Павлова Е.С.

Формирование русского этноса это сложный и длительный процесс. Русские, как и все крупные народы России, неоднородны по своему составу, включают в себя субэтносы. По мнению многих авторов формирование субэтносов связано с незавершёнными процессами ассимиляции, территориальным отделением части народа, особенным социальным положением или религиозными отличиями. [1]

На территории Ярославской области проживает одна из субэтнических групп русского народа – сицкари. Период возникновения и процесс становления являлись предметом исследования учёных, начиная с середины XIX века, но однозначного ответа на эти вопросы нет до сих пор.

Сицкари проживают на северо-западе Ярославской области, бывшая Покрово-Ситская волость Мологского уезда, а ныне территория Некоузского и Брейтовского муниципальных районов. Часть поселений затоплена водами Рыбинского водохранилища, но большинство сёл и деревень с проживающими коренными жителями сохраняются до сих пор (д.Правдино, д.Рысье, д.Раково, с.Байловское, с.Станилово, с.Сить-Покровское и др.). К сожалению, процессы урбанизации приводят к массовому запустению населённых пунктов (например, д.Городище), но и в наши дни немногие сицкари сохраняют свои особенности: говор, хозяйство, самосознание.

Как было сказано ранее, яркая и самобытная культура населения, проживающего по берегам реки Сить, привлекала исследователей начиная с середины XIX века. Один из первых – А.Преображенский. Его работа  «Волость Покрово-Сицкая Ярославской губернии Моложского уезда» написана на основе годовых наблюдений за бытом коренного населения. На основании собранного материала автор обращает своё внимание на языковые особенности сицкарей и даже создает небольшой словарь. А.Преображенским составлено описание быта, кустарных промыслов, народной медицины и уникальных обычаев населения.[2]

Во время нашествие татаро-монгол на Русь в 1237-1238 годах произошло крупное сражение между монгольскими войсками под предводительством Бурундая и русскими войсками под командованием Юрия Всеволодовича.[3] Эта битва стала основанием для археологических экспедиций с конца XIX столетия. Первым учёным, детально изучившим курганы в бассейне реки Сить, был Ивановский Л.К. Именно он установил факт того, что многочисленные курганы не связаны с событиями побоища времён татаро-монгольского нашествия, а являются захоронениями времён IX-XII веков позднее дьяковской культуры, которая по мнению многих исследователей принадлежит финно-угорским племенам: меря и весь.[4] Археологические раскопки были продолжены рядом ярославских археологов: Сабанеев Л.Н., Третьяков И.Н., Комаров К.И. и др. Местный краевед Андрей Касаткин в конце 90-х годов, имея открытый лист на проведение археологических раскопок, вместе с юными туристами – краеведами из Брейтово вскрыл длинный курган на реке Ламь на границе Ярославской и Тверской областей. [5]Под курганом оказалось женское захоронение. Найденные бронзовые височные кольца указывают на то, что захоронение принадлежит кривичам. Расселение кривичей в нижнем и среднем течении реки Сить подтверждается работами других археологов. Ниже в таблице приведена краткая сводка археологических раскопок.

Таблица №1

Археологические раскопки бассейна р. Сить[6]

Географическая привязка

Примечание

 

Брейтово. Селище.

11-13вв. Размеры селища 420*40-5м. Обследовалось в 1933 г. П.Н.Третьяковым, в 1977г. К.И.Комаровым. В слое найдена лепная и гончарная керамика, очажные камни

 

Черкасово. Селище

11-13вв. Обследовалась в 1932-1933 гг. П.Н. Третьяковым, в 1988 г. К.И. Комаровым. Найдена гончарная керамика с линейным орнаментом 12-13вв., очажные камни

 

Черкасово. Селище 2 (хутор Михалев)

 

11-13вв., площадь 75*30м. Обследовалось в 1932-1933 гг. П.Н. Третьяковым, в 1989 г. К.И. Комаровым. В слое содержится значительное количество крупных углей, очажных камней, железных шлаков и значительно мало гончарной керамики с линейным орнаментом, относящейся к 12-13 вв. Вероятно, селище было связано с железообрабатывающим производством

 

Берелево. Курганный могильник.

Обследовался в 1866 г. Л.П.Сабанеевым, в 1976 г. К.И.Комаровым. Состоит из 11 насыпей выс. 0,5-1,5м. Все насыпи повреждены кладоискателями. Типологически может быть отнесен к 11-13вв.

 

Сущева. Курганный могильник.

