Головина Ю.В.

Введение

Андрей Тимофеевич Болотов – известный русский учёный, энциклопедист, писатель, один из родоначальников русской агрономической науки. Андрей Тимофеевич известен своими многочисленными достижениями в разных областях науки и культуры. А.Т. Болотов был разносторонне развитой личностью. Особое место в его деятельности занимает создание парка в Богородицке.

Актуальность темы состоит в том, подобные вопросы относятся к общекультурному, золотому фонду человечества, имеющему огромное нравственное значение.

Говоря о степени изученности проблемы, допустимо подчеркнуть, что работ, посвящённых этой теме не так много. В 1949 году в журнале «Сад и огород» №5 была опубликована статья В.И.Егорова «Из истории русского садоводства. Андрей Болотов». В 1984 году вышла книга О.Н.Любченко: «Есть в Богородицке парк». Данная книга является одной из немногих работ, посвящённых теме создания Богородицкого парка. В 1988 году А.П.Бердышев опубликовал свою работу «Андрей Тимофеевич Болотов — выдающийся деятель науки и культуры.» В 2009 году в журнале «Цветоводство» была напечатана статья О.Понкрашовой «Охотник до садов российских», №3. Конечно, главным источником по этой проблеме является труд самого Андрея Тимофеевича под названием «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков», в третьем и четвёртом томах которого учёный рассказывает помимо прочего, буквально о каждом дне создания парка.

Представленное исследование во многом опирается на последний источник. Данная работа позволит более подробно познакомится с деятельностью Болотова в области садово-паркового искусства. Богородицкий период(1776-1796), наверное, самый плодотворный в жизни Андрея Тимофеевича. Созданный Болотовым парк в Богородицке, непосредственно прилегающий к дворцу графа Бобринского и составляющий вместе с ним единый комплекс, в своё время являлся уникальным, не знающим аналогов не только в России, но и за рубежом. Современники восхищались разнообразием «украшений» и «сюрпризов» этого парка. Однако сейчас интерес и к дворцу и тем более к парку заметно снизился, если не сказать исчез совсем. Конечно, сейчас парк утратил былое великолепие, однако, сохранились чертежи, акварели А.Т.Болотова, по которым можно восстановить прежнюю картину. Своей деятельностью Андрей Тимофеевич внёс огромный вклад в развитие садово-паркового искусства в России. Более того, изучение деятельности А.Т.Болотова по созданию Богородицкого парка – это ещё и изучение региональной истории.

Источниковая база работы: Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.Т3 – 4, 1872г, печатня В.И.Головина, Владимирская, д. № 15, кв. № 3, СПб.; материалы архива Богородицкого дворца-музея; Земледельческий журнал. Издательство Императорского Московского общества сельского хозяйства, Университетская типография, Москва, 1838 год, №5.

Географические рамки исследования – Тульская губерния, город Богородицк.

Хронологические рамки – 1784-1785 годы.

Объект исследования – деятельность учёного Андрея Тимофеевича Болотова по созданию

Предмет исследования – процесс создания Богородицкого парка А.Т.Болотовым.

Цель работы – всестороннее исследование проблемы, связанной с организацией Богородицкого парка.

Задачи исследования :

1) Систематизировать информацию по основным этапам жизни А.Т. Болотова;

2)Воссоздать наиболее полную картину о работе А.Т. Болотова по созданию Богородицкого парка, акцентируя внимание на 1784 и 1785 годы.

Методы исследования достаточно традиционны и основаны на принципах объективности, историзма, систематизации материала.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что собранный материал может быть использован для работы профессионального историка и в культурно-просветительной деятельности.

Глава 1        

Краткая биография А.Т.Болотова

Данная глава основана на материалах Земледельческого журнала. Издательство Императорского Московского общества сельского хозяйства, Университетская типография, Москва, 1838 год, №5.

Детство и юность

Андрей Тимофеевич Болотов(1738-1833) – писатель, мемуарист, философ-моралист, учёный, ботаник и лесовод, один из основателей агрономии и помологии в России.

Родился 7(18) октября 1738 года в своём родовом селе Дворянинове Алексинского уезда Тульской губернии. Умер 3 октября 1833 года там же.

