Ковешникова Е.В.

В последние десятилетия в отечественной культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «интеллектуальной игры». Этот вид игр ставит под сомнение утверждение, что игра – это непродуктивный вид деятельности. Конечно, никакого практического значения такая игра, казалось бы, тоже не имеет, и все-таки познавательный эффект интеллектуальных игр не стоит сбрасывать со счетов. Вспомните сколько интересных и полезных знаний многие почерпнули из программ «Что? Где? Когда?», «Брейн - ринг», «Колесо истории».

В этой работе речь пойдет об игре, которая проводится уже не один год и которая, как мы надеемся, станет традиционной. Эта интеллектуальная игра для студентов исторического факультета. Мы назвали ее «Занимательная история».

Зачем мы проводим эту игру? Прежде всего для того, чтобы дать еще одну возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение. Причем, в отличие от предметных олимпиад, научных конференций, «дней науки» «Занимательная история» позволяет превратить серьезную интеллектуальную деятельность в увлекательное состязание, зрелище, праздник. Именно поэтому в этой игре с удовольствием принимают участие студенты не только исторического, но и других факультетов.

Кроме того, знания, приобретенные в ходе игры, будущие историки, педагоги смогут применять на своих уроках, делая их более интересными, а подаваемую информацию яркой и запоминающейся. В преподавательской деятельности можно использовать и саму форму проведения учебно-познавательного мероприятия – викторину, поскольку она выгодно отличается от сухого изложения фактов и стандартной проверки знаний.

Викторина проводится ежегодно в рамках «Недели науки». Подготовка игры занимает примерно год. За это время подбираются интересные вопросы по мировой истории. Их соотносят по эпохам, выбирается ведущая линия игры. Так формируется сценарий. Затем участники действия распределяют между собой роли, шьют соответствующие костюмы, находят реквизит. Все это необходимо, так как в ходе игры организаторы пытаются «обыграть» каждый вопрос. Несмотря на то, что мы не имеем широких постановочных, драматических, визуальных возможностей, которые есть, например, на телевидении, получается весьма увлекательное шоу, благодаря театрализации действия, использованию географических карт, проекционных изображений, портретов выдающихся исторических деятелей.

К организации игры подтолкнуло шоу, шедшее несколько лет назад по одному из центральных каналов телевидения. Многие помнят телепередачу «Колесо истории», которая впечатляла зрителей замечательными драматическими постановками, колоритными постановками, колоритными актерами и блистательным ведущим – Л.А. Якубовичем. Но, к сожалению, основные участники программы, а это были известные и популярные люди: звезды шоу-бизнеса, известные актеры и др., не блистали на экране своими познаниями в области истории. В нашем случае мы обладаем историческими знаниями, но, конечно, не имеем тех постановочных, драматических, визуальных возможностей, которые есть на телевидении. И тем не менее в ходе проведения игры мы пытаемся «обыграть» каждый вопрос сценическим действием, предметно, визуально. Как это получается? Об этом судить участникам, зрителям, гостям, судьям.

Отличительной особенностью «Занимательной истории» является форма проведения мероприятия – викторина. В игре принимают участие команды из 5 – 6 человек, выступающие от своего курса исторического факультета. Приглашаются команды и с других факультетов. Участникам задаются вопросы, и дается время на обсуждение ответов. Важно, что вопросы в викторине задаются не на знание дат и конкретных исторических фактов, а на логическое мышление. Вопросы подбираются таким образом, чтобы участники могли догадаться о неизвестном им факте.

Готовые ответы зачастую невозможно найти в исторических справочниках, что заставляет проявлять эрудицию и смекалку. При составлении сценария вопросы подбираются в основном 3 способами:

1) поиск проблемных задач в методической литературе;

2) использование интересных исторических фактов;

3) использование исторических и литературных анекдотов.

Просматривается от 100 до 200 вопросов и выбирается около 30, наиболее интересных и потенциально зрелищных.

Жюри оценивает ответы команд, иногда нестандартно аргументируя свое решение. Так в этом году 1 балл был присужден команде, давшей неверный по существу ответ. Комментарии были такими: «За чувство юмора историка».

