1Бондарчук К.В.

Императорский флот… Южная Италия, берега Сицилии, Мессина. Город, расположенный амфитеатром у подножия Пелорийских гор, на вершине которых видны древние замки Гонцаго, Гриффон и Сан-Сальвадор. В гаване Мессины укрываются корабли, прибывающие из многих стран с разными, только им ведомыми, целями. Издалека, как и положено возвышается башня маяка. Этот город одно из главных торговых мест на всем острове.

Здесь то и находятся знаменитые Сцилла и Харибда. В истории этого места было уже много трагических событий: пунические войны, власть сарацинов, в 1058 г. ее покорил Роджер. После Сицилийской Вечери, Мессина все более теряла свое значение, а в 1783 году весь город обратился в кучу развалин при землетрясении, к сожалению, не последнее.

А в 1908 году более трех тысяч офицеров, гардемаринов Морского кадетского корпуса и нижних чинов линейных кораблей «Цесаревич» и «Слава», крейсеров «Адмирал Макаров» и «Богатырь» и канонерских лодок «Гиляк» и «Кореец» спасли более двух тысяч человек. Абсолютно точных данных о том, сколько итальянцев было вывезено русскими из разрушенной Мессины, нет. Называется лишь приблизительная цифра – 2400. Но тогда подсчетов никто не вел.

На одном из кораблей императорского флота был человек, с которым я никогда не встречалась и никогда уже не встречусь, потому что он родился в 19-ом веке. На фотографии худощавый, скромно и опрятно одетый старик. По осанке, брюкам «галифе», сапогам на совершенно мирном гражданском фоне (пчелиные улья), можно с уверенностью сказать, что он не только имел отношение к военной службе, но и гордился этим обстоятельством.

2Это мой прадед Григорий Стасенко.

« Родился он в деревне Оржица, Полтавской губернии на Украине в 1880году. Семья была простая, крестьянская. Земледельцы. Он говорил, что грамоте выучился сам», - вспоминает Ольга Григорьевна (его дочь, моя бабушка). И не подозревал этот крестьянский мальчик, родившийся и возмужавший на земле, что в жизни его появится море, Балтийский флот и Дальний Восток, который стал для меня малой родиной.

В начале 1898 года была принята судостроительная программа «для нужд Дальнего Востока», вобравшая в себя опыт броненосного судостроения, накопленный отечественными предприятиями после Крымской войны. Своевременное выполнение этой программы позволяло решить один из наиболее важных, в то время, для России вопросов: достижения превосходства ее флота в Тихом океане над японским и сохранения мира на Дальнем Востоке. По этой программе и был заложен крейсер «Богатырь» в декабре 1898 года в Штеттине (Германия) на верви фирмы "Вулкан".

В течение почти всего 1899 года доработка проекта по замечаниям МТК (морской технический комитет) выполнялась фирмой "Вулкан" одновременно с начавшейся постройкой корабля, получившего название "Богатырь" и торжественно заложенного 21 декабря. Такая практика являлась обыкновенной для судостроения того времени, в особенности на частных заводах, которых постоянно подгонял контрактный срок сдачи корабля. Приходилось спешить, чтобы избежать штрафа за опоздание, и весьма часто заводы, не ожидая решения вопросов, форсировали сборочные работы и ставили заказчика перед фактом запоздания его решения. Преодолев все трудности и сложности строительства, крейсер был спущен на воду 17 января 1901года. Вот о чем говорилось в выпущенном в 1902 году "Отчете по Морскому ведомству за 1897-1900 года": "снаружи "Богатырь" имеет вид большого высокобортного броненосца и в действительности этот крейсер представляет собой линейных легко бронированный корабль". Универсальность предполагала и разведку, и крейсерство, и участие в эскадренном сражении. И началась биография корабля;

3- во время русско-японской войны входил во Владивостокский отряд крейсеров. Действовал на. коммуникациях противника между Японией и Кореей;

- 15 мая 1904 года в тумане выскочил на прибрежные камни у мыса Брюса в Амурском заливе и, получив пробоину в корпусе, лег на грунт;

4- 18 июня 1904 года снят с мели и введен в док города Владивостока для ремонта, в котором простоял до конца войны.

Как один из немногих уцелевших после войны достаточно современных кораблей "Богатырь" получил назначение в состав особого соединения флота, предназначенного для плавания с корабельными гардемаринами и строевыми унтер-офицерами. Неофициально отряд называли "гардемаринским".

«Пришёл срок, как и многих других, призвали отца служить на Балтийский флот в Кронштадт»,- вспоминает бабушка.

