Васильченко А.И.

Вступление

А Церковь - нечто более, чем мы.
Не высказать ее надмирной сути.
Она - источник, неподвластный мути,
Она - Надежда посреди чумы ...[1]

иеромонах Роман (Матюшин)

Сегодня храмы Киселевска являются главной достопримечательностью города, его визитной карточкой. Не секрет, что в советское время главным достоянием шахтерских городов, как наш, были угольные копры, кособокие бараки да заброшенные угольные выработки, напоминавшие о героическом труде шахтеров.

В стихотворении о Киселевске есть такие строки:

Невелик мой город и небросок:
Ни дворцов, ни прочей старины.
Он в глазах истории - подросток,
С малых лет «пахавший» для страны.

Никто не умоляет этих достоинств, мы очень уважительно относимся к шахтерскому труду. Но перемены в жизни общества коснулись измене­ний в сознании людей, все мы стали понимать, что «не хлебом единым жив человек», в его жизни должны присутствовать вера, красота, стрем­ление к совершенству, и появление новых храмов является под­тверждением этому.

За последние пять лет в нашем городе построено несколько храмов, поэтому целью моей исследовательской работы и статьи, основанной на ее материалах, стало раскрытие значения и роли православных храмов в жизни народа на примере строительства храмов на территории Кемеровской области и города Киселевска.

Для этого мною были сделаны попытки изучить и проанализировать события появления православных храмов на территории современного Кузбасса, познакомиться с историей появления Киселевского благочиния и его храмов, выявить закономерности в строительстве храмов и местах их расположения на территории Киселевска и разработать мероприятия по применению собранного материала.

Трудности в написании были связаны в основном с ограниченным количеством литературных источников. Для получения информационных данных приходилось использовать материалы периодической печати, документы, рассказы священников и прихожан.

Первые шаги Русской Православной Церкви на Кузнецкой земле

В сибирских летописях мы находим упоминание о наличие уже в отряде Ермака священников: «…да три попа, да беглый монах – ходил не в черной рясе, но требы отправлял, кашеварил, и оружие знал, и круг церковный хорошо знал». Это позволяет нам говорить о параллельном процессе заселения русским населением Сибири и привнесении сюда основ православия.

Одновременно стали появляться первые церкви: «Общее правило тогдашних русских: где зимовье ясачное, там и крест, или впоследствии часовня, где водворение крепостное, там церковь и пушка: ибо среди значительных отрядов, по благословению Тобольских первосвященников, обыкновенно путешествовал священнослужитель со святынею. А где город… и монастырь, кроме церкви»[2].

Новый этап в распространении православия начался с момента образования самостоятельной Сибирской епархии Русской Православной Церкви в 1620 году с центром в Тобольске.

Первым архиепископом стал Киприан, во время его правления в Сибири уже насчитывалось 300 священнослужителей и 50 монахов.

Территория современного Кузбасса входила в состав Сибирской (впоследствии Тобольской) епархии с момента ее образования до 1834 года, когда была выделена самостоятельная Томская епархия ( 181 церковь, 876 священно- и церковнослужителей ), включавшая в себя первоначально территории Томской, Енисейской, часть Тобольской губернии и Семипалатинской области.

Упоминание о храмах Русской Православной Церкви на Кузнецкой земле мы находим уже в первой половине 17-го века. В 1621-22 годах при Кузнецком остроге, основанном в 1618 году, выстроен первый деревянный Преображенский собор, а первым его попом стал бывший ключарь Архангельского московского собора Ивашка Иванов. К концу 17-го века по Томи были выстроены храмы в Верхотомском и Сосновском острогах, Одигитриевская церковь в Кузнецке.

На территории Кузбасса размещался Христорождественский монастырь под городом Кузнецком, основанный в 1648 году, которому принадлежало село Монастырское (современный Прокопьевск).

К концу 18-го века на территории современного Кузбасса было 19 церквей. При открытии новых приходов приходилось производить перераспределение между ранее существовавшими приходами населенных пунктов. Строительство храмов в Сибири было сопряжено с большими трудностями. Они, конечно же, не касались материала, так как леса в районах первоначального заселения было достаточно. Но 18-й век привнес попытки централизованного контроля со стороны государства за строительством храмов, чтобы не увеличилось количество церквей, не отвечающих требованиям. Это привело к тому, что необходимо было получать разрешение не только на строительство, но и на ремонт храмов от Святейшего Синода, но для Сибири эти условия были довольно быстро отменены.

