Мармилова Е.П.
Введение
Астраханский край – это моя родина. Здесь я родилась, чтобы сохранить историю своей малой родины, нужно много работать: посещать библиотеки, архивы, брать интервью у интересных людей. Ведь история это не только история нашего государства, но и история целого народа, каждого человека, который живет в России. Именно человеку посвящено мое исследование, его вкладу в развитие нашей страны и города Астрахани.
В своей работе я соединила две истории. Первая об Астраханском ансамбле «Моряна», а вторая - об его артистке Гришиной Зяйнаб Сибгатулловне.
Гришина Зяйнаб Сибгатулловна родилась 28 ноября 1931 года. Она немного волновалась, когда я спрашивала о ее родителях.
«Мама – Даутова Алимя Асфандияровна 1896 года рождения, умерла в 1981 году, до революции работала преподавателем арабского языка в школе. Папа был старше мамы на 13 лет, умер на один год раньше мамы (в 95 лет), работал ветеринаром.
Сначала родители жили в деревне в Сызране Куйбышевской области (ныне Самарская обл.), потом переехали в город. В деревне было свое хозяйство. Папа разводил лошадей. По приезду в город отец торговал материей, работал портным, шил на заказ. Мама не работала.
Я спросила о том, как они пережили революцию. К сожалению, по этому вопросу она ничего не знает о жизни родителей, но сказала, что «была сильная голодуха».
В семье было еще два брата и одна сестра. Брат Абдулхак 1924 года рождения работал на заводе.
Практически вся семья Даутовых отличалась творческими способностями. «Средний сын Алексей (Абдулхак) плясал в самодеятельности. У мамы было сопрано».
- Как вы пережили войну?
-В Куйбышеве (620 км) стали бомбить мост. Всем семьям сказали рыть убежище. Но наш папа построил, и убежище и баню. Когда бомбили, к нам попадали только осколки. Раза два, бомбили, потом тишина. В основном не коснулась война.В луга ходили, рвали дикий лук. Ели кислую траву, в основном, все сажали во дворе: картошку, капусту. Было очень интересное совпадение. Папа в 1941 году собрался ехать в деревню, прямо тогда, когда он выходил из ворот дома, объявили о начале войны. В войну он поехал в деревню. В этих же воротах объявляли, что война закончилась. Потом выступали во Дворце пионеров (1946-1947 гг.). В госпиталях выступали. Пели песни о раненных солдатах. До сих пор вспоминаю о том, как у солдатов, не было по одной руки, но они хлопали нам особым способом. Сидели по двое: один хлопал левой рукой другого с правой рукой. Слезы наворачиваются, стоит в глазах эта картина. Это была детская самодеятельность».
Как складывалась Ваша жизнь после войны?
После войны конкурсы, работать пошла. Меня не брали, так как мне не было 16 лет. Взяли на фабрику ученицей. Я пришивала пуговицы, так накрепко, как папа.
В 1950 г. вышла замуж. В 1951 году родилась первая дочь Светлана Викторовна. Работала на телеграфе в г. Сызрани.
Государственный Волжский Народный Хор
Потом начались разные конкурсы. Набирали по инициативе И.В. Сталина. В Государственный Волжский народный Хор. Конкурс проходил по всем городам и областям. Из 2500 тыс. человек отобрали только 50 человек. У нас в г. Сызрани прослушали 300 человек, никого не взяли.
У В. И. Сталина была такая думка: что в нем должны участвовать артисты разных национальностей, каждой петь свои песни, но, по-видимому, не получилось.
Как я прошла в Волжский хор. Взяла баяниста и прошла на сцену. Я участвовала в нашей самодеятельности, выступала от телефонной станции в клубе «Нефтяников», исполняла песню Дунаевского из кинофильма «Весна». Кто-то открыл дверь, оказывается, это была комиссия по отбору в хор. Я очень хорошо выступала. Если бы я знала, что меня слушает комиссия, я б так не выступила.
Потом последовал вызов уже вступать в Волжский Государственный народный хор.
В 1952 году пришлось дочку оставить у мамы. Я умоляла маму меня отпустить. Она согласилась. Она знала, что я с детства мечтала быть артисткой. Мужа забрали в армию. Началась работа. Сначала нас учили на курсах музыкального училища: гармония, оркестр, балалайку. Последнее у меня всегда была «5». Учились 3-4 месяца. Потом начали готовить программу. Сталин хотел нас послушать. Мы приготовили ковер. На нем было нарисовано: Стройки, электростанции, фрукты, трактора:
А кому, этот ковер, а кому этот ковер.
Доставался кому, доставался
Тот ковер, Ковер, доставался ковер. Кому?
Сталину родному…
Вся послевоенная жизнь. В середине был портрет И.В. Сталина. Мы с танцем подготовили программу. Но, в 1953 году он умер. Как мы плакали. Плакали.
Во-первых, плакали о нем. Во-вторых, готовили программу для него. В-третьих, программа готовилась для выступления в Кремле. Но теперь все это пропало.
Потом выучили следующую программу. К нам приехал Григорий Пономаренко (композитор). Много пели его песен, например, песню «Из далека долго течет река волга..».
Командировка первая
Моей героине было всего 22 года, когда она отправилась на первые гастроли. В записях ее дневников содержится информация о дате посещения городов, указаны названия гостиниц, информация о том, как принимали выступление хора.
Проехали 10 городов.
…
7 июня едим в санаторий «Кавказская Ривьера». Вечером встреча с делегатами из Индии. Женщина - министр здравоохранения, ее секретарь, переводчики: мужчина и женщина. Трогательная встреча. Министр попросила показать ей поближе балалайку. Она смотрела на нее, с таким удивлением! Ей понравились наши костюмы.
8 июня уезжаем в г. Ростов.
…
11 июня в Ростовской Государственной филармонии. Был аншлаг.
12 июня купались в р. Дон. Вода темная, илистая. Сегодня уезжаем в г. Днепропетровск (18 часов от Ростова).
13 июня. Приехали. Сидим в доме Колхозника. К 18.00 на местах для выступления. Давали концерт в парке им. Шевченко. Принимали хорошо.
…
1 июля Кодиевка. Горная школа. Гостиница «Раздолье». Матрасы только одно название. Концерт во дворце им. Горького.
2 июля ДК недалеко от Кодиевки. Зал большой. Принимали хорошо. Аншлаг.