Вот здесь и соединились судьбы человека и корабля - один из которых был старше другого на 21 год (столько, сколько мне будет в 2010 году) - крейсера и Григория Стасенко.

Из Морского военно-исторического справочника можно узнать, что Гардемарин (франц. garde- marine) – звание, введенное на флоте по указу Петра I в 1716 г., присваивалось выпускникам Академии Морской гвардии, зачисленным в гардемаринскую роту. Положение о гардемаринах неоднократно изменялось. С 1906 г., окончившим Морской корпус или Морское инженерное училище и направленным для прохождения флотской практики присваивалось звание корабельный гардемарин. Но мой прадед Морской корпус или инженерное училище не заканчивал, но из воспоминаний моей бабули следует, что « Он был фельтфебелем, старшиной». Можно теперь только предполагать каким образом прадед становится старшиной, скорее всего он отличался ответственностью, исполнительностью и образованностью, так как в гражданской жизни, по воспоминаниям бабы Оли, он был «бухгалтером и работал зоотехником».

5В тот день 28 (15) декабря 1908 года ничего не предвещало ужасных событий.

С крейсера «Богатырь», который стоял в Гаване можно было видеть самую высокую часть города – монастырь Святого Григория со своей высокой острой колокольней. А вот из монастыря невозможно увидеть море и тем более корабль.. Высокие монастырские окна заколочены так, что свет проникает сквозь них только сверху.

Если посмотреть в бинокль, то можно увидеть рынок, расположенный прямо на морском берегу. Повсюду мулы и особенные повозки, запряженные большими бурыми волами. Эти животные везут на рынок апельсины, лимоны, разные плоды и овощи. Такие странные повозки состоят из большого деревянного ящика на двух колесах, которые не имеют спиц, но сделаны из цельного куска дерева. Вокруг ослиц, нагруженных плодами, ослята весело прыгают или забавно защищаются от лающих на них собак. На рынке разложены южные плоды, огромные кочаны капусты, артишоки, эндивии, стручья и редиски, а на берегу гавани расставлены ивовые корзины с разнообразными произведениями моря, рыбами странной формы и различных цветов, раками, слизняками и морскими пауками.

На морском берегу расположена рыбачья деревня. Перед многими домами целые семейства заняты рыболовными сетями. Так и, кажется, что среди этих людей ходит Святой Григорий, который заботился о каждой семье на Сицилии и который однажды, ведомый ангелом, пришёл на берег моря, чтобы отправиться на корабле в путь. А со стороны моря, на русском корабле, как некогда и Святой, находился другой Григорий. Что мог вспоминать он, глядя на чужой берег? Наверное, он вспоминал свой родной дом, рынок, на который брал его с собой отец. « Сегодня 15 декабря, а здесь тепло. Дома сейчас холодно, скоро новый год и Рождество. Как хочется домой!». Вдруг заревели колокола боевой тревоги. Команды отдавались чётко и отрывисто. В шлюпках гардемарины достигли берега, где творилось что-то невообразимое! Информации было немного - произошло мощное землетрясение!

6От некогда цветущего и благополучного города с населением более 160 тысяч человек остались дымящиеся руины.

Несмотря на опасность, отказываясь от отдыха, они извлекали людей из-под завалов.

Корабли на своем борту перевозили в Сиракузы, Неаполь и Палермо по 400-500 раненых за рейс.

О русских моряках итальянцы говорили: «Их послало нам само небо, а не море!».

7«До казармы с партией не дошел, т. к. проходя по одной из совершенно разрушенных улиц, мы услышали стоны и сейчас же приступили к работам. Под развалинами дома лежала пожилая дама, которую достали без особенных трудностей, а рядом с ней - засыпанного по плечи старика. Откапывали руками, боясь пошевельнуть балки, на которых лежала стена и потолки двух этажей. Оба имели сильные ушибы всего тела, а у мужчины, кроме того, была раздроблена правая ступня. Перенесли раненых на перевязочный пункт», - это воспоминания одного из моряков, может быть, это был мой прадед.

8Вот, что я нашла в одной из статей, посвящённой этим событиям: «В 1908 году 28 декабря (15-го по старому стилю) сильнейшее землетрясение практически стерло с лица земли город Мессина на Сицилии. В то время недалеко от берегов Италии стояли корабли Балтийской эскадры под командованием контр-адмирала Владимира Литвинова. Российские моряки, не задумываясь и не дожидаясь приказа от командования флота, пришли на помощь пострадавшим людям.

