Храмова Е.А.

Социальная сфера любого государства, в том числе и России,- это та область, в которой постоянно есть место множеству разговоров, дискуссий, различных точек зрения, особенно по вопросам, которые так или иначе затрагивают почти всех членов общества. Одним из них является вопрос подрастающего поколения, его воспитания и образования, благополучного развития и возможностей, которые могут и должны перед ним открываться. В период советской власти данному аспекту уделялось значительное внимание, особенно в первые десятилетия её становления.

В нашем обществе достаточно различных социальных проблем. Одной из них, можно сказать, важнейшей является проблема детской беспризорности и безнадзорности. Государство и общество пытаются решать ее совместными усилиями, причем уже давно. Сама проблема и борьба с ней появляется не в современной России. Она существовала и в Советском Союзе, а методы ее решения находят свое применение и в наше время.

Многие органы, которые занимаются решением вопросов о беспризорниках, создавались ещё в СССР, что говорит о преемственности в данной области. Опора в современности на опыт прошедших лет- это положительное явление, в частности в борьбе с беспризорностью среди детей.

Данная проблема, к сожалению, не теряет своей актуальности и в наше время, то есть в начале XXI века.

Данная работа посвящена проблеме беспризорности и непосредственной борьбе с ней в тяжелое для нашей страны предвоенное десятилетие- 1930-е годы. Наличие большого числа беспризорных детей было характерно как для для всей страны, так и для отдельных ее регионов.

Цель данной работы: раскрыть сущность борьбы с беспризорностью в 1930-е годы.

Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:

1) Дать определение беспризорности и безнадзорности.

2) Определить характерные черты беспризорников.

3) Раскрыть сущность мероприятий, проводимых в 1930-е годы, по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью.

Перед тем как преступить к освещению темы , следует дать определение ключевому понятию данной работы.

Существует достаточно много взглядов, выражающих смысл беспризорности. Стоит привести несколько из них, которые имеют некоторые общие черты, а также дополняют друг друга.

«Беспризорность - особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся: а) отсутствием постоянного места жительства (бездомностью); б) разрывом отношений с родителями (лицами, их замещающими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.; в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений); г) незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой)». Это наиболее полное и объемное определение, которое включает в себя основные характеристики, определяющие детскую беспризорность.

«Беспризорность- отсутствие у детей семейного или государственного попечения, нормальных условий жизни и воспитательного влияния».

Оба эти определения во многом схожи, но во втором более четко выделяется роль государства, так как в случае отсутствия у ребенка семьи по тем или иным причинам именно на него ложится вся ответственность за жизнь и деятельность такого ребёнка.

Теперь стоит обратиться к определению, которое можно найти у А.С. Макаренко - педагога, который был, не понаслышке знаком с проблемами беспризорников. «Беспризорность не была лишь порождением голода и гражданской войны. Она явилась тяжким наследием молодой Советской стране от царского строя». Такое определение несет на себе определенный отпечаток истории, времени, в которое оно было написано, что немаловажно. Беспризорность у А.С. Макаренко выступает в качестве «порождения» современной ему эпохи становления советской власти и негативным отголоском царской России. В самом же определении во многом заложены и причины этого явления.

Обобщая приведённые выше определения, можно говорить о том, что беспризорность- это негативное явление в жизни общества, непосредственно связанное с внутренними процессами в государстве, характеризующееся отсутствием у несовершеннолетних постоянного места жительства и нарушением, а также разрывом их связи с родителями, родственниками и социальными институтами по различным причинам. Следовательно, беспризорный- это ребенок, находящийся без присмотра и контроля со стороны взрослых и государственных структур.

Довольно часто, говоря о беспризорниках, упоминают и безнадзорных детей, во многом приравнивая их по некоторым характеристикам, особенно по отсутствию влияния на их жизнь и деятельность со стороны взрослых людей, значит, необходимо определиться и с этим понятием.

«Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».

Безнадзорность детей, как бы это банально не звучало,- отсутствие необходимого надзора, то есть присмотра за ними.

Эти понятия являются ключевыми для данной работы. Несмотря на то, что она посвящена проблеме борьбы именно с беспризорностью, безнадзорность как социальное явление нельзя отбрасывать, так как между ними есть непосредственная связь: безнадзорные дети часто пополняют ряды беспризорников, а в более запущенных формах осуществляется переход от состояния безнадзорного ребенка в беспризорное.

Такая ассоциация приходит, когда поднимается вопрос о беспризорных детях? В большинстве случаев такая: грязные, вечно голодные дети, в оборванных одеждах; их чаще можно увидеть в группах по несколько человек, чем по одиночке; дети, представляющие опасность для окружающих, нарушители порядка и т.д. Правильно ли это, наверное, да, причем данное представление- не продукт современности, то же самые ассоциации присутствовали и в советское время. Действительно, достаточно легко представить портрет беспризорного ребенка, который босоногий, в лохмотьях, чумазый, с жалостливыми глазенками.

«Кто из современников не помнит беспризорного тех лет: давно не мытое, покрытое коростой грязи лицо, воспаленные от ветра белки глаз, взгляд исподлобья, лохмотья… Прежде всего надо было без брезгливости, сентиментальной жалости, педагогического педантизма отнестись к колонистам, просто как к людям, попавшим в несчастные обстоятельства и нуждающимся в помощи».