До 12 лет жил с отцом, который служил полковником в архангелогородском полку. В этот полк десятилетний А.Т. Болотов был зачислен каптенармусом.[1] Отец сам преподавал сыну немецкий и французский языки, арифметику и географию. На тринадцатом году А.Т. Болотова отправляют в Петербург в пансион одного француза, где он проучился всего несколько месяцев. На четырнадцатом году А.Т. Болотов потерял отца, умершего в Выборге, где квартировал в то время архангелогородский полк. После смерти отца, А.Т. Болотов, будучи уже сержантом, по малолетству, был уволен в отпуск в деревню, где прожил до 16-ти лет и потеррял мать, умершею в 1753 году. В деревне А.Т. Болотов изучал географию, историю, геометрию, фортификацию, упражнялся в рисовании. Когда отпуск закончился, А.Т. Болотов отправился в полк, который находился тогда в Эстляндии.

Военная деятельность

В 1756 году вступает в службу девятнадцатилетним офицером, в чине подпоручика. Когда началась семилетняя война, отправляется с полком в поход и участвует в сражении при Гросс-Егерсдорфе. В 1757 году, когда русские войска заняли Пруссию, А.Т. Болотов был отправлен для караульной службы в Кёнигсберг. Вскоре А.Т. Болотов был назначен там письмоводителем кёнигсбергской каморы, так как хорошо знал немецкий язык. По прибытии генерала Корфа, на которого было возложено управление кенигсбергским королевством, А.Т. Болотова прикомандировали к нему в качестве переводчика официальных бумаг, поступающих в канцелярию на немецком языке. Эту должность А.Т. Болотов занимал и при генерале-губернаторе Суворове, преемнике Корфа. Периодически А.Т. Болотов нёс обязанности адьютанта при Корфе и Суворове. За время службы в Пруссии А.Б. Болотов получил чин поручика. В свободное от службы время А.Т. Болотов продолжал свои частные занятия, познакомился со многими из профессоров кёнигсбергского университета, брал у них книги и слушал лекции, особенно знаменитого в то время профессора философии Крузиуса. В канцелярии он всегда имел при себе книги и краски для рисования. Когда скончалась императрица Елизавета Петровна и на престол вступил Пётр III, А.Т. Болотов покинул Кёнигсберг и поступил адьютантом к Корфу, назначенному санкт-петербургским генерал-полицеймейстером. В этой должности А.Т. Болотов находился практически до вступления на престол Екатерины II. Незадолго до этого, по указу Петра III, у всех не командующих генералов были отобраны штаты и А.Т. Болотов должен был, оставаясь на службе, отправиться в свой полк в Силезию, однако, предпочёл науку военной службе и вышел в отставку в чине капитана, поселившись в своём родовом имении.

Сельская жизнь

В деревне Андрей Тимофеевич занимается сельским хозяйством и наукой. По разнообразным руководствам иностранных авторов А.Т. Болотов изучает все отрасли сельского хозяйства, записывает собственные наблюдения. Занимается педагогическими и этическими вопросами. Издаёт книги по философии, этике, педагогике.

В деревне А.Т. Болотов пребывает в течение двенадцати лет и в это время начинает сотрудничать с Вольным экономическим обществом. Данное общество приглашало сельских хозяев отвечать на разнообразные сельскохозяйственные вопросы, А.Т. Болотов воспользовался этим. Он написал на заданные вопросы ответы, которые были приняты и помещены в «Трудах» общества.

В дальнейшее А.Т. Болотова принимают в члены общества и продолжают печатать его статьи, которых со временем набралось огромное количество. На их основе вполне можно было бы составить сельскохозяйственную энциклопедию. Из всех отраслей сельского хозяйства А.Т. Болотова наиболее интересовало садоводство. В своём имении Андрей Тимофеевич занимался разведением садов. С течением времени у него образовалась замечательная библиотека из книг по естествознанию и сельскому хозяйству, большую часть которых он приобрёл ещё в Пруссии.

