Бондарь В.В.
Мало кто в нашей стране на данный момент не знает, что к началу 1941 года руководство СССР имело исчерпывающие данные о планах нападения Фашисткой Германией на территорию СССР, к весне 1941 внешней разведкой Советского Союза называлась так же точная дата нападения. Однако руководство Советского союза и лично Сталин надеялись оттянуть начало войны до 1942 года – года завершения реформирования РККА. К июню 1941 года Ген. Штаб обладал данными о сосредоточении армий Вермахта у границ СССР, известны было и какие именно армии стянуты к границе, а так же были известны точные места нахождения штабов данных армий. Эту информацию целесообразно было использовать для нанесения упреждающего удара. Руководство страны опасалось провокаций со стороны немецких войск, а так же вероятно не желало снова стать агрессором в глазах других стран, как это было во время Советско-Финской войны, захвата Прибалтики и западных территорий Белоруссии и Украины. По этим причинам в приграничных военных округах не был установлен режим постоянной боевой готовности. Однако меры по усиленной охране границ все-таки были приняты, подкрепления в режиме исключительной секретности должны были быть стянуты к советско-германской границе к началу июля.
Позволяли ли такие действия оттянуть начало Великой Отечественной Войны? Проведя анализ последних данных по деятельности разведок СССР и Германии в предвоенный период, мы можем попробовать ответить на этот вопрос.
Для начала рассмотрим разведывательную деятельность Абвера – военной разведки III рейха, направленную против Советского Союза. Деятельность Абвера в отношении СССР можно разделить на 3 составные части:
I. Воздушная разведка и аэрофотосъемка
II. Разведывательная деятельность
III.азведывательно-диверсионная деятельность
Рассмотрим эти составные части подробнее:
I. Воздушная разведка и аэрофотосъемка:
― 1937 год: эскадрилья особого назначения «Ровель» приступает к разведывательным полетам над территорией СССР на большой высоте долетая до Крыма и предгорий Кавказа.
― 1939 год март — апрель: Базирующаяся в Будапеште эскадрилья особого назначения «Ровель» совершает разведывательные полеты над территорией СССР, в регионе Киев — Днепропетровск — Житомир — Запорожье — Кривой Рог — Одесса.
― 1940 год: эскадрилья особого назначения «Ровель» увеличивает число разведывательных паллетов над территорией СССР. Цель воздушной разведки — сбор информации о местоположении советских промышленных объектов, составление навигационных схем сети автомобильных дорог и рельсовых путей (мостов, железнодорожных узлов, морских и речных портов), получение сведений о дислокации советских вооруженных сил и строительстве аэродромов, пограничных укреплений и долговременных позиций ПВО, казарм, депо и предприятий оборонной промышленности. 28 апреля: С аэродрома Бордуфос в Северной Норвегии самолеты-разведчики эскадрильи особого назначения «Ровель» ведут аэрофотосъемку северных территорий СССР. 18 декабря: С финских авиабаз эскадрилья особого назначения «Ровель» ведет активную воздушную разведку в промышленных регионах СССР (Кронштадт, Ленинград, Архангельск и Мурманск).
II. Разведывательная деятельность:
― 1935 год: Абвер приступает к созданию опорных пунктов в Венгрии, Болгарии, Румынии, Турции, Иране, Афганистане, Китае и Японии для ведения диверсионно-разведывательной деятельности против СССР.
― 1936 год: Начало переговоров руководства Абвера и контрразведки Эстонии об обмене разведданными по СССР.
Июнь: Абвер получает официальное разрешение эстонского правительства на размещение диверсионно-разведывательных баз на эстонской территории вдоль границы с СССР.
― 1939 год: Абвер дает указание ориентировать спецслужбы Эстонии на сбор информации о численности и типах самолетов советских ВВС.
Октябрь: На новой советско-германской границе вплоть до середины 1941 Абвер оборудует посты радиоперехвата и активизирует агентурную разведку (в частности создание дополнительной службы наблюдения и сбора информации в Тересполе, расположенном напротив Бреста по другую сторону Буга). По заданию варшавского отделения Абвера агенты Симон и Хапке пересекают польско-советскую границу в целях получения информации о плотности, оснащенности и боеспособности пограничных войск Красной Армии.
III. Разведывательно-диверсионная деятельность:
― 1937 год: Абвер привлекает Организацию Украинских Националистов для ведения подрывной деятельности в СССР.
― 1938 год: Абвер начинает заброску диверсионно-разведывательных групп при помощи эстонской разведки. На территории Германии Абвер начинает вербовку агентов среди украинских эмигрантов. Создание лагерей по обучению диверсантов для акций в России.