Теперь стоит обратиться к материалам 30-х годов прошлого столетия, чтобы дать характеристику беспризорным и безнадзорным детям, которая во многом поможет понять их, сделать выводы о том или ином их поведении.

«Беспризорные дети при ласковом с ними обращении - не дурные дети».

Казалось бы, обычное, мало примечательное предложение, но стоит обратить внимание на то, откуда эта цитата- Протокол №5. Заседание Парткома Крайздравотдела от 21 мая 1935 года. Значит, эта фраза была произнесена не просто так. На данном заседании заслушивались доклады в форме самоотчетов по проделанной работе, а это высказывание принадлежит т. Клишиной, занимавшейся воспитательной работой, как среди детей, так и среди воспитателей. Исходя из этого, понимание того, что беспризорники «не дурные дети» при определенном обращении с ними, выступает уже как некая установка для тех людей, которые осуществляют непосредственную работу с ними.

Интересным и определяющим фактором в вопросах количества беспризорников, является сезонность, то есть в одно время увеличивается, а в

другое уменьшается количество беспризорных детей на улицах города.

«К лету и зиме уменьшается, осенью и весной- увеличивается. Летом мало ребят на улице, так как они быстро переезжают из города в город, присматриваются, где остановиться. Зимой мало, так как из-за холода дети идут в детдом. Осенью много, потому что беспризорники собираются со всех сторон, чтобы устроиться до холодов. Весной- потому, что вследствие плохих условий детдомов- ребята бегут из них и готовятся к летним переездам, заполняют города». Сезонность в изменении количества беспризорников говорит о том, что для них характерна определенная логика поведения, оправданная не только климатическими условиями, но и состоянием тех, учреждений, работа которых направлена на уменьшение беспризорности.

Теперь имеет смысл обратиться к причинам беспризорности, которые также помогут внести ясность в составлении характеристики таких детей.

«Причины беспризорности и безнадзорности последнего времени объясняются современными социально- экономическими условиями. К главным моментам относится безработица в городе и расслоение в деревне. Серьезное значение имеют также и такие факторы, как распад семьи (отчим, мачеха), пьянство родителей, жестокое обращение с детьми в семьях и вообще преступления против ребенка, отсутствие организованного досуга у детей (деткино, площадки, мастерские, деткомнаты и др.), недостаточность работы школы и недостаточный охват неорганизованных детей пионерскими организациями». Итак, еще раз можно отметить, что беспризорные и безнадзорные - это дети, для которых характерен дефицит или отсутствие внимания со стороны взрослых, особенно близких родственников, а нередко и агрессия с их стороны по отношению к детям. Следовательно, беспризорность и безнадзорность- это определенный ответ на поведение старшего поколения, возможность доказать родителям, родственникам и самому себе, что они смогут прожить самостоятельно, то есть без их помощи. Другой ряд причин связан с деятельностью государства по решению данной проблемы, которая не имела такого результата, во многом из-за пробелов в охвате детей, их занятости в тех или иных организациях. Непосредственное влияние на увеличение количества беспризорников на улицах городов оказывает также внутриполитическая и внутриэкономическая обстановка в стране. Голод 1920-х годов, приведший к всплеску беспризорности в эти годы, не имел в 1930-е определяющего значения, но при этом дети, оказавшиеся на улице, становились

постоянными ее обитателями, и даже снижение социально негативных процессов не заставляло возвращаться их к прежней обыденной жизни.

Можно выделить причины нескольких видов, к которым относятся: социально- экономические (голод, безработица, военные конфликты, экономические кризисы); социально- психологические (увеличение разводов и кризис семьи, потеря одного из родителей, грубое и жестокое обращение с детьми); а также психологические (аномалии психофизического характера, асоциальное поведение и его черты).

Проблеме беспризорности и безнадзорности, мерам по ее решению советская власть уделяла большое значение в 1930-е годы.

«Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) рассмотрели вопрос о ликвидации детской беспризорности и безнадзорности.

Совет Народных Комиссаров СССР и Центральный Комитет ВКП(б) отметили, что в настоящее время, в условиях непрерывного улучшения материально- культурного положения трудящихся города и деревни и при производимом государством отпуске огромных средств на содержание детских учреждений, наличие беспризорных детей в столицах и других городах страны объявляется плохой работой местных советских органов и партийных, профсоюзных и комсомольских организаций в области ликвидации беспризорности и отсутствием организованного участия в этом деле советской общественности: а) большинство детских домов в хозяйственном и воспитательном отношении поставлено неудовлетворительно; б) совершенно недостаточно, а в ряде мест и вовсе отсутствует организованная борьба с детским хулиганством и преступными элементами среди детей и подростков; в) до сих пор не созданы условия, при которых дети, по той или иной причине очутившиеся «на улице» (потеря родителей или уход от них, бегство из детских домов и пр.) немедленно помещались бы в соответствующие детские учреждения или возвращались родителям; г) отсутствует воздействие и привлечение к ответственности родителей и опекунов, безучастно относящихся к своим детям и допускающих хулиганство, воровство, разврат и бродяжничество их». … Здесь можно было увидеть то, как Верховная власть государства видит себе проблему беспризорности и безнадзорности в среде детей. Основную ответственность возлагая на свои местные представительства и организации, оставляя за собой право принимать основные постановления по борьбе с данной проблемой и следить за их реализацией на местном уровне.