Когда понадобился опытный управляющий Киясовской волостью, купленной императрицей Екатериной II, князь С.В. Гагарин, по рекомендации Вольного экономического общества, предложил А.Т. Болотову сначала описать эту волость, а затем и управлять в ней. Андрей Тимофеевич более 23-х лет управлял волостями императрицы, сначала Киясовской, а позже ещё и Богородицкой и Бобриковской. За труды по управлению А.Т. Болотов был удостоен Высочайшего благоволения и награждён чином коллежского асессора.

В это время А.Т. Болотов приступает к изданию своих сочинений: оригинальных и переводных. Андрей Тимофеевич начинает издавать свой сельскохозяйственный еженедельный журнал «Сельский житель. Экономическое в пользу сельских жителей служащее издание», который издавался в 1776 и 1779 годах. В 1780 году Н.И. Новиков, издававший тогда «Московские ведомости», предложил А.Т. Болотову для каждого номера газеты составлять по одному печатному листу под названием «Экономический магазин». Андрей Тимофеевич принял это предложение и сотрудничал с «Московскими ведомостями» в течение 10 лет, с1780 по 1790 годы, опубликовав там около 4000 статей. Единственным постоянным помощником А.Т. Болотова был его сын, который занимался переписыванием набело. Из десятилетнего издания «Экономический магазин» составилась целая энциклопедия в 40 томов. В заглавии этого сочинения говорилось, что оно есть «собрание всяких экономических известий, опытов, открытий, примечаний, наставлений, записок и советов, относящихся до земледелия, скотоводства, до садов и огородов, до лугов, лесов, прудов, разных продуктов, до деревенских строений, домашних лекарств, врачебных трав и до всяких нужных и неизбежных городским и деревенским жителям вещей».

В 1871 году Андрей Тимофеевич опубликовал в «Экономическом магазине» статью «Ботанические примечания о классах трав», в которой изложил систему растительного мира согласно классам Линнеевской системы. Эта статья считается первым российским трудом по систематике растений.

По кончине императрицы Екатерины II, собственные волости Её Величества были пожалованы графу Бобринскому. А.Т. Болотов отказался от управления ими, вернулся в свою деревню и принялся за литературные и сельскохозяйственные труды.

Андрей Тимофеевич почти безвыездно проживал в своём Дворянинове. Только в 1803 году он пробыл по делам в Петербурге 11 месяцев. Здесь А.Т. Болотов познакомился с членами Вольного экономического общества и участвовал в его еженедельных собраниях. За услуги, оказанные сельскому хозяйству, общество присудило Андрею Тимофеевичу золотую медаль и о его трудах довело до сведения государя. Император пожаловал А.Т. Болотову бриллиантовый перстень.

Ещё раньше в 1797 году Андрей Тимофеевич был избран почётным членом королевско-саксонского Лейпцигского экономического общества, а в 1820 году почётным членом Императорского московского общества сельского хозяйства, за постоянное участие в его трудах. В специальном органе этого общества –«Земледельческом журнале» – А.Т. Болотов ряд статей по садоводству.

Скончался в Дворяниново, не дожив трёх дней до своего 95-летия, и был похоронен на кладбище села Русятино ( Заокский район Тульской области).

Глава 2

Основные направления деятельности А.Т. Болотова по созданию Богородицкого парка

1784 год

Зимой 1784 года, будучи уже управителем в Богородицке, Андрей Тимофеевич приступает к изучению недавно купленных книг. Особенно его заинтересовали книги Гиршфельда по садоводству. В своих «Записках» Болотов напишет: «Я, начавши оныя читать, не выпустил их почти из рук, покуда не прочёл оных»[2]. Работы Гиршфельда совершенно изменили взгляды Андрея Тимофеевича на устройство садов и парков. До этого времени А.Т. Болотов был приверженцем регулярных садов, однако, теперь стал сторонником иррегулярных или натуральных садов. Андрей Тимофеевич сразу же загорелся идеей создания такого сада. В это время богородицкий наместник предлагает А.Т. Болотову разбить сад возле дворца и Андрей Тимофеевич незамедлительно соглашается. Сам он охарактеризует этот период как «важнейший и многодельнейший труд во всё моё пребывание в Богородицке»[3].