В определенный момент команды задают свои 2 – 3 вопроса, причем оцениваются и ответы, и качество самих вопросов.

Идея игры родилась на занятиях по истории Нового времени, в ходе проведения которых время от времени возникают интересные увлекательные вопросы. Например: «Легендарный английский мореплаватель Френсис Дрейк при встрече с королевой Викторией поднял руку и прикрыл ею глаза. После объяснения смысла этого жеста корсаром королева даровала ему дворянский титул. Как Дрейк объяснил свой жест? Что он означает сейчас в Англии?» (Сейчас этот жест – отдание воинской чести у военных, а ответил пират следующее: «Красота королевы и ее великолепие ослепили меня»).

Таких примеров в отечественной и зарубежной истории очень много. Это и определяет тематическое разнообразие викторины. Уже прошедшие игры были посвящены Руси XVI – XVII веков, Древнему Востоку, реформам Петра Великого, истории пиратства и религий.

Неизменные ведущие – Архивариус и Клио – в конце игры награждают победителей, лучших игроков, а так же самых активных зрителей.

Далее будет представлен один из сценариев игры «Занимательная история».

Примерный сценарий игры

«Занимательная история – IV»

Ведущие: Клио, Архивариус.

Архивариус:

В этот день и в этот час

Проведем игру для вас.

Клио:

Мы, Архивариус и Клио,

Вас в мир истории зовем,

По древним странам и эпохам

Мы вас сегодня проведем.

Архивариус:

Мы с Вами вспомним Древний Рим

И в Средние века заглянем,

О войнах здесь поговорим,

И все сюжеты обыграем!

Представление жюри.

Представление команд.

1) Танцуют две пары:

Первая – под песню «Валенки»

Вторая – под песню «Сапожки русские!»

Клио: Уважаемые участники! Скажите: Что общего между современными валенками и сапогами на Руси в XVII столетии?

Ответ:

Клио: Сапоги кроили и шили на одну ногу, и только в носке они приобретали форму правой и левой ноги. Именно так до сих пор разнашивают валенки.

2) Звучит музыка из оперы «Садко».

Клио: Перед нами тверской купец Афанасий Никитин.

Выступает Афанасий Никитин:«Написал я грешное свое хождение за три моря… Покажите на карте путь тверского купца. По каким морям и как нужно проплыть современному мореплавателю, чтобы повторить мой маршрут?»

Ответ:

Архивариус: Чтобы повторить маршрут Афанасия Никитина, современный путешественник должен проплыть по Каспийскому морю, Индийскому океану и Черному морю.

3) Клио: В допетровской России орденов не было, но людей награждали. Наградите кого-нибудь из членов жюри или ведущего одной из высших наград того времени. Объясните: почему так?

Ответ: Архивариус называет одного из членов жюри по имени-отчеству и поясняет: Чтобы наградить человека, необходимо было просто назвать его по имени-отчеству.

4) Клио: Из Руси перенесемся на время на Британские острова. В старину на Британских островах, прежде чем выпить крепкий напиток, в него окунали поджаренный на огне ломтик хлеба, чтобы придать напитку хлебный аромат. Впоследствии эта традиция забылась, но возникла другая. Какая? Как это выглядит сейчас?

Ответ:

Архивариус: Так возникла традиция произносить тосты. Архивариус произносит здравницу: «За здоровье уважаемого жюри!». Тост это и есть поджаренный ломтик хлеба.

5) Архивариус: Примерно в это же время в XVI в. на обеденном столе появился такой прибор как вилка. Как вы думаете, какое следование моде в XVI в. послужило причиной активного распространения вилки?

Ответ:

Клио: (на экране, с помощью проектора, демонстрируется иллюстрация). Гофрированные воротники и манжеты стали, наконец, такими большими, что положить в рот рукой еду оказалось невозможно. Пришлось «удлинить» руку при помощи вилки. (Показывается большая вилка).

6) Клио: Бывали иноземцы и на Руси. Скажите, жителей каких стран в старину называли немцами?

Ответ:

Клио: Немцами, то есть немыми, не умеющими говорить по-русски, называли в старину на Руси всех иноземцев. Были немцы, англичане, немцы франкские и т.д. И только позже слово «немец» закрепилось за жителями Германии.

