Ганжов Е.А.

Исключительно важное значение для правильного понимания объективного хода исторического процесса имеет изучение экономической истории. Проблема становления и развития финансовой системы в Российской империи после реформы 19 февраля 1861 года является особенно актуальной, т.к. среди хозяйствующих субъектов экономики важнейшее место занимают кредитно-финансовые учреждения. Наряду с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, банки и родственные им кредитно-финансовые институты являются важнейшим системообразующим элементом цивилизованного рынка, осуществляют денежно-кредитное регулирование экономики в целом, в значительной мере определяют динамику мирохозяйственной жизни, ее дух и принципы.

Значительный вклад в изучение финансовой системы России второй половины XIX – начала XX в. был привнесен советским ученым-экономистом И.Ф. Гиндиным. В вышедшей в 1927 году монографии «Банки и промышленность в России: к вопросу о финансовом капитале в России» И.Ф. Гиндин предпринял первую попытку разработки типологии российского капитализма, рассмотрел проблему изучения экономической политики государства. В советской исторической науке экономическая политика1860 – 1890-х гг. подробно раскрыта в исследованиях П.И. Лященко. В своих трудах автор связывает развитие капиталистической промышленности России с экономическими последствиями, которые явились следствием реформ, проводимых в указанный период. В работах С.Г. Струмилина, Л.Е. Шепелева рассмотрены некоторые особенности экономическая политика в царской России после реформ Александра II. В настоящее время историки и экономисты различных направлений активно разрабатывают вопросы экономической истории России и проблемы социально-экономической жизни российского общества. Данная проблематика нашла отражение в работах И.В. Поткиной, Е.П. Хорьковой, В.Т. Рязанова, Е.Е. Хадонова.

Научная новизна нашего исследования заключается в целостном освещении процесса формирования финансовой политики Российского государства во второй половине XIX – начале XX в., а также в анализе практики негосударственных финансовых учреждений в России.

Методологическую базу исследованиясоставляют принципы объективности, научности и историзма, метод синхронного и диахронного анализа.

В экономической истории России нет, вероятно, другого вопроса, который вызывал бы столько споров, как вопрос об оценке пореформенной экономической политики российского самодержавия. Отражая в своих истоках реакцию современников на действия царского правительства, эти споры продолжались и после того, как те или иные правительственные меры заслонялись злободневными проблемами. Важнейшие из этих мер, оказавшие длительное влияние на развитие страны, становились объектом ретроспективного исторического изучения. Если при оценке экономической политики самодержавия современниками во внимание принимался результат ее непосредственного воздействия на функционирование народного хозяйства страны и производственные отношения в обществе, то при историческом анализе все большее значение приобретал учет отдаленных и опосредованных последствий этой политики. Осуществление крестьянской реформы 1861 г. на основе выкупной операции требовало огромных кредитов. В кредитах остро нуждались промышленность и транспорт. Государственный бюджет страны испытывал хронический дефицит. В 1861 г. он составил огромную сумму в 82,6 млн. руб. вместо изначально заложенных в смету 21,3 млн. руб. Покрытие дефицита осуществлялось при помощи иностранных займов, выпуска дополнительных казначейских билетов. В 1862 г. была сделана попытка провести денежную реформу. Однако реформа провалилась, сказались и дефицит государственного бюджета, и снижение деловой активности в начале 60-х годов XIX в. Таким образом, правительство в условиях экономического кризиса вынуждено было содействовать формированию банковской системы в Российской империи в лице и негосударственных финансовых учреждений.

В России 60-70-е годы XIX в. были временем Великих реформ. Реформа 1861 года положила начало новому этапу в развитии предпринимательского дела. Наконец-то деловые люди получили полную свободу в своих действиях, все возможности для самореализации. Результатом стало завершение промышленного переворота в России, рост ее экономического потенциала, а центральной системой любого социально-экономического организма являются, как известно, банки. Особенно велика их роль в том обществе, которое еще только приспосабливается к новым для себя свободно-рыночным отношениям. Закономерно, что флагманом начавшейся капиталистической модернизации России стала банковская система. Но если Западная Европа начала переходить от примитивных меняльных контор к солидным банкирским домам и акционерным обществам еще в XVIII веке, то Россия двинулась в этот путь спустя столетие. К тому же здесь до середины XIX века господствовала государственная банковская система, главной функцией которой было поддержание жизни помещичьего строя. К частным же банкам правительство относилось с предубеждением. Однако жизнь брала свое.

