Кузьмин В.А.
«История в некотором смысле есть священная
книга народов: главная,необходимая;зерцало их бытия
и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству;
дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
Н.М.Карамзин
История – это наука о прошлом. Поэтому нужно отметить, что при появлении новых или мало известных источников и фактов, каждый современный исследователь в области истории может изменить историческое прошлое или поменять многие исторические события. В крайнем случаи, новый исследователь в области исторической науки может заставить пересмотреть и обратить внимание на то или иное историческое событие иначе.
Так в Российской историографии давно сложилось мнение, что последний представитель старшей ветви Рюриковичей прежних московских князей царь Федор Иванович (1584-1598 годы правления) был слабоумным, набожным человеком и не способным к управлению государством. Поэтому в связи с устойчивым мнением о ,,недееспособности” царя Федора – сначала правил за него установленный еще при отце Иване IV Грозном регентский совет, а затем близкий родственник шурин царя Федора Борис Федорович Годунов. Такое мнение о царе Федоре Ивановиче сложилось с подачи большинства отечественных историков, которые основывались на иностранных и русских источников. Примечательно ещё то, что данные источники, на которые опирались историки, практически не подвергались критике.
В настоящее время, лишь один исследователь кандидат исторических наукЛ.Е. Морозова говорит о натянутости и предвзятости этого установившегося исторического мнения о ,,недееспособности” царя Федора Ивановича. Используя кроме некоторых иностранных и русских сочинений конца XVI в. и первой половины XVII в. (к которым относится с не доверием), она использовала весомые доказательства – архивные документы, в которых не прослеживается упоминание о слабоумии Федора, а наоборот они подчеркивают самостоятельность царя Федора.1 В этом принципиальное отличие критического подхода Е.Л. Морозовой от прочих исследователей, которые в своем мнении о царе Федоре Ивановиче опираются практически только на сочинения иностранных и русских современников царя.
Царь Федор Иванович глазами иностранных современников
По сочинениям иностранных авторов мы можем сделать следующую характеристику о царе Фёдоре Ивановиче, что он был человеком слабоумным, робким и кротким, очень набожным и неспособным к управлению государством. Надо так же отметить, что эти иностранцы приписывают всё управление государством не царю Фёдору Ивановичу, а Борису Годунову, родственнику и хорошему политическому деятелю того времени. Изучая данную иностранцами характеристику царю Фёдору Ивановичу, нам стоит разобраться, насколько она была справедлива и реальна.
Очевидцы. Наиболее полную характеристику занятий царя Федора из всех иностранцев даёт Дж. Флетчер, побывавший в Росси 1589 году. Так по утверждению Флетчера, царь Федор вставал в 4 утра (счет часов начинался с восхода солнца), вместе с духовником молился перед образом того святого, чья память отмечалась в тот день, потом шел к царице Ирине, спрашивал ее о здоровье и вместе с ней шел в храм к заутрене. После этого в приемных покоях встречался с боярами и занимался делами. В 9 часов шел к обедне в храм. В 11 часов обедал, затем отдыхал. После вечерней службы шел в баню. Оставшееся до сна время проводил с царицей, слушая песни, сказки, смотрел выступления скоморохов или карликов. Любимым развлечением были кулачные бои, борьба людей с медведями и выступления дрессированных зверей.1В этом сообщении Флетчера как мы видим и как сам отмечает автор, что у царя Фёдора была отрешенность от мирской суеты, склонность к монашескому образу жизни и увлечение только духовным. Но, изучив быт и нравы русского народа в XVI-XVII столетиях надо сказать, что Флетчер преувеличил. «Для русского человека того времени было характерно согласовывать свой домашний образ жизни с богослужебным порядком и в этом отношении делать его похожим на монашеский. Вставая ото сна, русский тотчас искал глазами образа святых, чтобы перекреститься и взглянуть на них, сделать крестное знамение считалось приличнее смотря на образ. Если день был праздничный, тогда шли к заутрене, и благочестие требовало, чтобы встать ещё ранее и придти в церковь со звоном ещё до начала служения заутрени». К тому же, как мы могли заметить – царь Фёдор Иванович любил всевозможные развлечения (в особенности борьба людей с медведями), но такой образ жизни Федора, наоборот свидетельствовал о том, что он не был чужд мирским утехам и не склонялся к аскетизму.
Рассматривая сочинения иностранцев, нам могут встретиться некоторые моменты здесь, которые противоречат друг другу. Так, например надо отметить то, что польский посол Лев Сапега описывает Федора, что ‹‹Царь мал ростом, довольно худощав с тихим, даже подобострастным голосом, с простодушным лицом», а Флетчер пишет что «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович), относительно своей наружности, росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен», то есть не худым. Из этого замечания мы можем выделить то, что один из иностранцев все же не видел царя или так сильно хотел опорочить Федора, что исказил правду на оборот. Также в характеристике Флетчера мы можем заметить явное противоречие: с одной стороны, он утверждает, что Федор «прост и слабоумен», а с другой «весьма любезен и хорош в общении». Данные качества вряд ли совместимы, поскольку искусство общения, особенно с иностранными дипломатами, присуще умным и образованным людям.
