Веселова А.Д.
Актуальность темы. Существенный вклад в общенародное дело разгрома германского фашизма в годы Великой Отечественной войны внесли труженики Поволжья, которое превратилось в крупный военно-промышленный комплекс, снабжавший армию военной техникой. Значение Поволжья как военно-промышленной базы и района формирования резервов возрастало с приближением линии фронта. Оно входило в первый эшелон стратегического тыла страны со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Автор решила в своей работе показать, какой вклад в Победу внесли труженики Саратовского авиационного завода. Благодаря рабочим нашего знаменитого завода в те тревожные годы постоянно пополнялся новыми машинами авиапарк Красной Армии, так необходимый для защиты воздушных рубежей и поддержки наземных сил. Благородная память народа всегда хранит воспоминания о самых значительных событиях в жизни своего Отечества.
Предметом исследования данной работы является история Саратовского авиационного завода в годы Великой Отечественной войны, вклад в Победу работников завода.
Объект исследования – деятельность заводского коллектива, центральной и местных властей, структур правящей коммунистической партии и государственных учреждений, хозяйственных и общественных организаций по решению этой исторической задачи.
Актуальность рассматриваемой проблемы, состояние ее научной разработанности предопределили постановку цели исследования.
Цель исследования заключается в воссоздании истории Саратовского авиационного завода в годы Великой Отечественной войны, организации и практической деятельности работников и их вклад в Победу на основе, прежде всего, архивных и других документов, ранее не вводившихся в научный оборот.
Вышеуказанная цель исследования обусловила постановку конкретных его задач: провести теоретико-методологический, историографический и источниковедческий анализ по теме работы; обобщить конкретно-исторический материал о результатах работы авиационного завода как части военно-промышленного комплекса в Нижнем Поволжье, проанализировать его с точки зрения современного научного подхода; сформулировать уроки, вытекающие из этого конкретного исторического опыта.
Методология, историография и источниковая база исследования.
Изучение и объяснение такого сложного и многогранного исторического процесса, как становление и развитие авиационного завода, потребовало основательной теоретической базы, методологической основы. Каждый элемент методологии соотносился с определенными целями и задачами исследования.
Методологическую базу составляют, прежде всего, основополагающие принципы историзма и научной объективности. Принцип объективности направлял исследователя по пути получения объективно-истинных знаний об истории завода, на раскрытие, прежде всего, объективной обусловленности, социально-экономических и политических причин перестройки завода на военный лад и его активную роль в годы войны. Этот принцип ориентировал исследователя на всесторонний анализ с выявлением положительных и отрицательных тенденций в данном процессе.
В единстве с научной объективностью в работе применен и принцип историзма. Речь идет о конкретно-историческом подходе к политике Советского государства по выпуску военно-авиационной техники в условиях войны на примере Саратовского авиазавода. На основе принципа историзма выясняются причинно-следственные связи, в данном историческом процессе, его противоречия, этапы и результаты.
Автор использовала комплексный подход к анализу деятельности Советского государства, местных структур в развитии завода.
Применение всех вышеуказанных методологических принципов, подходов и методов научной разработки вопросов позволило решить основные задачи данного исследования, убедиться в надежности источников и достоверности сделанных в работе выводов.
При написании работы использовался широкий круг источников, который можно условно разделить на несколько групп.
Основу источниковой базы составили архивные материалы, разнообразные по происхождению, содержанию и качеству информации. Были изучены и обобщены архивные документы Государственного архива новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО), материалы музея авиазавода.
В фонде ГАНИСО – Сталинского райкома областной организации ВКП(б) (Ф.972) – сосредоточены документы, содержащие ценные сведения о военной работе в районе, особенно активном участие авиазавода. В фонде хранятся докладные записки, годовые отчеты, протоколы пленумов райкома ВКП(б). Помимо этого в Государственном архиве новейшей истории Саратовской области был проработан фонд Саратовского обкома ВКП(б) (Ф.594), который содержит значительный массив документов, отражающих самые различные стороны работы авиазавода. В фонде хранятся стенограммы совещания заведующих военными отделами райкомов ВКП(б) о перестройке военно-оборонной работы, докладные записки директора завода и сведения о работе завода. Значительная часть источникового материала была выявлена в протоколах парткома авиационного завода Заводского района г. Саратов (Ф.43). Ценность данных источников заключается в их информационной насыщенности, разнообразии. Архивные материалы дали представления практически обо всех аспектах затрагиваемой проблемы.
В работе с архивными источниками автор столкнулась с определенными трудностями. Во-первых, многие документы по авиазаводу были уничтожены и не все рассекречены. Уцелевшие же документы находятся в плохом техническом состоянии. Но в целом совокупность всех архивных документов дала огромный фактический материал, который лег в основу данного исследования.
Ко второй группе источников относятся опубликованные «Очерки истории Саратовской областной организации КПСС» в трех частях. Следующую группу опубликованных источников составляет периодическая печать. Были изучены и нашли свое отражение в работе периодические издания: «Правда», «Коммунист», «Волга», «Вопросы истории». Они дали огромный фактический и статистический материал, связанный с изучением данной темы. При работе с периодической печатью 1930-1940-х годов принималось во внимание, что публикации в такого рода изданиях, несмотря на обилие в них фактического материала, по сути, носили идеологический, пропагандистский характер, что в некоторых случаях ставит под сомнение их объективность.
Историография Великой Отечественной войны обширна и многогранна. Но специальных исследований, посвященных истории авиазавода военного времени, нет; она освещена лишь частично в работах, изданных в Саратове по более широкой тематике. Наиболее значительные из них – труды Д.П. Ванчинова, В.Н. Данилова, Д.Д. Ченакала, Д.Ф. Фролова, И.С. Левина, П.М. Стефановского, А.И. Шахурина, Е.Ф. Калинина.
Литература о достижениях Саратовского авиационного завода крайне ограничена, хотя о его роли в годы войны, вкладе в дело Победы упоминают многие авторы. Что же касается монографий по данной проблеме, то их пока еще нет. В той или иной степени данная проблема нашла также отражение в книгах, изданных на заводе и посвященных работникам САЗ[1].
Хронологические рамки охватывают период с перепрофилирования Саратовского завода комбайнов в авиационный завод (1938 г.) и до конца Великой Отечественной войны[2].
Научное и практическое значение работы. Результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе по истории России, в историческом краеведении. Воспитание историей Отечества своего родного края, на наш взгляд, важный фактор формирования патриотического сознания, гордости, благодарности и причастности к событиям минувших лет Великой Отечественной войны. Эти выводы и большой фактический материал работы могут быть использованы при написании обобщающих трудов по военному строительству в 1938-1945 гг. Выявленные в ходе исследования и введенные в научный оборот источники существенно расширяют источниковедческую базу по истории военной промышленности Саратовской области.