Реформы начала 1860-х гг., атмосфера либеральных преобразований, изменившееся отношение к кредиту, политика, направленная против монопольного положения на бирже отдельных домов, потребности промышленности, торговли и других отраслей народного хозяйства, — все эти явления способствовали появлению в ряде городов страны частных банкирских домов, которые занялись финансовым обеспечением крупных предпринимательских акций.

Накануне отмены крепостного права также была проведена кредитная реформа, ликвидировавшая старую банковскую систему и ставшая прологом буржуазных преобразований 1860 – 1870-х гг. Начала создаваться новая кредитная система.

В пореформенный период стала расти и шириться сеть кредитных учреждений. В зависимости от способа образования оборотного капитала среди них можно выделить следующие виды банковских учреждений: 1) государственные; 2) сословные; 3) общественные; 4) акционерные; 5) кредитные товарищества; 6) общества взаимного кредита[1, с. 52] .

Начала свое становление сеть муниципальных учреждений в форме городских общественных банков. Пойдя навстречу инициативе городских обществ о создании общественных банков в уездных городах, Сенат утвердил в 1862 г. «Положение о городских общественных банках» [2] . Согласно указу был снят контроль над этими банками со стороны местных приказов общественного призрения, установленный в 1857 г. Разрешение на открытие этих банков предоставлялось Министерством финансов по согласованию с Министерством внутренних дел. По принятому Положению при учреждении городских общественных банков их основной капитал должен быть не меньше 10 тыс. руб. Лицу, жертвующему капитал на учреждение городского общественного банка, присваивалось звание попечителя банка, а в названии банка указывалась фамилия учредителя. Городской общественный банк состоял при местной городской думе под ответственностью и наблюдением городского общества, перед которым он отчитывался в своих действиях. В необходимых случаях банк был вправе обращаться к начальнику губернии, а также в Министерство финансов или в Министерство внутренних дел.

Правление банка избиралось городским обществом и состояло из директора и двух его товарищей. При этом строго соблюдалось требование: если в директора банка избирался городской голова, решивший принять эту должность, то он обязан был уйти с должности городского главы. Директор банка и его товарищи на период занятия ими этих должностей освобождались от всякой другой общественной работы. Ежемесячно члены правления вместе с городским главой и двумя членами думы ревизовали банк и представляли отчет о ревизии в городскую думу. Ежегодно правление банка отчитывалось перед городским обществом через городскую думу. В соответствии с Положением, банкам разрешалось проводить следующие операции: принимать вклады; учитывать векселя; выдавать ссуды под залоги процентных бумаг, товаров, драгоценных и других неподверженных порче вещей, недвижимых имуществ. Был определен также порядок распределения банковских прибылей. По своим операциям банк обязан был вести книги: журнальную, кассовую и главную, которые выдавались в городской думе.

В 1866 г. Положение о городских общественных банках было дополнено статьями о продолжительности вклада: 1) от 3 до 12 лет или навечно, без востребования самого капитала, но с правом пользования процентами; 2) на неопределенное время с обязательством возврата по истребованию. Более детально были конкретизированы вопросы о процентном исчислении и об оптовом залоге товаров [3]. В 1870 г. было утверждено мнение Госсовета «Об ограничении размера операций городских общественных банков», в соответствии с которым: выдача ссуд должна была производиться в той мере, в какой банк имел свободные суммы; сумма всех обязательств банка по производимым операциям не должна была превышать больше чем в 10 раз его капитал – как основной, так и запасной [4] . В 1883 г. было утверждено мнение Госсовета «Об изменении и дополнении нормального Положения о городских общественных банках». В этом документе более развернуто был представлен перечень должностей, несовместимых со званием директора городского общественного банка и его товарищей, среди них — гласный думы, городской глава, члены городской управы, секретарь думы и «служащие в городском общественном управлении на жалованье», а также служащие в других государственных и частных кредитных учреждениях. Была отмечена недопустимость совместной работы близких родственников или участников одной торговой фирмы [5]. Дополнения также коснулись перечня услуг и операций, производимых городскими общественными банками, которые были существенно расширены за счет приобретения права получать платежи по векселям, переводить деньги во все места, где находятся корреспонденты банка, выполнять функции посредника, а также самостоятельно вести покупку и продажу процентных бумаг и облигаций, драгоценных металлов, делать залог и перезалог процентных бумаг в другие кредитные учреждения.

