги, считая, что библиотека компенсируется суммой залога. Поскольку такая практика себя не оправдывала, то система залогов была отменена. У библиотеки не оставалось никаких гарантий возврата книг, кроме честности студентов. [26]

Структура института продолжала изменяться. В марте 1921 года Наркомпрос установил три разряда педагогических учебных заведений.

К первому разряду относились высшие педагогические институты, предназначавшиеся для подготовки высококвалифицированных педагогов, ко второму – практические институты народного образования, имевшие задачу готовить квалифицированных практических работников в различных областях педагогической деятельности, и к третьему – педагогические техникумы для подготовки учителей школ I ступени и работников детских садов.[27]

Вологодский институт, как учреждение вполне организованное и прочно поставленное, в числе немногих был оставлен в первой группе, как высшее педагогическое учебное заведение не только с учебными задачами, но и научными. [28]

«Но уже в конце того же года, в силу вновь открывшихся экономических затруднений, Главным управлением профессионального образования было произведено значительное сокращение сети педагогических учебных заведений в РСФСР, причем многие из оставшихся Педагогических Институтов переведены были в разряд практических и некоторые из Практических институтов — в педагогические техникумы. Вологодский Педагогический Институт предположено было перевести в разряд практических. Так как такое решение грозило лишить Вологду высшего учебного заведения с широкими культурными задачами, то целый ряд местных организаций и органов власти (Губисполком, Губпрофсовет, Губиспрос, Губпрофобр) выступили на защиту института, как высшего учебного заведения, возбудив перед Главпрофобром ходатайство о сохранении в Вологде высшего Педагогического института.

Ходатайство это нашло себе определенное сочувствие и поддержку в отделе Педагогического Образования Главпрофобра и Совет по делам ВУЗов в заседаниях 18 и 20 января 1922 г., соглашаясь с заключением означенного Отдела, принял решение сохранить в Вологде высший Педагогический Институт.» [29]

Но такое решение органов управления Главпрофобра просуществовало лишь 11 недель, потому что уже 12 апреля 1922 г., по предложению того же отдела Педагогического образования Главпрофобра о сокращении сети ВУЗов в РСФСР в целях облегчения государственного бюджета, Совет по делам ВУЗов принял решение: закрыть Орловский Педагогический Институт; преобразовать Казанский и Вологодский Педагогические институты в Практические институты народного образования с 1-го мая.[30]

С 1 мая 1922 года постановлением Наркомпроса Вологодский институт народного образования был переведен в состав практических институтов народного образования.

В институте действовало четыре учебных отделения: физико-математическое, биолого-географическое, словесно-историческое и дошкольное. [31]

Весь научный состав института делился на три категории: профессора, преподаватели и научные сотрудники (ассистенты и лаборанты). Многие из профессоров за время революции 1917 года прибыли в Вологду из Москвы и Петрограда, а часть профессоров одновременно преподавали в Вологодском Молочно-хозяйственном институте. Основной преподавательский состав состоял из вологжан, имевших опыт исследовательской научной работы (ВОИСК и пр.).[32]

Профессор Е.С. Соллертинский возглавлял кафедру земледелия, географии России и страноведения. Известный вологжанин-краевед Н.В. Ильинский руководил кафедрой биологии, читал курсы биологии и краеведения. Профессор Молочно-хозяйственного института В.И. Лемус читал курс зоологии. На других отделениях Н.В. Шалауров (с 1919 по 1921 год был ректором института) читал курс физики. Профессор А.А. Веселовский вел курсы древнерусского языка и введения в языкознание. Лекции по педагогике, психологии и истории педагогических учений читал профессор Н.А. Коновалов, в 1921 – 1923 годах бывший одновременно и ректором института.[33] Курс истории социалистических учений читал первый председатель Вологодского губернского исполнительного комитета (1918-1919 гг.) М. К. Ветошкин.[34]

Количество научных сотрудников, работающих в институте, в разные годы, было различным. От 80 человек в 1919 – 1920 учебном году, до 50 в 1921 – 1922 гг.В 1921 – 1922 году на всех четырех курсах института обучалось 511 человек. [35]

Таблица 1

ФОНДЫ БИБЛИОТЕКИ, СТУДЕНТЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИНСТИТУТА В 1919 – 1922 гг.

Год

Количество книг в фонде

Количество

студентов

Количество преподавателей

1919

9948

 

650

 

80

 

1922

 

24952

511

50

Составлено по: Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. – Вологда, 1968. – С. 5; Коновалов, Н. Вологодский педагогический институт: материалы к отчету за 1921-1922 уч. г. Вологда,1922. – 54 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.booksite.ru/education/main/vuz/2.htm; ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 41. Л. 1 (об); Д. 140. Л. 114.