В начале апреля А.Т. Болотов приступает к работе. Прежде всего он исследует берега и возвышения возле большого дворцового пруда. Андрей Тимофеевич изучает буквально каждый метр земли и уже представляет, где будут расположены каменные насыпи, широкие и узкие дороги и дорожки, мостики, «разные садовые здания и отдыхальницы»[4], делает зарисовки будущего парка.

Как только земля начала высыхать, Андрей Тимофеевич непосредственно начал работы. Над созданием парка трудилось «множество работных людей»[5]. Они сравнивали и раскапывали бугры и горки, рыли углубления для водоёмов, делали набережные, прокладывали дороги, возили деревья, камни для отделки. В это время А.Т. Болотов начал работать над созданием водовода, т.к. хотел, чтобы в создаваемом парке были «разныя водяные украшения»[6]. Андрей Тимофеевич планирует создать не только большие и маленькие водоёмы, но и водостоки. Затруднение состояло в том, что поблизости не было водных источников, кроме одного, вытекающего из горы и расположенного на довольно большом расстоянии от сада. Кроме того, этот источник был низко расположен, а значит вода, если бы и попадала в парк, то в очень небольшом количестве. Тогда А.Т. Болотов решается на смелый шаг – поднять этот источник искусственно, что и успешно делает. Позднее он напишет об этом в «Экономическом магазине».

Андрей Тимофеевич продолжает работать над водоводом. Недалеко от парка он находит голубую глину, которой обмазывают дно и бока водовода. Так появляется желаемая конструкция.

Далее А.Т. Болотов приступает к не менее интересному делу. В одном месте крутой берег пруда, после того как с него сняли верхний слой, оказался необычным в плане своей структуры: он был песчаный, но песок настолько спрессовался и был к тому же пронизан жилками разных цветов, что больше походил на мрамор. Андрей Тимофеевич создаёт из этой горы имитацию развалин с несколькими входами, перилами, ступенями, остатками колонн, частью карниза, с несколькими дверьми и окнами. Неудивительно, что это чудо собирало вокруг себя множество людей, а иностранные путешественники признавались, что они нигде ничего подобного не видели.

В это же время идёт посадка деревьев. Так как весной посадить все растения не удалось, А.Т.Болотов продолжает посадку деревьев уже совершенно покрытые листвой. Таким образом, Андрей Тимофеевич мог уже посмотреть на парк в том виде, в каком он позднее предстал перед современниками.

В продолжение всей весны А.Т. Болотов был занят созданием парка. Всё своё время Андрей Тимофеевич проводил в работе: «…одна заря меня выгоняла из дому, а другая вгоняла, да и в самом деле я прихаживал или приезжал домой только что обедать»[7]. В это время у А.Т. Болотова появляется новое увлечение. При создании уже упоминавшихся развалин оставались ненужные глыбы, обрезки и куски цветного песка. Андрей Тимофеевич с сыном создавали из них различные фигурки: пирамидки, столбики. Из других обрезков выпиливали плоские тонкие четырёхугольные плитки дощечки разной величины. Так постепенно они создали целые коллекции цветных песков. Впоследствии академия посылала их в подарок кунсткамерам других государств.

В июне А.Т. Болотов не только окончательно завершает работу над уже упоминавшемся водоводом, но и сооружает ещё один. Из соседнего небольшого источника Андрей Тимофеевич перехватывает воду и подводит её непосредственно к дворцу, причём на таком возвышении, что можно было перед самым дворцом сделать водоёмы, а также украсить ими ближайшие места к дому. Кроме того, в это же время А.Т. Болотову приходит идея о создании в саду «новаго рода обманных украшений»[8], которые впоследствии стали необыкновенно знаменитыми и привлекали к себе внимание многих известных людей. Впоследствии Андрей Тимофеевич сделает такие же «украшения» у себя в Дворяниново.

