Саевской М.А.
Введение
Со второй половины пятнадцатого века начинается процесс формирования единого Российского государства. В 1480 году страна окончательно освобождается от татаро-монгольского ига.
В 1439 г. Константинопольская православная церковь попадает в зависимость от Римского папы, а в 1453 г. кончает свое существование сама Византия.
Окрепшее в борьбе с монгольским игом и объединенное под властью московских князей русское государство окончательно оформляется в последней трети XV века. Очевидно, что и церковь, оставшись без византийского влияния и поддержки, и государство в лице своих представителей — великих князей, остро нуждаются в осмыслении всего происходящего, в анализе прошлого для развития и утверждения новых отношений власти и общества внутри страны, а так же для определения роли России в мире.[1]
Целью данной работы является изучение политической мысли в России конца XV начала XVI века, а именно развития представлений о государственной власти в данный период.
Задачами исследования является рассмотрение представлений, сложившихся к концу XV началу XVI века в Российском государстве:
- о происхождении, предназначении и статусе государственной власти;
- о функциях христианского государства, об идеале православного правителя;
- о структуре государства, взаимоотношениях княжеской власти, народа и духовенства, а так же о формировании тех отношений между элитой светской и церковной, которые впоследствии получили название «симфонии властей».
Характеристика источников
Мы постараемся раскрыть выбранную тему на основе двух источников: «Послания на Угру Вассиана Рыло»[2](1480 год) и Послания Филофея «К великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде»[3](1514-1521гг.).
Автор "Послания на Угру" — архиепископ Ростовский Вассиан (1467 — 1481) был монахом Боровского монастыря, затем иегуменом Троицкого монастыря и архимандритом Новоспасского монастыря в Москве. С 1468 г. он был возведен в сан архиепископа Ростовского. Накануне «стояния на Угре» владыка помог примирению Ивана III с младшими братьями, удельными князьями Андреем Большим и Борисом Волоцким.[4]
Обстоятельства написания «послания на Угру» до сих пор являются до конца не выясненными. Большинство исследователей сходятся на том, что Вассиан Рыло написал послание во время нашествия хана Ахмата, так называемого «стояния на реке Угре». Послание Иван Третий получил находясь в Кременце.[5] Возможно, однако, что оно было известно не только великому князю, но и стало достоянием довольно широкого круга читателей.[6] Архиепископ призывает Ивана Третьего, царя «Богом венчанного и Богом утвержденного»[7], не вступать ни в какие переговоры с ханом Большой Орды Ахматом, не верить ни одному его слову и не слушать «советников лжеименитых»[8], предлагающих мирные переговоры.
«Послание на Угру» сохранилось как в отдельных списках, так и в летописных сводах. Из отдельных текстов наиболее древним является список
№ 3271, последней четверти XV — начала XVI в., состоящий из двух частей. «Послание на Угру» содержится также в ряде летописей — в Вологодско-Пермской, включая ее первую редакцию 1499 г., в Софийской второй, Львовской и других летописях XV в.[9]
Вторым источником, раскрывающим государственное мышление в Российском государстве начала XVI века является послание Филофея «к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде».[10]
Филофей — старец псковского Елеазарова монастыря известен как автор послания к Василию Ивановичу. Он обратился к Василию Третьему, написав ему подробно свое мнение о существующем в стране положении вещей. Филофей призывает князя к устранению духовных упущений (неправильное крестное знамение, содомский грех) и к восстановлению государственной справедливости в отношении Пскова, который в ответ на просьбу разобраться с произволом наместников, был лишен политической независимости. Обращает Филофей и внимание великого князя на отсутствие епископа в Новгороде.[11]
Послания Филофея были обнаружены в списках, хранящихся в Псковском Елеазаровом монастыре.
