Кузьмин В.А.
«И сжалился бог над людьми и счастливое время им дал,
прославил царя и людей и повелел управлять государством
без волнений и смут, в кротости пребывая».
Шаховский С.И. «Летописная книга»
В российской исторической науке в целом период правления царя Федора Ивановича, последнего представителя династии московских князей и законного сына Ивана Грозного освещен достаточно слабо. Особенно в школьных учебниках по истории совсем вкратце говориться о периоде правления царя Федора Ивановича, где большая роль в государственных делах отводиться его шурину и правителю Борису Годунову. При этом надо отметить, что в российской историографии давно сложилось мнение, что царь Федор Иванович был слабоумным, набожным человеком и не способным к управлению государством. Такое не совсем объективное и несправедливое на наш взгляд традиционное мнение о царе Федоре Ивановиче, сложилось на основе сведений иностранных и русских сочинений его современников. Примечательно, что данные сочинения мало подвергались критике и практически все они были написаны уже после смерти царя Федора.
Разбирая правления царя Федора надо отметить, что в этот период происходило много значимых событий для Российского государства. Во время правления царя Федора страна достаточно удачно выходила из кризиса, после неудачных войн и разорительной опричнины Ивана Грозного. Также именно бездетная смерть царя Федора послужила одной из главных предпосылок Смутного времени первой четверти XVIIв. Поэтому для более лучшего понимания данного исторического периода, надо более внимательно рассмотреть его основные события.
Внутренняя политика царя Федора
Первые меры. В первые годы правления Федора после смерти его отца, было принято много мер, чтобы вывести страну из кризисного состояния: «по всей стране смещены продажные чиновники, судьи, военачальники и наместники, их места заняли более честные люди, которым по указу, под страхом сурового наказания, запрещалось брать взятки и допускать злоупотребления, как во времена прежнего царя, а отправлять правосудие не взирая на лица; чтобы это лучше исполнялось, им увеличили земельные участки и годовое жалованье. Большие подати, налоги и пошлины, собиравшиеся во времена прежнего царя, были уменьшены, а некоторые совсем отменены, и ни одно наказание не налагалось без доказательства вины, даже если преступление было столь серьезным, что требовало смерти преступника…….Словом, последовали основательные перемены в правлении; однако все произошло спокойно, тихо, мирно, без труда для государя, без обиды для подчиненных, это принесло государству безопасность и честь».1
Перемены происходили практически во всем Русском государстве. Так по приказанию царя Федора во многих местах были построены: «каменные толстые и крепостные стены в Казани, Астрахани, Смоленске, которые прежде были земляные и деревянные. Он воздвиг великий храм Вознесения внутри Москвы….Этот же царь построил каменные здания для суда и для торговых лавок на площади срединной крепости Москвы (в Китае-городе), которые до сего времени были деревянные. Выстроил он и монастырь во имя пречистой Донской за Москвою в 4 милях…..».2
Закрепощение крестьян. Для улучшения экономического положения мелкопоместного дворянства, разоренного войной, к концу XVI века были отменены податные привилегии монастырей и ограничен рост их земельных богатств. Так «по совету» и «повелением благоверного царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии», Собор 1584 года при митрополите Дионисии и решал вопрос об ограничении роста церковных земель и отмене тарханных привилегий (тарханами назывались податные привилегии церкви и крупных вотчинников). Приговор 1584 года подчеркивает генетическую связь с Собором 1580 года и воспроизводит его почти без изменений. Однако в некоторых случаях поправки, внесенные в текст документа, существенно меняют смысл норм. Так, в соответствии с приговором 1580 года государство выкупало завещанные вотчинником земли у монастырей и передавало в род вотчинника независимо от дальности родства. Приговор 1584 года ограничивает круг наследников лишь ближайшими родственниками. Кроме того, в нем раскрываются и цели изъятия земли у монастырей: «выморочные земли поступают теперь в службу служилым людям земли прибавливати», т. е. пополняют фонд поместных земель. Ограничение тархан, начатое еще Василием III, не привело к их полной ликвидации. Новое правительство не посмело сразу и бесповоротно отменить тарханы, боясь вызвать недовольство крупных землевладельцев, особенно духовенства. И только приговором 1584 года, тарханы были временно отменены, до поправления хозяйства. Причины отмены тархан объясняются подробно: освобождение от налоговых тягот церковных и монастырских вотчин создавало более выгодные условия для крестьян, которые платили здесь лишь феодальную ренту. Поэтому крестьяне и переходили в такие вотчины, несмотря на запреты. Уход крестьян из поместий мелких служилых людей приводил к разорению хозяйств последних. Одновременно терпела убытки казна, поскольку она лишалась налогоплательщиков.
В конце грамоты отмечается,«болшое утвержение царь и великий князь Феодор Ивановичь всеа Русии к сей грамоте печать свою приложил, а митрополит Деонисей всеа Русии к сей грамоте печать свою привесил и руку свою подписал» и остальные главные священнослужители, также поставили свои печати и подписались здесь».1
В последующие годы правления царя Федора с 1585 по 1590 года, являются закрепощением крестьян. Говоря о начале закрепощения крестьян в конце XVIв., нужно отметить, что такие меры были начаты, как мы уже заметили выше, ещё при Иване Грозном. Также ещё при Иване Грозном в 1580 г. и до этого года крестьяне уходили от своих господ в Юрьев день, а в 1581 г. крестьяне этого права уже лишались.1 И уже начиная с 1581 по 1586 года – являются заповедными и распространялись на большинство территорий государства.2
В подтверждение того, что 80-е года XVIвека и до конца были заповедными для крестьян, примером могут служить два документа «Обыскная книга 1588 г. о беглых крестьянах кн. Б.И. Кропоткина в заповедные годы» и «Обыскные речи 1589г. о сквозе крестьян кн. Михаилом Кропоткиным в заповедные годы», в которых говориться, что «по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всея Руси указу» производится розыск крестьян, которые в «заповедные годы вышли».3
В актах 80-90-х годов XVI в. появляются новые термины: «государевы заповедные годы» (лета) и «государевы выходные годы». Интересна также сама формулировка этих терминов, «заповедь» значит запрещение; «заповедный» – «запрещенный». В применении к крестьянам заповедный год (или заповедные годы) есть такой год, когда отказы крестьянам были запрещены государевым указом. И наоборот, выходным годом называется такой, когда выход и вывоз крестьян с соблюдением, конечно, старых правил судебников относительно срока и условий отказа были разрешены.4
Также в последующие годы, чтобы дворяне-помещики окончательно не лишились своих кормильцев-крестьян, были приняты меры по запрещению крестьянского выхода – начиная с 1590 г. и до 1597г. происходило дальнейшее закрепощение и возврат крестьян к своим прежним хозяевам. Примером этому могут являться такие документы как: «Из Торопецкой уставной грамоты царя Федора Ивановича 1590-1591 гг.»1; «Из дела между помещиком И. Барановым и властями Лисицкого монастыря по поводу владения крестьянами (1593г., ноября 6 – 1595г., июля 30)», «Указ о беглых крестьянах (1597 г., ноября 24, из Сводного 1607 г.»2; «Законы царя Федора Ивановича (1592-1593 гг.) о запрещении крестьянского выхода и о пятилетнем сроке подачи исковых челобитных в крестьянском владении и вывозе» (под №1,№2)3; «Указная книга приказа холопьего суда»(Приговор о служилых холопах 1597 г., февраля 1.)4. В данных документах прописывается «по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всея Руси указу», а также указывается «государь, царь и великий князь Феодор Иванович всея Руси приговорил со всеми бояр», что каждый землевладелец мог разыскивать и возвращать своих беглых крестьян по данному документу. А последние документы 1597 года подтверждают то, что землевладельцы, у которых убегали крестьяне за 5 («урочных») лет до 1597 года и которые успели в этот срок подать челобитные о сыске беглых, имели право рассчитывать на содействие государственной власти, в поимке беглых крестьян.
