Алламуратова Л.Х.
Одной из наиболее трагических страниц истории нашей страны являются сталинские репрессии 1929-1930 гг., 1937-1938 гг. и 50-х годов XX в. По подсчетам исследователей, в СССР до 15 млн. человек стали жертвами политики раскулачивания[1].Только после начала перестройки государство признало ошибочной политику насильственной коллективизации и раскулачивания крестьян.Данная работа посвящена истории раскулачивания зажиточных крестьян в Баймакском районе Башкирской АССР и их жизнь в спецпоселении Черемхово Иркутской области.
Сигналом к массовому поступлению на зажиточных крестьян в Башкирской АССР стало Постановление ЦК ВКП (б) от 30 января 1930 года «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации»[2].
Бюро Башкирского обкома ВКП (б) 8 февраля 1930 года приняло Постановление о категориях кулаков и порядок их репрессирования. Согласно данному документу все кулацкие хозяйства делились на три категории: I категория – контрреволюционный кулацкий актив, ведущий активную борьбу против советской власти. Их следовало арестовать, а имущество конфисковать в пользу государства. II категория – зажиточные крестьяне, которые оказывали пассивное сопротивление коллективизации. Они тоже лишались своего имущества и подлежали высылке из БАССР в северные и восточные районы СССР. III категория – все остальные зажиточные крестьяне, которых следовало лишить средств производства и расселить в спецпоселках на территории БАССР. Кулаками считали крестьян, имевших до 5 лошадей и 10 десятин земли в своем хозяйстве[3].
Краевед Р. Утягулов, изучив архивные документы, пришел к выводу, что в Баймакском районе самыми страшными были репрессии крестьянства. ОГПУ и НКВД старались перевыполнить план, поэтому стремились отправлять в лагеря многодетные семьи. При этом не учитывали возраст, могли сослать всех: от грудных детей до 100-летних стариков. Среди раскулаченных были семьи с 10-12 детьми[4]. К примеру, Ибрагим мулла из деревни Юлуково Баймакского района сослан с 80-летней матерью и 85-летним отцом. Одолев изнурительную дорогу в Сибирь, в комендатуре Черемхово они услышали: «Вы зачем привезли сюда этих стариков? Они нам здесь не нужны. Где мы их будем содержать, и чем будем кормить?»[5]. Таким образом, старикам разрешают вернуться обратно. Но у измученных долгой дорогой людей уже не было сил, и через два месяца их похоронили на чужой земле.
По итоговой сводке ГПУ из Баймакского района за пределы Башкирии было выселено 175 семей в составе 1008 человек. Из них: мужчины – 216 человек, женщины – 238 человек, детей – 554 человека[6].
По архивным данным, в поселение Черемхово отправлены из селений Баймакского района: IИткулово – 11 семей, Тавлыкаево – 12 семей, Чингизово – 6 семей, Гадельбаево – 4 семьи, Юлуково – 7 семей, II Иткулово – 5 семей, Мамбетово – 2, Баишево – 3, Кульчурово – 5, Буранбаево – 6 семей. Из 35 человек с. Буранбаево в Черемхово погибло 24, только 11 из них посчастливилось потом вернуться в Башкортостан[7].
В июне 1931 года Башобком и БашЦИК отправляют поздравительную телеграмму трудящимся Баймакского района за успешное завершение раскулачивания крестьян в их районе.План высылки раскулаченных в БАССР был выполнен, за что начальник ОГПУ БАССР М.С. Погребинский был награжден орденом Красного Знамени[8].
По Башкирии в 1931 году раскулачиванию подверглись 250 тысяч крестьянских хозяйств. 26 795 человек были отправлены в специальные поселения в районы Сибири и Севера, в соседний город – Магнитогорск[9].Спецпереселенцы из Башкирии в основном попали в далекий сибирский поселок Черемхово Иркутской области.
Путь в сибирский шахтерский город Черемхово Иркутской области был тяжелым. Вот как вспоминает Магруй Мухлисовна, ей тогда было 6 лет: «Из деревни на подводах нас привезли на железнодорожную станцию Сара, посадили в товарные вагоны. В вагоне – двухъярусные нары, набитые до отказа взрослыми и детьми. До сих пор оторопь берет от воспоминаний: ужасный голод и холод преследовали всю дорогу. Ехали 15 дней. Много было детей, стариков, больных, а умерших просто во время стоянок выбрасывали в случайные ямы»[10].