Признание беспризорности как проблемы Советского государства вело за собой применение различных методов и проведение разного рода мероприятий, направленных на скорейшее решение данного вопроса.

К борьбе за ликвидацию беспризорности, для большей ее эффективности привлекали и идеологические элементы, то есть определенные лозунги, которые были просты и понятны всем, но при этом заключали в себе четко оформленные модели.

«Беспризорность- бич для пролетарского государства!

Беспризорность порождает массу преступлений!

Нужно бороться с беспризорностью детей всем» …

Данный призыв к борьбе с беспризорностью можно найти в газете за 1923г., но подобная постановка вопроса сохраняется и в 1930-е годы, особенно в привлечении широких общественных масс для помощи в решении данной проблемы.

«К началу 1930- х годов меры государственного воздействия не смогли решить окончательно проблему беспризорности».

Положение беспризорников в колхозах в середине 1930-х годов становится также отдельной темой для обсуждения на заседаниях президиумов Куйбышевского городского Совета. Обратимся к примеру 1936 года (заседание от 26 января).

«Слушали: О положении детей- сирот в колхозах района (т. Балтрушевич)

Постановили: Отметить, что в колхозах Пригородного района, за некоторым исключением …положение детей- сирот неудовлетворительное. Со стороны советов и Правлений колхозов не проявлено еще должной работы к устройству на месте каждого осиротевшего ребенка с тем, чтобы предупредить выход его на улицу. Приток в город беспризорных детей за счет пригородного района еще не прекращен. …Дети, патронированные в семье колхозников плохо снабжены одеждой и обувью, из-за этого некоторые не посещают школы».

Теперь стоит обратиться к тем мерам, которые принимала советская власть по борьбе с беспризорностью. В этом плане был очень важен 1935 год.

«1935г., 7 апреля ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», которое установило, что несовершеннолетние, начиная с 12-летнего возраста, уличенные в совершении кражи, применении насилия, телесных повреждений, увечий, убийстве или в попытке совершения убийства, привлекаются к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания вплоть до расстрела». Таким образом, именно с этого года происходит ужесточение мер, применяемых к несовершеннолетним беспризорникам. Рассмотрим, в чем суть принятого постановления, которое значительно расширило рамки уголовного преследования несовершеннолетних.

«В целях быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних ЦИК и СНК постановляют:

1)Несовершеннолетних начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилий, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытке к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания.

2)Лиц, уличенных в подстрекательстве или привлечении несовершеннолетних к участию в различных преступлениях, а также в понуждении несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством и т.п.- карать тюремным заключением не ниже 5 лет. …»

Стоит рассмотреть один пример, который показывает то, как решался вопрос с несовершеннолетними правонарушителями до этого времени.

«Средне-Волжская Краевая Комонес настоящим просит принять подростка Осокина, 15 лет в Мосттруддом, так как мест в Саратовском труддоме не имеется. Осокин совершил убийство школьника в г. Самаре 14 янв. 1930г., является организатором ряда хулиганских проступков, в школе имеет группу ребят, которыми руководит на хулиганские поступки. Социально- бытовые условия несовершеннолетнего крайне тяжелые, Осокин полусирота, мать его служит судомойкой в пивной и на сына воздействия не оказывает… он является особо трудным в воспитательном отношении, так как среда, дом совершенно его разложат. Поэтому необходимо поместить в трудом». Итак, в начале 1930-х годов несовершеннолетние, а ими по Гражданскому кодексу РСФСР от 1922 года, являлись лица, не достигшие 18 лет, не подвергались судебному преследованию даже за тяжкие преступления. Теперь стоит обратиться к 1935г., чтобы посмотреть, как изменилась ситуация с уголовным наказанием несовершеннолетних после введения указанного выше постановления.

«Протокол … Заседания Пленума Секции Горсовета по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью от 9/VIII- 1935 года.

Слушали: Доклад ст. судьи, тов. Игошева. До 7/IV- 35 года существовал закон, по которому за разные преступления судили только с 16-ти лет остальные правонарушители проходили через КОМОНЕС. По новому закону привлекаются к уголовной ответственности дети с 12-ти лет. Рассмотрение детских дел в городах возложено на старш. судей, а в селе на нар. суды. Острие этого закона должно быть направлено на деклассированный элемент- на детей с улицы делающих преступления. К уголовной ответственности по новому закону привлечено 48 человек в возрасте от 12-ти до 16-ти лет. Большинство привлечено за кражи. Из 48 чел. - 18 чел. не имеют родителей, беспризорные, воспитанники улицы и дет.домов, рассмотрение дел свыше 12 дней не ведется. Работа до сих пор велась невнимательно, так как 50% лиц привлекали незаконно. Материал из Милиции поступает плохой, не обработанный. Из всех 48 преступлений нами было выделено ТРИ случая для привлечения к ответственности родителей. Из 24 случаев осуждено 20 чел. Для отбывания наказания в тюрьме, 3 чел. к принудительным работам и 1 к штрафу. Преступники имели возраст от 13 до 16 лет. Показательные процессы мы не устраиваем. …»

