Гаврилова А.А.

Женщины — это любовь и доброта, нежность и красота, мудрость и терпение. Они вдохновляют поэтов и музыкантов, живописцев и ваятелей на создание прекрасных произведений искусства, героев на подвиги. Вместе с тем женщины часто опережают мужчин во многих областях деятельности, при этом, что очень важно, не теряют очарования, прелести и шарма. Есть они сейчас, но были и раньше.

Княгиня Ольга по праву считается самой великой женщиной Древней Руси. И причина не только в том, что православная церковь признала её равноапостольной святой, но и в несомненном таланте правительницы, создавшей мощное государство. Ни дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что отделить вымысел от правды уже невозможно. В этом и нет необходимости, так как легенды и предания об её жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях. По преданию Ольга родилась в лесах под Псковом в простой семье. Со своим будущим мужем, князем Игорем, познакомилась случайно, когда во время княжеской охоты перевозила его на своем челне через реку. Увидев в своем перевозчике красивую девушку, князь решил овладеть ею, но Ольга смогла силой убеждения остановить князя, чем произвела на него большое впечатление. Когда Игорь решил жениться, он вспомнил о красавице Ольге, и её привезли в Киев. Брак оказался счастливым. Ольга стала верным помощником мужа, решительно взяв в свои руки многие бразды государственного правления. Похоже, что это даже нравилось Игорю, который мог спокойно ходить в дальние военные походы и на сбор дани, зная, что в его отсутствие супруга поддержит в княжестве должный порядок. Из очередного похода за данью дружинники вернулись без князя, убитого древлянами. Если верить летописи, князь погиб из-за стремления собрать с древлян повышенную дань. Понимая, что со стороны сильного Киева может последовать жестокая расплата, древляне предложили Ольге выйти замуж за их князя. В те времена подобное было обыденным явлением, поэтому послы древлян и попались на женскую уловку, поверив Ольге, что она готова принять их предложение. В летописи красочно описывается, как древлянское посольство по совету Ольги потребовало, чтобы его к княгине несли в ладье на руках. «Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?». Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их». Этого Ольге показалось мало, она потребовала прислать к ней еще одно посольство, которое сожгла в бане. Видимо, отомстить древлянам она хотела основательно, так как с небольшой дружиной пошла в их земли, где совершила тризну по мужу. Затем, обманув знатных древлян мнимым миролюбием, напоила их вином, а когда «опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся». Вернувшись с большой дружиной, Ольга подступила к древлянскому городу Искоростеню, под которым был убит её муж. Летопись повествует, как в очередной раз обманув древлян, Ольга «взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань». В этом походе княгиню сопровождал малолетний сын Святослав. Удовлетворив жажду мести, Ольга стала наводить порядок в стране, устанавливая дани и приводя племена к покорности. По большому счету, именно при ней Русь превратилась в единое мощное государство. При ней в стране началось каменное строительство, появились границы с богатырскими заставами, была обеспечена безопасность торговли, и на Русь потянулись иностранные купцы. Рядом с княгиней подрастал сын, набираясь мудрости и готовясь стать великим воителем, чьё имя еще будет наводить страх не только на соседей Руси, но и на дальние страны. В 955 году Ольга, оставив Русь под управлением сына, отправилась в Константинополь. В летописи подробно описывается прием у византийского императора Константина Багрянородного и принятие ею крещения от патриарха Феофилакта, обучившего её основам христианства. При крещении княгиня получила христианское имя Елена. Видимо, её визит прошел не без проблем, и Ольге пришлось длительно ожидать в пригороде Константинополя приема у императора. Об этом свидетельствует ответ вернувшейся в Киев княгини императору через византийских послов, напомнивших об её обещании послать богатые дары в Константинополь: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе». В Киеве Ольга возвела храм во имя святителя Николая. Её попытки крестить Русь и склонить сына к принятию христианства успехом не увенчались. Любопытно, что священников она пригласила на Русь не из Византии, а из Европы. По её просьбе на Русь сначала прибыл епископ Либуций из Майнца, а после его смерти епископ Адальберт Трирский. Видимо, на Руси не особо вникали в противоречия, которые все усиливались между римской и византийской (греческой) ветвями христианства. Стоит отметить, что приходы, подчинявшиеся папе Римскому, существовали на Руси до времен Александра Невского. Даже передав сыну бразды правления Русью, Ольга не отошла от государственных дел, продолжая править во время частых военных походов Святослава, стремившегося раздвинуть границы страны от Дуная до Волги. В 969 году, чувствуя, что дни её жизни заканчиваются, Ольга удержала сына при себе, заявив: «Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». Через три дня княгиня скончалась, оплакиваемая сыном, внуками и всем русским народом. После её смерти летописец вывел удивительные по эмоциональности строки: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением». В 1547 году Ольга была канонизирована Русской православной церковью, став единственной равноапостольной святой среди причисленных к лику святых русских женщин. С этого времени её и считают святой покровительницей земли Русской.