Закрепощение крестьян по указу царя Федора Ивановича распространялось на всё Московское Государство. Такая мера была вызвана интересами служилых людей-помещиков и среднего достатка вотчинников, с целью сохранить доходность земель служилых людей.5 Примечательно, что данные меры по закрепощению крестьян принятые при царе Федоре Ивановиче, уже во время царствования Бориса Годунова из-за голода и крестьянских волнений в 1601-1603 гг. были отменены.
Присоединение Сибири.Покорение Сибири в XVI веке русскими, связанно с деятельностью фамилии Строгоновых. Отечество этого рода была в старину Ростовская земля. Начало своей деятельности они положили еще в XV в. – сначала она заключалась в торговле, но вскоре Строгановы переключились на эксплуатацию соляных копей. В верховьях Камы, царским указом от Ивана Грозного 1558 г. Строгановы получили огромные земельные наделы с правом содержать небольшие отряды вооруженные огнестрельным оружием. 1581 год принято считать началом процесса включения Сибири в состав Русского государства.1 Надо сказать, что основная задача по покорению Сибирского ханства была возложена на военную экспедицию казацкого атамана Ермака Ивана Тимофеевича, который смог разгромить основные силы Сибирского хана Кучума.
После смерти Ивана Грозного, новый государь Федор Иванович «послал воевод своих князя Семена Болховского да Ивана Глухова, и к тому Ермаку и к атаманам послал со своим государевым великим жалованием; а Ермака повелел написать не атаманом, но князем сибирским». Семен Болховский был назначен первым наместником Сибири.2
5 августа 1585 года татары ночью у устья реки Вагая, впадающего в Иртыш напали на сонную дружину Ермака и перерезали их. Сам Ермак, бросившись к лодке в своей тяжелой броне утонул.3
Узнав о гибели Ермака «Воевода же Иван Глухов и атаманы и казаки, испугавшись, поплыли из городка по Иртышу на низ до реки Оби, а рекой Обью догребли до Березова, а от Березова через Камень пришли к Москве. Царь же Федор Иванович на них не опалился и тотчас послал воеводу своего Василия Борисовича Сукина с ратными людьми; и они, дойдя до Тюменского городища, поставили первый город в Сибири Тюмень (1586 г.); а….в устье рек Тобола и Иртыша Тобольск (1587 г.)….. И иные многие города в Сибирском царстве поставили».4
В 1598 году воевода Воейков разбил хана Кучума наголову и взял в плен его семейство. Сам Кучум убежал к нагаям и там же был убит ими. Для основательного закрепления Сибирских территорией за русским государством строились города-остроги. Так ещё в 1592 году построен был Пелым, за ним Березов и Обдорск близ Ледовитого моря. В 1594 году построена была Тара, в 1596 - Нарым, в 1597 – Кецк,1 тем самым русские все дальше продвигались в глубь Сибири.
Интересно отметить в контексте освоения Сибири документы Археографической комиссии – «Грамота царя Федора Ивановича Березовскому воеводе Никифору Траханiотову, съ уведомлением о получении серебряных вещей и меховъ, взятыхъ у Кондiйского князя. 1594, Августа 17», а также «Царская грамота Пелымскому воеводе князю Петру Шаховскому, о городовомъ строренье и о выдаче служилымъ людямъ хлебного жалованья. 1597 г. Сентября 26 » и другие грамоты, которые лишний раз подтверждают заинтересованность русского правительства о колонизации Сибирского края, инициатива, которая по свидетельствам данных документов исходила от царя Федора Ивановича.2
Местничество. В исторической науке местничество принято характеризовать, как систему феодальной иерархии в Русском государстве в XV–XVII веках, регулировавшую служебные отношения между членами служилых фамилий. Здесь в местнических спорах, личные заслуги служивого человека не влияли на местнический распорядок, значение имело только родовитость и заслуги предков.
В этом отношении правление Федора стало рекордным для всей истории местничества. За несколько веков существования этого явления больше всего местнических споров было в 1591 г. (59 раз), в 1592 г. (39 раз), в 1589 г. (37 раз) и в 1588 г. (36 раз). Главными спорщиками были: Д. И. Хворостинин (12 раз), Н. И. Очин-Плещеев (11 раз), М. С. Туренин (8 раз), А. А. Телятевский (9 раз) и многие другие. Частые споры свидетельствовали о том, что бояре и дворяне при Федоре не испытывали жесткого давления со стороны правительства и могли отказываться от службы, если она казалась им недостаточно почетной. Так, в 1589 г. едва не была сорвана береговая служба Ф. И. Мстиславского, Б. Ф. Годунова, В. И. и Д. И. Шуйских, Т. Р. Трубецкого и И. И. Голицына из-за местничества. Для разбирательства даже был назначен правительственный суд с привлечением документов Разрядного приказа.1
Иногда в такие местнические споры был вынужден вмешиваться сам царь Федор. Так например, в ноябре 1586 году при назначении воевод в Новгород, «князь Федор Троекуров бил челом государю на князь Федора Хворостинина о» том, что он не хочет служить под руководством князя Федора Хворостинина, «потому что брат ево большой князь Дмитрей Хворостинин бывал меньши» Федора Троекурова.После разбирательств этого дела в пользу Троекурова, царь Федор«велел быти по росписи, как написан, потому что князю Федору Хворостинину пригоже быть меньши князь Федора Троекурова».2
В таких местнических спорах интересно отметить один случай, который свидетельствует о том, что многие спорщики, чтобы не служить под руководством того или иного начальника, прибегали даже к обману. В начале апреля 1588 года «князь Василей Тюфякин, бранясь, говорил Семену Федоровичю Сабурову», что у него имеется царская грамота, где говориться о том он освобождается «от плавные службы» и меньше чина Семена Федоровича Сабурова быть не может. «И Семен Сабуров бил челом государю на князь ВасильяТюфякина о безчестье, что он похваляетца, бутто ево по ево челобитью государь велел от плавные отставить. И государь приказал судить их бояром». Поcле всех разбирательств с этим делом, «государь велел то записать, что князь Василей виноват Семену Сабурову».3
Также в 1589 г. князь П. И. Барятинский «местничился» с князем В. Т. Долгоруким и был за это сослан в Сибирь. Путем наказания царь Федор пытался «сбить спесь» с некоторых вельмож, которые не желали добросовестно служить и лишь кичились заслугами своих предков. Одному из таких спорщиков, князю Ф. А. Ноготкову-Оболенскому, не хотевшему служить под началом родственника царя Ф.Н. Романова, царь гневно заявил: «Ты чево дядь моих Данила и Никиту мертвых безчестишь?».1
Судебник 1589 года. Своеобразным законодательным памятником при царе Федоре Ивановиче является Судебник 1589 года. В заголовке данного Судебника отмечается, что «Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси в лета 7097 июня в 14 день приговорил и уложил сей Судебник со отцем своим духовным патриархом московским Иевом, да с митрополитом наогородским Александром, и со всеми князьями, и бояры, и со вселенским собором, по прежнему уставу, по уложению отца своего благоверного царя Ивана Васильевича всея Руси, и прежних князей, и бояр…». Из заголовка судебника видно, что он является переработкой и дополнением Судебника 1550 г., (в этом нет ничего странного, ведь многие документы так делались) и претендует на общегосударственное значение. В действительности же судебник 1589 года рассматривает вопросы организации судопроизводства среди черносошного населения Севера Руси, в целях создания руководства для земских судей. Окончание названия Судебника свидетельствует о том, что он был утвержден.