Будет не безынтересно рассмотреть несколько примеров преступлений, совершаемых в данный период времени беспризорными детьми по Самарскому краю. «За 1937 г. было задержано детей по г. Куйбышеву 2037 человек, за 7 месяцев 1938 г.- 812 человек. Из последних привлечено к ответственности 131 человек, из них арестовано 50 человек. Привлекаются к ответственности за следующие преступления: невооруженные грабежи, квалифицированные и простые кражи и прочее. Привлечено за пособничество- 13 человек родителей. Из числа задержанных (812 человек), больше беспризорных, чем безнадзорных. Беспризорные являются сбежавшими из детских домов и колоний».

«Николаев- 14 лет, ученик 1-й школы, попадался неоднократно за воровство, был судим и в итоге осужден на 2 года. Бойков- 12 лет, неоднократно вызывали родителей, не помогло, пришлось судить ребенка, дали полгода. Нагарин- дважды судим, первый раз год, второй- два года. Есть худшие случаи, когда дети своим хулиганством приносят увечья и даже убивают. Так Жарков, из 33- й школы выстрелил из мелкокалиберной винтовки, которой баловался, и убил своего товарища. Установили, что родители давали ему играть и баловаться с винтовкой. Подросток Колесников выстрелил из охотничьего ружья и нанес ранение своему товарищу». С одной стороны, это простое перечисление преступлений, которое можно было встретить в милицейских сводках 1930-х годов, а с другой, за каждым из правонарушений стоит детская судьба, во многом, переломанная и искалеченная. Но список хулиганских и преступных проявлений несовершеннолетних можно продолжать.

«В городе появились такие случаи, что уходят в хорошем пальто, а приходят домой, пальто в дырах, облито серной кислотой. Этим занимались школьники, одного школьника поймали, подростка 16-ти лет. 27 января этого года (1937 г.) группа подростков в 5 человек из склада Станкозавода систематически воровали пшеницу (пшеница деточага), на эти деньги, что получали от проданной пшеницы, покупали голубей и лакомства. 26 января с.г. трое детей (школьники) обворовали гр. Пятнова по ул. Д. Бедного, разбили окно и украли вещи».

Во многих случаях, сами родители виновны в тех преступлениях, которые совершаются детьми, и не только потому, что оставляют из без должного внимания в силу тех или иных причин.

«У детей в карманах имеются ножи. Вот факт, несколько дней тому назад, ученик Трифонов нанес рану ножом одному товарищу. Оказывается, родители ему купили ножик за то, что он хорошо кушает и пьет молоко, подарили ему нож».

Далее, уже в мае 1935 года, появляется еще два важных постановления, которые оказали непосредственное влияние на борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью.

1935г., 31 мая. По решению ЦК ВКП (б) и СНК СССР в системе НКВД СССР создан Отдел трудовых колоний, имевший своей задачей организацию приемников распределителей, изоляторов и трудовых колоний для несовершеннолетних беспризорных и преступников. 1935г., 31 мая. ЦК ВКП (б) и СНК СССР принял Постановление «О ликвидации детской беспризорности», где основными причинами существования этого явления названы: плохая работа местных советских и партийных органов, отсутствие активного участия советской общественности в его ликвидации.

И в наши дни данные постановления советской власти являются базой в борьбе с детской уличной беспризорностью и безнадзорностью.

«Приказ от 18 декабря 2003 года № 1005 МВД РФ. «Об объявлении Дня подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» в структуре Главного управления Рабочее- крестьянской милиции были созданы детские комнаты милиции. С этой даты начинается история подразделений по делам несовершеннолетних.

В настоящее время подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской федерации созданы во всех МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, где занимают важное место в системе профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В целях сохранения преемственности в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, пропаганды и распространения накопленного опыта и сложившихся служебных традиций приказываю:

1.Считать 31 мая 1935 года датой создания подразделений по делам несовершеннолетних.

2.Объявить 31 мая Днем подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации. …».

Следствием постановления, вышедшего в свет в мае 1935 г., стало образование детских комнат милиции. Каковы же были причины для принятия такого решения?

«Слушали: … Детская приводная комната при управлении милиции для города недостаточна. Кроме того, в этой комнате дети впервые приведенные за незначительные проступки или подчас случайно задержанные, находятся вместе с рецидивистами. Политико- воспитательная работа в комнате отсутствует. Дежурство общественности не наложено. … Постановили: … Обязать Гормилицию (нач. тов. Варнаков) принять решительные меры, направленные к ликвидации очагов хулиганства, мест сборища хулиганствующих подростков. Организовать детские комнаты привода при Ленинском и Пролетарском районах, соответственно их оборудовать. При КРУМе выделить ещё одну комнату. …» Стоит отметить, что данный факт о наличии только одной комнаты для привода детей в милицию, относится к июлю 1938г., хотя, как уже указывалось выше об организации подобных комнат относится к маю 1935 г., что даёт возможность, в некоторой степени, судить о степени быстроты и интенсивности выполнения данного приказа в Самарском крае.