Библиотека института считалась одной из лучших в городе, если не по количеству, то по качеству подобранной литературы. Уровень подобранных книг в учебно-научном отношении был очень высок и обеспечивал сотрудников института ценными материалами для исследовательской работы. В наличии имелась иностранная литература, как в оригинале, так и переводная. Лучше всего были подобраны отдел педагогики (в части русских изданий), отдел географический и естественных наук (ботаника, зоология, химия, геология, биология и пр.). Были широко представлены диссертации. В библиотеке имелось большое собрание трудов ученых обществ, экспедиций и известий университетов.[36]

На одном из заседаний правления Вологодского практического института народного образования обсуждался вопрос о сохранности библиотечных фондов, потому что книги расхищались. Обсуждались меры в отношении студентов и бывших преподавателей института не возвративших книги.Также рассматривался вопрос о пользовании книгами из библиотеки посторонними лицами и вольнослушателями. [37]

Были приняты следующие решения:

а) послать требования в письменной форме о возврате книг, с указанием, что в случае неисполнения, будет предъявлен иск по суду.

б) в отношении лиц, находящихся вне г. Вологды и адреса которых были известны, затребовать возвращение книг в библиотеку через суд, путем подачи иска. В отношении лиц, адреса которых неизвестны, принять меры по определению адресов через милицию, и действовать в судебном порядке.

в) лицам, числящихся студентами Института и задерживающих возврат книг, предложить в письменной форме немедленно возвратить книги к определенному сроку, в случае неисполнения взыскать книги через суд с лишением прав пользоваться библиотекой.

д) посторонним лицам разрешить пользоваться книгами из библиотеки лишь по особому разрешению Правления Института. От вольнослушателей требовать внесение залога, в размере стоимости книги, или по усмотрению заведующего библиотекой». [38]

Такие радикальные меры были оправданы, потому что за 1920-1922 годы количество невозвращенных книг достигло 511 экземпляров.[39]

Общее количество книг на 1 июля 1922 года составляло 24952 тома. Главным библиотекарем являлся И. Д. Остроумов. Также в штате состояло еще три библиотекаря: Шалаурова Е. В., Пшеницина А. А., и Попова С. К. Выдача книг за апрель-июнь 1922 года составила 1892 тома, а посетителей за эти месяцы было 1701 человек, но регистрировались лишь те, кто брал книги на дом. [40]

В 1923 году Вологодский практический институт народного образования из-за тяжелого финансового положения был закрыт. Желающие продолжать учебу студенты были переведены в Пермский педагогический университет, а часть студентов поступили в Вологодский педагогический техникум.

Вопрос о библиотеке был решен следующим образом: «Библиотека остается в прежнем помещении с предоставлением права пользования книгами только учащимся Рабфака и педагогического техникума».[41]

Итак, в период с 1912 по 1923 годы библиотека сначала Учительского, затем Педагогического института начинает свою деятельность. Растут фонды, расширяется штат сотрудников (5 человек в 1922 году). Постепенно увеличивается значение библиотеки. На данном этапе, действительно, библиотека еще не играет такой значительной роли, как на современном этапе. История библиотеки – это часть истории университета. Изучение истории библиотек необходимо, т.к. библиотека, как упоминалось выше – важный социокультурный институт, в т.ч. и на современном этапе. Происходит эволюция роли библиотек, они играют все большее значение в социализации личности, в демократизации общества и в развитии интеллектуального потенциала человечества.

Список использованной литературы и источников

I. Документы Государственного архива Вологодской области

  1. ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 4. Л. 1, 4, 19. Журналы заседаний Педагогического совета Вологодского учительского института за 1912 год.
  2. ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 19, Л. 10. 15, 16, 18, 19, 28, 29. Журналы заседаний Педагогического совета Вологодского учительского института за 1913 год.
  3. ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 27. Л. 42(об.), 48(об.). Журналы заседаний Педагогического совета Вологодского учительского института за 1914 год.
  4. ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 30. Л. 6(об.), 25(об.). Журналы заседаний Педагогического совета Вологодского учительского института за 1915 год.
  5. ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 40. Л. 25(об.), 41, 43. Журналы заседаний Педагогического совета Вологодского учительского института за 1916 год. Ф. 81. Вологодский институт народного образования.
  6. ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 2. Л. 15, 16, 23, 24, 35, 59. Журналы заседаний Педагогического совета Вологодского учительского института за 1917 год.
  7. ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 13. Л. 30, 36, 40, 65, 72, 76, 100, 120, 122, 123, 154, 155, 162, 19.: Организация и оборудование института и переписка с различными учреждениями. 1918 год.
  8. ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 36. Л. 2, 7, 80, 90, 91. Протоколы заседания Педагогического совета Вологодского института Народного образования. 1919 год.
  9. ГАВО, Ф. 81. Оп. 1. Д. 41. Л. 1 – 9. Отчеты по библиотеке Вологодского института Народного образования за 1919 – 1920 учебный год.
  10. ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 47. Л. 11, 54, 56, 57 (об.), 58(об.), 59. Отчеты и распоряжения Правления института за 1919 учебный год.
  11. ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 140. Л. 22, 22 (об.), 63, 113, 114: Протоколы заседания правления ВПИ. 1922 год.
  12. ГАВО. Ф.81. Оп. 1. Д. 165. Л. 10. Протокол о ликвидации ВПИНО от 10.08.1923 г.