Как мы уже могли заметить, в сочинениях иностранных авторов присутствуют много противоречивых моментов, которые опровергают их сведения о ,,недееспособности” царя Федора. Поэтому мы попытаемся разобраться, а были ли вообще у иностранных современников причины отрицательно писать о царе Федоре. Рассматривая польского посла Льва Сапеги, который прибыл в Россию 1584 году отнюдь не с дружеским визитом и долго прождавшего приема от царя Федора уже мог сложить плохое отношение к нему. В связи с победой 1582 году Речи Посполитой в войне с Россией (закончившийся в последние годы правления Ивана Грозного), Сапега требовал от царя Федора 120 тыс. золотых за московских пленников, а литовских освободить без выкупа и чтоб жалобы литовских людей были удовлетворены, а так же чтобы Федор исключил из своего титула Ливонский. Царь Федор выполнил не все требования польского посла Сапеги. Он отклонил польские жалобы, которые относились ко времени Ивана Грозного, сcылаясь на то, что не пригоже вспоминать старое, так как и у русских есть обиды на поляков. А титул Ливонский перешел Федору от отца вместе с титулом царя. Таким образом, Сапега остался не доволен разговором с царем, так как ,,новоизбранный” царь Фёдор Иванович не хотел выполнять полностью все его требования.
Говоря о посольстве Николая Варкоча в Россию 1589 г., которыйписал об царе Федоре негативно, надо отметить, что он был послан найти поддержку у русского царя в решении вопроса о создании антитурецкой лиги, которая должна была объединить многие христианские европейские страны, в том числе и Россию. Но в ходе переговоров c царем и российским правительством он не получил долгожданного ответа. Также Варкочу было поручено от Рудольфа II задание – разузнать, каково содержание завещания Ивана IV и нет ли шансов у представителя Габсбургского дома на занятие московского престола ввиду отсутствия наследника у царя Федора Ивановича. Поэтому чтобы обоснованность шансы короля Рудольфа II на Российский трон, в связи с бездетностью царя Фёдора Ивановича и в оправдание своей ,,проваленной” дипломатической миссии австрийский посол Варкоч, так нелестно стал отзываться о царе Федоре.
Также нелестные сведения других иностранцев, видевших царя Федора уже упомянутого Дж. Флетчера и Дж. Горсея2 связанны с тем случаем, когда Флетчер был вызван в Москву для разбирательства злоупотреблений английских купцов, которые очень возмущали русское правительство и самого царя Федора. На некоторых из них, в том числе на Горсея и Флетчера царь Фёдор жаловался в переписках с английской королевой Елизаветой Тюдор. Кроме того, на Горсея в частности, от «русской компании» Елизавете Тюдор поступали жалобы на его поведение.Поэтому чтобы оправдать себя и своих соотечественников, Флетчер, не без помощи Горсея, мог оклеветать самого царя Федора. Недоверие к этим сочинениям, было даже у английской королеве Елизаветы, она сочла сочинение Флетчера злобным памфлетом и запретила публиковать в Англии. Казимир Валишевский также отмечает, что в книге Флетчера много ошибок и слишком явное, преднамеренное «зложелательство». Так же эта книга, по словам Валишевского своей «едкой критикой абсолютной власти» внушала опасения в самой Англии.
Другие иностранные современники. Есть ряд других современников, которые не видели царя Федора Ивановича, но так же писали о нём. Рассматривая сообщения: Юхана III, Жака Маржерета, Исаака Масса, Конрада Буссова, Мартина Берга, Петра Петрея, Элиаса Геркмана,то в них нужно отметить присутствует аналогия и схожесть написания между собой. В этих сочинениях практически пишется одно и тоже, что царь Федор был слабоумным и набожным человеком, не способный к делам государственным и поэтому всем правил за него умный и любимый шурин царя – Борис Годунов. В данных сообщениях иностранцев, которые негативно писали о царе Федоре, нужно подчеркнуть, что они основались на чужих известиях, а скорее всего на уже выше упомянутых предшественников (иностранных очевидцев). Необъективность иностранцев и их умышленное искажение отечественной действительности были хорошо известны русским государственным деятелям в XVI в. Так, Борис Годунов в конце 1584 г. вместе с дьяком А. Щелкановым распоряжались делами на посольском дворе (и поэтому имел по своей должности очень хороший доступ к иностранцам), особо заботившийся о своей репутации, осыпая всевозможными милостями иностранных дипломатов, и купцов, мог наказывать им не распространять о нем в европейских странах всяческих небылиц, а, наоборот, прославлять, представлять ,,начальным человеком”.Поэтому, исходя из всего сказанного, нужно учитывать и подчеркнуть тот факт, что авторы оставшихся сочинений были в России лишь при Борисе Годунове и как мы уже знаем – после смерти бездетного царя Фёдора Ивановича началось Смутное время, ознаменовавшимся острой борьбой, где каждый из претендентов на царский трон, как мог использовал имя царя в своих интересах и так же мог оказывать влияние на иностранных современников царя Федора.