― 1939 год: Абвер делает первые шаги по подготовке антикоммунистического восстания на Украине при помощи добровольце ОУН. Происходит заброс в пограничную зону СССР диверсантов ОУН, большую часть которых обезвреживают сотрудники НКВД СССР.
― 1940 год: Абвер создает «Украинский легион» и батальон «Украинские воины». До мая 1941 НКВД Литовской ССР обезвредил 75 диверсионно-разведывательных групп абвера. С декабря 1940 по март 1941 НКВД СССР ликвидирует 66 опорных пунктов и баз абвера в пограничных районах. За 4 месяца были арестованы 1 596 агентов-диверсантов.
― 1941 год 11 июня: Абвер забрасывает 6 агентов-парашютистов на территорию Украины с заданием подорвать участки железнодорожной ветки Столпуново — Киев в ночь с 21 на 22 июня. Операция срывается.
Эти данные свидетельствуют о постепенном усилении Советского направления в деятельности Абвера с 1935 по 1941 года. Эти разведывательные операции не остались не замеченными органами НКВД – большая часть разведгрупп Абвера была захвачена или уничтожена.
Кроме информации полученной советской контрразведкой руководство страны владело данными внешней разведки.
Только с сентября 1940 по июнь 1941 г. было получено около 30 ценных документов по планам и намерениям гитлеровского режима в отношении нашей страны от заслуживающих доверия источников (Красная Капелла).
Так, 26 сентября 1940 г. в Центр было направлено следующее сообщение: " В начале будущего года Германия начнет войну против СССР. Предварительным шагом... будет военная оккупация Румынии, намеченная на ближайшее время".
С января 1941 г. и до нападения гитлеровской Германии на СССР внешняя разведка направила политическому руководству страны не менее ста разведывательных сообщений, в которых говорилось, что Германия развяжет войну в первой половине 1941 года.
12 апреля 1941 г. в Центр сообщалось, что во всех немецких официальных инстанциях вопрос о военном выступлении против СССР считается решенным.
Наконец, 16 июня 1941 г. Москва получила донесение " Все военные мероприятия Германии по подготовке вооруженного выступления против СССР полностью закончены и удар можно ожидать в любое время".
Если в начале 1941 года еще существовали какие-то сомнения в отношении планов Гитлера, то уже к весне у руководства 1-го управления НКВД (внешняя разведка) сложилось твердое убеждение в неизбежности войны в текущем году.
Кроме данных внешней разведки и контрразведки Ген. Штаб получал донесения пограничников и войсковой разведки. Так уже 18 июня 1941 года Генеральный штаб располагал точными данными о расположении немецких армий на приграничной территории. Командующими приграничных армий и полков Прибалтийского особого военного округа направили в общей сложности более 9000 сообщений о нарушении государственной границы с 15 по 21 июня 1941 года.
Реакция руководства армии все же последовала. 22 июня 1941г. в 2 часа 25 минут командующим войсками приграничных военных округов был отправлен приказ подписанный народным комиссаром обороны С. К. Тимошенко и начальником Генерального штаба Г. К. Жуковым в котором говорилось о возможности нападения Вермахта, запрещалось открывать огонь первыми, ночью должны были быть заняты укрепленные и огневые точки на границе, к утру на полевых аэродромах необходимо было сосредоточить все доступные воздушные суда, все части должны были приведены в боевую готовность. Несомненно, приказ включал все необходимые меры по повышению боеспособности приграничных округов, однако приказ был отправлен слишком поздно. Расшифровка данного приказа в армиях и полках был закончена за 10 минут, а в некоторых полках и после начала вторжения Немецкой армии.
Нерешительность руководства страны стоила нашей стране тысяч жизней солдат и граждан в первый же день войны. Безусловно попытка оттянуть момент начала войны была оправдана. Однако если бы приказ Народного комиссара обороны о возможности внезапного нападения немцев в течение 22-23 июня 1941 г. был отправлен на 3-4 часа раньше ход первых дней войны пошел бы по более благоприятному сценарию для Советской Армии.
Список использованной литературы
1. Донесения, разведсводки и приказы за 18-21 июня 1941 года http://bdsa.ru/documents/html/donesiune41/41061822.html -Боевые действия Красной Армии в Великой Отечественной войне
2. Оригинал: Mader, J. Hitlers Spionagegenerale sagen aus. — Berlin: Vlg. der Nation. 1970 Издание: Мадер Ю. Абвер: щит и меч Третьего рейха. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. (Хронология диверсионно-разведывательных операций абвера (из журнала боевых действий)) http://militera.lib.ru/research/mader/index.html - Военная литература
3. Внешняя разведка в предвоенный период (1935-1941) http://svr.gov.ru/history/stages.htm - Официальный Сайт СВР РФ
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»