Судебник констатирует развитие товарноденежных отношений среди черносошного крестьянства. Как и Судебник 1550 года, Судебник 1589 года стоит на страже феодальной собственности, за «татя» уголовную ответственность несла крестьянская община в порядке круговой поруки. Затем к началу XVII веку, в ходе накопления законодательных актов, дополнявших и развивавших Судебники 1550 и 1589 годов, способствовали тому, что в 1606 –1607 гг. был составлен так называемый сводный Судебник, куда вошли законодательные документы второй половины XVI – начала XVII веков.2
Гибель Дмитрия Ивановича в Угличе 1591 года. 15 мая 1591 г. случилось непредвиденное событие – погиб сын Ивана IV Грозного царевич Дмитрий от Марии Нагой, который по церковным законном считался незаконнорожденным, так как он был от шестого или седьмого брака отца. Обстоятельства смерти девяти летнего царевича Дмитрия так и остались загадкой, поскольку его современники выдвинули три основные версии. Согласно первой версии, царевич Дмитрий был зарезан убийцами, нанятыми Борисом Годуновым. По второй версии, он зарезался сам в припадке эпилепсии. По третьей – семейство Нагих заранее узнало о грозившей царевичу опасности и заменило Дмитрия другим мальчиком. До сегодняшнего дня в ходе ожесточенных споров историки так и не пришли к единому мнению о том, что же произошло на самом деле 15 мая 1591 г. в Угличе.
Большинство отечественных историков, в связи с устоявшимся мнением, что царь Федор был слабоумным и слабовольным, и поэтому ничего не мог предпринять для того, чтобы самому расследовать угличское дело и как обычно во всем слушался Бориса Годунова. Поэтому Борис Годунов будучи правителем и имея практически всю полноту власти, оказал влияние на решение угличского дела. Комиссия, расследовавшая углечское дело во главе с Василием Шуйским вынесла решение, что царевич Дмитрий погиб в припадке падучей болезни (эпилепсия) во время игры с ножом, якобы в угождение Борису Годунову, который по сообщениям большинства современникам того времени был непосредственным заказчиком гибели царевича. Но мы здесь попытаемся опровергнуть сложившиеся мнение большинства историков о слабой самостоятельности царя Федора в своих решениях в этом деле.
По утверждению мамки В. Волоховой царевич Дмитрий ещё раньше страдал эпилепсией и 12 мая за три дня до смерти царевич был также болен «падучею болезнью» и уже 15 мая у него был повторный приступ. Так же надо отметить, что царевич Дмитрий любил играть ножами и саблями.1 Поэтому не удивительно, что посланная царем Федором следственная комиссия сообщила о решении скорее всего реальных фактах расследования гибели Дмитрия в Угличе, но не в угождение Годунову.
По второй нашей версии мы можем предположить, что Борис Годунов был виновником трагедии, но при этом не оказал явного воздействия на царя Федора, а всего лишь умело смог применить свое лукавство и хитрость. По сведениям большинства современников, Борис Годунов, узнав о намерении царя Федора самолично разобраться в этом деле, впал в страх, что царь узнает о его причастности и приказал своим слугам поджечь многие дворы в Москве, чтобы отвлечь царя от поездки в Углич. При этом по сведениям из новгородского летописного сборника – Борис Годунов прибег к словесным уловкам при разговоре с царем. Так Годунов удачно уговорил царя не ехать в Углич, мотивируя это тем, что брата уже не воскресить и царское здоровье этим горем ещё больше можно подорвать. Также Годунов говорил царю Федору о том, что при отъезде в Углич, тем временем в Москве без его личного царского надзора, многие хоромы могут до последнего выгореть и не к чему будет возвращаться. И поэтому лучше в Углич для разбирательства смерти царевича послать «лучших своих мужей».1
Две выше приведенные версии о смерти царевича Дмитрия в Угличе, показывают, что при разбирательстве данного дела царь Федор так или иначе лично принимал участие и был в курсе всех дел.
Об личной инициативе и роле царя Федора в расследовании смерти царевича Дмитрия говориться в самом следственном деле: «В том во всем воля государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии» и подчеркивается здесь то, что во всех как в государственных, так и в делах поданных «ведает Бог да государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии; все в его царьской руке: и казнь, и опала, и милость, о том государю, как Бог известит».2 Эти выдержки из следственного дела, также подчеркивают, что все государственные дела делаются от имени и по воле царя Федора.
Рождение дочери Феодосии.Со смертью Дмитрия вопрос с престолонаследии снова обострился. Но нежданная радость для царя Федора и его жены стало рождение дочери-наследницы царевны Феодосии в мае 1592 года, что способствовало продолжению царского корня и ослабило политическое напряжение с престолонаследием. Поэтому случаю, царь Федор повелел выпустить из темниц всех опальных, послал много даров в Иерусалим, Палестину и в русские монастыри. Но традиции русского государства были таковы, что женщина не могла править самостоятельно. Поэтому в 1593 году Андрей Щелкалов имел секретную беседу австрийским послом Николаем Варкочем и через него передал австрийскому императору необычайную просьбу: прислать в Москву одного из австрийских принцев в возрасте не старше 14-18 лет. Приезд австрийского принца нужен был для обучения его русскому языку и обычаям с целью, чтобы он в будущем стал мужем царевны. Это закрепило бы за ней престол. Однако суровая реальность разрушила данные проекты. 25 января 1594 г. царевна Феодосия умерла.1
Бездетность царя Федора, обычно связывают с тем, что его жена Ирина Годунова была бесплодной и по сообщению Дж. Флетчера – «Царица почивает особо и не имеет ни общей комнаты, ни общего стола с царем, исключая как в заговенье или накануне постов, когда обыкновенно разделяет с ним и ложе и стол».2 Но такое мнение и сведение неверно. Царица Ирина довольно часто была беременной, но не могла родить живого ребенка. Поэтому в 1586 году Борис Годунов тайно просил английского дипломата Дж. Горсея привезти из Англии для Ирины повивальную бабку, которая помогла бы царице иметь детей.3
Проблема в рождении ребенка царицы Ирины и дело с повивальной бабкой можно увидеть из письма к ней английской королевы Елизаветы 1586 года. Так в данном письме Елизаветы к царице Ирине отмечается – «мы не только посылаем, как у нась было просимо, искусную и опытную повивальную бабку, которая искусством облегчает страдания родов, но вместе с тем отправляем и нашего врача, который обыкновенно заботится о нашем здоровье, выше сказаннаго доктора Якобия, человека уже вам прежде известнаго….., он будет руководить действиями повивальной бабки…».1 В это время царица была на пятом месяце беременности. Но дальше Вологды повивальная бабка не доехала. Скорее всего из-за того, что у царицы произошел очередной выкидыш, поэтому надобность в услугах лекарей отпала. Через год англичане были отпущены на родину.2
Значение и укрепление южных границ. Большое значение для охраны южных границ Русского Государства в XVIвеке играло так называемое «Поле». В официальных российских документах 70 - 80-х гг. XVI в. «Полем», как правило, называется только та территория южной лесостепи и степи,на которой стоят российские сторожи, по которой совершают свои разъезды российские станицы. Рассматривая историю южной окраины России первой половины и середины XVI в., надо сказать, что она абсолютизируется с границами сегодняшними современными областями Центрального Черноземья. Но, когда же речь пойдет о последних десятилетиях XVI в., нам придется с большей необходимостью выйти за пределы Центрального Черноземья. Из восьми русских городов на «Поле» в конце XVI в. лишь шесть находились в географических рамках современного Центрального Черноземья: Воронеж (1585г.), Елец (1592г.), Курск (1596г.), Белгород (1596г.), Оскол (1596г.), Валуйки (1599 г.); остальные два города Ливны (1585г.) и Царев-Борисов (1600г.) располагались за его пределами («польские города»).
Российской активности в пределах «Поля» в последние годы царствования Ивана Грозного документы не отмечают. Разрядные книги этих лет сообщают о традиционной обороне центра страны от татар. Но появление новых городов-крепостей в начале царствования Федора Ивановича, ознаменовались большими политическими и экономическими успехами России на юге. Рядом с новыми городами появились постоянные сельские поселения: села, деревни. Край стал интенсивно заселяться.