Итак, поехали дальше.
4 июля п. Шахты. Лисичанск. Дворец чудесный. На полу ковры. Все красиво.
Встреча Вторая
Далее ехали по маршруту: «Рубежное – Донбасс – Пролетарск – Харков – порт Шевченко».
П. Шевченко. Главное на первом ряду сидел Заслуженный артист – Свердлин (актер). Были аплодисменты. Подошел к авансцене Свердлин, помахал нам рукой с улыбкой на лице. Пожелал нам всяческих успехов.
…
27 июля Комсомольск. Поздравляли с окончанием гастролей и просили дать первый концерт после отпуска.
Гастроли заканчивались и в отпуск. Едем в г. Куйбышев. Получаем расчет. С 28 июля по 9 сентября отпуск. 9 сентября быть на работе.
Командировка вторая с 14 октября 1953 г. по 28 марта 1954 г. Урал и Дальний Восток
1 марта в Улан-Уде.
2 марта ночью Байкал. 8 тоннелей. Скалы по одной стороне, по другой вода. Вода замерзшая. Уже 9 тоннель. Оттуда идет товарный поезд. Едем медленно. Медленно, уже проехали 10 тоннель. Впереди виднеется еще. Какой красивый голубой лед! Вот впереди домики, прямо на берегу у линии. Все посты, уже 19 тоннель. 20 тоннель - большая, какой-то дряхлый мостик, а впереди тоннель. Почему-то остановились. Наш вагон последний. Мы остановились на этом мостике почему-то. 21 тоннель. 22 тоннель – ехали в ней долго и медленно. Было предупреждение об опасности. 23 большая тоннель. 24 маленькая. 25 большая. Налево страшно смотреть – скалы. Вроде бы так и хотят обрушиться. 26 тоннель на протяжении нескольких километров. Можно было выспаться. В это время. В ней было 50 лампочек и на другой стороне столько же. Вот опять 27- большая. Вот уже совсем не вижу, а только успеваю записывать. 28- маленькая, 29 малая, 30 - малая. Качает нас во всю. Едем быстро. 31 тоннель - малая. 32 едем быстро. 33 - большая. 34 - малая. 35 - большая. Какая-то могилка на берегу с загородочкой, крест. Какой-то случай был, кто-то погиб. 36 -тоннель большая. Опять остановились. Что-то не то, едем тихо, тихо. 43 средняя (небольшая и не малая). 44 тоннель тоже, ой, а сколько поворотов опасных, а едим тихо, тихо. 45 тоннель малая. Обычно вязали, когда ехали. Вязать не можем. Темно. Уже целый день едим мимо Байкала. Всего 50 тоннелей. А сейчас будет станция Байкал. На воде ловят рыбу рыбаки. Вчера был город Иркутск. А теперь поехали в другую сторону. Скоро приедем в г. Куйбышев (воскресенье 7-го в 13.00).
Отпустили в отпуск на 21 день. С 8 марта по 30 марта.
Встреча Третья Командировка третья от 15 июня по 19 сентября 1954 г.
Маршрут на 1954 г. Волжского хора.
Начинаем с Астрахани с 19 июня по 20 июня.
Г. Грозный с 21 по 28 июня.
Г. Баку с 29 по 12 июля.
Г. Ереван с 14 по 18 июля
Грузинская ССР с 19 июля по 4 августа.
Г. Сочи с 5 по 9 августа.
Кавказские Минводы с 11 по 15 августа.
Крым с 20 августа по 1 сентября.
Украина с 1 сентября по 15 сентября.
Г. Балашов с 16 по 19 сентября.
Всего дали 45 концертов.
7 сентября утром в 9.00 будем в Москве. Вечером репетиция.
После этих гастролей я осталась в Москве и поступила в цирк. 1 октября поехала выступать в г. Саратов работать.
«Кем бы вы хотели работать в цирке?»
Как поступила в цирк? Вечером давали концерт. Днем гуляли по Москве. Увидела афишу: «Конкурс в цирк». Там дежурил администратор, и я спросила: «Можно ли записаться на конкурс». В ответ: «Принимаем заявления только от мужчин». Я сделала жалкий вид и сказала: «Ах, как жалко!». Он посмотрел на меня с интересом и сказал: «Кем бы я хотела стать?». Я сказала: «Клоуном». Он сказал: «Испокон веков не было женщин клоунов». А я сказала: «Будет».
Успешно прошла собеседование. Предложили уже работать в иллюзионный аттракцион к Шагу Навожилову.
Цирковой номер. Я выхожу с песней «Фонарики», оркестр играет:
«И не только вдоль Москвы реки
А по всей большой стране труда
Зажигаем мы теперь фонарики
И гудят над нами провода.
Припев:
Гори над головой все ночи до зари
Мой славный друг – фонарик мой.
Гори, гори, гори…».
Ш. Навожилов предлагает мне дощечки, я раскрываю дощечку под музыку. Из этих дощечек получается ящичек. Этот ящичек ставлю на стул. Переворачиваю его, и, предлагаю ему посмотреть в ящичек. Он смотрит и вытаскивает фонарик. Я вешаю его на столбик. По кругу. По манежу стоят столбики. Я с песней вешаю их. Они загораются. Итак, от фонарика к фонарику. От столба к столбу. Все столбики завешиваю, и в конце все фонарики загораются одновременно.
Это была моя работа в Московском цирке.
Цирк. Сначала 1 мес. В г. Саратов, потом 1 месяц в г. Ташкент. В Ташкенте я уволилась, очень скучала по дочери. Посмотрела ни цирковую жизнь. Не хотела, чтобы ребенок учился в школе по 1 месяцу.
Как быть дальше?
Уехала в г. Сызрань. Я устроилась в Сызранский ТЭЦ (тепло-электро централь) заведующим детским центром клуба. Оттуда послали учиться в г. Москву. После обучения приехала. Уволилась. Так как поехала работать в Чувашский ансамбль солисткой хора. Выучила чувашские песни. Запевала. По семейным обстоятельствам уехала в свой город Сызрань. Поступила в клуб на должность руководителя хорового кружка гидротурбинного завода. Затем поступила в военную базу руководителем хора на должность начальника клуба.
В 1957 году уволилась. Уехала в г. Ташкент с мужем. В Ташкенте так же видела первый «Спутник».