Должна ли сегодня женщина заниматься политикой?

Положение женщин в современной России определяется целым комплексом факторов. Процессы реформирования, затронувшие практически все секторы российской экономики и социальной сферы, различия в доступе мужчин и женщин, а также лиц, относящихся к многообразным социальным группам, к финансовым, кредитным институтам, в том числе на землю и недвижимость, обусловили существенную дифференциацию женщин в зависимости от дохода, уровня жизни, положения на рынке труда, потребность в конкретных формах социальной поддержки.

Развитие демократизации российского общества изменило отношение к проблемам участия женщин в политической жизни, в процессах принятия решений, способствовало повышению активности самих женщин. В настоящее время во властных структурах, в выборных органах, в руководстве ведущих партий и движений участие женщин рассматривается как логическая составляющая. Кроме того, для своевременного периода характерно значительное расширение спектра женских неправительственных организаций, что связано как с осознанием женщинами специфики своих интересов, так и с актуальной потребностью институционального обеспечения активной групповой адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Другое дело, что от предоставления равных политических прав до фактического равенства их возможностей – дистанция огромного размера, на которой наше общество находится только в начале пути.

Проведенный в Курганской области социологический опрос на тему «Женщины и политика», в котором приняли участие представители администрации, руководители предприятий, представители партий, общественных движений и различных категорий населения еще раз подтвердил существующее положение вещей. На вопрос анкеты «Как вы считаете, политика – это женское дело?» 38% ответили категорично отрицательно. По смыслу высказываний респондентов аргументы «против» образуют три основные группы:

удел женщины – дом, семья, дети;

женщина по своим психологическим особенностям не может заниматься политикой;

политика портит женщин, они теряют себя как представительницы прекрасного пола.

Хотя сейчас нашей стране как раз и не хватает женского начала, которое должно гармонизировать мир социальных отношений.

Основными аргументами «за» присутствие женщин в политике следующие:

это конституционное право женщин;

необходимость баланса интересов;

политика – общее дело;

это проявление гражданской ответственности, независимое от половой принадлежности, и др.

Замечательный пример – Матвиенко Валентина. Женское лицо у Петербурга появилось в 2003 году. Тогда губернатором северной столицы впервые в истории города и России стала представительница "слабой" и прекрасной половины человечества. До сих пор она остается единственной женщиной - главой региона в стране. Также Валентина Матвиенко - в списке самых влиятельных женщин планеты. Рейтинг готовил журнал «Форбс», исходя из упоминаний человека в прессе и величины контролируемых им финансовых потоков. Возглавила список уже в третий раз канцлер Германии Ангела Меркель. А из россиянок в него попала Валентина Матвиенко. Она заняла 31-е место, опередив и жену президента США Лору Буш (номер 44), и королеву Великобритании Елизавету II (номер 52).

Времена меняются, и женщин в большой политике, уверена, станет больше. Но не по какой-то «женской квоте», не по памятной нам всем по советским временам разнарядке. Просто в наше время уже оказываются востребованными и женский профессионализм, и чисто женское умение находить компромисс, и умение быть дипломатичными, а порой, когда нужно, и очень жесткими. Это и есть те качества, которые выносят человека на вершину власти.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top