Цеховой Н. П.

В статье рассматривается процесс эволюции института аспирантуры в системе подготовки научно-педагогических кадров в 1925-1991 гг. на примере одного из старейших высших учебных заведений страны – Томского государственного университета. Анализируются проблемы, существовавшие в работе аспирантуры Томского университетав указанный период, и дается оценка результатов ее деятельности.

Ключевые слова: история высшего образования и науки, подготовка научно-педагогических кадров, аспирантура, Томский государственный университет.

Аспирантура на сегодняшний день является одним из главных институтов по подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в российской системе высшего образования и науки. Принимая во внимание неудовлетворительное состояние подготовки научной и педагогической элиты через аспирантуру в России в 1990-е гг. и в настоящее время и, как следствие этого, упадок научной деятельности, обобщение и анализ исторического опыта работы этого института в советский период представляет большой интерес. Тем более что в настоящее время активно обсуждаются и претворяются в жизнь на государственном уровне решения, касающиеся кадровой политики в сфере науки и высшего образования.

Один из старейших в стране и первый в Сибири, Томский университет положил начало высшему образованию и вузовской науке на Востоке нашей страны. Принимая во внимание, что в советский период Томский государственный университет (ТГУ) был одним из главных центров по подготовке научных и научно-педагогических кадров на территории Сибири и Дальнего Востока, накопленный университетом за советский период его существования в этой сфере деятельности опыт требует тщательного изучения и анализа.

Основной формой подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в вузах в советский период стал институт аспирантуры, учрежденный в 1925 г. С созданием аспирантуры в нашей стране в дело подготовки научно-педагогической элиты было внесено централизованное плановое начало.

Практика привлечения научно-педагогических кадров со стороны в Томский университет, как и в другие периферийные вузы, не давала хороших результатов, поэтому в ТГУ понимали важность подготовки данных кадров в собственных стенах и возлагали на институт аспирантуры большие надежды. Однако первоначальный контингент аспирантов в ТГУ был небольшим (на протяжении 1925-1930 гг. в аспирантуру было принято всего 40 человек) и не соответствовал нуждам университета. Начало работы аспирантуры в ТГУ, как и в других вузах СССР, проходило в сложных условиях. Это было обусловлено отсутствием четких указаний и инструкций Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) РСФСР относительно содержания и организационных принципов аспирантской подготовки. Тем не менее, в общем виде были уже определены составляющие трехлетней подготовки аспирантов: научно-исследовательская работа, педагогическая практика, изучение иностранных языков и общественного минимума. На работе аспирантуры сказывались и материально-бытовые трудности.

Особая роль в это время возлагалась на аспирантуру в плане проведения политики советизации и пролетаризации высшей школы, которая преследовала цель изменения социального и партийного состава студенчества и профессорско-преподавательского корпуса вузов [1. С. 26]. В результате нередко между студенчеством и профессорско-преподавательским составом возникали конфликты на почве выдвижения кандидатов для подготовки к научно-педагогической деятельности. Однако, как показывают архивные источники, во второй половине 1920-х гг. среди аспирантов ТГУ лиц рабоче-крестьянского происхождения и партийных кадров было меньшинство. В проведении политики регулирования социально-политического состава аспирантов большое значение придавалось институту студентов-выдвиженцев (выходцам из рабочих и крестьян), из числа которых, в первую очередь, готовились кадры в аспирантуру.

В 1930-е гг. происходил процесс формирования советской системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Именно эти годы в основном стали периодом активного организационного оформления института аспирантуры. Основным документом, определившим дальнейшее развитие системы подготовки научных и научно-педагогических кадров, стало Постановление Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» в соответствии с которым были закреплены методы руководства и формы работы аспирантуры, а именно занятия аспирантов по индивидуальным планам работы, ответственность профессоров-руководителей за состояние аспирантской подготовки на кафедре, обязательное посещение аспирантами семинарских занятий по марксистскому минимуму, педагогике, иностранным языкам.

