Клиницкий А.И.
В свете реформирования и реорганизации современной системы образования, а также широкого распространения средних учебных заведений различного типа в России (лицеи, гимназии и др.) следует обратиться к истории среднего образования в Российской империи на примере мужских гимназий и прогимназий Западно-Сибирского учебного округа.
Развитие мужского гимназического образования в Российской империи начинается с 1726 г. – год открытия первой мужской гимназии в России[1]. Второй по времени создания была гимназия, основанная при Московском университете (1755)[2], спустя три года была создана гимназия в Казани[3]. Сибирь же в этом плане значительно отставала. К концу правления Александра I в 1824 г. на территории Российской империи действовало 48 гимназий[4], из них только одна в Сибири. Тобольская мужская гимназия была открыта в 1810 г. в результате преобразования двух старших классов главного народного училища[5].
Анализ динамики развития мужского гимназического образования на территории Западной Сибири позволяет выделить в ней два этапа: первый этап включает в себя период от открытия первой гимназии до образования Западно-Сибирского учебного округа – т.е. 1810-1885 гг., второй связан развитием образования в рамках Западно-Сибирского учебного округа и хронологически относится к 1885 по 1918 гг. – т.е. от образования округа до ликвидации окружной системы управления образованием[6].
Первый этап связан со становлением гимназического мужского образования в Западной Сибири. Согласно Памятной книжке Западно-Сибирского учебного округа за 1897 г. к моменту окончательного утверждения Западно-Сибирского учебного округа в 1885 г. на территории Западной Сибири насчитывалось всего 4 гимназии – это уже отмеченная выше Тобольская мужская гимназия, а также Томская, открытая 10 декабря 1838 года, Омская, открытая 1 июля 1876 года и Верненская, открытая в том же году[7].
Однако данная ситуация не отвечала потребностям населения в образовании. На примере Томской мужской гимназии мы видим, что в 1872 г. в гимназии обучалось 318 учеников, в 1885 г. – 288, в 1900 г. – 391, в 1910 г. – 539, к 1 января 1912 – 650[8], т.е. гимназия просто не могла принять всех желающих. На втором этапе наблюдается значительный рост числа мужских гимназий в рамках Западно-Сибирского учебного округа. Так 18 сентября 1894 г. была открыта Семипалатинская четырехклассная мужская прогимназия, которая в 1903 г. она была преобразована в полную гимназию[9]. Её открытие, должно было способствовать распространению образования, как для русского, так и особенно для коренного населения[10]. Активное развитие мужского гимназического образование на территории Западной Сибири наблюдается в начале XX в., когда количество учебных заведений возросло более чем в два раза. Так 1 сентября 1910 г. была открыта Бийская мужская гимназия, на базе частного учебного заведения Б.Н.Ковачева, в составе трех классов, 19 сентября 1910 г. – Ишимская мужская гимназия, в составе двух классов, 1 июля 1911 г. – Курганская мужская гимназия, 17 сентября 1912 г. – Барнаульская мужская гимназия, 23 сентября 1912 г. – вторая Омская гимназия, 1 июня 1913 г. - вторая Томская мужская гимназия (с четырьмя классами), 1 июля 1914 г. – Новониколаевская мужская гимназия, в тот же день того же года – Каинская мужская гимназия в составе первых трех классов[11].
Ставился вопрос об открытии мужской гимназии в городе Мариинске в 1910 году, однако ввиду ряда субъективных причин, таких как недостаточное финансирование и отказ дать разрешение на открытие учебного заведения со стороны попечителя Западно-Сибирского учебного округа затормозили процесс до декабря 1917 года[12]. Попечитель (Нил Иванович Тихомиров)[13] мотивировал свое решение тем, что городские власти не нашли кандидатуру на должность заведующего гимназией[14].
Потребности населения в образовании определялись рядом факторов, таких как:
1.рост численности сибирского населения. Нижеприведенная таблица отражает численность населения крупнейших городов Сибири в динамике за 30 лет, в период с 1880 по 1910 гг.
Таблица 1
Численность населения крупнейших городов Сибири: (тыс.чел.)