Говоря об иностранных современников, которые негативно писали о царе Федоре то нужно отметить, что им было выгодно писать и говорить так. Всячески унижая личность русского царя и самодержца Федора Ивановича, иностранцы тем самым пытались принизить статус сильного русского государства в лице её царя.
Так же слух о слабоумном царе Федоре, позволял иностранцем ещё – ослабить репутацию русского государства на мировой арене. Ярким примером может служить то, что у польского посла Льва Сапеги и шведского короля Юхана III, были причины ,,порочить” русское государство в лице её слабоумного царя Федора. Это связанно с тем, что ещё при Иване Грозном с Речью Посполитой и Швецией у России были натянутые отношения из-за войн, которые пришлось решать уже при новом царе Федоре Ивановиче.
Царь Федор Иванович глазами русских современников
Говоря об иностранных современниках царя Фёдора Ивановича, большинство которых плохо и нелестно отзывались о нём надо сказать, что царю Федору Ивановичу не повезло и с соотечественниками. После его бездетной смерти, как уже было отмечено раньше – его царский престол превратился в арену ожесточенной борьбы между целой вереницей претендентов на царствование. Эта борьба вылилась на страницы многочисленных публицистических сочинений, в которых каждый кандидат пытался, так или иначе обосновывать свои права, используя имя царя Федора.
Делая заранее вывод об русских источниках, о царе Федоре Ивановиче, нужно отметить при этом, что существуют ряд русских источников XVII века, которые говорят как отрицательно, так и положительно про царя Фёдора Ивановича.
Отрицательную характеристику царю дают такие источники как: «Временник» Ивана Тимофеева,«Сказание» Авраамия Палицына,«Житие царевича Димитрия Угличского», сочинение Григория Котошихина,«Летописная книга», приписываемая князю И.М. Катырёву – Ростовскому, «Летописная книга», приписываемая князю Шаховскому Семену Ивановичу, где сообщается про набожность царя Фёдора и про его соправителя шурина Бориса Годунова. Отмечая эти произведения надо сказать и ,,подчеркнуть” то, что они написаны после смерти бездетного царя Фёдора, после которого как мы знаем началось Смутное время, обусловленное острой борьбой за царский трон. Поэтому на выше приведенные произведения могли оказывать влияния. Примером предвзятости авторов к отрицательному написанию о царе Федоре служит то, что Авраамий Палицын автор своего сказания был в опале при царе Федоре и после смерти царя Федора имел хорошие положение и льготы при уже новых царях. Другие авторы И.М. Катырёв-Ростовский, Шаховский С. И., также как и Авраамий Палицын служили у многих русских царей во время Смуты, вплоть до первых Романовых, после смерти царя Федора.
Анализируя другие источники первой пол. XVII века мы можем увидеть и как считают большинство исследователей – они имеют на себя явное воздействие. Поэтому в связи с этим можно провести параллель и схожесть написания политического заказа с нашими выше упомянутыми русскими произведениями. Так, сторонники Василия Шуйского утверждали, что отец Василия Иван Петрович Шуйский входил в регентский совет при Федоре («Иное сказание», «Псковские летописи»); проромановские сочинители вводили в состав совета Никиту Романовича («Хронограф 1617г. »), деда царя Михаила, а так же заявляли, что царь Федор завещал трон своему двоюродному брату Федору Никитичу Романову, отцу Михаила («Из Хронографа 1617 г.»).
Поэтому все сочинения Смутного времени, которые не без причин отрицательно писавшие о царе Федоре, существенно исказили облик царя Федора в русской литературе, что ,,породило” версию об его отрешенности от мирской суеты, склонности к монашескому образу жизни, увлечении только духовным.
Разбирая другие источники начала XVII века такие как: «Повесть о явлении и чудесах казанской иконы богородицы», «Соловецкий летописец второй половины XVI в.», «Новый летописец»,«Московский летописец»,«Книга, глаголемая Летописец Новгородский вкратце, церквам божьим». Нужно сказать, что они ничего отрицательного про царя Фёдора не пишут, а даже наоборот говорят о достоинствах и его политической активности во многих государственных делах. Здесь Фёдор Иванович представлен не как ,,царь – полумонах”, а как царь соблюдающий христианские традиции своего народа. И в этом как мы можем заметить, эти источники не видят ничего плохого – что царь Фёдор добросовестно соблюдает христианские традиции. К тому же надо отметить, как мы уже знаем из отечественной истории – одной из главных причин свержения и разоблачения Лжедмитрия I было то, что он не соблюдал православные традиции русского народа. В связи с тем, что данные источники характеризуют царя Федора с положительной стороны, то надо сказать, что они опровергают выше названные источники, которые отрицательно пишут про царя Федора.