Система сторожевой службы «на Поле» с 1577 по 1584 г, претерпела ряд изменений: за это время количество общероссийских сторож сократилось с четырех до двух. Общероссийская сторожа «под Тилеорманским лесом на реке на Вороне» была снята с 1580 г., сторожа на Севсрском Донце «усть-Уд» — с 1581 г. Формально снятие этих сторож объяснялось тем, что грабительские татарские отряды стали использовать для прохода через Поле главным образом новую Кальмиусскую дорогу. Поэтому к 1584 году на «Поле» оставались две общероссийские сторожи: «на Осколе усть Убли» и «на Дону усть Богатого затону», соответственно в пределах современных Белгородской и Воронежской областей. Также существовали еще ряд сторожи, но они были не столь значительны как первые четыре.
После смерти отца в марте 1584 года, царь Федор Иванович стал распределять и назначать своих воевод на южных границах. Первое распоряжение о посылке воевод в города «Поля» от имени нового царя было сделано 3 апреля 1584 г. В начале мая царь Федор Иванович «послал в Смоленск воевод своих по росписи:», затем последовала «Роспись воеводам по украинным городом от Крымские стороны».
Летом 1584 г. обстановка в западной части «украйны» (окраины) России осложнилась с нападением крымских татар, возглавляемые мурзой Есинеем, которые совершались и дальше. Поэтому неоднократно вплоть до 1591 года «посылал царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии бояр своих и воевод на берег для приходу крымсково царя и нагайских мурз».1Теперь в борьбе с Крымским ханством заметно обозначился отход от сугубо оборонительной тактики предыдущих лет. Военные мероприятия на «Поле» стали активно поддерживаться дипломатическими мероприятиями Российского государства.
Усиление российской активности на «Поле» в середине 80-х гг. XVI в. хронологически совпало с усилением такой же активности со стороны Польско-Литовского государства. Поэтому некоторые русские города на «Поле» выросли не только как крепости на пути татарских вторжений, но и как своеобразные заслоны от натиска Речи Посполитой, проявлявшегося в форме действий боевых отрядов черкас (жителей подчиненной: Польско-Литовскому государству Украины). 1
Самым значимым и чуть ли не трагическим событием для страны при царе Федоре Ивановиче стало лето 1591 года, которое было связанно с приходом крымского хана Казы-Гирея под Москву. Царь Федор Иванович узнав в начале июня о продвижении крымского хана Казы-Гирея с большим войском на южных границах Русского государства, «писал государь на берег к бояром своим и воеводам ко князю Федору Ивановичю Мстисловскому» и «велел им государь» «итти в Серпухов в сход к боярину и воеводе ко князю Федору Ивановичю Мстисловскому с товарищи» и «стояти бы в Серпухове до ево государева указу береговым бояром и воеводам по полком по росписи». Затем, узнав о намерении Казы-Гирея идти прямо на Москву, то собравшимся 28 июня в Серпухове войскам под командованием Ф. И. Мстиславского, царь Федор «велел всем бояром и воеводам итти им из Серпухова к себегосударю к Москве со всеми полками». Таким образом, царь Федор Иванович решил, не растягивать русскую армию вдоль Оки, а свести все наличные силы в единый кулак, дать врагу решающее сражение под Москвой. Но также отдав приказ идти к Москве главным военным силам под руководством Ф. И. Мстиславского, «государь велел» со всех береговых войск оставить для разведки триста человек по два коня, чтобы они могли сообщать о движении и переправе крымского царя через реку Оку.
По прибытию 2 июля в Москву главных сил во главе с князем Ф. И. Мстиславским из Серпухова, «велел государь всем боярам и воеводам князь Федору Ивановичю Мстисловскому с товарищи и со всеми полками» придти к«обозу против Даниловсково монастыря». «И тово же числагосударь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии приехол с Москвы к Даниловскому монастырю к обозу, где полки стоят; и,приехав государь в полки, воевод своих и дворян и детей боярских пожаловал, и здоровье спрашивал, и полков государь смотрел, и в обозе государь мест розсматривал, где полком стояти в обозе…». Потом царь Федор своих бояр и воевод распределил по полкам, так «В большом полку велел государь быть з боярином и воеводою со князь Федором Ивановичем Мстисловским в товарищах конюшему боярину и дворовому воеводе Борису Федоровичю Годунову». Примечательно здесь отметить то, что так называемый правитель Борис Годунов был ниже рангом Ф. И. Мстиславского, который практически и возглавлял русское войско.
Уже 3 июля «приехал к государю к Москве з берегу от Оки реки голова Степан Борисов сын Колтовской с товарищими» и сообщил «что крымской царь Оку реку перелез июля во 2 день». Затем уже 4 июля к самой Москве подошел с войском Казы-Гирей. «…. сами государевы бояре и воеводы по государеву наказу стояли в обозе готовы», а из обозу в то время вон не выходили для тово», чтобы при приближении крымских войск к обозу, русские могли выступить одним мощным ударом. Умелое руководство царя Федора и его главных бояр привели к тому, что в начале июля 1591 года Казы-Гирей отступил из под Москвы и ушел обратно к себе в степи, не причинив большого урона русскому войску.1 На месте Калужской дороги, где при отражении набега крымцев в 1591 г. располагался русский обоз: «….велел (царь Федор) поставити храм камен пречистые богородицы Донские и монастырь согради».2 Личную роль и инициативу царя Федора Ивановича в обороне Москвы от крымских войск летом 1591 года подтверждают Пискаревский и Соловецкий летописец второй половины XVI в.3
Интересно отметить, что 10 июля 1591 года от царя Федора в Серпухов был послан князь Михаил Козловский «с опалою» «к князь Федору Мстисловскому да х конюшому и к боярину и ко дворовому воеводе к Борису Федоровичю Годунову» и к другим воеводам, за то что они ослушались царского приказа послать «из Серпухова за крымским царем воевод х Туле и в Калугу и в Новосиль». Но в последствии из разрядной книги 1475-1605 гг., как мы можем увидеть за свои заслуги в обороне Москвы в начале июля 1591г. Борис Годунов вместе с другими воеводами был прощён и получил дорогие подарки от царя Федора за свою службу.1
Также говоря о нашествии крымских татар в начале лета 1591 года, следует отметить ещё один интересный факт, что при отражении нашествия хана Казы-Гирея новые российские города Ливны и Воронеж, не сыграли никакой реальной роли. Татары в начале лета 1591 г. прошли к Москве между ними, оставив Ливны слева, а Воронеж — справа, за Доном. Поэтому новый город Елец (1592г.) русское правительство решило построить таким образом, чтобы татары в будущем не могли повторять прежний маршрут.
Весной 1592 г. крымские «царевичи» Фети-Гирей и Бахты-Гирей «ходили войною на государеву «украйну и многие места повоевали».18 мая 1592 г. «государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии велел посылати на Поля за крымскими царевичи с Ливны воеводу Ивана Бутурлина да Ортемья Колтовского, да голову Афанасья Зиновьева». После нападения на российскую «украйну» весной 1592 г. крымские татары на несколько лет прекратили грабительские набеги на русские земли. У Крымского ханства возникли проблемы в отношениях с западными соседями.
Но все же на «украйну» нападали, по выражению разрядных книг, «невеликие люди». Поскольку в крымских нападениях с 1593 г. наступило явное затишье, русское правительство использовало его для укрепления «украйны и устройства новых городов непосредственно на Поле. Разрядные книги сообщают о ремонте в 1593 - 1594 гг. крепостной стены в Туле, о перестройке деревянных стен в Дедиловс, Данкове, Еиифани, Веневе. С 1594 г. упоминается «новый город Кромы», возникший к юго-западу от Орла, в пределах современной Орловской области.