Другим требованием государства стало строительство преимущественно каменных храмов, чем было вызвано значительное увеличение затрат на строительство, а, кроме того, в Сибири наблюдался дефицит готового строительного материала. Поэтому для Сибирской епархии было сделано исключение, и требование о строительстве каменных храмов звучало как рекомендация для епархиальных архиереев.

Со стороны Синода были обозначены четкие требования к условиям, которые должны были соблюдаться для того, чтобы получить разрешение на строительство новой церкви: наличие достаточного населения, большое расстояние до других церквей, обязательство со стороны прихожан по содержанию не только храма, но и притча. Все эти условия как нельзя лучше могли быть применены к Сибири, так как надобность в православных храмах наблюдалась постоянно в связи с увеличением населения, и строительство деревянных церквей не вызывало большого промедления.

Век 19-й принес с собой большое дробление территории Томской епархии на приходы. Число приходов увеличивалось.

Строительство железной дороги и переселенческое движение начала 20-го века обусловили появление большого количества новых приходов на территории современного Кузбасса. Особенно в Мариинском уезде до 1917 года было построено 76 новых церквей.

В конце 19-го – начале 20-го веков к уже известным источникам средств для строительства храмов прибавлялись и новые. С момента образования фонда имени Александра III (23 апреля 1894 года) началось строительство церквей на средства этого фонда. Церкви в основном строились в переселенческих поселках и на железнодорожных станциях по Транссибирской магистрали, где жители брали на себя часть расходов. На местах образовывались строительные комитеты. В 1906 году средства фонда были переданы в распоряжение Священного Синода.

На территории Кузбасса на средства фонда были построены храмы в селах Белгородском, Святославском, Куликовском, Преображенском, деревне Ивановке, поселке Иверском.

Революционные события 1917 года, в ходе которых к руководству Россией пришли новые политические силы в лице РКП (б), внесли радикальные перемены в жизнь религиозных объединений и изменили общественно-государственный статус Русской Православной Церкви.

Основные принципы советского законодательства о религиозных культах были изложены в декрете СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23.01.1918 года. В марте 1922 года Сибревком рассылает циркуляр губернским отделам, в котором предлагает приступить к изъятию драгоценностей религиозного культа с передачей их в губ - и уфинотделы с зачислением в фонд Центральной комиссии помощи голодающим. Изъятие этих ценностей не было вынужденной экономической мерой, скорее бедственное положение трудящихся было использовано Советской властью для разрушения Русской Православной Церкви. В целом православные приходы Сибири, а особенно Земли Кузнецкой, нельзя было назвать богатыми. Председатель Щегловской уездной комиссии по изъятию Колесников в своем докладе губернскому начальству признавал, что осуществить данное мероприятие невероятно сложно, так как церквей и молитвенных домов не так уж много, да и большая часть их во время занятия уезда отрядами Рогова в 1919 году было сожжена, а имущество расхищено.

Верующие Кузбасса болезненно переживали богоборческую кампанию. В феврале 1923 году двумя Тисульскими коммунарами, один из которых служил в милиции, на свадьбе была произведена показательная стрельба по иконам, разлетевшимся от выстрелов в щепки.

Решениями исполкома Новосибирской области, а еще ранее Западно-Сибирского края в 1931-1937 годах на территории Кузбасса было закрыто 40 церквей, с 1939 по 1942 годы – 70.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в отношения Советского правительства и русской православной церкви. В ночь с 4 на 5 сентября 1943 года в Кремле состоялась историческая встреча И.Сталина и руководства РПЦ. 14 сентября 1943 года принято постановление СНК СССР об организации Совета Русской Православной Церкви. В соответствии с этим необходимо было изменить религиозное право[3].

В 1943-1946 годах в существующее законодательство были внесены частичные изменения: постановления СНК от 28.11.43 года № 1325 «О порядке открытия церквей», от 01.12.44 года №1643-486 «О православных

церквах и молитвенных домах», от 22.08.45 года «По вопросам, относящимся к православным церквам и монастырям».

Образование Совета по делам Русской Православной Церкви хронологически совпадает с появлением новой самостоятельной административной единицы – Кемеровской области.

