Суралиев А.З.
В эпоху средневековья торговля была одним из важнейших факторов, способствовавших возникновению и развитию города. Таким образом, зачастую города развивались именно в качестве крупных торговых центров, что полностью соответствует торговой теории возникновения городов Анри Пиренна. В самом начале работы можно, таким образом, выдвинуть тезис, что развитие западноевропейского города мало чем в основах своего развития отличалось от развития средневекового города Нижнего Поволжья. Нижневолжский регион с давних времен был центром международной торговли, что было определено выгодным геополитическим его расположением. И сейчас торговля имеет большое значение для развития региона, что вызывает необходимость в истории ее развития.
Уже в XII веке арабскими авторами и путешественниками было зафиксировано существование на Нижней Волге крупного средневекового города Саксина, обязанного своим происхождением именно выгодному географическому расположению: именно здесь сходились воедино важнейшие торговые магистрали. На Волге замыкался древний торговый путь, проходивший через плато Устюрт и являвшийся северным ответвлением Великого Шелкового пути, через Волгу осуществлялись связи восточных государств со странами и племенами Северной Европы. Поэтому Саксин развивался именно как центр транзитной торговли. В последующий золотоордынский период на территории региона возник целый ряд крупных поселений, которые также развивались именно как центры торговли, чему в немалой степени способствовала протекционистская политика золотоордынских ханов. Подобное положение сохранялось вплоть до конца XIV столетия, когда началось нарастание центробежных сил в Орде и города, развивавшиеся благодаря сильной централизованной власти хана, будучи неспособны существовать самостоятельно, являясь искусственными образованиями, пришли в упадок и опустели. В XVI веке с установлением русского владычества ситуация в регионе кардинально изменилась. В XVII веке Астрахань становится достаточно значимым торговым городом. С этого момента Нижнему Поволжью суждено было играть роль южных ворот России в страны Востока.
Нижневолжский регион с давних времен был центром международной торговли. Географы и историки указывают, что торговый путь по Волге возник еще в XIII в. до н.э., в период существования ананьинской культуры. Столь раннее и продолжительное функционирование Великого волжского пути объясняется тем, что именно здесь сходились воедино важнейшие торговые магистрали. На Волге замыкался древний торговый путь, проходивший через Устюрт и являвшийся северным ответвлением Великого шелкового пути. Через Волгу осуществлялись связи восточных государств со странами и племенами Северной Европы. Основные задачи, которые ставит перед собой текущая работа, - проследить характер и динамику развития торговых связей в нижневолжском регионе в период с IX по конец XIX в. Период IX—XII вв. является наиболее сложным и труднодоступным для изучения, поскольку - это период отсутствия монетного обращения на Нижней Волге. Данное обстоятельство заставляет нас вплотную заняться систематизацией исторических источников, которые, несмотря на свою многочисленность, достаточно фрагментарны и отрывочны.
Период с IX по X в. - это время существования Хазарского каганата. Из текстов арабских авторов нам практически ничего не известно ни о внутренней торговле Хазарии, ни о хазарских купцах как таковых, а потому остается предположить, что в Нижневолжском регионе, получившем освещение в источниках в качестве наиболее благоприятного для развития земледелия в то время, хазарские поселения основывались целиком и полностью на натуральном хозяйстве. Это подтверждается тем, что по преимуществу все арабские авторы сообщают об одном единственном виде экспортируемой из Хазарии продукции - рыбьем клее, и только Гардизи пишет, что «отсюда также вывозят хороший воск». И, судя по всему, торговля Хазарии была по преимуществу транзитной. Хазарское государство с самого начала своего существования утвердило контроль над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Уже это показывает, какую роль на тот момент играла Хазария.
Ключевое значение при изучении развития торговых отношений в Нижневолжском регионе в период, предшествовавший монгольскому нашествию, имеет существование зафиксированного источниками примерно с середины XI в. города Саксин, занявшего доминирующее положение в торговле Нижнего Поволжья в рассматриваемый период. Обратимся к текстам арабских источников, описывающих Саксин как крупный торговый город. Особый интерес представляют записки Ибн Исфандийара, Ибн- Фадлана и Абу Хамида ал-Гарнати. Последний сообщает: «А в городе купцов разных народностей и чужеземцев и арабов из Магриба - тысячи, не счесть их числа»[1]. Ибн Исфандийар в своем труде по истории Табаристана «Тарих-и Табаристан», написанном в 1216 г., сообщает, что Сакс им поддерживал торговый контакт с Амулем и сюда через Амуль, прибывали мусульманские купцы из Ирана, Сирии, Хорасана и из Индии[2]. По сведениям Ибн Исфандийара, до 400 больших морских кораблей ежегодно осуществляли перевозки между Саксином и Амулем[3].