Жуткий случай был описан Варисом Татлыбаевым (дер. Татлыбаево) в его дневнике. Семья Рысмухаметовых была раскулачена и выслана из Башкирии вместе со 100-летней бабушкой. Совершенно слепая и глухая старуха не понимала, куда ее везут. От знойной жары она окончательно обессилила и умерла. Рысмухаметовы прятали тело дорогой матери и бабушки под солому, чтобы не увидели конвоиры и не заставили выбросить в какую-нибудь яму. Им удалось ее довезти до Черемхово, затем похоронить по-человечески.
По воспоминаниям, раскулаченных кое-как довезли до города Черемхово – маленький город с угольной шахтой, расположенный в 100 километрах от Иркутска. Первоначально жилья не было, поэтому приезжих поселили в казармы с трехъярусными нарами. До наступления зимы построили большие бараки. Скученность была большая, так как каждую семью обеспечили только одной комнатой.
Все взрослое население, включая и 15-17 летних подростков, работало на угольной шахте. Некоторые мужчины после окончания курсов каменщиков стали трудиться на стройке. Работа в шахте была тяжелая. Руководство предприятия, прежде всего, заботилось о выполнении государственного плана, чем об условиях труда и быта ссыльных шахтеров. Работа выполнялась вручную, а уголь поднимали вверх в вагонетках, запряженных лошадьми. Часто шахта обваливалась. Например, отец Фаузии Абдульмановны в 1943 году стал инвалидом в результате обвала шахты[11].
Спецпоселок представлял собой небольшой концентрационный лагерь во главе с комендантом. Никто из его жителей без разрешения не имел права покидать территорию поселка. Вплоть до 1947 года, ссыльные ежедневно, причем и муж, и жена, два раза в день (утром и вечером) должны были отмечаться в комендатуре.
Снабжение продуктами было организовано плохо, медицинское обслуживание первоначально практически отсутствовало. Тяжелый труд, голод, сибирские морозы вызывали массовую смертность детей.
В годы Великой Отечественной войны бывшие кулаки и их дети призывались в Красную Армию, сражались на фронтах против Германии и Японии. В то же время, Черемховская угольная шахта без перебоя, благодаря труду ссыльных, обеспечивала страну углем.
После войны, в 1948-1949 гг. в Черемхово из Украины привезли 3 эшелона семей бандеровцев. Их поселили в бараки раскулаченных. В каждую комнату ссыльных поселили еще одну бандеровскую семью. Как вспоминает Ф.Я. Ибрагимова: «Это было невыносимо тяжело и продолжалось еще несколько месяцев, пока для них не построили бараки»[12].
Многие украинские семьи после окончания срока ссылки не стали возвращаться на родину. Их дети, внуки до сих пор живут в Иркутской области.
После войны в Черемхово сослали семьи латышей, обвиненных в связях с фашистами. Их дети играли вместе с детьми раскулаченных, но в школе не учились, возможно, из-за незнания языка. В 1950 году латыши получили право возвращения, никто из них в Черемхово не остался.
В 1949 году в Черемхово привезли пленных солдат Японской армии. Они строили вагонное депо. Как вспоминают Ф.Я. Ибрагимова и Ф.С. Кадырова : «Мы, тогда молоденькие девушки, подходили к ним, когда не было конвоиров, обменивали буханку хлеба на цветные карандаши. Японские солдаты – тоже молодые, ждали нашего прихода и общения. Через 2-3 года их отправили домой»[13].
Таким образом, жертвам политической репрессии – раскулаченным крестьянам Башкортостана выпало немало тяжелых испытаний. Только после 1947 года комендатура в спецпоселке была ликвидирована, и жители получили право передвижения. Процесс возвращения на родину шел очень долго, вплоть до 80-х годов XXв. Только взаимная помощь и надежда возвращения помогли людям пережить те ужасные, трагические дни.
В городе Сибай Республики Башкортостан в данный момент живут живые свидетели – дети, внуки ссыльных раскулаченных из Баймакского района, которые разделили тяжелую участь своих родителей в ссылке. Это – Ибрагимова (Аллагуватова) Флюра Яхиевна, Кадырова (Акбулатова) Флюра Суфьяновна, Ярмухаметова (Сарина) Фаузия Абдульмановна, Вагапова (Утябаева) Магруй Мухлисовна, которые поделились своими тяжелыми воспоминаниями о жизни в спецпоселении Черемхово Иркутской области.
