Ещенко Ю.Г.

Последнее десятилетие в России отмечено значительным динамизмом в ее развитии, как в плане решения социально-экономических проблем, так и в положении нашего государства на внешнеполитической арене. Стабилизация внешней и внутренней ситуации позволила заняться не преодолением сиюминутных трудностей, а реализацией долговременных масштабных проектов направленных на коренные изменения в социально-экономическом положении большей части населения.

Одними из приоритетных направлений государственной социальной политики стали обеспечение достойного уровня жизни, материального благосостояния и духовной самодостаточности личности. Реализация данных целей ведется по всем направлениям, и, в первую очередь, по отношению к молодому поколению россиян. Наверное, это вполне справедливо. В любые исторические эпохи государство рассматривает подрастающее поколение как свою дальнейшую смену, как продолжателей своего дела. Поэтому такое большое значение отводится воспитанию юношества и становлению молодого человека как личности.

Подобные приоритеты были справедливы и несколько десятилетий назад. В 1980-х гг. советское государство решало задачи, отличные от сегодняшних, но основная идея была та же – воспитать достойную смену. Несмотря на то, что прошло почти двадцать лет после крушения мощной державы, до сих пор в научной среде не сформировано однозначной оценки на многие события советского периода. На мой взгляд, неправильно то, что некоторые исследователи стараются перечеркнуть черным цветом, все, что только связано с советской эпохой. Были недостатки, ошибки, просчеты, но были и достижения, яркие начинания и успехи, опыт и уроки которых стали бы полезны в настоящее время, ведь поступательное движение вперед невозможно без осознания ошибок и недостатков прошлых событий.

Одним из наиболее заметных и значительных начинаний советской эпохи в молодежной политике стало движение студенческих строительных отрядов.

Освоение целины, строительство железных дорог и заводов, уборка урожая – точек приложения молодой активности было множество. Студенческий отряд каждой области, края, республики отстаивал свою исключительность в ходе социалистического соревнования, но между отрядами существовало много общего - сходные цели, задачи, патриотический порыв молодежи и проблема неорганизованности студенческого движения.

В статье предпринята попытка анализа достижений Астраханского областного студенческого отряда и деятельности государственных и общественных организаций города и области по руководству патриотическим движением вузовской молодежи.

Комсомольские организации старались активно привлекать студенчество к решению конкретных задач культурного и хозяйственного строительства, участию в интенсификации народного хозяйства. В таком районе, как Астраханская область, роль студотрядов в выполнении сельскохозяйственных планов Продовольственной программы трудно недооценить. Значимость студенческого энтузиазма проявлялась в масштабах всей страны – за 1980-1985 гг. областной ССО несколько раз занимал первые места во Всесоюзном социалистическом соревновании студотрядов.

Строительные студенческие отряды на первом этапе своего существования, в 1960-х гг., создавались как добровольные студенческие объединения молодежной помощи государству в реализации неотложных проектов. К началу 1980-х гг. стройотряды превратились в особый вид деятельности учащейся молодежи, обязательный для каждого студента. Известны факты, когда за «неучастие в третьем трудовом семестре» студента могли исключить не только из комсомола, но даже из института[1].

С 1981 г. планировалось направлять студенческие строительные отряды, «численностью не менее 100 тыс. человек ежегодно на строительство народнохозяйственных объектов»[2]. Органичным продолжением летнего семестра стали осенние сельскохозяйственные работы студентов. Такой подход позволил повысить производительность и качество труда, сократить сроки уборки урожая[3].

Студенческие отряды, в основе своей, перестают быть строительными. Все больше студентов работало в торговых и сельскохозяйственных отрядах, проводниками поездов и озеленителями, выполняло хозяйственные работы, формировало осенние (для работы на сборе урожая и на плодоовощных базах) и круглогодичные отряды (для уборки мусора на стройках, дежурства в составе народных дружин и др.). В 1983 г. ЦК ВЛКСМ даже принял решение об «изменении названия штабов студенческих строительных отрядов - теперь они стали называться просто штабами студенческих отрядов»[4].