На 90-е гг. XVI в. приходится кроме строительства целого ряда городов на «Поле» также устройство русских лесных засек под Тулой, завершивших создание огромной «черты», получившей позже, с легкой руки историка А. И. Яковлева, название «засечной».
В 1597 г. татарских нападений на российскую «украйну и на новые города в пределах «Поля не было, во всяком случае разрядные книги и другие документы о них не упоминают. Относительно спокойная военно-политическая обстановка на «Поле способствовала успешному развитию новых и детям боярским южнорусских городов даже было полностью выдано денежное жалованье.1
Учреждение патриаршества. В 1589 году русская церковь достигла полной самостоятельности от Константинопольской и стала организована в виде особого патриархата. С этого исторического момента русская церковь сравнивалась с другими православными патриархами по своей самостоятельности и к преимуществам их иерархической чести.
Торжественное учреждение патриаршества в первые в России совершилось 26 января 1589 года. Во время процедуры посвящения московского митрополита Иова в патриархи «всея Руси», патриарх константинопольский Иеремия «вручил ему священный посох Петра Митрополита Чудотворца, а благочестивый Царь от своего лица возложил на того панагию златую с драгоценными каменьями и белый клобук, весь осыпанный перлами и алмазами с надписью: «дар Царя Патриарху Иову; и другой изваянный посох еще вручил ему».2
При отъезде из Москвы в мае 1589 года, константинопольский патриарх Иеремия по указанию царя Федора Иоанновича оставил здесь уложенную грамоту об учреждении им патриаршества. Подлинник был удостоверен подписями всех участников освященного собора и десятью вислыми печатями. В данном документе царь Федор Иванович представлен активным государем и инициатором учреждения патриаршества. Это во многих местах документа прописывается именно так: «изволением великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Великиа Росиа самодержца».3 В данном документе инициатива учреждения патриаршества царем Федором подтверждается и интересна еще тем, что здесь совсем ничего не говориться о причастности Бориса Годунова.
Об инициативе царя Федора в учреждении патриаршества говорят и реальные очевидцы. Арсений Елассонский, который был в составе посольства из Константинополя в 1586 и 1588 годах и видящий учреждение московского патриаршества, говорит об активной роли царя Федора в этом деле.1 Другой очевидец – самый первый русский патриарх Иов, так же отмечает инициативу царя Федора.2Инициатива царя Федора об учреждении своей русской патриархии прописывается и в других источниках – в Новом, Московском, Пискаревском и Соловецком летописце второй половины XVI в.3
Внешняя политика царя Федора
Рассматривая традиционное исторически-негативное представление о пассивности царя Федора Ивановича в государственных делах, основанное в большинстве случаи на иностранных и частично русских сочинениях его современников, можно сказать, что оно неверно.
Большинство русских современников после смерти царя Федора в силу своей политической предвзятости в Смутное время, негативно писали о нем так, чтобы обосновать того или иного претендента на царский трон.
У иностранных очевидцев же присутствуют явные противоречия самих себе и друг другу. Это можно заметить в их сообщениях. Так, например английский посол Джером Горсей пишет про царя Федора: «Думая о благе, исходя из священной заботы о мире, он счел необходимым уведомить их величества, государей других держав, как сильно его желание жить с ними в союзе и братской любви, и тому, кто принимает это, он обещает взаимность в связях, торговле и делах с ними и их подданными».4 О внешней политике царя Федора, который предпочитает вести переговоры мирным путём, говорит ещё один современник и английский посол Джильс Флетчер – «...тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен».1 Как мы видим из сообщений иностранцев, которые упрекают царя в том, что он предпочитает вести переговоры с другими государствами мирным путём и к тому же от своего имени, мы должны увидеть в этом ничего плохого. Сведения о мирной внешней политики царя Федора иностранных очевидцев подтверждают и многие другие современники, как иностранные, так и русские.
Поэтому из всего выше сказанного, нельзя судить внешней пассивной политики, данной в основном иностранцами царю Федору Ивановичу, лишь на основании того, что он опасался войн. Если учесть многие факты и события того времени, то мы можем согласиться с политикой царя Федора, правильно оценившего положение Русского государства в начале своего правления на международной арене. Русское государство к тому времени было еще слабым и поэтому лишние проблемы и разногласия с другими государствами были категорически не нужны. Ослабление Русского государства в начале царствования Федора Ивановича было связанно с тем, что ещё давали о себе знать последствия опричного террора Ивана Грозного и его разорительные войны. К тому же из выше перечисленных сообщений, иностранные авторы подчеркивают всего лишь то, что царь Федор вместо дел государственных предпочитал вести монашеский образ жизни, а не совсем отказывался от правления государством.
Участие, а не пассивность в государственных делах царя Федора можно увидеть из сообщения того же Дж. Горсея. Так из своего собственного воспоминания Дж. Горсей сообщает, что однажды при посольском приеме у царя Федора, испанского поданного «Ян де Вале» не хотели пропустить вперед Дж. Горсея, на что англичанин возразил – «что скорее допустит, чтобы ему отрезали по колено ноги, чем такое неуважение чести ее величества королевы Англии, и что не сможет поднести подарок царю после подданного короля Испании или любого другого». Но узнав о негодовании английского посла, Дж. Горсей по царской милости «был первым по порядку». Затем в конце посольского приема Дж. Горсей «был допущен поцеловать руку царю, который милостиво принял подарок и обещал изуважения к своей сестре королеве Елизавете быть для английских купцов столь же милостивым, сколь был его отец».1
Так же например в характеристике другого англичанина Дж.Флетчера, мы можем заметить явное противоречие: с одной стороны, он утверждает, что царь Федор «прост и слабоумен», а с другой «весьма любезен и хорош в общении».2 Данные качества вряд ли совместимы, поскольку искусство общения, особенно с иностранными дипломатами, присуще умным и образованным людям.
Дипломатическая политика. После смерти отца Ивана IV Грозного, царь Федор получил ,,бразды” правления государством и практически продолжал предшествовавшею внешнею политику отца. Так при царе Федоре Ивановиче как и при его отце, продолжались дружеские и торговые отношения с Англией, Францией, Испанией, Австрией и другими многими европейскими государствами. Но самые крепкие и дружеские отношения как при Иване Грозном, так и при царе Федоре были с Англией. Об хороших отношениях Русского государства при царе Федоре с Англией говорят переписки русского царя и английской королевой Елизаветой Тюдор. В данных переписках царь Федор Иванович обращается к английской королеве – «сестре нашей», а она в свою очередь обращается к нему «Пресветлейший и презнаменитейший государь, брат и друг любительнейший». Интересно отметить, что кроме дорогих подарков посланных царем Федором Елизавете, она также получала «жалованную грамоту», в которой говорилось, что английским «торговым людем» давались льготы на торговлю в России. Подобные льготы давались англичанам ещё и при Иване Грозном.
В данном документе, также стоет отметить еще один интересный и не маловажный факт. В переписках с английской королевой Елизаветой Тюдор, царь Федор Иванович жаловался на злоупотребление английских купцов, в том числе и на Дж. Горсея. Также в царской грамоте отмечалось, что многие англичане не только «непригоже» ведут себя, но посылают за границу, а в частности в саму Англию недостоверную информацию, где говориться «непригожия дела о нашем государстве» и при этом англичане являются «как бы лазутчиками».1 Поэтому неудивительно, что Дж. Флетчер не без помощи Дж. Горсея, в оправдание себе и своих соотечественников говорил про царя Федора только негативное.
