Соколиков А.С.

Отмена крепостного права и последующие либеральные реформы 60-70-х годов 19-го столетия несомненно являются переломными точками русской истории, способствовавшими коренному обновлению страны во всех сферах экономической и общественной жизни. Обо всем этом хочется рассказать на примере прошлого поселка Грязи Липецкого уезда Тамбовской губернии ( ныне г. Грязи Липецкой области).

И пролегла железная дорога…

В пореформенное время Россия быстрыми темпами «становилась на рельсы». Так, например, среднегодовой прирост железных дорог в стране в 60-70-х гг. 19 столетия составлял 1500 километров. В 1865-м году указом Александра Второго первым министром путей сообщения Российской империи был назначен П.П.Мельников. Павел Петрович прекрасно понимал, как может помочь стране, страдающей от бездорожья, новый вид транспорта. «Глубоко убежден, - писал он, - что железные дороги необходимы для России, что они, можно сказать, выдуманы для нее более, чем для какой-либо другой страны Европы, что климат России и ее пространства сделают их особенно драгоценными для нашего Отечества…»

В апреле 1866-го года на заседании Совета Министров Российской империи было решено построить 14 крупных железных дорог общей протяженностью около 4500 верст. В их числе находилась и Козлово-Воронежская магистраль, которая, согласно проекту, пролегала рядом с деревней Дмитриевкой Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне улица Первомайская г. Грязи Липецкой области ).

Учредителем Козлово-Воронежской дороги стало Воронежское земство. 12 августа 1866 года была утверждена концессия ( договор) на постройку магистрали. Согласно ей, земство обязывалось за три года закончить сооружение одной колеи с условием строительства земляного полотна и всех искусственных сооружений для двух путей. Само земство не стало брать на себя ответственность за возведение дороги, а передало ее подрядчику - рязанскому купцу 1-й гильдии С.С.Полякову.

Прежде чем поведать о строительстве Козлово-Воронежской железной дороги, необходимо сообщить некоторые сведения о нашем крае середины 19 столетия. Почти все факторы, которые в первую очередь должны влиять на развитии промышленности, торговли, сельского хозяйства, рост населенных пунктов, здесь отсутствовали. Территорию нынешнего Грязинского района ( за исключением сел Карамышево и Двуречки) миновала Белгородская защитная черта, сооруженная в 17 веке для защиты южных границ России и способствующая быстрому росту городов-крепостей. На территории края не было не только больших почтовых, но и малых транспортных дорог. Из-за их отсутствия в селе Грязях и ближайших населенных пунктах не проводилось даже базаров. Мост через Матыру не наводился и все население с северной части реки возило хлеб на продажу в Липецк или Козлов.

Введение в строй «железок» являлось в то время довольно трудоемким процессом. Вначале проводились тщательные изыскания всего маршрута пути, составлялась необходимая документация. На каждый, даже самый незначительный объект, делались подробные крупномасштабные чертежи, на которых указывалось все, включая места, где должны быть забиты гвозди. Затем, после утверждения проекта Кабинетом Министров и Государственным Советом Российской империи, приступали к строительству. В начале пореформенного времени железные дороги в России строили, в основном, частные предприниматели, в том числе - и иностранные. С приходом на пост министра путей сообщения России К.Н.Посьета ( 1874 г.) возобновилось возведение железнодорожных путей за счет казны.

Железнодорожные пути проходили по территориям землевладельцев, и за отчуждение земель полагалось платить немалые средства: по Черноземью – 400 рублей за десятину распашной земли и 225 рублей за десятину сенокосной. Возникающие споры, связанные с отчуждением, разрешались специальными агентами и оценочной комиссией.

Обычно вся трасса делилась на несколько строительных участков, возглавляемых опытными инженерами. В их подчинении находились прорабы и артельные. ( Проектировщики и инженеры-строители грязинского участка железной дороги Козлов-Воронеж жили в доме помещика И.Б.Бланка, расположенного на левом берегу Матыры. После революции 1917-го года в нем размещались ревком, штаб трудовой армии, клуб, школа, рабфак, индустриальный техникум, сушильный завод, детский приют, городская больница. Со сдачей в эксплуатацию ЦРБ дом был снесен).

На строительстве дорог трудились артели нарывальщиков, навальщиков, носильщиков, тачечников, возчиков, ровняльщиков и т.д. Они насыпали полотно, проводили выемку, укладывали песчаную подушку, шпалы и рельсы. Параллельно со строительством железнодорожных путей возводились мосты, объекты водоснабжения, вокзалы и другие станционные постройки. Возведение железной дороги обычно проходило с сооружением телеграфной линии в две проволоки. Под телеграф на каждой версте ставили 21 столб. На каждом из них были указаны порядковый номер и дата установки .