7) Клио: Достопочтимые бояре! Извольте откушать с нашего стола ухи грибной, мясной, куриной!

Архивариус:Есть ли здесь ошибка, или все сказано верно?

Ответ:

Архивариус: С древнейших времен вплоть до XVIII в. ухой на Руси назывался всякий суп, поэтому все сказанное верно.

8) Клио: Ели на Руси уху грибную, мясную, рыбную, а во что одевались? В XIV – XVI вв. его носили мужчины. Начиная с XVII в. его стали носить женщины. Названий у него было много: шорник, кумашник, клиник, наколоточник, шубка и др. О чем идет речь?

Ответ:

Звучит русская народная музыка, выходит девушка в сарафане.

Клио: Речь идет о русском сарафане.

9) Выносят больного под музыку.

Архивариус: Кто это? Что они делают?

Клио: Это древние ассирийцы. Они выносят заболевшего человека на площадь и там оставляют.

Архивариус: Вместо того чтобы обратиться к врачам?

Клио: Да! Вместо того, чтобы обратиться к врачам. Причем пройти мимо больного, не подойдя к нему, никому не разрешалось. Чем, как вы думаете, объясняется такой странный обычай?

Ответ:

Клио: Каждый проходящий по площади должен был подойти к больному, поинтересоваться его болезнью и дать совет, как от нее избавиться.

10) Люди в масках ходят вокруг человека, который уже недвижим.

Архивариус: А кто эти люди?

Клио: Это похоронный обряд древних римлян. По описанию древнегреческого историка Птолемея, в похоронных обрядах римлян во II в. до н.э. фигурировали родственники покойного в масках.

Архивариус:Какую функцию в обряде выполняли эти люди?

Ответ:

Клио: Эти люди разыгрывали действо принятия умершего в потусторонний мир. (Сначала ходит вокруг него, потом берут под руки и уводят)

(Приложение 1)

11) Девушка выносит поднос, на котором кувшин и что-то, имитирующее аметист: стекло фиолетово-розоватого цвета.

Клио:По какой причине древние греки рядом с кувшином вина клали кристалл аметиста?

Ответ:

Архивариус: Разбавляя вино до цвета кристалла аметиста греки предупреждали пьянство, так как таким вином невозможно напиться допьяна.

Девушка разбавляет темную жидкость до розовой.

12) Выходят афинянин и афинянка.

Клио: В комедии греческого драматурга Аристофана, написанной более двух тысяч лет назад, есть эпизод, в котором афинянка говорит своему мужу:

«Когда отмеришь десять шагов, умасти себя благовониями и приходи ужинать»

Архивариус:Что должен был таким образом отмерить афинянин?

Ответ:

Считает шаги, сбивается, при ответе достает будильник, смотрит на него, потом достает perfume и уходит.

Клио: Афинянин должен был таким образом отмерить время.

13) Та же афинянка показывает руки в перстнях.

Клио: А зачем столько украшений?

Архивариус: Вопрос здесь в другом: с каким мифологическим сюжетом связана традиция ношения перстней на пальцах?

Ответ: (на экране, с помощью проектора, демонстрируется иллюстрация «Прометей, прикованный к скале»).

Архивариус: Согласно древнему мифу, Прометей, давший людям огонь, был прикован к горе, причем кольца цепи держали каждый палец его руки. Когда Геракл освобождал Прометея, тот, будучи очень сильным, поспешил скорее освободиться. Он вырвал цепь, но одно кольцо с камнем, частью скалы, осталось на безымянном пальце его левой руки. С тех пор люди, почитая Прометея, стали носить кольца с камнями – перстни.

(Вновь показываются руки.)

14) Клио: В первый день каждого месяца в Древнем Риме полагалось платить проценты по долгам. Долги эти записывались в специальные долговые книжки. Как эти книжки назывались?

Ответ:

Произносится ответ и показывается календарь – толстый численник.

Клио: Первый день месяца у древних римлян назывался календой, а долговые книжки – календарем.

Чешет голову, листает календарь.

15) Выходит юноша – триумфатор в римских доспехах, с красным лицом и венком на голове.

Архивариус:Для чего лицо триумфатора в Древнем Риме было выкрашено в ярко-красный цвет?