При исследованиях Самосдельского городища было обнаружено большое количество фрагментов болгарской керамики, относящихся к XII в. Это позволяет говорить о тесных связях этого поселения с Волжской Бул-гарией в рассматриваемый период, о большом булгарском компоненте среди населения городища, о чем, собственно, свидетельствует арабский путешественник ал-Гарнати. Сам же ал-Гарнати совершил в 1135-1136 гг. поездку в Булгар[4]. На основании массовости археологических находок Д.В. Васильевым было выдвинуто предположение о том, что на этом месте в Х-ХШ вв. существовала болгарская торговая фактория[5]. О существовании такой фактории также свидетельствует горновой обжиг красного цвета, хорошее качество теста с примесью шамота и песка и то, что это в основном гончарная посуда.
В начале XIII в. нижневолжская торговля переживает период упадка, что связано с монгольским нашествием, и новый ее подъем уже по старым направлениям наблюдается, по материалам золотоордынских городов Поволжья, к середине XIII в. Золотоордынские города были важнейшими центрами международной торговли и местами оживленного внутреннего торга. Ханы не только поощряли торговлю, но и обеспечивали почтовую связь и безопасность дорог[6]. На Самосдельском городище не были обнаружены предметы импорта из Ирана или Хорезма, которые относились бы к середине XIII в. либо более позднему периоду. Однако в материалах Маджарского и Селит-ренного городищ они известны, следовательно, торговые маршруты не претерпели каких-либо серьезных изменений. Таким образом, можно сделать вывод: нижневолжский регион с VIII и до начала XIII в. имел огромное значение для возникновения и развития связей Средней Азии и Восточной Европы; внутренняя торговля в регионе не была развита; города региона дос тигли автаркии и не нуждались в развитии внутренней торговли, являясь вместе с тем важнейшими центрами транзитной торговли.
В золотоордынский период происходит значительный скачок в развитии торговли в Нижнем Поволжье. Регион приобретает значение связующего звена в системе международной торговли. Золотая Орда была великой торговой державой средневековой эпохи, и торговля велась главным образом в городах и через города. При всех тяжелых последствиях монгольского нашествия и образования монгольских государств, в том числе и Золотой Орды, огромное значение этих событий в установлении контактов Востока и Запада несомненно. Первые трансконтинентальные путешествия связали Средиземноморье с Центральной Азией и Китаем. Золотая Орда пролегла между миром европейских государств Запада, славянским миром, Средней Азией и дальневосточными странами. Связующим оказался тюрко-монгольский этнос. Диалог Запада и Востока получил в XIH-XIV вв. новый мощный импульс. В этом диалоге золотоордынские города сказали свое веское слово. Парадокс истории заключался в том, что эту всемирно-историческую роль Золотая Орда сыграла благодаря мощной деспотической власти, завоевывавшей и подавлявшей народы.
Упадок сильной центральной власти золотоордынских ханов и вслед за этим упадок городов, в первую очередь их торговли, были связаны с тем, что основные трассы Великого шелкового пути были перенесены на юг и вновь прошли по старым маршрутам через Среднюю Азию, Иран и Левант. Это было вызвано созданием мощной империи Тимура и Тимуридов. В последующее время, в период XV - первой половины XVI в., вследствие разграбления золотоордынских городов Тимуром торговля окончательно приходит в упадок, города фактически прекращают свое существование.
Ситуация изменилась с присоединением к России Астраханского ханства, которое произошло в 1556 г. И здесь целесообразно говорить исключительно об Астрахани. Стремительное строительство нового города, понимание правительством ключевого значения Астрахани и всего региона Для торговли с Востоком - все это имело значительные последствия. Особое внимание привлекает к себе следующий фактор: долгие годы после того, как Астрахань вошла в состав Московского государства, она была единственным населенным пунктом на громадном пространстве Волги, почти от Казани и до самого Каспия. Только через тридцать лет после занятия Астрахани русскими стали появляться крепости на Нижней Волге - Самара в 1586 г., Царицын в 1589 г., Саратов в 1590 г. С одной стороны, Астрахань и так имела на фоне этих городов более выгодное географическое расположение, а с другой - подобная незаселенность вела к ослаблению контроля над внутренними торговыми магистралями. Известно, что оживленный торг в Астрахани наблюдается уже в конце XVI столетия. В XVII в. западные путешественники, в частности А. Олеарий, описывают Астрахань как крупный торговый город, сообщая о великом торге, что
здесь ведется. В XVH в. русское правительство всячески поощряло проникновение иностранного купечества в города региона. На тот момент внешняя торговля русскими купцами практически не осуществлялась, и потому правительство предполагало проводить укрепление экономического взаимодействия со странами Востока через иностранных купцов. В XVII в. в Астрахани существовал целый ряд иноземных торговых дворов, созданных по повелению государя. Особо многочисленным было в Астрахани представительство армян, составлявшее в начале XVIII столетия 1/6 от общего городского населения.
