Поляк А.И.

В истории российской культуры допетровской эпохи обычно выделяют несколько периодов, определяемых по уровню развития государственно-религиозных институтов, особенностям исторического процесса, доминантным ценностям:

Культура домонгольской Руси (IX-XII вв.), её же можно назвать "Киевской Русью".

Культура времён ордынского нашествия и ига (XIII-XIV вв.).

Культура постордынского периода или культура Московской Руси (XV-XVII вв.).

В эти периоды наиболее значительными, поворотными, этапами в культурном развитии были X, XII-XIII и XVI-XVII вв. Этим периодам предшествовали сложные годы политической и культурной консолидации. На смену Черняховской культуре, "Русколани" "Велесовой книги", постепенно приходит культура киевских полян. Становление, возвышение нового культурного центра - Киева - осуществляется в сложной исторической ситуации.

Сперва готы (350-371), а потом гунны (371-375) подорвали могущество Черняховской культуры. Раскопки показывают следы её жестокого разгрома. Какие-то остатки культуры сохраняются только в лесах. Но постепенно могущество славянских племён восстанавливается: Русь, сохранив силы свои и, "гуннов отразивши, сотворила Край Антов и Скуфь Киевскую". Образование Киевской Руси и Антии устрашило готов, и они ушли "вон к своему краю", как повествуется об этих временах в "Велесовой книге".

Именно к концу IV века относится строительство основной части Змиевых валов, располагающихся на юге Киевской области. Антия, по свидетельству Иордана, располагалась "близ лукоморья Понта от Днестра до Днепра" (анты - это "венды", "вантит", то есть вятичи). В 395-397 гг. готы во главе с внуком Германариха Амалом Винитаром напали на антов, одолели их. Князь Бус с сыновьями и 70 старейшин были распяты. Это отразилось и в "Слове о полку Игореве" как "время Бусово", и в "Велесовой книге" (8. 10. 27). Но Антия устояла.

В IV-V вв., в период готско-гуннских войн, вызывавших интенсивные переселения, у славян наблюдается упадок культуры. В этот период возникают "городища временного типа", а вместо прочных домов, о которых упоминал ещё Тацит, появляются землянки. В результате частых перемен места жительства и освоения новых пространств славяне перешли от прежней переложной системы земледелия на подсечную, когда участок леса выжигался, в течение двух-трёх лет давал высокий урожай, а потом его забрасывали и осваивали новый. При такой системе строить капитальные дома и города было нецелесообразно, поскольку удобнее было время от времени переносить селение ближе к обрабатываемым полям [14.1, с. 306].

К VI в. кризис был преодолён. У славян вновь начинают появляться добротные дома, совершенствуются ремесла. Иоанн Эфесский писал о славянах этого периода: "Они стали богаты, имеют много золота, серебра, табуны лошадей и оружие и научились вести войны лучше самих римлян". Антия установила тесные связи с Византией. Многие из антов достигли в империи высоких чинов. Так, ант Доброгаст стал командующим черноморской эскадры греков. Интенсивно развивались ремесла, строились города. Успешно отражались набеги остатков племён периода готско-гуннского нашествия. В частности, анты вели успешные войны с лангобардами и кутургурами.

Лангобарды (длиннобородые) были последним осколком Великого переселения IV в., вплоть до VI в. они ещё не нашли себе места для постоянного проживания. Авторы Средневековья считали их самыми "дикими" из германцев. Вид у них и вправду был устрашающим. Они не стригли ни бород, ни усов, ни бакенбардов, из-за чего лицо было покрыто сплошной косматой массой. И вдобавок перед боем они красили себе физиономию в зелёный цвет. И, тем не менее, чаще терпели поражения, из-за чего и продолжали скитаться.

"Велесова книга" так описывает столкновение с лангобардами, которые по пути от Эльбы до Паннонии и Италии проходили страну Антаиб (хроника лангобардов): "Ибо мы - Дажьбоговы внуки, и не смеем забывать славу нашу... А за века до того были мы антами после Русколани, а в древности были русами и пребываем сейчас... И та Волынь - первейших родов место, и тогда осерчали воины, и анты Мезенмира одержали победу над готами, разогнав их на обе стороны. А после них потекли гунны, крови славян жаждущие, и готы побратались с гуннами, и с ними на отцов наших напали, и были разбиты и унижены". Готы - это лангобарды, а гунны этого периода - кутургуры [14.1, с. 319].

