Потапова Д.С.

Введение

Дорога – это неотъемлемая часть в жизни каждого человека. Дорога домой, дорога в храм, дорога в наш город, дороги нашего города. Давайте пройдем по дорогам города Владимира и заглянем в глубину истории. Во Владимире огромное количество памятников архитектуры, но мы не замечаем, что дороги — тоже своеобразные памятники, что они имеют свою жизнь, свою историю.

Рассказ пойдет о Владимирской дороге, знаменитой «Владимирке». В исторических документах о ней упоминается еще в XIII веке. Она являлась оживленным торговым путем, соединяющим центр Северо-восточной Руси – Владимирское княжество – с Киевом, Смоленском и другими землями к западу и югу. Положение Москвы на «Владимирке» во многом определило ее дальнейшее возвышение.

Данная тема является актуальной. В настоящее время на месте «Владимирки» проходит шоссе «Москва – Уфа», среднесуточная интенсивность движения по которому составляет свыше 16 тыс. автомобилей, причём, около 70% - это грузовой транспорт. Таким образом, было бы весьма интересно узнать, что хранит в себе земля, на территории которой некогда проходила одна из самых значимых дорог Московского государства, а в последующем Российской империи.

Цель работы: раскрыть историческое значение «Владимирки» от её возникновения до настоящего времени.

Задачи:

  1. Дать характеристику «Владимирки», как исторической дороги.
  2. Показать горестное прошлое дороги.
  3. Рассказать о роли дороги в современности.

«Владимирка» – историческая дорога

В сентябре 2010 года исполнилось 610 лет с момента первого упоминания Владимирки в летописях.

Сначала понятие «Владимирка» подразумевало название дороги между Москвой и г. Владимиром, затем оно расширилось до Нижнего Новгорода, а впоследствии — до Восточной Сибири.

Как известно, суздальский князь Юрий Долгорукий основал Москву в 1156 году. Чтобы добраться сухопутным путем из столицы княжества — Суздаля — до пограничной крепости — Москвы, — надо было ехать до Юрьев-Польского, далее на Переславль-Залесский и затем до места назначения. Постепенно этот слишком далекий путь спрямлялся, и от Юрьева-Польского он стал идти в направлении современного г. Киржач, затем на Москву. Эта дорога именовалась Стромынским трактом или Стромынкой. Такое название она получила от имени находящегося в 40 верстах от Москвы с. Стромынь на территории нынешнего Ногинского района Московской области. До сих пор в городах Москве и Суздале улицы, по которым проходила эта дорога, именуются Стромынкой.

Из Владимира в Москву ездили через Юрьев-Польской. Превращение князем Андреем Боголюбским во второй половине XII в. Владимира в столицу Владимиро-Суздальского княжества с одной стороны, и постепенное возвышение Москвы, с другой, способствовали поискам более короткой дороги между этими городами. Этот путь и стал называться впоследствии Владимирским трактом или «Владимиркой».

В 1332 г. московские иерархи приобрели в Золотой Орде ярлык на Нижний Новгород, т.е. право собирать дань для татарского хана. С этого времени «Владимирка» стала играть важную роль в создании русского централизованного государства, нанизывая на себя бусинки русских городов и образуя ожерелье московского княжества.

Одновременно появилась возможность выйти к р. Волге и устью р. Оки через Муром.

Так создавался оживленный транспортный путь, который оказывал большое влияние на развитие ремесел и торговли в прилегающих к нему населенных пунктах. По нему проезжали большие обозы с разными товарами из Москвы на восток и с востока на запад[1].

Дорога делилась на перегоны. На ней через определенное расстояние располагались почтовые станции. От одной станции до другой ездили на перекладных. Перегоны устраивались в 40—50 верст. Благодаря частой смене лошадей за сутки можно было одолеть расстояние протяженностью в 140 верст. На станциях можно было не только сменить лошадей, но и пообедать, переночевать. Кроме того, проезжающие должны были платить особый шоссейный сбор. Большинство зданий почтовых станций были деревянными. Рядом обычно находились ямская изба, амбар для фуража и дров и конюшни для лошадей. Местами «Владимирка» была покрыта щебнем, ее ширина составляла до 7 м.

Возрастающую роль дороги в жизни русского государства в XIV—XV вв. закрепило создание ямской службы. Ямы (специальные станции с помещением для отдыха проезжающих, со сменой лошадей и т.п.) устраивались на важнейших дорогах, включая «Владимирку».