На месте стало известно, что в результате землетрясения и последовавшей за ним мощной волны погиб ремонтировавшийся в доке русский пароход «Продуголь» со всей командой… «В числе погибших оказался русский пароход “Продуголь”. Железные дороги, мосты, насыпи, железнодорожные составы были разрушены, почта, и телеграф не работали.

Первыми на помощь пострадавшим жителям г. Мессины пришли русские моряки с линейных кораблей “Слава” и “Цесаревич” и крейсеров “Адмирал Макаров” и “Богатырь”, а также с канонерских лодок “Кореец” и “Гиляк”, которые находились в Средиземном море в учебном плавании с гардемаринами морского корпуса в нескольких часах хода от Мессины. Войти в Мессинский пролив и особенно в Мессинскую бухту было непросто. Почти все маяки и береговые сооружения, служившие ориентирами, были разрушены, во многих местах изменились очертания берега. Пролив и гавань были забиты обломками судов и деревянных строений. Шел дождь, над проливом навис густой туман. Итальянский миноносец, посланный на помощь Мессине, несколько часов не решался войти в бухту. Только русские моряки сразу же начали высадку. Погрузив в шлюпки медикаменты, хирургические инструменты, носилки, матросы, врачи и санитары двинулись к берегу. У берега масса плавающих обломков, мешавших подойти. Тогда матросы бросились в воду и вплавь добрались до берега. Это была высадка в преисподнюю. Во многих местах разрушенного города горели деревянные здания, дымились взорвавшиеся котлы. Из-под обломков раздавались стоны и крики о помощи. На улицах и пустырях лежали и ползали раненые. По развалинам бродили обезумевшие от пережитого, оборванные, полунагие люди, разыскивавшие своих родных, зовущие детей.

Моряки быстро приступили к спасательным работам. Они разбирали развалины. Малейшее движение обрушивало стены, заваливая тех, кого можно было спасти. Одного из русских смельчаков, выносившего на руках девушку, обвалившаяся стена похоронила вместе с его ношей. Извлеченных из-под развалин моряки переносили к созданным под навесами медицинским пунктам. Многие раненые добирались сюда сами. Русские судовые врачи с помощью санитаров оказывали им первую хирургическую помощь, накладывали повязки, приводили в чувство потерявших сознание. На шлюпках раненых переправляли на корабли, превращенные в плавучие госпитали. Заполненные тяжелоранеными и детьми корабли отправлялись в г. Неаполь и в ближайшие населенные пункты.

Русским морякам приходилось не только разбирать завалы, подвергаясь опасности попасть под обрушивающиеся стены, вытаскивать погребенных, успокаивать обезумевших от горя и страданий, но нередко отстреливаться от банд мародеров, грабивших полуразрушенный банк, магазины. Итальянский репортер свидетельствовал: “Отнимая денежный шкаф сицилийского банка у бандитов, русские матросы вынуждены были выдержать борьбу с кучкой грабителей, в три раза превосходивших их по численности. При этом шестеро матросов были ранены”.

Только на второй день в Мессину стали прибывать итальянские, английские и французские военные и транспортные суда. Появились воинские части и пожарные отряды, врачи, медикаменты, продукты. В Мессину прибыл итальянский король Виктор Эммануил III и королева, они посетили русские корабли и поблагодарили моряков за самоотверженную помощь населению города. Русскому императору Николаю II он послал благодарственную телеграмму от всего итальянского народа, в которой, в частности, писал: “Несчастные потерпевшие никогда не забудут деятельную и великодушную помощь, оказанную твоими славными моряками”. Четырнадцать русских моряков итальянское правительство наградило орденами. Крейсеру “Адмирал Макаров” муниципальный совет города Неаполя поднес благодарственную грамоту. А в Мессине русским морякам был установлен памятник. Итальянские газеты писали в те дни: “Отныне и навечно имя Русский будет одним из самых почетных в Италии”.

Русский народ, глубоко взволнованный несчастьем, постигшим Италию, собирал средства в помощь пострадавшим от землетрясения и наводнения. Комитет “Петербург-Мессина” в первый же день собрал 6118 рублей пожертвований, в Одессе было собрано 8 тысяч рублей», пишет И.Гульшин.

Корабли Балтийского флота превратились в плавучие госпитали и курсировали между Мессиной и другими городами Италии в течение нескольких дней, вывозя раненых. Телеграфные агентства тогда передавали новости о беспрецедентном подвиге русских моряков, которые, рискуя собственной жизнью, практически вручную, не имея никаких специальных средств, вытаскивали из-под завалов людей.