Глава I
Саратовский авиационный завод накануне и в первый год войны
В 1936-37 гг. Германия, Япония, Италия усилили свои агрессивные действия. Германия и Италия начали открытую военную интервенцию в Испании. Угроза нападения на нашу Родину резко возросла.
В этих условиях компартия и правительство принимали необходимые меры для укрепления оборонной мощи страны. Целый ряд промышленных предприятий, выпускавших до этого мирную продукцию, переводился для работы на нужды обороны[3]. По решению правительства в августе 1937 г. Саратовский завод комбайнов был передан в оборонную промышленность. Он был построен в годы первой пятилетки и стал выпускать более 90 комбайнов в сутки[4]. Всего же за первые 5 лет работы заводом было выпущено 39 тыс. комбайнов марки СЗК. Коллективу завода предстояло перейти с производства комбайнов на выпуск самолетов. Все понимали сложность задачи. Надо было, по сути дела, на месте завода комбайнов создавать новое предприятие. Уже 19 августа 1937 года на завод прибыла группа инженеров-авиационников: Л.Д. Арсон, К.Г. Морозов, А.Ф. Белостоцкий, И.М. Мандрица. Несколько позднее приехал главный инженер Н.Я. Мирошниченко[5]. В 1938 году саратовцы должны были начать выпуск самолетов Р-10[6]. Для этого надо было заново произвести планировку, разместить цехи так, чтобы они обеспечивали правильную систему сборки, предусмотреть будущие перспективы расширения завода[7]. Н.Я. Мирошниченко, Г.В. Марчевский, М.В. Петриченко, А.С. Портнова, Н.О. Бабкина, И.Ф. Бернадский, И.К. Решетняк, П.Т. Пономарев и другие отлично выполнили эту важную работу. Осуществленная ими планировка выдержала испытание временем.
Был создан отдел подготовки кадров[8]. В его задачу входила переподготовка с отрывом и без отрыва от производства шести с половиной тысяч человек. Учеба шла всюду: в техникуме, на курсах мастеров, в кружках и группах повышения квалификации[9].
Год – срок небольшой, но его оказалось достаточно, чтобы завод комбайнов превратился фактически в новый крупный завод по производству самолетов. Благодаря самоотверженной работе всего коллектива за это время была осуществлена коренная перепланировка предприятия, переставлены и смонтированы заново сотни станков, изготовлены тысячи приспособлений, штампов, огромное количество инструмента, создана новая технология[10].
В конце 1938 года саратовцы дали впервые в своей истории 15 самолетов.
Из воспоминаний бывшего директора завода И.С. Левина можно узнать о том, что производство первых самолетов вызывало огромные трудности: брак, дефекты, перевар, недовар, неправильная поклепка, негерметичность авиабаков для горючего. Отправка самолетов осуществлялась с помощью железной дороги, а зачастую и с заводского аэродрома. Сборка велась кустарно, без твердой технологии и определенной системы. Уровень подготовки кадров был очень низким, знаний и умений не хватало, но повышали выполнение плана продукции за счет увеличения рабочего состава, времени. При крупносерийном производстве она не могла удовлетворить завод и обеспечить выполнение программы, и задача заключалась в переходе к научно-организованной системе поточной сборки [11].
В апреле 1939 года на заводе состоялась техническая конференция. В докладе главного инженера Г.В. Марчевского раскрывались возможности увеличения выпуска продукции без добавления нового оборудования и рабочих. Только за 1938 год внедрение рационализаторских предложений дало по заводу 320 тысяч рублей экономии. В первом квартале 1939 года экономия от внедренных предложений составила 109 тысяч рублей[12].
Сложной современной техникой все лучше овладевали широкие массы рабочих. Они упорно трудились над повышением своего производственно-технического уровня. На этой основе в 1939 году родилось движение многостаночников[13]. Новаторское движение многостаночников не только значительно повышало производительность труда, но и обеспечивало экономию рабочей силы. Наряду с внедрением многостаночного обслуживания на заводе развернулось движение за совмещение профессий[14]. 150 человек стали совмещать по две профессии[15].
1 января 1940 года коллектив завода, как и весь советский народ, назвал Днем ударника. На новую ступень поднялось стахановское движение. Не остались в долгу перед Родиной и саратовские самолетостроители завод выпустил 138 самолетов Р-10. На 1 апреля 1940 г. из общего количества 2175 стахановцев выполняют норму от 150 до 200% - 672 человеков[16].
Выпускавшийся заводом Р-10 был не самым совершенным из авиапарка тех лет. Преимущественное положение занимали новые ЯК-1, МИГ-3, ЛАГГ-3. Завод поставлял также готовые образцы самолета ХАИ-5 для укрепления обороноспособности страны; им удалось повоевать в начале войны. Но авиапарк Люфтваффе (немецкие ВВС) был намного совершеннее, большими способностями обладали Bf-109 и Fw-190. Весной 1939 г. тружениками авиационного завода была создана первая машина, не уступающая немецким, был создан опытный образец истребителя И-28 конструкции В.П. Яценко[17].
Однако к весне 1940 г. завод изготовил всего 4 образца И-28 и прекратил их выпуск, основываясь на решении Правительства о выпуске ЯК-1 как более перспективных самолетов[18]. Стояла задача в трехмесячный срок освоить и организовать выпуск истребителя Як-1. После укороченной программы заводских испытаний в июне 1940 года был передан на государственные испытания [19].
В своей книге «Цель жизни» А.С. Яковлев пишет: «С нашим первенцем Як-1 нужно было много поработать над устранением его детских болезней, свойственных новому самолету…»[20].
25 июня 1940 года состоялся слет стахановцев и ударников завода с участием инженерно-технических работников, руководителей цехов и отделов, где приняли решение, что все должны работать только по-стахановски.
Большое значение для крутого подъема промышленности в условиях напряженной международной обстановки имел переход с семичасового на восьмичасовой рабочий день и запрещение самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений. Эти меры, введенные по предложению рабочих и служащих Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года, были вызваны настоятельной потребностью усилить оборонную мощь страны[21].
Архивные материалы, воспоминания старых производственников рисуют яркие картины того, как под руководством партийной организации коллектив завода боролся за успешное решение поставленной перед ним задачи. Обстановка складывалась трудная. Освоение новой машины, увеличенный план выпуска уже освоенной продукции, учеба кадров[22], продолжающаяся организационная и технологическая перестройка—все это сказывалось на производственных результатах работы цехов и завода в целом[23].
Большую роль в решении этой задачи сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 года «Об ответственности за выпуск недоброкачественной, некомплектной и нестандартной продукции»[24]. Наибольший удельный вес в браке составлял: брак по вине рабочих - 35% всего брака, по «вине» материалов 35%, главным образом цветного литья, т.к. литейный цех завода осваивал ряд новых сплавов, впервые встречавшихся в его работе[25]. 16 августа 1940 года вышел приказ директора завода И.С. Левина, который был посвящен вопросам качества и вручению личных клейм лучшим производственникам[26].
