Бартуханова А.A.

Тема, связанная с выстраиванием взаимоотношений представителей разных наций и конфессий, является одной из актуальных в современном мире. Во-первых, острые конфликты, которые происходят в многоэтническом социуме, очень опасны для будущего всего мира и требуют разрешения. Во-вторых, происходит активная ассимиляция народов, которая приводит к их растворению и исчезновению, как носителей уникальной культуры.

В России насчитывается более 180 народов и этносов, поэтому Россию можно назвать одной из самых многонациональных государств мира. Каждая нация имеет свои индивидуальные традиции, и стремится к их сохранению и развитию.

Иркутская область, также как и другие, субъекты Российской Федерации, является многонациональной. В данной работе рассматривается Иркутск – областной центр Иркутской области, где проживают люди самых разных национальностей и вероисповеданий. По данным переписи населения 2002 г. здесь проживают представители свыше 120 национальностей.

Для обеспечения благоприятных условий развития культуры этнических групп созданы национально-культурные автономии и организации. Они содействуют сохранению и развитию традиций, обычаев, обрядов, языка этносов, проживающих не на территории своего основного этнического ареала. С помощью организаций поддерживается их связь с исторической родиной.

Национально-культурные автономии и организации Иркутска выполняют важные функции: возрождают и формируют национальное самосознание, сохраняют самобытность этносов, их традиции и историко-культурное наследие; предоставляют возможность для этнической социализации подрастающих поколений, способствуют удовлетворению культурно-просветительских, общественно-значимых, духовных потребностей многонационального населения города, формируют комфортное этносоциальное окружение для представителей этносов, состоящих в данных организациях.

В Иркутске действует более 25 национально-культурных организаций. Они созданы как коренными народами Сибири, так и молодыми диаспорами. Деятельность организаций весьма разнообразна, можно выделить несколько направлений работы: культурно-просветительская и образовательная, научно-исследовательская и издательская, социально-ориентированная, правозащитная и международная.

В моей работе освещена деятельность культурных организаций, таких как ОГУ «Центр по сохранению и развитию бурятского этноса», переименованного в ноябре 2011 г. в ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья», в состав которого входят: Иркутская областная общественная организация «Центр бурятской культуры», Иркутская региональная бурятская национально-культурная автономия «Иркут», Бурятская национально-культурная автономия г. Иркутска.

Буряты один из крупнейших народов Российской Федерации. По данным переписи населения 2002 г. бурят, проживающих на территории России, составляет 445 тыс. человек. Буряты являются коренным населением Иркутской области. В этой связи распространение и сохранение бурятской культуры очень важно для развития коренного населения.

В апреле 1990 г. в Иркутске появилось первое бурятское национально-культурное общество Иркутский областной «Бурятский культурный центр». Он объединял в себе фольклорные ансамбли, самодеятельные кружки. Через 10 лет центр был переименован в «Иркутскую областную общественную организацию «Центр бурятской культуры».

Позже возникли Бурятская национально-культурная автономия г. Иркутска, Иркутская региональная бурятская национально-культурная автономия «Иркут». Данные организации решают вопросы, направленные на сохранение бурятской национальной культуры, обычаев, традиций, на повышение этнического самосознания бурят, проживающих на территории Иркутской области, принимают меры для защиты бурятского этноса от различных проявлений дискриминации.

В июне 2006 г. было образовано Областное государственное учреждение «Центр по сохранению и развитию бурятского этноса». Основной целью деятельности Центра является – возрождение и сохранение историко-культурного наследия, распространение самобытной культуры бурят в Прибайкалье и Российской Федерации.