К этому времени появляется новая опасность - на Алтае складывается новый этнос, тюрки. Сокрушив в 552 г. жужаней, тюрки устремились к Жёлтому морю на востоке, а часть их ушла на запад. Здесь они столкнулись с осёдлыми народами - вар и хиони (хионцты). Они не были монголоидами - они происходили от сакского (скифского) племени Хиаона, то есть были европеоидами (голубоглазыми блондинами). Тюрки их разгромили. Но покориться они завоевателям не захотели, и сами устремились на запад, взяв имя - авары ("обры"). Они разбили антов, убили их князя Мезенмира, нарушив при этом нормы дипломатии. "И так сине море отошло от Руси". В 560-565 гг. авары окончательно разгромили Антию. "Обры" мучили антов. Летопись описывает, как авары запрягали славянских женщин в повозки и ездили на них, заставляли славянских воинов воевать с греками.

Естественно в этих условиях было искать союзников. И славяне нашли их в лице савиров (или сабаров). Они пришли в первой половине VI в. из-за Волги, изгнанные с мест проживания аварами. Прежде они обитали на границе сибирской тайги и степи - как раз они-то и дали этому краю название "Сибирь". Л. Н. Гумилёв считал их этносом самодийского происхождения. Но "Велесова книга" даёт другую версию. В ней говорится, что Сева и Рус - братья, сыновья Богумира, причём Сева - старший брат. Таким образом, предполагается киммерийское происхождение савиров, родственное доскифскому населению Причерноморья. Савиры - не кто иные, как предки северян. Хотя в VI в. они ещё не были славянами и разговаривали на другом языке. "Велесова книга" (IX в.) ещё различает русов и северян, а Нестор (XI-XII вв.) русов уже не выделяет, так как они входили в состав северян.

Археологи подтверждают, что вплоть до VIII-X вв. область обитания северян не была чисто славянской, в ней жили пришельцы с востока, постепенно славянизирующиеся. Поскольку "север" поселился на территории русов, то и земля эта стала называться "Русью", "Северской Русью" с центром в Чернигове. Именно Чернигов был центром культуры славян, а не Киев и Новгород. К VI - началу VII вв. в районе Ладоги и Нарвы уже жили славяне (в одном из поселений обнаружена монета 617 г.).

Из всех восточнославянских племён кремация была характерна только для славян, соседних с ними кривичей и жителей земли северян - бывшей территории Русколани. А все остальные - поляне, древляне, волыняне, радимичи, вятичи - своих покойных хоронили в земле [14.1, с. 288].

К концу VI в. (в 570 г.) с востока надвигается новая опасность - появились знамёна с "золотой волчьей головой" - знаки тюрков, преследующих аваров - "своих рабов". В Прикаспии они вбирают в себя хазар - народ европеоидного происхождения, ведут успешные войны с Византией, с аварами. В этот период часть славянских племён переселяется на границы Византии (610-620), образовав ветвь южных славян. Имя анты - исчезает со страниц истории. В Македонии и на Пелопоннесе появились поляне, смольняне, кривичи, древляне - осколки Антии. А часть антов ушла на север, в лесную зону. Они занимали долины рек, занимаясь земледелием. Но не водоразделы, как финские племена: мордва, черемисы, чудь - "лесные племена".

В VII в. на всём протяжении Европы и Азии бушевали войны. Сложились две коалиции - Аварский каганат, Персия и Восточный Тюркский каганат, с одной стороны, и Византия, Западный Тюркский каганат, Китай - с другой. Война началась в 626 г. В неё оказались втянуты и мелкие племена, княжества. После 630 г. авары исчезают. Но в результате этой "мировой войны" образовалось новое государство - Хазарский каганат. Постепенно он усиливается, подчиняя своему влиянию и Киев полян, и земли русов (северов). Дальнейшему их возвышению препятствуют арабы (VIII в.) вторгшиеся на земли Закавказья. В IX в. война хазар с арабами уступила место торговле. Арабские купцы, проникая на север, отмечают три сильных славянских государства: Куяба (то есть Киев), Арсания (то есть земли северов-русов), и Славия (прибалтийская земля вендов - новгородских славян).

Персидская рукопись IX в. рассказывает о Киеве полян "Одна часть их - рыцарство. Жрецы пользуются у них уважением. Они ежегодно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли. Город Куяба - пребывание царя. Там выделывают разнообразные меха и ценные мечи...".

В северской земле происходит возвышение Чернигова, который основал князь Чёрный, похороненный в погребении Чёрная могила, раскопанном впоследствии археологами. Своё государственное образование было у новгородских славян, а также у вятичей, древлян и др.

Ибрахим ибн Якуб свидетельствует: "Славяне строят большую часть своих городов таким образом: они направляются к лугам, изобилующим водой и зарослями, и намечают там круглое или четырёхугольное пространство, в зависимости от величины и формы, которую желают придать городу. Затем они выкапывают вокруг ров и выкопанную землю сваливают в вал, укрепивши его досками и сваями, наподобие шанцев, пока вал не дойдёт до желаемой высоты. Тогда отмеряются в нём ворота, с какой стороны им угодно, а к воротам можно подойти по деревянному мосту". Улицы городов часто оборудовались деревянными мостовыми, как это было в Новгороде.