Ответ:

Архивариус: Как говорили древние, чтобы не было видно краски радости на лице от оказываемых ему почестей.

(Приложение 2)

16) Молодой человек пытается позаимствовать у триумфатора оружие. Наконец тот снимает доспехи и отдает оружие, снимает венок.

Клио: Хитон – один из видов одежды в Древней Греции. Почему молодой афинянин не мог появиться в общественном месте в хитоне?

Ответ:

Архивариус: Хитон – это нижняя одежда, и расхаживать в ней можно было, пожалуй, только дома, но никак не в общественных местах.

Услышав ответ, юноша стыдливо убегает.

17) Процессия греков, двигаясь по кругу, опускают черепки в сосуд.

Клио:Что делают эти люди? И как называется эта процедура?

Ответ:

Архивариус: Эти люди участники народного собрания в Афинах, определяют голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. На остраконе (глиняном черепке) каждый участник собрания писал имя того, кто, по его мнению, был опасен. А сама процедура получила название остракизма. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет.

18) Клио: Греки и римляне как европейцы пытались проникнуть на восток. В свою очередь народы Востока двигались на Запад. Значительно преуспели в этом монголо-татарские завоеватели.

Уважаемые игроки! Назовите и покажите, какие современные страны входили (целиком или частично) в империю Чингисидов в XIII веке?

Ответ:

Архивариус: В империю Чингисидов входили: Монголия, Китай, Россия, Корея, Бирма, Вьетнам, Иран, Афганистан, Ирак, Турция, Венгрия, Болгария.

Изображение карты и империи.

19) Клио:А до каких морей доходили монгольские войска в XIII в.? Покажите на карте.

Ответ:

Клио: Монголы побывали на берегах Желтого, Южно-Китайского, Каспийского, Черного и Адриатического морей.

20) Прежде чем предоставить командам возможность задать свои вопросы, которые, как и ответы, оцениваются судьями, им раздаются амулеты.

Архивариус: Как известно, амулеты приносят удачу, а в старину на них писалось слово, имевшее чудодейственную силу, магический смысл. Сейчас оно утратило эти свойства и стало полной бессмыслицей. Назовите это слово.

Ответ:

Показывается изображение, на котором написано слово – Абракадабра.

Задаются вопросы команд. Вопросы и ответы оцениваются жюри.

21) Звучит музыка, появляются пираты. (Приложение 3)

Клио: Что это?

Архивариус: Похоже, в мир истории врываются пираты.

Пираты: Что касается нас и мира истории, то мы к нему давно и полноправно принадлежим. Я (делает шаг вперед) например, известный английский пират Френсис Дрейк.

Вводят королеву: В таком случае, я королева Англии Елизавета I Тюдор.

Дрейк: Ах, Ваше Величество! (Закрывает глаза рукой)

Архивариус: Стоп! Мистер Дрейк, Вы несомненно принадлежите к истории и Ваш жест в некотором смысле исторический. После объяснения этого жеста корсаром королева даровала ему дворянский титул.

Дрейк: Благодарит.

Архивариус:Как Дрейк объяснил свой жест? Что он означает сейчас в Англии?

Ответ:

Клио: Сейчас этот жест – отдание воинской чести у военных, а ответил пират следующее:

Дрейк: (указывая на королеву) «Красота королевы и ее великолепие ослепили меня!»

Проекция портретов Дрейка и Елизаветы.

22) Клио: Правительство Елизаветы снисходительно относилось к действиям пиратов, выгодным для государства.

Архивариус:Какое кругосветное путешествие, второе после Магеллана, совершил Френсис Дрейк. Покажите по карте путь удачливого авантюриста.

Ответ:

Дрейк подходит к карте и показывает (в руках подзорная труба).

Клио: Стремясь проникнуть в испанские колонии на тихоокеанском побережье Нового света, легендарный английский мореплаватель Френсис Дрейк в 1576 г., пройдя через Магелланов пролив, ограбил поселения испанцев в Чили и Перу, пересек Тихий океан и, обогнув мыс Доброй Надежды, вернулся в Англию, совершив, таким образом, второе после Магеллана кругосветное путешествие. Сама королева приветствовала его, осыпав милостями.