Имея два вида сведений русских источников противоречащих друг другу, можно лишний раз убедиться в том, что после бездетной смерти царя Федора, началось Смутное время, сопровождавшиеся ожесточенной борьбой между целой вереницей претендентов на его корону.
Правопреемственность Федора Ивановича на царствование
Отмечая историческое сложившееся мнение, что перед смертью Иван Грозный зная о неспособности Федора управлять страной (в связи с его слабоумием и набожностью), в своем завещании поручил его регентскому совету, состоящий по сообщениям большинства источников из пяти бояр: Б. Ф. Годунова, И. Ф. Мстиславского, И. П. Шуйского, Н. Р. Юрьева, Б. Я. Бельского. Этот регентский совет, фактически и должен был управлять страной вместо царевича Федора. Такая точка зрения о регентском совете при царе Федоре Ивановиче в исторической науке сложилась по сообщениям некоторых уже выше упомянутых иностранцев и частью русских источников. Но в связи с многими неясностями в источниках, по мнению Зимина А.А., Федор Иванович вступил на престол в полном согласии с традицией престолонаследия и в соответствии с завещанием отца.
Точка зрения Зимина о воцарении Федора соответствии с завещанием отца, можно подтвердить чином венчания царя Федора Ивановича, где также говориться о «справедливом» характере священной власти государя и его долге заботиться об обеспечении мира и порядка в своей стране. К тому же, многие источники, а в частности Горсей, говоря о регентском совете, прямо не говорят о назначении его как реального совета, который правил бы вместо царевича Федора. Данные источники говорят лишь о том, что Иван грозный создал совет лишь в помощь царевичу Федору. Поэтому мы можем так же предположить, что Иван Грозный перед смертью, желая предотвратить борьбу бояр за вхождение в Ближнюю думу, составил список не регентского совета, а список наиболее приближенных и имевших практику в государственных делах лиц, которые по мнению Грозного и помогали бы его сыну царевичу Федору в первые годы его правления. Помощь и советы опытных бояр очень пригодились бы новому царю, так как Федору доставалось государство в тяжелом положении после последствий опричнины и разорительных войн отца Ивана IV Грозного.
Противоречивость многих фактов и разные сведения о составе регентского совета, позволяют нам усомниться в правоте источников, которые сообщают о регентском совете при царе Федоре. Кроме того, врятли Иван Грозный мог отдать своего единственного законного наследника на ,,поруки” регентскому совету состоящего из бояр. Ведь всю жизнь Иван Грозный враждовал со своей знатью. А в последние годы жизни и в условиях военного поражения с Речью Посполитой, где виновниками считались приближенные царя, Иван Грозный окончательно утратил доверие к своим боярам и воеводам. В связи с этим князь Иван Мстиславский и его сыновья, за военные неудачи в войне с Речью Посполитой подвергались от Грозного опале и при чем уже не в первый раз. Поэтому Иван Мстиславский, из-за своей ,,поруганной” репутации врятли уже мог входить в состав так называемого регентского совета при царе Федоре.
Так же нужно отметить, что при жизни отца Федор пользовался не только доверием, но и занимал высокое положение. Так в 1572 г. Федор принимал участие в свадебной церемонии отца, когда тот женился на Марфе Собакиной. Федор был на «отцовом месте» (т.е вместо посаженного отца), а его брат наследник престола Иван всего лишь «тысяцким». В 1580 г. на последней свадьбе царя Ивана на Марии Нагой Федор был снова на «отцовом месте», а брат Иван опять «тысяцким».
К тому же есть практически неоспоримые доказательства того, что Иван Грозный относился к царевичу Федору с доверием (не считал его неполноценным). Так в завещании Ивана Грозного 1572 г. – оба брата Иван и Фёдор представлены одинаково дееспособными и разница между ними была лишь в старшинстве. Младший сын Федор получал по данному завещанию отца удел с 14 городами, главный из которых был Суздаль. Следует отметить, что это было неплохим наследством. Богатое наследство отца говорило о том, что Федор Иванович получал твердую материальную базу, позволяющую играть самостоятельную роль. Предсмертное завещание же Ивана Грозного до нас не дошло. Оно лишь упоминается в описи Посольского приказа 1614 г. В этой духовной грамоте также ничего не говориться о слабоумии и недееспособности царя Фёдора, а лишь то, что после смерти старшего сына Ивана Ивановича, Иван IV сделал Федора своим наследником, а младшему Дмитрию отвел удел г. Углич.
Есть так же интересное сведение, которое возможно даже могло упоминаться в завещании Ивана Грозного. Так перед смертью Иван Грозный наставлял Федора править благочестиво, с любовью и милостью, избегать войн с христианскими государствами, завещал уменьшить налоги и освободить пленных и заключенных.
Доверие, которое было у Ивана Грозного к Федору Ивановичу так же подтверждается тем фактом, что после трагической гибели старшего брата Федор был объявлен наследником трона. Об этом известно из переговоров 1582 года (август) Ивана Грозного с английской стороной по поводу его женитьбы на Марии Гастингс. В ходе переговоров царь официально заявил, что наследником государства будет царевич Федор, а дети от Марии смогут получить только уделы. Это свидетельствовало о том, что у царя Ивана Грозного не было никаких сомнений насчет Федора и его умственных способностей; престол наследовал именно он, без всяких условий.
