Федотова О.М.

У каждого человека есть своя малая родина, свой уголок, где он родился и рос. Наш родной уголок – Подпорожский район Ленинградской области. Мы приглашаем совершить заочное путешествие по мало известным, но уникальным уголкам нашего края.

Подпорожский район расположен на северо-востоке Ленинградской области. Он занимает обширную площадь в 7 тысяч 830 квадратных километров и является самым крупным в области. Его по праву можно назвать и географической вершиной региона, самой высокой точкой является расположенная в Вепсской возвышенности гора Габсельга (293 метра над уровнем моря). Чтобы познакомиться со всеми Подпорожскими достопримечательностями, требуется преодолеть около 2 тысяч километров. С восточной стороны район омывает Онежское озеро, которое после Ладожского считается крупнейшим в Европе. Всего же в районе имеется более 380 озер, самое крупное из них Вачозеро площадью 17 квадратных километров, немного уступает ему Пидьмозеро, а разлившееся после строительства Верхнее-Свирской гидростанции Ивинское водохранилище в несколько раз крупнее их, вместе взятых. Среди десятков местных рек наиболее известны Свирь (протяженностью 224 километра) и Оять, растянувшаяся на 266 километров. По одной из версий, они переводятся с вепсского языка, как «глубокое озеро» и «ручей», что вызывает сомнения. Сегодняшний геологический ландшафт района сформировался около двух тысяч лет назад. Его создал отступающий ледник, оставивший многочисленные моренные холмы и озера. Уникальным объектом, возраст которого свыше миллиарда лет, является скала из габбро-долерита в нескольких километрах от деревни Щелейки на берегу Онежского озера. Большой интерес вызывают и выходы малиновых кварцитов в Юксовичах и Ровском, из этого редкого облицовочного материала сделаны несколько известных во всем мире памятников: мавзолей Ленина, Казанский собор, саркофаг Наполеона. Подпорожский район считается и главной кладовой зеленого золота Ленинградской области. В южной части района сохранились нетронутые заготовителями более двухсот лет лесные массивы с редкими растениями и лишайниками.

Первые люди появились в здешних местах около девяти тысяч лет назад. Их стоянки эпохи мезолита и неолита обнаружены на берегах Онежского и других озер, а также реки Свирь. Первые названия здешним рекам и озерам дали саамы, обитавшие на их берегах до середины первого тысячелетия нашей эры. Позднее их потеснили на север племена веси, потомки которых до сих пор живут в Подпорожском районе. Поэтому подавляющее большинство гидронимов и топонимов здешнего края имеют саамскую и вепсскую основу с поздней трансформацией, сформированной при заселении Присвирья и Приоятья славянами.

С VIII столетия по Свири проходил великий торговый путь между Западом и Востоком. Частыми гостями на этом пути были не только европейские и азиатские купцы, но и викинги, нередко грабившие местное население. О бурном развитии края в период раннего средневековья свидетельствуют сотни курганов Приоятья и клады с тысячами серебряных монет.

Столицей края, называвшегося тогда Обонежьем, в первой половине второго тысячелетия нашей эры был Великий Новгород, после завоевания Москвой административным центром стала Ошта, которую сменила во второй половине XVII века Олонецкая крепость. В 1702 году по Свири провел два корабля из Архангельска Петр Первый, по его велению была основана Олонецкая верфь, на многие десятилетия ставшая промышленно-строительным центром Присвирья. В девятнадцатом столетии после создания Мариинской водной системы река Свирь стала важной транспортной артерией с центром в Вознесенье. Большой трудностью в ее преодолении представляли знаменитые Свирские пороги, давшие имя и поселению Подпорожье. Они исчезли под водой после завершения строительства Верхне-Свирской гидростанции. Ее возведение связано с историей Свирских лагерей, в которых находилось свыше 40 тысяч заключенных, в их числе был и выдающийся философ А.Ф.Лосев, а также сбежавший из Свирьлага в Финляндию писатель Б.Л.Солоневич.

Подпорожский район получил официальный статус в сентябре 1927 года в составе Лодейнопольского округа Ленинградской области. В 1930 году, в связи с ликвидацией округов, стал самостоятельной административной единицей региона.

В период Великой Отечественной войны территория района с сентября 1941 года была оккупирована финскими войсками. Об этом времени напоминают хорошо сохранившиеся доты, построенные финнами вдоль линии обороны. В конце июня 1944 года в ходе Петрозаводской наступательной операции Подпорожский район был освобожден.

В Подпорожском районе насчитывается более 120 архитектурных памятников, в их числе около 60 относятся к деревянному зодчеству. Большая заслуга наших предков в том, что они сумели сохранить их. Уникальные деревянные церкви XV – XVI веков остались почти в первозданном виде. Часовни и храмы, созданные руками мастеровых людей несколько столетий назад, являются визитной карточкой и гордостью подпорожцев.

Попасть из Санкт-Петрбурга в Подпорожский район можно по трассе Лодейное Поле – Вытегра, идущей вдоль реки Свирь, к ее верховью. Сразу, почти на границе района, встретится необычное место – мост через речку Яндебу. В переводе с саамского название обозначает «вытекающая из большого озера». Речка берет начало в Вонозере, расположенном в 16 километрах к югу от Подпорожья. Ее длина 36 километров, а перепад высоты 78 метров, что делает Яндебу привлекательной для байдарочников и рыбаков. Возле автомобильного моста, на разных берегах речки, установлено два памятных знака с надписью: «Здесь был остановлен враг». Точное место боя отделения сержанта В.Л.Полищука с финским батальоном, проходившего в ноябре 1941 года, находится на 300 метров выше по течению Яндебы, там, где раньше был мост. Трое суток 9 бойцов удерживали стратегическую высоту и уничтожили 150 вражеских солдат. Сержант был удостоен звания Героя Советского Союза. В нескольких километрах от поселка Яндеба совершил свой подвиг танкист И.С.Кудрин. Он пять суток, будучи раненым, не давал противнику захватить свой подбитый танк, пока не подоспела помощь, и за это в сентябре 1941 года был награжден звездой Героя Советского Союза. Еще одной золотой звездой Героя посмертно наградили жительницу Яндебы Валерию Осиповну Гнаровскую, которая бросилась с гранатами под немецкий танк, спасая раненых бойцов.