Ибрагимова (Аллагуватова) Флюра Яхиевна родилась в 1939 году в поселке Черемхово. Ее отец – Аллагуватов Яхъя Шагаргазиевич был раскулачен в 1931 году 17-летним парнем со своим отцом, матерью, братьями и сестрами из с. Карышкино Баймакского района. Он еще до выселения был помолвлен с девочкой Бибисафой – дочерью Сагитова Ахмадия из д. Мерясово. Сагитовы тоже были раскулачены, и эти две семьи встретились в одном спецпоселении – в Черемхово, где молодых поженили.
У Яхъи и Бибисафы родилось пятеро детей: Флюра, Венера, Рафаэль, Рамиль и Рафик. В 1961 году Флюра в возрасте 22 лет со своей подругой Флюрой Акбулатовой приезжает к родственникам отца в г. Сибай. Девушкам чистый, спокойный город понравился, поэтому они решают остаться. Вскоре они вышли замуж, стали работать. Флюра Яхиевна долгие годы работала диспетчером в ЗПОАТ, откуда вышла на заслуженный отдых. Вместе с мужем они вырастили 2-х детей. А ее родители в 1974 году тоже вернулись в родные края вместе с остальными детьми и поселились в Сибае.
Кадырова (Акбулатова) Флюра Суфияновна родилась в 1938 году в поселке Черемхово. Ее отец – Акбулатов Суфиян Шарифуллович из с. Юмашево Баймакского района был раскулачен в 1931 году в 18-летнем возрасте вместе с матерью и братьями. А дедушка – отец Суфияна – Акбулатов Шарифулла Кужахметович был духовным лицом, за что был репрессирован еще в 1930 году. Известно, что он содержался в Зилаирской тюрьме вместе с известным целителем и ясновидящим Мужавиром хэзрэтом, но оттуда не возвратился. Дальнейшая его судьба не известна.
Семья матери Флюры Суфияновны была раскулачены из Кигинского района Башкирской АССР. Ее отец с матерью поженились в Черемхово. У них родилось четверо детей. Но родители не смогли вернуться в Башкортостан, там и умерли. Из детей смогла приехать только Флюра Суфияновна. Как уже упоминалось, она в 1961 году вместе с подругой Флюрой Яхиевной приезжает в г. Сибай просто погостить и остаются жить. Флюра Суфияновна всю свою жизнь работала в Башкирском медно-серном комбинате, выполняла мужскую работу. В данный момент она находится на заслуженном отдыхе, живет с семьей сына.
Ярмухаметова (Сарина) Фаузия Абдульмановна родилась в 1937 году в поселке Черемхово. Отец – Сарин Абдульман Султанович был раскулачен в 1931 году вместе со своими родителями, братьями и сестрами из деревни Баймурзино Баймакского района БАССР. Ему тогда было всего 17 лет. А семья матери Фаузии Абдульмановны – Кагармановы, были раскулачены из села Идрисово Баймакского района. Но не суждено было Сариным вернуться на родину. Тяжелый и изнурительный труд на шахте расшатывает здоровье, не дожив до 60 лет, родители умирают. Из детей Абдульмана только Фаузия, с мужем Ярмухаметовым Абдуллой, в 1954 году приезжает жить в Сибай. Две ее сестры до сих пор живут в Иркутской области.
Утябаева Магинур Мухлисовна и Вагапова Магруй Мухлисовна раскулачены и высланы в Сибирь в 1931 году из деревни Буранбаево Баймакского района вместе с родителями, с четырьмя братьями и сестрами. Таким образом, семья в составе 8 человек оказалась в спецпоселении Черемхово. Магруй тогда было 6 лет, а Магинур – всего 1 год[14].
Их отец – Мухлис Суфиянович воевал на фронтах Первой мировой войны. В молодости он закончил медресе «Расулия» г. Троицка, затем учил детей в селах Буранбаево и Тавлыкаево Баймакского района. Для своего времени Мухлис Суфиянович был образованным, интеллигентным человеком, с передовыми взглядами на жизнь. Репрессирован как духовное лицо и как зажиточный крестьянин.
Но в ссылке семью Утябаевых постоянно сопровождают несчастья. Один за другим от голода, холода и трагических событий умирают пятеро детей. Не вынеся горя, в 1933 году уходит из жизни и их мать. В 1937 году Мухлиса Суфияновича внезапно арестовывают, обвиняют в близости с Заки Валидовым в годы Гражданской войны и осуждают на 10 лет лишения свободы. Наказание он отбывает в Севураллаге Свердловской области, откуда он был освобожден досрочно в 1940 году.