Из Ташкента приехала жить в г. Астрахань
Гастроли ансамбля «Моряна»
Уже в 1958 году в сентябре поступила в ансамбль песни и пляски «Моряна», ансамбль «Каспийских рыбаков» в конце года. Была освобождена от работы в 1965 в связи с реорганизацией смешанного хора в мужской. «Моряна» был смешанный ансамбль – оркестр, хор, танцевальный коллектив большой. Мужчины запротестовали: «Нам не нужен ансамбль без женщин». Нас опять вторично зачислили в 1975 году. Куда я и поступила Артистка первой категории. В 1986 году была уволена в связи с уходом на пенсию.
Гастроли:
Москва 1960 г.
20 ноября 1960 г. Академия Гагарина в 13.00
21 концерт.
22 выступали в Доме офицеров.
23 ноября в ЦДСА (Центральном доме Советской Армии).
24 ноября в ДК № 1.
25 ноября Завод Интусбаст.
26 ноября в Доме офицеров Фруизе.
27 ноября 2 концерта в Минтиртет.
28-29-30 ноября в доме офицеров Жуковского.
Гастроли в Казахстане:
1983 год поездка в Казахстан с 28 октября по 3 ноября.
2 ноября по 4 ноября г. Актюбинск.
7 ноября по 15 ноября Кустанай.
17-19 ноября Аркалык.
21 по 26 ноября Ценоград.
27-30 Кокчетаб и домой.
В каких картинах вы работали актрисой?
Я снималась в нескольких фильмах: «Старшина», «Дюба Дюба», «Не может быть», «Вечерний звон».
В фильме «Вечерний звон» играла старую бабушку. Снималась 5 дней. 2001 год с 3 октября по 8 октября проходили съемки. Художественный фильм. Москва. Режиссер: Владимир Иванович Хотиненко. Этот фильм об одном писателе, его воспоминаниях (старого двора и бабушки).
Фильм «Старшина». Я на базаре. Эпизод: Госпиталь. Там во дворе медсестра.
Фильм «Дюба Дюба». Сидела в тюрьме 2 дня.Играла бандершу. Но там многое вырезали. Этого эпизода нет. Слишком жестоко. (В Астрахани тюрьма «Белый лебедь в центре города).
Фильм «Не может быть» в массовке.
В Астрахани так же играла в спектаклях. Например, в поставке Бабу ягу из произведения Леонида Филатова «Сказ про Федота- стрельца….
Читала стихотворение Твардовского «на крыльце». Оно посвящено тяготам войны, состоит из 40 четверостиший.
Знаменитые люди в нашей жизни
В нашей жизни мы большое внимание уделяем встрече с известными людьми. Эти люди всегда интересны. Зяйнаб Сибгатулловна несомненно встречала таких людей. Среди них Вертинский, Утесов, Свердлин, заместитель Председателя Совета министров СССР Полянский (ездили с хором в Москву на фестиваль), Спартак Мишулин, Иванов Сан Саныч (вел программу «Вокруг света»), композиторы: Зиновий Дунаевский, Зайчиков В. М., Анатолий Гладченко (астраханский композитор).
Анатолий Гладченко специально для исполнения З. С. написал песню «Царевская татарочка».
Это был последний вопрос, который я задала Зяйнаб Сибгатулловне. Работа по записи интервью была завершена.
Зяйнаб Сибгатулловна всегда была артисткой, да и сейчас, когда она не выступает, в ней чувствуется творческая натура. Ее жизнь неразрывно связана с искусством.
После того, как она вышла на пенсию, то записалась в «Хор ветеранов». Его она посещала 5 лет.
Моя героиня – Гришина выступала в Астраханском ансамбле песни и пляски в «Моряне».
Страница истории о «Моряне»
Чтобы найти более подробную информацию о страницах истории ансамбля «Моряна», я посетила Областную Библиотеку им. Крупской. Необходимая информация оказалась в краеведческом отделе.
Книга 1. М. А. Этингер. Музыкальная культура Астрахани. Нижне-Волжское книжное издательство. Волгоград. 1987 г. С. 131-134.
Заголовок публикации оказался неожиданным: «Рыбацкий ансамбль». Далее шла информация о дате создания: 1945 год. Формирование участников ансамбля проходило следующим образом: «Специальная комиссия прослушала многих участников художественной самодеятельности, по преимуществу рабочих рыбной промышленности и колхозников. Был укомплектован хор в составе 50 певцов, оркестр из 20 музыкантов и танцевальная группа»[1]. Художественным руководителем стал режиссер В. Ф. Белоярцев, главным дирижером – Е. А. Синицын. Первое выступление коллектива состоялось – 9 мая 1945 года: «Слушатели отмечали свежее звучание хорошо подготовленного хора и оркестра, яркость выступления танцевальной группы»[2]. Гастроли. Гастроли. Гастроли: «После нескольких концертов в Астрахани началась постоянная гастрольная деятельность коллектива, прежде всего в периоды весенней и осенней рутины на Волге и Каспии. Ансамбль, то в полном составе, то, разбиваясь на бригады, отправлялся в море и по рукавам волжской дельты. Помимо концертов творческие работники оказывали на местах помощь художественной самодеятельности, консультировали руководителей народных хоров и танцевальных групп, содействовали подготовке новых программ»[3].
Очень важный момент. В книге я нашла факт, о котором мне рассказала бабушка Зинаида: «С весны 1953 года художественным руководителем стал заслуженный деятель искусств Латвийской ССР А. Я. Абрамис, который сумел значительно поднять профессиональный уровень коллектива. Через несколько лет его сменил заслуженный деятель искусств УССР композитор З.О. Дунаевский».
О работе ансамбля «Моряна» следующие строки:
«Уже в первое десятилетие существования ансамбля им было обслужено свыше 400 тыс. слушателей. Помимо Астраханской области артисты выступали перед тружениками Казахстана, Туркестана, на рыбообрабатывающих предприятиях Азово-Черноморья, Дагестана, в городах Поволжья. Артисты «Моряны» совершали крупные поездки в Заполярье и на Балтику. Одна из бригад направилась на плавучей базе «Тамбов» к берегам Гренландии и дала 25 концертов. Артистов тепло встречали слушатели в Мурманской области и Литве, Москве, Ленинграде (ныне г. Санкт-Петербург)».