Большую роль в улучшении качества работы аспирантуры сыграло постановление правительства «О подготовке научных и научно-педагогических работников» от 13 января 1934 г. На его основе была проведена проверка работы аспирантуры и вводились регулярные ежегодные проверки успеваемости аспирантов. Конкретнее было определено основное содержание аспирантской подготовки, и закреплялась практика представления и зашиты аспирантами диссертационной работы. В соответствии с новыми правилами, аспиранты или соискатели ученой степени кандидата наук, допускались к защите диссертации только после сдачи кандидатских экзаменов, которые включали в себя: экзамен по общей дисциплине, определяющей специальность аспиранта в целом, по другой дисциплине, соответствующей его более узкой специализации, а также по диалектическому и историческому материализму и одному иностранному языку [2. С. 124].

Улучшению качества подготовки аспирантов способствовало первое советское «Положение об аспирантуре», принятое Советом народных комиссаров (СНК) СССР 31 марта 1939 г. Установленные в нем нормы и порядок работы аспирантуры в основном с незначительными изменениями сохраняются и в настоящее время. В этом «Положении» подчеркивалось, что «аспирантура является основной формой подготовки научных и профессорско-преподавательских кадров». Подготовка аспирантов велась по 3-летнему индивидуальному плану работы, который составлялся заведующим кафедрой и после его утверждения на совете факультета утверждался директором вуза. С первого года обучения аспирант прикреплялся к научному руководителю, из числа лиц, имеющих ученое звание профессора или ученую степень доктора наук. К одному руководителю допускалось прикрепление не более 5 аспирантов [3. Л. 39-40].

В первой половине 1930-х гг. численность аспирантуры при ТГУ, как и в других вузах СССР, была значительно увеличена в связи с тем, что начавшееся реформирование экономики страны потребовало привлечения большего количества специалистов и соответственно увеличения количества вузов. Однако к середине 1930-х гг. Наркомпрос РСФСР стал проводить политику, направленную на повышение качества работы аспирантуры. Сокращались планы приема в аспирантуру, отчислялись академически не успевающие аспиранты.

Партийность и рабоче-крестьянское происхождение кандидата в аспиранты стали иметь первостепенное значение при приеме в аспирантуру, а скрывавшие свое истинное социальное происхождение исключались из нее. В результате, к середине 1930-х гг. институт аспирантуры в ТГУ уже полностью отвечал требованиям привлечь в науку и высшее образование молодежь из числа членов партии и комсомола (около 50%) и лиц рабоче-крестьянского происхождения (70%). С середины 1930-х гг. при приеме в аспирантуру предпочтение стало отдаваться лицам с производственным стажем, что стало характерной тенденцией вплоть до конца советского периода.

В целом на протяжении 1930-х гг. эффективность аспирантуры ТГУ была относительно низкой. Большинство аспирантов по окончании обучения не представляли итоговой научной работы, а многие отчислялись из аспирантуры, даже не сдав предусмотренные зачеты и экзамены. На подготовку аспирантов отрицательно влияли перегрузка их педагогической, общественной и административной работой, неудовлетворительные материально-бытовые условия, слабая материально-техническая база университета для проведения исследований, несовершенство самой системы организации аспирантской подготовки, которая сводилась в основном к слушанию лекций, участию в семинарах, зачастую повторяющих студенческий курс обучения.

Существовало серьезное противоречие, суть которого сводилась к тому, что с одной стороны в СССР фактически реализовывалась обучающая модель аспирантуры. Планы и программы аспирантской подготовки были заполнены значительным количеством дисциплин, по которым сдавались зачеты и экзамены. С другой стороны, главной целью обучения в аспирантуре и критерием ее эффективности уже тогда являлось написание и защита диссертации. Таким образом, «многопредметность» напрямую снижала эффективность аспирантуры. В дальнейшем в СССР произошла эволюция аспирантуры от обучающей модели к исследовательской. Однако это привело к определенному разрыву между собственно научными исследованиями и образованием, что являлось, несомненно, важной проблемой советской высшей школы. Не решена эта проблема и в настоящее время.