Адам Бременский называет прибалтийский Волин (Ваннета) "самым большим из всех городов Европы". Славились Ретра, Микелин, Аркона, Прага - город, выстроенный из камня и извести, который "есть величайший из городов торговлей" (ибн Якуб). У восточных славян были известны города Киев, Ладога, Старая Русса, Смоленск, Любеч, Чернигов, Изборск, Искоростень и др.

Уже с VII-VIII вв. прежнее подсечное земледелие повсюду заменилось трёхпольем. При вспашке применялась соха со стальным наконечником. Ибн Якуб земли славян называет "наиболее богатыми продуктами питания", и что славяне "намного превосходят все северные народы". Многие отмечают "чистые и нарядные избы славян", пишут, что их "постройки отличались красотой".

На Северщине, то есть на Черниговщине, обнаружены наиболее совершенные по исполнению предметы древнерусского искусства в дохристианском стиле. На землях северян обнаружена "Велесова книга", северянином был легендарный Боян, "Велесов внуче", "соловей старого времени"; на Северщине создавалось "Слово о полку Игореве", рязанский монах Софоний, создавший "Задонщину", был брянским боярином, то есть северянином по происхождению. По подсчётам Владимира Чивилихина, в Северной земле было больше городов, чем во всех других русских княжествах.

Высокой культуры достигли вятичи. Известны такие вятичские города, как Девягорск, Дедославль, Домогощ, Карачев, Козельск, Коломна, Колтеск, Кремы, Любыньск, Москва, Трубеч и др.

К этому времени политические и культурные различия между славянскими племенами ещё сохранялись. Археологами была составлена карта находок украшений различного типа, главным образом, височных колец - непременных украшений славянских женщин. Она была сопоставлена с картой расселения славянских племён и полностью совпала: находки колец определённого типа не пересекают границы земель соответствующего племени. Так, для вятичей были характерны кольца с семью висящими лепестками.

Остаются и междоусобицы племён - каждый племенной союз претендовал на первенство. Лишь политическое объединение вокруг Киева позволило сложиться русскому этносу. Поляне последний раз упоминаются в летописях в 944 г., дреговичи в 1199 г., радимичи в 1199 г., северяне в 1183 г., вятичи в 1197 г. Названия всех этих этносов вытесняются терминами "русские", "русичи", которые применяются к населению Киевской Руси. На место былых племенных названий - поляне, словене (новгородские), древляне, радимичи, северяне, дреговичи, кривичи, вятичи, включая и угро-финские этносы - чудь, мери, весь, приходит одно самоназвание - "русские".

Сложилось единое, централизованное государство - Киевская Русь.

Инициатором объединения выступили новгородские словене. В IX в. вокруг Новгорода сложилась коалиция племён, куда входили как славянские, так и угро-финские племена: славяне, кривичи, русь, чудь, весь, дреговичи (Иоакимовская летопись), противостоящая варягам, "находникам".

В VIII в. на севере Европы закончился раздел земли. Теперь земельный надел наследовал старший сын (майорат), младшим ничего не оставалось делать, как идти в "вик" - военное поселение, лагерь. Сложилось движение викингов - "детей вика". Они искали удачи на путях войны, разбоя. Им противостояли хевдинги - соотечественники, оставшиеся на земле. В Византии выходцы с Балтики, служившие наёмниками у греческих императоров, назывались "вэрингами", или "ворингами", - "принёсшими клятву", то есть они были профессиональными воинами, связанными присягой с предводителем. Отсюда произошло слово "варяг". В Европе их называли "норманнами" - "людьми севера". На Руси норманнами называли не всех варягов, а лишь норвежцев. Таким образом, слова "варяг", "викинг", "норманн" выражают род занятий - это свободные воины, занимающиеся разбоем, грабежом, наёмники, - а не этническую принадлежность. Варягов издавна привлекали земли Новгорода, потому что по ним проходил путь из "варяг в греки", что позволяло достичь Византии быстрее и легче, чем морским путем вокруг Европы. Варяги обложили данью северные земли Руси, что вызывало яростное сопротивление, их неоднократно изгоняли, но они приходили вновь. В середине VIII в. пресёкся род Новгородского князя Гостомысла и новгородцы призвали на княжение его внука по дочерней линии, сына князя рарогов, входивших в союз бодричей западных славян, Рюрика. Рюрик к тому времени стал известным викингом, ходившим в набеги на Испанию, Англию, доходившим до Африки. В 862 г. он принял предложение и со своим родом и дружиной прибыл в Новгород. Его женой была Ефанда из рода норвежских королей, а её брат, Олег, стал опекуном наследника Игоря и получил прозвище Вещий. Рюрик начинает подчинять города своему правлению, он повёл активную борьбу с хазарами. Рюрик принёс на Русь и обычаи, характерные для западных славян и викингов. В частности, от варягов пошёл ритуал человеческих жертвоприношений, захоронение кремацией в ладье.