Переломным в государственно-церковных отношениях стал 1988 год – год празднования 1000-летия Крещения Руси. Следствием улучшения отношений можно считать решение исполкома о передаче верующим Новосибирской епархии ряда храмов - памятников архитектуры (в 1989 году был передан верующим Спасо-Преображенский собор г. Новокузнецка).

В июне 1990 года из состава Новосибирской епархии Русской Православной Церкви произошло выделение самостоятельной Красноярской епархии, включавшей территорию Кузбасса.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 года было узаконено: «…образовать епархию Московского патриархата в Кемеровской области, выделив из состава Красноярской епархии, с последующим утверждением этого решения на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви; епархиальным архиереям носить титул «Кемеровский и Новокузнецкий». Временное управление Кемеровской епархией поручить Первосвященному Софронию, епископу Томскому, викарию Новосибирской епархии»[4] (ныне епископом Кемеровским и Новокузнецким является Владыка Аристарх).

Итак, мы рассмотрели историю создания Кемеровской и Новокузнецкой епархии и строительства храмов с 17-го века. И видим, что на протяжении столетий в жизни народов Сибири храм играл важнейшую роль, несмотря на то что процесс строительства был всегда непростым: нехватка средств, а строительство велось большей частью на пожертвования прихожан, жесткие

требования Синода, требования по содержанию и ремонту храмов, события 1917–го года, богоборческая кампания и другие. Но росло количество населения, и, как следствие, возрастает количество храмов как места естественной реализации духовных потребностей и чаяний народа.

Киселевское благочиние Кемеровской и Новокузнецкой епархии

Киселевский благочиннический округ образован 14 ноября 1992 года по благословению Первосвященнейшего Антония, епископа Красноярского и Енисейского. В состав благочиния в те годы входили приходы городов Киселевска, Прокопьевска и Гурьевска, Прокопьевского и Гурьевского районов.[5]

В 1995 году в связи с увеличением числа новых приходов из Киселевского были выделены два благочиния: Прокопьевское и Гурьевское.

В настоящее время в состав Киселевского благочиния входят следующие приходы:

1.Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в г. Киселевске,

2.Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» в г. Киселевске,

3.Приписной храм святого преподобного Сергия Радонежского в

г. Киселевске,

4.Храм святого благоверного Александра Невского в поселке Ускат

г. Киселевска,

5.Храм Святой Троицы в поселке Карагайлинском,

6.Храм святого пророка Ильи в поселке Краснобродском.

Священник является ключевой фигурой в храме, ведь именно от него зависит, придут ли прихожане в храм еще раз. Он должен уметь не только совершать таинства и обряды, но и помогать в решении проблем, возни­кающих у людей. Убеждена, что священник должен быть высоконрав­ственным, грамотным, эрудированным человеком, психологом, т.к. на исповеди люди доверяют ему самое сокровенное. А наибольшее значение и роль в процветании и развитии Киселевского благочиния, его расширении и росте играет фи­гура благочинного, которым и является протоиерей Михаил Яськов, который сознательно выбрал путь священнослужителя еще в годы Советской власти. Окончил Московскую духовную семинарию, рукоположен в священники в 1978 году Патриархом Московским и всея Руси Пименом, сан протоиерея был при­своен ему в 1983 году. С 1 марта 1979 года назначен настоятелем Петро-Павловского храма. В 1993 году с образованием Кемеровской и Новокузнец­кой епархии стал благочинным по Киселевскому округу.

О его заслугах говорят его награды: камилавка, крест, палица, крест с украшением, митра, орден святого равноапостольного князя Владимира III степени, Патриаршая грамота, медаль «За вклад в развитие Кузбасса». Именно он явился вдохновителем и организатором строительства новых храмов, умелым хо­зяйственником. Поэтому к 10-летию епархии он был награжден орденом Святого князя Даниила и Благодарственным письмом А.Г. Тулеева, а так же Патриаршей грамотой в честь 50-летия[6].

1) Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла

Современная Петропавловская деревянная церковь на каменном фундаменте, крытая железом, была построена в бывшем селе Афонинском (вошедшим в 1936 году в состав города Киселёвска) в 1882 году на средства прихожан и местного купца из лиственницы. До нее существовал деревянный храм, построенный в 1850 году.

В 1932 году храм закрыли, церковную утварь разобрали прихожане, колокола сбросили и разбили. В здании в разные годы размещались кожевенный склад, зернохранилище, клуб.