Значение «правителя» Бориса Годунова в царствование Федора Ивановича
Часто говоря о правлении царя Федора, историки отмечают, что реальная власть принадлежала не ему, а Борису Годунову, которого именуют «правителем» государства. Однако, термин «правитель», скорее всего ошибочно считается реальной степенью власти Бориса, на самом же деле это был особый титул. При воцарении Федора Борис Годунов получил титул «конюшего» боярина. Титул «конюшего» позволял быть главным в думе и над всеми боярами после царя. Поэтому титул «конюшего» Годунов скорее всего лишь сменил на новый титул – «правитель», который вероятно был привилегированнее. Кроме того, Борис Годунов в царствование Федора Ивановича был возведен в ранг царского слуги и по сообщениям иностранцев именовался ещё казанским и астраханским наместником.
Также интересно отметить, что при царе Федоре Ивановиче происходило множество изменений не только в стране, но и в самой политической структуре государственного управления, что возможно подтверждает нашу точку зрения о появлении новой государственной должности «правитель» при царе Федоре. Так в письмах и устно царь Иван IV охотно именовал себя самодержцем, но только при его сыне царский титул приобрел свой законный вид: «царь и великий князь Федор Иванович, всея Руси самодержец». При этом мы можем задаться вопросом, как будучи полновластный «правитель» Борис Годунов мог допустить усиление царской власти?
Должность «правителя» Годунова в официальных русских документах в царствование Федора нигде не подтверждается. Поэтому можно выдвинуть версию, что должность «правителя» Годунова была не формальной, что так же об этом говорит один из крупных современных исследователей Смуты начала XVII века Скрынников Р.Г. Он утверждает, что в традиционной московской иерархии чин правителя отсутствовал из-за несовместимости с официальной доктриной самодержавной власти московских государей. При этом Скрынников утверждает, что не официальная должность «правитель» позволяла Годунову заменять и даже быть вместо царя Федора. Но мы в силу того, что опровергаем исторически сложившиеся мнение, что царь Федор был слабоумным и слабовольным, склонны считать всё же то, что данная должность «правитель» применялась для правления не вместо, а вместе с царем.
О том, что Борис Годунов имел всего лишь титул и возможно новую должность «правитель», а не фактическую власть при царе Федоре Ивановиче можно так же судить по сообщениям иностранных современников Федора. Так Петр Петрей сообщает: «…когда он (Федор) советовался со своими знатнейшими боярами и думцами, как лучше приняться за управление и устроить его, все единогласно решили, что шурин его, Борис Федорович Годунов, бывший тогда государственным конюшим,должен управлять вместе с ним». После выраженного желания боярского совета «…государь встал, повесил ему на шею золотую цепь и сказал: “Шурин Борис! Этою цепью я, Федор Иванович, царь и великий князь всея Руси, беру тебя в должность к себе и делаю наряду с собою правителем царства, с тем уговором и условием, чтобы ты взял с моей шеи на свою трудное и великое бремя правления, решал все малые тяжебные дела в моей земле по своему крайнему разумению и благоразумию, а большие и важные, как внутренние, так и внешние, предлагал и подносил мне, абез воли и ведома моего не делал и не решал ничего, потому что я венчанный и помазанный царь и великий князь….”».Так Борис Федорович сделался правителем, правил вместе с великим князем и нес свою должность….». Сообщение Петрея, о том что Борис Годунов получил титул «правитель» из рук царя Федора и обязанность при этом не делать ничего без ведома царя Федора Ивановича подтверждают другие иностранцы Мартин Бер, Конрад Буссов.
К тому же есть приведенный документ Джерома Горсея, где можно увидеть разграничение титула царя и новой должности «правитель». Так в грамоте из Посольского приказа воеводе Василию Андреевичу Звенигородскому в Холмогоры пишется: «От нас, государя и великого князя и от правителя Бориса Федоровича, отправлен с письмами и подарками королеве Елизавете Джером сын Уильяма, дворянин…».
Сообщение иностранцев, что Борис Годунов имел именно должность или титул «правитель», подтверждают и некоторые русские источники XVII века. Но мы рассмотрим лишь те русские источники, которые на наш взгляд интересны тем, что их нельзя совсем отнести к тем источникам, которые только положительно пишут про царствование Федора Ивановича. При этом интересно отметить, что данные источники ,,бросают тень” на царя Федора лишь тогда, когда упоминают правителя Годунова, а в остальном они пишут о самостоятельном правлении царя Федора.