Само поселение состояло из нескольких деревень. В него входили: Бардовская, Демидовская, Захарьевская, Федосеевская и Озерки.

В позапрошлом столетии здесь были организованы спиртопорошковое и стружечное предприятия. Неподалеку от деревни Бардовской добывали деготь. В 1915 году через Яндебу проложили чугунную дорогу, и она стала железнодорожной станцией. В первые годы советской власти здесь организовали коммуну, которую назвали «Равенство». Вместо нее вскоре образовался колхоз имени Ворошилова. В конце XX века производственная жизнь в Яндебе прекратилась. Теперь здесь проживают около 20 человек и дачники.

Преодолев по автомобильной трассе несколько километров после моста через Яндебу, мы увидим указатель «Верхние Мандроги». По одной из версий, название переводится с карельского, как «просвет в сосняке»,а по другой – «материковая река». Река Мандрога берет начало в Карелии и впадает в Свирь на ее северном берегу. Деревня с таким названием, в которой было около 30 дворов, исчезла в суровые военные годы. В 50-е годы здесь существовал рабочий поселок на время строительства Верхне-Свирской ГЭС. На ее месте, практически в чистом поле, в 1996 году был построен известный во всем мире туристический центр с пассажирским причалом.

В Верхних Мандрогах воссоздана ремесленная слобода, в которой мастера не только ткут дорожки, лепят из глины и расписывают игрушки, плетут кружево, изготавливают обереги и др., но и предлагают туристам уроки мастерства. Созданы для привлечения туристов музей водки, галерея живописи, выставка истории матрешки, тропа сказок Пушкина, мельница, усадьба в стиле русского классицизма, гостиница с рестораном, лосиный питомник, конюшня, пруды для рыбалки, старинные избы для проживания в условиях XIX века. Среди знаменитых гостей комплекса бывает немало актеров, ученых, спортсменов и политиков, дважды здесь отдыхал В.В.Путин.

Административный центр Подпорожского района расположен в 285 километрах от Санкт-Петербурга. Упоминается впервые в писцовой книге 1563 года. В XVIII столетии путешествовавший по Свири академик Н.Я. Озерецковский написал: «Деревня Подпорожье в 12 верстах от Юрьевщины на левом берегу Свири... свое название получила по причине порогов, лежавших выше. Первый называется Сиговец, а второй Медведец. Оба простираются по реке на 9 верст, и стремление воды столь сильное, что подъем и спуск судов с великими сопряжен затруднениями и опасностями». Здесь в XIX веке были построены две красивые деревянные церкви святого великомученика Дмитрия Солунского в 1836 году и Тихвинской иконы Божией Матери в 1895 году. До наших дней они не сохранились из-за строительства Верхнее-Свирской ГЭС, которое было завершено в 1951 году. Подпорожье получило статус города в 1956 году. Местный краеведческий музей находится на улице Исакова. В нем представлены интересные экземпляры по археологии, фауне, периоду строительства ГЭС и войны, а также крестьянский быт местного края.

На высоком берегу Свири в центре города создано братское кладбище. За Подпорожье шли оборонительные бои в 1941 году, а три года спустя оно было освобождено во время Свирско-Петрозаводской наступательной операции. Первым форсировал Свирь в районе Подпорожья ефрейтор В.Р. Спирин. За этот подвиг ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Представляет интерес и городской парк, на окраине которого имеются захоронения нескольких тысяч заключенных Свирьлага. В парке обустроен родник с чистейшей водой.

В Погре можно полюбоваться железнодорожным мостом через Свирь с высотой пролетов более 15 метров, возле которого еще сохранились похожие на крепостные стены высокие каменные подпоры самого первого моста. Живописны Варбеги в восточной части города.

Подпорожье во второй половине XX века превратилось в промышленный центр. Подпорожский механический завод выпускает детали для гидростроителей в России и за рубежом. Завод мостовых железобетонных конструкций изготавливает балки для мостостроителей, его продукция использовалась в Москве, Санкт-Петербурге и на многих важных объектах. Погранское объединение карьеров добывает гравий для города на Неве. Швейная фабрика выпускает спецодежду для министерства обороны, милиции, газовиков и геологов. Славится своей продукцией и местный хлебокомбинат. В Подпорожском районе ежегодно заготавливается около миллиона кубометров древесины, поэтому в городе немало лесоперерабатывающих предприятий.

Через плотину высотой 30 и длиной 600 метров можно по автодороге попасть на северную сторону Свири, которая встречает путешественников памятником строителям гидростанции. Чуть ниже по течению Свири в микрорайоне Ольховец можно набрать хорошей питьевой воды, именно здесь ее добывает и разливает предприятие «Девон».

Неподалеку сохранились два железобетонных дота времен Великой Отечественной войны. Отсюда начинается туристический маршрут по уголкам, где сохранились памятники деревянного зодчества, длиной 90 километров под условным названием «Малое серебряное кольцо».

Следующая остановка в нашем путешествии по Подпорожскому району поселок Важины. Первое письменное упоминание о Важаньском погосте встречается в переписке князя новгородского с епископом в 1270 году. Но можно предположить, что поселение на великом торговом пути между Востоком и Западом, который издревле проходил по реке Свирь и имел северное ответвление на девяносто километровой реке Важинке, появилось значительно раньше. Версий перевода названия реки, берущей начало в карельском Важозере, существует несколько. По одной из них, на древне саамском языке – это «самка оленя» или «низкое, топкое место», по другой – карельское слово «левый». У слияния Свири и Важинки и образовался административный и торговый центр Присвирья под названием Воскресенский погост. Здесь насчитывалось восемнадцать торговых домов. В девятнадцатом и двадцатом столетиях он был важным поставщиком дров в Петербург – Ленинград. В годы сталинских репрессий в Важинах отбывал срок известный русский философ А.Ф.Лосев. Здесь сохранилась деревянная Воскресенская церковь, построенная в 1630 году на месте более древней, сгоревшей в конце шестнадцатого века.