Говоря о переписке царя Федора с Английской королевой, стоит отметить: если во внутренних делах Российского государства проводилась такая практика, что многие документы и челобитные присланные царю если они были не столь значимыми, то ответ им от царского имени мог писаться и не самим царём. Такими делами от имени царя занимались специальные ведомства (специальные боярские комиссии или приказы) во главе с боярами или дьяками. Но документы типа наших писем царя Федора относились к международной политики и поэтому они уже требовали непосредственного участия царя. К тому же подтверждение участия царя Федора в переписке с Елизаветой, подтверждается тем, что в выше упомянутых сообщениях иностранцев Дж. Флетчера и Дж. Горсея – царь Федор лично принимал и вёл переговоры с другими государствами, прибегая при этом к мирным и дипломатическим отношениям.
Достаточно дружественные отношения России при царе Федоре были с Турцией.Так ещё в июле 1584 года, в начале своего царствования Федор Иванович послал посланника Бориса Петровича Благово в Константинополь с целью известить турецкого султана о вступлении его на престол и возобновить дипломатические связи с Турцией. «Наши прадеды (Иоанн и Баязет), – писал Федор к султану, – деды (Василий и Солиман), отцы (Иоанн и Селим), назывались братьями, и в любви ссылались друг с другом: да будет любовь и между нами».2 По сохранившимся архивным документам, вопрос об организации встречи и возвращении Благого и турецкого посланника, обсуждался в Москве боярской думой 20 марта 1585 г. в присутствии царя Федора Ивановича.1 Еще интересно отметить то, что по прибытию обратно в Москву в декабре 1585 года, вместе с Борисом Благим, прибыл и султанский посол Ибрагим, который вручил письмо от самого султана именно и только царю Федору, при этом отказавшись от всяких переговоров с боярами. Султан в своем письме называл Федора королем Московским, изъявлял ему благодарность за добрую волю быть в дружбе с ним и подтверждал свободу торговли для русских купцов в Азове.2
В самый день отбытия турецкого посла Ибрагима из Москвы 5 октября 1585 года, к царю Федору явились новые послы от кахетинского князя Александра (в Грузии), которому одновременно грозили Турки и персы; Александр просил принять его в наше подданство и прислать войско на помощь, вследствие чего царь Федор дважды посылал своё войско против недруга и соседа Александра – шамхала Тарковского, но воевать с турками Москва отказалась, хотя и вела переговоры об этом со знаменитым персидским шахом Аббасом Великим, который также стремился иметь дружеские отношения с Россией, а в частности с царем Федором.3 После переговоров царя Федора и кахетинского князя Александра в 1588 г. у устья Терека возник Терский городок, ставший впоследствии главным опорным пунктом московского правительства на Северном Кавказе. В 1594 г. южнее был поставлен Койса (Койсинский городок), а в 1604 г. неподалеку от него появилось город-крепость «в Тарках», неудачная попытка основать который была сделана в 1594 г. Так был освоен северный участок западного побережья Каспийского моря, вдоль которого далее на юг (в Турцию, Иран и Среднюю Азию) двигались торговые караваны, выходившие из дельты Волги, а русское влияние на Северном Кавказе намного увеличилось.4.
Отношения с Речью Посполитой. После смерти отца царю Федору достались крайне сложные и запутанные отношения с некоторыми государствами.
В январе 1582 г. было подписано Ям-Запольское перемирие между Россией и Речью Посполитой на 10 лет. Но уже летом в 1584 году, после смерти Ивана Грозного, в Россию отнюдь не с дружеским визитом прибыл польский посол Лев Сапега. В связи с победой Речи Посполитой, Л. Сапега предъявил к царю Федору множество требований, в том числе 120 тыс. золотых за московских пленников, а литовских освободить без выкупа и чтоб жалобы литовских людей были удовлетворены. Так же Сапега требовал, чтобы царь Федор исключил из своего титула Ливонский. Царь Федор Иванович выполнил многие, но не все требования польского посла Л. Сапеги. Он отклонил польские жалобы, которые относились ко времени Ивана Грозного, сcылаясь на то, что не хорошо вспоминать старое, так как и у русских есть обиды на поляков. От титула Ливонского царь Федор не смог отказаться, так как он к нему от отца вместе с титулом царя. Таким образом, Л. Сапега остался не доволен разговором с русским царем, так как новоизбранный царь Федор Иванович не хотел выполнять полностью все его требования.1
Неудачный визит Л. Сапеги в Россию и нежелание русского царя Федора выполнить все его требования, стали способствовать плану новой войны Речи Посполитой с Россией. Данный план войны широко обсуждался в Польше в 1584-1585 года, его сторонниками были сам король Стефан Баторий и канцлер Ян Замойский. Затем в связи со смертью Ивана Грозного польско-литовское правительство сочло договор между Речью Посполптой и Россией, заключенный в 1582 году утратившим силу.
Исчерпав дипломатические средства, Россия стала готовиться к отражению четвертого похода Батория.25 декабря 1586 г. Разрядный приказ составил роспись полков для похода «против литовского короля и свейского». Однако в самый разгар военных приготовлений в конце 1586 года, Баторий скоропостижно умер.По случаю польского бескоролевья Москва направила вКраков дворянина Елизария Ржевского с царскими грамотами. Е. Ржевский объявлял о желании и согласии самодержца Федора Ивановича объединить два государства. При этом царь Федор Иванович обязывался оплатить огромный долг казны, наделить безземельную шляхту именьями и давал им ряд других привелегий.1
Но по случаю бескоролевья, в самой Речи Посполитой образовались три политические группировки. Первая во главе Зборовского выдвигала кандидатуру брата немецкого императора Рудольфа – эрцгерцога Максимилиана. Вторая группировка Замойских выставляла своим избранником королевича Сигизмунда Вазе, сына шведского короля Юхана III. Обе эти партии расположились военными станами под Варшавой на левом берегу Вислы, а на правом берегу Вислы стояла третья, наиболее многочисленная партия – литовская, выступающая за кандидатуру царя Федора Ивановича.2
Переговоры с поляками о кандидатуре царя Федора вскоре выявили наличие непреодолимых расхождений. Особенно большие споры были связанны по поводу требования поляков, чтоб царь Федор перешел из православной веры в католическую. Переговоры стали заходить в тупик. Литовские сторонники царя Федора посоветовали русским послам посулить польской шляхте денег, что позволило бы обеспечить мощную поддержку на сейме. Но русские послы вопрос о деньгах проигнорировали. В итоге, на сейме получила большее число голосов кандидатура шведского принца Сигизмунда (III) Вазы, ярого католика, ставленника вдовы Стефана Батория. Его избрание было очень опасным для России, так как создавало возможность для объединения Речи Посполитой со Швецией, давней соперницей на северо-западных границах. Поэтому уже летом 1589 г. над Россией нависла угроза вражеского нашествия. Шведский король Юхан IIIсосредоточил в Ревеле почти всю свою сухопутную армию и флот.Туда же прибыл польский король Сигизмунд III.Однако планы короля Сигизмунда III и его отца потерпели крушение. Летом 1589 г. на Речь Поснолитую напала Крымская орда. Татары разорили значительную часть территории королевства. Возникла угроза большой войны с Османской империей.Проект немедленного вторжения в Россию был снят с повестки дня после того, как турецкий султан в 1590 г. потребовал от короля выплаты дани. В начале 1591 г. Речь Посполитая заключила договор с Россией о 12-летнем перемирии.1
Война со Швецией. В связи с Плюсским перемирием со Швецией 1583 года, Россия лишалась старинных русских земель у Финского залива и нескольких городов-крепостей: Нарвы, Яма, Копорья, Корелы. Поэтому царь Федор Иванович в первые годы своего правления был озабочен тем, чтобы вернуть России выход к Балтийскому морю.
В октябре 1585 г. русские послы Ф. Д. Шестунов и И. П. Татищев начали переговоры со шведскими сановниками Тоттом и Делагарди о возврате исконно русских земель и городов. Однако предлагаемый выкуп в 15 тыс. руб. не устроил шведскую сторону.