Рюрик предпринимает энергичные меры для освобождения от варяжского засилия Киева и подчинения его себе, но не успевает этого сделать, умерев в Новгороде в 879 г. Задачу объединения русских земель решает князь Игорь. В 882 г. его энергичный сановник Олег захватывает Киев и освобождает от хазарского подчинения земли северян, уличей и тиверцев, предпринимает поход в Константинополь. Киев стал политическим центром объединённых славянских племён Восточной Европы.

Характерные черты и особенности культуры Киевской Руси

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох.

Прежде всего, это культура цивилизации, отличающаяся от культур варварских. Все попытки заложить основы прочной цивилизации, добиться самостоятельности оказывались до сих пор безуспешными: Русь занимала пограничное, промежуточное положение между земледельческими цивилизациями Европы и кочевыми, скотоводческими, варварскими по сути культурами Азии. Сарматы, гунны, авары, позднее печенеги и половцы оставались варварскими народами. Поэтому Русь выступала в определённой степени щитом, ограждавшим Европу от натиска с востока, принимая на себя первый удар. Культура Руси - это культура "пограничья", форпоста.

В этот период родоплеменные отношения находятся в упадке, падает власть племенных вождей, растет социальная дифференциация. Складываются новые формы собственности на землю, что требовало оформления в правовой, юридической регламентации и идеологического оправдания. На Руси, как и в Европе, возникает феодализм, но этот феодализм отличался своеобразием.

На Руси не было рабовладения, или, вернее, рабство не имело производственного характера, оно оставалось патриархальным, домашним. Поэтому переход к феодализму отличался от аналогичных процессов, происходивших в Римской империи. Но феодализм на Руси отличался и от аналогичного уклада, складывавшегося в Европе. На Руси не сформировалось, в отличие от Западной Европы, системы вассальных отношений.

Земля не являлась объектом купли-продажи. Она выступала как "вотчина" - общая, коллективная собственность рода, а не князя лично. Наследование вотчинных земель определялось по старшинству внутри рода Рюриковичей. Главная функция князя - "держать вотчину до последнего вздоха", так определил её съезд князей в Любече в 1097 г.

Наряду с вотчинной землей существовали и другие коллективные формы землепользования - общинная крестьянская (вервь) и церковная, монастырская. В частной собственности земли не было.

Зависимость крестьян от князей была небольшой, сохранялась относительная самостоятельность крестьянства, так как во владении крестьянской общины оставалась своя, общинная, земля. Отсюда медленное развитие феодальных отношений, их сочетание с общинными. Не было и жёсткого обособления феодального сословия.

Общинная собственность на землю и семейное пользование ею привели к тому, что в крестьянском хозяйстве огромную роль играла семья (семейственность как форма коллективизма) и её глава - патриарх. Патриархальность проникла глубоко в поры народной культуры, где последнее слово оставалось за главой рода, патриархом. Поэтому огромную роль играло старшинство, господство старших.

Для Руси характерен был пёстрый этнический состав населения, полиэтнизм. Здесь в политических рамках объединились славяне, угро-финские, германские, иранские, тюркские этносы, что приводило к полиэтнизму культуры. Многообразные по этническим характеристикам культуры объединила, сплотила культура Руси, придала им основные характеристики.

Политические распри князей не затрагивали низы общества, которые были к ним равнодушны. Поэтому идеи сепаратизма, автономии не получили распространения в народе, где господствовали идеи единства, общего исторического корня. Но низы оставались равнодушными и к большинству сфер государственной деятельности, что приводило к антиэтатизму. Поэтому реформы, предпринимаемые верхушкой общества, не встречали понимания в массах, вызывали скрытое и явное неприятие. Так, недовольство вызвали как языческая реформа князя Владимира, так и последовавшее в 988 г. крещение Руси и принятие православия. Это привело к тому, что христианство насаждалось "сверху". Оно долго не пользовалось авторитетом, оставаясь чуждой религией. Христианство распространялось "сверху" - в социальные низы, из города - в деревню, из центра - на периферию.

Принятие христианства - это первая попытка "модернизации" культуры Руси, при которой была воспринята та духовная, идеологическая культура, которая в наибольшей степени соответствовала требованиям новой цивилизации. Но, в то же время, это была и первая попытка применения модели "догоняющего" развития. У многих соседних народов - греков, германцев, хазар - уже имелся опыт развития цивилизации и государственности. Развитие славянских племён в пределах конфедерации, временных, неустойчивых союзов грозило потерей самостоятельности. Необходимо было найти формы политического объединения, и такие формы были найдены в виде создания единого централизованного государства. Отсюда огромнейшее влияние, которое оказывали на Русь политика и государство, играющее конструктивную, созидательную роль. Особенности формационных отношений феодализма наложили свой отпечаток и на все другие формы культурных связей.