В 1947 году по настоятельным просьбам верующих храм вернули православной общине, зарегистрированной 31.01.47 года. Из села Верх-Чумышского доставили уцелевшую утварь, нашлись старинные храмовые иконы Иверской Божьей Матери и пророка Божия Ильи, были также возвращены несколько малых колоколов и один большой. Храм заново был освящен митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем.

Первым настоятелем вновь открытого храма стал уважаемый протоиерей Анатолий Червонецкий, прослуживший в приходе около 20 лет. Вторым священником церкви в это время был Николай Тарасенко. При храме был создан церковный хор, должность регента которого более 20 лет занимал Григорий Христенко. Отца Николая Тарасенко сменил священник Сергей Хомутов, построивший и расписавший иконостасы нескольких кузбасских храмов, включая и Петро-Павловскую Церковь в Афонино. При его личном участии бригадой плотников был поднят потолок храма и сделан внутренний ремонт. Рядом с церковью возвели небольшой кирпичный крестильный храм. В 1975-77 годах новый настоятель, священник Владимир Почаев, продолжил благоустройство храма. Вторым священником служил в те годы игумен Ворсонофий (Брыскин). При следующем настоятеле, священнике Вячеславе Попове, в 1977-79 годах были заменены купола на колокольне и алтаре храма.

После непродолжительной службы священника Георгия Персианова в 1979 году настоятелем храма назначается священник Михаил Андреевич Яськов. В 1980 году отцу Михаилу с большим трудом удалось добиться разрешения на строительство подсобных помещений для просфорни, комнаты отдыха, гостиницы, склада. Его усилиями в 1981 году был заменен сгнивший угол церковного здания и металлическая церковная ограда, в 1982 году появились изящный новый кедровый иконостас и резная гробница для плащаницы. Старый иконостас был передан церкви в город Камень-на-Оби Алтайского края. В 1983 году к алтарю храма пристраивается пономарка, заменены оконные рамы, поднят потолок, стены обшиты древесной плитой, и по ним сделаны росписи. В 1985 году была перекрыта крыша церкви и крестильного храма оцинкованным железом, в 1986 году сделано металлическое облачение престола и жертвенника, в 1987 году иконостас и киоты покрыты сусальным золотом. На пожертвования прихожан был куплен дом для второго священнослужителя. В 1989-90 годы при помощи мебельной фабрики и шахты «Краснокаменская» построили новый каменный крестильный храм, в цокольном этаже которого разместились кухня и столовая, прачечная, ризная комната. В 1991-92 году в крестильном храме установили новый иконостас.

В старом здании крестильного храма открыли воскресную школу. Священники церкви часто посещают с проповедями больницы, школы, интернаты, делая благотворительные подарки неимущим и сиротам. В 1994 году рабочими шахты «Краснокаменская» был очищен от ила ближайший источник, где оборудованы два колодца и купальница. Источник освятил епископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний. Храм является памятником истории и архитектуры второй половины XIX века областного значения, сохранившимся вместе с интерьерами. Святынями храма являются икона Божией Матери «Иверская», икона Пророка Божия Илии (обе начала XIX века)[7]. При храме имеется библиотека с фондом 1500 экземпляров.

2) Храмовый комплекс в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Инициатором строительства храмового комплекса в Кузбассе высту­пила группа людей-партнеров по бизнесу, финансировавших начальный этап строительства, во главе которых был Александр Михайлович Драничников, президент ОАО «Холдинговая компания «Соколовская». Все они мечтали воздвигнуть в Киселевске прекрасный храм, сделав доброе дело для своей малой родины.

На момент начала строительства нового храма в Киселевске имелась единственная церковь Святых Петра и Павла постройки XIX века, кото­рая уже не могла вместить всех прихожан. Да и ездить до нее жителям многих районов Киселевска, особенно пожилым, было далековато и тяжело.

Согласно совместному решению главы города, представителей адми­нистрации ОАО «ХК Соколовская» и Русской Православной Церкви бы­ло определено возведение храмового комплекса в самом густонаселенном и динамично развивающемся районе города Красном Камне.

12 июля 1995 года в праздник Святых Петра и Павла на месте буду­щего храмового комплекса забили первый колышек, тогда же и освятили место его постройки. В старой церкви Святых Петра и Павла провели службу, после чего священнослужители и прихожане, неся икону Божией Матери «Скоропослушница», крестным ходом двинулись на Красный Камень. Освящение места постройки совершил Владыка Софроний, епископ Кемеровский и Новокузнецкий. Место будущей застройки было болотистое, и, прежде чем в октябре 1995 года забили первую сваю, для его осушения завезли около 80 тысяч тонн грунта.