Новая попытка вернуть мирным путем Балтийское побережье была предпринята летом в 1589 году. Переговоры начались с бранного письма шведского короля Юхана III к царю Федору, который упрекал русских за то, что они вторгались в шведские владения, жгли, грабили и мучили население. И если русский царь хочет мира и переговоров, то он должен прислать своих послов ко дню святого Лаврентия (10 августа). В ответ царь Федор писал: «Твоя грамота пришла к нам за день до св. Лаврентия, 9 августа. Мы грамоту твою выслушали и такому твоему безмерному задору подивились». При этом царь Федор отверг известие о нападении русских на шведские области и упрекал в свою очередь шведов за нападения на московские владения. Послы от царя Федора Д. И. Хворостинин и Д. И. Черемисинов-Караулов вступили в переговоры со шведскими посланниками. Но в этот раз они предложили 20 тыс. руб. за возврат русских земель. На этот дипломатический компромисс русских послов от царя Федора, шведский король с негодованием ответил: «Отец твой в своей спесивости не хотел покориться, и земля его в чужие руки пошла. Хочешь у нас земель и городов — так попытайся отнять их воинскою силою».1 Поэтому царю Федору не осталось ничего другого после таких переговоров, как на полях сражений вернуть свою вотчину.
Нападение Крымской орды на Речь Посполитую летом 1589 года способствовало ослаблению главного союзника Швеции. Это был удобный случай России отвоевать свои земли у Швеции. Возможно в связи войны со Швецией в июне 1589 года сначала в Псков, а затем в июле «послал государь воевод своих» в Новгород, видимо для усиленияэтих районов против шведов, так как уже 14 декабря этого года «государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии пошол с Москвы в свою отчину в Новгород Великийа из Новагорода Великово ходил государь на своего непослушника на свийсково короля Ягана в Немецкую землю под Ругодив и под иные немецкие города».
По прибытию 4 января 1590 года с войском в Новгород, царь Федор «розрядил полки, как им быть»: Большим полком руководил самый знатный боярин Ф. Мстиславский, передовым полком — Д. Хворостинин, самый известный полководец того времени. В войске были все представители знати, включая ближайших царских родственников Б.Ф. Годунова и Ф.М. Романова.
После расстановки сил в Новгороде, царь Федора «пошол в Немецкую землю к городом к Ругодеву и к Иваню городу генваря в 21 день; а под Ругодев государь и под Иван город пришол генваря же в 20 день. А взял государь в том походе у немецково короля три города Новгороцкого уезду: Ям город, Иван город, Копорью». Тем самым при удачных походах, царь Федор Иванович решил одну из главных задач – возвращение Балтийского побережья. Выполнив эту главную задачу, царь Федор «пошёл» обратно «к Москве», а в завоеванных городах «оставил в них воевод своих и голов».2
Интересно, что еще до начала военных действий со Швецией, начавшихся в 1590 г., правительство царя Федора уже вело строительные укрепления на границе с противником. Так в 1584-1585 гг. был восстановлен Новгородский острог и отремонтированы укрепления Ладоги, Орехова и Пскова. В 1584 г., а затем и в 1590 г. Соловецкому монастырю царем Федором были даны жалованные грамоты, как бы утверждавшие уже ведущееся строительство соловецкого каменного «города». В 1580-1590 гг. на каменные заменяются деревянные стены Кирилло-Белозерского монастыря, располагавшегося на путях, связывавших Москву с Белым морем. Из камня же в 1586 г. строятся оборонительные сооружения Ипатьевского монастыря, контролировавшего верхнее течение Волги.1
Затем удачные походы царя Федора против шведов и в дальнейшем способствовали тому, что при этом шли до конца 1594 г. всевозможные переговоры о возвращении русской стороне Нарвы и Корелы и заключении вечного мира. Ещё в 1593 году Карл IX заключил перемирие с Москвой, после того как его племянник Сигизмунд III Польский в политической борьбе с дядей лишился отцовского престола. В итоге в мае 1595 г. в небольшом поселении Тявзино был подписан договор о вечном мире. По его условиям Швеция возвращала России Ивангород, Ям, Копорье и Корелу с уездом, но Нарва так и осталась спорным городом.2
О том, что царь Федор Иванович проявлял личную активность в походах против шведов, также сообщают такие источники как: Новый, Московский, Пискаревский летописцы.3
Возвращаясь к вопросу об необъективности и отрицательном мнении большинства отечественных историков о царе Федоре Ивановиче на основании сведений его иностранных современников, здесь следует подчеркнуть, как мы уже могли заметить из выше написанного то, что у иностранных послов Дж. Горсея, Дж. Флетчера, Льва Сапеги и шведского короля Юхана III были явные причины негативно писать про личность царя Федора.
Заключение
Достаточно большие достижения в правление Федора Ивановича являлись примером для царствования его племянника Михаила Федоровича Романова, а затем для его сына Алексея Михайловича. Родство с царем Федором стало одной из главных причиной избрания на престол Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых. В«Утвержденной грамоте об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова», без всякого ,,пренебрежения” говориться, что главным преимуществом Михаила Федоровича на воцарениебыло его родство с царем Федором, где пишется «….блаженные памяти и хвалам достойнаго великого государя царя и великого князя Федора Ивановича, всеа Русии самодержца, сродичю, благоцветущие отрасли от благочестива корени родившуся, Михаилу Федоровичю Романову-Юрьеву; да приимет скифетр Росийскаго царствия…».1
Алексей Михайлович Романов даже был похож по характеру на двоюродного своего дядю Федора Ивановича. Алексей Михайлович был благочестивым человеком, которого никто не мог превзойти в соблюдении постов. Каждый день посещал он богослужение и считал большим грехом пропустить обедню.2 В свою очередь Алексей Михайлович являлся ещё и «тишайшим». Но при всем, при этом он считался активным и самостоятельным правителем. Если вначале правления Алексея Михайловича вся власть практически сосредотачивалась в руках боярина Б.И. Морозова, то по мере своего взросления к началу 1650-м годам Алексей Михайлович уже не мог смиряться с тем, что он всего лишь царствовал, а не правил.3 Подобное можно сказать и про царя Федора, который изначально не стремился к царскому трону, так как он воспитывался на ,,вторых ролях” после старшего брата Ивана Ивановича. Федор Иванович, стал считаться наследником престола после смерти старшего брата в 1581 году, всего лишь за 3 года до смерти отца. Поэтому возможно первые годы слабого царствования Федора Ивановича, как и у Алексея Михайловича были обусловлены тем, что Федор с юности не был готов к царствованию, да и смерть сначала брата, а затем отца давали морально о себе знать. Отмечая данную характеристику Алексею Михайловичу надо сказать, что она во многом схожа с характеристикой Федора Ивановича. Но наряду с такой схожестью, Федор Иванович в отличии от Алексея Михайловича считается слабоумным и набожным.
Поэтому, подводя итог всего выше написанного на основе документов и интересных сведений, можно сказать, что исторически сложившиеся мнение о слабости в характере и самостоятельности в государственных делах царя Федора Ивановича в отечественной истории является очень спорным.
Библиографический список
Источники
Литература
1 Горсей Дж. Записки о России XVI-начало XVII. М., 1991. C.147-148.
2 Арсений Елассонский. Мемуары из Русской истории. // Хроники Смутного Времени. М., 1998. С.171.
1 Приговор Собора 1584 года, июля 20 об ограничении церковного землевладения // Российское законодательство X-XX вв. Т. 3. С. 31-36. (http: //www.sedmitza.ru. – 4.04.2009.)
1 Греков Б.Д. Главнейшие этапы в истории крепостного права в России. М.-Л., 1940.С.64.; Веселовский Б.С. Московское государство: XV-XVII вв. Из научного наследия. М., 2008. С.221-223.
2 Веселовский Б.С. Московское государство: XV-XVII вв. Из научного наследия. М., 2008. С.220-224; Греков Б.Д. Главнейшие этапы в истории крепостного права в России. М.-Л., 1940. С.64.