Продолжительность рабочего дня строителей равнялась 12 часам. Платили 8 рублей в месяц пешему и 1 рубль 15 копеек в день конному. На строительстве «железки» в районе нынешних Грязей трудилось до 200 крестьянских подвод из сел Таволжанка и Казинка. Особенно много крестьян на строительстве железных дорог трудилось в засушливые, неурожайные годы .

Дорога Козлов-Воронеж вступила в строй в рекордно короткий срок: уже в начале февраля 1868-го года по ней проследовал первый грузовой состав, а с июня того же года пошли пассажирские поезда. Возведенная магистраль объединила старинное волостное село Грязи, деревеньку Дмитриевку и поселок Александро-Мариинский (Маринку) в единый населенный пункт с железнодорожной станцией Грязи.

После открытия железной дороги Козлов - Воронеж, в мае 1869 года началось возведение магистрали Грязи - Борисоглебск, осуществляемое Борисоглебским уездным земством. Протяженность будущей дороги исчислялась в 199 верст. Строилась она также очень быстро и в заключении комиссии, возглавляемой главным инспектором частных железных дорог, инженером, действительным статским советником Граве 1 декабря 1869 было отмечено, что «железная дорога от ст. Грязи до Борисоглебска готова для постоянной эксплуатации». Позже, по ходатайству Борисоглебского земства эта дорога была продлена от Борисоглебска до Царицына.

( Интересно, что весомый вклад в строительство Грязи - Царицынской железной дороги внес русский государственный деятель, товарищ министра народного образования России - Михаил Сергеевич Волконский. Михаил Сергеевич являлся сыном знаменитого декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского. В 1862 году поселился в Борисоглебском уезде, в купленном им имении. Здесь Михаил Сергеевич открыл Музей декабристов. В конце 19-го столетия князь приобрел усадьбу с небольшим количеством земли в черте поселка Грязи. Имя князя М.С. Волконского носил паровоз за № 1005 Грязи-Царицынской железной дороги, потому что Михаил Сергеевич некоторое время был первым председателем правления этой дороги и директором ее от земства. За заслуги в строительстве магистрали был удостоен личной благодарности самого императора).

Сразу после ввода в эксплуатацию дорога Грязи - Царицын приобрела очень большое значение для экономики всей страны. По ней ежегодно провозили миллионы пудов хлеба, рыбы, соли, угля, нефти. Вскоре выяснилось, что имеющееся локомотивное здание на ст.Грязи в связи с увеличением количества поездов стало тесным. Было принято решение о строительстве второго депо. На многих станциях дороги появились крупные зернохранилища, нефтяные склады, в том числе и на станции Грязи - Царицынские. Потоки хлеба и нефти через Грязи были настолько велики, что нефтяные склады пришлось срочно расширить, а на смену крупному зернохранилищу через три десятка лет Российским государственным банком будет построен крупнейший в стране элеватор.

Вначале по железным дорогам страны ходили паровозы, приобретенные за границей, но уже с 70-х годов 19-го столетия большое внимание стало уделяться развитию отечественного паровозостроения. К примеру, на 1 января 1879-го года на российских дорогах работало 37% паровозов, построенных на Коломенском, Людиновском, Невском и Боткинском заводах.

Со временем Грязи превратились в крупный железнодорожный узел с четырьмя основными направлениями: Москва, Царицын, Орел и Ростов. Корреспондент «Нового времени», посетивший Грязи в 1889 году, с удивлением заметил, что «там, на месте прежней степи, целый городок с прекрасными зданиями».

15 июня 1893-го года произошло слияние Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Грязинской и Грязи-Царицынской железных дорог. Образовалось Общество Юго-Восточных железных дорог. В архиве известного грязинского краеведа Е.Н.Ненахова имеются сведения об администрации Грязинского железнодорожного узла. Управляющим Елецко-Грязской ж.д. в 1877 году был статский советник Р.П.Фон Дезен, а начальником ст.Грязи - коллежский секретарь Р.А.Шеривал; в то же время Управление Грязи-Царицынской дорогой возглавлял коллежский асессор Н.О.Кульжинский, а начальником станции служил купец Л.П.Сысоев. Более трех десятков лет на ст. Грязи К-В-Р ж.д. прослужил Л.А.Крюков, бессменный начальник этой станции.

А во какие тарифы существовали в то время на перевозку пассажиров: в вагонах 1-го класса - 3 коп.; 2-го класса - 2 ½ коп.; 3-го класса - 3 ¼ коп. с пассажира и версты. Родители, жены и дети служащих этой дороги провозились бесплатно, студенты - со скидкой 50%. Дети до 5 лет провозились бесплатно, до 10 лет - скидка от 50 до 75 %.