Деятельность студотрядов имела большое значение как в сельском хозяйстве, так и на промышленных предприятиях и комсомольских стройках. Работа на транспорте и на заводах во время трудового семестра требовала специальной подготовки студентов (для работы на стройках, консервных заводах, проводниками в поездах и др.), которая проводилась через систему профессиональных технических училищ. Так, в Астраханском педагогическом институте им. С.М. Кирова, профессиональная подготовка студентов отряда, работавшего на Харабалинском консервном заводе, велась на базе ТУ-2. Общая численность обучающихся составила 120 человек. Отряд проводников обучался на базе принимавшей организации – вагонного участка. Астраханский медицинский институт им. А.В. Луначарского вел подготовку студентов через ГПТУ № 2 для строительных отрядов по специальностям – бетонщики, каменщики, плотники, монтажники и др. В Астраханской консерватории подготовка бойцов студотрядов для работы на Астраханском консервном заводе проходила через вечернее ПТУ № 3. После окончания теоретического обучения, в течение недели проводились практические занятия непосредственно на заводе[5].

В состав областного ССО входили и студенты-иностранцы из астраханских вузов. К 1981 г. было организовано 6 интернациональных студенческих строительных отрядов: «Энтузиаст» работал в фирме «Астраханские сады»; «Монтажник» - в селе Травино Камызякского района Астраханской области; «Меридиан» - в селе Бирюковка Приволжского района области и др. Количество студентов в отряде варьировалось от 5-7 до 17-19 человек. Всего в интернациональных отрядах было занято 58 иностранных студентов[6].

Строительные отряды осуществляли работу и на комсомольских стройках. Согласно «Положению» о всесоюзной ударной комсомольской стройке, утвержденному ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС в феврале 1972г., ими объявлялись важнейшие народнохозяйственные объекты». В одиннадцатой пятилетке по всей территории Советского Союза их насчитывалось 135[7].

Одним из основных направлений социального и экономического развития СССР на 1981-1985гг. было признано формирование промышленного узла по добыче и переработке газа и конденсата на базе Астраханского газоконденсатного месторождения[8]. Тем не менее, строительство как промышленных объектов, так и бытовой инфраструктуры, шло довольно медленно. Согласно постановлению ЦК ВЛКСМ «Об усилении шефства комсомольских организаций над освоением Астраханского газоконденсатного месторождения» от 8.01.1985г., было решено мобилизовать молодежь для своевременного ввода газового комплекса. Отделу молодежи ЦК ВЛКСМ следовало направить в порядке призыва в 1985г. в подразделения Минпромстроя СССР 700 юношей и девушек, Миннефтегазстроя – 400, а Минтрансстроя – 200 человек. Центральному штабу студенческих отрядов полагалось направить в 1985-1986гг. на освоение Астраханского газоконденсатного месторождения студентов стройотрядов численностью 200 человек[9]. Дополнительными трудовыми ресурсами планировалось преодолеть отставание в сроках сдачи объектов газоконденсатного комплекса в эксплуатацию.

Предполагалось установить персональную ответственность руководителей строительных подразделений за выполнение заданий по общественному призыву и создание студентам необходимых производственных и жилищно-бытовых условий. Для поддержки инициативы и поощрения студентов использовались не только «идеологические» награды – переходящее Красное Знамя, переходящие вымпелы штаба ЦК ВЛКСМ, но и денежные премии в размере нескольких тысяч рублей на коллектив[10].

Областной студенческий отряд участвовал в решении сельскохозяйственных задач. В 1984 году в его составе работало более 44 тыс. студентов и учащихся из 20 регионов страны и 25 тыс. школьников. Их руками было собрано и отгружено в промышленные центры страны более 500 тыс. т. овощебахчевой продукции, изготовлено 67 млн. условных банок овощных консервов, выполнен объем строительно-монтажных работ на сумму в 1,4 млн. руб[11].

Важное значение для повышения эффективности трудовой деятельности коллективов студентов и учащихся имело социалистическое соревнование между отрядами. По итогам Всесоюзного соревнования студенческих отрядов, работавших в 1984 г. на предприятиях и в организациях Министерства плодоовощного хозяйства СССР, Астраханский областной студотряд занял первое место[12]. Похожие достижения студентов наблюдались и в предшествовавшие годы: так, по результатам соревнования в 1983 г. областной ССО занял второе место[13].

Значительная часть учащихся средних специальных учебных заведений и абсолютное большинство учеников профессионально-технических училищ работало в сельском хозяйстве. Среди студентов вузов предпочтение отдавалось работе на заводах, в строительных объединениях и также в своих институтах (таблица 1).

Таблица 1

План формирования студенческих отрядов Астраханской области на лето 1985г[14]

Учебное заведение

Всего

Колхозы, совхозы

Консервные заводы

Потреб. союз

Строй-

отряды

Работа в своем уч.завед.

Проч.