3 Разуваев Ю.Д. Россия в 16-17 столетиях. Часть I. Воронеж, 2004.С.172-173.
4 Веселовский Б.С. Московское государство: XV-XVII вв. Из научного наследия. М., 2008. С.220.
1 Греков Б.Д. Главнейшие этапы в истории крепостного права в России. М.-Л., 1940. С.95-101.
2 Разуваев Ю.Д. Россия в 16-17 столетиях. Часть I. Воронеж , 2004.С. 174-176.
3 Документы по истории России до XVIII в.(http://www.elib.org.ua.rushistory.ru – 22.06.2009.).
4 Хрестоматия по истории русского права. Составитель М. Владимирский-Буданов. Выпуск третий, издание третье. 1888 г. (http://www. аllpravo.ru. – 14.05.2009.).
5 Греков Б.Д. Главнейшие этапы в истории крепостного права в России. М.-Л., 1940. С.65-66.
1 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2006. С. 268.
2 Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 2003.C.203.; Новый летописец. // Хроники Смутного Времени. М., 1998. C.266.
3 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2006. С.271.
4 Новый летописец. // Хроники Смутного Времени. М., 1998. C.266.
1 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2006. С.271.
2 Археографическая комиссия. Русская историческая библиотека. Том 2. СПб., 1875. C. 101-102,120-122,137-140.
1 Морозова Л.Е. Федор Иванович. // В.И. М. № 2. 1997, C. 66.
2 Разрядная книга 1475-1605 гг. Том III. Часть II. М., 1984. С.77-78.
3 Там же. С.108-109.
1 Соловьев С.М. Сочинения в 18 книгах. Истории России с древнейших времён Кн.IV. Т. 7, гл.4. М., 1989. C. 284-286,326.
2 Шерман И.Л. Русские исторические источники Х-ХVIII в. Харьков, 1959. С.82-83.
1 Захаревич А.В., Шалак М.Е. Русские цари. Ростов н/Д., 2009. С.59.
1 Отрывки из летописного сборника, принадлежащего Новгородскому Николаевскому Дворищенскому собору. // Новгородская вторая и третья летописи. 2-ое издание. ПСРЛ. Т.3. СПб., 1879. С.449-452.
2 Из следственного дела о смерти царевича Дмитрия в Угличе (1591., май-июнь). // Разуваев Ю.Д. Россия в 16-17 столетиях. Часть I. Воронеж, 2004.С.165.
1 Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 2003. С. 163-164.; Новый летописец. // Хроники Смутного Времени. М., 1998. C.279.
2 Флетчер Дж. О государстве Русском. СПб., 1905. С.153.
3 Валишевский К. Смутное время. СПб., 1993. С. 13, 21.
1 Письмо Елизаветы пресветлейшей Ирине Царице Русскойот 24 марта 1586 года. // Первые сорок лет сношений между Россией и Англией. 1553-1593; под ред. Ю.Толстого. СПб., 1875.С. 285-286.
2 Морозова Л.Е. Федор Иванович. // В.И. М. № 2. 1997, C.55-56.
1 Разрядная книга 1475-1605 гг. Том III. Часть II. М., 1984. С.32-40.
1 Загоровский В. П. История вхождения Центрального Черноземья в состав Российского государства в XVI веке. Глава V. Воронеж, 1991. C. 6-10,184-189.
1 Разрядная книга 1475-1605 гг. Том III. Часть II. М., 1984. С.203-231.
2 Пискаревский летописец.// ПСРЛ. Т. З4. М., 1987. C.197.
3 Соловецкий летописец второй половины XVI в.(Малоизвестные летописные памятники) // Исторический архив. Т. VII. М-Л., 1951. С.231.; Пискаревский летописец.// ПСРЛ. Т. З4. М., 1987. C.197.
1 Разрядная книга 1475-1605 гг. Том III. Часть II. М., 1984. С.221-224.
1 Загоровский В. П. История вхождения Центрального Черноземья в состав Российского государства в XVI веке. ГлаваV. Воронеж, 1991. C.214-221.
2 Пришествие патриарха Иеремии в Россию // Журнал министерства народного просвещения. Часть XXV. 1840. 42-44.
3 Уложенная грамота об учреждении в России Патриаршего Престола. // А.П.Богданов. Русские патриархи(1589-1700): В 2 т. Т. 1. - М.: ТЕРРА; Республика. 1999. С. 88-97. (http://www.sedmitza.ru. – 01.04.2009.).
1 Арсений Елассонский. Мемуары из Русской истории. // Хроники Смутного Времени. М., 1998. C.166-170.
2 Повесть о житии царя Федора Ивановича. // Библиотека Древней Руси. Т.14. СПб., 2006. C.61,63,65,67.; Духовная грамота патриарха Иова. 1604. // Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Т. 2. М., 1819. № 82. (www.historydoc.edu.ru. – 23.02.2008.).
3 Новый летописец. // Хроники Смутного Времени. 1998. М., C. 271.; Московский летописец. // ПСРЛ.Т.34. М.,1987. С.233-234.; Пискаревский летописец.// ПСРЛ. Т. З4. М., 1987. C.196.; Соловецкий летописец второй половины XVI в.(Малоизвестные летописные памятники) // Исторический архив. Т. VII. М-Л., 1951. С.229.
4 Горсей Дж. Записки о России XVI-начало XVII. М., 1991. С.94.
1 Флетчер Дж. О государстве Русском. СПб., 1905. С.156.
1 Горсей Дж. Записки о России XVI-начало XVII. М., 1991. С.146-147.
2 Флетчер Дж. О государстве Русском. СПб., 1905. С.155.
1 Письма царя Федора Елизавете. Первые сорок лет сношений между Россией и Англией. 1553-1593. Под ред. Ю.Толстого. СПб., 1875. С. 391-404,431-434.
2 Карамзин Н.М. История Государства Российского: В 3-х кн. Кн.3. СПб., 1998. C.300.
1 Загоровский В. П. История вхождения Центрального Черноземья в состав Российского государства в XVI веке. ГлаваV. Воронеж, 1991. C.190.
2 Карамзин Н.М. История Государства Российского: В 3-х кн. Кн.3. СПб., 1998. C.301.
3 Нечволодов А.Д. Сказания о русской земле. Глава третья. М., 2007. С.908.; Карамзин Н.М. История Государства Российского: В 3-х кн. Кн.3. СПб., 1998. C.301-305.
4 Косточкин В. В. Государев мастер Федор Конь. М., 1976.С.18.
1 Cоловьев С.М. Сочинения в 18 книгах. Кн. IV. Истории России с древнейших времен. Том 7. М.,1989. С. 196-198.
1 Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 2003. C.71-75.
2 Нечволодов А.Д. Сказания о русской земле. Глава третья. М., 2007. С.905.
1 Нечволодов А.Д. Сказания о русской земле. Глава третья. М., 2007. С.905-906.; Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 2003. C.75-80.
1 Cоловьев С.М. Сочинения в 18 книгах. Кн. IV. Истории России с древнейших времен. Том 7. М.,1989. С.222-224.
2 Разрядная книга 1475-1605 гг. Том III. Часть II. М., 1984. С.138-161.
1 Косточкин В. В. Государев мастер Федор Конь. М., 1976. С.20.
2 Нечволодов А.Д. Сказания о русской земле. Глава третья. М., 2007. С.906.
3 Новый летописец. // Хроники Смутного Времени. 1998. М., C. 271-272.; Московский летописец. // ПСРЛ.Т.34. М.,1987. С.234-235.; Пискаревский летописец. // ПСРЛ. Т. З4. М., 1987. C.196.
1 Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова. 2-е издание Императорского общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. М., 1906. (http:// www.gummer.info. – 01.12.2008.).
2 Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2006. С.420.
3 Игорь Андреев. Нетихий Тишайший. // Родина. № 9. 1998. С.39-43.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»