Всплеск интереса к минувшему столетию наблюдается во второй половине XIX в. Целый ряд авторов поднимают проблему экономического развития региона в XVIII - первой половине XIX в. Достаточно ценные сведения о внешней торговле России через Астрахань сообщают К.И. Арсеньев[7], Ю. Гагемейстер[8], К.О. Герц[9]. Информацию об экономическом развитии Астрахани, а в его контексте и сведения о развитии внешней торговли в своих работах представляют М. Рыбушкин[10], И.В. Ровинский[11]. Отдельно следует отметить диссертационные исследования А.И. Карагодина[12], АЛ. Рябцева[13], М.И. Имашевой[14], Ф. Абдуллаева[15] .
Сведения, которые мы можем получить, проанализировав указанные работы, весьма обширны. Слабая изученность развития внешнеторговых отношений первой половины XVIII в. объясняется достаточно просто: значительная часть документации за этот период просто погибла в результате пожара, произошедшего в начале второй четверти XVIII в. Нам лишь известно, что динамика развития была поступательной; процесс, получивший начало еще в конце XVI столетия, продолжал развиваться. Вместе с тем, не обладая письменным подтверждением, не располагая текстовыми источниками, мы можем сделать логически обоснованное предположение, что, несмотря на неизменную тенденцию к росту внешнеторговых оборотов, характерную для всего периода XVIII столетия, были и отрезки времени, на которых торговля фактически замирала, приостанавливалась, что было связано с конфликтами со странами Востока и сложной внутренней ситуацией в регионе, в частности- с Астраханским восстанием 1705-1706 гг.
Однако к концу XVIII столетия роль Астрахани, согласно А.Л. Рябцеву, меркнет на фоне Санкт-Петербургского порта и составляет уже весьма незначительный процент от общего внешнеторгового оборота России. К XIX в. торговля в значительной степени активизируется, но не по всем направлениям. Астрахань теряет свое значение в русско-индийской торговле, что связано с развитием судостроения и началом хождения пароходов по линии Одесса-Бомбей.
Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении периода с IX по XIX в. Нижнее Поволжье выступало важным ключевым звеном в системе международной торговли, однако создание единого централизованного русского государства, которое сумело сформировать целый ряд иных торговых форпостов, с течением времени лишило Астрахань ее исключительного положения.
Примечания
тральную Европу (1131-1153). М, 1971. С 27.
[2] Там же. С.95.
[3] Там же. С.96.
[4] Там же. С. 9.
[5] Васильев Д.В О местоположении города Саксин // I Международная Нижневолжская архео
логическая конференция: Тезисы докладов Волгоград, 2004
[6] Федоров-Давыдов ГА Торговля нижневолжских городов Золотой Орды // Материалы и ис
следования по археологии Поволжья Йошкар-Ола, 1998. С 38.
[7] Арсеньев К И Статистические очерки России. СПб., 1848.
[8] Гагемейстер Ю. А. О европейской торговле в Турции и Персии. СПб., 1838.
[9] Герц К.О. О европейской и преимущественно российской торговле с Турцией и Персией. М., 1839
[10] Рыбушкин М. Записки об Астрахани Астрахань, 1841.
[11] Равинский ИВ Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний по гражданскому и естественному их состоянию СПб , 1809
[12] Карагодин А.И Астраханский край в конце XVIII - 1 пол XIX вв (К вопросу о генезисе капитализма на южных окраинах России): Дис ... канд. ист наук. Ростов-на-Дону, 1972
[13] Рябцев АЛ. Внешняя торговля России со странами Востока через Астрахань во второй поло-вине XVIII века: Дис ... канд ист. наук. Астрахань, 1998
[14] Имашева МИ Внешняя торговля России со странами Востока через Астрахань в первой половине XIX века: Дис ... канд ист наук. Астрахань, 1998
[15] Абдуллаев Ф Из истории русско-иранских отношений и английской политики в Иранев н. XIX в : Дис ... канд. ист наук Ташкент, 1965.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»