Впервые послание к Василию Третьему появилось на страницах печати в 1846 г., в 1 томе Дополнений к актам историческим, затем в журнале «Православный собеседник» в 1861 — 1863 годах.[12]
Выбранные нами источники являются выдающимися памятниками древнерусской литературы эпохи становления Российского государства. Похожие по форме и стилю, они раскрывают основные политические идеи с разных сторон, соответственно задачам, стоявшим перед страной. Если накануне освобождения от татарского ига основным вопросом была легитимность и независимость великокняжеской власти, ее сила и авторитет, на чем делает основной упор Вассиан Рыло в своем послании, то в начале 16 века вопросы внутренней политики в условиях более спокойной внешнеполитической ситуации выходят на первый план и Филофей стремится донести до великого князя свои представления о внутренних проблемах Русского государства.
Обзор литературы
Литературу по выбранной нами теме можно условно разделить на исследования источников, выбранных нами и на произведения рассказывающие об эпохе, в которой жили и действовали авторы и адресаты посланий. Есть работы затрагивающие оба перечисленных аспекта.
К первой группе можно отнести работу К.В. Базилевича «Внешняя политика русского централизованного государства второй половины XV века»[13] , в которой онрассматривает цели и задачи Московского государства и его роль на международной арене. Автор обращается и к «Посланию на Угру» Вассиана Рыло, где он дает высокую оценку и автору послания и адресату — Ивану Третьему, которого считает мудрым политиком и талантливым полководцем.
Монографии современного историка Николая Борисова, посвященная Ивану Третьему, раскрывают политическое мышление, присущее современникам этого правителя, в тесной связи с событиями эпохи, которым в частности и посвящены исследуеме нами послания Вассиана Рыло и Филофея.[14]
Работу Малининой «Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания»[15], написанную в 1900 году, можно отнести как к историческому исследованию эпохи Василия Третьего и Филофея, так и к источниковедческому исследованию. Здесь мы видим как глубокий анализ обстоятельств написания автором своих сочинений, так и подробный разбор самих положений, содержащихся в посланиях. Должное внимание уделено и выбранному нами источнику - «Посланию к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде». Автор раскрывает основные идеи Филофея в связи с основными событиями эпохи — падением Византии, обособлением русской церкви от греческой, освобождением от татаро-монгольского ига, с жесткой ликвидацией псковской независимости и не менее бескомпромиссной политикой московских властей по отношению к Новгороду, где по желанию великого князя 17 лет оставалась вакантной епископская кафедра.
К источниковедческим исследованием можно отнести книгу Н.М. Кудрявцева, который в своей статье «послание на Угру, как памятник публицистики XV века» рассматривает послание на Угру как «едва ли не наилучшее произведение русской публицистики, замечательное как со стороны патриотического содержания, так и со стороны соответствующей его содержанию патетической формы».[16]На страницах статьи Вассиан выступает не только как царский советник, но и как незаменимый дипломат, сумевший примирить Ивана Третьего с его недовольными братьями.
Так же интересным является исследование еще одного советского автора Н.М. Золотухиной «Развитие русской средневековой политико-правовой мысли»(1985). Во второй главе, посвященной идеологии периода образования единого суверенного государства, Золотухина рассматривает политическую теорию «Москва — Третий Рим». [17]
Самым подробным исследованием политических воззрений изучаемого периода является произведение Н.В. Синициной «Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции».[18] Здесь она обращается и к посланию Филофея, адресованному Василию Третьму, и к посланию Вассиана, как к образцам политической мысли.
Эпоха становления Российского государства вызывала и вызывает интерес у историков. Выбранные нами источники и как литературные памятники, и как произведения, отражающие свою эпоху являлись предметом научных исследований. Вместе с тем, нет работы посвященный сопоставлению и обобщению политических идей на основе только двух источнико — «Послания на Угру Вассиана Рыло»[19](1480 год) и Послания Филофея «К великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде»[20].