Самобытность культуры России проявляется в ряде факторов.

Это прежде всего аграрная, земледельческая культура, причём расположенная в зоне рискованного земледелия. Здесь периодически, раз в 4-5 лет, из-за погодных условий урожай погибал почти полностью: причиной были ранние морозы, затяжные дожди, на юге - засуха, нашествия саранчи. Это порождало необеспеченность существования, угрозу постоянного голода, сопровождающие всю историю Руси, России.

Длительность трудового цикла, его огромная энергозатратность. Если в Исландии среднегодовая температура воздуха равна 0,9оС и на каждого жителя необходимо примерно 9 тонн условного топлива (ТУТ) в год, а в среднем по миру, соответственно 5,5оС и 3 ТУТ в год. Россия - самая холодная страна в мире. На одного жителя расходуется 8 ТУТ в год, то есть в 3 раза выше общемирового уровня. Но Исландия не занимается земледелием! Для достижения при наших морозах среднеевропейских показателей нам надо тратить 19 ТУТ на жителя в год, то есть поднять энергопотребление в два с лишним раза! Отсюда проистекает особая старательность, трудолюбие, терпеливость русского крестьянина. Ему чужды вспыльчивость, неуживчивость степняка, готовность "к перемене мест". Для русского характера любовь к Родине, патриотизм, начинается с любви к той территории, на которой он родился и где прошли его детские и юношеские годы. В основе русского патриотизма лежит связь с землёй.

Своеобразием отличалась и городская система. Русь в скандинавском эпосе называлась Гардарик - "страна городов". Во время похода Олега Вещего на Царьград князь потребовал "дати уклады" на русские грады: первое на Киев, так же на Чернигов, на Переяславль, на Полоцк, на Ростов, на Любечь и на прочие города, потому что "по тем бо городам седяху велиции князи под Олгом сущи", - свидетельствует "Повесть временных лет".

Таким образом, города - центры, где сидели "великие князья", то есть князья союза племён. Эти князья подчинялись центральной власти, но могли проводить и самостоятельную политику, их города были самостоятельными государствами, городами-государствами. И. Я. Фроянов отмечает наличие полисной системы в Древней Руси. Город являлся самостоятельным политическим и культурным целым, который "сожал" своего князя, то есть выбирал его, нанимал, а мог и прогнать. Русские города возникали в результате развития села или группы сёл. Они вырастали вокруг капищ, кладбищ, мест вечевых собраний - "городских концов", возле сакральных мест. В Древней Руси происходило "нечто похожее" на синойкизм античности. Так, Новгород возник в результате слияния совокупности родовых поселков, так называемых "концов", которые долго ещё сохраняли самостоятельность.

Города первоначально складывались на родоплеменной основе, они выступали как политические, культурные центры племён, или союзов племён: Киев - полян, Новгород - славян, Ростов - мери и, вероятно, кривичей, Любечь - северов (северян), Полоцк - кривичей, Искоростень - древлян.

На первых порах города имели аграрный характер и лишь со временем превращались в центр ремесла и торговли. В города входили и земли, административно им подчинённые. Летописи постоянно упоминают как единое целое "города и веси". Наряду с главным городом племени, где сидел "великий князь", имелись и другие города, которые постепенно попадали под влияние киевского князя. Политическая культура на Руси в IX-X вв. включала в себя трёхступенчатую систему управления:

Князь, вождь, военный предводитель, наделённый религиозными (Олег Вещий - князь-жрец) и судебными функциями ("Правда Ярослава") - верхний уровень управления.

Совет племенной знати, главы родов - "старцы градские" - средний уровень.

Народное собрание, "вече" - нижний уровень управления, самоуправление.

Но такая же структура была характерна и для политической культуры Древнего мира. Например, у Гомера мы также встречаем совет "старцев". Таким образом, существует определённая стадиальная близость развития культуры в цивилизациях Древнего Востока, Античности и Киевской Руси.

Особенностью Руси этого периода было то обстоятельство, что "князья", "нарочитые люди", то есть племенная верхушка, ещё находились под общественным контролем; "вече", народное собрание, ещё играло роль важнейшего инструмента влияния на государство, хотя племенная власть уже "держала землю".

Приоритет политического начала в период становления культуры Киевской Руси опирался на развитое нравственное сознание народа, опирающегося на прочные традиции. В культуре Руси нравственное начало играло самодостаточную роль.