Позже итальянские врачи написали морскому министру России: «Мы не в силах описать Вашему превосходительству более чем братские заботы, которыми нас окружили… Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии… Да здравствует Россия!!!». Как можно не гордиться своим прадедом и своим народом. Сейчас говорят очень много нелицеприятного о наших людях, но я не со всем могу согласиться. Как можно прокомментировать этот поступок? « моряки Балтийского флота спасли кассу банка «Banka Italia». Берлинское телеграфное агентство «Berliner Tageblatt» писало: «Геройское мужество моряков русского военного судна "Адмирал Макаров" вызывает всеобщую признательность. Русские, между прочим, спасли из-под развалин кассу "Banca Italia", содержавшую 20 млн. франков». Итальянцев поразил этот факт, да и меня тоже.

Мессина - великая гуманитарная победа Российского флота, мужество русских моряков приумножило славу Андреевскому флагу. А выпуск морского корпуса 1908 года был назван «Мессинским».

Для меня всегда не просто начинать писать произведение, но и заканчивать тоже. А сейчас мне обидно читать вот такие строки: «Тихо и незаметно в России, и в Петербурге в частности, проходит 100-летний юбилей события, которое в свое время потрясло мир - русские моряки тогда спасли более двух тысяч итальянцев, пострадавших в результате сильнейшего землетрясения.

Каждый год на Сицилии проходят торжества в честь спасения русскими моряками жителей Мессины. О них знает вся страна. А у нас… В минувший четверг, 24 декабря в Морском кадетском корпусе в Петербурге собрались потомки тех, кто спасал итальянцев в 1908 году. Как говорят те, кто там был, более плачевное зрелище трудно себе представить. 14 декабря 2008 в Кронштадтском Морском Соборе прошли памятные мероприятия, посвященные 100-летней годовщине Подвига русских моряков в Мессине. Представителями Итальянского посольства в РФ в дар Кронштадтскому Морскому Собору были переданы картины, посвященные этому событию. Был отслужен молебен, участникам мероприятия вручены памятные знаки. Но, опять-таки, все прошло тихо и незаметно. В начале этого года заявлялось о совместных учения МЧС России и спасателей Италии. Вроде они состоялись. И вроде туда отправлялись некие чины за бюджетные деньги. Что они там делали, можно лишь предположить. А в апреле в Мессине прошла презентация электронной версии выставки Центрального Военно-Морского музея, посвященной событиям 100-летней давности. Вот, собственно, и все. Кстати, вспомнил об этой дате еще и президент Дмитрий Медведев, но как-то мимоходом, в свете безвозмездного возвращения нашей стране церковного комплекса «Подворье Русской православной церкви в городе Бари». Медведев тогда сказал о том, что 2008 год - год столетия знаменитой гуманитарной операции российского флота по спасению жителей города Мессины, пострадавших от землетрясения. В общем-то, операции никакой не было. Операция подразумевает подготовку и планирование. А тогда ничего этого не было. Русские моряки просто помогли…».

Но мне хочется больше верить, всё-таки, этой инфрмации:

В Балтийске вспомнили землетрясение вековой давности

24.12 2008, 19:10 «Правда. Ру»

В Балтийске Калининградской области состоялась тожественная передача в коллекцию музея Балтийского флота документов из Архива внешней политики Российской империи об оказании российскими моряками помощи жителям итальянского города Мессина (Сицилия), пострадавшим от землетрясения в декабре 1908 года.

Документальные свидетельства подвига русских моряков отражены в 23 документах и фотографиях из Архива внешней политики Российской империи, копии которых Министерство иностранных дел России передало в дар Балтийскому флоту.

Как сообщает служба информации и общественных связей БФ, переданные российскими дипломатами свидетельства истории займут достойное место в экспозиции музея Балтийского флота «Вспоминая Российский императорский флот», посвященной 100-летию участия моряков Балтийского флота в «мессинских событиях».

Заметьте – Российский императорский флот!

Использованная литература:

Воспоминания Бондарчук О.Г.

Русские моряки спасали итальянцев.26.12.2008г.\ Татьяна Орлова

Музей Петербурга представит выставку к 100-летию подвига моряков

05/04/200803:35 МОСКВА, 5 апр - РИА Новости.

"Вокруг света", №10 за 1861 год, о Мессине

http://www.vokrugsveta.ru

http://nazadputi.net/

p://infoart.udm.ru/history/httnavy/artc0010.htm

«Нева» 2003, №1 СЕДЬМАЯ ТЕТРАДЬ В. Глушенко Профессор В. А. Белли

http://balancer.ru

В.Я. Крестьянинов. Крейсера Российского Императорского флота 1856-1917 часть I. ISBN 5-8172-0078-3

9

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top