Акционерные банки представляли собой безличное соединение капиталов физических и юридических лиц. При учреждении акционерного банка его основной капитал делился на равные паи. Деятельность акционерных банков осуществлялась в соответствии с уставом, в котором были сформулированы цели создания банка и закреплен порядок его управления, определен размер капитала и зафиксирована структура руководящих органов [6, с. 38] .

Кредитные товарищества учреждались на суммы, ссужаемые казной или Госбанком «под круговое ручательство» на срок не более 12 месяцев под векселя (для образования основного капитала), а также на суммы, пожертвованные земскими, общественными, частными учреждениями и лицами [6, с. 206] . Действовали кредитные товарищества в соответствии с утвержденным в 1895 г. Положением об учреждениях мелкого кредита [7]. Согласно ему кредитным товариществам разрешалось производить следующие операции: принимать денежные вклады, заключать займы, выдавать ссуды на срок до 12 месяцев, а также оказывать посреднические услуги при покупке предметов, необходимых для хозяйственной деятельности. В Положении 1895 г. были сформулированы основные требования к уставам кредитных товариществ, в которых должны быть отражены следующие вопросы: название и местонахождение учреждения, порядок образования основного капитала, перечисление дозволенных товариществу операций, порядок хранения капиталов товарищества, порядок и условия избрания участников товарищества, а также их выхода и исключения, размер ответственности участников по обязательствам товарищества, порядок приема и возврата вкладов, начисления по ним процентов, определение размера паев и паевых взносов. Кредитные товарищества находились в общем ведении Министерства финансов. Непосредственное наблюдение за ними осуществлял Госбанк через своих инспекторов кредитных товариществ, которые проводили ревизию кассы, отчетности и делопроизводства, контролировали соблюдение уставов и законов, в необходимых случаях созывали чрезвычайные общие собрания. В качестве формы кредитного товарищества выступали банкирский дом и банкирская контора, они не имели утвержденных правительством уставов.

Банкирский дом — это частное мелкое или среднее банковское предприятие, как правило, семейное, построенное на солидарной и полной ответственности участников этого предприятия [6, с. 37]. Банкирская контора — это также частное мелкое кредитное учреждение, аналог ссудных касс, действия свои осуществляла в соответствии с указом Сената от 18 мая 1879 г. «О порядке открытия и содержания ссудных касс» [8]. Согласно указу лицо, желающее открыть ссудную кассу в городе, должно было обратиться к обер-полицмейстеру за соответствующим разрешением на выдачу ссуд под заклады и представить торговое свидетельство второй гильдии и залог в размере от 1 тыс. до 7 тыс. руб. Разрешение держателям ссудных касс выдавалось на срок в 5 лет. По указу от 12 сентября 1889 г. «О банкирских заведениях» министр финансов имел право запретить владельцам частных предприятий мелкого кредита: продажу билетов внутренних с выигрышами займов с рассрочкой платежа; перезалог процентных бумаг, под которые заведением выданы ссуды в сумме, превышающей размеры выданных ссуд; прием вкладов на хранение на текущий счет и обращение из процентов; открытие кредитов под обеспечение [9]. По закону от 29 мая 1895 г. лица, желающие открыть банкирскую контору, обязаны были заявить об этом губернатору и указать, какие именно операции они будут производить [10]. Заявления эти препровождались министру финансов, который мог в любое время затребовать сведения о производимых операциях, при необходимости запретить производство операций, определить порядок и срок ликвидации ранее совершенных сделок. Держатель банкирской конторы должен был вести две книги: закладов и продаж по форме, согласованной с Министерством внутренних дел и Министерством финансов.