М.С. Утябаев забирает Магинур из детдома, Магруй – из интерната, и снова женится. На родину он вместе с Магинур смог вернуться только после 1947 года, когда всем спецпоселенцам дали разрешение уезжать. Дочь Магруй удалось отправить к родственникам в г. Баймак еще в 1942 г.
Магруй Мухлисовна в данный момент живет в Сибае, а сестра ее – Магинур Мухлисовна, долгие годы работала в Институте усовершенствования учителей в г. Уфе, откуда ушла на заслуженный отдых. Она сейчас ведет активную общественную работу по выявлению материалов о репрессиях и репрессированных, является активным членом Республиканской Ассоциации репрессированных. В 2009 году в башкирском издательстве «Китап» увидела свет ее книга под названием «Живая история»[15]. Она посвящена 70-летию большого политического террора, который был учинен большевиками в 1937-1939 гг.
Утябаев Мухлис Суфиянович до конца своих дней выполнял обязанности муллы в деревне Тавлыкаево. Этот скромный, умный человек пользовался большим авторитетом среди своих односельчан и родственников. Умер в 1970 году в возрасте 84 лет[16].
Итак, каждая репрессированная семья, потеряв близких, испытав голод, болезни и лишения, стремились вернуться в родные края. Но, к сожалению, не всем это удалось, многие умерли от непосильного труда, болезней. Только их дети и внуки смогли покинуть спецпоселения.
Таким образом, коллективизация крестьян нашей страны сопровождалась такими дикими способами. Кто орден получал, а кому-то – лагеря и спецпоселения.
Огромные испытания выпали на долю раскулаченных крестьян, особенно высланных в спецпоселения Сибири и Севера. Жестоко пострадали члены их семей – жены, дети, разделившие тяжелую участь в изгнании. Долгие годы они носили тяжкий крест врагов народа.
На примере жизни наших земляков в спецпоселении Черемхово Иркутской области можно сказать, что они не сломились от ударов судьбы, сохранили человеческое достоинство, сумели воспитать детей в духе любви к Родине.
Президиум Верховного Совета СССР 16 января 1989 года издал Указ, которым отменил внесудебные решения, вынесенные НКВД, коллегиями ОГПУ и особыми совещаниями НКВД – МГБ – МВД СССР.
18 октября 1991 года был принят закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Согласно данному Закону 30 октября был объявлен Днем памяти жертв политических репрессий.
В Республике Башкортостан в 1991 году создана Ассоциация жертв политических репрессий, которая ведет большую работу по восстановлению доброго имени пострадавших людей. Усилиями членов Ассоциации в 2001 году была выпущена Книга памяти жертв политических репрессий из 5-ти томов.
На примере истории судеб раскулаченных из Баймакского района Башкирской АССР можно представить полную картину, масштабность репрессивной машины в СССР.
Требуется восстановить отношение к человеческой жизни как к величайшей ценности на земле. Без осмысления прошлого невозможно осознание настоящего и будущего. Поэтому необходимо помнить о каждом, чтобы наш народ снова не стал заложником какой-либо идеологии.
Список использованной литературы
Приложение 1
Из Книги Памяти
Осужденные по статье 58 Уголовного Кодекса РСФСР. Введен в 1927 году.
Аллагуватов Шагаргазы Ягафарович,
1871 года рождения;
Место рождения: д. Карышкино, Баймакский район Башкирской АССР;
Башкир, б/п, неграмотный, колхозник;
Арестован 14.03.1931 г., сослан по статье 58-10, 58-11 на 10 лет;
Реабилитирован 21.11.1989 г.
Сарин Султанахлят Сагадеевич,
1878 года рождения;
Место рождения: д. Баймурзино, Баймакский район БАССР;
Башкир, б/п, неграмотный, Бурлинский рудник, старатель;
Арестован 05.08.1937 г., осужден по статье 58-10 к ВМН,
Расстрелян 01.12.1937 г.
Реабилитирован 16.05.1989 г.
Сарин Абдульман – нет сведений.
Акбулатов Суфьян – нет сведений.
(Сарин Гибадулла Сагадеевич, 1895 года рождения.
Арестован 27.02.1930 г., расстрелян 18.04.1930 г.)