Церковь в Важинах – уникальный памятник русского деревянного зодчества. В его постройке использовались приемы древних строителей славянских деревянных крепостей. Это единственная из сохранившихся на русском севере постройка с десятериковым срубом. Даже в годы войны и советской власти в церкви шли службы. Воскресенская церковь красуется на мысу и с левого берега Важинки. Два многогранника самой церкви и колокольни покрыты голубыми куполами. Главный ее сруб сделан в форме десятерика, на котором закреплен небольшой восьмерик с маленьким куполом. Колокольня церкви представляет собой восьмигранный сруб, поставленный на четырехгранный. На остатках иконостаса начала XVII века сохранились надписи о том, что церковь заложена «лета 7136 сентября 26 дня».

К середине первой четверти XIX века Важинский погост представлял собой архитектурный ансамбль, состоявший из столпообразной одноглавой шатровой церкви Воскресения, семиглавой церкви Богоявления, построенной в 1769 году и отдельно стоявшей шатровой колокольни, окруженных рубленой оградой с тремя крытыми воротами. Этот ансамбль начал распадаться в 60-х годах XIX столетия, когда разобрали из-за ветхости церковь Богоявления. Затем в 1872 году начались «исправления» церкви Воскресения. Во время этих работ у церкви разобрали шатер, галерею, внутренние хоры, сменили потолок, расширили окна.

В течение 1873 – 1874 годов для новой зимней церкви мастер Терентий Глазухин сделал резной иконостас, а художник Постемский написал иконы.

В примыкающей к Свири части Важин, ранее называвшейся Усть-Боярской, было два деревянных храма: Богоявления господня 1892 года постройки и церковь святых апостолов Петра и Павла, поставленная в 1877 году. К великому сожалению, они не сохранились до наших дней.

В Важинах представляют интерес большие деревянные дома зажиточных местных жителей, построенных в конце девятнадцатого – начале двадцатого столетий. В местной библиотеке собраны десятки альбомов по краеведению. При Доме культуры работает центр ткачества, в котором можно приобрести панно, пояса, дорожки и коврики. Имеются также в ДК изделия художественной обработки металлов, созданные местным мастером.

Проехав мост через Важинку возле деревни Курпово и преодолев по шоссейной дороге шесть километров, можно добраться до устья реки Усланки. Она является правым притоком Свири и вытекает из карельского озера Карниж на высоте 88 метров над уровнем моря. Усланка представляет собой четыре протоки, соединяющие цепочку озер: Долгое, Лоянское и Ташкентское. Благодаря энергии быстрой реки здесь еще в XVIII веке работало до десяти пилорам и заводов по производству жести и гвоздей, а с девятнадцатого столетия выпускала отменного качества картон бумагоделательная фабрика Тейфеля. Первая гидростанция Подпорожского района также была построена именно на Усланке. Остатки плотины и шлюзовой камеры сохранились до наших дней и находятся примерно в километре от деревни выше по течению реки.

С дореволюционных времен сохранился и реликтовый сад, посаженный местным купцом Гаврилой Ивановичем Кашиновым. В нем есть столетний колодец с очень чистой водой.

Не сохранилась деревянная церковь святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, построенная в 1859 году, помолиться в которую приезжали по Свири жители многих окрестных деревень. Закрыли церковь в 1932 году, колокол с нее стащили, иконы кто-то унес тайком. А потом она сгорела.

В лихие тридцатые годы прошлого века в Усланке сносили большие двухэтажные дома, а вместо них строили для местных жителей бараки.

До войны многие крестьяне держали по две коровы и не голодали, но в трудные послевоенные годы жизнь была очень тяжелой. В деревне Усланке осталось всего тринадцать постоянных жителей, хотя еще до Великой Отечественной войны в нем насчитывалось более четырехсот домов. От Усланки можно доехать по грунтовой дороге до карельского села Михайловское, которое расположено неподалеку от трассы Мурманск – Санкт-Петербург.

Чтобы вновь попасть на «Малое серебряное кольцо», нужно вернуться в Важины и двигаться от Курпова вверх по течению Важинки. По пути встретится деревушка Коягино с необычной придорожной экспозицией, созданной местным жителем Василием Мосихиным. Перед въездом в Согиницы, в названии кроется вепсское слово «чога» - угол, с правой стороны встреться дорога, ведущая на Калееву Гору. Там в ноябре 1943 года была убита разведчица Мария Куккоева вместе с боевыми товарищем Николаем Романчуком. Мемориальная плита, напоминающая об этом событии, перенесена в Согиницы.

В состав поселения входили деревни: Гришино (Патракова Гора), Прошкинская, Трошкинская, Погост, Сюрьга, Юначева Гора, Симкина.

В тридцатые годы прошлого столетия здесь были созданы колхозы: имени Кирова», «Красный треугольник», «Объединенный труд», «Боевик», «Ударник», «Каменный Наволок» и «Память Ленина». Еще в 1950 году только взрослого населения в этих деревнях насчитывалось тысяча двести человек.

С 1935 года на берега реки Важинки стали свозить тысячи заключенных Свирьлага, в их числе оказалась целая группа ученых Харьковского университета. Основной лагерь был возле деревни Гришино в местечке Галеги с больницей для узников. В восьми километрах вверх по реке Важинке находились лагеря на Ситик Плесе и Пурноручье. Три больших лагеря размещались на реке Святухе. Там была своя гидростанция и клуб, его остатки сохранились до наших дней.

В Корбе, на другом берегу Важинки напротив деревни Гришино, находится большое захоронение заключенных. В десяти километрах от Гришино, вверх по речке Мужале, на Гонгоручье был еще один лагерь, от него сохранились колодцы и баня.