В середине июня А.Т. Болотов создаёт первое «украшение». Недалеко от того места, где Андрей Тимофеевич вёл водовод, около пруда находилась «крутая и почти в утёс осыпь»[9]. Из этой «осыпи» А.Т. Болотов решил сделать такое «обманное украшение»: нарисовать на ней «в проспективическом виде» [10]имитацию развалин или часть старинного монастыря с башенками и воротами, каменными стенами и окошками. Так как данная «осыпь» находилась за полтора километра от дворца и была хорошо видна за прудом с дороги, Андрей Тимофеевич выбрал на этой дороге место, с которого «осыпь» лучше всего была видна и из этого места и «изобразил картину сию в проспективическом виде»[11] так, чтобы для каждого проезжающего здесь она казалась старинным разрушающимся зданием. В ходе работы А.Т. Болотов задался вопросом: каким образом изобразить данную картину так, чтобы она была видна из-за пруда на таком большом расстоянии. Как пишет Андрей Тимофеевич «к тому потребна была особая выдумка»[12]. Однако вскоре А.Т. Болотов решил эту проблему: Андрей Тимофеевич велел навозить к «осыпи» белых драниц(колотые или щипаные тонкие деревянные дощечки) и узкого кровельного тёса и с их помощью изобразить очертания ворот, стены, видимых за ней верхушек зданий и башенки. После этого А.Т. Болотов поехал за пруд на дорогу и с намеченного места осмотрел изображённый драницами рисунок. С помощью изготовленной им трубы Андрей Тимофеевич указывал находящимся за прудом людям, как надо переложить или поправить дощечку так, чтобы изображение как можно больше походило на настоящее старинное здание. Затем А.Т. Болотов вновь вернулся к месту работы и велел срывать землю под драницами и засыпать эти места белым, жёлтым песком и известью. Те места, которые были отведены под крышу, закладывали сплошь кирпичным щебнем, имитирующим черепицу, а «ворота» и «окна» засыпали углём. После завершения работ Андрей Тимофеевич снова поехал на дорогу – взглянуть на своё творение. В мемуарах он отметит:«…она так натурально походила на настоящее здание, как нельзя было лучше, и обманывало зрение наисовершеннейшим образом»[13].

Для работы по созданию «обманного здания» понадобилось три дня и несколько человек рабочих, при этом она не потребовала никаких денежных затрат.

Немного раньше А.Т. Болотов соорудил в саду множество ручейков с мостиками, водостоков с шумом, производимым водой, а также пруды.

Ещё одно «украшение», созданное Андреем Тимофеевичем, о котором невозможно не упомянуть – «дерновая улитка». После создания одного из водоёмов, осталось много ненужной земли, и А.Т. Болотов решил соорудить из неё эту самую улитку. «Сюрприз» данного «украшения» заключался в следующем: рядом с улиткой находился шлюз, расположенный у небольшого водоёма. Когда этот шлюз открывали, вода из водоёма перетекала к улитке, обливала её и заполняла углубление вокруг неё. Это углубление было не глубокое, но довольно широкое и перескочить через него было невозможно. Стоит ли говорить о том, какое впечатление это производило на людей, оказавшихся на этой улитке. Для того, чтобы гости могли перейти через образовавшийся ручей, через него перекладывали широкую доску.

Между большим главным водоёмом и большим прудом находилась набережная плотины, усаженная молодыми деревьями. В саду было много островков, сделанных при помощи уже упоминаемого водовода. На одном из таких островков была высажена берёзовая роща.

Следует отметить, что Андрей Тимофеевич начертил подробный план создаваемого парка, в котором всё было выверено до метра, однако, как говорил он сам: «Тут советоваться надобно с самим натуральным положением места и не то делать, что бы хотелось, а то, что самое местоположение надоумит и к чему удобнее и способнее быть месту, да и назначать все сцены, сообразуясь не с планом, а с проспективическими и ландшафтными рисунками, сделанными предварительно с воображением их в таком виде, какой должны они получить по своей отделке и по возрасту всех насаждений»[14]. То есть, А.Т. Болотов, при создании парка, мог не строго придерживаться своих чертежей, а действовать в соответствии с местностью, ландшафтом, общей картиной. Создавал он эту общую картину следующим образом: Андрей Тимофеевич изготовлял своего рода рисунки. При помощи драниц, соломенных верёвок и перьев Болотов обкладывал и обводил те места, которые должны быть засажены лесом, представлял, как это место будет выглядеть и чем ещё его можно разнообразить. Таким образом, Андрей Тимофеевич изготавливал макеты будущих мест в парке. Причём, как отмечали современники, это был «…совсем новый род искусства…»[15].