Или другой пример, свидетельствующий о необходимости организации детских комнат милиции.

«Слушали: …Информация Пом. Начальника РКМ II отделения милиции т. Новикова. Тов. Новиков- говорит, что милиция еще до постановления Правительства производила вместе с ГорОНО съемку с улицы беспризорников, а теперь детей снимаем мы и направляем в приемники НКВД. Плохо, что в отделениях милиции нет детских комнат, так как детям приходится ждать в коридоре, где они слышат пьяных, скандалы и т.д. … Постановили: …Просить Горсовет выделить в отд. РКМ специальные детские комнаты для снятых с улицы детей, с тем чтобы они не слышали нецензурной слов пьяных и т.д». Можно говорить о том, что создание детских комнат милиции было обусловлено определенными конкретными причинами, которые находили свое отражение и в Самарском крае.

Обратимся к рассмотрению других мер, направленных на решение проблемы беспризорности, а также на улучшение жизни самих беспризорников.

Стоит отметить, что советская власть и ее органы, непосредственно занимающиеся данной проблематикой, обращали внимание не только на улучшение бытовых условий содержания беспризорников в детских учреждениях, но и на повышение их культурного уровня.

«Самара- КрайОНО. На 26 июня созывается в Москве пятидневная экскурсия- конференция воспитанников детдомов. Цель экскурсии: 1) познакомить ее участников с Москвой, как культурным и общественно- политическим центром и 2) проработать вопросы по улучшению состояния детдомов и построению их работы в соответствии с задачами реконструктивного периода. Направлению в экскурсию подлежат воспитанники д/домов старше 12 лет в количестве 5 человек от одного детского дома, из числа ударников- наиболее активных участников соцсоревнований. Представители каждого детского дома должны иметь в руках письменный доклад о состоянии работы данного учреждения, освещающий следующие моменты: 1) тип учреждения и его целевая установка; 2) количественный состав воспитанников и персонала; 3) состав детей по возрасту, образованию, партийности, семейному и социальному положению; 4) распорядок дня в детском доме; 5) труд в детдоме; 6) куда выпускались и выпускаются ученики, как живут выпущенные; какие недостатки выпуска; 7) откуда принимаются воспитанники; недостатки в приеме воспитанников; 8) какую общественную работу ведет детский дом силами детей, педагогов; 9) как относятся к детскому дому окружающие и чем объясняется данное отношение; 10) роль самоорганизации в детдоме, жизнь в детдоме; считаются ли педагоги с самоорганизацией; 11) какова трудовая дисциплина в детдоме; есть ли прогулы и как с ними бороться; как успевают воспитанники в школе, есть ли второгодничество и как оно велико; каково отношение к имуществу детдома» 12) любят ли воспитанники свой детдом, если нет, то почему; 13) как живут воспитанники между собой, как относятся между собой в детдоме мальчики и девочки, как относятся воспитанники к педагогам и техническому персоналу и наоборот; 14) каково материальное положение детдомов, обмундирование; 15) как детдом связан с общественностью; 16) что надо сделать, чтобы детский дом стал настоящим очагом коммунистического воспитания, чтобы дети его любили и им гордились. …». Итак, проведение данного мероприятия в форме экскурсии решало сразу две задачи: воспитывающая, по отношению к детям из детских домов, и контролирующая, по отношению уже к их руководству и персоналу. Данный пример выезда детдомовских ребят не был единственным.

«Прокол № 19 (22 сентября, 1931 г.) совещание Зав. Секторами Край ОНО.

… 10) О слете воспитанников детдомов.

Проект. Постановление Зав. Секторами КрайОНО.

1) Считать созыв слета воспитанников необходимым, последний созвать совместно с Край ДТК в ноябре месяце.2) Повестку дня слета воспитанников детдома предложить тов. Филимонову утвердить.

3) К созыву слета воспитанников привлечь средства Край ДТК.

4) Ответственным за созыв слета воспитанников утвердить Елисееву».

Немаловажное значение в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью имела деятельность общества «Друг детей». Это была массовая общественная организация, деятельность которой с момента ее создания, была направлена на помощь в ликвидации беспризорности.

«На заседании Президиума Средне- Волжской Край. Деткомиссии 14 фев. с.г. был выслушан доклад Сам. Окр. о-ва «Друг Детей», при чем было отмечено недостаточное внимание со стороны партийных ячеек, советских и государственных организаций работе ОДД, и недооценка деятельности этого общества. … Охрана детей колхозниц, беднячек и батрачек, материальная помощь беспризорным и безнадзорным детям, определение их на работу в совхозы и колхозы, проведение культурно- просветительской работы, улучшение быта детей и пр. профилактические мероприятия- все это задачи ОДД». Данное заседание проходило в феврале 1930 г.

К вопросу о выполнении этих задач, которые общество ставило перед собой, можно привести в пример внимание, которое уделялось некоторым аспектам, связанным с его деятельностью в селе.

«Тов. Быстрова: … Роль инструктора в деревне должна быть не только организация Райсоветов и ячеек ОДД, но и выявление случаев, когда дети зажиточно крестьянства под видом беспризорных выезжают в город и устраиваются у нас на производства, а отсюда и пролазят в нашу трудовую семью, а таких случаев несколько. …» Здесь находит свое отражение и идеологический вопрос, который был неразрывен с проблемой детской беспризорности и безнадзорности в советское время, в том числе и в 1930-е годы.