Главной достопримечательностью деревни Согиницы является деревянная Никольская церковь, срубленная в 1696 году. Она уникальна, так как является единственным уцелевшим образом шатрового храма местной прионежской школы. На один восьмерик ее сруба поставлен другой. Между ними оформлен пояс из маленьких фронтов, создающий изящество формы и защищающий нижние венцы от воды. Над шестигранным срубом колокольни возвышается шатер с главкой. Поддерживают перекрытие два резных столба с фигурными кронштейнами в виде стилизованных коньков. Сохранилась основа резного иконостаса и часть икон, вывезенных в Государственный Русский музей. Реставрационные работы здесь проводились в последний раз в 1973 – 1975 годах, уникальная Никольская церковь через тридцать лет вновь нуждается в реставрации. Рядом с ней находится зимняя церковь Святого пророка Ильи, построенная в 1864 году.

Чуть в стороне, на окраине деревни, установлен памятный крест. На выезде из деревни есть источник родниковой воды.

В километре от Согиниц на правом берегу Важинки расположена деревня Гришино. Здесь сохранились старинные дома, построенные еще в XIX веке. Один из них украшен красивым резным балкончиком. Раньше на другом берегу была Климентовская часовня, к которой вел подвесной мост. Но они не сохранились.

Современное Гришино в конце двадцатого столетия превратилось стараниями энтузиастов во главе с Владиславом Кирбятьевым в экопоселение. На различные семинары по народным традициям сюда приезжают гости со всего мира.

Главной достопримечательностью следующего за Согиницами старинного, некогда богатого поселения на берегу крупнейшего в районе Вачозера, является Михайловская часовня, ранее освященная в честь Петра и Павла, поставленная в семнадцатом столетии. Заозерье славилось зажиточностью местных жителей, которые, имея карельские корни, даже в годы оккупации не были отправлены финнами в концлагеря.

Во время войны здесь находился лагерь для военнопленных, захоронение которых расположено в трех километрах от деревни в сторону Согиниц.

На берегу Вачозера был прекрасный пионерский лагерь, от которого остался только фундамент.

На пути по «Малому серебряному кольцу», между Заозерьем и Посадом, встречаются Токари, железнодорожная станция, появившаяся в 1916 году. В октябре 1941 года бойцы дивизии народного ополчения отбили у финнов станцию Токари и удерживали ее десять суток. Недалеко от места их подвига обустроено братское кладбище. Еще один мемориальный комплекс, посвященный местным жителям, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, и в том числе Герою Советского Союза Василию Григорьевичу Исакову.

В былые годы в поселке работал цех швейной фабрики и пилорама. Сейчас никакого производства не осталось и живут около пятидесяти человек.

Достопримечательностью является бутылочный домик, сделанный жителем Токарей Борисом Ивановичем Солоевым.

Следующая остановка в деревне Посад. Когда-то через эту деревню лежал путь в богатое село Остречины и окружающие его поселения, скрывавшиеся под водой Ивинского водохранилища, получившего название от реки Ивенки. Ее длина сорок четыре километра. Берега покрыты смешанным лесом, в районе деревень – открытые. В Ивинский разлив впадает и реку Муромля длиной двадцать три километра.

Были в Посаде около сотни дворов, до наших дней сохранилось чуть более десятка. Особый интерес вызывает Афанасьевская часовня семнадцатого века постройки. Прямоугольный сруб часовни украшен резным крыльцом. Над входом на двухскатной кровле часовни стоит изящная шатровая звонница, украшающая этот памятник деревянного зодчества.

Чуть в стороне от основного маршрута находится село Пидьма. Здесь располагался Пидемский порог. Название происходит от вепсского слова «пидьм» - затор. Несколько столетий возле порога скапливались многочисленные суда. Поэтому в каждом доме села были работники пароходных компаний. Десятки пидемцев служили лоцманами, знающими все хитрости прохождения судов по порожистой Свири, около сотни были капитанами, машинистами и их помощниками. Оживленность места способствовала тому, что в селе часто устраивались торги в мае, июле и ноябре.

В устье Пидьмы в начале XIX века был построен крупчато-мукомольный завод на месте лесопильного, а в конце столетия появились судоремонтные мастерские.

В селе в начале двадцатого столетия проживало полторы тысячи человек. Оно состояло из восьми деревень, расположенных на трех холмах, разделенных речками Пидьма и Пидемка. Центральной была деревня Гришинско-Евсеевская с двумя церквями: Преображения Господня и Николая Чудотворца. Окружали центр деревни: Усть-Пидьма, Ивановская, Аристов Конец, Васильков Конец, Репников Конец, Исаковская и Юрковская.

С XVIII века у слияния Пидьмы со Свирью стояли две большие мельницы. Во время войны финны приспособили одну из мельниц для выработки электроэнергии. От военного лихолетья сохранились доты на берегу Свири и на острове возле села.

После революции здесь был создан музей и народный театр, а в тридцатые годы – колхоз «Муравей».

Церковь Святого Николая Чудотворца была построена в 1844 году на средства пидемского купца Кочакова. Находилась она в километре от Свири и стояла при дороге, ведущей из Пидьмы в Токари. В Великую Отечественную войну церковь была разрушена.

Часовня Воздвиженья Креста Господня стояла у дороги, ведущей на Остречины. Часовня в честь иконы Тихвинской Божьей Матери стояла в деревне Исаковской. К ключу, который бил у часовни, пригоняли скот для окропления. Деревянная церковь Преображения Господня была построена в 1696 году, но была разрушена в годы войны.

Преображенский каменный собор стоял рядом с древней деревянной церковью. Он был построен в 1830 году. Главный колокол весил сто семь пудов. Собор был обнесен железной оградой. Внутри собора стояли большие печи, отделанные изразцовыми плитами. Его в тридцатые годы прошлого века закрыли, металлические купола и колокола куда-то увезли, колокольню разобрали. В 2008 году Преображенский собор полностью восстановлен реставраторами из Украины, благодаря местному жителю, сенатору от Ленинградской области Андрею Юрьевичу Молчанову.

В четырнадцати километрах от Пидьмы на берегу Свири расположено село Мятусово. В 1594 году здесь построили деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Её разобрали перед войной. По записям академика Н.Я. Озерецковского, сделанным в 1785 году, здесь раньше на острове был монастырь.