С ростом Грязинского железнодорожного узла росло и количество рабочих и служащих, занятых на транспорте, следовательно, росло и население поселка Грязи. В первые годы после строительства дорог железнодорожники жили только в казенных домах, при станции, в казармах, бараках, служебных помещениях и даже землянках. Многие жили в смежных селах и деревнях: Дмитриевке, Таволжанке, Б.Самовце. Некоторые имели постоянное жилье только в отдаленных селениях: Казинке, Лукавке, Аннино. Долго так продолжаться не могло, и рабочие стали селиться в поселке при станции. Здесь стали возникать небольшие улочки, превратившиеся затем в большие улицы, такие как: Воронежская, Козловская, 1-я и 2-я Царицынские, Таволжанская.

Вот что представлял в то время из себя железнодорожный поселок по сведениям, данным полицейским надзирателем Успенским в марте 1899 года: « Поселок Грязи расположен при станции Грязи Юго-Восточной железной дороги в 30 верстах от своего уездного города Липецка, при реке Матыре, несудоходной, и занимает пространство с базарною и ярмарочною площадью 22 десятины земли.

Распланирован на три главные улицы и пять второстепенных… Имеется почтово-телеграфная контора четвертого класса с большим штатом чиновников и при ней сберегательная касса. Затем – вольная аптека и местоприбывание земского врача 2-го медицинского участка Липецкого уезда и управление коменданта ст.Грязи с продовольственным пунктом на 600 человек нижних воинских чинов…

Жителей поселка Грязи: мужского пола – 680 человек и женского – 720, обоего пола 1400 человек постоянных и 860 человек обоего пола временно проживающих, а всего – 2260…» (00).

В дальнейшем население Грязей стало увеличиваться еще более быстрыми темпами и в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей», вышедшей в свет в 1902-м году, говорится: «Станция Грязи разрослась ныне до такой степени, что вместе с волостным селом Грязями имеет до 10 тыс. жителей…»

У каждого города, поселка, села России имеется свое особое место, которое является как бы «сердцем» данного населенного пункта. У Грязей таким местом, несомненно, считается железнодорожный вокзал. О прошлом вокзала мы знаем благодаря местному краеведу Е.Н.Ненахову, работавшему в архивах Москвы, Ленинграда, Воронежа, Рязани и Тамбова. В течение нескольких десятков лет Евгений Никифорович по крупицам собирал сведения об истории Грязинского железнодорожного узла, за что и был награжден знаком «Почетный железнодорожник».

Первый железнодорожный вокзал в Грязях построили в январе 1868 года. Его здание было небольшим деревянным помещением площадью 12,5 на 4,75 сажен. На первом этаже находились зал ожидания, телеграф, багажная, буфет, кухня, кассы. На втором – квартира начальника станции. Вскоре вокзал уже не мог справляться с наплывом пассажиров. В Министерство путей сообщения посыпались письма с жалобами на тесноту и неудобства. К зданию вокзала сделали пристройку, но и это не разрешило проблему. Тогда задумали строить новое здание. Проект разрабатывался в Петербурге и с ним лично ознакомился император Александр Второй. Об этом можно судить по надписи на проекте, сделанной рукой тогдашнего министра путей сообщения Посьета Константина Николаевича: «Высочайше одобрен… 18 ноября 1879-го года».

Новый железнодорожный вокзал в Грязях вступил в строй в 1883-м году. Это был один из самых красивых вокзалов России. Вот что говорится о нем в справочнике А.И.Родзевича «Спутник пассажира по Юго-Восточным железным дорогам»: «Вокзал второго класса. Грандиозные залы для пассажиров 1 и 2 классов и отдельно для пассажиров 3 класса. Роскошный буфет, обширные мужская и дамская уборные, при первой имеется парикмахер. Киоск для страхования пассажиров от несчастных случаев в пути, книжный и газетный шкаф и витрина с продажей мелких вещей, необходимых для пассажиров в дороге, дополняют собою удобства этого зала. Кроме того, в пассажирском здании помещаются телеграф и почтовое отделение…»

С двух сторон вокзала находились стеклянные, крытые железом платформы длиною по 70,5 сажен. В ночное время здание освещалось сотнями газовых рожков. Для этих целей поблизости был построен газовый завод. Наш вокзал видел на своем веку немало знаменитостей. Здесь бывали Л.Н.Толстой, Г.И.Успенский, А.М.Горький, Г.В.Плеханов.