12-13 вв. Обследовался в 1875 г. Л.К. Ивановским, в 1866 г. Л.П. Сабанеевым, в 1976 г. К.И.Комаровым. Вскрыты трупоположения. В двух курганахс мужскими погребениями были керамические сосуды, в женском – височные кольца и перстни

 

Базыки. Курганный могильник.

11-13вв. Обследован в 1976 г. К.И.Комаровым. Три насыпи, две из которых утеряны

 

Турбаново. Селище.

11-13вв. Обследовал К.И.Комаров в 1972г. Вскрыта часть наземного жилища с печью из камней и глины и подпечной ямой. В заполнении жилища найдены ножи, пружинные ножницы, три шиферных пряслица. Керамика гончарная с линейным и волнистым орнаментом с небольшой примесью лепной относится к древнерусскому времени. Возможно пожар на селище произошел в результате набега татаро-монгольского войска в марте 1238 г. На укрывавшегося здесь Юрия Всеволодовича

 

Турбаново. Курганный могильник

12-13 вв. Исследовался в 1875г. Л.К.Ивановским, в 1972 г. К.И.Комаровым. Трупосожжения зафиксированы по зольно-углистому слою в основании семи курганов, в двух – трупоположения в ямах. В одном найдены бронзовые височные кольца, браслеты и перстни, стеклянные бусы, ножи.

 

Мерзлеево. Курганный могильник

11-13вв., Обследовался в 1866 г. Л.П.Сабанеевым, в 1972 г. К.И. Комаровым. В 1975 г. Л.К. Ивановский в группе из 34 курганов раскопал девять. В семи курганах – трупосожжения, в двух – трупоположения. В одном из последних были височные кольца, браслеты, стеклянные цветные бусы, железный нож; в другом – нож и крючок.

 

Покровское. Курганный могильник

12-13вв. Обследован в 1866 г. Л.П. Сабанеевым, в 1933 г. И.Н.Третьяковым, в 1976 г. К.И. Комаровым. Вскрыты одиночные трупоположения. Найдены височные кольца, нагрудная подвеска в виде подтреугольного щитка с ушком м тремя петельками с цепочками на них, поясные украшения, ножи, фрагменты кожаной обуви и керамики.

 

Семеновское. Курганный могильник

12-13вв. Исследовался в 1866г. Л.П,Сабанеевым, в 1988 г. К.И. Комаровым. Вскрыты трупоположения, перекрытые кострищами, в одном – сомнительное трупосожжение. В некоторых погребениях были медные проволочные колечки, стеклянные бусины, железные браслеты, нож

 

Игнатово. Селище

11-13вв. Обследовано в 1988 г. К.И. Комаровым. Найдена лепная гладкостенная керамика и гончарная с линейным орнаментом, очажные камни

 

Игнатово. Курганный могильник

12-13вв. Исследовался в 1866 г. Л.П. Сабонеевым, в 1972 г. К.И. Комаровым. Вскрыты одиночное и парное трупоположения, в ногах стояли горшки «с узором», при одном был нож

 

Городища. Городище

Обследовано в 1972 г. К.И. Комаровым. В придорожном поперечном срезе вала выявлены столбовые ямы, найдены мелкие фрагменты лепной гладкостенной керамики с крупнозернистой примесью в тесте и фрагмент черного подлощенного венчика, отнесенные к р.ж.в.

 

Михалево. Селище1.

11-13вв., Исследовалось в 1971 г. К.И.Комаровым.Найдены древнерусская лепная гладкостенная и гончарная керамика с линейным и волнистым орнаментом, бронзовая круглая крестовключенная подвеска.ю железный ключ от замка 13в. По сведениям Л.Н. Сабанеева, здесь на пашне находили железные топоры

 

Михалево. Селище 2.

11-13вв. Обследовал в 1976 г. К.И. Комаров. На пашне найдены древнерусская керамика лепная гладкостенная и гончарная с линейным и волнистым орнаментом, обломки мелких поделок из железа

 

Михалево. Курганный могильник 1.

12-13вв. Обследован в 1866 г. Л.П. Сабанеевым, в 1875 г. Л.К. Ивановским, в 1971 г. К.И. Комаровым. Найдены курганы с трупосожжениями и трупоположениями. Находки: бронзовые височные кольца, колечки и серьги, браслеты, перстни, железные ножи, керамика. В ненарушенном женском погребении найден налобный венчик из золототканой тесьмы и шесть бронзовых перстнеобразных височных колец

 

Михалево. Курганный могильник 2.