Но не все так гладко, как казалось… «Коллектив не всегда располагал необходимым числом солистов-певцов. Ощущался временами застой в работе танцевальной группы, нередко все же радующей публику новыми, интересными по замыслу плясками. Критика отмечала, что подготовка новых программ происходит слишком медленно»[4].
Все это не умаляло достоинств ансамбля «Моряна»: «Она постепенно превратилась в квалифицированный коллектив, воспевающий нелегкий, но столь важный для страны почетный труд советских рыбаков. Если в концертах когда-то звучали лишь единичные произведения, связанные по тематике с рыбацкой жизнью, то позднее отличительной чертой «Моряны» стали настойчивые поиски именно такого репертуара. В программы включались произведения, написанные специально для ансамбля З. Дунаевским, С. Комяковым, астраханским баянистом В. Зайчиковым, художественным руководителем, заслуженным деятелем искусств РСФСР В. Егоровым и другими местными авторами»[5].
Зеленгинская кадриль: «В свое время балетмейстер ансамбля П. Змин и баянист инструментальной группы Е. Боев первыми записали рисунок и мелодию самобытного и популярного в восточных районах области народного танца – Зеленгинской кадрили. Этот танец был поставлен хореографической группой ансамбля, а затем сводным любительским коллективом, выступавшем в заключительном показе Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности в 1954 году. Хор «Моряны» стал самым первым профессиональным исполнителем популярных рыбацких народных песен волжских низовьев»[6].
Книга 2. К 50-летию образования Астраханской области. Астрахань Музыкальная. Под. Ред. Проф. М. Этингера, М.: 1994 г. С. 12-14, 32
О Викторе Егорове и Астраханской Государственной Консерватории: «В настоящее время в штате консерватории состоят бывшие выпускники Астраханского музыкального училища дирижер Ф. Сепкулов (профессор кафедры сольного пения и оперной подготовки), хормейстеры профессора С. Комяков и В. Егоров (ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации) и др.»[7].
Книга дополняет мои первоначальные сведения об ансамбле «Моряна». Е. А. Синицын позднее стал дирижером Московского театра оперетты.
«Остается лишь сожалеть о том, что после более сорока лет успешной деятельности у рыбохозяйственного концерта «Каспрыба» не нашлось необходимых средств для дальнейшего его содержания. Ныне преобразованный ансамбль именуется «Возрождение» и финансируется Облрыболовпотребсоюзом».[8]
Архивный поиск
В архиве, сначала работала с путеводителем по архиву.[9] Здесь в этой книге я обращала внимание на вопросы управления культуры. В организациях по переработке, добыче рыбной продукции. Следующие описи, которые я составила по путеводителю:
Это была только часть исследования документов, вторая часть уже была не по путеводителю, а по годам работы ансамбля, то есть с того момента, как туда попала З. С., это 1960-1985 гг. Здесь я уже выписала другие описи, например, 1. опись 1962 гг. – Ф. 9, оп. 3, д. 184, 2. Опись Ф.9, оп. 3, д. 184, 3. 1963-1967 гг. Ф. 9, оп. 3, д. 215.
Именно с этими делами мне и предстояло работать после оформления заказа на выдачу дел и документов.
Работа с документами
Открываю первое дело. Партийный архив Астраханского обкома КПСС Фонд 765 опись 1 дело 28. Начато 3 янв. 1975 г. окончено 23 декабря 1975 на 63 листах.
Здесь находятся документы, а именно «протоколы партийных собраний и заседаний партбюро. Первичной партийной организации областного управления культуры Кировского района гор. Астрахани».
Можно было вынести найденные документы в приложение, но они непосредственно связаны с деятельностью управления культуры Кировского района гор. Астрахани и интересны, как документы для общего исследования.
Партийный архив Астраханского обкома КПСС Фонд № 765 Опись 1 Дело № 28
Начато 3 янв. 1975 г. окончено 23 декабря 1975 года на 63 листах.
Протоколы партийных собраний и заседаний партбюро. Первичная партийная организация областного управления культуры Кировского района гор. Астрахань.
Протокол № 9 отчетно-выборного партийного собрания первичной партийной организации областного управления культуры
От 24 июля 1975 года.
На парт. учете состоит членов КПСС – 15 чел,
Присутствовало: членов КПСС – 13 чел,
Отсутствовало по уважительной причине – 2.
Председатель собрания: Н. Щербинина
Секретарь собрания: Т. Быкова
Повестка дня:
Отчет о работе партийного бюро за период работы с 24 сентября 1974 года по 24 июля 1975 г. (Докладист тов. Мартышкина А. В.)
Выступления в прениях:
Сластин Е. М. директор областного Дома народного творчества:
Учебный год в системе политического просвещения завершился успешно, занималось 32 чел.-коммунистов и комсомольцев. К семинарским занятиям все слушатели готовились добросовестно, выступления тесно связаны непосредственно с работой.
Новый учебный год 1975-1976 гг. начинаем с программы «Роль личности в развитом социалистическом обществе». В настоящее время коллектив Областного Дома народного творчества работает над осуществлением программы проведения первого Всесоюзного фестиваля самодеятельности художественного творчества трудящихся, которых направлен на дальнейшее развитие массового художественного уровня самодеятельности искусства, его роли в коммунистическом воспитании и организации свободного времени трудящихся, добивается участия всех коллективов и участников художественной самодеятельности в фестивале. В помощь коллективам художественной самодеятельности готовим репертуар по всем жанрам.
Иванов Н. В. – из отчетного доклада видно, что партбюро много внимания уделяло работе комсомольской организации. Значительно повысилась дисциплина комсомольцев, почти 100% посещение комсомольских собраний, проведена большая работа по обмену комсомольских билетов. Партийному бюро более следует уделять внимание работе учреждений культуры на местах, всячески поднимать их авторитет.
Особое внимание обратить на проведение районных семинаров культпросветработников.
Сизова Л. Н. – зав. отделом пропаганды и агитации РК КПСС:
В отчетном докладе и выступлениях коммунистов следует отметить большую работу, проделанную партийной организацией в целом. Особенно это заметно в городе. Много проведено интересных мероприятий, конкурсов, слетов, обо всем этом говорят яркие афиши, пригласительные билеты, поиск новых форм эффективной работы.
Но сегодня хочется поднять проблемные вопросы. Здесь говорили о проблеме зрителя на спектакле, но и сами творческие работники редкие гости в цехах, в рабочих коллективах, показ отдельных фрагментов, обсуждений спектаклей. Эту проблему надо решать.