Несколько раз вокзал принимал лауреата Нобелевской премии писателя И.А.Бунина, приезжавшего повидать сестру Марию Алексеевну, бывшую замужем за помощником машиниста Ласкаржевским. «Я сажусь в кавказский экспресс, идущий на Баку, - вспоминал много лет спустя Иван Алексеевич, - вот станция Грязи. Я схожу, встречает меня муж сестры Маши, рвет из рук чемодан и почтительно и родственно вместе с тем улыбается, целуется… И вот идем мы через буфетный чертог, и все поглядывают… Все знают, что этот господин – зять здешнему помощнику машиниста. И так мы приходим в домик…»

С момента сдачи нового железнодорожного вокзала в эксплуатацию он стал для грязинцев весьма значим. На его платформах собиралась разодетая публика не только из поселка, но и из ближайших селений. Приходили сюда посмотреть на пассажиров «со всей Руси великой», а кто-то и себя показать. Молодые люди назначали здесь свидания. Солидные господа, раскуривая дорогие сигары, часами просиживал с дамами за столиками в роскошном буфете, гуляли по перрону. В «третьем классе» иногда давали представления заезжие артисты. Особенно много любопытствующей публики собиралось к поездам дальнего следования. Из них особое предпочтение отдавалось Батумскому поезду.

В истории Грязинского железнодорожного вокзала было немало и горьких моментов. Особенно сильно пострадало здание вокзала в годы Гражданской войны. По воспоминаниям старожилов, красавец-вокзал представлял из себя в то время печальное зрелище: многие его двери были сорваны с петель, стекла окон разбиты, всюду валялись груды кирпича и горы битой штукатурки. В 1926 году был проведен ремонт здания. Средств для ремонта не хватало и именно тогда были разобраны две крытые платформы, являвшиеся украшением вокзала…

Несколько лет назад был проведен еще один ремонт Грязинского железнодорожного вокзала. Его осуществляли специалисты московского ООО «Стройметод», ремонтировавшие недавно столичный Белорусский вокзал. Бригада из 83 человек проделала огромную работу: полностью перекрыла латаную-перелатаную крышу, вставила новые современные окна (сохранив их прежний, дореволюционный переплет), провела капитальную реконструкцию внутренних помещений вокзала. При ремонте здания строители пользовались старинными чертежами и сумели восстановить многое в первозданном виде. Теперь обновленный железнодорожный вокзал снова радует душу и глаз грязинцев…

Грязи промышленные

Первые промышленные предприятия в Грязях стали появляться в 70-х годах 19-го века. В 1875-м году неподалеку от поселка начал действовать известковый завод, основанный купцом М.Е.Расторгуевым. Вначале 30 рабочих завода добывали лишь строительный камень. Затем были построены несколько печей для обжига известняка. Каменные пласты разрывали лопатами, ломами, рубили и на обычных крестьянских подводах подвозили к печам. Со временем добыча камня и производство извести заметно увеличились и остро встал вопрос о сбыте продукции, особенно летом, когда не было переправы через Матыру. Владелец предприятия был вынужден на летний сезон наводить мост через реку, по которому продукция гужевым транспортом доставлялась на станцию.

К концу 19-го века к заводу подвели железную дорогу. Это дало толчок к дальнейшему развитию производства. На предприятии Расторгуева трудились 250 рабочих, вырабатывая до 2000 вагонов извести и 3000 вагонов отличного строительного камня в год.

В 1891-м году поблизости от станции Грязи возник второй известковый завод купчихи М.Г.Расторгуевой. Согласно данным Государственного архива Липецкой области, в 1898-м году на нем числилось 50 рабочих. Годовая сумма производительности предприятия составляла 10 000 рублей. Его продукция отправлялась заказчикам крупными партиями по железной дороге. В пределах края она продавалась на строительные нужды частным лицам. ( Потомки Расторгуевых тратили немалые средства на благотворительность. К примеру, в 1912-м году в черте нынешнего микрорайона города «Дубовая роща», благодаря немалой финансовой поддержке М.Е.Расторгуева, была построена хорошая земская больница).

На паровом маслобойном заводе потомственных почетных граждан братьев Улановых к концу 19-го столетия работали 75 рабочих, большая часть которых являлась крестьянами ближайших селений. Их средняя зарплата составляла от 12 до 50 рублей в месяц. Трудились на предприятии в три смены, каждая смена по 8 часов. Сумма производительности продукции равнялась 950 000 рублям в год. Завод отправлял льняное масло в северные губернии для пищи, а в Москву – для изготовления красок. Подсолнечное масло продавалась на внутреннем рынке. Отходы от его производства (жмых) экспортировались для кормления скота в Англию.

К началу 20-го века к заводу были подведены подъездные пути. Здесь заменили устаревшее оборудование, сделали электрическое освещение. В это время предприятие стало производить до 300 тысяч пудов растительных масел всех видов и свыше 500 тысяч пудов семечковых выжимок.