11-13 вв.Исследовался в 1875 г. Л.К. Ивановским, в 1976 г. К.И. Комаровым. Раскопками вскрыты трупоположения, из них четыре без вещей отнесены к мужским. В женском были бронзовые браслеты, перстень и железный нож. Близ кургана найден крестик

Археологические данные указывают, что автохтонным населением реки Сить, скорее всего, являются представители финно-угорских народностей, жившие до IX века. В Xвеке происходит постепенное заселение р.Сити восточно-славянским племенем кривичей и этот район становится местом этнического контакта двух культур, где субстратом выступают финно-угорские племена. Скорее всего, это был первый этап формирования сицкарей как субэтнической группы.

Второй этап формирования сицкарей шел на протяжении XII-XIV веков и связан с двумя потоками расселения ростово-суздальцев и новгородцев[7], причем новгородский и западно-славянский компонент в формировании сицкарей, возможно, был преобладающим, о чём говорят особенности диалектов, т.е. замена «Д» на «ДЗ» и «Т» на «Ц». А так же, наличие архаичных слов, по происхождению связанных с ареалом обитания западных славян и новгородцев: «ватага[8]» сицкарское обозначение семьи, слово польского происхождения, употреблявшееся у новгородцев в XIIIвеке. Ватага обозначала временное прибежище рыбаков или название любой артели. «Хомуны» – новгородское «должник», употреблялось в берестяных грамотах XII века, а у сицкарей это слово применялось к обозначению не сицкаря и носило пренебрежительную окраску. Учитывая время употребления этих слов, можно сделать предположение, что именно в XII-XIII веках происходило переселение с новгородских и западно-славянских земель. К этому же времени, скорее всего, относится и формирование этнонима «сицкарей», т.к. многие исследователи отмечают формирование территориально-обособленных общностей, название которых связано с рекой, вдоль которой они обитают (важане — вдоль реки Ваги, сухонцы —вдоль р. Сухоны). [9]

Первый и второй этапы, скорее всего, сформировали и специфический облик сицкаря. Один из первых исследователей сицкарей А.Преображенский отмечает высокий процент «светлоглазых» и «светловолосых» в составе коренного населения.[10] В то же самое время, рост сицкарей несколько ниже обычного населения Моложского уезда Ярославской губернии. Эти характеристики позволяют отнести сицкарей к валдайскому антропологическому типу великороссов, в формировании которого приняли участие западные славяне и летто-литовские племена, сформировавший особый западный тип великороссов. [11]

Таким образом, особенности языка, антропоморфического строения говорят о большой роли кривичей и выходцев с западных рубежей Руси.

На мой взгляд, необходимо более полное антропоморфическое исследование жителей края, т.к. антропоморфические характеристики, в отличие от особенностей диалектов и культуры намного консервативней. Раскрыть проблему изучения сицкарей так же поможет генно-географическое исследование, которое может дополнить антропологические данные. Конечно, получить их сейчас довольно сложно, т.к. коренных сицкарей осталось немного, так, данные краеведческой экспедиции 2011 года, в которой я непосредственно принимала участие, показали, что из 9 жителей деревни Раково коренными сицкарями являются только 3, а в селе Байловском один человек. Так как на территории компактного расселения сицкарей проживает много жителей не являющимися коренными сицкарями.

Завершение формирования этно-территориальной группы сицкарей относится к XV-XVII векам, когда ситские земли стали удельной вотчиной князей Сицких. Семен Фёдорович Моложский получил в удел поместье на реке Сить. Князья Сицкие верно служили Княжеству Московскому. Петр Семенович был при дворе Ивана III и Василия, а Василий Андреевич служил при Иване Грозном и был женат на сестре его жены. Жена Юрия Андреевича урождённая княжна Фетинья Владимировна Долгорукова сестра первой супруги царя Михаила Фёдоровича Романова. [12]

Высокое положение Сицких при дворе правителей Русского государства и территориальная обособленность Покрово-Сицкой волости также повлияли на формирование самосознания сицкарей. К этому же времени относятся и переселения новгородцев по указу Ивана Грозного и расселение тверских карел в пределы Сить-Покровской волости.[13] Видимо, эти компоненты также влились в этно-территориальную общность сицкарей.