А.Т. Болотов создал в парке множество беседок и разнообразных зданий, идеи которых заимствовал из работ Гиршфельда.

Ещё одним украшением парка была церковь. Современники восхищались её внутренним убранством. Особенно поражали воображение полупрозрачные вазы, расположенные напротив окон. Они были покрыты золотом и расписаны, а прорези в них содержали раскрошенную слюду. Сделано это было для того, чтобы вечером, когда сзади них зажигали свечи, они давали отблески по всей церкви, создавая своеобразную иллюминацию. Необыкновенным по красоте был украшенный алтарь. Церковная утварь, богатые сосуды, крест, Евангелие – всё это принесли в церковь прихожане.

Неподалёку от церкви находился пруд, в котором Андрей Тимофеевич развёл карпов. Как отмечали современники, карпы водились в нём в огромном количестве.

В парке находилась старая погребная яма, которую А.Т. Болотов использовал для создания очередной «затеи». Андрей Тимофеевич собирался сделать из этой ямы подземный грот, совершенно не заметный снаружи. Рядом с ямой находился бугор, на котором Андрей Тимофеевич намеревался воздвигнуть ротонду. Плотники срубили из брёвен просторный четырёхугольный сруб, при этом выгребную яму пришлось ещё сильнее раскопать, чтобы этот сруб поместился в ней полностью и ещё осталось место для возведения над ямой дубового купола в виде восьмиугольника. Сверху планировалось покрыть купол землёй и устлать дёрном, чтобы всё сооружение казалось лишь маленьким холмиком, на котором помещалась бы мраморная статуя на пьедестале. А.Т. Болотов планировал сделать пьедестал пустым и стеклянным, чтобы «он служил лампадаю над гротом и впускал сквозь себя сверху свет в него»[16].

Грот был сделан в течение недели, и Андрей Тимофеевич занялся внутренним его украшением. Планировалось сделать в нём два входа: один со стороны города, возле небольшого водоёма в полугоре, другой – с боку. Входы А.Т. Болотов решил обложить камнями, чтобы они выглядели как можно натуральней.

После того как прорыли два входа, их обложили камнями разных цветов и величины, сверху сделали дубовые навесы и так же обложили камнями. Таким образом получились каменные своды.

Земле, выкопанной из ямы и рвов, Андрей Тимофеевич тоже нашёл применение. Этой землёй, возвысили бугор, предназначавшийся для ротонды. С трёх сторон возвышение обложили камнями разной величины. Теперь ротонда казалась бы стоящей на мысе крутой каменной горы и , как писал Андрей Тимофеевич, «имела более пышности и великолепия».

В парке была построена круглая беседка или павильон, к которому подходила вода одного из созданных А.Т. Болотовым водоёмов. От этой беседки был построен каменный каскад, который располагался по крутизне горы и заканчивался внизу возле входа в песчаные пещеры, которые были украшены каменными воротами. Таким образом, гости, выходившие из пещеры в сад могли наблюдать данный каскад и слышать шум, производимый водой, стекающей с разных высоких водостоков одновременно.

Эта «затея» стоила Андрею Тимофеевичу многих трудов, так как для каскада нужно было привезти очень много камней и из них соорудить гору с множеством ущелий и неровностей, по которым с шумом должна была стекать вода из водоёма, расположенного выше.