Все случаи трагической гибели правителей в распрях: истории Бориса и Глеба, князя Василька, Василия Тёмного, как и нравственное смятение Ивана Грозного, тщательно запоминались, описывались в летописях. Они служили объектом порицания, знаком памяти, нравственного осуждения. На Западе всё было иначе. "История Франков" Григория Турского полна описания трагических событий: убийств членов королевского рода, интриг, предательства. Это - естественный фон истории. И воспринимается он с фатальной обречённостью, как необходимое следствие греховности человека. Трагедия - не осуждается. Зло - неизбывно, но лишь ограничено - кругом христианского, формального, запрета.

Таким образом, формальное христианское осуждение подавляет естественное нравственное борение против несправедливости и зла. Культура перепоручила христианству функцию осуждения и освободила самого человека от поиска справедливости и добра. Христианство сублимировало, сняло необходимость индивидуальных поисков, личной борьбы, возвело всё в готовые формы.

Рассматривая особенности культуры Древней Руси, или, как её ещё

называют, Киевской Руси, мы можем отметить ряд этапов в её становлении и развитии.

Первый этап связан со складыванием предпосылок к её возникновению. Он характеризуется возникновением нескольких культурных, политических центров городской культуры: Киева, Новгорода, Любеча (у северян), Изборска и др. Этот период охватывает V-IXвв. и завершается объединением славянских земель по инициативе новгородцев, превращением Киева в политический и культурный центр.

Второй этап охватывает IX-XII вв. - время развития культуры Киевской Руси, достижения ею современных культурных форм. В конце XII - начале XIII вв. культура Киевской Руси переживает кризис: исчерпала свои производительные возможности система подсечно-огневого земледелия. Переход к пашне требовал изменения севооборота (введения трёхполья), а значит, резервного фонда пахотной земли, а также интенсивного ведения скотоводства, как источника удобрений, что в лесной зоне упиралось в неразвитую кормовую базу. Кризис аграрной культуры обусловил кризис экономический и политический. Начинают проявляться местнические настроения, растёт сепаратизм, усиливается феодальная раздробленность. Культура Руси стояла перед новым Вызовом, на который необходимо было дать Ответ. Но Ответ - запоздал.

Третий этап в развитии культуры определяется во многом внешними факторами. В начале XIII в. Русь подверглась татаро-монгольскому нашествию, что привело к разрушению, уничтожению культурных ценностей, потере огромнейшего культурного наследия и политической независимости. Начался новый период развития культуры, культуры Московской Руси, её превращения в культуру России.

Достижения и ценности культуры Киевской Руси

Важнейшим достижением культуры Киевской Руси является освоение огромнейшего пространства северо-востока Европы, утверждение здесь земледелия, преобразование природного ландшафта, придание ему культурного, цивилизованного облика: строительство новых городов - центров культуры, прокладывание дорог, возведение мостов, путей, связывающих отдалённейшие уголки некогда дремучих, "нехоженых" лесов с центрами культуры.

Другой, не менее важной, исторической ценностью является принятие православия и преобразование языческой культуры. Православие сыграло двойственную роль в развитии культуры Руси. С одной стороны, оно во многом искореняет наследие языческой Руси, обедняет историческую память народа, придаёт забвению сложный мир её мифологических образов. Но несомненна и его прогрессивная функция, особенно на начальных этапах её развития. В период татаро-монгольского нашествия именно православие явилось духовным центром, позволившим сохранить культурную самобытность Руси, организовать нравственный отпор завоевателям, выдвинуть цели национального Возрождения. Но по мере становления культуры Нового времени роль православия падает, оно замещается новыми формами культурного творчества, центрами инновационных изменений.

С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965 г., то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице. Поэтому Псков иногда называли "Домом святой Троицы", а Новгород - "Домом святой Софии". В Киеве ещё в 952 г. появилась деревянная София, воздвигнутая Ольгой, она сгорела в 1016 г. и на её месте, уже при Ярославе Мудром, была построена каменная София . Она была "о 13 версях" - о 13 главах, куполах, как символе "Христовой и Апостольской церкви" (1 + 12 апостолов). Многие храмы периода Киевской Руси сгорели, были разрушены в период монгольского нашествия. Среди сохранившихся могут быть названы храм Покрова на Нерли (рис. 14.8), Дмитриевский собор (1194-1197). Покрытый сложной каменной резьбой, Дмитриевский собор из 566 изображений имеет только 46, непосредственно связанных с христианской тематикой. Это свидетельствует о том, что на Руси долго ещё сохранялось "двоеверие". Официальная "православность" и реальное "язычество" уживались в одних памятниках культуры. Культурное развитие цивилизации невозможно без появления письменности, распространения грамотности, книжного искусства. Своя система фиксации информации появляется у славян задолго до православия. Это находит своё выражение в словарном составе языка. Мы до сих пор говорим: "Завяжи узелок на память", забывая, что это "крылатое" выражение когда-то отражало реальное культурное достижение - способ "узелковой" фиксации информации, известный и другим народам. В частности, у инков с помощью такой системы, получившей название "кипу", передавались сложные исторические и художественные тексты. Другим выражением, отражающим способ передачи информации, является пословица "Заруби себе на носу". "Нос" в данном случае - это не часть лица, а дощечка, которую носили с собой, чтобы наносить зарубки память о тех или иных фактах.