I. Взгляды на происхождение власти и ее статус
§1. Происхождение государства и власти
В послании Вассиана Рыло Русь называется Новым Израилем. «Тебя даст нам Господь как освободителя Нового Израиля, христианских людей» - пишет Вассиан Рыло Ивану Третьему.[21]
Для Филофея Иерусалим является тоже символом, не только земного, а еще и небесного царства — царства Божия: «...и если хорошо урядишь свое царство — будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима».[22]
Филофей, в послании к Василию Третьему сформулировал основную идею преемственности христианских государств: «...все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать».[23]
Филофею важны не только общие соображения культурной и исторической преемственности, а прежде всего религиозный, духовный аспект существования Христианского царства, для сохранения истинной, неискаженной веры. Именно эта миссия переходит к Русскому государству в силу объективных причин - отступления от веры и падения бывших ее хранителей — Римской империи и Византии: «Ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова-града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится».[24]
И у Филофея и у Вассиана мы видим идею преемственности богоизбранных народов для сохранения истинной веры. Духовная связь русской истории с историей израильского народа стала одной из опорных точек восприятия и даже прогнозирования главных событий освобождения Руси от татаро-монгольского ига, а так же последовавшего за ними образования независимого Российского государства.
Московская Русь и в сочинении Вассиана, и особенно в послании Филофея представляется новым государственным образованием. Если у Вассиана основным является мотив приобретения полного суверенитета, то в начале XVI века в послании Филофея речь уже идет о новой исторической миссии России.
Вместе с тем осознание исторической преемственности от Киевской Руси является так же неотъемлемой частью политического мировоззрения русских книжников. «Последуй примеру прежде бывших прародителей твоих, великих князей ...я имею в виду Игоря, и Святослава, и Владимира, которые с греческих царей дань брали, а также Владимира Мономаха»[25] - пишет Вассиан.
Филофей, призывая Василия Ивановича к заботе о церкви, так же напоминает ему киевских князей: «Не преступай, царь, завета, что положили твои прадеды, великий Константин, и блаженный святой Владимир, и великий богоизбранный Ярослав, и другие блаженные святые, того же корня, что и ты»[26].
Первый византийский император равноапостольный Константин в послании Вассиана ставится в один ряд с крестителем Руси и ее просветителем, что показывает в очередной раз духовную преемственность новой московской власти одновременно и от Киева и от Константинополя.
§2. Представления о статусе царской власти
В обоих посланиях, и Вассиана Рыло и Филофея, великий князь московский именуется «боголюбивым и вседержавным государем»[27], «крепким и храбрый царем», «Богом венчанным», и даже «самым среди царей пресветлейшим».[28]
В своих посланиях Филофей и Вассиан Рыло сравнивают Иоанна Третьего и Василия Третьего с ветхозаветными царями — Давидом и Соломоном, а так же с римским императором Константином.[29],[30]
Царями называли на Руси ханов Золотой Орды, признавая тем самым формально власть покорившего Русь государства.[31] Однако, накануне свержения татаро-монгольского ига, а особенно после Куликовской битвы, русские князья постепенно приобрели более высокий статус в глазах своего народа и прежде всего церкви, как института, наименее сломленного игом подчинения Золотой Орде.[32]Царями так же называли на Руси правителей Византии, которая была на протяжении предшествующих веков образцом христианского государства.
У Н.В.Синициной прямо разъясняется вопрос употребления царского титула в отношении великих князей Московских.
”В третьей четверти XV века, - пишет она, - представители священства называют «боговенчанным царем» и «новым Константином» Василия Второго, считая его достойным этих титулов благодаря позиции в борьбе с латинством, помощи священству в его противостоянии попыткам митрополитов Исидора и Григория внедрить унию».[33]Вассиан Рыло как архиепископ обращается к Ивану Третьему и нет ничего удивительного в том, что он называет его царем, если еще отца Ивана Васильевича называли так представители священства.