Заслушав и обсудив отчетный доклад партбюро «О работе первичной организации за период с 24 сентября 1974 года по 24 июля 1975 года партийное собрание отмечает, что за отчетный период партийное бюро активизировало работу коммунистов по реализации решений 24 съезда КПСС по коммунистическому воспитанию трудящихся по идеологическому обеспечению социалистического соревнования за досрочное выполнение планов и национальных обязательств 1975 года, 9-ой пятилетки в целом.
Вместе с тем партбюро отмечает, что со стороны парт бюро не было должного контроля за выполнением принимаемых решений, нерегулярно заслушивало отчеты коммунистов о выполнении парт. поручений, отсутствовал должный контроль за работой политинформаторов, агитаторов.
Партийное собрание решает:
Аракелов В. В. (подпись)
Щербинина П. И. (подпись)
Еще один документ, на который достаточно широко рассказывает о партийной работе управления культуры кировского района: К протоколу № 1 от 28 августа 1975 года Методический Совет организационно-партийной и идеологической работы Кировского РК КПСС:
Материалы по подготовке и проведению партийного собрания с повесткой дня: «О состоянии и мерах повышения уровня критики и самокритики в партийной организации, в свете решений 24 съезда КПСС гор. Астрахань 1975 г.»
В документе рассматривались след. Вопросы: 1. Значение критики и самокритики в деятельности коммунистической партии. 2. Основные черты критики и самокритики и самокритичности. 3. Состояние самокритики и критики в первичной партийной организации. 5. работа партбюро по созданию условий для развертывания критики и самокритики в партийной организации. 6. Задачи парт организации в свете решений 24 съезда КПСС по развертыванию критики и самокритики.
В архиве были найдены документы учреждений по управлению культурной деятельностью гор. Астрахани в Кировском районе. Они характеризуют работу управления культуры Кировского района. З. Даутова-Гришина также являлась художественным руководителем гидротурбинного завода, выполняла работу методиста.Вот, что написано в вырезке из газеты «Обслужено концертами 1600 человек»: «Бригады художественной самодеятельности клуба гидротурбинного завода и строительного треста № 112 с 13 по 19 июля совершили поездку по колхозам и МТС Шигонского и Новодевического районов. Они побывали у механизаторов Губинской, Усольской и Шигонской МТС, в колхозах «Память Ильича», «Память Сталина», имени Калинина и других. Всюду колхозники и работники МТС тепло встречали шефов из города. Концерты проходили при большом стечении зрителей. Всего за время поездки обслужено более 1600 человек. Выражая благодарность за хорошие содержательные концерты, колхозники и механизаторы вместе с тем высказали пожелание, чтобы программа их увязывалась с местными факторами из жизни села, района. Это замечание коллективы художественной самодеятельности учтут и постараются в следующий раз увязать содержание номеров с жизнью колхозной деревни».
Настоящая кладовая или личный архив
С Зяйнаб Сибгатулловной у нас было три встречи. Ко второй встрече она подготовила для меня документы. Ой, это настоящая кладовая для исследователя.
1. Удостоверения. Пропуски.
-аттестационное удостоверение «№ 06647 исполнительская специальность вокалистка-солистка».
- удостоверение: «тов. Гришина З. С. Является участником заключительного показа Всероссийского смотра художественной самодеятельности, посвященного 50-летию Советской власти».
- удостоверение: «Всесоюзное объединение «Каспрыба» Политкультэкспедиция Ансамбль «Моряна». Удостоверение № 32 Гришина З. С. является артисткой хора».
- пропуск в «Кремлевский дворец съездов № 017792 действителен до 30 сентября 1967 гг.»;
2. Трудовая книга. Решение. Анкета туриста. Справки с места работы. Личный листок по учету кадров. Отзыв.
В решении установлена разовая ставка: а) за участие в смешанном концерте 6 руб. 50 коп., б) за участие в сольном концерте: «пропуск» (не указано). Месячный оклад – 120 рублей. Документ от 7 мая 1966 года.
В анкете туриста все вопросы показались вполне обычными, кроме одного: «Были ли вы или Ваши родственники в плену или интегрированы в период Отечественной войны, где, когда и при каких обстоятельствах освобождены?».
- Справка: «Куйбышевское областное управление культуры. Гришина З. С. поступила в Государственный Волжский народный хор в качестве певицы. За время пребывания в хоре она прослушала курс по подготовке певцов хора и в объеме установленных программ, показала хорошие успехи по музыкальным дисциплинам: музграмоте, сольфеджио, хороведению и хороуправлению».
Личный листок по учету кадров. Выяснились новые факты: Соц. происхождение, а именно бывшее сословие (звание) родителей – крестьяне, основное занятие родителей до октябрьской революции - рабочие. Внимание заслуживают еще 3 вопроса: № 25 Участвовал ли в революционном движении и подвергался ли репрессиям за революционную деятельность до Октябрьской революции (за что, когда, каким); № 26 Участвовал ли в партизанском движении и подпольной работе (как вступил, где, когда и выполняемая работа); № 28 Участвовал ли в боях во время гражданской или Отечественной войны. Все эти вопросы неразрывно связывают жизнь отдельных граждан с политической жизнью государства, таким образом, функционирование одного невозможно без жизни другого.
-Отзыв: «Сызранский ГК ВЛКСМ ходатайствует о принятии тов. Гришиной З. С. в Ташкентскую музыкальную школу».
3. Грамоты, почетные грамоты дипломы, благодарственные письма:
«Почетной грамотой награждается Гришина З. С. Артистка хора ансамбля песни и танца «Моряна» за высокое исполнительское мастерство, активное участие в концертных программах и в связи с 30-летием организации ансамбля». Они очень интересно оформлены: например, сейчас уже нет такой должности, как директор по политкультэкспедиции – ансамбля «Моряна» или секретарь парторганизации.
Документ очень важный. Копия с копии. Кому: Саратовскому Госцирку благодарность: « Командование, партийная организация и МК Саратовского Областного госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны выражает глубокую благодарность дирекции, партийно-профсоюзной организации цирка…, артистам т.т. Дайтовой-Гришиной… за организацию концерта инвалидам Великой Отечественной войны, находящимся на лечении в нашем госпитале».