В тех местах, где ямских станций не было, ямской повинностью, согласно уставной грамоте Великого московского князя Василия Дмитриевича (1389-1425 г.г.), облагалось местное население.

Важное военное, политическое, экономическое и культурное значение «Владимирки» отразилось на становлении русского многонационального государства. В 1552 г. Иван IV вел по Владимирской дороге 150-тысячное войско, чтобы покорить Казанское ханство. С присоединением г. Казани дорога давала выход из Москвы в Заволжье, Сибирь, Среднюю Азию.

С ростом могущества русского государства оживлялось движение по «Владимирке». Круглый год, но преимущественно зимой, двигались многочисленные сани и подводы с товарами, припасами, материалами не только местного производства, но и дальних земель: Поволжья, Урала, Сибири. Сибирские и поволжские купцы привозили товары из Бухары, Китая, Индии, Персии, с Кавказа.

«Владимирка» оживляла жизнь всего придорожного края.

Живя около дороги, население занималось извозом, торговлей разными припасами, фуражом, шорными изделиями, содержанием постоялых дворов, трактиров, кузниц, экипажно-ремонтных мастерских, что так или иначе сохранилось и по сей день[2].

При Иване IV ямская служба получила новый статус: ямскими лошадьми могли пользоваться не только царские гонцы, но за определенную плату и простые люди. В конце XVI в. ямская служба передается в ведение государства и организуется Ямской приказ, среди обязанностей которого было и обеспечение проезда по дорогам.

К этому времени в Москве существовало шесть ямских слобод, в том числе Рогожская ямская слобода, к которой было приписано с. Рогожи на берегу р. Клязьмы. Жители села — ямщики — обеспечивали перегон лошадей из Москвы в города Нижний Новгород и Казань.

На «Владимирке» и в расположенных вдоль нее селах и деревнях русский народ насмерть стоял против польско-шведских интервентов в начале XVII века.

В петровскую эпоху, в первой четверти XVIII в., с возникновением мануфактур, заводов и фабрик движение на «Владимирке» возросло. В 1731 г. дорога стала называться Сибирским трактом и имела направление Москва—Владимир—Муром—Нижний Новгород и далее на Сибирь.

С середины XIX в. с развитием ярмарок среднего Поволжья правительство обратило внимание на состояние дорог страны. Начались работы по выравниванию полотна дороги Москва – Владимир.

Проезжающие должны были платить особый шоссейный сбор. Небольшой дом напротив ворот бывшей усадьбы Горенки был построен и для нужд почты, и как «дом шоссейного сбора». Горенки был первым таким пунктом на 18 версте Сибирского пути, всего в Московской губернии таких станций было пять. В отличие от других станций, Горенская была каменная. В ней было две комнаты для проезжающих, помещение для выписки подорожных (аналог современного маршрутного листа) и квартира для смотрителя. Кроме того, рядом находилась ямская изба, амбар для фуража и дров, конюшни на 56 лошадей. Горенки давали более трети первоначального и до 70% общего дохода всей дороги, хотя сбор не превышал полутора копеек серебром.

После Бородинского сражения в сентябре 1812 г. «Владимирка» видела и толпы беженцев, и смертельно раненого Багратиона, и шеститысячный корпус маршала Нея, который прошел по дороге на Богородск. Дорога была свидетелем отчаянного сопротивления российского народа. Здесь бок о бок сражались и партизаны отряда крепостного Герасима Курина, и отряд народного ополчения под командованием генерал-лейтенанта Б.А. Голицына[3].

«Владимирка» – каторжная дорога

Говоря об истории дороги, нельзя не вспомнить и о ее горестном прошлом. По ней, гремя кандалами, шли в Сибирь тысячи сынов и дочерей России. Это и участники крестьянских восстаний под предводительством Степана Разина, Петра Болотникова, Емельяна Пугачева, и тысячи солдат и офицеров, посмевших выйти против царя 14 декабря 1825 года.

Поэтому и закрепилась за этим трактом грустная слава дороги горя и печали. Как тонко и трепетно выразил И. Левитан щемящую тоску, душевную боль и скорбь передовой России за судьбу всех осужденных, обреченных на медленную смерть в бескрайних снегах Сибири. Его картина так и называется — «Владимирка».