Прообразом будущего храма послужила Никольская церковь в мос­ковских Хамовниках как наиболее яркий образец русского церковного зодчества, возведенный в XVII веке в стиле московского барокко. Выбор этот сделал сам A.M. Драничников. Тогда же родилось и название храма имени иконы Божией Матери «Скоропослушница». Название выбрал отец Михаил Благочинный по Киселевскому округу, которому эта икона, написанная в XVIII веке, была подарена монахиней томского монастыря. К тому же в России нет церквей, названных в ее честь. Поэтому и решил Благочинный дать новому храму это имя.

Вот какова история самой иконы Божией Матери «Скоропослушница». В Греции, на Афонской горе, в монастыре Дохиар находится перво­образ этой иконы, написанной, по преданию, при жизни основателя оби­тели преподобного Неофита. Икона помещена в нише на наружной сто­роне стены, перед входом в монастырскую трапезную. Как-то трапезарь обители Нил ночью проходил с зажженной лучиной мимо иконы так близко, что копоть легла на Святой Лик. Он услышал го­лос: «Впредь не подходи сюда с зажженной лучиной, не копти моего об­раза». Нил испугался, но потом подумал, что это ему сказал кто-то из братьев. Он продолжал коптить образ, хотя ненамеренно. Тогда второй раз раздался возглас: «Монах, недостойный этого имени, долго ли тебе так беспечно и бесстыдно коптить мой образ?» При этих словах трапезарь ослеп. Тут только он понял, чьи это были слова, на которые он обратил так мало внимания, и принял наказание как должное. Поутру братия на­шла его распростертым пред иконою. Образу воздали поклонение, зажгли пред ним негасимую лампаду, а новому трапезарю было поручено каж­дый вечер совершать пред иконою каждение фимиамом. Нил же каялся и молился Богоматери о прощении.

Однажды он услышал тихий и мило­стивый голос: «Нил, твоя молитва услышана. Прощаю тебя. Вновь даю зрение твоим очам. Возвести братии обители, что я их покров и защита. Пусть они и все православные прибегают ко мне в нуждах, и я никого не оставлю, и будет моя икона именоваться «Скоропослушница». От иконы полилось множество чудес. Благодатью иконы прозревали слепые, ходи­ли хромые, спасались от плена и оставались целыми при кораблекруше­нии.

В Москве есть чудотворная икона «Скоропослушница» - список с Афонской иконы. Она находилась в часовне святого великомученика Пантелеймона, перенесена сюда 14.11.1887 года.

Списки с иконы «Скоропо­слушница» распространены по всей России. Вот в честь этой иконы Божией Матери «Скоропослушница» и назван наш храм в районе Красного Камня, не уступающий в своем величии лучшим храмам Рос­сии. Старинную икону «Скоропослушница», написанную 350 лет назад, в числе других старинных икон подарил церкви A.M. Драничников, объез­див в её поисках всю Россию.

Росписи храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», их концептуальное решение - от художника Александра Соколова. То, что он работал для Киселевска, можно счи­тать большой удачей, ток как А.Соколов оформил много достойных церквей. Более того, Русская Православная церковь доверяла ему украшать хра­мы в своих зарубежных приходах в США, Японии. Художники-москвичи говорят, что наш храм - один из лучших новопостроенных к востоку от Урала.

Все работы по строительству и внутреннему убранству храма велись при активном участии отца Михаила - Благочинного по Киселевскому округу.

Учитывая суровые климатические условия Сибири, для росписи хра­ма были применены самые современные материалы, наиболее подходя­щие для резких перепадов температур: силикатные краски фирмы «Keim», которые доставляли из Германии.

Иконостас храма иконы также плод коллективного труда многих мастеров. Доски под иконы готовили киселевские умельцы, а расписыва­ли томские иконописцы при Троицкой церкви города Томска. Особенностью храма яв­ляется отсутствие позолоты в отделке алтаря, изготовленного из сибир­ского кедра. При попадании на алтарь солнечных лучей «золотой» цвет образует сам кедр, возникает полное ощущение сверкания золота. Из си­бирского же кедра сделан и резной иконостас.

В комплекс православного храма входят часовня во имя Ксении Пе­тербуржской, колокольня, админист­ративно-хозяйственный корпус, дом настоятеля.