Приложение 2
ДОКУМЕНТЫ О РАСКУЛАЧИВАНИИ И ВЫСЕЛЕНИИ КУЛАЦКИХ СЕМЕЙ ЗА ПРЕДЕЛЫ БАШКИРИИ
ПРОТОКОЛ № 9
Закрытого заседания Совнаркома Башкирской Автономной Социалистической Республики
Совершенно секретно
г. Уфа, 5 июля 1931 г.
Председатель – Булашев
Секретарь – Кальметьев
СЛУШАЛИ:
1. О выселении кулацких семейств из 26 районов за пределы Башкирской АССР.
ПОСТАНОВИЛИ:
…1. Выпечку хлеба кулацким хозяйствам не поручать, а предложить таковую произвести Башсоюзу в хлебопекарнях его системы в районах.
В целях сохранения печеного хлеба от порчи, предложить Башсоюзу на 50 % печеного хлеба высушить в сухари…
…4. Санкционировать организацию прессования сена и соломы в районах, откуда будут выселяться кулацкие семьи.
5. Предложить Наркому Здравоохранения разработать план медицинского обслуживания выселяемых.
6. Предложить Начальнику Милиции БАССР принять все меры к недопущению нарушений общественного порядка в тех районах, откуда будут выселяться кулаки.
Подлинный за надлежащими подписями.
ЦГИА РБ. Ф. 394. Оп. 12. Д. 7655. Лл. 193-194. Копия.
Приложение 3
Протокол закрытого заседания
Центрального Исполнительного Комитета и
Совета Народных Комиссаров Башкирской АССР
Сов. Секретно
г. Уфа, 9 июля 1931 г.
Председатель ТАГИРОВ
Секретарь БИКБАЕВ
СЛУШАЛИ: 1. О раскулачивании кулацких хозяйств и выселении их семей за пределы Башкирской АССР.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Приступить к практическому проведению в жизнь ликвидации кулачества как класса в Башкирии путем раскулачивания и выселения за пределы Башкирской Республики в общем количестве 6 000 хозяйств 30 587 душ в первую очередь из 26 районов…
[1] Отечественная история ХХ – начала ХХI века / Под ред. А.О. Чубарьяна. – М., 2004. – С. 98.
[2] История Башкортостана с древнейших времен до наших дней / Под ред. И.Г. Акманова. Т.2. – Уфа, 2006. – С. 234.
[3] История Башкортостана с древнейших времен до наших дней / Под ред. И.Г. Акманова. Т. 2. – Уфа, 2006. – С. 232.
[4] Утягулов Р. Над Ирандыком кровавый след / Йэшлек. – 1998. – № 125. – С. 4.
[5] Утябаева М.М. Изгнание // Ватандаш. – 1997. – № 7. – С. 127.
[6] План выселения 6000 кулацких хозяйств за пределы Башкирской АССР // Хрестоматия по истории Башкортостана. 1917 – 2000 гг./ Сост. Ф.Х. Гумеров. – Уфа, 2001. – С. 249.
[7] Утябаева М.М. Изгнание // Ватандаш. – 1997. – № 7. – С. 128.
[8] Бикбаев Р. Раскулачивание / Йэшлек. – 1991. – № 163. – С. 3.
[9] Утягулов Р. Трудный путь к правде / Сибайский рабочий. – 2009. – № 168. – С. 3.
[10] Там же. – С. 3.
[11] Информатор: Ярмухаметова Фаузия Абдульмановна, 1937 г.р., пенсионерка, проживает в г. Сибай (записано Ф.Х. Каиповой, март 2006 года).
[12] Информатор: Ибрагимова Флюра Яхиевна, 1939 г.р., пенсионерка, проживает в г. Сибай (записано Ф.Х. Каиповой, январь 2006 года).
[13] Информаторы: Ибрагимова Флюра Яхиевна, 1939 г.р., пенсионерка, проживает в г. Сибай (записано Ф.Х. Каиповой, январь 2006 года); Кадырова Флюра Суфияновна,1938 г.р., пенсионерка, проживает в г. Сибай (записано Ф.Х. Каиповой, январь, 2006 года).
[14] Информатор: Вагапова Магруй Мухлисовна, 1925 г.р., пенсионерка, проживает в г. Сибай (записано Ф.Х. Каиповой, январь, 2006 года).
[15] Утябаева М.М. Живая история. – Уфа, 2009. – С. 3.
[16] Утябаева М.М. Вся моя работа посвящается отцу / Вечерняя Уфа. – 2005. – № 27. – С. 2.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»