После определения задач данного общества, можно обратиться к его работе на заседаниях.

«Протокол № 21. Заседание Президиума Самарского Окружного общества «Друг детей» от 29 мая 1930 г.

Повестка дня. 1) Информация Зав. Общежитием мальчиков- подростков о состоянии данного общежития.

Прения. Тов. Дрожжин- Отмечает, что в общежитии подростков не ведется культурно- просветительская работа. У ребят есть хорошие порывы, но их мы не используем несмотря на то, что из кадра беспризорных и безнадзорных детей мы должны создавать квалифицированную силу. Мы должны их выучить бороться за социалистический строй.

Тов. Казенина- Из года в год мы отмечаем недостатки, но результатов никаких. При ГорОНО имеется платный клубный работник каковой работы не ведет. Мало уделяется внимания со стороны общественности. … ГорОНО хотя и создает детдома, но плохо заботится о привлечении общественности. Люди, которые ведут работу с подростками, не заинтересованы в этом.

Тов. Иткин- Отмечает, что с ребятами на производствах не ведется воспитательной работы. В части зарплаты Завприемником и общежитием должны получать заработную плату за учеников сами, а не выдавать им на руки, так как они их тратят не по назначению.

Постановили: … констатируются все же до сих пор недостатки, граничащие до преступной халатности отдела Народного образования в виду отсутствия над общежитием всякого надзора. В общежитиях имеется место картежной игре, ребята нюхают анашу, никакой политпросвет работы среди ребят не ведется, в общежитии грязь и т.д. О состоянии общежития довести до сведения президиума Горвовета, Горкома ВКП (б), Комитета Комсомола. Комсомол общежитию, несмотря на просьбы последнего, никакой помощи не оказывает и никакой работы среди подростков не ведет». Или другой пример с заседания общества.

«Протокол № 20. Расширенного заседания президиума Сам. Окружного общества «Друг Детей» от 20 мая 1930 года. … Тов. Дятлова: ОДД до сего времени мало уделяет вниманию охраны материнства и младенчества и вопросу подкидывания, а ведь мы знаем, что из подкидышей растут беспризорные дети, а поэтому данный вопрос должен интересовать ОДДД не менее борьбы с беспризорностью и безнадзорностью. …» Данные примеры, приводимые из материалов заседания «Друг Детей», дает в некоторой степени представление о тех вопросах, которые имеют важное значение в деятельности этого общества.

Стоит отдельно уделить внимание вопросу о патронате, который важен как форма взаимодействия с беспризорными детьми. Не лишним будет привести определение этому понятию.

«Патронат- форма воспитания ребенка (детей) в профессиональной замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей- сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данной формы устройства- социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания в приюте. Патронат часто используется как переходная форма к опеке и/ или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса». Стоит сделать одно немаловажное замечание, что это современное определение, поэтому к реалиям 1930-х годов с большими оговорками можно применить «профессионально замещающая семья».

«Опыт работы органов здравоохранения показал, что передача детей, лишившихся родителей, на воспитание в семьи трудящихся- патронат, обеспечивает детям нормальные условия воспитания и развития. … По разработанной Наркомздравом Союза инструкции передача детей на патронат допускается только тогда, когда есть полная уверенность в том, что условия жизни ребенка будут хорошими и за здоровьем и воспитанием ребенка будет установлено систематическое наблюдение со стороны органов здравоохранения. Не допускается передача детей на патронирование в семьи, проживающие вдали от лечебного учреждения (консультация, больница, дом младенца). Не допускать передачи детей на патронат в такие семьи, где уплата за патронат может явиться основным источником существования. До передачи ребенка на патронат члены семьи, в которую передается ребенок, а также ребенок должны быть подробно обследованы в отношении состояния здоровья. Передача ребенка на патронат оформляется особым договором». Стоит отметить, какую именно форму имел подобный договор в вопросе о тех обязанностях, которые должно выполнять лицо, принимающее ребенка на патронат.

«Примерный договор. … Обязательства гражданина …

I) Гражданин … берет на себя следующее обязательство:

а) Воспитывать сироту … до совершеннолетия, содержать как члена семьи, обеспечивая его питанием, необходимой одеждой и обувью, посылать в школу и показывать в случае заболевания врачу.

б) В целях приучения к трудовой дисциплине допускать воспитанника к посильной работе по своему дому наравне с остальными детьми школьного возраста семьи.

в) Правильно расходовать по назначению выданные « … » РайОНО на воспитание сироты денежные средства и натуральное пособие.

г) Отчитываться за воспитание и содержание патронированного перед « … » РайОНО».

«Во всех случаях использования патроната в корыстных целях и оставления ребенка без надзора и необходимой помощи органы здравоохранения обязаны возбуждать вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности».

Стоит привести некоторые данные о состоянии патроната в Куйбышевской области в 1935 году.