Немаловажным является тот факт, что все этнические процессы происходили на протяжении многих веков на относительно небольшой изолированной территории. Были созданы необходимые условия для формирования   этнической группы – компактная территория   расселения   её представителей. На протяжении многих столетий сицкари проживали на территории Покрово-Ситской волости Мологского уеда. Ядром компактного проживания сицкарей является среднее и нижнее течение р.Сить в районе села Станилово и Сить-Покровское. Периферийные районы расселения – бассейны реки Шексны и Мологи, что не случайно, т.к. сицкари селились не на водоразделах, а в долинах рек.

Характер расселения сицкарей показывает перепись 1859 года.

Таблица №2

Расселение сицкарей по результатам переписи 1859г.[14]

По правому берегу Сити

Название населенного пункта

Количество дворов на 1859г

 

Леоново

17

 

Жарки

17

 

Роговец

17

 

Правдино

53

 

Васино

13

 

Добрецы

22

 

Раково

31

 

Этаулово

8

 

Лопотьево

8

 

Красное

28

 

Турабово

35

 

Панкратово

27

 

Зеленцыно

13

 

Горильдово

20

 

Пупцево

15

 

Иванцево

32

 

Байловское

26

 

Нивища

9

 

Яковлевское

23

 

Михайловское

20

 

Семёновское

10

 

Княгинино

32

 

Коростель

40

 

Болобаново

12

 

Торонково

30

 

Бобровник

9

 

Гимонино

38

 

Конюхово

7

 

Филимоново

23

 По левому берегу р.Сити

Название населенного пункта

Число дворов

 

Филипово

8

 

Черная

7

 

Крутая

10

 

Веретея

10

 

Боронково

11

 

Григорово

12

 

Игнатово

22

 

Сасыево

23

 

Ивановская

15

 

Реутово

20

 

Короваевская

12

 

Беловская

8

 

Неумоино

23

 

Новая

5

 

Колегаево

3

 

Погорелка

19

 

Кривоногая

19

 

Щербинино

24

 

Бутовская

20

 

Ильинская

24

 

Щетинкина

10

 

Судьбище

40

 

Игнатово

11

 

Станилово

26

 

Рубцова

14

 

Солоцково

14

 

Нефедьево

4

 

Юрьевская

9

 

Лопатино

23

 

Назарово

12

 

Власово

11

 

Давыдовская

15

 

Михалево

22

 

Смазнево

30

 

Гаврильцева

30

 

Старое

6

 

Городища

26

 

Ревятино

9

 

Игнатово

29

 

Глинники

12

 

Покровское на Сити

24

 

Мерзлеево

20

 

Турбаново

27

 

Сторожево

19

 

Губина

24

 

Сущево

12

 

Берелево

9

 

Иван Святой (Ивановская)

27

Из таблицы видно, что сицкари занимали 77 деревень и сел. Общее количество дворов в населенных пунктах 1367. Все селения расположены на реке Сить на протяжении от деревни Филимоново до села Правдино на юге. Все деревни расположены вдоль реки, причем по правому берегу их значительно больше. Основная масса сицкарей селилась в поселениях от 10 до 30 дворов.

Обычно деревни ориентируются на реку, но у сицкарей мы видим не стандартный подход к расположению жилого дома. Не смотря на то, что внизу простирается река, все постройки главным фасадом обращены на юг. На мой взгляд, это связано со световым днём. Крестьянин, строя дом по такому типу получал дополнительный источник инсоляции. [15]Но необычным для Ярославской области является не только расположение дома, но и нетипичная для этого района четырёхскатная крыша.[16] В Ярославской области преобладает северновеликорусский тип с такими особенностями, как высокий подклет, двухъярусный двор, расположение жилых и хозяйственных построек под одной крышей, просторные сени, двускатная («конём») крыша, нарядное красное крыльцо; не редкостью были и деревянные избы в два этажа. [17]

По данным краеведческих экспедиций 2006-2011 годов становится ясно, что уникальность строений не потеряна, а, например, в деревне Правдино пытаются возродить кустарные ремесла ситского края. [18]

По-прежнему высокая роль отдается декоративному украшению домов. Деревянным декором оформляются не только наличники, но и торцевые доски, карнизы, подзоры и даже завалинка. Ковер пропильного орнамента типичный для сицкарей, встречается не только в деревнях и селах, где непосредственно жили сами коренные жители, но и на территории Некаузского, Брейтовского, Углического, Мышкинского, Рыбинского муниципальных районов. Это говорит о том, что среди сицкарей было широко распространено отходничество и их артели работали по всему Ярославскому Поволжью. [19]

Распространение отходничества сицкарей связано с тем, что традиционное сельское хозяйство не приносило дохода. Это привело к тому, что сицкари развивали промыслы и кустарное ремесло. Были развиты все необходимые для жизнедеятельности ремесла: производство посуды, веревки, мебели, иконопись, строительство домов и пр. Многие ремесла были доведены до совершенства. Так, плотники-сицкари славились на всю Верхнюю Волгу как мастера-коробелы. [20]

Ремесленное производство изменило и усадьбу сицкаря. Традиционный погреб заменен на мастерскую плотника.