С XV века город Владимир становится местом для ссыльнопоселенцев. Сюда правительство отправляло в ссылку неугодных ему людей. Уже в 1489 г. по приказу царя Ивана III во Владимир из Новгорода было переселено 17 семей торговых людей. С древности Московско-Сибирский тракт был проклятым этапным путем, где по обе стороны дороги молчаливые густые леса слышали стон колодников... Печальная слава о «Владимирке» разошлась по всей России, поэты слагали стихи, художники посвящали ей свои произведения. Но никакой художник не в силах был бы изобразить все то горе и те слезы, которые видела «Владимирка» за три сотни лет.

Владимир Иванович Танеев, известный адвокат, историк, вспоминал:
«По субботам сонную жизнь обывателей города нарушал звон цепей колодников, которых гнали в Сибирь. Колодники проходили в серых суконных халатах, скованные по двое, бледные и изнуренные. Иногда выдавалась колоссальная фигура, смелая, величественная, с поднятой головой, с презрением на лице. По сторонам шли жалкие гарнизонные солдаты, на тучном коне красовался штаб-офицер, провожавший партию. Позади несколько телег с женщинами, детьми, больными. При перевозке арестантов приковывали к телегам цепями. Тяжким был тернистый путь на каторгу: попадались партии ссыльных, скованные по четверо вместе железными поручнями, с заиндевелыми бородами, впереди шли каторжные без оков, в жалкой одежонке, в куцых, не греющих казенных полушубках, направляющиеся на поселение, еще дальше дровни с бабами и больными детьми, закутанными в разное жалкое тряпье»[4].

Узники шли и шли нескончаемой чередой. Шли через Владимир, отмечая его как первую веху на своем страшном пути. Брели к пересыльной тюрьме — тюремному замку. Горожане свыклись с этой картиной. Она стала привычной, обыденной принадлежностью городской улицы.

В XVI веке здесь был проложен этапный путь из Москвы в Сибирь, но первые партии арестантов, закованных в кандалы, прошли по Владимирскому трактату еще в XIV веке. Позже эту дорогу скорби и печали, по которой веками гнали в Сибирь непокорных людей, боровшихся против самодержавия, с насилием правящих классов, в народе прозовут Владимиркой, по имени первого от Москвы крупного города и первой остановки в тяжелом пути.

В 1774 г. холодным октябрьским днем в деревянной клети, закованного в кандалы и цепи, под усиленным конвоем солдат везли в Москву на казнь предводителя крестьянского восстания против крепостничества Емельяна Ивановича Пугачева.

Через Владимир на каторгу в Сибирь в Илемский острог прошел в конце мая 1790 г. Александр Николаевич Радищев. Через реку Клязьму существовал наплавной или, как его чаще называли, «живой мост». По этому же мосту Радищев прошел, когда возвращался из сибирской ссылки. В своем дневнике он записал: «...от Судогды дорога пещана идет перелесками и полями до Владимира. Под городом переезжаем Клязьму по живому мосту Володимир на горе...»

На шедших в Сибирь без ножных оков с 1825 года налагались железные прутья. На арестантов были наложены ручные кандалы или сразу вместе ручные и ножные. Очень опасных преступников во время этапирования по четверо соединяли железными прутьями.

Это делалось для предупреждения побегов. Арестанты передвигались по этапу пешим ходом, а если их перевозили в телегах, то приковывали цепями. Только с 1823 по 1861 год в Сибирь было сослано около 300 тысяч человек. А в общей сложности по ней прошло более двух миллионов ссыльных да около миллиона их родственников, пожелавших разделить судьбу своих близких... [5]

Поданным Тюменского приказа о ссыльных с 1853 по 1862 гг. в Сибирь было сослано 101 238 человек, с 1863 по 1872 гг. — 146 380, в 1890 г. — 260 000 человек [6].

Московско-Сибирский тракт «работал» круглогодично. А.П. Чехов писал, что в продолжение всего года дорога остается невозможной: «в весеннюю распутицу сотни и тысячи пар ног тяжело ступали по этой горестной безнадежной дороге, летом — кочки, ямы и ремонт, зимой — ухабы...»[7].Основное движение по тракту совершалось зимой.
Многие арестанты боялись этапного пути, говорили, что он тяжелее каторги. Кто шел в палачи, кто бежал, а некоторые увечили себя. Например, отрубали себе пальцы на правой руке, прикладывали к телу раскаленные пятаки, нарочно отмораживали ноги.