23) Пираты начинают хвастаться, чья серьга больше.

Королева: Красавцы! Какие украшения! Какие серьги!

Пират1: Моя больше – я богаче!

Пират 2: Нет моя!

Архивариус: В Европе XVI - XVII вв. золотые серьги в левом ухе носили моряки (голландские, английские, скандинавские), причем из сугубо практических соображений. Для чего?

Ответ:

Клио: Эти серьги были их «гробовыми», то есть если моряк или корсар погибал на чужбине или проигрывался в карты, то вырученных денег от продажи серьги хватало на уплату долга или на похороны.

24) Королева: Господа пираты! Готовы ли Вы послужить своей королеве и наказать за ее оскорбление?

Пираты: Готовы! Ваше Величество!

Королева: Русский царь Иван IV (Грозный) прислал мне послание, в котором обвинил мое королевство в том, что оно только стремиться к увеличению своих доходов. Царь с гневом пишет: «мы чаяли того, что ты на своем государстве государыня и сама владеешь…Ажно у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но и мужики торговые, и о землях прибытка не смотрят, а ищут своих торговых прибытков. А ты прибываешь в своем девическом чину, как есть пошная девица».

Архивариус:В чем состоит смысл оскорбления, которое написал Иван Грозный королеве Англии?

Ответ:

Архивариус: Слово «пошный» в то время означало «обыкновенный». Назвать королеву Англии обычной девицей было бесспорным оскорблением. Кроме того, Иван Грозный выступал в послании резким противником той роли буржуазии в политике страны, которую она начала играть в период развития капиталистических отношений.

25) Пираты: Мы готовы драться! Мы готовы отстоять вашу честь! Ваше Величество! «Один за всех, и все за одного!»

Архивариус: Господа пираты! Не надо передергивать! Не надо искажать факты и присваивать себе «чужие» девизы.

Клио: Уважаемые участники! Вы тоже наверняка полагаете, что этот девиз трех мушкетеров у А.Дюма. А между тем славные воины французского короля всего лишь повторили этот девиз. Чей он? Кто его произнес первым?

Ответ:

Под музыку появляются монахи и произносят: «Один за всех, и все за одного!» Это наш девиз.

Архивариус: Пираты и мушкетеры только повторили девиз католической церкви. Христианская община сразу утратила бы ту силу, которая прекрасно выражена этим девизом.

26) Монахи садятся за стол и играют в кости. Проигравшему бьют в лоб. Архивариус подходит и забирает у них кости. Затем монахи начинают играть в карты и проигравшему бьют картами по носу. Клио подходит и забирает у них карты и кладет на стол грамоту. (Приложение 4)

Архивариус: В средние века римский папа специальным эдиктом запретил монахам-доминиканцам играть в азартные игры. Каким образом им удалось обойти папский запрет?

Ответ:

Монахи достают костяшки домино. Один из них ударяет по столу и кричит: «Рыба!»

Клио: Монахи-доминиканцы изобрели новую игру – домино!

Монахи уходят.

27) Изображение Московского Кремля и церквей. Звучит колокольный звон. Изображение или моста перед воротами башни, или просто Спасской башни. Появляются священник и купец.

Клио: Москва XVII века.

Архивариус: Из Фроловских (Спасских) ворот Кремля шел фроловский мост, в народе называвшейся «Поповским». Возле него располагалась своеобразная биржа безработных священников. Ранним утром здесь выстраивались «попы без мест», на которых был большой спрос в Москве ввиду множества дворовых церквей. Сюда бояре и богатые торговые люди, имевшие домовые церкви, приходили нанимать попов служить обедню и энергично торговались:

Наниматель: За сколько отслужишь?

Поп: За две полушки!

Наниматель: Ну, это дорого…, не по-христиански…, не по-божески….

Поп достает калач, подносит его ко рту и говорит нанимателю: «Сейчас закушу!»

Наниматель: Согласен, согласен…

Клио:Почему под таким давлением, под давлением пшеничного калача, нанимающий спешил согласиться?

Ответ:

Архивариус: Нанимающий спешил согласиться, так как священник лишался права совершить обедню, если он что-то поест.