Таким образом, специфический облик, речь, хозяйство и быт сицкаря, по моему мнению, сложились под действием нескольких факторов. Прежде всего стоит отметить многовековую историю формирования данной этнической группы. Субстратом для формирования сицкарей, как упоминалось ранее, послужили финно-угорские народы. Это не случайно, потому что все авторы отмечают их значительную роль в процессе образования русского народа, в особенности, на территории Ярославской, Вологодской и Костромской областей. Вторым этническим компонентом, ставшим основой сицкарей является славянское население Восточной Европы. Причём, можно выделить ранние волны славянской миграции, представленные в основном кривичами IX-XII века, и позднюю, где доминирующую роль играли выходцы из новгородских земель и Западной Руси. Они оказали влияние на формирование особого диалекта и антропоморфического облика сицкаря. И, наконец, не последнюю роль сыграли поздние переселения новгородцев и тверских карел в XVI-XVII веках. Третий фактор – это компактность проживания и территориальная обособленность субэтноса. Процесс формирования сицкарей проходил на небольшой территории верхнего и среднего течения реки Сить. Данная территория находилась на периферии Тверского, Моложского и Углического княжеств. Пограничный характер местности, удалённость от основных центров не позволила нарушить процесс формирования этнической группы сицкарей и сохраниться этой группе в более позднее время.

Немаловажным для формирования самосознания сицкарей, видимо, стало и правление князей Сицких. Вплоть до начала XX века в сознании сицкарей сохранилось представление о своем особом происхождении (сами сицкари вели свое происхождение от ордынцев).

Свою лепту в формировании уникального быта, внесли и особенности хозяйства сицкарей. Проживая в зоне рискованного земледелия, вдали от крупных административных центров, у сицкарей развивались промыслы и кустарное ремесло, прежде всего плотничество. Мастерство плотников явилось выражением их самобытности. Свою уникальность они несут сквозь века. Самобытность сицкарей признавало и население близлежащих районов, что еще раз подтверждает что это уникальная этно-территориальная группа русского народа.

Сквозь красивый туман истории, проступает картина возникновения, становления, развития, угасания этой малоизученной этнической группы на берегах реки Сить. В начале XX века исследователь Мусин-Пушкин отмечает постепенную утрату сицкарями своей самобытности. Эти процессы ускорились в связи с развитием капитализма, а ещё более после коллективизации и урбанизации в советское время. В настоящий момент деревни и поселки Сить-Покровской волости фактически обезлюдели, а коренных сицкарей осталось совсем немного. Многие из них ассимилировались и потеряли свою самобытность. Практически исчез уникальный диалект, кустарные ремесла.

Все эти обстоятельства выносит на повестку дня необходимость реализации программы по изучению, сохранению и возрождению наследия сицкарей. Это было бы возможно при организации работ по нескольким направлениям:

  1. Инвентаризация наследия субэтноса: описание населённых пунктов;
  2. Проведение антропоморфических и геногеографических исследований сицкарей. Как я отметила выше, эти методы более достоверны.
  3. Реализация программы дополнительных археологических исследований бассейна реки Сить;
  4. Всесторонняя поддержка общественных инициатив по сохранению и возрождению наследия сицкарей.

Реализация этих срочных мер позволила бы приоткрыть тайну возникновения одной из мало изученных этно-территориальных групп.