На болтозаклепочном и гвоздильном заводе, известного под фирмой «Болто-гвоздь» и принадлежавшего видному предпринимателю и мостостроителю Г.П. Старженецкому-Лаппе, насчитывалось 65 рабочих. Им платили от 50 копеек до 1 рубля 10 копеек в день, а мастерам до 35 рублей в месяц. Работа на болтозаклепочном и гвоздильном заводе производилась в две смены: дневная смена – 41 человек, ночная – 24 человека. Дневная смена работала по 11, 5 часов, а ночная – 10 часов. Сумма производительности равнялась 108 000 рублям в год (00). Завод выполнял заказы Юго-Восточной железной дороги на поставки заклепок и болтов, а гвозди и проволоку реализовывал местным торговцам.

На станции Грязи-Елецкие ( бывшая Таволжанская волость) действовало еще одно промышленное предприятие, принадлежавшее Г.П.Старженецкому-Лаппе. Речь идет о механическом заводе, который специализировался на выпуске и изготовлении мостовых ферм. Завод имел 16 сверлильных станков и по одному токарному и строгальному станку. К 1903-му году на нем трудилось около 300 рабочих.

Большую роль в промышленной жизни Грязей играл лесопильный завод, 60 рабочих которого выдавали продукцию на 16000 тысяч рублей. В конце 80-х годов 19-го столетия здесь вступил в строй шпалопропиточный завод – одно из первых предприятия в стране такого типа. Завод выпускал более 2000 шпал в сутки. Приблизительно в это же время неподалеку от поселка начала действовать образцовая казенная скотобойня, созданная на средства правительства. После строительства скотобойни она была сдана в аренду. В отсутствие желающих отечественных предпринимателей первым ее арендатором стал англичанин Джемс Кок, обязавшийся за 3 года вывезти за границу более 60 тысяч свиных туш.

В начале первых десятилетий 20-го века поселок Грязи стал соперничать с уездным Липецком. В «Экономическом обследовании районов, тяготеющих к железной дороге», проведенном в 1913-м году, констатируется: «Торгово-промышленное влияние разделено между Липецком и Грязями. Из них Липецк, как курорт, является более торговым центром; его торговый оборот доходит до 3,2 млн. руб,. тогда как у Грязей – 1 млн. руб. Однако, промышленные заведения Грязей имеют обороты свыше 1800 руб., а в Липецке – лишь 1035». Кроме того, станция Грязи далеко превосходила Липецк и по размерам грузооборота ( 10,7 млн. против 3,6 млн. руб.)

18 ноября 1912-года в Грязях состоялось торжественное открытие элеватора, построенного Государственным банком Российской империи. В его строительстве принимали участие австрийские и немецкие фирмы. Элеватор был построен за 10 месяцев и обошелся Государственному банку в 690 тысяч рублей. Мощность элеватора была рассчитана на 1700 тысяч пудов тяжелого зерна, что соответствует по нынешним меркам 27200 тоннам. Оборудовали элеватор по последнему слову техники того времени. Здесь действовали 8 норий (зерноподъемники) производительностью 33 тонны в час каждая. В нижней части имелись три тоннеля с железнодорожными путями для подачи вагонов и один гужевой путь для разгрузки подвод, что позволяло за один час разгружать более шестнадцати вагонов. Зерно хранилось в 190 силосах размером 3 на 3 м и глубиной в 20 метров.

Обслуживала элеватор собственная электростанция мощностью 200 квт, работавшая на твердом топливе. Для сушки зерна были построены две зерносушилки «Рандольфа» и «Гесса» производительностью 7 тонн зерна в час каждая. В первоначальном виде грязинский элеватор просуществовал более сорока лет, до 1954-го год. В 1912-м году на станции Грязи были построены и большие нефтехранилища Товарищества «БР. НОБЕЛЬ», обслуживающие центр и северо-запад России.

Из истории торгового промысла Грязей

В конце 60-х начале 70-х годов 19-го столетия в Грязях быстрыми темпами стал развиваться торговый промысел. Этому способствовали отмена крепостного права, многолюдность окружающих сел и деревень, и, разумеется, железная дорога. Вот что говорится о грязинских торговых заведениях в уже упомянутом нами отчете полицейского надзирателя Успенского: « В поселке имеются три трактирных заведения… два портерных заведения, один оптовый винный склад, ведерная лавка и ренсковый погреб, четыре больших бакалейных лавки, три мануфактурных с галантерейною торговлей и колбасное заведение…».