28) Выносятся два подноса накрытые покрывалом. Открывается первый, на нем: картофель (3 шт.), виноград (гроздь), оливки (консервированные). Поднос проносится вдоль команд и зрителей.

Архивариус: Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах Южной Европы – олива. (Приложение 5)

Клио:А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях?

Ответ:

Открывается второй поднос с разными яблоками. Показывается каждое.

Клио: Яблоко с древа познания (показывает)

Яблоко раздора (показывает)

Яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения (показывает).

29) Архивариус: Александр Николаевич Радищев, путешествуя из Петербурга в Москву оставил такую запись, давая портрет купеческой жене: «Прасковья Денисовна, его новобрачная супруга, бела и румяна. Брови в нитку, чернее сажи. Зубы как…»

С чем сравнивает автор зубы молодой купчихи?

Ответ:

Клио: «Зубы как уголь», - пишет Радищев. Купчихи красили зубы в черный цвет, и в купеческом мире в эпоху Радищева это считалось идеалом красоты.

Появляется купчиха с черными зубами.

30) Выходит дед Щукарь с толстым «Толковым словарем» под мышкой.

Архивариус: А это, видно, дед Щукарь к нам пожаловал.

Щукарь: Познать мудрость человеческую можно читая словари. «…Ну, многие слова я и без всяких прояснений понимаю. К примеру, что означает «монополия»? Ясное дело, кабак. «Адаптер» - означает: пустяковый человек, вообще сволочь, и больше ничего. «Акварель» - это хорошая девка, так я соображаю, а «бордюр» - вовсе даже наоборот, это не что иное, как гулящая баба, «антресоли» крутить – это и есть самая твоя любовь…»

Клио:Какое слово дед Щукарь пояснил все-таки правильно?

Ответ:

Архивариус: Недалек от истины дед Щукарь в объяснении слова «монополия». Так в России еще в начале XX века действительно называли винные лавки, кабаки в память о винной монополии, возникшей еще в XVII в. (Приложение 6)

31) Архивариус: Подошла к концу наша игра. Прежде чем приступить к подведению итогов и награждению победителей, разберемся с наградами.

Клио: В наши дни лауреатов всевозможных конкурсов и фестивалей награждают, как правило, дипломами, призами и денежными премиями. А чем их, по вашему мнению, было бы правильнее награждать?

Ответ:

Приносится венок.

Архивариус: Лауреатов следовало бы награждать лавровыми венками, так как само слово «лауреат» означает «увенчанный лаврами».

Клио: А сейчас слово предоставляется уважаемому жюри!

Подводятся итоги.

В заключении хотелось бы отметить ценность игры – викторины. Ведь это активная форма познавательной деятельности, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Главная цель викторины - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности, а так же вполне доступно донести до всех участников, зрителей, гостей историческое знание.

Игра заставляет нас перевоплотиться в человека из прошлого или современности, заставляет нас "прыгнуть выше себя". Через понимание мыслей, чувств и поступков "своих" героев участники моделируют историческую реальность. При этом приобретаемые знания становятся для каждого из участников - игроков личностно значимыми, эмоционально окрашенными.

Наш молодой исторический факультет пока что не может с полной уверенностью претендовать на солидный академизм, но эта игра – наше небольшое «ноу – хау», которое позволяет нам развиваться и обогащаться традициями.

Приложения

Приложение 1Приложение 1

Приложение 2Приложение 2

Приложение 3Приложение 3

Приложение 4Приложение 4

Приложение 5Приложение 5

Приложение 6Приложение 6

Литература

  1. История и культура: Сборник научных и методических статей по гуманитарным дисциплинам. – Орехово-Зуево, 2007.
  2. Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль. 1997.
  3. Русский литературный анекдот конца XVIII – начала XIX / Вступ. ст. Е.Курганова; Сост. и примеч. Е.Курганова и Н.Охотина. – М., 1990.
  4. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России: Практ. Пособие для учителей. – М., 2001.
  5. Трембольский Я.Л., Чеканов И.В. Ваше слово, эрудиты! – М., 1990.
  6. Улыбки на лекциях по истории / Сост., комментарии, научн. и лит. Обработка Н.А.Троицкого. – М.,2006.
  7. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top