На важнейших участках производства заводской комитет ВЛКСМ создал 24 комсомольско-молодежные бригады, два отделения. Многие из них не раз завоевывали переходящие Красные знамена[27].
С авиационных заводов страны были переведены на должности начальников основных цехов САЗ опытные самолетостроители В.И. Комаров, Н.Ф. Кабелевский, В.В. Попков, П.А. Холанский, Н.В. Востоков, мастера и квалифицированные рабочие. Для улучшения бытовых условий коллектива организовали подсобное хозяйство, фабрику-кухню, магазин, дачи, заводской дом отдыха. Выделены средства на жилищное строительство, премирование рабочих, ИТР и служащих[28].
4 декабря 1940 года первая эскадрилья «ЯКов» сделала почетный круг над заводом и ушла парадным строем к месту назначения[29]. Нарком авиационной промышленности А.И. Шахурин в своих воспоминаниях отмечал: «На освоение нового самолета заводу отпускалось три месяца. Первые самолеты подлежало сдать к началу октября 1940 года. Иначе, как героической эпопеей, создание нового самолета не назовешь»[30].
Январь и февраль 1941 года были месяцами напряженной работы по перестройке производства. Создавались новые цехи и мастерские. Еще шло строительство корпусов №№5,57,63, трансформаторной подстанции №5, корпуса №№82,83[31]. Наши самолеты регулярно поступали в воинские части. К началу войны коллектив полностью освоил и организовал ритмичное, серийное производство истребителя Як-1.
Об этом докладывалось в Центральный комитет ВКП(б) Г.М. Маленкову: «Завод №292 НКАП в гор. Саратове после совершенно неудовлетворительной работы на протяжении ряда месяцев постепенно стал превращаться в действующее предприятие авиационной промышленности по выпуску продукции»[32].
В мае 1941 года на заводе было создано бюро модернизации оборудования[33]. В этом же месяце были сданы в эксплуатацию новый заводской корпус, а в рабочем поселке - новые жилые дома, детские сады и ясли[34].
22 июня 1941 года для коллектива Саратовского авиационного завода начинался так же, как и для миллионов советских людей. Это было воскресенье. Услышав по радио о нападении на нашу Родину гитлеровской Германии, все сразу же поспешили на завод. Провели митинг и начали работать. 22 июня 1941 года Партия разработала программу военной перестройки жизни страны, мобилизации всех сил и ресурсов, объединения усилий и тыла на разгром врага[35]. В первые же дни войны многие работники Саратовского авиационного завода получили мобилизационные повестки. Производство ощущало острую нехватку рабочей силы[36]. 26 июня директор завода И.С. Левин издал приказ развернуть вербовку на завод всех работоспособных членов семей, их знакомых и вообще всех желающих помочь Красной Армии здесь, в тылу. Особое внимание в приказе уделялось необходимости привлечения на завод женщин, которые смогли бы заменить ушедших на фронт. Были приняты срочные меры по расширению сети детских садов и яслей. Очередные отпуска были отменены. 15-16-летние подростки пришли на завод, где им предстояло освоить профессию слесарей, токарей, фрезеровщиков, столяров, сборщиков[37]. Большинство из детей были сироты, потерявшие своих родителей во время бомбежек и эвакуаций. Особым был фюзеляжно-сварочный цех. Здесь работала большая группа детей из Испании[38]. В мае 1942 г. Саратовский авиационный завод посетил маршал К.Е. Ворошилов, он назвал завод детским садом, поскольку большинство рабочих составляли юноши и девушки 14-16 лет, которые в перерывах не только танцевали и пели, но и играли во дворе. Но этот «детский сад» выполнял все производственные программы[39].
«Все для фронта, все для победы!», «Не выполнив задания, не имеешь права уйти домой!», «Что ты сделал сегодня для победы над врагом?» - эти и многие другие призывы были в каждом цехе, отделе, на территории завода. Выполнять две, три, пять норм в смену – стало лозунгом дня, стало необходимостью[40].
Через пять дней после начала войны Саратовский городской Совет депутатов трудящихся принял решение о введении в городе светомаскировки. В соответствии с этим и завод «оделся» в камуфляжный костюм. Световые фонари на крышах были окрашены в синий цвет, в окна вставлены фанерные щиты, наружные стены получили камуфляжную окраску. Была введена также светомаскировка автотранспорта, запрещены гудки паровозов. Светомаскировка была введена и в жилых поселках[41].
Было организовано круглосуточное дежурство по МПВО[42]. В дальнейшем все работавшие на заводе прошли обучение по специальной программе МПВО[43].
Государственный Комитет Обороны СССР во главе с И.В. Сталиным поручил руководству завода дать для обороны Москвы 70 самолетов-истребителей «ЯК-1». Как важнейшее задание Родины встретили это труженики предприятия. Готовые машины прямо с аэродрома уходили к Москве. Днем и ночью, без выходных и праздничных дней работали самолетостроители. Через несколько дней после начала войны не только выполняли, но и перевыполняли задания. Нередко рабочие по 2—3 смены не уходили из цеха, стараясь быстрее дать фронту боевые машины[44]. Конечно, не все могли стоять у станка по 12 часов, без обеда, без выходных[45].
К октябрю 1941 года завод полностью перестроился на военный лад. Все цехи работали круглосуточно. Каждая смена – по 11 часов. Ежедневный выпуск самолетов в октябре увеличился в два раза против июня. Завод был переведен на казарменное положение. Руководители предприятия и цехов перебрались жить на завод. В кабинетах установлены диваны, топчаны, здесь можно отдохнуть пару часов[46]. Война выявила все лучшее, что было в людях. Она сплотила их, сцементировала в единую семью. Стремление дать фронту как можно больше продукции стало законом их жизни[47].
Шла напряженная борьба за экономию каждого грамма металла (особенно цветного), за сохранность и долговечность инструмента, оснастки и т. п[48]. Еще и еще раз пересматривались и ужесточались нормы расхода материалов[49], энергии[50]. Большой вклад в это вносили рационализаторы. В 1942 г. на заводе стало часто не хватать сырья, запасных частей и снабжения. Пригодилась помощь изобретателей и рационализаторов[51]. Проводилась большая работа по снижению затрат рабочего времени, совершенствованию технологических процессов, внедрению технически расчетных норм. За 25 дней было собрано и передано защитникам Москвы 130 ЯК-1[52].
В соответствии с постановлением ГКО на заводе под руководством райвоенкомата проводилось военное обучение (всеобуч). Были созданы подразделения в соответствии с военными уставами. Обучение проводилось строго по программе, в нерабочее время[53].