город |
1880 г. |
1897 г. |
1910 г. |
Новониколаевск |
- |
8,5 |
52,7 |
Омск |
29,5 |
37,4 |
127,9 |
Томск |
33,8 |
52,2 |
107,7 |
Каинск |
5,4 |
5,9 |
6,2 |
Бийск |
6,8 |
17,2 |
27,9 |
Барнаул |
14,6 |
21,1 |
46,0 |
Тобольск |
17,5 |
20,4 |
21,1 |
Таблица составлена по: Алисов Д.А. – Административные центры Западной Сибири: городская среда и социально-культурное развитие (1870-1914). Омск, 2006, с. 62
2. Утверждение Западно-Сибирского учебного округа Высочайшим указом от 12 марта 1885 г.[15]
3. Открытие императорского Томского университета 22 июля 1888 г.[16], с появлением которого возросли запросы сибирской интеллигенции, так как только выпускники гимназий имели право поступать в университеты[17].
4. Увеличение общего числа учащийся молодежи, так, например, на момент утверждения Западно-Сибирского учебного округа в его пределах находилось 24945 учащихся обоего пола низших и средних учебных заведений, то к 1901 г. – уже 101379, к 1916 – 294913 учащихся[18].
Открытие и дальнейшее функционирование гимназий было связано с рядом препятствий. Наиболее острое из них – это проблема с учебными помещениями. Так, к 1916 г. только четыре из двенадцати гимназий имели свои собственные здания – Томская, Тобольская, Омская и Семипалатинская. Остальные же находились либо в арендуемых помещениях – Вторая томская гимназия, Новониколаевская гимназия, Каинская гимназия, Бийская гимназия[19], либо временно, до постройки собственных зданий, находились – «где придется». Так, Барнаульская гимназия находилась на нижнем этаже здания местного реального училища[20] (на Демидовской площади) и уже позже была переведена в здание бывшего Горного госпиталя на той же площади[21]. Курганская и Вторая Омская гимназии до постройки собственного здания, находились в домах, отведенных Городским Управлением. Ишимская – в одной части двухэтажного деревянного дома выстроенного Ишимским Городским Обществом: опять же временно[22].
Плюс ко всему, многие здания устаревали и превращались в негодность. Так, на примере Томской гимназии мы видим, насколько неприспособленным для обучения являлось первое здание гимназии.
Гимназия размещалась в трех зданиях, наиболее крупное из них – Казенный каменный двухэтажный дом, принадлежащий городскому уездному училищу, который занимает всю гимназию, вверху помещается пансион, внизу – классы (первый, второй, третий и пятый), учительская, коридор и запасные и служебные комнаты[23]. Нижеследующие таблицы отображают площади классных помещений.
Таблица 2
Площади первого здания Томской мужской гимназии: Казенный каменный дом
длинна |
ширина |
высота |
Кол-во гимназистов |
|
I кл. |
11 ¼ ар |
7 ар |
4 ½ ар |
52 |
II кл. |
11 ¼ ар |
6 ¼ ар |
4 ½ ар |
55 |
III кл. |
11 ¼ ар |
6 ¼ ар |
4 ½ ар |
30 |
V кл. |
11 ¼ ар |
6 ¼ ар |
4 ½ ар |
26 |
Таблица составлена по: ГАТО Ф-126. Оп. №1. Д.41 Л.6
Помимо Казенного дома говорится еще о двух наемных домах, принадлежащих городским обывателям[24]. IV, VI, VII и VIII классы находились в одном из этих домов. Гимназия платила за аренду по 500 рублей в год, несмотря на «полное неудобство»[25]. Размеры классов были следующие:
Таблица 3
Площади первого здания Томской мужской гимназии: первый наемный дом
Длинна |
ширина |
высота |
Число гимназистов |
|
IV кл. |
12 ¼ ар |
11 ¼ |
4 |
38 |
VI кл. |
5 |
5 |
4 |
22 |
VII Кл. |
11 |
11 |
4 |
15 |
VIII кл. |
9 ар 5 верст |
5 |
4 |
12 |
Таблица составлена по: Таблица составлена по: ГАТО Ф-126. Оп. №1. Д.41 Л.6
Кроме того, в этом здании имелись: небольшая комната для сбора учителей, небольшая передняя, небольшая комната для сбора учеников и узкий коридор[26].
Классные комнаты были все проходимые и не имели выхода в коридор, более того, были отделены друг от друга небольшими и тонкими перегородками так, что занятия в одном классе были слышны и в другом[27].