Поселению более пятисот лет. В конце XIX – начале XX века через пороги между селом Мятусовым и Подпорожьем для поднятия судов вверх по течению использовали туэрную тягу (пароход-тягач наматывал лебедкой специально проложенную по дну реки цепь). Здесь также постоянно скапливались многочисленные суда. В конце XIX века в Мятусово были построены судоремонтные мастерские. Здесь также стояла каменная часовня с шатровым завершением, построенная на месте беседы Александра II с местными жителями, в память о посещении деревни государем императором во второй половине XIX века. В 1867 году в Мятусово была поставлена деревянная церковь Святого Благоверного князя Александра Невского, разобранная перед войной.

В пяти километрах от Мятусово, также на берегу Свири, расположена деревня Хевроньино – бывшая старинная лоцманская деревня. В 1764 году здесь была построена деревянная церковь Рождества Христова, разобранная перед войной, а в 1868 году – каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи, взорванная в 1960-е годы.

Здесь был большой животноводческий комплекс совхоза «Подпорожский», но в 90-е годы прошлого века он закрылся. Сейчас жителей в деревне почти не осталось, летом приезжает много дачников.

В Хевроньино сохранились дома старше ста лет. Сразу за деревней река делает резкий поворот, раньше это место называлось «изгиб Медведец» по имени существовавшего здесь порога, скрывшегося под водой после строительства Верхне-Свирской ГЭС.

В нескольких километрах от Хевроньино до войны была деревня Сидозеро, на месте которой в 80-е годы появилась одноименное садоводство на противоположном берегу местного озера с тем же названием еще стоит полуразрушенная деревянная церковь Святого Пророка Елисея, построенная XIX веке. Добраться до нее можно на лодке или от Хевроньино пешком вдоль высоковольтной линии.

Преодолев десять километров по автомобильной дороге, мы вновь окажемся в Подпорожье, завершив путешествие по «Малому серебряному кольцу».

В Подпорожском районе есть еще немало уникальных мест.

Если мимо Погринки двигаться по грунтовой дороге прямо, то через два с половиной десятка километров встретится Вонозеро. Здесь в 1855 г. была построена деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, закрытая в 1940 году и сгоревшая в годы войны.

На живописных берегах этого крупного озера не осталось жилых построек от деревни, сгоревшей во время войны.

Из Вонозера вытекают три речки: Яндеба, Погра и Палежма. Старики рассказывают, что в былые времена, когда по одной из них шел на нерест лещ, можно было по спинам тесным косяком плывущих рыбин пробраться на другой берег.

Очень живописны Шеменские озера, расположенные в десяти километрах от Подпорожья.

В былые временя здесь кипела жизнь, стояли вокруг Берецкого озера две сотни добротных домов.

В селе, насчитывающем десять деревень, было три деревянных церкви: Георгия Победоносца(1522г.), Святого пророка Ильи(1675г.), преподобного Александра Свирского, освященная в августе 1905 года. К сожалению, они не сохранились.

В годы войны в окрестностях села развернулись жестокие бои. Здесь обустроено несколько братских захоронений и памятник Герою Советского Союза Ивану Архиповичу Волкову. В апреле 1942 года он со своим батальоном выбил противника с высоты «Фигурная» и несколько суток удерживал ее, но погиб от разорвавшегося снаряда.

В названии деревни Пертозеро, расположенной по правую сторону автодороги на Вознесенье в двадцати километрах от Подпорожья, основным является вепсское слово «перт», что значит «изба».

В Пертозере была часовня, и в 1911 году была построена деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла, но во время войны была сожжена вместе с амбарами, в которых хранились боеприпасы, нашими отступающими солдатами. Возле деревни поисковиками обнаружены несколько захоронений советских воинов, застреленных финнами, в апреле 1942 года.

Почти сразу за Пертозером с левой стороны от дороги расположена деревня Гоморовичи, в названии которой скрыто вепсское слово, означающее «обух топора». На деревенском лугу издали видна изящная деревянная часовня Николая Чудотворца (18в.). Слева от нее, на небольшой возвышенности, стояла до 2007 года деревянная Троицкая церковь, поставленная в 1899 году, к сожалению, сгоревшая. С Гоморович начинается маршрут под условным названием «Большое серебряное кольцо».

В двенадцати километрах от Гоморовечей, на берегу Свири, расположена старинная деревня Плотично, название которой связано с вязания плотов, которым издревле занимались местные жители. В этом месте археологи обнаружили фрагменты керамики эпохи неолита. Здесь стояли деревянные церкви Сретения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы. Первую упразднили еще в XIX веке, а вторая была закрыта в 1934 году, а в годы войны в нее попала авиационная бомба. Теперь на месте церкви большая воронка. В последние десятилетия Плотично стало местом, откуда рыбаки из Москвы, Санкт – Петербурга и других мест отправляются на моторных лодках в Ивинское водохранилище.

Примерно в пятидесяти километрах от Подпорожья на берегу Юксовского озера (по одной из версий, название озера в переводе с вепсского означает «первое», по другой – «лебединое») в деревне Родионово сохранилась старейшая на севере России деревянная Георгиевская церковь, поставленная здесь в 1493 году. Почтенный возраст церкви подтверждают такие архитектурные детали, как крохотные волоковые окна, расположенные в алтаре и на северной и южной стенах. Этот уникальный памятник деревянного зодчества представляет собой столпообразный сруб-четверик с острой клинчатой кровлей на два ската. Верхняя часть сруба расширяется, образуя тройной повал, поддерживающий кровлю с небольшой главкой. Два более низких сруба – алтаря и притвора – с такими же заостренными кровлями вторят центральному срубу, образуя простой и лаконичный силуэт. В ходе реставрационных работ в 1970 году была заменена тесовая кровля и восстановлено крыльцо, утраченное в годы Великой Отечественной войны.

Церковь была закрыта в 1937 году, с 1993 года в ней стали проводиться богослужения. А с 2007 года при ней организовано подворье Александро-Свирского монастыря, братия которого проводит в соседней Сретенской зимней церкви, построенной в 1864 году, регулярные службы, а по большим православным праздникам устраивает их в Георгиевском храме.