Пришел 1942 год. В своей новогодней речи 31 декабря 1941 года председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин сказал: «Красная Армия двадцать дней назад перешла на ряде участков фронтов от активной обороны к наступлению на вражеские войска... Наши силы в борьбе с врагом растут. Мы уверены в победе»[54].
О единении фронта и тыла свидетельствовала широко развернувшаяся кампания по сбору теплых вещей бойцам Красной Армии. В конце декабря 1941 года завод к Новому году сдал 8 415 рублей и дополнительно послал 40 посылок[55], а в январе труженики завода собрали 9 800 рублей, около 14 тысяч вещей, отправили 98 индивидуальных посылок, выстирано и починено более 40 тысяч теплых вещей и белья[56].
Завод из месяца в месяц набирал темпы. Уже в первом квартале 1942 года он увеличил выпуск самолетов по сравнению с первым кварталом 1941 года в 5 раз.
Приказом директора завода генерал-майора И.С. Левина весь личный состав решающих цехов был переведен на казарменное положение[57].
Решением правительства было введено нормированное снабжение населения хлебом, продуктами и товарами первой необходимости. В заводских столовых и буфетах по продовольственным карточкам отпускались обеды, которые называли тогда первым горячим питанием. До 21 ноября 1943 года Служащие обеспечивались хлебом по первой категории 500г в день [58] , а после 15 ноября 1943 г. нормы выдачи хлеба рабочим была снижена на 100 г, все служащие стали обеспечиваться по одной норме – 400 г, иждивенцы и дети стали получать по 300г хлеба в день[59]. Для стимулирования труда тружеников авиазавода вводилось второе горячее питание сверх нормы.
Подходил к концу первый год Отечественной войны. Несмотря на возраставшие трудности в материально-техническом снабжении, завод перевыполнил майское правительственное задание. Коллектив впервые завоевал переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. В один из июльских дней все цеха, отделы, участки облетела радостная весть: за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску боевых самолетов Саратовский авиационный завод награжден орденом Ленина. Большая группа работников завода была награждена орденами и медалями СССР. Высокая награда окрылила коллектив, она обязывала работать еще лучше, давать фронту еще больше отличной продукции.
Глава II
Саратовский авиационный завод в период коренного перелома и на завершающем этапе Великой Отечественной войны
В это время над Родиной нависла смертельная опасность. Воспользовавшись отсутствием второго фронта, весной 1942 года немцы создали большой перевес сил и добились временного успеха. Не считаясь с потерями, враг рвался к Дону и Волге[60]. В середине июля 1942 г. немецко-фашистские войска вышли к большой излучине Дона. Началась величайшая, беспримерная в истории войн Сталинградская битва. В сражении на Волге решалась судьба всей страны. Когда немецко-фашистские войска прорвались к Сталинграду и вышли к берегу Волги, Саратовская область стала прифронтовой, ближайшей базой Сталинградского и Юго-Западного фронтов[61].
В эти дни впервые жители Саратова услышали зловещий гул фашистских самолетов. Немедленно были приняты дополнительные меры по затемнению и маскировке зданий. Люди работали, имея на себе или под рукой противогазы. Всюду стояли ящики с песком, щипцами, лопатами. На крышах заводских корпусов круглосуточно дежурили посты наблюдения за воздухом[62].
С первых дней войны развернулось всенародное движение по созданию фонда обороны. Детали и узлы шли на сборку с ярлыками «В подарок фронту», «В подарок защитникам Сталинграда»[63].
На перечисленные в Государственный банк деньги колхозы, рабочие совхозов, коллективы предприятий, учреждений, учащиеся школ, отдельные колхозники приобрели 520 самолетов и несколько танковых колонн[64]. По данным 25-ти районов, молодежью на строительство эскадрильи «Саратовский комсомолец» было собрано и внесено в кассы Госбанка 13400 тыс. рублей[65]. На средства колхозников области – 100 именных самолетов, их вручили прославленным советским летчикам[66]. Завод занял ведущее место по производству истребителей среди других авиационных заводов. С июня 1941 по 1943 год наша промышленность поставила фронту 29,9 тысяч боевых самолетов, а немецкая, совместно с оккупированными государствами, выпустила в 1941-1942 годах 20,8 тысячи[67].
Организаторами этих патриотических дел и на селе и в городах области были партийные организации. Они связывали колхозы и предприятия с авиационными соединениями, которым были переданы именные самолеты. Командиры частей систематически информировали трудящихся о боевых делах подразделений и присылали делегации[68].
На средства саратовцев было построено 1520 самолетов и много другой боевой техники, только на средства колхозников области – 100 именных самолетов, их вручили прославленным советским летчикам[69].
Приобрел самолёт и Главный конструктор А.С. Яковлев и передал его дважды Герою Советского Союза П.А. Покрышкину. А.С. Яковлев учился в Саратове (ныне Гимназия №1), являлся генерал-полковником инженерно-технической службы, членом-корреспондентом Академии наук СССР. За создание ряда конструкций истребителей, учебных, транспортных самолетов и отмечался Государственными премиями СССР и дважды был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Академик В.Н. Образцов на аэродроме авиазавода вручил приобретённый самолёт лётчику А.Ф. Лавренёву. На этом истребителе Лавренёв сбил 11 вражеских самолётов, за что был удостоен звания Героя Советского Союза[70].
Самолёты, построенные на средства трудящихся, были не только серьёзной материальной помощью фронту, но и показателем величайшего патриотизма советских людей[71].
Близость фронта вынуждала отправлять самолеты прямо с завода в бой с «фашистскими стервятниками»[72].
Однако трудовые будни завода не всегда были освещены успехами и достижениями. Особое внимание в производственный период 1942 г. стали уделять возросшему количеству дефектов и брака[73].
Гитлеровцы не оставляли своих планов отрезать Москву с востока. Вот почему саратовцы услышали вскоре не только нудные звуки фашистских самолётов, но и увидели впервые разрывы фугасных бомб[74]. Но труженики авиазавода работали во время сигналов воздушной тревоги, чтобы не сбивался производственный ритм. Бывало, кое у кого сдавали нервы, люди покидали свои рабочие места и убегали в укрытия. Бывало и так, что крупные осколки артиллерийских снарядов пробивали в крышу и попадали в цех[75].
Красная Армия мощным наступлением наносила сокрушительные удары по врагу. Каждый день советские воины освобождали от немецко-фашистских захватчиков все новые города и села. Задача заключалась в том, чтобы эти успехи на фронте подкреплять трудовыми успехами в тылу.
Завод занял ведущее место по производству истребителей среди других авиационных заводов. Наши самолеты по затратам труда и по стоимости были самыми дешевыми[76].
Но вот наступило 2 февраля 1943 года. Советское Информбюро сообщило, что советские войска полностью закончили ликвидацию армии Паулюса, окруженной в районе Сталинграда[77]. Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.