Благодаря целенаправленной государственной политике в отношении аспирантуры и мерам, принимаемым администрацией университета, работа аспирантуры ТГУ к началу 1940-х гг. значительно улучшилась. Это проявилось в увеличении числа диссертаций, защищаемых аспирантами в срок окончания аспирантуры. Всего же с момента введения обязательной защиты аспирантами диссертации (1934 г.) и до начала Великой Отечественной войны в Ученом совете ТГУ аспирантами были защищены 34 кандидатские диссертации, преимущественно по физико-математическим наукам. Ознакомившись с отчетом о работе аспирантуры ТГУ за 1940/1941 учебный год, Наркомпрос РСФСР «с удовлетворением» отмечал, что все аспиранты, окончившие в текущем году аспирантуру, защитили диссертации в срок, а двое досрочно [4. Л. 70]. Характерно, что улучшение в работе аспирантуры наметились в большинстве вузов страны. Так, председатель Всесоюзного комитета по делам высшей школы (ВКВШ) С.В. Кафтанов, выступая на активе ВКВШ 25 марта 1940 г., отметил, что «за последнее время процент аспирантов, своевременно оканчивающих с защитой диссертации, заметно возрос» [5. С. 55-61].

Несмотря на крайне неблагоприятные условия работы в годы Великой Отечественной войны, подготовка кадров через аспирантуру в ТГУ не прекращалась. Аспиранты, число которых значительно сократилось (среди них преобладали женщины), продолжали обучение по той же программе, что и раньше. Они активно участвовали в научно-исследовательской работе, проводимой университетом в целях помощи военной экономике. За годы войны аспирантами ТГУ было защищено 6 кандидатских диссертаций. Многие же защитили их уже в послевоенный период.

Во второй половине 1940-х – 1950-е гг.происходил значительный количественный рост аспирантуры, вызванный решением задач по послевоенному восстановлению экономики страны. Список специальностей, по которым ТГУ готовил аспирантов, пополнился гуманитарными науками. Подавляющая часть аспирантов являлись членами ВКП(б)-(КПСС) или ВЛКСМ (около 75%). По социальному происхождению в аспирантуре преобладали дети рабочих и крестьян (более 50%).

Главное внимание было обращено на повышение эффективности аспирантуры, которая во второй половине 1940-х гг. была достаточно низкой (в среднем 14%). На подготовку аспирантов, по-прежнему, влияли слабая материально-техническая база университета для проведения исследований, отсутствие надлежащего контроля над работой аспирантов, несовершенство системы организации их рабочего времени, неудовлетворительные материально-бытовые условия и ряд других причин.

Министерство высшего образования недостаточно работало над созданием учебно-методической документации для аспирантской подготовки: не было типовых учебных планов по отдельным аспирантским специальностям, отсутствовали программы кандидатского минимума. В результате этого в каждом университете подготовка аспирантов проводилась по собственным учебным планам, единый объем требований к ней отсутствовал [6. С. 33].

Учебные планы аспирантов по-прежнему были перегружены общенаучными и специальными дисциплинами, по которым часто читались лекции. В ряде случаев подготовка аспирантов ничем не отличалась от методов обучения студентов старших курсов. Такая практика в подготовке научных работников приводила к тому, что аспиранты не приучались к самостоятельной работе, а к написанию диссертации приступали только на 3-м курсе обучения и не успевали закончить ее в срок [7. С. 26].

Лишь с конца 1940-х – начала 1950-х гг. стала проводиться активная работа в этом направлении. Приказом министра высшего образования от 1 ноября 1949 г. Главному управлению университетов МВО СССР предлагалось в 3-х месячный срок разработать и утвердить типовые учебные планы аспирантской подготовки и программы кандидатских экзаменов. При их составлении требовалось предусмотреть максимальную разгрузку аспирантов от посещения различных лекционных курсов и большого числа обязательных дисциплин. Устанавливалось, что аспиранты, как правило, должны активно работать над диссертацией, начиная со 2-го года обучения [8. Л. 163].

С целью улучшения работы аспирантуры была проделана большая работа, направленная на поиск путей организации наиболее эффективной аспирантской подготовки и устранение ряда имеющихся недостатков. В итоге в первой половине 1950-х гг. эффективность аспирантуры повысилась (в среднем около 25%). Всего за период 1945-1958 гг. аспирантуру ТГУ окончили 225 человек, из них около 150 человек защитили диссертации.