«Диплом третьей степени Награждается Гришина Зяйнаб Сибгатулловна за успешное выступление в конкурсе исполнителей на П Фестивале Рыбацкой песни, музыки и танца «Каспийские зори». Дата: 9 июля 1967 года, печать с Советской символикой, текст оформлен не на компьютере, а с помощью печатной машинки.
Меня очень впечатлили грамоты с портретом В. И. Ленина и словами: «За нашу Советскую Родину!», «Пролетарии всех стран объединяйтесь» и «Искусство принадлежит народу» (В. И. Ленин). В настоящее время таких грамот не выпускают. Трудно их, где-то увидеть. Есть даже почетная грамота с 2-мя портретами: с Лениным В. И. и Сталиным И. В. Эта грамота от 12 месяца 1950 года.
«Обком КПСС и облисполком выражают благодарность всем участникам и организаторам концерта, который состоялся 7 мая 175 года после торжественного заседания, посвященного 30-летию Победы советского народа в великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» «Из газеты Волга» от 9 мая 1975 гг.» Дело в том, что при посещении библиотеки им. Крупской в г. Астрахани, где хранятся все номера газеты «Волга», эти данные найти можно, но если знать, что именно в этой газете «Волга» от 9 мая 1975 года есть такое сообщение. Если таких данных нет, то необходимо будет просмотреть все газеты, начиная с 1958 года, по сегодняшний день. Материалы в виде вырезок из газет в библиотеке датируются, начиная с 1992 года. Благодаря личному архиву З. С. мне удалось добавить в работу информацию из вырезок из газет З.С., в том числе и об ансамбле «Моряна».
«Почетная грамота награждает Гришину Зяйнаб Сибгатулловну – участницу городского хора ветеранов, за большой вклад в пропаганду хорового искусства и в связи с 70-летием со дня рождения».
4. Репертуар. В этом репертуаре указано 51 произведение.
5. Приглашения: «Приглашаем Вас на Торжественный вечер, посвященный 100-летию Астраханского музыкального училища им. М. П. Мусоргского, который состоится 16 ноября 2001 г. в 18.00».
6. Программы концертов с отметкой своего выступления. Памятка участника концерта. Например, программа выступления Волжского народного хора, или «памятка участника заключительных концертов смотра в Москве. Москва. Сентябрь 1967 год».
7. Нотные тетради с песнями: «Бакинские огни», «Синий платочек», «Ах, зачем…», « Красивые слова», «Как я люблю», «Песня Моники» из кинофильма «Вдали от родины», «Васильки», «Песенка находит друзей», «Медведи», «Снежный человек», «Люблю тебя, Москва», « А ты люби ее…», «Звездный сон».
8. Вырезки из изданий. «Красный октябрь» от 8 февраля 1953 года, № 28. Фотография волжского народного хора.
9. Книги с пожеланиями и автографами авторов: Николай Поливин. -«Милой, лиричной Зине - с нежностью». Б) Г. Пономаренко «А Волга грустить не дает…». – «Дорогому другу на память, о новой встрече в Астрахани. Желаю Здоровья и счастья».
10. Книги об искусстве. А) 100 лет Астраханское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского. Астрахань 2000 г. Б) Г. Пономаренко «А Волга грустить не дает…».
11. Многочисленные фотографии, подписанные на оборотной стороне: «Творческий вечер в Рыбтузе» 1969 год. Пою песни нашего композитора Анатолия Гладченко. Он аккомпанирует. Астрахань». В приложении фотографии подписаны, как они подписаны Гришиной З. С.
Последние фотографии, они цветные. Здесь семья Гришиной З. С. У Зяйнаб Сибгатулловны 2 дочери и 2 внука. На фотографии: 2 дочери и внук.
В документах З. С. Гришиной так же я обнаружила краткую историю Астраханского народного хора ветеранов войны и труда:
«Хор ветеранов войны и труда организован в 1964 году по инициативе областного управления культуры, хорового общества и Дома народного творчества. В 1967 году коллективу было присвоено почетное звание Народного. Сейчас в хоре 32 участника. Первым руководителем его была энтузиастка хорового искусства Булдакова А. В. Благодаря ее энергии и профессиональному мастерству хор быстро набрал силу, обретая свое творческое лицо. Затем коллективом руководил Таптыков Г. Г., имея большой опыт работы, он много сил и энергии отдал повышению музыкального уровня исполнения.
Более 30 лет бессменным художественным руководителем и дирижером хора является Степанов Г. М., Засл. Работник культуры РФ, обладающий художественным вкусом, терпением и упорством в достижении гармоничного звучания хора.
Основу репертуара музыкального коллектива составляют героико-патриотические песни о великой Отечественной войне, о мире, труде, а также лирические песни и произведения классиков.
Коллектив хора состоит из людей самых разных профессий: врачей и средних медицинских работников, педагогов, инженеров, экономистов, работников бытового обслуживания и представителей других специальностей.
В 1984 и 1989 годах городской народный хор ветеранов войны и труда успешно выступал в городах Поволжья и в столице нашей родины Москве.
Общее число концертов за прошедшие 35 лет превысил тысячу.
Тридцать пять лет – возраст зрелости. Верится, что у народного хора ветеранов войны и труда большое будущее, что его песни всегда найдут живой отклик в сердцах астраханцев»[10].
В своей работе я полностью цитирую это сообщение в связи со сложностью поисков фактов и материалов об ансамблях и творческих группах города Астрахани. В брошюре содержится информация, которая, несомненно, восполняет пробел музыкальной жизни города.
В Музыкальном колледже
Я зашла в музыкальный колледж и удивилась. Здесь все кипит жизнью, студенты с костюмами, в кабинетах играют на музыкальных инструментах. Я спросила, где находится библиотека, и поднялась на второй этаж. В библиотеке меня встретили приветливо. Предложили поработать с литературой, а также помогли мне познакомиться с Геннадием Яковлевичем Бимбадом. Г. Я. Бимбад (1937 г. р.) – заслуженный работник культуры, преподаватель дисциплин Астраханского музыкального колледжа культуры, ветеран труда. Отличник культурной шефской работы над вооруженными силами, отличник культурной шефской работы над селом.
Но сначала о книге Геннадия Яковлевича Бимбада. Здесь я так же нашла страницы истории ансамбля «Моряна»:
«С распадом Союза «Каспрыба» отказалась финансировать коллектив. Так был похоронен, не дожив четырех лет до своего пятидесятилетнего юбилея, единственный в стране профессиональный ансамбль моряков»[11].