Лучшие цехи и отделы, имена сотен стахановцев – рабочих, конструкторов, технологов, летчиков, механиков были занесены на доску Почета[78].
Между тем, обстановка на фронте снова становилась напряженной. Немецкое командование решило летом 1943 года предпринять новое наступление в районе Орел—Курск—Белгород. Готовясь к своему летнему наступлению, фашисты решили нанести удары по крупным предприятиям, где гвардейцы тыла неустанно ковали оружие для фронта[79].
В июне 1943 года немецкие самолеты-разведчики начали на большой высоте кружить над Саратовом[80]. Из воспоминаний бывшего работника авиазавода В. Васильева: «Я работал 23 июня в первую смену. Из цеха ушел около десяти часов вечера. А через два часа началась бомбежка…
В эту трагическую ночь многие десятки наших заводских товарищей были тяжело ранены, получили ожоги. Около 90 человек остались без жилья, т.к. пострадали дома. Нас пустили на завод только под утро — помогать тушить неутихавшие пожары. Не позволяли пройти раньше — опасались неразорвавшихся бомб замедленного действия. Со всех сторон к своим цехам продолжали сбегаться люди. В гидрантах воды не было: в магистральную линию водопровода угодила вражеская бомба. Работали пожарные команды, солдаты, рабочие забрасывали пламя песком, заливали пеной огнетушителей, орудовали баграми и лопатами. Страшная картина разрушения предстала перед нашими глазами. Более 70 процентов производственных площадей, 60 процентов оборудования, незавершенное производство, оснастка вышли из строя. Общий убыток превышал 101 миллион рублей. Гитлеровская пропаганда трубила, что авиационный завод в Саратове сметен с лица земли. Но израненный завод был жив. Утром 24 июня 1943 года из Москвы прилетела комиссия. Ходили слухи, что в Москве есть мнение срочно перебазировать завод в Сибирь. Но руководство завода, партийная организация, зная настроение рабочих и инженерно-технических работников, высказались за восстановление завода в кратчайший срок[81]».
Завод, по сути дела, нужно было возродить заново. Если строительство завода комбайнов было первым рождением гиганта, а перестройка его на выпуск самолетов — вторым, то теперь предстояло третье[82]. Вот что рассказывает в своих воспоминаниях А.И. Шахурин, работавший в годы Великой Отечественной войны народным комиссаром авиационной промышленности СССР: «Первое впечатление было-что нет больше завода. Остались обгоревшие стены корпусов и станки, среди которых было много вышедших из строя. Это был единственный завод во всей авиапромышленности, который так серьезно пострадал от налетов фашистской авиации, хотя бомбардировке подвергались и некоторые другие наши заводы. Наркомат доложил свои предложения – восстановить завод. Были и другие мнения – эвакуировать рабочих на другие заводы. ЦК ВКП(б) согласился с нашим мнением и дал указание восстановить завод за три месяца»[83]. Коллектив завода после налета вражеской авиации организовывал производство самолетов из оставшихся заделов на сохранившихся площадях[84].
В течение 80 дней и ночей завод был полностью восстановлен. К юбилею Октября Красной Армии были даны сверх плана самолеты на 2 полка[85]. 11 декабря 1943 года коллектив завода познал радость большой победы. В этот день досрочно было выполнено обязательство — предприятие завершило увеличенный годовой план. В начале 1944 года завод получил правительственное задание, не снижая темпов выпуска ЯК-1, освоить и начать производство более скоростного и мощного по вооружению истребителя ЯК-3-лучшего истребителя второй мировой войны[86]. Самолетостроители обязались ежемесячно перевыполнять задания Государственного Комитета Обороны, быстрее освоить производство и добиться ритмичного выпуска новой машины «ЯК-3»[87]. За этот период увеличилось количество стахановцев, ширилось движение по организации комсомольско-молодежных бригад. Только за 2 месяца 1944 года было создано 235 новых бригад. Они вырабатывали по 2-3 нормы за смену и вели работу по новым технологиям. Лучшие люди участков премировались[88]. В июне 1944 года завод достиг заданной мощности по выпуску самолетов Як-3 и стал работать ритмично, по графику. До конца войны коллектив завода выпустил более 4 000 самолетов. Кроме этого завод, выполняя задание обкома партии по производству запасных частей к тракторам, мебели, обуви и зимней одежды. Этому способствовало совершенствование технологических процессов и снижение трудоемкости продукции. За 1944 год Саратовский авиационный завод превратился в одно из передовых предприятий по внедрению прогрессивных методов труда. В цехах действовало 25 поточных линий протяженностью 1795 метров и 37 подвесных путей длиной 2585 метров[89].
В ночь с 8 на 9 мая 1945 года радио оповестило нашу страну о полной и безоговорочной капитуляции Германии, об окончании войны, об этой всемирно-исторической Победе. На завод группами и в одиночку спешили рабочие и служащие. Каждый понимал: радость нужно переживать вместе со всем коллективом. Ранним утром 9 мая коллектив завода собрался на митинг – первый митинг первого послевоенного дня, Дня Победы. 9 мая стало первым нерабочим днём за четыре года войны. Ранним утром коллектив завода собрался на митинг[90].
На саратовских «Яках» летали летчики авиационного истребительного полка, полностью состоявшего из женщин под руководством М. Расковой, польского – «Варшава». На саратовских самолетах сражались добровольцы французского авиаполка «Нормандия-Неман». По французской традиции победитель возвращается домой с оружием, которым он поразил врага. Уважая эту традицию, Советское правительство подарило французским летчикам 40 истребителей «Як-3», на которых они сражались и побеждали. А французы в честь важного такого события создали музей «Нормандия-Неман» и около двухсот работников завода наградили юбилейными знаками «Нормандия-Неман»[91]. Почти каждый третий истребитель из семейства «Яков» был изготовлен саратовскими авиастроителями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1945 года завод был награжден вторым орденом- Орденом Трудового Красного Знамени.
Вкладом коллектива в Победу над гитлеровской Германией стали выпущенные во время войны 13569 истребителей Як-1 и Як-3. Труд коллектива отмечен орденами Ленина, Трудового Красного знамени, вручением на вечное хранение переходящего Знамени Государственного комитета обороны, которое 28 раз присуждалось заводу по итогам всесоюзного соревнования, хотя 59 раз промышленные предприятия Саратовской области занимали во Всесоюзном социалистическом соревновании вторые места и им присуждались Красные знамена [92]. После окончания войны около 20 тысяч человек награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»[93].
За это время завод посетили руководители партии и правительства А.Н. Косыгин, А.И. Микоян, А.А. Андреев, В.А. Малышев, секретарь обкома партии П.Т. Комаров, К.Е. Ворошилов[94].