Комплекс возведен очень компактно и вписывается в квадрат, ориен­тированный по сторонам света. Композиция генплана подчинена осям «восток-запад», «север-юг». Если смотреть на храм сверху, то увидишь: он имеет форму креста и корабля, символизирующих помощь людям в переплытии океана жизни с Кормчим Христом.

С востока сделан главный вход, который ведет через ворота с сим­метричным угловым решением. По оси «север-юг» расположены часовня во имя Ксении Петербуржской и дом настоятеля. Площадь участка - 15 774 метров, в том числе площадь застройки - 2 035 метров.

Входная колокольня - это парадный акцентированный вход на терри­торию храмового комплекса со стороны жилой застройки. Колокольня имеет пять ярусов. Верхний ярус - звона.

Двухэтажный церковный дом имеет симметричное угловое решение. Из центрального выхода открывается вестибюль, к которому примыкают крестильная и трапезная, а также коридоры и крылья. Справа - помеще­ния, относящиеся к крестильне, теплая стоянка на два машиноместа и мастерские; слева - помещения, относящиеся к трапезной, и группа по­мещений просфорни. Центральное место на втором этаже занимает биб­лиотека с книгохранилищем, расположенная в двух уровнях. К ней при­мыкают административные кабинеты, а в торцах - бытовые помещения. Дом настоятеля высотой в два этажа с подвалом состоит из пяти ком­нат и теплой автостоянки.

Православный храм во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» состоит из четырех объемов по оси «восток-запад»: апсиды, где рас­положен основной престол с пономарской и ризохранилищем, храмовой части с северным и южным входами, трапезной, колокольни с папертью (тамбуром). Храмовую часть с трапезной соединяет арочный проем, над которым располагаются хоры[8].

Семь лет ушло на строительство, и, наконец, с Божьей помощью храм был воздвигнут.

7 ноября 2002 года был подписан акт завершения строи­тельства и осуществлена передача храмового комплекса Кемеровской и Новокузнецкой епархии Русской Православной Церкви. Символический ключ от церкви теперь хранится в храме.

3) Приписной храм святого преподобного Сергия Радонежского и храм в честь святого благоверного Александра Невского в поселке Ускат, часовня святой Варвары

Приход святого преподобного Сергия Радонежского открыт в 1996 году в районе города «Обувная фабрика». Службы проводятся по воскресным и праздничным дням в бывшем детском саду на первом этаже кирпичного пятиэтажного дома[9].

Завершение строительства православного храма в честь святого благоверного князя Александра Невского в поселке Ускат совпало с 70-летним юбилеем Киселевска. Во всей истории нашего Российского государства трудно назвать имя более великое, славное и святое, чем имя Александра Невского.

Святой благоверный князь Александр Невский являет нам пример глубокой веры в Бога, мужества, любви к Отечеству. Поэтому не удивительно, что именно в честь него построили храм. Место под строительство было выбрано бывшим директором завода «Знамя» А.Ф.Ереминым. Именно он указал поляну, где храм наиболее удачно впишется в архитектуру поселка и виден с дороги, которая ведет в поселок Ускат.

10 июня 2000 года в торжественной обстановке благочинным церквей Киселевского округа протоиереем Михаилом был освящен камень, с которого началось строительство храма. Уже осенью 2000 года были выполнены работы по закладке фундамента. В 2001 году возвели стены, начались отделочные работы. Для выполнения штукатурно-отделочных работ были приглашены лучшие специалисты из Москвы.

После того как стал пригодным к эксплуатации нижний храм, в храме начались православные богослужения. Первый молебен состоялся летом 2003 года. Роспись выполняли художники с Украины, работающие в технике реализма, которые сумели создать удивительно живые образы православных святых. Венчают внешнее убранство храма три купола и звонница. Малая звонница состоит из шести колоколов: двух больших и четырех малых. Необыкновенно чистый и красивый голос колоколам был дан мастерами воронежского завода художественного литья. Купольные кресты изготавливались в подмосковном Софрино. Ажурная ковка, украшающая козырьки главного и боковых входов, перил, решетки ограждения, придала внешнему убранству храма изысканность и легкость[10].

Рядом с комбинатом шахты №12 в августе 2006 года была открыта часовня в память о погибших шахтерах в честь святой Варвары. Высота часовни составляет 20 метров, а это выше пятиэтажного дома. Главные атрибуты часовни - купол и крест – изготовлены на московском специализированном предприятии.