К концу XV века завершается процесс объединения русских земель вокруг Москвы и утверждение государства на началах единодержавия. Известно, что европейские правители предлагали королевские титулы великим князьям еще с десятого века, однако, в большинстве случаев такие предложения отвергались из-за различных соображений Русью, не исключением были и Московские князья.[34]
Упоминание таких эпитетов в обращении к великому князю, как «пресветлейшему и высокостольнейшему государю», «благородному и богом венчанному, богом утвержденному»[35], безусловно, является отражением новых отношений между царем и народом. Власть князя рассматривается уже как власть данная Богом, Богом утвержденная и Богом венчанная. Изменение политического статуса России на международной арене, как явление нового могущественного государства, перенявшего из рук Византии миссию сохранения и распространения православной веры, требовало нового осмысления значения государственной власти.
В данной главе были рассмотрены основные взгляды на происхождение и статус власти, сложившиеся к концу XV началу XVI века на Руси.
По мнению Вассиана Рыло и Филофея, власть имеет божественное происхождение, что подтверждает библейское повествование. Опыт израильского народа, так же как и опыт Римской и Византийской империи являлся для книжников рассматриваемого периода не только доказательством божественного происхождения власти, но и ключом к познанию Божественной воли и , а следовательно, и путей развития Российского государства. Пророческими оказались сравнения Вассиана татаро-монгол с агарянами. Исход стояния на Угре еще не был решен, а архиепископ Ростовский уже по аналогии предсказал подчинение ханств Российскому государству. Так же обращение к великим князьям, как к царям, правителям государства предвосхитило исторические события установления в России самодержавия.
Соединение божественного происхождения власти связывалось с божественным промыслом, обусловливающим ее статус в зависимости от ее духовного содержания. Воля царя и народа находятся в диалоге с Божьей волей. От праведности народа и власти зависит судьба государства.
Историческая преемственность Московской Руси рассматривалась с различных аспектов: духовном плане — от Израиля, в культурном — от Византии, в военно-политическом — от Киевской Руси.
Глава II. Представления о задачах государства
§1. Внешняя политика
Накануне окончательного освобождения Руси от татаро-монгольского ига очень остро стоял вопрос о суверенитете Российского государства, о его роли в мире.
Ростовский архиепископ в своем послании подчеркивает могущество московского правителя : «А это что — какой-то пророк пророчествовал, или апостол какой-то, или святитель научил этому богомерзкому и скверному самозванному царю повиноваться тебе, великому страны Русской христианскому царю!»[36] - пишет Вассиан. Архиепископ противопоставляет богоутвержденную власть русского царя и по существу незаконную власть Ахмата, как власть самозванца, который не имеет права повелевать Ивану Третьему.
Война ведется, прежде всего, с целью восстановления высшей, божественной справедливости, поэтому и победа целиком и полностью зависит от Бога. Вассиан пишет Ивану Третьему: «Бог да сохранит царство твое силою честного креста своего, и даст тебе победу над врагами, и покорит под ноги тебе всех противников твоих, как в древности Давиду и Константину, молитвами пречистой его матери и всех святых»[37].
Цель же царя выполнить свой долг «пастыря доброго»[38], защитника своего народа «от окаянного мысленного волка» [39]Ахмата. «И куда ты надеешься убежать и где воцариться, погубив врученное тебе богом стадо?»[40] - спрашивает Вассиан Ивана Третьего, говоря ему о прямой ответственности правителя перед Богом за свой народ.
Для Вассиана Рыло борьба с Ахматом — это борьба за независимость Русского государства, в которой право и мораль полностью оправдывают ведение военных действий.
В послании Филофея речь идет в основном о внутренних проблемах государства, но и у него мы можем найти представления о роли Русского православного государства в мире.«Один ты во всей поднебесной христианам царь», - пишет Филофей Василию Третьему, тем самым прямо говоря ему о его миссии укрепления веры, утверждения ее на государственном уровне и защиты православия по всему миру.[41]Россия в послании Филофея выступает центром православия, а ее царь могущественным царем всех христиан.