ВУЗ

2900

100

1080

80

430

390

820

ССУЗ

4457

2982

100

198

493

160

524

СПТУ

1859

1647

-

-

-

-

212

 

9216

4729

1180

278

923

550

1556

Вопросы подготовки и организации деятельности коллективов студентов в течение всего времени работ находились под постоянным контролем партийных, профсоюзных и комсомольских органов.

Однако, несмотря на весомый вклад студенческих отрядов в выполнение планов экономического и социального развития, некоторые руководители ведомств и организаций относились безответственно к организации труда студентов, его учету, технической безопасности и соблюдению надлежащих бытовых условий.

При подведении итогов работы коллективов студентов и учащихся в летний и осенний периоды 1980-1981 гг. вскрылись значительные недостатки в ее организации. Областной штаб ССО «не проявил должной принципиальности в подборе объектов для работ, не осуществил должного контроля за подготовкой хозяйственных организаций к приему и размещению студенческих отрядов», в результате чего имели место срывы в обеспечении отрядов работой и факты финансовых злоупотреблений командиров и комиссаров отрядов[15]. Частыми были случаи несвоевременной доставки студентов на поля, отсутствия тары и транспорта для сбора и вывоза продукции, проектной документации и стройматериалов; не соблюдались санитарно-гигиенические нормы в студенческих лагерях в Наримановском, Енотаевском и Лиманском районах, что стало причиной возникновения инфекционных заболеваний; не обеспечивались безопасные условия труда и быта студентов, в результате чего за лето 1980 г. произошло несколько автомобильных аварий, в которых пострадали студенты[16].

Для ликвидации подобных негативных явлений в деятельности студотрядов во время трудового семестра было принято Постановление бюро обкома КПСС и облисполкома «О мерах по дальнейшему улучшению организации труда, быта и отдыха учащейся молодежи в период летнего трудового семестра и осенних сельскохозяйственных работ в 1982г.», целью которого было устранение выявленных недостатков, организация медико-санитарного обеспечения трудовых объединений, оснащение городских и районных штабов студенческих отрядов телефонной связью и легковым автотранспортом.

Были проведены массовые проверки готовности и паспортизации трудовых лагерей, произведен дополнительный технический осмотр транспорта и автомобильных дорог, утверждены маршруты перевозок отрядов к местам работы. В студенческих лагерях осуществлялось дежурство сотрудников УВД, представителей хозяйств и членов оперативных комсомольских отрядов дружинников в ночное время. Всего, к началу трудового семестра 1982г., было подготовлено более 300 стационарных лагерей, в том числе, построено 10 студенческих лагерей, реконструировано 36 лагерей, сделано 16 пристроек к уже существовавшим лагерям с вводом в эксплуатацию новых спальных корпусов на общее количество более 4000 мест[17].

Однако по результатам проверок, по состоянию на 1.06.1984 г., в ряде районов Астраханской области (Икрянинском, Красноярском, Наримановском, Харабалинском) 60 % лагерей не было подготовлено к приему студентов. В течение осенних сельскохозяйственных работ не проводились работы по качественному отоплению спальных корпусов. Некоторые учащиеся находились на уборке урожая овощей намного больше положенного срока (в Наримановском и Енотаевском районах)[18]. На некоторых предприятиях области нарушения установленных норм и правил функционирования трудовых лагерей, слабая организация трудового процесса студенческих отрядов наблюдались на протяжении нескольких лет.

Областное руководство, испытывая острую нехватку трудовых ресурсов, пыталось привлечь как можно большее количество студентов к участию в стройотрядах, однако, власти не обладали реальными возможностями для создания нормальных условий труда и отдыха студентов. Указанные факты проявляют двойственность и непоследовательность мер в отношении студенческих отрядов. С помощью третьего трудового семестра государственные структуры решали целый ряд проблем экономического, воспитательного, профориентационного и идеологического характера. В то же время, несмотря на исключительную важность функционирования студенческих отрядов, не предпринималось решительных мер по элементарной организации условий труда студентов и по наведению порядка во время трудового семестра.

В начале 1980-х гг., трудно было представить такую отрасль народного хозяйства, проблемные объекты которой не поднимались бы с помощью студентов. Добровольность и патриотизм, как основные составляющие стройотрядовского движения, вступили в неразрешимое противоречие с мощным давлением на отряды, жесткой регламентацией и централизацией их деятельности. Штабы студенческих отрядов уже не могли работать самостоятельно, без участия комитетов комсомола. Учащаются случаи присвоения руководителями стройотрядов студенческих денег, приписки и безответственность. Падает профессиональный уровень, теряются традиции студенческих отрядов. Все это в конечном итоге приводило к кризису духовности в стройотрядах. И наиболее четко черты этого кризиса прорисовываются в первой половине 1980-х гг., когда формализм в организации отрядов уже достиг своего апогея, а перестроечные демократические тенденции перехода к самостоятельности и самоуправлению еще не получили развития.