Заключение
Саратовский авиационный завод внес достойный вклад в завоевании советским народом Великой Победы. Это явилось результатом героического труда, всего коллектива под лозунгом «Всё для Фронта! Всё для Победы!». Нарастающий вклад коллектива в эту Победу обеспечивался рядом факторов: эффективное государственное руководство; усилия советского народа по разгрому немецко-фашистских захватчиков; невиданно быстрой перестройкой экономики на военный лад, что видно и на примере Саратовского авиационного завода; достигнутым превосходством в боевой технике, в том числе авиационной, над врагом. Сыграли свою роль мобилизационные возможности советской экономики для снабжения Красной Армии всё более качественной воздушной армадой. Эффективное руководство коллективом авиазавода со стороны партийной организации и дирекции завода. Главные герои войны – войны Красной Армии, труженики тыла, достойное место в их рядах принадлежало коллективу Саратовского авиационного завода. Не случайно заслуги завода отмечены высокими государственными наградами. Очень важен и основной урок, вытекающий из истории страны и её оборонной промышленности: оборонная способность отечества с необходимостью должна укрепляться не только в военное, но и в мирное время, чтобы быть готовыми отразить агрессию в любое время.
Использование в работе широкой методологической основы, а также применение современных подходов к изучению исторической действительности позволило автору решить основные задачи данного исследования, убедиться в надежности источников и достоверности сделанных в работе выводов. Специальных исследований, посвященных истории авиазавода военного времени, нет; она освещена лишь частично в работах, изданных в Саратове по более широкой тематике. Историографический анализ показал, что начало изучения истории Саратовского авиационного завода было положено с 1970-го года. С этого периода и по настоящее время была накоплена обширная литература, исследователями был изучен богатый фактический материал, сделано огромное количество интересных выводов и обобщений, введено в научный оборот значительное число источников.
Однако многие вопросы, касающиеся темы исследования, оказались недостаточно разработанными, а некоторые проблемы истории САЗ требуют нового, современного осмысления. Благодаря привлечению новых архивных материалов автор постаралась восполнить пробелы истории завода.
Свою тему считаю сегодня актуальной, как никогда. Ведь Россия с самого начала зарождения авиации славилась мощностью и красотой своего военного и гражданского воздушного флота. В наши дни авиация столкнулась с серьёзными проблемами. Отсутствие финансов и сырья тормозят развитие самолётостроения. Самые гениальные и новейшие разработки наших авиаконструкторов пылятся в ОКБ, в лучшем случае выходят в единственном экземпляре, снова и снова поражая весь мир новшеством и полетом русской технической мысли. Особенно сложно обстоит дело с авиационным заводом, которого многие считают уже закрытым и распроданным, хотя в действительности это еще не ликвидированный завод и на нем работает около 1900 человек, а при Левине И.С. работало 13068 человек[95]. Нельзя забывать о славном труде людей, работавших в тылу, которые не только трудились для фронта, но и создавали экономическую стабильность, независимость, укрепляли оборонку страны для будущего поколения. А будущее поколение, то есть ныне существующее не оценило дар прошлого. Ведь завод был создан за полтора года и эти массивные стены цехов разрушались при нападении немецкой авиации и восстанавливались за короткие сроки, стоят до сих пор и распродаются частным лицам. Таким образом, в нашей стране не останется ни одного завода. Экономические предпосылки для Победы в войне готовятся в мирное время. Нужно отдать должное тем людям, которым приходилось забывать о сне и усталости, голоде. Они сутками находились в стенах завода. Их ударный труд был настоящей поддержкой фронту. Наши саратовские самолеты являлись одними из лучших, поступавших на вооружение армии. Часто превосходя немецкие, они поднимали боевой дух наших летчиков.
Об этом периоде работы завода А.С. Яковлев в своей книге «Цель жизни» пишет: «предприятие не было приспособлено для производства самолетов; хотя завод ранее выпускал большие и сложные машины, но они были несравненно проще конструктивно, имели меньше деталей и, самое главное, изготовлялись с гораздо меньшей степенью точности, чем самолет. Да и квалификация рабочих не такова, чтобы производить самолеты. Поэтому пришлось совершенно заново налаживать весь технологический процесс. Коллектив рабочих, сплоченный усилиями руководства завода и партийной организации, загорелся желанием выпускать самолеты. Буквально на глазах машиностроительный завод переквалифицировался в самолетостроительный.»[96].
Особое внимание нужно обратить на то, что заводу дали задание выпускать не только самолеты, но и другие образцы военной техники. Так с 1942 г. завод параллельно производил гранаты РГ-42, автоматы ППШ, корпуса и стабилизаторы мин М-82, а также выпустил более 250 зенитных установок для пушек и пулеметов. Все это делали люди, забывшие про сон, усталость, голод, дом - воистину героический труд[97].
Фактический и аналитический материал, содержащийся в работе, в определенной степени повышает уровень разработанности темы. Выводы работы по истории САЗ уточняют некоторые прежние представления по этому вопросу, позволяют более конкретно оценить его роль в обеспечении ВВС боевыми самолетами в ходе войны. Сформулированные уроки, вытекающие из исследования исторического опыта, и научные рекомендации могут быть учтены в современных условиях.
Список использованных источников и литературы
1. Опубликованные документы
1.1. Очерки истории Саратовской областной организации КПСС. – Саратов: Приволж. кн. изд-во. Часть 3.(1938-1980).1982.
1.2. Саратовская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Архивные документы.- Саратов: Издательство губернской торгово-промышленной палаты. 2005.
1.3. Саратовская партийная организация в годы Великой Отечественной войны.1969.
2. Неопубликованные источники
Государственный архив новейшей истории Саратовской области
2.1. Фонд 594. Саратовский обком КПСС (1934-1962). Оп. 1. Д. 2053, 2089, 2096, 2180, 2299, 2297, 2314, 2319, 2481, 2482, 2483, 2484, 2713, 2729, 2736, 2781, 2921, 3079, 3229, 3370, 3379, 3912, 3914, 4057, 4269, 4278, 4392, 4393; Оп. 2. Д.1.
2.2. Фонд 972. Сталинский (Заводской) райком КПСС г. Саратов (1936-1991). Оп. 1. Д. 123, 155, 137, 211.
2.3. Фонд 43. партком авиационного завода (1929-1991). Оп. 1. Д. 230, 231, 232, 252, 253, 269, 272, 276, 277, 371- 374, 430-437, 439.
3. Воспоминания, сборники, статьи
3.1. Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Саратов: Издательство Саратовского университета. 1976.
3.2. Ванчинов П., Данилов В.Н., Ченакал Д.Д. трудящиеся Поволжья – фронту. Оборонно-массовая работа в годы великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Саратов: изд-во Саратовского университета. 1984.
3.3. Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны. М., Госполитиздат.1948.
3.4. Воротников А.А. «Вторгаясь в жизнь». Саратов: издательство Саратовского университета. 1982.