Основной задачей России во внешней политике является утверждение суверенитета Руси и авторитета великокняжеской власти, а так же утверждение новых взаимоотношений с бывшими поработителями русского народа, основанных на культурном, политическом и военном превосходстве Российского государства над Ордой.
§2. Внутренняя политика
В послании Вассиана тема внутренней политики не является основной, а проступает лишь постольку, поскольку является логическим следствием идей, освещенных в послании.
Милосердие, справедливость, личное смирение должны, по мнению Вассиана, определять политику христианского правителя. «Нужно иметь любовь к ближним, никого не притеснять и быть милостивым к виноватым»[42] - пишет архиепископ Ивану III.
Послание Филофея содержит ряд конкретных рекомендаций Василию Третьему по поводу управления государством.
Первое, на что обращает внимание Филофей это неправильное, небрежное осенение крестным знамением, что, по мнению старца, является упущением великого князя. Филофей пишет Василию Третьему: «...в твоем царстве не осеняют люди себя правильно знамением святого креста.»[43]По мнению Филофея, борьба с «содомским блудом» является задачей государства.[44] Задачами государства Филофей считает сохранение чистоты и правильности христианской веры, укрепление общественной нравственности.
В мае 1509 г. великий князь приказал свести с Новгородского архиепископства Серапиона. Василий III запретил священному собору посылать в Новгород нового архиепископа. Новгородская кафедра оставалась вакантной семнадцать лет.
Задачей власти с точки зрения Филофея является так же забота о церковной организации. Филофей пишет Василию Третьему: «...наполни святые соборные церкви епископами, пусть не вдовствует святая божия церковь в твое царствование!»[45].
На основании выбранных нами источников, можно сделать вывод о том, что основной задачей государства во внутренней политике, с точки зрения церковных деятелей, являлась забота о своем народе, под которой прежде всего понималось сохранение веры, поддержка церкви и забота о нравственном состоянии общества. Личная вера и бескорыстие, справедливость и милосердие являются необходимыми качествами христианского царя.
В данной главе мы рассмотрели представления о задачах государства во внешней и внутренней политике в конце XV начале XVI века. К концу 15 века самой главной задачей для государства являлось освобождение от монгольской зависимости. В это понятие вкладывалось не только понимание военной независимости и укрепление обороноспособности страны, но и учреждение политической независимости не только с позиций сиюминутной выгоды, а с позиций вечной божественной справедливости, которая всегда соответствует нравственному абсолюту.
К правлению Василия Третьего основные идеи равенства морали и права, богоизбранности русского народа и как следствие — задача реализации Божественного промысла остаются основными. Однако теперь, когда борьба с внешней угрозой отходит на второй план, становится важной тема внутреннего устройства государства, морального облика народа, состояния церкви. В условиях укрепления государственности, расширяется сфера влияния власти на жизнь общества.
Глава III. Взгляд на политическую систему России
§1. Элита церковная и светская
В послании Вассиана Рыло можно найти перечисление политической элиты, к которой царь обратился в критической ситуации. По выражению Вассиана Рыло, Иван Третий приезжает «к отцу своему митрополиту, и к матери своей, великой княгине, к благоверным князьям и богобоязнивым боярам, за добрым советом — как крепко постоять за православное христианство, за свое отечество против безбожных басурман»[46]. Здесь видно перечисление верхушки общества - семья великого князя, мать, отец - митрополит, братья, князья и бояре. Однако Иван Третий приезжает к ним, с точки зрения Вассиана, «за добрым советом». Предполагается, что окончательное решение, независимо от редложений верхушки московского общества, останется за Иваном Третьим, как за единодержавным правителем.
