Ганжов Е.А.

В статье рассматриваются основные этапы становления филиальной сети Государственного банка Российской империи, который был учрежден в 1860 г. Так же в статье рассматриваются результаты деятельности банков и важнейшая задача по пополнению привлеченных средств через вкладную операцию; банковские операции: ссуды под залог государственных и гарантированных ценных бумаг; значение циркуляра от 29 декабря 1883 г. для развития кредитных операций.

Ключевые слова: реформы, Государственный банк, Коммерческий банк, отделение банка, провинция, ярмарочные центры.

THE STATE BANK AND RUSSIAN PROVINCE (1860 – 1916)

Ganzhov E.A.

Belgorod State University

The article is devoted to the problem of emergence and development of network of branches of the State Bank of the Russian Empire since 1860. The same article describes the results of banks and major task for the replenishment of funds raised through deposits, bank operations: loans secured or guaranteed by government securities, the value of the circular dated December 29, 1883 for the development of credit operations.

Key words: reforms, the State Bank, the Commercial Bank, branch of the bank, province, fair centers.

В России 60-70-е годы XIX в. были временем Великих реформ, начало которым положило учреждение 31 мая 1860 г. Государственного банка. Следующим шагом стало подписание Александром II 19 февраля 1861 г. в ознаменование шестой годовщины своего вступления на престол Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Одновременно было подписано Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению этими крестьянами в собственность полевых угодий.

К проведению крестьянской реформы 1861 г. был привлечен Государственный банк.

Государственный банк к началу проведения операций 2 июля 1860 г. унаследовал небольшую сеть территориальных учреждений: 7 контор и 4 временных отделения Коммерческого банка. Около половины их было создано еще при министре финансов А.Н. Гурьеве, инициаторе учреждения в 1817 г. Коммерческого банка. Конторы и отделения размещались в наиболее крупных городах Российской империи (Москве, Екатеринбурге), портовом Архангельске, ярмарочных центрах (Нижнем Новгороде, Ирбите, Рыбинске). В крупных городах бывшие конторы Коммерческого банка, несмотря на их причисление к Государственному банку, продолжали именоваться по-прежнему и обслуживали сложившуюся ранее клиентуру силами работавших в них банковских чиновников.

В крупнейшей Московской конторе установленные для Государственного банка правила были введены в конце 1860 года. Однако приехавший в контору в 1862 г. управляющий Государственным банком Е.И. Ламанский нашел положение вещей в Москве малоутешительным. Он внес свои рекомендации, касающиеся работы конторы, и распределил обязанности директоров в соответствии с принятым 3 января 1862 г. уставом контор Государственного банка, во многом повторявшим положения Устава самого банка.

К началу буржуазных реформ 1860-х гг. недостаточность филиальной сети стала очевидной. В России с ее обширной территорией и доминирующей ролью государства именно от него зависело распространение операций государственных кредитных учреждений в провинции, которая не была вовлечена в банковские операции столиц.

Об актуальности этой проблемы свидетельствует полемика на страницах периодических изданий, в которой даже А.П. Шипов, известный предприниматель из дворян, ревностный защитник протекционистских принципов, обосновывал необходимость расширения операций банка через их распространение по территории империи1.

Одновременно с утверждением императором устава контор Государственного банка 3 января 1862 г. Государственный Совет одобрил проект открытия постоянной конторы в быстро развивавшемся Ростове-на-Дону. Это решение стало первым шагом к увеличению числа учреждений Государственного банка в провинциях.