«Слушали: Доклад. тов. Балтрушевич. В своем докладе тов. Балтрушевич указывает, что на день 5/VII было патронировано 26 человек, дети находятся в неудовлетворительном состоянии, предстоит еще большая работа. … В данный момент эту работу проводит уполномоченный ГорОНО, заключают договора. Дана директива о розыске родителей и близких родственников. Не выполнено пред. Горсовета Гороздраву о выводе детей из д/д и приемников, плохая медицинская помощь. Патронирование идет медленно …». Отсюда можно сказать, что работа по передачи детей на патронат в области велась, но само качество его осуществления не было идеальным, встречались недочеты в данной работе.

«Ответственность за непосредственное медицинское обслуживание патронируемого ребенка и его воспитание в семье возлагается лично на заведующего консультацией по месту жительства ребенка, а при отсутствии таковой- на заведующего ближайшим домом младенца или больницей».

От вопросов о патронировании детей можно перейти к трудоустройству несовершеннолетних беспризорников, достигших определенного возраста.

«Постановление Секции по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью Куйбышевского Горсовета от 9/XII- 35 г.

Об итогах проверки постановления ЦК и СНК о борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, по предприятиям гор. Куйбышева.

Констатировать, что решение ЦК и СНК по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в части трудоустройства, обследованными предприятиями, за исключением обувной фабрики, Лесозавода № 7, Трактородеталь, не выполнено. Учет трудоустроенных подростков не ведут, работающим подросткам не созданы необходимые производственные и бытовые условия. Обучением подростков в цехах систематически никто не занимается, нет заботы о том, чтобы из них сделать квалифицированных рабочих, нередко подростки не имеют постоянного рабочего места и инструментов. … нет персонально ответственных людей на производствах, за принятых подростков, за их обучение и повышение квалификации. Подростки нередко уходят с предприятия и об этом никто не знает (Силикатный завод). Стахановцев и ударников среди подростков нет, профсоюзные организации, Комсомол предприятия этим вопросом не занимаются». «… Массово культурной работы с подростками в общежитии никто не ведет, как организован их досуг никто не знает. … Результатом такого плохого состояния трудоустройства подростков является то, что до сего времени по гор. Куйбышеву не ликвидирована беспризорность и безнадзорность детей.

Пленум секции постановляет: 1) Довести до сведения Президиума Горсовета о невыполнении решения ЦК и СНК о детской беспризорности и безнадзорности гор. Куйбышева» и о неявки директоров предприятий - фабрика «Красная Звезда», фабрика № 6, Котельный завод, лесозавод № 7 и № 6, Депо, Стройкомбинат, Хлебозавод № 2, Мебельная фабрика, Колбасный завод, Силикатный завод, Трактородеталь, Швейтрикотажный комбинат, на пленум секции с докладом, о выполнении решения ЦК и СНК несмотря на вызов и предварительное их обследование. … 4) …Просить Президиум Горсовета выделить дополнительно ассигнования для ГорОНО на отправку трудоустроенных подростков по МТС и совхозам Края …». Здесь находит свое отражение комплекс проблем, которые неотрывно сопровождают трудоустройство подростков на предприятия. Но данное заседание не смогло переломить и изменить сложившуюся не предприятиях города обстановку, поэтому практически те же вопросы поднимались и на другом заседании. Таким образом, обладание информацией о положении трудоустроенных на предприятия беспризорных детей, вело к обсуждению имеющихся в этой сфере вопросов и принятию мер по ликвидации различных недочетов. Но подростков направляли не только на предприятия г. Куйбышева.

Стоит также отметить договоры, которые заключались для передачи воспитанников детских домов в полки различного рода, имеющие следующую форму.

«Договор. Гор. Самара, 30 марта 1930 г. Самарский Окружной Отдел Народного образования в лице инспектора СПОН т. Филимонова И.А. с одной стороны и 102 Стрелковым полком в лице … Рвежова Н.Н. с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем:

1)Самарский Окружной Отдел Народного образования передает, а 102 полк принимает на полное свое содержание 10 воспитанников детских домов для обучения различным специальностям в специальных частях полка …

2)Срок договора с 1 апреля 1930 г. до момента достижения каждым подростком 18 летнего возраста.

3) 102 полк обязуется ежегодно в установленный в договоре срок а) дать начальное образование, б) провести обучение квалификации средней руки.

4)Окружной Отдел Народного образования обязуется ежегодно в течении установленного срока выплачивать 102 Стрелковому полку по 180 ( здесь исправлено ручкой, так как изначально было указано 100 рублей) руб. на каждого.

5)Настоящий договор может быть расторгнут по следующим поводам: а) при утрате учеником способа трудоспособности на срок свыше 4-х месяцев, б) при систематическом нарушении учеником правил установленных инструкцией ГУРККА, в) при совершении учеником поступков уголовного характера делающих жизнь его в военной части невозможным, г) в случае непредвиденных обстоятельств чисто военного характера, д) во всех случаях перемещения полка по военным обстоятельствам, если не достигнуто будет обоюдного согласия, а также согласия самого ученика.

6)Подлинный договор хранится у Самарского Окружного Отдела Народного образования, а копия у 102 Стрелкового полка.

7)Все разногласия вытекающие по применению настоящего договора решаются

вышестоящими органами.