Организационные изменения в работе аспирантуры, связанные с введением в 1956 г. правила обязательной публикации аспирантами результатов своих исследований до защиты диссертации снова привели к снижению эффективности аспирантуры во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг. (в среднем 10%). Для того чтобы быть допущенным к защите диссертации и, следовательно, к получению ученой степени, аспиранту теперь необходимо было опубликовать диссертацию в виде монографии или в виде отдельных статей [9. С. 286]. Более того, аспирант имел право защищать диссертацию только по прошествии 3-х месяцев после выхода его научной публикации из печати. Министр высшего образования СССР В.П. Елютин пояснил, что эти меры были приняты для того, чтобы «сделать диссертации достоянием широкой научной общественности, обеспечить их всестороннее обсуждение, предотвратить самую возможность превращения защиты диссертации в формальность» [10. С. 43].

В 1970-е гг. – 1991 г. аспирантуру заканчивали с защитой диссертаций в среднем уже около 40% аспирантов Томского университета. Это было обусловлено определением более четкой и эффективной системы организации аспирантской подготовки, улучшением контроля над работой аспирантов, повышением уровня материально-технической базы университета, в том числе налаживанием работы издательства, улучшением материально-бытового обеспечения аспирантов.

Негативно на эффективность работы аспирантуры влияли трудности с опубликованием результатов исследований аспирантов. С 1974 г. создавались очереди на защиту, в связи с введением специализированных диссертационных советов, число которых было ограничено. Материально-техническая база университета, хотя и заметно улучшилась, все же была недостаточной для проведения научных экспериментов и т.д.

Общей тенденцией рассматриваемого периода был рост количества аспирантов в ТГУ. Контингент аспирантов в 1970-1980-е гг. составлял ежегодно 400-500 человек. Во-первых, это было связано с увеличением контингента студентов и соответственно расширением деятельности самого университета, в результате чего требовалось больше научных и научно-педагогических кадров. Во-вторых, увеличение аспирантуры происходило в связи с открытием новых вузов в Сибири (Красноярский, Алтайский, Кемеровский, Тюменский университеты и др.).

В 1960-1980-е гг. ТГУ приобретает статус кузницы научных и научно-педагогических кадров регионального значения. В связи с этим при нем стала широко практиковаться целевая и заочная аспирантура, посредством которых университет ежегодно готовил десятки кандидатов наук для других вузов и научных учреждений страны. На ТГУ была возложена миссия по обеспечению вузов сибирского региона научными и научно-педагогическими кадрами. Еще в феврале 1963 г. во время визита в ТГУ министр высшего и среднего специального образования РСФСР В.Н. Столетов обратил внимание на необходимость развернуть активную подготовку научных кадров в Томске [11. С. 25]. В 1967 г. он же в интервью газете «Красное знамя» сказал: «В Томск мы не собираемся направлять ученых, потому что считаем, что Томск должен сам направлять ученых в вузы других городов.… Учитывая, что в лабораториях работает много молодежи, надо, видимо, требовать, чтобы томские доктора появлялись во всех городах Сибири» [12]. В октябре 1974 г. коллегия министерства определила Томский университет как базовый вуз Западносибирского региона, поставив перед ним в качестве главной задачи подготовку научно-педагогических кадров для вузов Западной Сибири [13. Л. 1].

Каким образом проходила подготовка аспирантов? В ТГУ в зависимости от уровня подготовки аспиранты распределялись по группам (по 5-6 человек) для изучения и совершенствования иностранных языков продолжительностью на один-два года. Занятия начинались в октябре истекающего года и заканчивались в мае-июне следующего года, после чего сдавались кандидатские экзамены. Группа в 5-6 человек занималась с преподавателем 1-2 раза в неделю по 2 часа. Для работы с аспирантами выделялись наиболее опытные преподаватели.