Провал реформы свободного размена в 1863 г. показал, что успешное развитие операций Государственного банка было возможно при их осуществлении не только в столицах, но и в провинции. Именно с точки зрения развития вкладной операции в Министерстве финансов рассматривался вопрос об эффективном использовании ресурсов провинции, и Е.И. Ламанскому поручили составить очередной проект. Это были Предположения о мерах к увеличению вкладов в Государственном банке, предусматривавшие открытие в губернских центрах отделений Государственного банка упрощенных по форме учреждений, не требовавших особых затрат. Е.И. Ламанский предлагал открыть отделения Государственного банка в 20 городах, разделенных на четыре группы. К первой группе относились шесть губернских центров европейской России – Ярославль, Владимир, Казань, Самара, Саратов и Астрахань. В этих старых русских городах, несмотря на значительные торговые обороты, банковские учреждения отсутствовали (за исключением Приказов общественного призрения, занимавшихся в том числе ипотечным кредитованием дворян).

Министр финансов М.Х. Рейтерн, получивший доклад 10 декабря 1863 г., реализовал проект чрезвычайно быстро. Уже спустя несколько дней он был представлен Александру II, который дал положительную резолюцию. Указ об открытии отделений, подписанный императором 20 декабря 1863 г., предусматривал открытие отделений за счет небольших отчислений из капитала банка на их устройство отпускалось до 4,5 тыс. рублей на каждое. В силу масштабности плана открытие отделений осуществлялось постепенно. Е.И. Ламанский допускал поэтапное преобразование отделений в конторы с развитием операций на основании Устава Государственного банка.

Грандиозный план открытия отделений осуществлялся довольно быстро: 15 июля 1864 г. были открыты отделения в 12 городах – губернских центрах: Астрахани, Казани, Пензе, Воронеже, Владимире, Ярославле, Тамбове, Екатеринославле, Кишиневе, Саратове, Самаре, Рязани2. Каждому их них по распоряжению М.Х. Рейтерна на производство операций было отчислено из капитала Государственного банка по 50 тыс. руб. по верхнему пределу установленной нормы3.

В первое десятилетие существования учреждений Государственного банка в провинции не было отмечено единообразия как в их операциях, так и в норме учетно-ссудного процента. С одной стороны, это объяснялось традициями уставов разных контор Коммерческого банка, с другой, спецификой экономики отдельных регионов Российской империи. В соответствии с региональными особенностями состояния денежного рынка банк дифференцировал нормы по кредитным операциям и дисконту в каждом отдельном случае.

В первые годы после открытия отделений результаты их деятельности были еще очень скромными. Деловая жизнь огромной империи концентрировалась преимущественно в столицах, где в обороте находились значительные капиталы. Для депозитного банка, каким первые три десятилетия оставался Государственный банк, важнейшей задачей было пополнение привлеченных средств через вкладную операцию. Д.И. Пихно и А.А. Головачев справедливо замечали, что банк служит своеобразным насосом для перекачки ресурсов из провинции в столицы4. Эта тенденция, сформировавшаяся уже во второй половине 1860-х гг., привела к уменьшению удельного веса в общих оборотах вкладной операции в Петербурге и Москве за счет его увеличения в провинции. В то же время на периферии объемы кредитных операций увеличивались медленно и в основном за счет крупных центров торговли, таких как Ростов-на-Дону.

В провинции операции Государственного банка развивались в крупных промышленных и торговых центрах. Некоторые из них имели государственные банковские учреждения еще до основания Государственного банка. Первые места неизменно занимали Одесса внешнеторговый порт, один из центров хлебной торговли и частного банковского дела, Рига крупнейший после Петербурга порт Российской империи на Балтике, Ростов-на-Дону крупный речной порт, интенсивно развивавшийся город, расположенный вблизи сельскохозяйственных районов страны. В конце 1860-х гг. на конторы Государственного банка в этих городах приходилось порядка 20-25% всех учетных операций.

После открытия в 1868 г. 5 новых отделений Государственного банка темпы создания этих учреждений в провинции заметно снизились. В последующие годы количество вновь открываемых отделений, как правило, колебалось от 1 до 3.