Имеются свидетельства, что применялась и иная система записи, известная как "черты и резы", или славянские руны. Тексты договоров, заключённых с греками, писались также и на русском языке. Заслугой православия, несомненно, явилась та помощь, которую оказала Византия в придании русской письменности - "глаголице", совершенных форм, создании "кириллического" алфавита, отвечающего и потребностям языка того времени, и звуковому составу славянского языка, и даже современным нормам языка. Константин Философ (Кирилл) и Мефодий ещё до создания своего алфавита, который получил название "кириллица", видели в Корсуне у какого-то "русина" книгу, написанную "руськыми" письменами, которые, однако, были понятны Кириллу.

Создание современной письменности способствовало складыванию единого русского языка. Русский язык как национальный стал складываться очень рано. Он берёт своё начало от "словенского", "славянского" языка. Киевская Русь, будучи разноплеменным образованием, имела один государственный язык - "русский", он же "словенский".

"...а словенск язык и руський один... а ше и поляне звахуся, но словенская речь бе", - свидетельствует "Повесть временных лет". Таким образом, этот язык существовал ещё у полян, в полянском Киеве, и Киев русский продолжает его развивать и совершенствовать. Термин "руський" применительно к языку был зафиксирован в летописях в ХI в. При сопоставлении этносов и языков мы должны помнить, что они в то время отождествлялись. Поэтому, когда в летописи говорилось, что "словяне" и "русь" суть один язык, это означало, что это один народ. Вспомним, что ещё А. С. Пушкин писал: "и назовёт... всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн..." Русский язык был единым, общим, государственным языком Киевской Руси. И сегодня мы можем прочитать тексты, записанные более 1000 лет назад.

Русский язык сложился на обширной территории от Карпат до Волги; лексика, правописание, грамматика были общими. Ещё в XIII в. французский язык был понятен населению Иль-де-Франса, а обширные окраины Франции говорили на каталонском, баскском, бретонском, фламандском, провансальском языках. Северные и южные немцы не понимали друг друга ещё и в XIX в. Бисмарк создал армию, где солдаты говорили на разных языках.

Для письменности русские использовали специфический материал - берёсту. Берестяные "грамоты" найдены в Новгороде (много), Смоленске (10), Витебске (1), Пскове (3), Старой Руссе (13), Мстиславле, на Замковой горе в Могилёвской области. Следует отметить, что берёста исконно использовалась индоевропейцами для записи и рисунков. Так, у ариев "веда ведовства", "Атхарваведа", была записана на берёсте [14.7].

В Киевской Руси русский язык был единственным - разговорным и богослужебным, письменным и устным, церковным и государственным, в то время как в Западной Европе церковь насаждала латынь, что тормозило развитие языка и культуры и повсеместно приводило к протестам. Так, "Остромирово Евангелие" было записано в 1050-1057 гг., а создано ещё раньше и на русском языке. А вот первое литературное произведение, к тому же переведённое на польский язык с латыни - "Псалтырь королевы Ядвиги", появилось в Польше только около 1400 г. Только в XVI в. в Польше стала зарождаться национальная литература. И вина за это падает на католичество: католическая церковь утверждала, что "известны только три языка, на которых достойно славить бога в книгах: еврейский, греческий и латинский..." Кирилл - Константин Философ на это отвечал: "не посылает ли бог дождя одинаково для всех? А также и солнце не светит ли для всех? И не возникаем ли все одинаково? И как вы не стыдитесь, признавая только три языка и повелевая, чтобы все другие народы и племена были слепы и глухи? Поясните мне, считаете ли вы бога бессильным, не могущим дать всё это, или зависимым и потому не хотящим (дать всё это)?"

Раннее складывание единого языка породило обширную русскую литературу. Ей предшествовало богатое народное творчество, создание былин. В IX-X вв. были созданы былины о Михаиле Потоке, об Илье Муромце, о Ставре Годиновиче, о Даниле Ловчанине, о Дунае, об Иване Годиновиче, о Вольге и Микуле, о Добрыне, о женитьбе Владимира и др. Ни один народ не знает такого многообразия былин в это время, их обилия. С одной стороны, в них сохраняется память о более давних временах истории славян; с другой - это творчество, в котором отражалась действительная, актуальная история. Для русских былин характерен ряд особенностей.