Занятия с аспирантами по философии проводились по смешанной программе. Им читались лекции, с ними проводились семинарские занятия, консультации, после чего они сдавали кандидатские экзамены по диалектическому и историческому материализму (с 1989 г. по марксистко-ленинской философии), как правило, в конце 1-го года обучения (мае-июне). После этого на 2-3-м годах обучения аспирант должен был повышать свой идейно-теоретический уровень путем участия в методологических семинарах, проводимых в масштабе факультета.

Содержание философской подготовки аспирантов постепенно совершенствовалось. Если раньше она фактически являлась повторением вузовского курса философии, то теперь включала в себя изучение философских проблем современной науки и ее методологии, причем не изолированно, теоретически, а в связи с научной специализацией аспиранта. Аспиранты должны были знакомиться с монографиями и статьями, посвященным философским вопросам их специальности.

Главной составляющей философской подготовки аспирантов являлось целостное изучение основополагающих произведений классиков марксизма-ленинизма и критика буржуазной философии, а целью – усвоение ими марксистко-ленинской методологии и диалектического метода познания и применение их в научной деятельности [14. С. 47].

Формой контроля по общетеоретическим дисциплинам являлись учет посещаемости, предъявление рефератов, сдача кандидатских экзаменов. Следует отметить, что посещаемость лекций по общенаучным предметам аспирантами зачастую была неудовлетворительной.

Педагогической подготовке аспирантов зачастую придавали второстепенное значение. Главной целью являлось написание и защита диссертации. В целом после окончания аспирантуры многие из молодых сотрудников не обладали необходимыми навыками ведения преподавательской работы. Большинство овладевало этим навыками уже в процессе педагогической работы в вузе. Поэтому этой проблеме очень часто уделялось внимание вузовской общественностью.

Всего за период 1956-1991 гг. аспирантуру ТГУ (очную и заочную) окончило порядка 3000 аспирантов, из них около 30% защитили кандидатские диссертации в срок окончания аспирантуры. Большинство же оканчивали аспирантуру в этот период с представлением к защите диссертации.

В заключении следует отметить, что в рассмотренный период, несмотря на определенные проблемы, аспирантура, позволила решить проблему комплектования Томского государственного университета собственными научными и научно-педагогическими кадрами высшей квалификации. Более того, ТГУ стал играть ведущую роль в подготовке этих кадров для вузов Сибири и Дальнего Востока.

Список используемых источников и литературы

  1. Соскин В.Л. Советизация высшей школы Сибири в 1917-1920-е гг.: сущность, направления, этапы // Высшая школа в системе регионального научно-образовательного потенциала: сб. науч. ст. / отв. ред. Е.Г. Водичев. – Новосибирск, 2008. – С. 6-28.
  2. Климов А.Ю. История кандидатских экзаменов в нормативных правовых актах России (1802-2004): дис. … канд. ист. наук. – Пятигорск, 2004. – 246 с.
  3. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-815. Оп. 19.
    Д. 38.
  4. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2416.
  5. Кафтанов С. Очередные задачи высшей школы (сокращенная стенограмма выступления на активе ВКВШ, состоявшемся 25 марта 1940 г.) // Almamater (Вестник высшей школы). – 2005. – № 9. – С. 55-61.
  6. Максимович Г.А. Нужны более совершенные методы подготовки аспирантов // Вестник высшей школы. – 1947. – № 12. – С. 33-35.
  7. Кусаков М.М. Больше требовательности при комплектовании аспирантуры // Вестник высшей школы. – 1947. – № 12. – С. 25-27.
  8. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2419.
  9. Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции / под ред. Л.И. Карпова и В.А. Северцева. М.: Советская наука, 1957. – 656 с.
  10. Елютин В.П. Высшая школа страны социализма. – М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1959. – 100 с.
  11. Открытый миру…: Хроника визитов в Томский университет (1880-2008 гг.) / под ред. Г.В. Майера. – 3-е изд., испр. и доп. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. – 150 с.
  12. Красное знамя. 1967. 26 дек.
  13. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2312.
  14. Органова Н.О. Совершенствовать философскую подготовку аспирантов // Вестник высшей школы. – 1981. – № 2. – С. 46-49.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top