В первые годы 20-го века торговая сеть Грязей была уже значительно представительней. На базарной площади, Царицынской и Дворянских улицах - главных улицах поселка, теснились уже десятки различных лавок, трактиров, кабаков, гостиниц. Широкой известностью в Липецком уезде пользовался грязинский предприниматель Г.М.Чернов, содержавший гостиницу с рестораном, трактир и несколько магазинов. Не уступал ему в деловой хватке и купец П.И.Мелентьев, владевший известковым заводом и крупной паровой мельницей. Колбасное заведение в поселке содержал И.И.Остапов; бакалейный магазин - С.Ф.Яковлев ( его потомки в настоящее время являются известными предпринимателями нашего города в сфере автотранспорта); магазин «Готовое платье» - Е.И.Шишкина; «Часы» - Ш.Бейлинсон, Ш.Бейлин; склады с водкой, спиртом - М.М.Сазонов; железо-скобяное товарищество - С.Е.Барков; «Галантерея» - В.Е.Тонких; «Мануфактурные товары» - Я.Г.Бабкин, Т.Г.Казьмин; фотографию - мещанин И.В.Никитин.

Многие из упомянутых предпринимателей занимались постоянной благотворительной деятельностью. Так, например, в декабре 1909 года Тамбовская епархия выразила благодарность церковному старосте Мариинского поселка П.И.Мелентьеву, купчихе Е.Н.Третьяковой, купцу С.Ф.Яковлеву за выделение средств на приобретение колоколов, крестов и подсвечников для церкви Александра Невского в Мариинском поселке. В число благотворителей поселка Грязи входили также предприниматели А.Ф.Маликов, О.А.Маликова, И.С.Лукьянов. Д.Ф.Клюев, И.А.Лукин, Н.П.Куланин и многие другие.

Одним из самых «ходовых» товаров того времени были спиртные напитки. Они продавались везде: в обычных и винных лавок, на постоялых дворах, мельницах, в кабаках. К примеру, в начале 70-х годов 19-го столетия государство от продажи спиртного получало доход в четыре с лишним раза больший, чем от подушной подати.

С 70-х годов 19-го столетия в поселке Грязи стали действовать базары и собираться ярмарки. Базары работали еженедельно, по понедельникам, а ярмарки собирались по строго отведенным властями дням. Власти, разрешавшие ярмарку, давали ей название и устанавливали место проведения. Ярмарки назывались по церковному празднику, с которым они совпадали, по почитаемому в дни их проведения святому, а также по населенному пункту. На ярмарках торговали различным товаром, однако, были и специализированные ярмарки.

На ярмарках каждому товару отводилось свое место. Например, в галантерейном ряду можно было купить иголки, булавки, зеркальца, бусы, мыло, белила. В «красном» ряду продавались различные ткани для пошива одежды. В «панском» ряду отоваривались дворяне и купцы. Только там можно было купить шелка, шерсть, дорогое сукно, мех и пушнину.

Вот как описывал одну из ярмарок в романе «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги» А.И.Эртель: « Вот длинный ряд холщевых и рогожных навесов. Толпятся бабы со свертками холста… Рядом, словно цветник волнуется, это - красный ряд. Желтые, зеленые, алые, пестрые, малиновые, голубые платки - то, отливают, то приливают в просторные балаганы, где прилавок гнется под грузом ситца, где рябит в глазах от «узоров» и «рисунков»… Такой же цветник переливается в галантерейном ряду…»

За место платили деньги (от 30 копеек и до 1 рубля ). Так как эти деньги шли на нужды местных церквей, то и открывались ярмарки обычно неподалеку от них. Служители церкви собирали плату за торговлю, обеспечивали порядок на ярмарке. Торговля на ярмарках была свободной. По закону, «приступать к каким-либо разысканиям о торговых свидетельствах людей прибывших на оные» было категорически запрещено. За этим строго следили ярмарочные комитеты, занимавшиеся организацией подобных мероприятий. Для проведения ярмарок нужно было много места, поэтому на это время на скорую руку сбивались деревянные лавки. Самовольно строить лавки было запрещено.

Особое значение ярмарки имели для крестьян и кустарей. Только в эти дни они могли реализовать свой товар сами, минуя скупщиков, а также купить то, что в обычные дни было трудно достать: одежду, галантерею, различную утварь. В свою очередь у крестьян можно было приобрести добротные плетеные корзины, обувь, овчинные полушубки, телеги, дуги, каменные жернова и глиняную посуду.

В поселке Грязи в дореволюционное время действовали две большие ярмарки. Первая, Воздвиженская, собиралась в Грязях с 12 по 14 сентября. На ней, в основном, продавался щепной и овощной товар. Его привоз был в среднем на сумму 19 тысяч рублей, сбыт – на 12300 рублей. В эти дни проводилась и конская ярмарка с приводом до 350 лошадей и продажей на 3450 рублей.