II. Использованная литература

  1. Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города / под ред. Ю. К. Некрасова – Вологда: Древности Севера, 2004. – 240 с.
  2. Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. – Вологда: Северо-западное книжное издательство, 1968.
  3. Карелин П.Н. Вологодский педагогический институт за 40 лет советской власти. ВГПИ. Ученые записки. Т. 25 / П. Н. Карелин, Н. М. Хохолков. – Вологодское книжное изд-во, 1959 г

III. Электронные ресурсы

  1. Коновалов, Н. Вологодский педагогический институт: материалы к отчету за 1921-1922 уч. г./ Н. Коновалов. - Вологда: Типография Северсоюза, 1922. - 54 с. – [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.booksite.ru/education/main/vuz/2.htm

[1] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 4. Л. 19.

[2] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 30. Л. 6(об).

[3] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 4. Л. 1.

[4] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 4. Л. 6; Д. 19. Л. 10; Д. 27. Л. 42(об).

[5] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 19. Л. 28, 29.

[6] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 27. Л. 1(об).

[7] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 40. Л. 25(об).

[8] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 40. Л. 41 (об).

[9] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 13. Л. 154.

[10] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. – Вологда, 1968. – С. 4

[11] ГАВО. Ф. 81. ОП. 1. Д. 13. Л. 122.

[12] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. - Вологда,1968. – С. 4.

[13] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 13. Л. 100.

[14] Там же. – Л. 72, 154.

[15] Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города. – Вологда: Древности Севера, 2004. – С. 157.

[16] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. - Вологда, 1968.- С. 5.

[17] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. - Вологда, 1968.– С. 6

[18] Коновалов, Н. Вологодский педагогический институт: материалы к отчету за 1921-1922 уч. г. / Н. Коновалов. - Вологда, 1922.-54 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.booksite.ru/education/main/vuz/2.htm

[19] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. - Вологда, 1968.- С. 10

[20] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 76. Л. 2, 4, 6.

[21] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 41. Л. 1.

[22] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 41. Л. 7.

[23] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 41. Л. 3.

[24] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 41. Л. 1(об.) - 6.

[25] ГАВО Ф 81. Оп. 1. Д. 36. Л. 2, 2 (об), 7, 80, 90, 91.

[26]. ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 41. Л. 1 – 4, 7.

[27] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. - Вологда, 1968 – С. 11

[28] Коновалов, Н. Вологодский педагогический институт: материалы к отчету за 1921-1922 уч. г./ Н. Коновалов. – Вологда, 1922. – 54 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.booksite.ru/education/main/vuz/2.htm

[29] Коновалов, Н. Вологодский педагогический институт: материалы к отчету за 1921-1922 уч. г./ Н. Коновалов. – Вологда, 1922. – 54 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/education/main/vuz/2.htm

[30] Там же.

[31] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. - Вологда, 1968.- С. 5.

[32] Коновалов, Н. Вологодский педагогический институт: материалы к отчету за 1921-1922 уч. г./ Н. Коновалов. – Вологда, 1922. – 54 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/education/main/vuz/2.htm

[33] Вологодский государственный педагогический институт…– С. 7

[34] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. - Вологда, 1968. – С. 6 -8.

[35] Коновалов, Н. Вологодский педагогический институт: материалы к отчету за 1921-1922 уч. г./ Н. Коновалов. - Вологда: Типография Северсоюза,1922.-54 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/education/main/vuz/2.htm

[36] Коновалов, Н. Вологодский педагогический институт: материалы к отчету за 1921-1922 уч. г./ Н. Коновалов. - Вологда: Типография Северсоюза,1922.-54 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/education/main/vuz/2.htm

[37] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 140. Л. 22, 22(об).

[38] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 140. Л. 22(об).

[39] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 140. Л. 22.

[40] Там же. – Л. 114.

[41] ГАВО. Ф.81. Оп. 1. Д. 165. Л. 10.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top