Сейчас существует пестрая система разнообразных фондов, организаций, социальных программ, помогающих молодежи и, в частности, студенчеству реализовать себя, достигнуть намеченных планов, воплотить в жизнь проекты и идеи.

Однако в стремлении молодежи творчески раскрыться, приобрести организаторские способности, добиться успеха на выбранном направлении деятельности растет тенденция к индивидуализму, противопоставлению себя всем окружающим. В то время как плодотворная работа и значительные результаты, возможны только в коллективе, функционирующем как единый организм, а не в системе, где большое количество ярких индивидов, реализует прямо противоположенные проекты. Умение сработаться, уважать чужое мнение, не теряя своего собственного, навык работы в команде – одни из важнейших качеств, которыми должен обладать современный успешный человек.

Деятельность строительных отрядов дает неоценимый опыт по возможности развития в каждом молодом человеке еще со студенческой скамьи вышеназванных качеств. Несмотря на множественные проблемы и недостатки в деятельности и организации студотрядов, опыт активной совместной работы молодежи из патриотических побуждений бесценен. Студенческие организации в том виде, в которым они существовали несколько десятилетий назад, неприменимы для современной действительности; однако, сама идея организации умственной, креативной и физической энергии студенчества весьма интересна и ее правильное применение может дать позитивные результаты и в настоящий момент.

Библиография

  1. Архивные материалы:

Государственный архив современной документации Астраханской области (ГАСД АО).

Ф. 9. Астраханский горком КПСС

Ф. 47. Астраханский горком ВЛКСМ

Ф. 325. Астраханский обком КПСС

Ф. 345. Астраханский горком ВЛКСМ

Ф. 735. Астраханский государственный педагогический институт им. С.М.Кирова

2. Источники и литература:

  1. ХХ Астраханская областная отчетно-выборная комсомольская конференция. - Астрахань, 1982.
  2. Воспитательная работа партийных организаций промышленных коллективов. – Л., 1983.
  3. Комсомол в вузе. – М., 1981.
  4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 14. - М., 1982.
  5. Приступко В.А. ССО: вчера и сегодня // www.fvso.ru/history.htm, 18.11.09.
  6. Симонова Л.С. Комсомол Нижнего Поволжья – помощник партии в развитии орошаемого земледелия (1971 – 1975гг.). Автореф. дис. ... к. ист. н. – Саратов, 1982.

Примечания

[1] ГАСД АО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 911. Л. 91-95.

[2] Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии и повышении эффективности сельского хозяйства нечерноземной зоны РСФСР» от 12 марта 1981 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 14. М., 1982. С. 322-332.

[3] Комсомол в вузе. – М., 1981. С.13.

[4] Приступко В.А. ССО: вчера и сегодня // www.fvso.ru/history.htm, 18.11.09.

[5] ГАСД АО. Ф. 325. Оп. 90. Д. 159. Л. 1-2.

[6] Там же. Ф. 9. Оп. 27. Д. 79. С. 7

[7] Воспитательная работа партийных организаций промышленных коллективов. – Л., 1983. С. 95; Симонова Л.С. Комсомол Нижнего Поволжья – помощник партии в развитии орошаемого земледелия (1971 – 1975гг.). Автореферат... к. ист. н. – Саратов, 1982. С.1-2.

[8] ХХ Астраханская областная отчетно-выборная комсомольская конференция. - Астрахань, 1982. С.21

[9] ГАСД АО. Ф.325. Оп.99. Д.23. Л.32-35.

[10] Там же. Л.42-46.

[11] ГАСД. Ф.325. Оп. 99. Д. 27. Л.55; Там же. Оп. 96. Д.14. Л.113.

[12] Там же. Д. 27. Л.55.

[13] ГАСД АО. Ф. 325. Оп. 96. Д.14. Л.113.

[14] Там же. Оп. 99. Д. 27. Л.62

[15] ГАСД АО. Ф. 345. Оп. 42. Д. 18. Л. 102.

[16] Там же. Оп. 87. Д. 19. Л. 32-37.

[17] ГАСД АО. Ф.325. Оп. 99. Д.27. Л.56-60.

[18] Там же. Оп. 96. Д. 18. Л. 102.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top