Особенностью политической мысли эпохи становления российского государства являлась сконцентрированность на личности правителя, на его исключительной роли в деле управления государством. Он поставлен Богом, а его советники являются посредниками между ним и народом постольку, поскольку они поступают в соответствии с интересами государства. В противном случае прислушиваться к их мнению недопустимо. Подразумевая родных Ивана Третьего и окольничих великого князя - Ивана Васильевича Ощеру и Григория Андреевича Момона[47], советующих Ивану Третьему пойти на мирные переговоры с Ахматом, Вассиан пишет: «...ближних твоих, которые советуют тебе совершить неправое дело, отринь далеко, то есть отсеки, и не слушай их советов»[48].
На основании выбранных нами посланий можно сделать вывод о том, что их авторы — представители священства не выделяют элиту общества, как отдельное правящее сословие, имеющее неотъемлемые права на решение вопросов государственной важности. Формально правитель не обязан прислушиваться ни к чьему мнению, за свои поступки он отвечает только перед Богом.
Ни у Филофея ни у ростовского архиепископа нет одобрения и существующему разделению на бедных и богатых. Самого Василия Третьего Филофей убедительно призывает не надеяться на «золото, и богатства, и славу», а наоборот помогать нуждающимся[49], переменить «скупость на щедрость и немилосердие на милость»[50].
Вассиан Рыло противопоставляет «обманщиков лжеименитых», то есть недостойных своего высокого звания, народу и церкви. Церковная иерархия не только не является предлогом к разделению, но и наоборот объединяет самых высоких представителей священства, вплоть до митрополита, со всем народом.[51] Вассиан, занимая высокий церковный сан архимандрита обращается к царю от имени всех «христолюбивых людей»[52].
§2. Царь и народ
Высказывая Ивану Третьему свое мнение о том, каким должен быть христианский правитель, Вассиан приводит в пример библейское противопоставление «пастыря доброго» наемнику, для которого собственная жизнь важнее сохранности стада. «Ты пастырь добрый, - пишет Вассиан великому князю. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и не заботится об овцах».[53]
Личная самоотверженность и восприятие власти как ответственности перед Богом являются основными постулатами, на которых строится отношение царя и народа. «Когда такие тьмы народа погибли и церкви божии разорены и осквернены, кто настолько каменносердечен, что не восплачется о их погибели! Устрашись же и ты, о, пастырь — не с тебя ли взыщет бог кровь их, согласно словам пророка? И куда ты надеешься убежать и где воцариться, погубив врученное тебе Богом стадо?».[54]Основные термины, которыми Вассиан обозначает совокупность всех жителей Русского государства — это словесное стадо и христиане.
В «Послании Вассиана» великий князь является прежде всего защитником народа от власти иноземных захватчиков, гарантом существования народа, «воином Христовым»[55], то есть борцом за свое христианское государство.
Впослании Филофея на первый план выходит роль царя как устроителя внутреннего порядка в государстве, гаранта социальной справедливости. “Утешь плачущих и рыдающих день и ночь, избавь обиженных из рук обижающих”[56] - пишет Филофей Василию Третьему.
§3. Церковь и государство
По мнению Вассиана РылО, молиться о правителе, о его политических и военных победах является миссией священнослужителей и всего народа, органически и неразрывно связанного единой для всех православной верой.
«А когда ты уйдешь, государь наш, святители, митрополит и мы все вместе с ними, молящиеся за ваше высокородие, со всем боголюбивым собором будем молитву непрестанно творить, по всем святым церквам всегда молебны и святую службу совершать по всей нашей отчизне о вашей победе, и все христиане непрестанно будут Бога молить, чтобы даровал он тебе победу над супротивными врагами, и надеемся получить ее от всемилостивого Бога»[57], - пишет Вассиан Рыло Ивану Третьему.