Меры Государственного банка по созданию филиальной сети привели к тому, что к концу XIX века в провинции работали уже 96 его постоянных учреждений (данные за 1894 г.). Кроме того, существовали временные отделения в Верхнеудинске, Ирбите, Ростове, Пятигорске, Ялте, Нижнем Новгороде, Ишиме, Мензелинске и Куяндинске, большинство из которых работали как ярмарочные (исключения составили лишь Ялтинское и Пятигорское отделения, открываемые на время лечебного сезона). Временные отделения не только выполняли простейшие банковские операции, но и выдавали ссуды под залог государственных и гарантированных ценных бумаг. Петербург и Москва по-прежнему лидировали по величине денежного оборота, оставляя провинции лишь треть общего объема операций системы Государственного банка. Определенное значение для развития кредитных операций в провинции имел циркуляр от 29 декабря 1883 г., разрешавший конторам и отделениям банка открывать кредиты частным лицам в форме специальных текущих счетов под обеспечение ценными бумагами по усмотрению местных учетных комитетов без испрашивания в каждом отдельном случае утверждения Государственного банка, ограничиваясь только уведомлением сего последнего о последовавшем открытии или увеличении кредита5. Однако на практике многие учреждения продолжали представлять решения учетных и ссудных комитетов на утверждение чиновников Центрального управления Государственного банка.

Учетная операция в территориальных учреждениях Государственного банка вводилась постепенно. В ряде отделений Батумском, Елисаветградском, Кокандском, Тобольском, Тюменском, Черниговском и Читинском учет был разрешен только после издания 19 января 1895 г. соответствующего циркуляра6. Чуть позже, в июне того же года, учетная операция была введена в Феодосийском отделении. В 1897 г. векселя стали учитывать в Омском, Челябинском, Юзовском и Хабаровском отделениях.

В 1894 г. в Уставе Государственного банка появились статьи про промышленные ссуды. Несмотря на то, что наказы и правила по промышленным ссудам и ссудам, предоставляемым учреждениям мелкого кредита, вступали в действие с 1 сентября 1894 г., конторы и отделения не спешили с открытием новых операций, которые многие чиновники, по-видимому, заранее считали убыточными. В циркуляре от 17 ноября 1894 г. сообщалось следующее: до сведения Банка дошло, что некоторые из его учреждений и доселе не приступают к производству операций на основании нового устава, ожидая дополнительных разъяснений со стороны Банка. Ввиду этого Государственный банк, еще раз напоминая содержание вышеозначенных циркуляров, предписывает конторам и отделениям производить все разрешенные новым уставом операции на точном основании новых своевременно разосланных при упомянутых циркулярах правил и наказов7.

Однако во время проведения денежной реформы 1895-1897 гг. Государственный банк был вынужден свертывать выдачу промышленных ссуд по причине их низкой ликвидности. Согласно циркуляру от 2 января 1895 г. эти кредиты могли предоставляться только отдельным предприятиям, которые признаны будут заслуживающими поддержки8.

В условиях начала индустриализации в России ставилась задача расширения филиальной сети Государственного банка (ограниченного формулой один город – одно учреждение Государственного банка). Эту идею активно поддерживал товарищ министра финансов А.Я. Антонович, считавший увеличение числа провинциальных учреждений главного банка империи важным фактором проведения в жизнь программы национального кредита.

Комиссия по пересмотру Устава Государственного банка высказалась за значительное расширение сети его учреждений. К этому мнению присоединился председатель комиссии министр финансов С.Ю. Витте. На сколько отделений должна была быть увеличена сеть учреждений Государственного банка, комиссия конкретно не определила (предполагалось довести их число до 800-900). А.Я. Антонович предлагал превратить уездные казначейства в отделения Государственного банка. Это предложение было Высочайше утверждено 6 июня 1894 года.

Ввиду неразвитости банковской сети в провинции (крупнейшие акционерные коммерческие банки и конторы Государственного банка располагались лишь в нескольких крупных городах империи) предлагалось возложить на агентства проведение простейших банковских операций, но только в тех городах, где не было ни одного банковского учреждения. При этом агентства в процессе их развития в мелких городах предполагалось постепенно преобразовать... в учреждения банка.