Приготовительный класс и канцелярия находились в другом здании, аренда за которое составляла 450 рублей в год[28]. Причем находилась довольно далеко от учебных корпусов – около 150 сажень и на другой улице[29].
Главный недостаток учебных помещений видится в неприспособленности комнат для учебного заведения, ограниченностью их площадей, духотой и несоответствии требованиям гигиены, теснотой, недостатком света[30]. Об этом вопрос ставился неоднократно, еще в середине XIX в., однако он никак не решался, ввиду, так называемой «невозможности»[31]. В 1883 г. статский советник Максимов обращался с этим вопросом в Томскую городскую Думу, которая в январе 1885 г. постановила, уведомив главного инспектора училищ, что она при всем желании не может оказать содействие в постройке нового здания гимназии, ввиду крайней недостаточности городских средств[32]. В дальнейшем, Городская Дума не раз выражала свое согласие на постройку нового здания, но выделялись крайне недостаточные для этого денежные средства.
Весной 1893 года к постройке, наконец-то, после долгих пререканий и дискуссий, приступили. Строительная комиссия состояла из 4 человек: директора гимназии, инспектора гимназии, преподавателя гимназии Н.А.Бриллиантова и архитектора Западно-Сибирского учебного округа Нарановича, который и был привлечен как строитель здания, чуть позже к ним присоединился еще и помощник ревизора[33]. Всего затраты на стройматериалы составили 63307 рублей 70 копеек[34]. Строительство продлилось до 1899 года[35]. Новое здание было выстроено на Новособорной площади[36].
Таким образом, новое, более комфортное, здание гимназии было выстроено. Этот факт имел огромное значение: главное из которых – увеличение числа учащихся в гимназии.
Похожая проблема, правда, не столь остро, стояла и в Тобольске, плюс ко всему, само здание гимназии за век своего существования успело устареть и обветшать. В 1892 г. был запущен новый учебный корпус, а в старый был перевезен пансион[37].
Также нельзя упустить из вида другую проблему – только две гимназии из двенадцати имели собственные пансионы – Тобольская (с 1824 г.) и Томская[38]. Омская и Верненская гимназии имели при себе ученические квартиры[39]. Остальные гимназии пансионов при себе не имели, но сам по себе вопрос остро не стоял, так как большинство гимназистов, даже имея возможность проживать в пансионе или на съемных квартирах, проживали, все-таки у родителей и родственников[40]. К примеру, на 1 января 1887 г. из 289 учащихся Томской гимназии только 30 проживали в пансионе и из 218 учащихся Тобольской – лишь 54 проживали в пансионе[41]. Также учащиеся могли проживать у наставников и воспитателей, в сиропитательных заведениях и на частных квартирах[42].
Однако, помимо сугубо материальных затруднений, выделяется и ряд прочих проблем, носящих педагогический и социальный характер.
Прежде всего – это недостаток квалифицированных педагогических кадров. Особенно ярко эта черта проявляется на первом этапе развития гимназического мужского образования в Западной Сибири. Н.М.Ядринцев отмечает: «многие из учителей не соответствуют своему назначению. Губерния стоит вдали от университетов и способные люди в Сибирь не едут, часто курсы ведут священники, помимо школы занятые множеством других дел![43]». И приводит следующий пример: «с приходом в 1875 г. нового генерал-губернатора Н.Г.Казнакова задумали открывать гимназии в Омске и Тюмени, однако преподавателей не нашлось, так как выпускники имеющихся гимназий за высшим образованием ехали в европейскую часть страны, где и оставались жить[44]. Хотя и заканчивали свое образование в гимназиях единицы. Большинство учащихся бросали гимназию до окончания курса, поступая на службу в разные канцелярии. Выпускали от двух до десяти человек в год[45]. В 1872 г. в Тобольске окончил курс всего 1 человек[46].
Наиболее популярен был способ комплектования учителей гимназии путем посылки лучших учеников гимназий в Университет на казенный счет с обязательством за это вернуться в родную гимназию её учителем. За недостаточностью кадров часть учителей приходилось иметь из лиц, окончивших лишь семинарию или гимназию. Очень трудно было привлечь учителей с достаточным образованием из России – так, при открытии Томской гимназии в 1837 и 1838 гг. была сделана троекратная публикация в «Санкт-Петербургских ведомостях» с вызовом желающих поехать в Томск, но таковых, в первые две попытки, не нашлось вообще[47].