11 апреля 1835 г. по печально известной дороге проехал писатель-революционер А.И. Герцен. Он пишет: «В семи верстах от Москвы есть трактир, называемый «Первым», где остановились. Я предложил жандарму выпить водки, он согласился ... Дальше ехали не останавливаясь, жандарму велено было делать не менее двухсот верст в сутки. Дорога местами была покрыта льдом, вода и грязь, подвигаясь к Сибири, она становилась хуже и хуже с каждой станцией. Судогда и Муром, Казань, Пермь, через Нижний Новгород»[8].

Для арестантов этапный путь следования считался намного тяжелее каторги. Норма пути 500 верст в месяц. До Нерчинской крепости дорога длилась от полутора до двух лет, время в пути в срок не засчитывалось. Сколько боли, крови, слез и отчаяния видела «Владимирка». Люди говорили о ней как о живой: «Стонет Владимирка, плачет Владимирка, терпит Владимирка...»[9].

Большинство декабристов были отправлены в Сибирь по Стромынке, так как эта дорога считалась самой тихой, надежной и спокойной. По «Владимирке» было отправлено только 4 декабриста. Брели по ней воры, разбойники, душегубы. В знойные летние дни и в осеннюю слякоть, в зимнюю стужу и весеннюю распутицу сотни тысяч пар ног тяжело ступали по этой горестной безнадежной дороге. История превратила «Владимирку» в памятник. Лишь в конце XIX века она обезлюдела. Рядом пролегла новая дорога — железная, заявившая о себе паровозным гудком. А «Владимирка» стала зарастать и застраиваться, но еще долго людская молва не умолкала об этой каторжной дороге[10].

«Владимирка» сегодня

Развитие капитализма, расширение торговых связей, ежегодно проводимые в г. Нижнем Новгороде ярмарки, известные на весь мир, содействовали тому, что в 1839-1845 гг. было построено Московско-Нижегородское шоссе с щебеночным покрытием, протяженностью 380 верст. Движение через реки Клязьма, Киржач, Пекша, Ворша и Нерль осуществлялось паромными переправами. Одновременно было выбрано более короткое направление между городами Владимиром и Нижним Новгородом — через города Вязники и Гороховец.

Появление первых автомобилей на дороге относится к началу XX в. В 1919 г. печально знаменитая «Владимирка» на начальном участке от Москвы была переименована в шоссе Энтузиастов в память о тех революционерах, которым было суждено пройти этой дорогой в ссылку.

Фрагменты старой «Владимирки» можно видеть и сегодня на 31-м км в д. Щемилово, на 39-м км — поворот на ст. Монино, на 135-м км, недалеко от д. Пекша и др.

Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта организовало с 1 января 1935 г. Управление дороги Москва—Горький (к тому времени Нижний Новгород был переименован в г. Горький) в г. Ногинске.

Строительство крупнейшего в Европе автомобильного завода в г. Нижнем Новгороде, растущие потребности народного хозяйства в автомобильных и гужевых перевозках в связи с проводимыми в стране индустриализацией и коллективизацией вызвали необходимость реконструкции дороги. В 1933-1940 гг. проезжая часть была расширена до 6—7 м с устройством черного шоссе. Паромные переправы через реки были заменены на деревянные мосты.

«Владимирка» неоднократно за свою историю становилась прифронтовой дорогой. Это было в годы татаро-монгольского ига, в 1612 году, когда Россия воевала с польскими войсками, в 1812 году-во время Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.) важная коммуникация между Москвой и Горьким напряженно, но надежно работала на Победу, обеспечивая Красную Армию резервами и материально-техническими ресурсами.

В 1954 г. началась коренная реконструкция дороги и продолжалась 10 лет. За эти годы было построено цементобетонное покрытие толщиной 20—22 см, спрямлена трасса, улучшен ее продольный профиль, возведены долговечные мосты и трубы, транспортные развязки, здания дорожной службы, обходы городов Ногинск, Владимир и Вязники. Участки с наибольшей интенсивностью движения при подъезде к городам Москве и Горькому были перестроены под четырехполосное движение с двумя проезжими частями по 7 м, с разделительной полосой 4 м и обочинами по 2,5 м. На остальном протяжении ширина проезжей части была 7 м с обочинами 2,5 м.