Ссудо - сберегательные товарищества учреждались на основе взаимной ответственности лиц, объединяющихся для предоставления краткосрочного кредита из сумм, приобретенных путем сбережений членов или иными средствами [11, с. 307, 308] . Эти товарищества создавались лицами, не обладавших капиталами - ремесленниками, крестьянами, мелкими торговцами. В России первые попытки возникновения таких обществ относятся к середине 1860-х гг. Ссудо-сберегательные товарищества относились к обществам мелкого кредита и действовали на основе утвержденного в 1895 г. Положения об учреждениях мелкого кредита и в соответствии с «образцовым» уставом, подготовленным в 1896 г. Министерством финансов [12]. В соответствии с этими документами Госбанк предоставлял обществам сумму, которая выступала в качестве основного капитала. Эта сумма могла быть востребована Госбанком через 5 лет обратно в случае, если общество было недостаточно активно. По этому капиталу члены общества несли полную, неограниченную круговую ответственность перед Госбанком. Деятельность обществ контролировалась как наблюдательным советом и общим собранием членов данного общества, так и инспектором Госбанка. Условия промышленного подъема 1908—1914 гг. стимулировали развитие обществ взаимного кредита. Средства в кредитование вкладывались под недвижимость, большое внимание уделялось потребительским кредитам [13, с. 38–50] .

В зависимости от целевой направленности кредитования и производимых операций все вышеперечисленные заведения можно поделить на следующие: коммерческие; ипотечные; клиринговые.

Коммерческие банки предоставляли краткосрочные кредиты на развитие промышленности и торговли, а также оказывали различные услуги частным клиентам по ведению счетов и предоставлению займов. Коммерческие банки создаются на акционерных началах. К коммерческим или торговым относятся учетные, ссудные кредитные учреждения [6] . Коммерческие акционерные банки возникнув в период промышленного подъема в России на базе старых банкирских домов, стали частью крупных финансовых концернов. Их деятельность явила собой пример сращивания банковского и промышленного капитала и превращения его в капитал финансовый. Эту группу банков характеризуют: создание разветвленной сети банковских филиалов по всей стране; стремление выйти за пределы отраслей промышленности; приобретение предприятий, создание акционерных обществ при попытке монополизировать ту или иную отрасль промышленности и торговли.

Ипотечные банки специализировались на долгосрочном кредитовании: выдавали ссуды под залог недвижимого имущества и выпускали закладные листы, обеспечиваемые заложенной недвижимостью [6]. В России ипотечный кредит имел особое значение и широко развитую сеть ипотечных банков как государственных, так и частных. Влияние ипотеки на развитие экономики России трудно переоценить. Именно она во многом явилась той основой, на которой стала бурно развиваться промышленность и торговля после отмены крепостного права. Впрочем, тема влияния ипотеки на экономику является еще далеко не изученной и нуждается в дальнейшей разработке.

Клиринговый банк специализировался в сфере услуг, предоставляемых по открытым в нем счетам: ведение ведомостей состояния материальных ценностей, получение и поставка ценных бумаг, осуществление выплат и расчетов [6, с. 37] .

Дела банков, кредитных обществ вели правление или совет директоров, регулярно избираемый общим собранием акционеров. Контроль за соблюдением устава, ревизия дел и касс осуществлялись членами наблюдательного комитета или ревизионной комиссии, также выбираемых общим собранием акционеров. Общее собрание акционеров рассматривало и утверждало отчеты правления или совета директоров о действиях и оборотах банков, обществ, статьи расходов, распределение прибыли; постановления об открытии отделений общества. Функции кредитных учреждений оказали непосредственное воздействие на состав и содержание отложившихся в делопроизводстве документов.