В былинах церковное, православное влияние - минимально. Они полны языческих символов, героев, образов. В них преобладает светское, мирское содержание, а не церковное, сакральное.

Былины сохраняются в устной традиции на протяжении почти 1000 лет.

 В период позднего средневековья русскую литературу обогатили новые замечательные произведения: "Задонщина" Сафония, "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, "Сказание о Мамаевом побоище", сочинения Ивана Грозного ("Переписка с Курбским"), Ивана Пересвета и Аввакума Петрова, "Повесть о Горе-Злосчастии".

Сравнение, сопоставление этих произведений показывает, что это - плоды единого литературного процесса, который не прерывался на протяжении почти тысячелетия, но лишь затормозился во время монгольского ига.

Русская литература очень рано осознала общность земли русской, русского народа. В "Слове о полку Игореве" уже нет племенных упоминаний, зато "Русская земля" упоминается 20 раз! Это характерная черта русской литературы, главное в ней - судьба страны, земли, родины и народа. "Светло светлая и украсно украшенная земля русская!" Этого мы не встретим ни в одной европейской литературе! "Патриотизм" - это изначальная тема, черта русской культуры. Только в 1353 г. у Петрарки появится гимн, обращённый к Италии, как Родине.

Летописание Х в. распадается на две формы: светскую и церковную. В светском летописании выделяются:

 "сказы", сказания о князьях: Игоре, Святославе, Ярополке и других, то есть это - дружинно-рыцарский цикл (эти сказания - продолжение славянских "слав");

летописания - хроники дел: походов, нашествий, княжеских собраний и т. д.;

тексты договоров.

Летопись появляется там, где возникает государство, цивилизация. В чём отличие русской летописи? В универсальности, летопись - совокупность разнообразных знаний; они включали в себя сведения из мифов, истории, художественной литературы, устного народного творчества. На Руси летопись велась в больших масштабах, были летописи и княжеские, и церковные, причём велись летописи не только в княжеских городах, но и в уделах. Таким образом, летопись была всеобъемлющим, единым, повсеместным явлением на Руси.

Многие летописи сгорели, погибли во время татаро-монгольского нашествия. Другие погибли во время пожаров, частых на Руси. Так, в имении В. Н. Татищева сгорело 5 летописей, в том числе Раскольничья и Галицынская. В 1812 г. в пожаре Москвы погибла уникальная Троицкая летопись, одновременно погибли рукописи Мусина-Пушкина, в том числе и рукопись "Слова о полку Игореве".

Предметов культуры Древней Руси дошло до нас немного. Русских мечей XI-XIII вв. сохранилось всего 183, а шлемов - ещё меньше, хотя их очень берегли. Ещё тяжелее судьба книг, икон: они гибли чаще всего в огне пожаров, возникавших и случайно, и в результате военных действий. В 1382 г. при нашествии Тохтамыша на Москву кремлёвские церкви были полны "до строп", то есть доверху, до крыши, книгами и иконами - всё сгорело . В 1547 г. Москва почти вся выгорела, в 1612 г. Москву сожгли поляки, в 1812 г. - французы. Но и в XVIII - середине XIX вв. монахи жгли рукописи как ненужную дрянь, топили в Волхове, гноили в сырых подвалах.

В то же время то, что удалось сохранить, отыскать, изучить, вызывает восхищение. В Государственном Историческом музее в Москве хранится оправа с крестовидной прорезью, которую специалисты считают верхом совершенства средневековой русской ювелирной техники. Вот как описывает её Б. А. Рыбаков: "Между двенадцатью камнями, оправленными в золото, мастер устроил целый цветник из миниатюрных золотых цветов, посаженных на спиральные пружинки в 4-5 витков, припаянные только одним концом к пластинке. Спиральные стебельки были сделаны из рубчатой золотой проволоки. Цветы имеют по пять тщательно сделанных лепестков, фигурно вырезанных и припаянных к пестику. На пространстве в 0,25 см2 рязанский мастер ухитрился посадить от 7 до 10 золотых цветов, которые колыхались на своих спиральных стеблях на уровне лиловых самоцветов".

Список Использованной Литературы

1) ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Составители: Б. Ю. Иванов, В. М. Карев, Е. И. Куксина, А. С. Орешников, О. В. Сухарева; Москва, 1999. 596 стр

2) Московское государство XV - XVII вв. по сказаниям современников-иностранцев: 2-е издание / Сост. Н.В.Бочкарев. - Москва: «Крафт+», 2000

3) Хронология русской истории. Энциклопедический справочник

   Франсис Конт (руководитель проекта)

   Москва., Международные отношения, 1994, 304 стр.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top