Итак, мы видим, что до 2002 года количество храмов в Киселевском благочинии было неизменным. Но с 2002 по 2007 годы, то есть за последние пять лет, здесь появились не просто храмы, а красивейшие образцы церковного зодчества: храмовый комплекс в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», храм святого благоверного Александра Невского и часовня в память о погибших шахтерах в честь святой Варвары.

Именно строительство новых православных святынь подтверждает наш вывод о возрождении духовных и нравственных качеств народа на примере жителей Киселевска, возрождении и укреплении православных традиций.

«Покров и защита» Киселевска

Исследование заключается в том, что места нахождения храмов по адресам были найдены и обозначены на карте города Киселевска. Благодаря появлению в нашем городе храмового комплекса в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и храма в честь святого благоверного князя Александра Невского, наш город стал символически защищен четырьмя храмами со всех сторон света. С северной стороны - старейшим в городе храмом святых Апостолов Петра и Павла, с юга - храмом в честь святого Сергия Радонежского, с запада – храмом в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», с востока - храмом в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Далее места нахождения храмов, обозначенные на карте города Киселевска, соединили линиями. На карте нашего города отобразился «крест», что дает нам возможность сделать вывод, что наш город находится под «покровом и защитой» Богородицы и святых, под их «крестным знамением».

А в центре этого «креста» расположен район шахты № 12, самой старой шахты города Киселевска. И именно рядом с комбинатом этой шахты в августе 2006 года была открыта часовня в память о погибших шахтерах в честь святой Варвары.

Это говорит о том, что реализована потребность киселевчан в духовном очищении и совершенствовании.

На память приходят строки стихотворения иеромонаха Романа:

Погиб мой парусник нежданно,
Но речь теперь уж не о нем.
Мы оба в пене океана,
Держась за мачту - Крест, плывем.

И я терпел с невнятным стоном,
Стремясь душой от этих мест,
И знал, и верил – не потонем,
Пока мы держимся за Крест…

Кто не тонул – тот не молился.
Блажен, кто Господа призвал,
И в смертный час не усомнился,
Что Бог смирит девятый вал.[11]

Проанализировав историю появления храмов на территории современного Кузбасса с 17-го века и до наших дней, мы видим, с какими трудностями были связаны эти события. Поэтому жители города Киселевска должны не только гордиться своими достопримечательностями, но и быть достойными этих чудесных храмов, а своими благими усилиями подкреплять Божий Промысел о нашем небольшом шахтерском городе.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели и раскрыли важное значение и роль храмов в жизни народов Сибири на примере Кемеровской области и города Киселевска. Доказывает это и тот факт, что для строительства храмов основными средствами являлись добровольные пожертвования людей. Отсюда можно сделать вывод: начиная с момента освоения сибирских земель, с 17-го века, растет количество православных храмов, укрепляется их роль и значимость на примере Киселевского благочиния Кемеровской и Новокузнецкой епархии. Необходимость и потребность в храмах возрастает, что говорит о возрождении православных традиций и укреплении духовно-нравственных ценностей народа на территории Кузбасса.

На примере строительства храмов в городе Киселевске мы видим, что они появляются не на пустом месте. Этому способствуют определенные события в жизни горожан, прежде всего их духовный рост и развитие. И далеко не случайно, что, появившись в определенном месте, храмы как православные святыни дают городу и его жителям духовный «покров и защиту» со всех сторон света. Именно поэтому в каждом районе Киселевска жители имеют возможность посещать храм. Это доказывает огромную роль храма в жизни горожан. За последние пять лет здесь появились не просто храмы, а красивейшие образцы церковного зодчества: храмовый комплекс в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», храм святого благоверного Александра Невского и часовня в память о погибших шахтерах в честь святой Варвары.