Основные направления деятельности:

  • экспедиционные исследования современного состояния бурятского этноса
  • изучение и распространение творческой самодеятельности
  • выставочно-ярмарочная деятельность
  • организация мастер-классов по обучению народным ремеслам
  • оказание поддержки творческих эстрадных коллективов (организация концертов)
  • оказание помощи местным бурятским национально-культурным автономиям

Центр активно участвует в общественной жизни города: в фестивалях, конкурсах. Проводит ежегодные традиционные мероприятия, главные из них:

Сагаалган – праздник Белого месяца, самый популярный бурятский праздник. Его дату высчитывают по лунному календарю, каждый год он выпадает по-разному. Обычно, праздник проходит в конце зимы и начале весны, а иногда совпадает с Масленицей. Празднование Сагаалгана уходит корнями в древность, когда буряты вечером последнего дня уходящего года варили мясо «бухлёр» (кусками) и ужинали в кругу семьи. В первый день нового накрывали богатый стол для гостей. Праздник начинался с посещения семьи самого старшего члена рода, а затем навещали соседей. Поздравляя друг друга, буряты протягивали обе руки и обменивались подарками. Женщинам чаще всего дарили платки. Хозяева сначала угощали гостей чаем и белой пищей, т.е. изделиями из молока и хлеба. А затем уже переходили напиткам и мясным блюдам. На новый год полагалось иметь обильное угощение, так как считалось, что хорошая пища на встрече нового года будет способствовать изобилию пищи и приплода. Сагаалган продолжался семь, десять дней.

В современное время праздник принял религиозный оттенок. Буддистское духовенство встречает Сагаалган в дацанах, совершая по этому случаю специальный многодневный новогодний молебен, который длится 20 дней. В областном центре действует Иркутский дацан, кроме этого, в области существуют дацаны в Аларском, Нукутском, Эхирит-Булагатском районах. Многие буряты стараются попасть на этот новогодний молебен, чтобы помолиться за благополучие в новом году, совершить все обряды, связанные с новым годом. В культурно-просветительских заведениях и на городских площадках Иркутска в честь праздника бурятскими национально-культурными организациями проводятся различные мероприятия: выставки, концерты, конкурсы ёхоров (хороводный танец), народные игры, шаманские обряды на благополучие и здоровье.

В 2011 г. впервые празднование Белого месяца прошло в этнографическом музее «Тальцы». С яркими номерами выступили творческие коллективы, прошли народные гулянья, национальные игрища, спортивные состязания. Как обычно, самыми почитаемыми гостями на празднике являются люди старшего поколения. Для них были организованы экскурсии и викторины. В целом, Сагаалган объединяет не только представителей бурятского этноса, но и всех иркутян.

Сур-Харбан – бурятский спортивный народный праздник. Проводится летом, обычно после завершения весенних работ. Есть предположения о том, что время года для проведения спортивных состязаний выбрано не случайно. В дни празднования Сагаалгана, то есть в зимнее время года холода мешали проводить соревнования по стрельбе, конным скачкам, национальной борьбе и другие состязания, поэтому и зародилась традиция померяться силами в меткости, силе, ловкости летом. В настоящее время, на празднике проходят лошадиные скачки, соревнования по легкой атлетике, борьбе, стрельбе из лука, волейболу. Бурятские баторы (борцы) состязаются в поднятии гирей. Фольклорные ансамбли исполняют народные песни. Хореографические ансамбли исполняют традиционные бурятские танцы. А все участники с удовольствием вкушают традиционные национальные блюда.

Национальный спортивный праздник, перешедший в разряд культурно-спортивного, вызывает живейший интерес всех любителей спорта, собирает полные трибуны болельщиков. Стать участником спортивных состязаний может только сильнейший, а победитель, как и сто лет назад, становится героем в своем районе, примером для юных спортсменов. Этот замечательный праздник, не теряя колорита, становится все красочнее и интересней.

«Цветок Байкала» - конкурс красоты среди девушек в возрасте 18-25 лет. В этом конкурсе соревнуются девушки бурятской национальности, демонстрирующие знание родного языка, традиций, танцев и песен. Прежде всего, члены жюри обращают внимание на то, чтобы претендентка была настоящей дангиной – женщиной, которая, кроме внешней красоты, обладает и обаянием, богатым духовным миром и рассудительностью, является хранительницей домашнего очага, родовых традиций. Этот конкурс является серьезным вкладом в возрождение интереса к бурятской культуре, истории. Кроме вокальных и хореографических данных девушки продемонстрировали знание национальных обычаев, традиций и языка.