Так в «Повести о житии царя Федора Ивановича» о правителе Годунове говориться: «….и повелел(Федор) мудрому своему правителю Борису Федоровичу послать большое войско на нечестивых булгар. Достохвальный же правитель Борис Федорович не мешкая приказ благочестивого царя выполняет…». «Пискаревский летописец» про правителя Годунова сообщает«....по повелению царя и великого князя Феодора Ивановича стал правити всю Рускую землю Борис Федорович Годунов з братиею и з дядиею: з Дмитреем и [с] Степаном, и з Григорьем, и с Ываном, и с ыными своими советники, и з бояры, и з думными дворяны, и з дьяки: с Ондреем Щелкаловым с товарищи».
Кроме того, нужно отметить, что появление должности «правителя» при царе Федоре Ивановиче было не первой практикой в русском государстве конца XVI века, так как подобное уже применялась еще при Иване Грозном. Как мы уже знаем из Российской истории – в 1575г. Грозный вторично отрекся от короны и своим позволением посадил на трон служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича. Но при этом фактическая власть страной была в руках Ивана Грозного, который сохранял за собой титул «великий государь». При этом Жак Маржерет отмечает: «Он [Симеон] правил целых два года, занимаясь как внутренними делами, так и посольскими и другими внешними делами. Разумеется, сначала спросив у него [Ивана] совета, который значил столько же, сколько безоговорочный приказ». Такими же государственными делами занимался и Борис Годунов при царе Федоре. К тому же Федор имея при себе «правителя», как и его отец сохранял при этом за собой титул «великий государь» и в отличии от отца, Федор именовался ещё «всея Руси самодержцем».
Всего лишь о высоком положении Бориса Годунова при царе Федоре Ивановиче, а не фактической власти при нем, подтверждает то, что Борис Годунов не раз получал выговоры от самого царя Федора. Так в конце первого года своего царствования Фёдор был смертельно болен. Поэтому Борис Годунов, боясь потерять свое высокое положение, при дворе вступил в переговоры 1585 г. с австрийским двором с целью выдать свою сестру – царицу Ирину Годунову за одного из братьев австрийского императора, который станет князем и «коронованным царем московитов». Такая интрига Годунова оскорбила Федора до глубины души и испортила их взаимоотношения. В дальнейшем царь Федор не раз прибегал к палке, чтобы проучить шурина.
О том, что Борис Годунов не раз получал выговоры от самого царя Федора, подтверждают множество сведений. Так 10 июля 1591 года от царя Федора в Серпухов был послан князь Михаил Козловский «с опалою» «к князь Федору Мстисловскому да х конюшому и к боярину и ко дворовому воеводе к Борису Федоровичю Годунову» и к другим воеводам, за то что они ослушались царского приказа послать «из Серпухова за крымским царем воевод к Туле и в Калугу и в Новосиль». Но в последствии, как мы можем увидеть за свои заслуги в обороне Москвы в начале июля 1591г. Борис Годунов вместе с другими воеводами был прощён и получил дорогие подарки от царя Федора за свою службу.2 Также есть интересные сообщение Исаака Массы о царских выговорах Годунову. Так однажды царь Федор отправляясь на богомолье в Троице-Сергиев монастырь и при осуществлении «стоянки, называемое Воздвиженским» получил от своего главного царского холопа Александра жалобу о том, что их при занимании крестьянских изб на ночлег силой выгоняютхолопы Бориса Годунова. Поэтому «…царь был раздосадован и сказал: “Борис, Борис, ты в за правду слишком много позволяешь себе в моем царстве; всевидящий бог взыщет на тебе”». Так же Масса сообщает о том, что царь Федор был в хороших отношениях со своими родственниками Романовыми по линии матери и «Так как они вели себя безупречно, то Борис ничего не мог предпринять против них, хотя и изыскивал к тому всяческие средства, за что однажды получил от царя выговор, которого не мог забыть». Эти интересные выше сведения о Борисе Годунове лишний раз позволяет нам убедиться, что царь Фёдор обладал характером и правил по своему усмотрению.
Поэтому исходя из выше сказанного мы склонны считать, что «правитель» Годунов при своей должности, являлся всего лишь правой рукой или главным советником царя Федора, а выражаясь современным языком, он был как бы ,,заместителем” при полноценном царе.
Говоря о роли Бориса Годунова в царствование Федора Ивановича надо сказать, что Годуновы были приближены к царскому двору уже в правление Ивана Грозного. Так Дмитрий Годунов был постельничим и на поприще политического сыска у царя Ивана Грозного: Постельный приказ расследовал заговоры против особы царя. Заслуги Дмитрия Годунова были оценены, и он получил боярский чин, не полагавшийся ему по «худородству». Его племянник Борис вошел в «удельную» думу с чином кравчего. Возвышение самого Бориса Годунова началось, после того как он стал женатым на дочери известного опричника, царского любимца Малюты Скуратова, а также Борис Годунов доводился свояком еще одному из любимых опричников Ивана Грозного Богдану Бельскому. А при женитьбе уже Ирины на царевиче Федоре, Годуновы стали приближены ещё и к царской семье. Примечательно то, что Годуновы были приближены именно к царю Федору ещё при жизни его отца Ивана Грозного. Так в 1583 году Иван Грозный собрался в поход вместе с царевичем и наследником Фёдором. В свиту наследника были определены бояре Дмитрий и Борис Годуновы, окольничий Степан Годунов, а также дядьки царевича Григорий Годунов и Андрей Клешнин.1 Поэтому неудивительно, что Годуновы, а в частности Борис пользовались при царе Федоре большой популярностью.