Точно так же как церковь доносит до Бога чаяния правителя и народа, она является и носителем знания о Божественной воле относительно судьбы и задач государства.Вассиан убеждает великого князя пойти на борьбу с Ахматом: «Так и теперь, если последуешь примеру прародителя твоего, великого и достойного похвал Димитрия, и постараешься избавить стадо Христово от мысленного волка, то Господь, увидев твое дерзновение, также поможет тебе и покорит врагов твоих под ноги твои».[58]
Идея о защите государством Церкви у Вассиана Рыло опирается прежде всего на мысль о христианском правителе, как гаранте мире и безопасности, главном воине, подобно Дмитрию Донскому, защищающем христиан от нечестивых врагов. В послании Филофея великий князь выступает уже как защитник веры, блюститель нравственности, государь заботящийся о церкви и даже вмешивающийся в нарушение церковных правил. Филофей называет Василия Третьего «браздодержателем святых божьих престолов».[59]
В своем послании Вассиан Рыло, аргументируя свою бескомпромиссную позицию в борьбе с Ордой, выступает от имени всей церкви, которая в свою очередь является носителем знания Бога о государстве.[60]
По характеру посланий Филофея и Вассиана Рыло можно судить и о взаимоотношениях между светской и церковной властями. С одной стороны - крайне почтительный и даже торжественный стиль обращения к великому князю в противовес самоумалению;[61] с другой стороны - представители духовенства подчеркивают авторитетность церкви, как основного институту в жизни общества, и роль духовенства, как учителей и наставников, обязанных доносить до правителей волю Бога. « Нам подобает, государь великий, помнить о твоих делах, а вам, государям, нас слушать»[62] - пишет Вассиан. Филофей так же противопоставляет свою греховность миссии донесения до государя истины, сравнивая себя с валаамовой ослицей, которая будучи всего лишь животным, донесла до пророка волю Бога.[63]
Рассмотрев взгляды на политическую систему русского государства, представленные в исследуемых нами источниках, мы пришли к выводу о том, что в обыденном и религиозном сознании населения уже сложились определенные представления о роли различных слоев в жизни общества.
Исключительную роль занимал великий Князь — который обладая властью и влиянием, должен был являться символом русской государственности и образцом христианского правителя, главной задачей которого является забота о народе.
Из послания Вассиана можно выделить так же советников великого князя - политическую элиту. Семья правителя, его родственники, знатные бояре могут просить государя о каких-либо государственных предприятиях, могут давать ему советы, но последнее слово принадлежит великому князю.
Отдельную, исключительную роль в государстве занимала церковь. Она, пронизывая все слои общества, имела непосредственное влияние на принятие важнейших государственных решений через своих представителей.
Заключение
В данной работе мы изучили представления о государственной власти в период становления Российского государства на примере «Послания на Угру Вассиана Рыло» и «Послания Филофея К великому князю Василию».
К концу XV века самой главной задачей для государства являлось освобождение от монгольской зависимости, о чем подробно пишет Вассиан Рыло. К правлению Василия Третьего, когда борьба с внешней угрозой отходит на второй план, становится важной тема внутреннего устройства государства, морального облика народа, состояния церкви, чему уделяет внимание Филофей.
Оба автора связывают божественное происхождение власти с божественным промыслом, обусловливающим ее статус в зависимости от ее духовного содержания. От праведности народа и правителя, с точки зрения Вассиана Рыло и Филофея, зависела судьба государства. Русское государство рассматривалось как православное царство, к которому после падения Византии перешла миссия сохранения и утверждения истинной веры. Русский народ — народ богоизбранный, поэтому Русь так же называется «Новым Израилем».
Обращение к великому князу как к царю указывает на новое понимание власти Московского князя, повышение его авторитета.Иван Третий и Василий Третий рассматриваются как прямые наследники Киевских и Владимирских князей, обладая большей властью, чем их предшественники
Символом русской государственности и образцом христианского правителя должен был являться великий князь московский, власть которого не нуждалась в формальных ограничениях. Элита общества — князья и бояре могут давать ему советы, но последнее слово принадлежит великому князю. Важнейшую роль в государстве, по мнению Вассиана и Филофея должна занимать церковь, объединяя все слои общества, донося до правителя истину и являясь посредником между Богом и людьми.