Были, конечно, и исключения – это люди, ехавшие в Сибирь из энтузиазма. Например – П.П.Ершов – автор детской поэмы-сказки «Конек-горбунок».
Вместе с тем, Сибирские гимназии отличались слабой оснащенностью учебными материалами – книгами, наглядными пособиями ит.п. Как следует из отчета попечителя Западно-Сибирского учебного округа за 1886 г. Среди сибирских гимназий по объемам библиотечных фондов наиболее оснащенной была Тобольская гимназия, имеющая всего чуть более 4000 книг. В остальных гимназиях – и того меньше[48]. По количеству прочих учебных пособий - таких как прописи, атласы, глобусы и т.д. – также Тобольская гимназия – 1668 учебных пособий на 1 января 1887 г., в то время как Томская гимназия – всего 166[49]. Но в Томской гимназии был наиболее хорошо оснащен физический кабинет, а в Омской – зоологический, по сравнению с другими мужскими гимназиями Западной Сибири[50].
Еще одна важная проблема, которую стоит отметить – это чрезмерно высокая учебная загруженность учащихся. Педагоги неоднократно отмечали данную проблему, называя её «решительным злом» русской школы, как писали Роббер и Стоюнин[51].
Нижеприведенный график отображает учебную нагрузку мужских гимнахий по Уставу 1860 г., поправкам к нему 1862 г., Уставам 1864 и 1871 гг. и по учебным планам 1900 и 1914 гг., полностью примененных на Западную Сибирь.
график 1: Учебная нагрузка мужских гимназий
График составлен по: Ганелин Ш.И. – Очерки по истории средней школы в России во второй половине XIX века. М. и Л., 1950. с. 13-58; Константинов Н.А. – История Педагогики. М., 1974, с.309; Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения 1864 г.// Хрестоматия по истории СССР 1861 – 1917 - под ред. Тюкавкина В.Г. – М.,: Просвещение, 1990; Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения. 1871 года. С примечаниями А.Люжбина на http://www.uchitel.ru; Шамахов Ф.Ф. - Школа Западной Сибири в конце XIX – начале XX веков. Томск, 1957. с. 47
В пояснение необходимо внести ряд замечаний: математика в 1862 г. была объединена с физикой[52], как и по уставу 1871 г.[53]. В 1862 г. география была также включена в раздел «физика»[54]. Немецкий язык, по Уставам 1864 и 1871 гг. был объединен с французским[55], а учебным планом 1914 г. они вновь стали изучаться отдельно[56]. Уставом 1871 г. вводился новый предмет - «Краткие основания логики». Ему отводился 1 ученический час.[57] Ученический план 1914 г. вводил два новых предмета – законоведение (2часа) и философия (3 часа).
Помимо названных предметов, существовали и дополнительные занятия, носящие факультативный характер: пение, музыка, гимнастика, дополнительные часы по рисованию, второй современный иностранный язык[58].
Обучение продолжается в течение целого года, за исключением воскресных и праздничных дней и вакаций (каникул) летних и зимних, из которых на первые назначается шесть недель, а на вторые — две недели[59]. Продолжительность урока составляла 1 час (с 1865 г.), один класс был ограничен 40 учащимися[60].
Дореволюционные педагоги не раз отмечали чрезмерную загруженность учащихся, в публицистике много писалось о переутомлении учащихся[61], у историков и педагогов советского периода – эта мысль была оружием для демонстрации несостоятельности образовательной политики царской России, навязывающей мужским гимназиям «формализм».
Здесь же надо обозначить момент, что в гимназии поступали, в основном, в 9-летнем возрасте[62].