Мне очень понравились такие слова из книги: «В глубину веков уходит история Астрахани. Возникнув в низовьях Волги, на земле древних цивилизаций этот Южный форпост России сегодня в 21 веке, вновь обретает свое историческое предназначение. И не случайно, думая о будущем нашего города, мы обращаемся к его истории. Именно от жителей города зависит, будет ли он завтра таким, каким был столетия до этого – прекрасным культурным центром с древнейшими традициями и вековой историей. Сохранение исторического наследия, уважение к традиционно культурным ценностям каждой группы населения позволяют создать и развивать модель межнационального согласия, дружбы и мира на астраханской земле»[12].
Эти строчки опять говорят нам о важности личности в развитии государства, области, села, деревни, поселка. Возвращают нас к основам, к изучению истории своей малой родины.
Интервью с Геннадием Яковлевичем Бимбадом
Грим-уборная. Кабинет групп. занятий предметно-цикловой комиссии театрального творчества. Пожилой мужчина. Группа студентов, готовят выступление, программу на Новой год. Геннадий Яковлевич координирует их работу. Я внимательно слушаю. По окончании занятия я беру интервью.
Г. Я. работал в ансамбле «Моряна» с 1967 по 1972 гг. Был ведущим концертных программ. «В блокноте у меня были записаны приветствия на разных языках, в зависимости от аудитории, которая принимала ансамбль». Среди артистов он вспоминает солистов - Бориса Урляпова (умер недавно), Владимира Правотурова, Заслуженного артиста Гольдеса («тенор хороший»), солистов-вокалистов – Отсринского, Погребного. Малая бригада ансамбля составляла 20 человек. Артисты балета: Бобтеданов, Льянов, Петр Савельев, Урляпова Эмма, Бобтеданова, Милоградцкая.
Я спросила о том, «как работал ансамбль», вот что мне ответил Г. Я.: «Ездили по путине Астраханской области. Объезжали все рукава р. Волги: Камызякский район, Володарский район и др. Проводили концерты на берегу, на площадке пароходов, в клубах выступали. Было 4 танцора: 2 парня и 2 девушки. Оркестр в виде квартета. Брали исполнителей, которые играли на электрогитаре, контрабасе, трубе или саксофоне, не считая костюмера и др.». Принимали везде хорошо. Концерты для рыбаков были бесплатными. Деньги перечисляла «Каспрыба». Ездили так же в командировки: в Ростов, на Украину, в Прибалтику, на Урал.
-Расскажите о названии ансамбля, почему именно «Моряна»?
-«Моряна» - это Южный каспийский ветер, он дует на берег, благодаря ветру рыба подплывает ближе к берегу.
- Какие песни исполнялись?
-«Звезда рыбака», песня Высоцкого «На братских могилах», русские народные «Коробейники». Солисты исполняли 2-3 вещи (Г. Я. специально назвал песни разных жанров, которые исполнял ансамбль).
«Сложности конечно были. Не было своего судна. Оно было, но из-за старости его распилили. Ездили на том, что дадут. На трамвайчиках и т. д.
Гастроли в основном, длились в среднем около месяца. Сначала был худ. Руководителем Хомяков Сергей Евгеньевич (профессор консерватории), потом стал Виктор Егоров («хороший музыкант»). Репетиции шли стабильно.
Одно время за историю ансамбля «Моряна» убрали из ансамбля женщин». Тут я узнала почему. «Когда ансамбль работал в городе Астрахани, то все было хорошо. Стоило ансамблю куда-нибудьехать, то женщины брали больничные листы по уходу за детьми». Факт, рассказанный З. С., подтвердился.
«Было две смены одежды. Мундиры белого и черного цвета, типа блузоны, морские фуражки с кокардами».
К сожалению, ансамбль распался, об этом я написал в своей книге. В настоящее время создан Президентский ансамбль. Отбор длился полгода. Женская группа состоит из 18 чел, мужская - 9 чел., хористов и танцоров – 4 пары, есть оркестр народных инструментов по классу балалайки. Необычность этого ансамбля в том, что он исполняет казачьи песни, то есть имеет казачий репертуар. Была премьера. Прошла хорошо. В филармонии на выступлении присутствовал Губернатор АО Жилкин А. А.
После ухода из ансамбля я работал актером во всех театрах города Астрахани. Учился поздно. Поступил в Консерваторию в 32 года, в 37 лет окончил. С театрами связь не теряю. Там много моих учеников. Выпусков было много».
-Как ваша семья пережила Великую Отечественную войну?
- Мне было 4 года, Помню такой случай. Погрузили детей с детдома. Немец подошел под Сталинград. В первую очередь эвакуировали детей и женщин. Нас посадили в баржу и повезли в город Гурьев. Попали в такое место, что баржа оказалась шире, чем поток. И мы встали. У нас для защиты было бревно, пара автоматов. Это был май 1942 года.
Тут появился немецкий самолет. Мне он казался тогда игрушечным в небе. Помню «черный» силуэт. Он полетал. Понял, что там, в барже одни дети. Полетал, полетал, и стрелять не стал. Потом нас вытащили и увезли в Узбекистан. Через год мы с мамой вернулись домой.
-Помните ли вы факты о революции 1917 г.
-Революция в г. Астрахани была на год позже. В 1918 г. Киров Сергей Миронович воевал в Астрахани с белыми, была провозглашена Советская власть. Микрофонов тогда не было. Речи говорились на всю площадь. Вот такие вот были ораторы.
Мое интервью с Геннадием Яковлевичем закончилось. Я поблагодарила его.
Вместо заключения
При написании работы меня очень поразил тот факт, что программу Волжского хора должен был посмотреть И. В. Сталин. Не изучая историю отдельного человека, такие факты трудно узнать из общей истории.
Для написания событий из командировок Волжского Государственного Народного хора и ансамбля песни и пляски «Моряна» основными источниками стали устный источник и дневники поездок.
В настоящее время найти информацию о гастролях Волжского Государственного хора в 1953-1954 гг. не предоставляется возможным. В основном, такая информация не печатается в брошюрах, книгах, ее можно найти только в мемуарах. Зяйнаб Сибгатулловна не издавала мемуары, можно предположить, что другие солисты ансамбля тоже. Многих из них уже нет в живых. Сегодня эти строки из дневников неопубликованы.