Одной из основных идей развившихся к концу 15 начлу 16 века является идея преемственности богоизбранных народов и государств для сохранения истинной веры. Власть великого князя рассматривалась русскими книжниками как власть царская, утвержденная Богом и ответственная только перед Ним.Так же можно сказать об органической и неразрывной связи церкви и государства, морали и права в сознании русских книжников в эпоху становления единого Российского государства..
Библиография
Источники
Литература
[1] Синицина Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции, М., 1998. С.115
[2] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина 15в. М., 1982. С. 522-537
[3] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец 15 - начало 16вв. М.,1984. С. 436-441
[4] Кудрявцев И.М. Послание на Угру Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в.// Труды отдела русской литературы., том 8, М., 1951 г. С. 161
[5] Воробьев М. Н. Русская история. Москва, 1999. С. 96
[6] Воробьев М. Н. Русская история. Москва, 1999. С. 97
[7] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина 15в. М., 1982. С. 523
[8] Указ.соч.С. 525
[9] ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982, С. 523
[10] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец 15 - начало 16вв. М.,1984. С. 436-441
[11] Малинина В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания, Киев., 1901. С. 341-345
[12] Малинина В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания, Киев., 1901. С. 349
[13] Базилевич К.В. Внешняя политика русского централизованного государства: вторая половина 15 века, М., 1952.
[14] Борисов Н. Иван Третий. М., 2006.
[15] Малинина В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания, Киев., 1901.С.370-374
[16] Кудрявцев И.М. Послание на Угру Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в.// Труды отдела русской литературы., том 8, М., 1951 г.
[17] Золотухина Н.М . Развитие русской средневековой политикоправой? мысли. М., 1985.
[18] Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции, М., 1998.
[19] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина 15в. М., 1982. С. 522-537
[20] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец 15 - начало 16вв. М.,1984. С. 436-441
[21] Указ.соч.С. 535
[22] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец 15 - начало 16вв. М.,1984. С. 441
[23] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец XV - начало XVIвв. М.,1984. С.437
[24] Указ.соч. С. 439
[25] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 531
[26] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец XV - начало XVIвв. М.,1984.С 441
[27] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982.С. 529, 523, 527
[28] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец XV - начало XVIвв. М.,1984.С. 437, 441
[29] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 523
[30] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец XV - начало XVIвв. М.,1984.С. 441
[31] Синицына Н. В.Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции, М., 1998.С.115
[32] Указ.соч. С. 117
[33]Указ.соч. С.119
[34] Базилевич К.В. Внешняя политика русского централизованного государства: вторая половина 15 века, М., 1952.С. 158
[35] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец XV - начало XVIвв. М.,1984.С. 437
[36] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 533
[37] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 535
[38] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С.529
[39] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 535
[40] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 535
[41] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец XV - начало XVIвв. М.,1984. С. 437
[42] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 541
[43] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец XV - начало XVIвв. М.,1984.С.439
[44] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец XV - начало XVIвв. М.,1984. С. 439
[45]
[46] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 537
[47] Базилевич К.В. Внешняя политика русского централизованного государства: вторая половина 15 века, М., 1952.С.
[48] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 531
[49] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 535
[50] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 537
[51] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 539
[52] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 535
[53] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 537
[54] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С.535
[55] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 531
[56] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец XV - начало XVIвв. М.,1984.С. 439
[57] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 529
[58] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 531
[59] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец XV - начало XVIвв. М.,1984.С. 437
[60] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец XV - начало XVIвв. М.,1984.С. 441
[61] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С.531
[62] Послание на Угру Вассиана Рыло //ПЛДР, вторая половина XVв. М., 1982. С. 533
[63] Послания Филофея. Послание к великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде//ПЛДР, конец XV - начало XVIвв. М.,1984.С. 441
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»