Следующий момент, препятствующий распространению гимназического образования был его сословный характер. И не смотря на то, что Устав гимназий и прогимназий 1864 года сделал образование в России бессословным, знаменитый «Циркуляр о кухаркиных детях», как и в целом деятельность министра народного просвещения И.Делянова вновь вернула прежние порядки. Сам И.Дилянов по этому поводу так заявил в своем докладе «О сокращении гимназического образования»: «…полагали бы за лучшее достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии и прогимназии детей лиц, не соответствующих по домашней их обстановке среднему образованию…1) об ограничении известным процентом приема в гимназии и прогимназии детей евреев, к которым может быть с пользою применена и предположенная особою комиссией под председательством статс-секретаря графа Палена мера о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий, и 2) о предоставлении министру народного просвещения, в изменение ст. 129 устава университетов 23 августа 1884 г., права определять плату за слушание лекций, не стесняясь ныне установленной 50-рублевой нормой. На приведений сих предположений в исполнение приемлю долг всеподданнейше испрашивать высочайшее в. и. в. соизволение.
Что же касается до сокращения числа гимназий и прогимназии, с преобразованием некоторых из них в реальные и промышленные училища, то имею счастье всеподданнейше доложить, что, ввиду выраженного на докладе моем 29 марта в. и, в. повеления, мною собраны уже сравнительные статистические данные о числе учеников, количестве параллельных классов и средствах содержания гимназий и прогимназий, а также сделано соображение о возможности закрытия или преобразования оных, смотря по местным условиям и средствам[63]». Правда, согласно уставам в гимназиях, официально, могли учиться дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания[64], но на деле приоритет всё равно оставался за выходцами из высоких сословий, хотя дети крестьян также присутствовали среди учащихся, на следующей таблице приведен социальный состав учащихся сибирских мужских гимназий во второй половине XIX в.
таблица 5
Социальный состав учащихся западно-сибирских гимназий во второй половине XIX в.
Сословный состав учащихся |
1861 |
1866 |
1871 |
1876 |
1881 |
1886 |
1891 |
|||||||
числ. |
в % |
числ. |
в % |
числ. |
в % |
числ. |
в % |
числ. |
в % |
числ. |
в % |
числ. |
в % |
|
всего на 1 января |
398 |
100 |
331 |
100 |
430 |
100 |
510 |
100 |
666 |
100 |
776 |
100 |
625 |
100 |
дворян и детей чиновников |
162 |
234 |
70,7 |
259 |
60,2 |
244 |
48 |
324 |
48,5 |
415 |
53,4 |
379 |
60,7 |
|
духовного звания |
14 |
17 |
5,1 |
20 |
4,7 |
32 |
6,2 |
45 |
6,9 |
36 |
4,6 |
12 |
1,9 |
|
почетных граждан и купцов I гильдии |
49 |
Данные объед. с нижеследующей строкой |
7 |
1,1 |
||||||||||
мещан и ремесленников |
39 |
66 |
20 |
124 |
28,8 |
213 |
41,7 |
257 |
38,6 |
258 |
33 |
169 |
27,1 |
|
крестьян
казаков |
19
|
11
- |
3,3 |
27
- |
6,3
- |
21
- |
4,1 |
38
- |
5,7 |
67
- |
8,8 |
23
12 |
3,7
1,9 |
|
инородцев |
- |
1 |
0,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
20 |
3,2 |
|
иностранцев |
1 |
2 |
0,6 |
- |
- |
- |
2 |
0,3 |
2 |
0,2 |
3 |
0,4[65] |
Таблица составлена по: Энциклопедия образования в Западной Сибири: в 3 томах. Барнаул, 2003. Том I. С.24
Плюс ко всему нельзя также забывать об еще одной особенности Сибирского региона – его огромную площадь - гимназии были разбросаны на большом расстоянии друг от друга, добраться до учебного заведения, порой, было немалой проблемой. К 1914 году в Сибири на одно среднее учебное заведение приходилось 119 тыс. кв.верст и 123,5 тыс. жителей[66].
Гимназическое образование, согласно всем Уставам было платным. Однако плата за обучение не была слишком высока. Так в 1887 г. плата за обучение варьировалась от 12 до 25 руб. в год[67], в 1897 г. – 40 руб. в год[68], 1916 – от 40 до 60 руб. в год[69]. При том, что себестоимость образования была значительно выше. На следующей таблице обозначено, сколько стоило образование для одного гимназиста в среднем по России в 1905 г.
Таблица 5
Стоимость обучения одного гимназиста к 1905 г.