ВОЗНЕСНЬЕ

Уже на въезде в поселок в трех километрах от основной дороги находится каменная церковь Пресвятой Троицы в Ежесельге, построенная в 1845 году. Ее сегодняшнее состояние позволяет надеяться, что после реставрации церковь простоит еще долго.

На правом берегу Свири, напротив Вознесенья, находится так называемая Пролетарская сторона, ранее называвшаяся Монастырской. Здесь в 1563 году был основан Вознесенский Свирский мужской монастырь, через два десятилетия сожженный шведами, в 1628 году восстановленный, через 60 лет преобразованный в женский и в 1764 году упраздненный.

В 1847 году здесь была построена каменная церковь Вознесения Господня, разрушенная в годы Великой Отечественной войны. Исчезли также деревянные церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радости».

Название поселка появилось благодаря монастырю. До сих пор на месте монастыря встречаются каменные надгробные плиты.

С начала девятнадцатого столетия Вознесенье становится торгово-распределительным центром. Здесь переваливали груз с озерных судов на речные, грузили местные товары, переформировывали озерные плоты для отправки леса в Санкт-Петербург. На правом и левом берегах имелось множество причалов и площадок для грузов, амбаров для хранения зерна и соли. С развитием пароходного сообщения в конце XIX века здесь появились судоремонтные мастерские.

В 1884 году здесь была построена каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, но она не сохранилась.

Во время гражданской войны в поселке располагалась дивизия сторожевых судов, база технического осмотра и ремонт кораблей. Во время Великой Отечественной войны Вознесенье с окрестными деревнями было оккупировано. В центре левобережной части установлен памятник воинам, павшим при освобождении поселка.

До 1954 года существовал отдельный Вознесенский район, потом его присоединили к Подпорожскому. Население поселка составляет около трех тысяч человек. в Вознесенье действует платная паромная переправа для желающих перебраться на другой берег реки.

Ниже по течению расположен поселок Чащеручей, возле которого сохранилось уникальное финское укрепление в скальном массиве под названием «Вепсский замок». Затем вдоль берега тянутся большие просторные дома деревни Красный Бор, известной по средневековым записям, как Княжбор. Достопримечательностью этой деревни является церковь Святого апостола Фомы, построенная в 1873 году. Находится она в плачевном состоянии. После поселка Кранный Бор Свирь разбивается на рукава, обтекая несколько островов, самый большой из них, Иванькоостров, тянется на пять километров. На нем была построена в 1848 году каменная церковь Николая Чудотворца, уничтоженная в годы войны. Судоходна северная протока этого острова, здесь река петляет в высоких скалистых берегах. После небольшого расширения Свирь делится Вязостровом на два рукава и течет в своих берегах. На этом острове в 1912 году была построена деревянная церковь Воздвиженья Креста Господня, не сохранившаяся до наших дней. Сейчас здесь братское кладбище.

Если двигаться от Пролетарской стороны по грунтовой дороге на север в сторону Карелии, через пятнадцать километров встретится деревня Щелейки. перед ней на берегу Онежского озера можно посетить мыс Стеклянный с прекрасным пляжем и речку Коровью со скальным массивом, возле которого археологи обнаружили несколько стоянок эпохи неолита. Название деревни произошло от расположенной неподалеку местности, называемой Крестна Щель. Она тянется вдоль берега Онежского озера в сторону Петрозаводска и представляет собой выход древних геологических пород – черных габбро-долеритов, отвесно поднимающихся над озером на высоту до ста метров. На самом высоком месте этой скалы раньше стояла часовня с образами. Поблизости есть родник с чистейшей водой, к которому ходили крестным ходом, небольшая пещера в скале и маяк, с которого открывается широкий обзор.

Главной достопримечательностью самой деревни является церковь Дмитрия Мироточивого, построенная в 1783 году с колокольней, соединенной с церковью крытым переходом. Церковь в Щелейках пятиглавая. Четыре главки словно кружатся вокруг пятой, самой крупной главы. С запада к церкви примыкает шатровая колокольня, внося в ансамбль элемент завершенности. Восьмерик колокольни расположен на невысоком четверике, который насквозь прорезан аркой. Реставрация церкви проводилась в 1972 – 1978 годах. Но в последние годы ее состояние вызывает большие опасения.

Жители Щелеек издревле были опытными рыбаками, занимались рыбацким промыслом не только в Онежском озере. Озерцковский Н.Я., путешествуя в конце XVIII века по этим местам, так описывал жизнь села Щелейки: «Многие из жителей села каждую весну ездят в Санкт-Петербург на лодках для ловли рыбы в устье Невы. Живут там недель до пяти и более, пока в жительствах их не начнутся полевые работы. Причиной тому большой спрос на пойманную рыбу в это время в устье Невы». Рыболовецкая бригада имеется в селе и поныне. Здесь можно купить свежую и копченую рыбу в любое время.

В шести километрах от Щелеек расположена деревня Гимрека, в названии кроется вепсское слово «хийм», что значит «родня». Среди добротных вепсских изб одна отличается традиционными украшениями на фасаде. Именно перед ней и надо подняться по дороге в гору, где расположена Рождественская церковь, построенная в 1695 году вместе с колокольней и рубленой оградой погоста с резными воротами. Шатер церкви поставлен на восьмерик, украшенный двумя рядами фронтончиков, апсида алтаря крыта бочкой, на щипце которой возвышается главка-луковка, увенчанная деревянным крестом. С запада к небольшой трапезной примыкает двухвсходное крыльцо, фасад которого напоминает скорее старинный сказочный терем – так богато украшен он резными причелинами, доской ветреницей, столбиками с объемной резьбой. Звенья ограды для большей устойчивости соединены поперечными врубками бревен, по всей длине ограды установлена клинчатая кровля, защищающая сруб от осадков. Церковь, закрытая в 1930 году, действовала непродолжительное время в годы войны, но затем ее вновь отобрали у верующих. После реставрации она остается в хорошем состоянии.