Также ежегодно проводятся турнир «Танец Орла», имеющий международный масштаб, детские фестивали и другие. Все они направлены на укрепление связи поколений, на обеспечение преемственности в культурно-духовном наследии, на создание и поддержку здоровой морально-психологической обстановки, в целях сохранения исторических и культурных традиций бурятского народа, воспитание подрастающего поколения в духе интернационализма.

Для повышения интереса молодежи к культуре и родному языку и направлены на эстетическое и нравственное воспитание, формирование активной жизненной позиции, предоставляют возможность для этнической социализации подрастающего поколения, Центр постоянно объявляет творческие конкурсы, открывает этнические выставки. При поддержке ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса» проводятся важнейшие духовные мероприятия – тайлаган (поклонение духам), традиционные шаманские племенные обряды.

Кроме того, организация периодически выпускает брошюры, печатает статьи, в которых освещает о своей деятельности. Предоставляет информацию, оказывает методическую, консультативную помощь. «Центр сохранения и развития бурятского этноса» сотрудничает с творческими коллективами «Улаалзай», «Ангара», а фольклорный ансамбль «Аянга» был создан инициативной группой Центра бурятской культуры.

Фольклорный клуб «Аянга» был создан в 1998 г. в целях возрождения самобытной бурятской культуры. Ежегодно коллектив дает около тридцати выступлений на мероприятиях разного уровня. Ансамбль трижды становился дипломантом Международного фестиваля «Алтаргана». Летом 2011 года гастролировал в Китае.

«Улаалзай» – молодежный ансамбль песни и танца, созданный в апреле 2004 г., является Лауреатами и Дипломантами различных фестивалей, в том числе международных. В состав ансамбля включает около 70 человек. Летом 2011 года ансамбль гастролировал в Литве и Чехии.

Самым молодым творческим коллективом является хореографический ансамбль «Ангара» В этом году ему исполнилось 4 года. Основу репертуара ансамбля составляют традиционные бурятские и монгольские танцы, а также народов Севера. За столь короткий период ансамбль ярко заявил о себе, участвуя на международном национальном фестивале «Алтаргана-2008», «Ёрдынские игры», областных традиционных праздниках. Количественный состав ансамбля составляет более 50 человек.

Помимо работы с бурятской молодежью Центр активно взаимодействует с молодежными объединениями других национально-культурных объединений Иркутской области.

Кроме организаций коренных этносов в моей работе представлены национально-культурные организации народов, проживающих не на территории исторической родины: «Региональная общественная организация «Иркутское Товарищество Белорусской культуры им. Я.Д.Черского», Иркутская областная общественная организация «Польская культурная автономия «Огниво».    

В 1996 г. была организована «Региональная общественная организация «Иркутское Товарищество Белорусской культуры им. Я.Д.Черского», инициатором создания которой стал Рудаков О.В.. Данная организация была создана с целью сохранения традиционной белорусской культуры в полиэтнической среде г. Иркутска, изучения белорусского языка, проведения мероприятий, сбора и сохранения фольклорного материала. Проведение мероприятий позволяет реконструировать традиционные белорусские празднества, в которых принимают участие, как белорусы, так и представители других этносов.

Из традиционных обрядовых мероприятий проводятся: Коляды (7 января); «Гуканьне Вясны» - праздник Весны ; «Громницы» - праздник, который отмечают в середине зимы, означающий приближение лета. Проводится обряд с огнем. Люди, пришедшие на мероприятие танцуют, поют, играют и веселятся. В общем, заряжаются позитивным настроением ; «Камаедзiца»; «Купальле» (24 июня), «Дажынкi»- праздник окончания уборки зерновых; «Багач» - окончание уборки всего урожая,

«Дзяды» - Святой День поминовения предков, в этот день белорусы собираются в доме старейшины и вспоминают добрым словом умерших родственников до десятого колена. В этом году собрание прошло в зале Общественной палаты Иркутской области. Начинается обряд с ритуальных слов, во время его произношения все двери и окна открывают, для того чтобы Души умерших предков смогли залететь в дом. Затеи накрывают стол соломой, а поверх нее стелют белую скатерть, символизирующую мир в котором живут умершие предки, и зажигают на ней свечи. По поверью, солома является переходным состоянием от жизни к смерти. Поэтому белорусы изготавливали различные обереги из соломы. Кроме этого на стол ставят ритуальные блюда: куцьцю, блины и кисель. После ритуала поминовения предков проходит творческий вечер.