С 1968 г. древнерусские памятные места Суздаль, Владимир, Боголюбово были открыты для посещения иностранными туристами.

В 1975—1980 гг. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 ноября 1975 г. был выполнен большой объем работ по маршруту Москва—Владимир—Суздаль для приема участников и гостей «Олимпиады—80».

С 1991 года дорога стала называться Нижегородское шоссе. На современных картах - "Волга-1" или "М-7".

С 1997 года решением Третьей Общеевропейской конференции по транспорту автомагистраль стала составной частью международного транспортного коридора №2 Париж - Берлин - Варшава - Брест - Минск - Смоленск - Москва - Владимир - Нижний Новгород. Таким образом, эта магистраль стала играть важную экономическую роль не только для России, но и для Западной и Восточной Европы. ...Древние римляне, создавая более чем 2000 лет назад дорожную сеть, фрагменты которой сохранились и поныне, утверждали: «Дорога — это жизнь!». Многовековая история «Владимирки» блестяще подтверждает справедливость этой мысли.

Заключение

«Владимирка» – исторический памятник, носящий общегосу­дарственный характер. Печально знаменитая дорога «Влади­мирка», проходящая по территории района, - одна из главных дорог Северо-Восточной Руси. Как этапный путь заключенных в Сибирь дорога известна с XVI в. Ежегодно по ней проходило от 8 до 12 ты­сяч арестантов. Сохранившиеся участки старой «Владимирки» имеют огромное социально-историческое значение как неизгладимая па­мять о лучших людях России, посвятивших свою жизнь борьбе за свободу и счастье народа.

В Москве будет восстановлен участок Владимирского тракта, на котором появятся дорожные знаки XIX века. Как сообщили в правительстве столицы, работы планируется выполнить в рамках развития особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Измайлово".

Будут восстановлены и реконструированы распавшиеся ряды аллей Владимирского тракта. Запланирована экологическая реставрация особо ценных природных объектов на площади 162,8 га; организация мест для отдыха посетителей природно-исторического парка; организация освещения тропинок; экологическая реабилитация водных объектов – 32 га; установка информационных стендов природоохранной тематики.

Приложение 1

Сохранённый участок Владимирки в Кольчугинском районе Владимирской областиСохранённый участок Владимирки в Кольчугинском районе Владимирской области

Приложение 2

Фрагмент Владимирского трактаФрагмент Владимирского тракта

  Приложение 3

 Картина Левитана И. И. «Владимирка» Картина Левитана И. И. «Владимирка»

 Приложение 4

Владимирка сегодня (участок шоссе "Волга-1")Владимирка сегодня (участок шоссе "Волга-1")

Приложение 5

Когда-то здесь проходил каторжный путь…   Когда-то здесь проходил каторжный путь…

 Список используемой литературы

  1. Копышев П.П. К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья.М.-1987.
  2. Минаков С. Сладкое слово «Владимирка» // Русская линия.-2008.-№8
  3. Митрофанов А. Владимирка // Первое сентября.-2004.-№28.
  4. Смирнов И. По старой Владимирке.//Наука и жизнь.-1979.-№7
  5. [www.letopisi.ru/…/Екатерининский_тракт_("Владимирка")]
  6. [www.old-vladimir.ru/2008-05-12/vladimirka-doroga-slez-i-stradanij/]
  7. [ ru.wikipedia.org/wiki/Владимирка]
Примечания
[1] Митрофанов А. Владимирка // Первое сентября.-2004.-№28.-С.10.

[2] Копышев П.П.К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья.М.-1987.С.39.

[3] [www.letopisi.ru/…/Екатерининский_тракт_("Владимирка")]

[4][www.old-vladimir.ru/2008-05-12/vladimirka-doroga-slez-i-stradanij/]

[5] Смирнов И. По старой Владимирке.//Наука и жизнь.-1979.-№7

[6] Копышев П.П.К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья.М.-1987.С.42.

[7] Минаков С. Сладкое слово «Владимирка» // Русская линия.-2008.-№8.-С.15.

[8] [www.old-vladimir.ru/2008-05-12/vladimirka-doroga-slez-i-stradanij/]

[9] [www.letopisi.ru/…/Екатерининский_тракт_("Владимирка")]

[10] Минаков С. Сладкое слово «Владимирка» // Русская линия.-2008.-№8.-С.13-14.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top