Практически одновременно с изданием нового Устава Государственного банка 1894 г. циркуляр от 24 июня закреплял окружную систему учреждений Государственного банка. Формирование округов предусматривалось на основе взаимного тяготения в торговом и экономическом отношениях разных местностей. Новая система должна была способствовать развитию в провинции государственного кредита, в частности, широкому кредитованию мелких фирм.

Всего территорию Российской империи планировалось разделить на пятнадцать округов. В последующие несколько лет их число сократили до двенадцати.

Однако идея широкого распространения государственного кредита с помощью введения окружной системы учреждений Государственного банка не дала ожидаемых результатов. Для осуществления намеченных преобразований нужны были, прежде всего, значительные денежные средства и достаточное количество квалифицированных кадров. В период проведения денежной реформы 1895-1897 гг. о выделении требуемых средств не могло быть и речи. Финансовые затруднения, связанные с последствиями экономического кризиса 1899-1902 гг., Русско-японской войной 1904-1905 гг. и революционными событиями 1905-1907 гг., также не способствовали развитию банковских учреждений в провинции. Учреждения Государственного банка по-прежнему обслуживали преимущественно первоклассную клиентуру банки и крупные российские фирмы. Для увеличения числа государственных банковских учреждений в стране с 1 января 1897 г. ведение банковских операций было возложено на 704 казначейства, занимавшихся до этого преимущественно сбором налогов9.

Судя по отчетам Государственного банка, операции казначейств по своему характеру мало отличались от операций учреждений мелкого кредита. За 20 лет работы ни одно из казначейств не было преобразовано в отделение Государственного банка. В целом по стране вместо намеченных 800-900 учреждений Государственного банка в 1913 г. существовало лишь 134.

В это число с 1912 г. входили небольшие агентства, в том числе существовавшие при зернохранилищах, которые очень короткое время фигурировали в отчетах банка как агентства I разряда. Большинство из них создавались для облегчения выдачи ссуд под хлеб.

Помимо расширения филиальной сети, Государственный банк внедрял новые, прежде всего, трастовые и расчетные, операции в уже существующие учреждения своей системы. В 1910 г. в ряде крупных учреждений Киевской и Рижской конторах, Виленском, Воронежском, Иркутском, Саратовском, Тульском и Ярославском отделениях была введена операция управления вкладами на хранение. В том же году были открыты расчетные отделы в Виленском, Екатеринославском и Феодосийском учреждениях банка.

Таким образом, к началу революционных событий 1917 г. Государственный банк имел богатый опыт работы в провинции и достаточно развитую филиальную сеть.

Примечания:

1. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 19 февраля 1861 г. / ПСЗ II. № 36659.

2. Мигулин П.П. Русский государственный кредит. Харьков, 1904. Т. I. – С. 234.

3. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 19 февраля 1861 г. / ПСЗ II. № 37665.

4. РГИА, ф. 583, оп. 6, д. 37, л. 34.

5. Мигулин П.П. Выкупные платежи. К вопросу об их понижении. Харьков, 1904. – С. 27.

6. Мигулин П.П. Выкупные платежи. К вопросу об их понижении. Харьков, 1904. – С. 26.

7. Кованько П. Реформа 19 февраля 1861 года и ея последствия с финансовой точки зрения (выкупная операция 1861 г. – 1907 г.). Киев, 1914. – С. 311.

8. Кованько П. Реформа 19 февраля 1861 года и ея последствия с финансовой точки зрения (выкупная операция 1861 г. – 1907 г.). Киев, 1914. – С. 312.

9. Казначейства, иначе называемые кассами Министерства финансов, занимались сбором государственных доходов, их хранением, производством платежей, пересылкой денежных сумм из одного казначейства в другое.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top