Основные события в царствования Фёдора Ивановича
Федору досталось тяжелое наследие от отца Ивана Грозного. Затяжные и неудачные, сначала Ливонская, а затем война со Швецией истощили внутренние ресурсы государства, опричнина и кровавые расправы привели к деморализации общества. Необходимыми становились меры по стабилизации и улучшению экономического и политического состояния государства.
Первые меры. В первые годы правления Федора было принято много мер, чтобы вывести страну из кризисного состояния: «по всей стране смещены продажные чиновники, судьи, военачальники и наместники, их места заняли более честные люди, которым по указу, под страхом сурового наказания, запрещалось брать взятки и допускать злоупотребления, как во времена прежнего царя, а отправлять правосудие не взирая на лица; чтобы это лучше исполнялось, им увеличили земельные участки и годовое жалованье. Большие подати, налоги и пошлины, собиравшиеся во времена прежнего царя, были уменьшены, а некоторые совсем отменены, и ни одно наказание не налагалось без доказательства вины, даже если преступление было столь серьезным, что требовало смерти преступника. Словом, последовали основательные перемены в правлении; однако все произошло спокойно, тихо, мирно, без труда для государя, без обиды для подчиненных, это принесло государству безопасность и честь».
Занимаясь государственными делами и выводя страну из кризисного состояния, царь Федор Иванович при этом не забывал про своих умерших родственников. Так в первый год своего царствования Федор Иванович посылал богатые подарки константинопольскому патриарху и другим восточным церковным иерархам на помин души отца своего и брата.
Перемены происходили практически во всем Русском государстве. Так по приказу царя Федора во многих местах были построены: «каменные толстые и крепостные стены в Казани, Астрахани, Смоленске, которые прежде были земляные и деревянные. Он воздвиг великий храм Вознесения внутри Москвы, при котором имелся большой монастырь для многочисленных девственниц-монахинь, а внутри великого храма находились гробы княгинь и цариц. Этот же царь построил каменные здания для суда и для торговых лавок на площади срединной крепости Москвы (в Китае-городе), которые до сего времени были деревянные. Выстроил он и монастырь во имя пречистой Донской за Москвою в 4 милях».
Закрепощение крестьян.Для улучшения экономического положения мелокопоместного дворянства, разоренного войной, были отменены податные привилегии монастырей и ограничен рост их земельных богатств. Так «по совету» и «повелением благоверного царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии», Собор 1584 года при митрополите Дионисии и решал вопрос об ограничении роста церковных земель и отмене тарханных привилегий (тарханами назывались податные привилегии церкви и крупных вотчинников).
В последующие годы правления царя Федора с 1585 по 1590 года, являются продолжением закрепощения крестьян. Говоря о начале закрепощения крестьян в XVIв., нужно отметить, что такие меры были начаты ещё при Иване Грозном. Так как ещё в 1580 г. и до него крестьяне ещё уходили от своих господ в Юрьев день, а в 1581 г. крестьяне этого права уже лишались. В документах: «Указ о беглых крестьянах (1597 г., ноября 24, из Сводного 1607 г.» и «Указная книга приказа холопьего суда»(Приговор о служилых холопах 1597 г., февраля 1.) прописывается «по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всея Руси указу», а также указывается «государь, царь и великий князь Феодор Иванович всея Руси приговорил со всеми бояр», подтверждали и говорили о том, что землевладельцы, у которых выбежали крестьяне за 5 («урочных») лет до 1597 года и которые успели в этот срок подать челобитные о сыске беглых, имели право рассчитывать на содействие государственной власти в поимке беглых крестьян.
Закрепощение крестьян по указу царя Федора Ивановича распространялось на всё Московское Государство. Такая мера была вызвана интересами служилых людей-помещиков и среднего достатка вотчинников, с целью сохранить доходность земель служилых людей.
Учреждение патриаршества. В 1589 году Русская церковь достигла полной самостоятельности от Константинопольской, будучи организована в виде особого патриархата. С этого исторического момента Русская церковь сравнивалась с другими православными патриархами по своей самостоятельности и к преимуществам их иерархической чести.
Торжественное учреждение патриаршества в первые в России совершилось 26 января 1589 года. Во время процедуры посвящения московского митрополита Иова в патриархи «всея Руси», патриарх константинопольский Иеремия «вручил ему священный посох Петра Митрополита Чудотворца, а благочестивый Царь от своего лица возложил на того панагию златую с драгоценными каменьями и белый клобук, весь осыпанный перлами и алмазами с надписью: «дар Царя Патриарху Иову; и другой изваянный посох еще вручил ему».