Между тем. А.Т. Болотов продолжал работу над гротом. Внутри него все углы отгородили досками таким образом, что грот приобрёл форму восьмиугольника и внутри. Внутри грот был отделан лещедью(колотый камень). В отгороженных местах сделали круглые углубления – ниши, в которых посетители могли присесть и отдохнуть, а в своде срубили маленький четырёхконечный лантерн(небольшая башенка на вершине купола, проемы которой являются источником верхнего света для подкупольного пространства) и поставили на него мраморную статую. Через лантерн в грот поступал свет. Но этого было не достаточно и А.Т. Болотов поставил стеклянные двери, а на противоположных стенах прикрепил фальшивые двери, но вместо стёкол вставил зеркала. Поэтому входившие в грот люди, видя своё же отражение в зеркале, расположенном напротив них, думали, что в гроте ещё есть люди, часто снимали шляпы и кланялись, чем вызывали смех остальных посетителей. Кроме того, из-за зеркальных дверей человеку, находящемуся посередине грота, казалось, что в нём расположено несколько комнат. На этом украшение грота не закончилось. Все стены и свод внутри были оштукатурены, под куполом сделан карниз. Кроме того, стены, ниши и карниз украсили вставками из позолоченных и посеребренных ракушек. А посеребренные ракушки ещё и раскрасили лаком, и они казались перламутровыми. В нишах и карнизе из ракушек сделали фестоны. Также стены и свод были усыпаны песками, слюдой, мелким бутылочным стеклом, так что «…грот…составился сущею великолепною и такою игрушкою, что, вошед в него, засмотреться было можно»[17]. В лантерне поместили зеркала таким образом, что в них был виден весь город и местность возле пруда. Как писал Андрей Тимофеевич: «…весь грот сделался через всё сие таким, что не стыдно б ввести в него было хотя бы самого Государя»[18].

Следует отметить, что зачастую разного рода работу выполнял сам А.Т. Болотов. Так вместе с сыном они раскрасили тысячи ракушек для украшения грота. Работы по созданию и обустройству грота были окончательно завершены к двадцатому сентября.

В то время, пока Андрей Тимофеевич трудился над гротом, по его указаниям шли другие многочисленные работы в парке: отделка песчаной пещеры и горы, маскируемой под развалины; строительство каменного павильона; отделка самого большого нижнего водоёма, дно которого из-за рыхлости земли, устилали пластами синей глины; воздвижение и покраска ротонды, а также А.Т. Болотов определил новые места для посадки деревьев, которая должна была начаться осенью.

В конце сентября Андрей Тимофеевич принялся за работу по созданию лабиринта в парке. Стены лабиринта представляли собой посаженные плотно друг к другу кустарники. В центре лабиринта насыпали курган, на который поместили статую на пьедестале. Лабиринт просуществовал два или три года, после чего А.Т. Болотов посадил на его месте небольшой лес.

В это же время Андрей Тимофеевич создаёт «пронизочные картины и щиты»[19], пропускающие солнечный свет и тем самым создающие иллюминацию в помещении.

Таким образом, в течение 1784 года были проведены следующие работы в парке: созданы два водовода, песчаная гора, т.н. «развалины», «обманное здание» в виде разваливающегося замка, «дерновая улитка», подземный грот, каменный каскад, лабиринт, ротонда, а также многочисленные беседки, островки, пруды, ручейки, мостики. Кроме того, за год было посажено несколько тысяч фруктовых и диких деревьев и кустарников.

1785 год

Весной 1785 года А.Т. Болотов продолжил посадку яблонь, груш и других плодовых деревьев в саду.

В середине весны Андрей Тимофеевич создаёт ещё два «обманных здания». Для этого он использует насыпи. Из одной создают подобие огромной развалившейся башни с несколькими пристройками, из другой – садовый домик или большой павильон.

В мае А.Т. Болотов завершает отделку «обманных зданий», каскада, каменной беседки, нижнего большого водоёма, в середине которого насыпали островок, на котором поставили статую. Завершаются работы по расписыванию ротонды, расширению большого водовода, дно которого выложили плитами и камнями. Идёт работа по созданию новых водоводов, фонтана. В это же время посадили более тысячи диких и плодовых деревьев, кустарников.

В середине июня Андрей Тимофеевич создаёт ещё одно здание. В парке на небольшой возвышенности возводят подобие триумфальных ворот, будто бы начинающих разваливаться, с двумя комнатами по обеим сторонам. Из одной комнаты сделали беседку для отдыха, а из другой – каменную купальню, при этом вся работа заняла всего неделю. В скором времени обнаружилась удивительная особенность этого здания: находясь на определённом от него расстоянии и выкрикнув какое-либо слово, можно было услышать через несколько секунд чёткое эхо. При этом, если человек перемещался и выкрикивал слова с другого места, эха не было слышно.