«Жаницьба Цярешки» - молодежный обряд, который проходит накануне Нового года. Мероприятие проводится в шутливой форме с импровизацией свадьбы.

В рамках деятельности РОО «Иркутское Товарищество Белорусской культуры» проводится Неделя белорусской культуры, на протяжении которой проходит просмотр белорусских фильмов, в том числе современных, творческие выставки, концерты на площадях города с участием 12-ти отделений данного общества со всей Иркутской области. Каждую субботу проводятся уроки по изучению белорусского языка. Проходят вечера танцев, игр и песен, на которых молодежь получают возможность свободно общаться на родном языке. Проводятся мастер-классы по пошиву традиционной белорусских костюмов, экскурсии и экспедиции по Иркутской области с выездом в белорусские деревни.

На основе данной организации созданы коллектив аутентичного пения «Крывичы», фольклорный ансамбль «Ленушка». Региональная общественная организация «Иркутское Товарищество Белорусской культуры» принимает активное участие в культурной и общественной жизни Иркутска: городских конкурсах, творческих выставках, ежегодных фестивалях национальных культур, открытиях новых городских объектов, конференциях.

Публицистическая деятельность организации реализуется в выпуске газеты «Маланка», на средства членов данного «ИТБК».

Огромный интерес вызывает Иркутская областная общественная организация «Польская культурная автономия «Огниво», считающаяся старейшей национальной организацией города. Название «Ogniwo» означающее с польского «Звено», глубоко символично. Оно отражает духовную связь сибирских поляков со своей исторической родиной, образно напоминает об исторических корнях польской национально-культурной традиции в Прибайкалье.

Еще в начале ХХ века в Иркутске действовало польское общество «Огниво» (нередко называвшимся и польско-литовским клубом), созданное ссыльными поляками. Поэтому образование в 1990 г. Польского культурно-просветительского общества «Огниво», а затем в 2000 г. Иркутской общественной организации «Польская культурная автономия «Огниво», отмечается как возрождение национальной польской культуры.

Сегодня значительное число членов автономии составляют потомки ссыльных участников польского национально-освободительного восстания 1863-1864 гг., а так же тех, кто переселился в Сибирь позже.

Главным направлением в деятельности организации является культурно-просветительская работа: изучение польского языка, традиций и культуры. В обществе работает несколько групп по изучению родного языка. Группы делятся по возрастным группам, что, несомненно, упрощает его изучение. Изучением языка занимаются не только представители польского этноса, но и все желающие иркутяне. Благодаря стараниям членов организации в 2002 г. в Иркутском Лингвистическом Университете стали преподавать польский язык на коммерческой основе. Таким образом, можно сказать, что деятельность организации идет на пользу для всех иркутян.

Польская культурная автономия в целях сохранения, развития и популяризации польской культуры проводит различные мероприятия: тематические и литературно-музыкальные вечера, Дни польской культуры, Дни культуры Иркутской области в Польше, конференции, фестивали собственных творческих коллективов. Творческие ансамбли и представители ПКА принимают участие в международных, региональных фестивалях и других мероприятиях.

Одним из направлений деятельности польская культурная организация «Огниво» является научная историко-архивная работа, главные задачи которой поиск, сбор и систематизация относительно пребывания и деятельности поляков в Сибири. Организация сотрудничает с Римско-католическим костелом, генеральным консульством Республики Польша в Иркутске, местными властями, филиалом в Усть-Уде, Иркутской детской художественной и другими школами и организациями.