При отъезде из Москвы в мае 1589 года, константинопольский патриарх Иеремия по указанию царя Федора Иоанновича оставил здесь уложенную грамоту об учреждении им патриаршества. Подлинник был удостоверен подписями всех участников освященного собора и десятью вислыми печатями. В данном документе царь Федор Иванович представлен активным государем и инициатором учреждения патриаршества. Это во многих местах документа прописывается именно так: «изволением великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Великиа Росиа самодержца». В данном документе инициатива учреждения патриаршества царем Федором подтверждается и интересна еще тем, что здесь совсем ничего не говориться о деятельности Бориса Годунова.
Об инициативе царя Федора в учреждении патриаршества говорят и реальные очевидцы. Арсений Елассонский, который был в составе посольства из Константинополя в 1586 и 1588 годах и видящий учреждение московского патриаршества, говорит об активной роли царя Федора в этом деле. Другой очевидец – самый первый русский патриарх Иов, так же отмечает инициативу царя Федора.4Инициатива царя Федора об учреждении своей Руссой патриархии прописывается и в других источниках – в Новом, Московском, Пискаревском и Соловецком летописце второй половины XVI в.
Война со Швецией. Одним из наиболее тяжелых последствий Ливонской войны для России была потеря Балтийского побережья, в январе 1582 г. было подписано перемирие между Россией и Речью Посполитой на 10 лет. А в 1583 г. было заключено Плюсское перемирие со Швецией, по которому к шведам отошли старинные русские земли у Финского залива и нескольких городов-крепостей: Нарвы, Яма, Копорья, Корелы. Поэтому в начале своего правления царь Федор Иванович был озабочен тем, чтобы вернуть России выход к Балтийскому морю. Примечательно, что царь Федор Иванович лично руководил военным походом против шведов.
Так ещё в июне 1589 года сначала в Псков, а затем в июле в Новгород «послал государь воевод своих», видимо для усиленияэтих районов против шведов, так как уже 14 декабря этого года «государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии пошол с Москвы в свою отчину в Новгород Великий а из Новагорода Великово ходил государь на своего непослушника на свийсково короля Ягана в Немецкую землю под Ругодив и под иные немецкие города».
После прибытия царя Федора 4 января 1590 года с войском в Новгород, он «пошол в Немецкую землю к городом к Ругодеву и к Иваню городу генваря в 21 день; а под Ругодев государь и под Иван город пришол генваря же в 20 день. А взял государь в том походе у немецково короля три города Новгороцкого уезду: Ям город, Иван город, Копорью». Затем удачные походы царя Федора против шведов и в дальнейшем способствовали тому, что при этом шли до конца 1594 г. всевозможные переговоры о возвращении русской стороне Нарвы и Корелы и заключении вечного мира. В итоге в мае 1595 г. в небольшом поселении Тявзино был подписан договор о вечном мире. По его условиям Швеция возвращала России Ивангород, Ям, Копорье и Корелу с уездом, но Нарва так и осталась спорным городом.
О том, что царь Федор Иванович лично участвовал и возглавлял русские войска в походах против шведов, также сообщают такие источники как: Новый, Московский, Пискаревский летописец.
Приход крымского хана Казы-Гирея к Москве летом 1591 года.
Узнав в начале июня о продвижении крымского хана Казы-Гирея с большим войском на южных границах Русского Государства, Федор Иванович «государь царь и великий князь писал на берег к бояром своим и воеводам: ко князю Федору Ивановичю Мстисловскому с товарищи» многим другим воеводам, чтобы они следили за передвижением крымского войска и сообщили, когда оно перейдет пограничную реку Оку. Узнав о намерении Казы-Гирея прямо идти на Москву, «велел государь бояром и воеводам быть со всеми полки» пограничных застав идти с основными своими силами к Москве. Таким образом, царь Федор Иванович решил, не растягивать русскую армию вдоль Оки, а свести все наличные силы в единый кулак, дать врагу решающее сражение под Москвой.
Нельзя не отметить большую роль царя Федора Ивановича в первые июльские дни 1591г. Так «государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии приехол с Москвы к Даниловскому монастырю к обозу, где полки стоят; и,приехав государь в полки, воевод своих и дворян и детей боярских пожаловал, и здоровье спрашивал, и полков государь смотрел, и в обозе государь мест розсматривал, где полком стояти в обозе; и смотря государь полков и розсмотря мест в обозе, где полком стоять, пошол государь к Москве». Умелые действия царя Федора привели к тому, что в начале июля 1591 года Казы-Гирей отступил из под Москвы и ушел обратно к себе в степи, не причинив большого урона русскому войску.
Личную роль и инициативу царя Федора Ивановича в обороне Москвы от крымских войск летом 1591 года подтверждают Пискаревский и Соловецкий летописецвторой половины XVI в.
Из выше приведенных фактов и источников можно сделать вывод, что исторически сложившиеся мнение о ,,недееспособности” и слабом участии царя Федора Ивановича в государственных делах не совсем объективно и несправедливо.
Библиографический список
Источники
Литература
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»