Все эти события подтверждают слова митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла - представителя Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который 12 октября 2003 года приезжал в Киселевск и в своем обращении к прихожанам сказал: «Многие говорили, что не стоит создавать новую епархию - она будет бедной. Но прошло де­сять лет, и мы видим, как из 13 храмов мы сегодня имеем сотни, имеем новое храмовое строительство, что не знаю, есть ли оно где еще на Руси. Духовная сила народа, вера народа, долгие годы хранимая под спудом, вырывалась огромной силой наружу. Прекрасные храмы, и тот, что мы освятили в Киселевске, - это нечто иное, это результат живой веры людей. Храмы никогда не стоятся по приказу свыше. Они всегда строятся по ве­ре людей. Храм невозможно построить, если люди ни во что не верят, если они не хотят Божьего Храма. Но если они верят в Бога, то никаких преград не существует». Эти слова митрополита Кирилла являются ответом на вопрос: «Почему появился в Киселевске новый храм?» А огромное коли­чество людей, которые приехали 12 октября 2003 года на освящение хра­ма, в том числе и из других городов и областей, подтверждают сказанное митрополитом: «Появление храма - это не символ и не знак богатства, от богатства люди другое покупают. Воздвижение храма - это символ живой веры народа»[12].

Теоретическую значимость проделанной работы повышает необходимость в ее практическом применении для активизации духовно-нравственного просвещения и популяризации собранных сведений среди обучающихся образовательных учреждений и горожан нашего Киселёвска. Для более эффективной реализации практического применения составлены экскурсии во все храмы города Киселевска под названием «Мой православный Киселевск», которые успешно используются для посещения горожан и гостей города. В первую очередь эта содержательная учебно-тематическая экскурсия была предложена обучающимся таких дисциплин, как «Основы православия», «Основы православной культуры», «Православное краеведение» и участникам областной акции «Люби и знай родной Кузбасс». По желанию преподавателей и обучающихся данная экскурсия была проведена для обучающихся образовательных учреждений в рамках классных часов и предпрофильной подготовки. Материалы работы предоставлены к печати в редакцию городских газет и приложения «Под сенью православия и оформлены в буклет.

Список использованной литературы

  1. Православная энциклопедия [Текст]: под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Русская Православная Церковь: Церковно-научный центр Русской православной Церкви «Православная энциклопедия», 2000.- 655с.
  2. Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви [Текст]- Кемерово: 2000.-304с.
  3. Закон Божий [Текст]: руководство для семьи и школы/протоиерей Серафим Слободской.- Санкт-Петербург: Издательство Сатис, 2000.- 350с.
  4. Бородина, А.В. Основы православной культуры [Текст]: учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий/А.В.Бородина. - М.: Издательский дом «Покров», 2002.- 255с.
  5. Храмовый комплекс иконы Божьей Матери «Скоропослушица» в Киселёвске [Текст]- Кемерово: полиграфическое агентство СМИК, 2003.-30с.
  6. Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского [Текст] - Киселевск: 2006г.-16с.
  7. Внимая Божьему велению [Текст]/иеромонах Роман.- Минск: издательство Белорусского экзархата, 2000.- 543с.
  8. Краткий толковый православный словарь [Текст]: православная библиотека.- Минск: 2003.-105с.
  9. Материалы периодической печати:
  • В бой за уголь [Текст] - 1995.
  • Киселевские вести [Текст] -1995 - 2003.
  • Кузбасс [Текст] - 2000 - 2003.
  • Русь державная [Текст]-2001.-.№9.
  • Русь державная [Текст] - 2003.-.№ 10.
  • Под сенью Православия [Текст] - 2003-2003.
  • Шахтерский край [Текст] – 2003. - № 42.

Примечания

[1] Внимая Божьему велению [Текст] / иеромонах Роман.- Минск: издательство Белорусского экзархата, 2000.- 543с.

[2] Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви [Текст]- Кемерово: 2000.-304с.

[3] Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви [Текст]- Кемерово: 2000.-304с.

[4] Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви [Текст]- Кемерово: 2000.-304с.

[5] Там же.

[6] Храмовый комплекс иконы Божьей Матери «Скоропослушица» в Киселёвске [Текст]- Кемерово: полиграфическое агентство СМИК, 2003.-30с.

[7] Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви [Текст]- Кемерово: 2000.-304с.

[8] Храмовый комплекс иконы Божьей Матери «Скоропослушица» в Киселёвске [Текст]- Кемерово: полиграфическое агентство СМИК, 2003.-30с

[9] Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви [Текст]- Кемерово: 2000.-304с.

[10] Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского [Текст] - Киселевск: 2006г.-16с.

[11] Внимая Божьему велению [Текст] / иеромонах Роман.- Минск: издательство Белорусского экзархата, 2000.- 543с.

[12] Русь державная [Текст] - 2001.-.№ 9. - 2003.-№ 10.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top