Одним из важнейших подразделений банка была бухгалтерия. По своему значению бухгалтерские книги делились на основные - журнал, мемориал, кассовая книга, главная книга; и вспомогательные, ведение которых не было предписано законом. По характеру записей книги подразделялись на хронологические и систематические — мемориал, кассовая, главная. В систематических книгах записи велись по счетам, а в пределах каждого счета — в хронологическом порядке. По форме различались книги обычные и ресконтровые, записи в которых делались параллельно на обеих страницах каждого разворота. Все основные бухгалтерские книги заводились на год. Записи в них делались на основании оправдательных документов. Обороты делились на кассовые, связанные с приемом или выдачей наличных денег, и мемориальные, производимые на основании денежных документов. Все обороты банка за каждый день проводились по основным книгам. Кассовая книга велась в форме ресконтро. Из журнала записи всех операций разносились по счетам главной книги. Она велась в форме ресконтро. Содержание главной книги составляли основные счета, открываемые ежегодно. Финансовые отчеты, составляемые в бухгалтерии, фиксировали обороты банка, движение денежных сумм по вкладам, по выданным ссудам, учтенным векселям. В делах о залоге имений находятся поверочные и оценочные описи. Оценочные описи составлялись владельцем имения или его управляющим, поверочные — оценщиком банка. При этом оценка имения членом-оценщиком контролировалась общим присутствием соответствующего отделения банка и управляющим, и в случае преувеличенной оценки производился вторичный осмотр имения [14, с. 46–51, 58–52, 72–74] .

Система финансовых органов модернизирующейся России отличалась многоуровневым характером. Имелись собственные частные и взаимные банковские заведения, а также муниципальные и общественные органы кредитования. Постепенно стали складываться и приобретать квалификацию кадры финансовых органов, которые отличались честным исполнением служебных обязанностей. Финансовая система включала в себя государственный и негосударственный секторы, из которых первый занимал ведущее место, а второй ведомое.

Однако большинство государственных заведений имело явно недостаточную сеть, минимальный штат сотрудников, что негативно складывалось на их практической деятельности. Отсутствие у государственных учреждений выше перечисленных компонентов обусловило развитие негосударственного сектора, появление мощных акционерных банков, так и местных учреждений крупного и мелкого кредита.

Аграрная экономика большинства городов России предопределила основное содержание деятельности финансовых учреждений, направленное на развитие народного хозяйства: аграрного производства и земельных операций, промышленности и торговли. Финансовые учреждения в своей совокупности и взаимосвязи функций, являются доказательством наличия системы финансовых органов с вышеуказанной спецификой в области организации и содержания деятельности.

Библиографический список

1. Боровой С.Я. Кредит и банки России (сер. XVII в. — 1861 г.). / С.Я. Боровой - М.: Госфиниздат, 1958. – 287 с.

2. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 19 февраля 1861 г. / Полное собрание законов II . Т. 37. Ст. 37950.

3. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 19 февраля 1861 г. / Полное собрание законов II . Т. 37. Ст. 37950.

4. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 19 февраля 1861 г. / Полное собрание законов II. Т. 45. Ст. 48964.

5. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 19 февраля 1861 г. / Полное собрание законов III. Т. 3. Ст. 1526.

6. Азрилияна А.Н. Большой экономический словарь. / А.Н. Азрилияна - М.: Фонд Правовая культура, 1994. – 528 с.  

7. Сборник узаконений и правил и распоряжений (далее СУ и ПР). Т. 45. Ч. 1. Ст. 732.

8. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 19 февраля 1861 г. / Полное собрание законов II. Т. 54. Ст. 59676.

9. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 19 февраля 1861 г. / Полное собрание законов III. Т. 9. Ст. 6137.

10. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 19 февраля 1861 г. / Полное собрание законов III. Т. 15. Ст. 134.

11. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон - СПб., 1900. – 987 с.

12. СУ и ПР. Т. 45. Ч. 1. Ст. 732.

13. Гиндин И.Ф. Русские коммерческие банки. Из истории финансового капитала в России. / И.Ф. Гиндин -   М.: Госфиниздат, 1948. – 425 с.

14. Болдина Е.Г. Изучение исторической ценности документов финансовых и кредитных учреждений дореволюционного периода. // Вестник архивиста. - М., 1986. – 282 с.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top