Список использованной литературы

  1. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез/ В.П.Алексеев.- М.: Наука, 1989
  2. Комаров К.И. Археологическая карта России: Ярославская область/ К.И. Комаров. - М.: Институт археологии РАН, 2005
  3. Бломквист Е.Э. Постройки Мологского уезда/ Е.Э Бломквист// Верхне-Волжская этнологическая экспедиция. Крестьянские постройки Ярославско-Тверского края. - Л.:Государственная академическая типография, 1926
  4. Власова И.В. Дорогами земли Вологодской/И.В. Власова. – М. : 2001
  5. Ермолаев В.Ю. Толковый словарь понятий и терминов теории этногенеза. М., 1989
  6. История родов русского дворянства: В 2 кн. / авт.-сост. П. Н. Петров — М.: Современник; Лексика, 1991. — Т. 1
  7. Каргалов В. Монголо-татарское нашествие на Русь/ В. Каргалов. – М.: 1966
  8. Косорукова Н.В. Молого-Шекснинское междуречье в эпоху мезолита: история изучения, проблемы, перспективы/ Н.В. Косорукова// Археология: история и перспективы: сб. ст. / под ред. А.Е. Леонтьев. – Ярославль: Ярославский музей-заповедник, 2003
  9. Критский П. Наш край/ П. Критский. – Ярославль, 1907.
  10. Мусин-Пушкин С. Очерки Мологского уезда/ С. Мусин-Пушкин. – Ярославль, 1902
  11. Народы и культуры: Русские/ Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.-М. : Наука, 2005
  12. Павлова Е. Творчество плотников-сицкарей/ Е. Павлова// Сборник работ победителей XVII областного конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся – участников Всероссийского туристско-краеведческого движения. Ч. 1. – Ярославль, 2010
  13. Преображенский А. Волость Покрово-Сицкая Ярославской губернии Моложского уезда/ А.Преображенский. – 1853
  14. Преображенский А. Приход Станиловский на Сити Ярославской губернии Мологского уезда, 1853
  15. Русские. Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма. М.,1970
  16. Статистика по Ярославской губернии. Список населенных мест по сведеньям 1859 г. – Спб, 1865
  17. Шаскольский И.Шведская интервенция в Карелии XVII века/ И. Шаскольский//Очерки истории СССР. Период феодализма, конец XV в. — начало XVII в.- Петрозаводск, 1950

[1] Ермолаев В.Ю. Толковый словарь понятий и терминов теории этногенеза. М., 1989.

[2] Преображенский А. Волость Покрово-Сицкая Ярославской губернии Моложского уезда/ А.Преображенский. – 1853

[3] Каргалов В. Монголо-татарское нашествие на Русь/ В. Каргалов. – М.: 1966.

[4] Косорукова Н.В. Молого-Шекснинское междуречье в эпоху мезолита: история изучения, проблемы, перспективы/ Н.В. Косорукова// Археология: история и перспективы: сб. ст. / под ред. А.Е. Леонтьев. – Ярославль: Ярославский музей-заповедник, 2003.

[5] Комаров К.И.Археологическая карта России: Ярославская область/ К.И.Комаров. - М. :Институт археологии РАН, 2005.

[6] Там же.

[7] Народы и культуры: Русские/ Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.-М. : Наука, 2005

[8] Преображенский А. Приход Станиловский на Сити Ярославской губернии Мологского уезда, 1853

[9] Власова И.В. Дорогами земли Вологодской/И.В. Власова. – М. : 2001.

[10] Преображенский А. Приход Станиловский на Сити Ярославской губернии Мологского уезда/ А.Преображенский, 1853

[11] Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез/ В.П.Алексеев.- М. : Наука, 1989

[12] История родов русского дворянства: В 2 кн. / авт.-сост. П. Н. Петров — М.: Современник; Лексика, 1991. — Т. 1

[13] Шаскольский И.Шведская интервенция в Карелии XVII века/ И. Шаскольский//Очерки истории СССР. Период феодализма, конец XV в. — начало XVII в.- Петрозаводск, 1950.

[14] Статистика по Ярославской губернии. Список населенных мест по сведеньям 1859 г. – Спб, 1865

[15] Павлова Е. Творчество плотников-сицкарей/ Е. Павлова// Сборник работ победителей XVII областного конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся – участников Всероссийского туристско-краеведческого движения. Ч. 1. – Ярославль, 2010.

[16] Бломквист Е.Э. Постройки Мологского уезда/ Е.Э Бломквист// Верхне-Волжская этнологическая экспедиция. Крестьянские постройки Ярославско-Тверского края. - Л. :Государственная академическая типография, 1926.

[17] Русские. Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма. М.,1970.

[18] Павлова Е. Творчество плотников-сицкарей/ Е. Павлова// Сборник работ победителей XVII областного конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся – участников Всероссийского туристско-краеведческого движения. Ч. 1. – Ярославль, 2010.

[19] Критский П. Наш край/ П. Критский. – Ярославль, 1907.

[20] Мусин-Пушкин С. Очерки Мологского уезда/ С. Мусин-Пушкин. – Ярославль, 1902.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top