Вторая, Никольская ярмарка, проводилась в поселке с 6 по 12 декабря. На ней шла торговля битой птицей, мясом, свиными откормленными тушами. Товаров доставлялось на 15 тысяч рублей, а сбыт составлял 9 – 10 тысяч. На обеих ярмарках торговали деревянной и глиняной посудой, конской сбруей, простейшими орудиями труда, всевозможными кустарными изделиями, пенькою, шерстью, одеждой, обувью. В дни ярмарок поселок Грязи становился необыкновенно многолюдным. Сюда съезжались сотни подвод из сел и деревень нескольких волостей: из Грязинской, Таволжанской, Ивановской и Шехманской.

Большой популярностью у жителей поселка пользовались так называемые «обжорные» ряды, где продавали вареное мясо, студень, рыбу. Все это обычно съедалось сразу. Была развита разносная уличная торговля. Продавцы с деревянным лотком на шее ходили по рядам и предлагали покупателям мороженое и кренделя.

Одинаковых цен на ярмарках никогда и ни на что не было. Они зависели от уровня развития производительных сил, времени года, резко менялись по годам урожайным и неурожайным, военным и мирным. Однако, все же хочется поведать о ценах на некоторые продовольственные товары по данным 1913-го года. Так, например, пуд соли стоил - 40 копеек; пуд свинины - 4 рубля 80 копеек; 1 десяток яиц - 15 копеек; пуд меда - 7 рублей; пуд сахарного песка - 5 рублей 15 копеек; фунт хлеба ржаного - 3 копейки; пуд картофеля - 15 копеек.

Интересно, что на продаваемые печеный хлеб и мясо устанавливались определенные цены, утвержденные губернатором. На базарах и ярмарках устраивались общественные весы. За взвешивание продуктов и товаров на общественных весах взимался сбор в размере не свыше 1 копейки с пуда. Надзор за употреблением в торговле законных мер и весов возлагался на обязанность местной полиции и торговые депутации. Запрещалось употреблять непроверенные меры и весы. Кроме разносчиков, всем торговцам не разрешалось пользоваться безменами.

На ярмарках бурлила не только деловая торговая жизнь. Здесь выбирали невест, устраивали балаганы с петрушками, веселые гуляния и развлечения. Само действо купли-продажи уже было развлечением. Торговали с прибаутками, на замечание покупателя, что у другого товар дешевле, можно было получить «убедительный» ответ: «Купить, что вошь убить, продать, что блоху поймать. Купишь, да кукиш…»

Начиная с 80-х годов 19-го столетия, поселок Грязи становится крупным пунктом по продаже хлебного зерна. Так, например, в течение 1898-го года со станции Грязи было отправлено на продажу 410 699 пудов хлеба на сумму 899 526 рублей ( по ценам тех лет).

Возрождающиеся традиции

Надо отметить, что «предпринимательская жилка» у жителей Грязей не исчезала никогда. Даже в 70-80-е годы ушедшего столетия, когда постоянно притеснялись и закрывались всякого рода «толкучки» и «рынки» - в нашем городе они действовали всегда.

В последнее время в Грязях вступил в строй целый каскад частных магазинов, гипермаркетов и супермакетов, торговых центров. К примеру, только в одном месте улицы Воровского города находятся четыре таких заведения: «Раздолье», «Грязи», «Европа» и «Пирамида». Пользуясь случаем, хочется рассказать о последнем подробнее.

Торговый центр «Пирамида», открывшийся в Грязях год назад - современное здание из стекла и бетона, возведенное по новейшим технологиям с использованием качественных строительных и отделочных материалов. Площадь «Пирамиды» - 850 квадратных метров. В просторных помещениях на двух этажах расположились элитные бутики. Отделы арендовали частные предприниматели, ранее торговавшие на вещевом рынке. Евроотделка в центре по высшему классу, чистота и порядок, стационарное отопление. В летние знойные дни здесь прохладно и уютно - на «полную катушку» работают кондиционеры. Хорошее, приподнятое настроение создают негромкая музыка и большой подбор комнатных растений - «экзотов».

На первом этаже расположены пять отделов. На любой вкус сумки, портфели, женская и мужская одежда, обувь. Немалый интерес вызывает отдел, где торгует частная предпринимательница Ирина Коробова. В ее отделе продаются велосипеды, запасные части к ним, электроинструменты, бензо- и электропилы. Товар обновляется два раза в неделю.