В гимназиях и прогимназиях |
В реальных училищах |
|
Западная Сибирь |
130 р. |
142 р. |
Восточная Сибирь |
193,16 р. |
223,8 р. |
Приамурский край |
154, 90 р. |
360,4 р. |
Таблица составлена по: Томская губернская гимназия в первое пятидесятилетие её существование (1838-1888), сост. А.А.Мисюрев. Томск, 1894
Наиболее бедным учащимся оказывалась материальная помощь. Помимо того, что наиболее талантливые и способные учащиеся освобождались от учебы и могли получать различные материальные поощрения в виде ежегодных степендий[70] и единовременных пособий, кроме того в 70-е гг. появляется новая форма учебной благотворительности – повсеместно начинают появляться различные общества помощи учащимся. К примеру, в 1871 г., согласно Справочной книжке Томского общества для вспомоществования учащимся (окт.1873 – авг.1884), между учителями Томской классической гимназии явилась мысль устроить в Томске Общество для вспомоществования учащимся вообще, и в высших учебных заведениях в особенности. Образовался кружок «учредителей», к которому примкнули также и некоторые из профессоров Томской духовной семинарии. 18 декабря 1871 г. начальник томской губернии открыл подписку по губернии с тем, чтобы общество начало свои действия только по утверждении его устава министерством и чтобы собранные деньги хранились до утверждения в Томском отделении государственного банка[71].
17 июня 1873 г. министром внутренних дел, статс-секретарем Лобановым-Ростовским был утвержден устав общества, а 28 октября 1873 г. состоялось открытие общества. Общество открылось с капиталом всего 1042 р.[72] К 1884 году эта цифра увеличилась до 30 000 руб.[73]
За период с октября 1873 по август 1884 г. пособие получили 68 гимназистов, на общую сумму 1386 руб. 62 коп. По большей части – это деньги на учебу, а также помощь деньгами и одеждой[74].
Таким образом, рассмотрев факторы, препятствующие распространению гимназического образования в Западной Сибири, мы видим, что зачастую проблемы со слабым финансированием являлись основным препятствием в развитии гимназического образования Западной Сибири к началу XX века. Кроме неё, конечно же, существовало и масса других проблем, требующих незамедлительного разрешения. Ситуация осложнялась еще и общим «брожением» общественности в начале XX в. Однако же, не смотря на это, наблюдается постоянный рост численности мужских гимназий в Западной Сибири, общая картина, безусловно, меняется в лучшую сторону, но крайне медленно и не отвечала тенденциям времени.
Источники
Литература
[1] Латышина Д.И. – История педагогики. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003, с. 329
[2] Там же, с.329
[3] Там же, с.329
[4] Шефов Н.А. – Хроника российской истории. IX – XIX вв. – М.,2006. с. 246
[5] Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа., Томск, 1897, с. 24
[6] Блинов А.В. – Организация и развитие Западно-Сибирского учебного округа (1885-1918). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Кемерово, 2000. С. 4
[7] Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа., Томск, 1897
[8] Город Томск, Томск, 1912, с. с. 19
[9] Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа., Томск, 1916, с. 119
[10] Тажибаев Т. – Просвещение и школы Казахстана во второй половине XIX века. Алма-Ата, 1962, с. 278
[11] Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа., Томск, 1916
[12] Ермолаев А.Н. – Уездный Мариинск. 1856-1917 гг. Кемерово, 2008, с.480 - 481
[13] Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа., Томск, 1916, с. 1
[14] Ермолаев А.Н. – Уездный Мариинск. 1856-1917 гг. Кемерово, 2008, с.481
[15] Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа., Томск, 1916, с. 1
[16]Там же, с. 7
[17] Свод уставов ученых учреждений и учебных заведений ведомства Министерства Народного Просвещения. СПб, 1893, - том XI, часть I, с.241
[18] Блинов А.В. – Организация и развитие Западно-Сибирского учебного округа (1885-1918). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Кемерово, 2000. С. 23
[19] Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа., Томск, 1916, с.68-120
[20] Там же, с. 86
[21] Энциклопедия образования в Западной Сибири: в 3 томах. - Барнаул, 2003, - том II, с.43