3.5. И помнит мир спасенный…: Межвузовская научная конференция, посвященная 60-летию великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.- Саратов: Издат.центр СГСЭУ.2005.
3.6. Ильин Б. Саратов.-Саратов, 1952.
3.7. История Саратовского края.1917-1965. Саратов: Издательство СГУ.1967.
3.8. «Крылатые годы» (Очерки истории САЗ). Саратов: САЗ, 1981.
3.9. Левин И.С. Грозные годы. Саратов: Приволж. Кн. Изд-во, 1984.
3.10. Наследники Октября. Саратов. 1979.
3.11. Поволжский край. Мжвуз. науч. сборник. Из истории Поволжья в годы Великой Отечественной войны. Саратов: Изд-во Саратовского университета. 1985.
3.12. Руденко С.И. «Крылья победы». М., 1976.
3.13. Саратовская область. Саратов: Сар. обл. госуд. изд-во. 1952.
3.14. Синицын А.М. Всенародная помощь фронту. – Воениздат,1975.
3.15. Стефановский П.М. Триста неизвестных. М., Воениздат.1973.
3.16. Трижды рожденный. Материалы по истории Саратовского авиационного завода. – Саратов: САЗ.1970.
3.17. Фролов Д.Ф. Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну. Саратов: Приволж. кн. изд. 1972.
3.18. Чадаев Я.Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). М.: «Мысль», 1985.
3.19. Шахурин А.И. Крылья победы.- М.: Политиздат. 1985.
3.20. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах).- Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.
3.21. Яковлев А.С. Цель жизни: Записки авиаконструктора. -М.: Политиздат, 1987.
4. Периодическая печать
4.1. Абашева Л. На Сталинской вахте. Полюбили завод//Коммунист.1943. 25 сентября.
4.2. Аграновский И. Великий подвиг// Коммунист. 1945. 6 июля.
4.3. Быкова В. Фронтовая вахта// Политагитация. 1879. №15.
4.4. Васильев В. Новаторы// Коммунист. 1944. 29 апреля.
4.5. Васильев В. Самолеты фронту//Волга.1985.№4.
4.6. Владимиров В. Трудовая доблесть//Коммунист.1942. 6 июня.
4.7. Воротников А.А. От комбайнов до самолетов// Правда. 1982. 26 января.
4.8. Второй самолет//Коммунист.1944.30мая.
4.9. Глушко Н.С. ГКО постановляет…//Военно-исторический журнал.-1991. №2.
4.10. Заводу комбайнов вручено Знамя Государственного Комитета Обороны//Коммунист.1944. 19 августа.
4.11. Задание первой очереди выполнено досрочно//Коммунист.1943. 13 июля.
4.12. Закон военного времени.// Коммунист.1942. 2 октября.
4.13. Зелепукин В. Будем работать еще большей энергией//Коммунист.1943. 6 февраля.
4.14. И здесь был фронту// Заря молодежи. 1973. 1 февраля.
4.15. Иванов В. Спасибо вам, отцы!//Коммунист.1970. 8 мая.
4.16. Ильин А. Сталинская вахта//Коммунист.1944. 21 мая.
4.17. Каган М. Богатыри труда//Коммунист.1942. 6 июня.
4.18. Каган М. Победы комбайновцев//Коммунист. 1943. 30 апреля.
4.19. Каган М. Рекордная выработка Карпова//Коммунист.1941. 4 ноября.
4.20. Каган М. Тысячники//Коммунист.1942.24 апреля.
4.21. Калиновская Е. Большой подъем//Коммунист.1943. 27 февраля.
4.22. Калиновская Е. Передовики соревнования//Коммунист.1943. 23 февраля.
4.23. Кар Е. Успехи молодых рабочих завода//Коммунист.1943. 17апреля.
4.24. Ковальский Е. Ремонт оборудования ведет по-фронтовому//Коммунист.1943.17 июля.
4.25. Кудряшов В. Высокая активность и организованность//Коммунист.1941. 9 сентября.
4.26. Кудряшов К. Увеличивают выпуск продукции//Коммунист.1942. 3 марта.
4.27. Левин И. Славный путь//Коммунист.1946. 31 декабря.
4.28. Лосин Г. Вклад в Победу Саратовских авиастроителей//Коммунист. 1980. 9 мая.
4.29. Митинг на заводе комбайнов// Коммунист.1944. 16 марта,5 декабря. 1945.
4.30. Мирошниченко Н.Я. Коммунист. 1971. 24 февраля.
4.31. На заводе комбайнов//Коммунист. 1945.4 мая.
4.32. На самолетах ворошиловских колхозников//Коммунист.1944.22 июня.
4.33. Неводов Б. Командиры//Коммунист.1944. 3 декабря.
4.34. Путь отцов…//Коммунист. 1968. 24 марта.
4.35. Самолет Ф. Головатого//Коммунист.1944.20 августа.
4.36. Саратовцев Б. На заводе комбайнов//Коммунист.1945. 4 мая.
4.37. Саратовцев Б. Трудовое наступление//Коммунист. 1943. 7 июля.
4.38. Святославов П. Поток//Коммунист. 1944. 23 марта.
4.39. Сперанский. Молодежь//Коммунист. 1944. 3 декабря.
4.40. Сухова Г. Свидетельства вечной славы// Коммунист.1970. 26 декабря.
4.41. Шарыгин М. Еще больше средств на строительство боевых самолетов//Коммунист.1943.26 января. С.3.
5. Интернет сайты
5.1. www.rustrana.ru. Саратовский авиационный завод. Инфоромационно-аналитический и энциклопедический портал.
Приложения
Примечания
[1] См.: Трижды рожденный. Материалы по истории Саратовского авиационного завода. – Саратов: САЗ.1970; Левин И.С. Грозные годы. Саратов: Приволж. Кн. Изд-во, 1984.; «Крылатые годы» (Очерки истории САЗ). Саратов: САЗ, 1981.
[2] См.: Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах).- Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.С.282.
[3] См.: Трижды рожденный. С.53.
[4] См.: Левин И.С. Указ.соч. С.5.
[5] См.: «Крылатые годы». С.29.
[6] См.: ГАНИСО. Ф.43. Оп.1. Д.231. Л.55.
[7] См.: Там же. Л.30.
[8] См.: ГАНИСО. Ф.43. Оп.1. Д.231. Л.31-33.
[9] См.: Трижды рожденный. С.54.
[10] См.: Там же. С.57.
[11]См.: ГАНИСО. Ф.43. Оп.1. Д.231. Л.115.
[12] См.: Трижды рожденный.- С.59.
[13] См.: «Крылатые годы». С.32.
[14] См.: Трижды рожденный. С.61.
[15] См.: Там же.С62.
[16]См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп.1. Д.2096. Л.14-15.