8)Все денежные расчеты согласно пункта 4- го настоящего договора производятся в течении первого месяца с момента его подписания сторонами.

Инспектор СПОН Сам. ОкрОНО

(Филимонов) Роспись

Вр. пом. командира 102 Стрелкового полка

Роспись»

Данная форма заключения договора является типичной, есть и другие примеры передачи воспитанников детских домов в ведение военных полков.

Беспризорные дети не выходили из- под внимания партийных органов, о чем свидетельствует прием таких подростков в Комсомол. Это подтверждают задачи, которые провозглашались на съездах ВЛКСМ, например, предложение об увеличении внимания к вопросу по коммунистическому движению среди детей для большего его охвата.

«Протокол № 31. Заседание Барышкинского Райкома ВЛКСМ от 19/X-35 года.

Слушали: 3. Прием в Комсомол. Власов Василий Иванович, рождение 1920 г. воспитанник детдома. Соцположение- рабочий, образование 4 класса.

Постановили: Принять в члены ВЛКСМ.

Слушали: 6. Прием в Комсомол Егорова Константина Лаврентьевича, рождение 1917 г. Сын рабочего, сам бывший беспризорник, в настоящее время работает шофером Леспромхоза, образование 4 класса.

Постановили: Принять в члены ВЛКСМ».

В заключении стоит отметить, что на протяжении 1930-х годов велась активная работа по решению проблемы детской уличной беспризорности и безнадзорности на территории Самарского края. Большое значение сыграли постановления, которые принимались Верховной властью СССР, а вот реализация их не была равномерной, также как и результаты работы по ликвидации беспризорности. Но, несмотря на имеющиеся в крае недостатки, данная проблема имела широкое обсуждение, констатировались не только положительные, но и отрицательные моменты, что помогало для составления планов и принятия дальнейших решений по данному вопросу.

Список источников и литературы:

Источники

1) ГУСО ЦГАСО. Ф. Р- 56. Оп. 1. Д. 892. Протоколы № 171- 178 заседаний

президиума Горсовета XVI созыва.

2) ГУСО ЦГАСО. Ф. Р- 56. Оп. 1. Д. 201. Протоколы № 36- 55 заседаний

президиума Горсовета XVI созыва.

3) ГУСО ЦГАСО. Ф. Р- 56. Оп. 1. Д. 1196. Протоколы заседаний пленумов и

бюро секций Горкома по борьбе с детской беспризорностью и

безнадзорностью, докладные записки о работе секций.

4) ГУСО ЦГАСО. Ф. Р- 56. Оп. 1. Д. 1198. Протоколы заседаний пленумов

секции Горсовета по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью.

5) ГУСО ЦГАСО. Ф. Р- 56. Оп. 1. Д. 1199. Материалы секции Горсовета XVI

созыва по борьбе с детской беспризорностью.

6) ГУСО ЦГАСО. Ф. Р- 758. Оп. 1. Д. 201. Договора на передачу

воспитанников детских домов на содержание воинским частям и разная

переписка по делам несовершеннолетних.

7) ГУСО ЦГАСО. Ф. Р- 758. Оп. 1. Д. 204. Доклад о состоянии работы

Ставропольского Районного совета общества «Друг детей».

8) ГУСО ЦГАСО. Ф. Р- 758. Оп. 1. Д. 209. Положение о районной комиссии по

делам о несовершеннолетних и переписка о несовершеннолетних.

9) ГУСО ЦГАСО. Ф. Р- 758. Оп. 1. Д. 210. Производственный план работы

комиссии по делам о несовершеннолетних и состояние работы детских

учреждений на 1930 год.

10) ГУСО ЦГАСО. Ф. Р- 758. Оп. 3. Д. 27. Протоколы заседаний коллегии

КрайОНО о чистке аппарата, о состоянии детдомов, о ликвидации

неграмотности. Списки личного состава КрайОНО.

11) ГУСО СОГАСПИ. Ф.989. Оп. 1. Д. 1. Протоколы заседания Парткома

(10/II- 35г.).

12) ГУСО СОГАСПИ. Ф.1683. Оп. 18. Д. 1. Протоколы бюро Барышкинского

РК ВЛКСМ.

13) Дети ГУЛАГа. 1918- 1956 гг. / Под ред. Яковлева А.Н.- М.: МФО, 2002.-

613 с.

14) Товарищ Комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. М.:

Молодая гвардия, 1969. Т.1.- 606 с.

Литература

1) Балабанович Е.З. Макаренко. Человек и писатель.- М.: Московский рабочий,

1963.- 472с.

2) Войнаровская Ю.В. Борьба с беспризорностью в малых городах Поволжья в

1920-1930-х гг. // Вестник Самарского государственного университета. 2009.

№ 1.

3) Родман Б.Р. О патронате// Вопросы материнства и младенчества. 1939. № 1

4) Рожков А.Ю. Беспризорники. // Родина. 1997. № 9.

5) Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная опасность // Социс.

1998. № 3.

6) Трюнин П. Большой вопрос. Положение детских домов по Самарской

губернии // Коммуна. 1923. 12октября.

7) http:dic.academic.ru

8) http://criminalist.sk6.ru

9) www. innewfamily.narod.ru

10) www.spbustavsud.ru

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top