На втором этаже находится отдел «Оптика». Здесь всем желающим помогут подобрать очки по рецептам врачей, подобрать необходимые линзы. Оправы и фурнитура - от отечественных и зарубежных производителей. Представлены модели из Италии, Испании, Франции, Чехии.

На втором этаже работают также отделы по продаже свадебных платьев и нарядов для выпускного вечера, сумок и рюкзаков для школьников. В отделе «Попади в цель!» вашему вниманию предлагается огромный выбор спортивной одежды и обуви. Помимо перечисленного, в «Пирамиде» имеется специальный отдел, выполняющий любые услуги, связанные с компьютерной техникой.

В настоящее время город Грязи Липецкой области является одним из самых чистых и благоустроенных городов Липецкой области. Несколько лет назад он занял третье место во Всероссийском смотре-конкурсе по благоустройству среди малых городов России. Свою весомую лепту в поддержание чистоты и порядка в Грязях вносят и предприниматели города. Во-первых, каждый владелец киоска, магазина, супер-маркета или торгового центра вкладывают немалые суммы в виде налогов в бюджет города; а во-вторых, хозяева малых и больших торговых точек несут ответственность за благоустройство территории, расположенной вокруг их заведений. Надо отметить, что многие из предпринимателей к этому делу относятся с большой ответственностью и старанием: территория вокруг их торговых точек выложена красивой декоративной плиткой, облагорожена красивыми клумбами и цветниками, яркими рекламными щитами, удобными скамейками для отдыха и даже небольшими фонтанами.

Нынешние предприниматели Грязей также занимаются благотворительностью: спонсируют различные мероприятия, детские конкурсы и спортивные праздники, постоянно оказывают помощь пожилым жителям города и района, малообеспеченным семьям.

Несколько раз в год в городе устраиваются районные ярмарки по продаже сельхозпродуктов и промышленных товаров. В них принимают активное участие фермеры, частные предприниматели, различные предприятия и объединения. Цены здесь, как правило, гораздо ниже обычных и торговля идет необыкновенно бойко. На ярмарках выступают участники художественной самодеятельности из сельских и городских домов культуры, проводятся различные конкурсы и аттракционы.

Неузнаваемо преобразился за последние годы и главный городской рынок. Вся торговля здесь происходит под современными, удобными навесами, или на территории трех огромных модулей, выстроенных недавно на его территории.

Источники и литература

1. Архив грязинского краеведа Е.Н.Ненахова. / Грязинский районный краеведческий музей.

2. Бунин И.А. Собр. соч. в 6 томах. Т.5. - М., 1988.

3. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Адрес-календарь Российской империи. Т.2. - М., 1897.

4. «Железные дороги России. История и современность в фотодокументах» (юбилейное издание по случаю 130-летия МПС). Редакторы-составители С.А.Богатко, Т.Л.Пашкова. СПб, 1996.

5. Жирова И.А., Федорова О.Н. Очерки истории предпринимательства в Липецком крае в конце 19 - начале 20 века. - Липецк, 2006.

6. Земледельческая газета «Новое время», издаваемая по Высочайшему повелению. - СПб, 1890. /Библиотека Липецкого областного краеведческого музея.

7. И пыль веков от хартии отряхнув… Хрестоматия по истории Тамбовского края. - Тамбов, 1993.

8. Липецкий Энциклопедический словарь. Липецк, 1995.

9. Липецкая Энциклопедия. Т.1, Липецк, 1999.

10. Материалы Липецкого областного краеведческого музея.

11. Материалы Грязинского районного краеведческого музея.

12. Путешествие по Липецкой области. Центрально-Черноземное книжное издательство. Воронеж, 1973.

13. Родзевич А.И. Спутник пассажира по Юго-Восточным железным дорогам. Вып.3. Орловско-Грязинская и Грязе-Царицынская линии. - М., 1899.

14. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. / Под редакцией В.П.Семенова. Т.2. - СПб, 1902.

15. Сведения, представленные полицейским надзирателем п.Грязи к годовому отчету липецкого уездного исправника о количестве населения, работе заводов и состоянии торговли в поселке. 7 марта 1899 г. ГАЛО. Ф.7. Оп.1. Д.74. ЛЛ.3-4.

16. Тонких В.Б. Грязи. / Библиотека «Грязинских известий», Липецк, 2003.

17. Торговля и промышленность Европейской России по районам. Выпуск 4. - СПб.

18. Хрестоматия по истории Липецкого края. - Липецк, 2004.

19. Шершневич Г.В. Учебник торгового права. СПб. 1914.

20. Экономическое обследование районов, тяготеющих к железной дороге, находящихся в ведении Воронежского порайонного комитета. - Воронеж, 1913.

21. Эртель А.И. Гарденины, их дворня, приверженцы и враги. - М., 1987.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top