За Гимрекой находится небольшой поселок Володарский, почти на границе с Карелией.

Яркой достопримечательностью Подпорожсого района является территория, на которой сохранились многие традиции легендарного вепсского народа. Попасть на нее можно от Гоморович, если повернуть с трассы Лодейное Поле – Вытегра направо. Минуя красивое, богатое рыбой Кимозеро, означающее глухариный ток, а за ним Шокшозеро, деревни, возле которых после войны так и не восстановились, мы приблизимся к бывшей территории Гонгинич. Около деревни археологами обнаружены стоянки эпохи неолита.

До 1917 года деревня входила в состав Юксовской волости Лодейнопольского уезда Олонецой губернии. На территории деревни имелась деревянная во имя Святителя и Чудотворца Николая церковь, построенная в начале семнадцатого столетия и сгоревшая 1 августа 1842 года, заново построенная через четыре года и вновь сгоревшая в 1941 году.

С образованием в 1927 году Винницкого района Ленинградской области деревня стала центром Гонгинского сельского совета в составе деревень: Великий Двор, Заяцкая, Игнатовское, Сергеевская, Ермолинская, Константиновская, Спиридоновская, Савинская, Крестнозеро, Прокопьевская, Тумазы.

В сентябре 1941 года в деревне Великий Двор шли ожесточенные бои с наступающей финской армией. В ближайших окрестностях в результате были уничтожены многие деревни. На сельском кладбище находится воинское захоронение.

Центром земли приоятских вепссов является древнее село Винницы, которая впервые упоминается в приписке к Уставу Святослава Ольговича в XIII веке. В самом селе археологами обнаружены курганы еще более раннего периода. По одной из версий, в названии кроется вепсское слово «венаник», что значит русский. Вполне возможно, что в раннем средневековье это место заселили выходцы из Новгорода, позднее уступившие землю коренным жителям.

Прекрасный вид на село открывается при спуске к нему с Чургоры. Вдоль обоих берегов серебряной ленты Ояти расположились традиционные высокие и просторные вепсские избы. В 1496 году здесь были построены деревянные церкви Георгия Победоносца и пророка Ильи, исчезнувшие еще до девятнадцатого столетия. В 1791 году построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, перестроенная почти через сто лет. Она была закрыта в 1938 году, но здание ее сохранилось. В 1867 году была построена церковь святого Василия Великого, но не сохранилась. В 1790 году из Паданской пустыни была привезена в Винницы церковь Николая Чудотворца. В 1882 году она была перенесена и переосвящена в честь Смоленской Иконы Божьей Матери. Рядом с ней из-за ее ветхости в 2008 году построена часовня с тем же названием.

В годы Великой Отечественной войны Винницы стали прифронтовой территорией, жители села помогали войскам продовольствием и трудом в госпиталях.

В 1998 году в поселке Винницы создан центр по возрождению исконных ремесел вепсского народа: ткачество, плетение из бересты, лозы, вышивка, лоскутное шитье. На базе винницкого Дома Культуры создан Вепсский центр фольклора с музеем традиционного быта и действующими ремесленными мастерскими ткачества, резьбы по дереву и плетению из бересты.

С 1987 года ежедневно в июне проходит традиционный вепсский фольклорный праздник «Древо Жизни», на который собираются вепсы и тысячи гостей из Ленинградской, Вологодской областей и Карелии. Чаще всего он отмечается на месте слияния рек Шокши и Ояти.

И так начнем свое путешествие по земле Вепсской.

В одиннадцати километрах южнее Винниц расположена Немжа. По одной из версий, название переводится с вепсского как «родимый мыс». Как раз в этом месте Оять делает резкий поворот, образуя полуостров. Перед деревней имеются два озера – Белое и Черное, расположенные друг от друга в нескольких сотнях метрах. В одном вода очень прозрачная, в другом темная из-за торфяных примесей. За старым деревенским кладбищем имеется тропа к Сояозеру, где лежит большой крестовый камень – заветное место поклонения.

В центральной части деревни сохранилась церковь Георгия Победоносца, построенная в 1897 году. За ней построен оригинальный пешеходный мост через Оять.

В местной библиотеке организована небольшая экспозиция вепсской бытовой утвари.

Озера – это поселение в двенадцати километрах от Немжи, упоминается впервые в писцовой книге 1496 года. Даже местная живописная озеро называется Озерским. Оно соединяется с Оятью небольшим Урручьем.

До наших дней частично сохранилась церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1689 году. Были в Озерах еще две деревянные церкви Богоявления Господня 1687 и 1909 годов постройки, а также преподобного Александра Свирского, поставленная в XVIII веке, но они не сохранились.

На Крысановой Горе возле сельского кладбища установлен памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

На противоположном берегу Озерского озера в деревне Тишин Конец устроена самодельная часовня. Ходят легенды, что в этих местах бывал вепсский Робен Гуд – Рямза и раздавал бедным имущество помещиков.

В нескольких километрах от Озер, на берегу Яндозера, расположена деревня Юбеничи. Здесь есть старая часовня и новая. В названии кроется вепсское слово, которое переводится как «сова» или «филин». Судя по нему, основатель деревни вел нелюдимый образ жизни.

В нескольких километрах от Озер расположена старинная деревня Пёлдуши. На берегу живописного с множеством островов Печевского озера. В основе названия вепсское слово «пёлд», означающее «поле». Здесь была построена в 1862 году деревянная церковь Рождества Богородицы, которая была закрыта в 1938 году.

В километре была деревня Москва, покинутая жителями в пятидесятые годы. На старом кладбище сохранились остатки каменной стены и чугунные кресты, построена маленькая часовня.

