Шугаева О.М.

В 2001 г. в музее им. П.В. Алабина впервые на экспозиционной площадке начали использовать интерактивные формы работы с посетителем. Необходимость подобной деятельности обусловлена не только новыми веяниями в условиях современной образовательной системы, но и востребованностью в целом в новых нетрадиционных элементах насыщения классических экскурсий, музейных краеведческих программ, круглых столов и т.д. В основе интерактивной программы лежит принцип от общего к частному, т.е. через историю России экскурсовод подводит посетителей к изучению истории края. Целью данной программы является сохранение наследия предков через культурные традиции Самарского края.

Интерактивная игра «Путешествие с Шахматной Королевой по перекрёсткам самарской истории»

Наиболее интересной можно считать обучающую методику – использование ролевых игр и форм креативной деятельности. Игра облегчает образовательный процесс и служит методом стимулирования активности, делая посетителя соучастником действия. Так происходит «примерка» на себя исторической роли, что способствует более лёгкому и быстрому усвоению нового материала. Все посетители музея после классической краеведческой экскурсии имеют возможность стать участниками игры.

В основе игры используются классические правила игры в шахматы. Ведущий-экскурсовод – Шахматная королева проводит разделение группы на две команды. Каждой команде выдаются задания по витринам, в соответствии с правилами пешка двигается только на одну клетку, т.е. от витрины к витрине. По мере выполнения заданий игроки становятся другими фигурами (конём, ладьёй, слоном), что поможет им легче передвигаться по площадке. В основе лежит расположение витрин, необходимость поворотов и перехода через несколько витрин, а также разделение работы команд на площадке. В конце игры Шахматная королева раздаёт её участникам призы.

Интерактивная игра «На перекрёстках старой Самары»

Ведущий – экскурсовод в образе времени предлагает всем участникам разделиться на команды. Участникам предлагается выполнить первый блок заданий "Назови правильно улицу". На полу располагается план-карта старой части города Самара, с современными названиями. Необходимо заменить новые названия улиц и площадей на изначальные. Для этого каждый участник получает задание по витринам, при выполнении которого они будут находить подсказки, позволяющие выявить названия улиц. Ведущий выдает карточки для выкладки их на карте. Идет сверка и зачёт баллов. Второй блок заданий называется "Найди эти здания".Выдаются уменьшенные копии открыток старой Самары. Участники игры ищут их на площадке. Происходит их раскладка по карте-плану. Следующий блок заданий "Кто этот человек? Что он сделал для нашего города?". Для этого задания используется специальная шкала времени. Участники должны расположить фотографии самарских губернаторов и видных деятелей по шкале. В конце игры экскурсовод раздаёт призы её участникам.

Список использованной литературы

  1. Крамарева И.В. Купцы Курлины: история России. – Самара, 2008.
  2. Едидович Л.В. Гражданини Самары Константин Павлович Головкин. – Самара, 2007.
  3. Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина (авторский коллектив под ред. Н.А. Никишина и В.Н. Сорокина). – М. – Самара, 1998.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top