[17] См.: Стефановский П.М. Триста неизвестных. М., Воениздат.1973. С.157.
[18]См.: www.rustrana.ru. Саратовский авиационный завод. Инфоромационно-аналитический и энциклопедический портал.
[19] См.: Левин И.С. Указ. соч. С.8.
[20] Цит. по: Левин И.С. Указ. соч. С. 23,7.
[21] См.: «Крылатые годы». С.34.
[22] См.: Левин И.С. Указ. соч. С.9.; ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 2096. Л.16-17.
[23] См.: Трижды рожденный. С.64.
[24] См.: Там же.С.65.
[25] См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 2096. Л.9.
[26] См.: «Крылатые годы». С. 34.; Трижды рожденный. С.64.
[27] См.: Трижды рожденный. С.65.
[28] См.: Левин И.С. Указ. соч. С.12.
[29]См.: Трижды рожденный. С.66.
[30]Цит. по: Левин И.С. Указ. соч. С.12.
[31] См.: ГАНИСО. Ф.594. Оп.1. Д.2314. Л.2-6.
[32]См.: ГАНИСО. Ф.594. Оп.1. Д.2314. Л. 41-44.
[33] См.: Трижды рожденный. С.68.
[34] См.: Там же. С.69.
[35] См.: Очерки истории Саратовской областной организации КПСС. Часть 3. С.31.
[36] См.: Трижды рожденный. С.70.
[37] Там же. С.19.
[38] См.: Левин И.С. Указ. соч. С.42.
[39] См.: Данилов В.Н. Вклад саратовцев в Победу в Великой Отечественной войне//И помнит мир спасенный…: Межвузовская научная конференция, посвященная 60-летию великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.- Саратов:Издат.центр СГСЭУ.2005. С. 19.
[40] См.: Левин И.С. Указ. соч. С.18.
[41] См.: ГАНИСО. Ф.594. Оп.2. Д.1. Л.63.
[42] См.: ГАНИСО. Ф. 972. Оп. 1. Д. 137. Л.3.
[43] См.: ГАНИСО. Ф.927. Оп.1. Д.123. Л.7.
[44] См.: Трижды рожденный. С.72.
[45] См.: ГАНИСО. Ф.594. Оп.1. Д.2483. Л.85.
[46] См.: Левин И.С. Указ. соч. С.21.
[47] См.: ГАНИСО. Ф.594. Оп.1. Д.2481. Л.56.
[48]См.: ГАНИСО. Ф.594. Оп.1. Д.2483. Л.76.
[49] См.: Там же. Л.60.
[50] См.: Трижды рожденный. С.73.
[51] См.: Левин И.С. Указ. соч. С.42.
[52] См.: Там же. С.24.
[53] См.: ГАНИСО. Ф. 972. Оп. 1. Д. 137. Л. 9., Л. 14.
[54] Цит. по: Левин И.С. Указ. соч. С.49.
[55]См.: ГАНИСО. Ф. 972. Оп. 1. Д. 137. Л. 16.
[56] См.: Левин И.С. Указ. соч. С. 50.; ГАНИСО. Ф. 972. Оп. 1. Д. 137. Л. 21.
[57] См.: Трижды рожденный. С.75.
[58] Первая категория по снабжению: рабочие, ИТР, служащие и их иждивенцы оборонной, угольной, нефтяной промышленности, черной и цветной металлургии, электропромышленности, тяжелого, среднего и общего машиностроения, строек оборонной промышленности, строек Главвоенстроя.
[59] См.: Саратовская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Архивные документы.- Саратов: Издательство губернской торгово-промышленной палаты. 2005. С.22-23.
[60] См.: Трижды рожденный. С.76.
[61] См.: Левин И.С. Указ.соч. С.71.
[62]См.: «Крылатые годы». С.42.
[63]См.: Трижды рожденный. С.77.
[64]См.: «Крылатые годы». С.53.
[65] См.: История Саратовского края.1917-1965. Саратов: Издательство СГУ.1967. С.277.
[66] См.: Синицын А.М. Всенародная помощь фронту. – Воениздат,1975. С.186.
[67] См.: М. Шарыгин. Еще больше средств на строительство боевых самолетов//Коммунист.1943.26 января. С.3.; А. Шацкий. 20 боевых самолетов переданы Красной Армии//Коммунист.1943.5 февраля. С.3.
[68] См.: Очерки истории Саратовской областной организации КПСС. С.54.
[69] См.: Синицын А.М. Всенародная помощь фронту. – Воениздат,1975. С.186.
[70] См.: Левин И.С. Указ. соч. С.104.
[71] См.: Очерки истории Саратовской областной организации КПСС.С.57.
[72] См.: «Крылатые годы». С.42.
[73] См.: Левин И.С. Указ.соч. С.81-87.
[74] См.: Трижды рожденный. С.79.
[75] См.: Левин И.С. «Грозные годы». С.72-73.
[76] См.: Левин И.С. Указ.соч. С.108.
[77] См.: «Крылатые годы». С.46.
[78] См.: Левин И.С. Указ.соч. С.80.; Трижды рожденный. С.84.
[79] См.: «Крылатые годы». С.48.
[80]См.: Левин И.С. Указ.соч. С.115-116.
[81] Цит. по: В. Васильев. Самолеты фронту//Волга.1985.№4. С.96-97.
[82] См.: Трижды рожденный. С.86.
[83] Цит. по: «Крылатые годы». С.49-50.
[84] См.: ГАНИСО Ф.594. Оп.1. Д.2921. Л.47-48.
[85] См.: П. Яковлев. На Сталинской вахте//Коммунист.1943. 25 сентября. С.3.
[86] См.: ГАНИСО Ф.594. Оп.1. Д.2921. Л.49-51.
[87] См.: Трижды рожденный. С.90.
[88] См.: ГАНИСО Ф.594. Оп.1. Д.3914. Л. 48,68.; Д.3912. Л.8.
[89] См.: «Крылатые годы». С.55-57.
[90] См.: Левин И.С. Указ.соч. С.148-149.; «Крылатые годы». С.60.; В. Васильев. Самолеты фронту//Волга.1985.№4.С.98.
[91] См.: Лосин Д. Вклад в Победу//Коммунист. 1980. 9 мая. С.3.
[92] См.: Саратовский авиационный завод 1931-2001 гг./Под ред. Ермишин А.В., Дубровин Н.И., Ковшов Ю.П. Саратов.: «Кросс-Н». 2001. С.7.
[93] Цит. по: Очерки истории Саратовской областной организации КПСС.С.58.
[94] См.: Трижды рожденный. С.90.
[95] В.А. Аристархов, работник архива музея ОАО «САЗ».
[96] Цит. по: Левин И.С. Указ. соч. - С.11.
[97] См.: Руденко С.И. «Крылья победы». М., 1976. С.117-119.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»