В жизни З. С. было несколько картин, где она работала актрисой. Она вспоминает их с такой теплотой. Встреча с настоящей артисткой для меня очень удивительна, ведь кино, музыка, театр – это великое искусство и достижение человечества.
Ансамбль «Моряна» имеет свой отчетливый почерк, выступает как бы собирательным и хранителем жемчужин творчества народов Нижнего Поволжья. Моряна – это так же самобытный коллектив, лучшие творческие достижения которого составляют яркую страницу истории в музыкальной культуре города Астрахани и России.
В настоящее время достаточно сложно найти материалы об ансамбле «Моряна». С каждым годом все меньше людей могут рассказать о нем, его деятельности. Самым молодым его участникам сейчас за 70 и старше.
Изучение истории своей малой родины помогает раскрыть всю глубину истории Астраханского края, открывает новые исторические факты и помогают их сохранить для последующих поколений.
Список литературы и источников
Неопубликованные источники
1. Интервью с З. С. Гришиной- Даутовой.
2. Интервью с Г. Я. Бимбадом.
3. Личный дневник командировок Волжского народного хора. З. С. Гришиной. Командировка первая. С 5 мая 1953 г. начало г. Саратов с 27 июля 1953 г.
4. Личный дневник командировок Волжского народного хора. З. С. Гришиной. Командировка вторая. С 14 октября 1953 г. по 28 марта 1954 г. Урал и Дальний Восток
5. Личный дневник командировок Волжского народного хора. З. С. Гришиной. Командировка третья. С 15 июня по 19 сентября 1954 г.
6. Личный дневник командировок ансамбля «Моряна». З. С. Гришиной. Гастроли. Москва. 1960 г. Гастроли. Казахстан с 28 октября по 3 ноября. В этом дневнике указаны картины, в которых снималась Гришина З. С.
7. Личный архив Гришиной З. С. (полный список документов указан приложении).
8. Аудиозапись примерно сделана в начале 90-х годов ХХ века совместно с Анатолием Гладченко.
9. Личные вещи Гришиной З. С. Это Сервант в прихожей, Хрусталь. Глобус. Картины. Описание в интервью: одежды зрительниц («лисицы на плечах»), гостиниц, городов.
10. Материалы по подготовке и проведению партийного собрания с повесткой дня: «О состоянии и мерах повышения уровня критики и самокритики в партийной организации, в свете решений 24 съезда КПСС гор. Астрахань 1975 г.» Фонд № 765 Опись 1 Дело № 28.
11. Протоколы партийных собраний и заседаний партбюро. Первичная партийная организация областного управления культуры Кировского района гор. Астрахань.Фонд № 765 Опись 1 Дело № 28. Начато 3 янв. 1975 г. окончено 23 декабря 1975 года на 63 листах.
12. Протокол № 6 открытого партийного собрания управления культуры Астраханского облисполкома от 23 апреля 1975 года. Фонд № 765 Опись 1 Дело № 28.
13. Протокол № 9 отчетно-выборного партийного собрания первичной партийной организации областного управления культуры. От 24 июля 1975 года. Фонд № 765 Опись 1 Дело № 28.
14.Решение открытого партийного собрания «О задачах методических центров по культпросветработе и художественной самодеятельности в свете решений 24 съезда КПСС по повышению роли учреждений культуры в коммунистическом воспитании трудящихся». Фонд № 765 Опись 1 Дело № 28.
Опубликованные источники
1. Путеводитель ОГУ Государственный архив современной документации АО. Астрахань. 2007. С. 134
2. «Алкын», значит «пламя». Волга. 2007. 16 августа
3. Ах, эти «Сказочки». Волга. 2001. 26 июля
4.Бимбад Г. Я. Астрахань театральная. Астрахань 2008. С. 26
5. Браво, «Лира». Время. 2001. 19 апреля
6. Брошюра. Городской народный хор Ветеранов войны и труда. Концерт, посвященный 35-летию творческой деятельности. Большой зал консерватории 11 июня 1999 г. в 16 ч
7. Веселуха. Волга. 2001. 9 февраля
8. Волжский народный хор. Красный октябрь. 8 февраля 1953 г., № 28
9. Девушки ансамбля «Дива» стали «Заслуженными артистками Республики Ингушетия. Жизнь Астрахань. 2003. № 1. С. 2
10. И рождаются песни. Волга. 29 ноября 1983 г.
11. К 50-летию образования Астраханской области. Астрахань Музыкальная. Под ред. Проф. М. Этингера. 1994 г. С. 32
12. Мастерство «Астраханской песни». Волга. 2001. 21 июня
13. «Морская душа» Белый город. – 1998. № 28 (июль)
14. Музыкальное творчество на рубеже 3-го тысячелетия. Тезисы. Междунар. Научно-практич. Конференция. Астрахань. Издательство АГконсерватория. 2001 г. С. 4
15. Песня – любовь моя… Волга. Март 1975 г.
16. Поливин Н. Ладони моря. Стихи.
17. Пономаренко. А Волга грустить не дает…
18. Создается ансамбль песни и пляски. Волга. 2007. 18 сентября
19. 100 лет Астраханское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского. Астрахань 2000. С. 1-2.
20. Страна Поэзия. Время. С.8
21. Этингер М. А. Музыкальная культура Астрахани. Нижневолжское книжное из-во. Волгоград. 1987 г. С. 131-134
22. «Ялкын», значит, рождается пламя». Вола. – 2007. 16 августа.
Примечания
[1] Этингер М. А.. Музыкальная культура Астрахани. Нижне-Волжское книжное издательство. Волгоград. Книга 1. 1987 г. С. 131
[2] Там же.
[3] Там же. С. 131-132
[4] Там же. С. 133
[5] Там же.
[6] Там же. С. 133-134
[7] К 50-летию образования Астраханской области. Астрахань Музыкальная. Под. Ред. Проф. М. Этингера, М.: 1994 г. С. 32
[8] Там же С. 12
[9] Путеводитель ОГУ Государственный архив современной документации АО. Астрахань. 2007. С. 134
[10] Брошюра. Городской народный хор Ветеранов войны и труда. Концерт, посвященный 35-летию творческой деятельности. Большой зал консерватории 11 июня 1999 г. в 16 ч
[11] Бимбад Г. Я. Астрахань театральная. Астрахань 2008. С. 26
[12] Там же. С. 3
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»