От Пёлдуш можно добраться по грунтовой дороге до Ярославич. Здесь в начале XVI века была построена деревянная церковь Николая Чудотворца, сгоревшая в 1862 году. Самая старая часть Ярославич называется Берег. Здесь в 2005 году построена часовня Николая Чудотворца, а в 1970-е годы был сделан висячий мост через Оять. В нескольких километрах от Ярославич находятся так называемые озера природного парка «вепсский лес». Расположен парк в пределах Подпорожского, Тихвинского, Бокситогорского, Лодейнопольского районов. Занимает площадь около двухсот тысяч гектаров. В нем встречаются незатронутые хозяйственной деятельностью ландшафтные урочища с редкими видами флоры и фауны. Совсем близко от Ярославич, на другом берегу Ояти, возле Чурручья, находится заветный камень, напоминающий своим видом молящегося монаха. Возле него в старину просили исполнения самых заветных желаний, а потом за это служили в Соловецком монастыре.

В четырех километрах от Озер есть деревня Шондовичи. В основе названия - слово, означающее двор с земельным наделом. В ее верхней части расположена часовня Троеручицы, а в нижнем - Покровская с обрушившимся куполом. У некоторых местных жителей до сих пор в обиходе борона-суковатка, смычки, зимняя телега и другие приспособления прошлых веков.

В километре от Шондович по Мягозерской дороге есть еще одна маленькая часовенка.

Поселок лесозаготовителей Курба, построенный в шестидесятые годы, расположен в двенадцати километрах от Озер. Название обозначает лесную чащу. Очень интересен в нем школьный музей, он самый первый в округе и касается вепсского быта с уникальными экспонатами, собранными в окрестных деревнях.

Ладва упоминается с XV века. Деревня находится в десяти километрах от Курбы и называется на дорожном указателе Миницкой. В ее названии кроется вепсское слово, означающее «верховья». Поблизости из Вологодского Чаймозера берет свое начало река Оять.

В деревне сохранилась церковь святого великомученика Георгия Победоносца, построенная в 1712 году, закрытая в 1930 годы. В Кузницах есть большой целебный камень. Лучший музей района создан за Ладвинским озером благодаря этнографу А.Е. Финченко, который смог за два месяца превратить старую вепсскую избу в профессиональный музейный комплекс, включающий несколько тысяч интересных экспонатов. Они разместились не только в самом доме, но и вокруг него, давая полное представление о вепсской крестьянской жизни прошлых веков. Удивительно и то, что помещение, благодаря специальным приспособлениям, наполнено жилым духом, словно хозяева и сейчас топят здесь печь и пекут пироги. Поблизости мастером В. Радаевым в 2006 году поставлена Владимирская часовня. За Ладвой есть место, называемое местными жителями БАМом, здесь была перегрузочная база (с узкоколейки на лесовозы). Очень живописны и богаты рыбой близлежащие озера: Ульозеро и Курбозеро.

Мягозеро упоминается с XVI века. В этой странной деревне частично сохранилась деревянная церковь святого пророка Илии, построенная в первой половине XIX столетия. В местной библиотеке есть уголок местного быта. Ниже Осташевой горы есть Юргозеро глубиной до сорока метров. В центре деревни два озера: Мягозерко большое и маленькое. За Юргозером стояла часовня Илии Пророка, но не сохранилась. В нескольких километрах была деревня Долгозеро, но от нее не осталось и следа. Через эти деревни проходил старинный тракт на Тихвин. В многолюдной еще тридцать лет назад деревне почти не осталось постоянных жителей.

Еще одно удивительное место вепсского края находится в семнадцати километрах от Винниц. Вокруг восстановленной церкви Покрова Божьей Матери растут заветные ели, которым паломники поклонялись много лет. Изначально церковь была освящена в 1685 году в честь Николая Чудотворца, ее перестроили и переосвятили в 1898 году, а в тридцатые годы закрыли. В конце прошлого века от церкви оставались одни руины, но предприниматель из Санкт-Петербурга заплатил несколько миллионов рублей на ее полное восстановление. Неподалеку от Чикозера в 1543 году был основан Введенский Паданский мужской монастырь, который становился и пустошью, и женским скитом, и общиной, и женским монастырем. На этом месте было построено в разное время пять церквей, но ни одна из них не уцелела. В начале нынешнего века на его месте построен большой сруб, но никто там не живет. Переправиться туда можно только на лодке. Старинная плотина разрушена.

Вот и закончилось наше заочное путешествие по Подпорожскому району. Мы хотели показать, как уникален наш родной край, его природа, его памятники деревянного зодчества, люди, живущие здесь. Хочется верить, что жемчужины русской культуры, нашего далекого уголка, будут долго радовать тех, кто умеет ценить прекрасное.

Список литературы

1. Белоусов Б.В., Гладкий С.П., Толстой И.С. Подпорожье: Историко-краеведческий очерк. Ленинград: Лениздат, 1986.

2. Шлипаков И.А. Важины: Историко-краеведческий очерк. Подпорожье: 1997.

3. Зимина Т.Г. Восточное Присвирье 1941-1944; Подпорожье, 2006г.

4. Попова Т.А., Бычкова И.А., Ковалев Д.Н. Вепсский край. Спб.: ГП ИПК Вести, 2005.

5. Уланов В.А. Ленинградская область: Знаете ли вы.– Спб.: Паритет, 2007.

6. Шадрова Л.В. Время печали: Историко-краеведческий очерк о политических репрессиях в Присвирье в 20-30е годы XX столетия. Подпорожье: 2003.

7. Гоголицын Ю.М., Иванова Т.М.Архитектурная старина. Лениздат.1971.

8. Административно территориальное деление Ленинградской области (справочник), Лениздат, 1990.

9. Кисловской С.В. Знаете ли вы? Лениздат, 1968.

10. Брюсова В.Г. По олонецкой земле. Москва: Искусство, 1972

11. Ленинградская область. Лениздат, 1983.

12. Густов В.А, Климов В.Н. Ленинградская область: История и современность. Спб., 1993.

13. Плечко Л.А. Водные маршруты Ленинградской области. Лениздат, 1987.

14. Боброва Р.В.Леса Ленинградской области. Лениздат. 1970.

15. Инно Б.В, Турчанинов Н.Н. Карельский перешеек, Лениздат, 1962.

16. Гирин Р., Фаликова Г., Коняев Н., Вознесенье: Историко-краеведческий очерк. Подпорожье: Свирские огни, 1998.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top