[22] Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа., Томск, 1916, с. 97-120
[23] ГАТО Ф-126. Оп. №1. Д.41 Л.1
[24] Там же, Л. 5
[25] Там же, Л. 6
[26] Там же, Л. 6
[27] Там же, Л. 7
[28] Там же, Л. 6
[29] Там же
[30] Там же, Л. 2, 6,12
[31] Там же, Л. 4
[32]Там же, Л. 8
[33] Там же, Л. 121
[34] Там же, Л. 185
[35] Город Томск, Томск, 1912, с. 19
[36] Дмитриенко Н.М. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска в XVII-XX столетиях. Томск, 2003. с.52
[37] Энциклопедия образования в Западной Сибири: в 3 томах. - Барнаул, 2003. Том II, с.312
[38] Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа., Томск, 1916, с. 68, 94
[39] Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII-XIX вв. Приложение; Извлечение из отчетов попечителя о состоянии учебных заведений Западно-Сибирского учебного округа за 1886г. 1. Мужские гимназии, СПб., 1910, с.5
[40]Там же, с.5
[41] Там же, с.5
[42] Там же, с.5
[43] Ядринцев Н.М. – Сибирь как колония, СПб, 1882, с. 386
[44] Там же, с.411
[45] История Сибири, т.2 – Сибирь в эпоху феодализма. Л., 1968, с. 483
[46] Ядринцев Н.М. – Сибирь как колония, СПб, 1882, с. 385
[47] Томская губернская гимназия в первое пятидесятилетие её существование (1838-1888), сост. А.А.Мисюрев. Томск, 1894, с.62
[48] Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII-XIX вв. Приложение; Извлечение из отчетов попечителя о состоянии учебных заведений Западно-Сибирского учебного округа за 1886г. Мужские гимназии, СПб., 1910, с.35
[49] Там же, с.36
[50] Там же, с.36
[51] Ганелин Ш.И. – Очерки по истории средней школы в России во второй половине XIX века. М. и Л, 1950. С. 13
[52] Там же, с.18
[53] Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения. 1871 года. С примечаниями А.Люжбина на http://www.uchitel.ru
[54] Ганелин Ш.И. – Очерки по истории средней школы в России во второй половине XIX века. М. и Л, 1950. С. 18
[55] Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения 1864 г.// Хрестоматия по истории СССР 1861 – 1917 - под ред. Тюкавкина В.Г. – М.,: Просвещение, 1990; Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения. 1871 года. С примечаниями А.Люжбина на http://www.uchitel.ru
[56] Константинов Н.А. – История Педагогики. М., 1974, с.309
[57] Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения. 1871 года. С примечаниями А.Люжбина на http://www.uchitel.ru
[58] Шамахов Ф.Ф. – Школа Западной Сибири в конце XIX – начале XX веков. Томск, 1957. С.97
[59] Гимназический устав 1871г.// www.учитель.ru/публикации [03.03.2004] , п.16
[60] Ганелин Ш.И. – Очерки по истории средней школы в России во второй половине XIX века. М. и Л., 1950. с. 32-33
[61] Ганелин Ш.И. – Очерки по истории средней школы в России во второй половине XIX века. М. и Л, 1950. С. 77
[62] Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII-XIX вв. Приложение; Извлечение из отчетов попечителя о состоянии учебных заведений Западно-Сибирского учебного округа за 1886г. Мужские гимназии, СПб., 1910, с.4
[63] Доклад министра народного просвещения И.Делянова «О сокращении гимназического образования» // Хрестоматия по истории педагогики, М., 1936 – http://www.pedobzor.ru/ped009.html
[64] Свод уставов учебных учреждений и учебных заведений Ведомства Министерства Народного Просвещения. СПб, 1893. с. 223
[65] Энциклопедия образования в Западной Сибири: в 3 томах. Барнаул, 2003. Том I. С.24
[66] История Сибири, т.3 – Сибирь в эпоху капитализма. Л., 1968, с. 372
[67] Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII-XIX вв. Приложение; Извлечение из отчетов попечителя о состоянии учебных заведений Западно-Сибирского учебного округа за 1886г. Мужские гимназии, СПб., 1910, с.41
[68] Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа., Томск, 1897
[69] Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа., Томск, 1916
[70] Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения. 1871 года. С примечаниями А.Люжбина на http://www.uchitel.ru
[71] Справочная книжка Томского общества для вспомоществования учащимся (окт.1873 – авг.1884). Томск, 1884. с.1
[72] Там же, с.2
[73] Там же, с.2
[74] Там же, с.9
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»