Польская культурная автономия налаживает контакты с другими национально-культурными организациями города, примером тому может послужить исторический вечер, посвященный восстанию 1863 г., участие в котором принимали не только поляки, но и белорусы, евреи. Инициатором встречи стали члены Польской культурной автономии. Такие мероприятия укрепляют культурную связь между народами.

Кроме этого, организация принимает участие в программе визитов в Иркутскую область высших государственных и общественных лиц из Республики Польша, ведет тесную связь со средствами массовой информации в России и за ее рубежами. Благодаря инициативе ПКА, в 2011 г. выпускники школ Иркутской области, имеющие польские корни и прошедшие вступительные испытания, получили возможность продолжить обучение в Польше.

Деятельность данной организации заслужила высокую оценку со стороны исторической родины. ПКА «Огниво» была награждена Сибирским крестом заслуг от Всепольской Федерации Сибирских обществ. Польская культурная автономия играет важную роль в общественной и культурной жизни Иркутска. Демонстрирует творческий потенциал своей деятельности и вносит заметный вклад в развитие региона.

Таким образом, роль национально-культурных организаций г. Иркутска соответствует своей задумке. При каждой возможности взаимного сотрудничества организации проводят совместные мероприятия. ( «Подиум Этно»- показ национальных костюмов, «Мажанна» - старопольский обряд, различные круглые столы, интеллектуальные игры и др.). Организации стали необходимыми структурами в многонациональном городе и показали свою полезность всем иркутянам. Но для повышения положительных результатов деятельности организаций необходимы активизация и повышение их статуса, привлечение к решению многочисленных вопросов, касающихся межнационального согласия и сотрудничества. Ведь, опираясь именно на авторитет национально-культурных организаций, можно решить вопросы, возникающие на межэтнической почве.

Список используемых источников и литературы

  1. Гедвило, Г.В. Национально-культурные организации Иркутска: специфика задач и направлений деятельности / Г.В. Гедвило // Россия и Восток: взгляд из Сибири в конце столетия: материалы и тез. докл. к Международ. науч.-прак. конф. Иркутск, 24-27 мая 2000 г.: в 2 т. - Иркутск, 2000. - Т. 2. - С. 199-203.
  2. Опыт национально-культурной просветительской деятельности в Приангарье в 2000-е гг. на примере ПКА «Огниво» [Текст] / Русецкая Г.В. // Вторые университетские чтения 2008 г.: материалы Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО ИГУ. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2008. – С. 93-100.
  3. Этноконфессиональные культурные пространства Иркутска // Шамес Л.Я. Культурное пространство Юго-Восточной Сибири (Прибайкалье): традиции и современность / Л.Я. Шамес. - Спб., 2006. - Кн. 2: Коренные жители, старожилы, переселенцы, ссыльные. Каменное и деревянное зодчество. Персонология. - С. 293-296.
  4. Рудакоý, А. Гуканье вясны – 2011 / Алег Рудакоý // Маланка – 2011. – № 110
  5. Рудакоý, А. «Жанiцьба Цярэшкi» - молодежный обряд накануне Нового года [Текст] / Алег Рудакоý // Маланка – 2011. - № 109
  6. Елтомоева, Н. Старинный обряд «Дождинки» / Надежда Елтомоева // Маланка – 2011. - №109
  7. Рудакоý, А. Дзяды – 2011 Сьвятыя дзяды, завём вас… / Алег Рудакоý // Маланка – 2011. – № 109
  8. Брянский, В. У огнива новый статус / Брянский Валентин // Восточно-Сибирская Правда. – 2001. – 15 марта.
  9. Лазарева, С. Иркутские белорусы / Лазарева Светлана // Иркутск. – 2003. – 16 мая.

Электронные ресурсы

  1. bur-culture.ru
  2. ogniwoirk.ru
  3. ismi.ru
  4. http://www.epochtimes.ru/content/view/48965/3/
  5. http://www.owasia.ru/altargana-detail+M51172e5dba2.html
  6. http://www.narodru.ru/peoples1196.html
  7. http://premier.gov.ru/events/news/15972/

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top