В парке также были т.н. «меланхолическая» и «смеющаяся» сцены. «Меланхолическая сцена» выглядела следующим образом: само место было окружено густым лесом, в центре площадки, на небольшом холмике, находилась чёрная пирамида с белыми надписями, напоминающая надгробие. Эту сцену сменяла следующая – «смеющаяся». Она выглядела совершенно иначе: лужайка, простирающаяся от самого низа горы до её верха, в конце, на горе, стоял каменный круглый павильон. В некотором отдалении была видна ротонда. Слева был виден нижний главный водоём, с небольшим островком посередине, на котором возвышался мраморный бюст на пьедестале, чуть ниже – другой островок с берёзовой рощей.

В парке имелась деревянная скамья. Она выделялась тем, что её спинка представляла собой огромный щит, на верху которого был изображён мальчик, спящий на книгах. Сама же скамья была раскрашена под камень.

Летом 1785 года в парке были посажены ещё несколько аллей, в саду –фруктовые деревья.

Таким образом, в течение 1784-1785 гг. А.Т. Болотов создал парк, не знающий аналогов, в котором воплотил все свои основные затеи. Парк, который был, может быть, главной его гордостью.

Заключение

Главный результат богородицкого периода деятельности Андрея Тимофеевича Болотова – созданный им замечательный парк.

Пруды, каналы, искусственные каскады-водопады, украшавшие данный парк, так же как и необычные беседки, гроты, другие различные «затеи» сделали его уникальным в своём роде. Парк был широко известен не только в Росси, но за рубежом. Его посещало огромное количество людей, желающих полюбоваться на многочисленные замысловатые сооружения. Андрей Тимофеевич писал: «Не было бы ни мало постыдно для нас то, когда б были у нас сады ни английские, ни французские, а наши собственные и изобретённые самими нами, и когда бы называть их стали Российскими.» Так вот богородицкий парк – это самый что ни на есть «Российский сад», созданный великим российским учёным.

Список источников и литературы

  1. Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб, 1872, Т. 3. письмо 219, С. 1193.
  2. Земледельческий журнал. Издательство Императорского Московского общества сельского хозяйства, Университетская типография, Москва, 1838 , №5.
  3. Экономический магазин, часть XXVII, Москва, Университетская типография Н.Новикова, 1786.
  1. Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793, Т 3, письмо 219, с 1193,- СПб. 1872 г.
  2. Земледельческий журнал. Издательство Императорского Московского общества сельского хозяйства, Университетская типография, Москва, 1838 год, №5.
  3. Экономический магазин, часть XXVII, Москва, Университетская типография Н.Новикова, 1786 г.

[1] Земледельческий журнал. Издательство Императорского Московского общества сельского хозяйства, Университетская типография, Москва, 1838 год, №5.

[2] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т .3. письмо 216, С. 1137.

[3] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т .3. письмо 216, С. 1137.

[4] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т. 3. письмо 216, С. 1138.

[5] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т. 3. письмо 216, С. 1138.

[6] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т. 3. письмо 216, С. 1139.

[7] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб, 1872,Т. 3. письмо 217, С. 1145.

[8] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т .3. письмо 217, С. 1147.

[9] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т .3. письмо 217, С. 1148.

[10] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т .3. письмо 217, С. 1148.

[11] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т .3. письмо 217, С. 1148.

[12] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т .3. письмо 217, С. 1148.

[13]Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т .3. письмо 217, С. 1149.

[14] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т .3. письмо 217, С. 1163.

[15] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т .3. письмо 217, С. 1169.

[16] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т .3. письмо 217, С. 1179.

[17] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т .3. письмо 217, С. 1190.

[18] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т .3. письмо 217, С. 1191.

[19] Болотов А.Т.Жизнь и приключения А.Болотова описанные самим им для своих потомков 1738-1793.СПб,1872, Т .3. письмо 217, С. 1193.

[20] Копии взяты с сайта Богородицкого дворца-музея http://palace-museum-park.org/

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top