Кобзарь А.С.

Введение

Современная Россия переживает не простые времена, рушатся вековые устои и традиции, искажается прошлое, вчерашние герои превращаются в серых личностей, а предателей пытаются сделать героями. Дошло до того, что в некоторых учебниках авторы призывают по новому взглянуть на русских князей, дескать Александр Невский и Дмитрий Донской не такие уж и хорошие, а вот Святополк, прозванный русским народом Окаянный или Олег, именуемый его современниками Гориславовичем не были разорителями русской земли, поэтому должны вызывать сочувствие. Если тенденция сохранится, мы дойдем до того, что примером для будущих поколений станет не яркий образ Данко, отдающий свое сердца ради народа, а Мальчиша Плохиша, живущего лишь своими интересами. Что же тогда будет со всеми НАМИ! НЕ ПОРА ЛИ ОДУМАТЬСЯ И ПЕРЕСТАТЬ ИСКАЖАТЬ НАШЕ СЛАВНОЕ ПРОШЛОЕ.      

Трудно нам молодым, сегодня выжить в нашей стране, где в центре стоит статуя золотого тельца, где с детских лет учат нас быть УСПЕШНЫМ, примечательно, что ради этого все средства хороши. И часто лезешь вверх по лестнице, топча ногами соседа, а порой и подставляя ему подножку. Неужели, о такой молодежи мечтали наше далекие предки, замерзая в холодных водах Чудского озера, погибая за Русь на Куликовом поле, своими телами преграждая путь к Москве Наполеону или же бросаясь в подбитом самолете на эшелон немецких танков. Нет! Они мечтали не о своем успехе, не о том, чтобы стать яркой личностью, а о величии, независимости и славе Родной земле, о счастье русского народа.

Именно поэтому, сегодня как некогда актуально, воспитание молодых людей на ярких образах нашего славного прошлого. Как же прав был И.А. Ильин, который в н. ХХ века писал: «В минуту опасности не отречемся от наших духовных сокровищ, и не будем искать спасения в механической пустоте и «американизме». Но детей наших поведем и приведем к нашим алтарям, к нашим пророкам и гениям. Ведь именно здесь он найдут солнечное сосредоточение истории». [1]

Выбирая героя для своего рассказа, я убеждался, снова и снова в простой истине - как же богата наша Русь славными именами, как много было их, великих защитников Русской Земли в нашей истории, и как мало мы современная молодежь знаем о них. Листая пожелтевшие страницы русских летописей, я словно на машине времени переносился в то славное далекое прошлое, давно ушедшие герои вновь оживали передо мной. Я и не подозревал как трудно будет сделать свой выбор, хотелось рассказать о многих. Но вот на глаза попалось маленькое послание Владимира кн. Олегу. Отец, потерявший сына, прощал обиду и во имя русской земле протягивал руку своему врагу. Какое же надо было иметь великое сердце, чтобы так поступить. Образ Владимира Мономаха, о котором, казалось, я много знал, меня заинтересовал. Читая, его Поучение детям, я как будто сквозь века слышал наказ нам нынешним убеленного сединами русского князя. Так вот каким должен быть радетель Русской Земли!

Во многом обращение к освещению жизни и деятельности Владимира Мономаха было связано и со стремлением противопоставить его князю Олегу, которого сегодня некоторые авторы пытаются оправдать. Словно предчувствуя современны времена, наши предки в летописях точно создали два типа правителя: один, жертвующий собой ради народа и родной земли, другой, живущий лишь своими интересами. Вот же он наш маяк, указывающий нынешней молодежи среди бушующего моря верный путь, который так нужен нам нынешним, вот он наш духовный компас, четко показывающий, где герой, а где предатель.

Итак, перевернем страницу русской летописи и погрузимся в непростое время ХI в.

Жизнь и деятельность Владимира Мономаха

С начала 70-х гг. ХI века на Руси разразилась кровавая междоусобная война между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого. Внутренние раздоры ослабляли государство в военном отношении, которое всё чаще стало подвергаться нападениям внешних врагов. В 1061 году к русским границам подошли половцы.[2] Эти кочевники прибыли в причерноморские степи тем же маршрутом, что и их предшественники печенеги. Вслед за этим половцы форсировали Волгу, а затем появились на реке Дон. Разбив печенегов, они захватили степные пространства между Доном и Днепром, и доходили до византийских крепостей на дунайской границе.

Половцы представляли собой отдельные кочевые орды, занимающиеся грабежом и насилием. Половецкие орды периодически (чаще всего осенью) совершали опустошительные набеги на южнорусские земли. Последствия этих набегов были ужасны: на месте погромов оставались лишь одни пепелища. Участь местного населения была печальной: за кочевниками следовали громадные толпы пленников, которых впоследствии продавали на рабских рынках других государств. Остальное население обычно уничтожали.

Русские князья пытались противостоять половецкой угрозе, но далеко не всегда это заканчивалось удачно. Династические связи тоже не оказывали желаемого результата. Половцы почувствовали себя настолько уверенно, что часть их многочисленных орд перешла на полуосёдлый образ жизни. Недалеко от русских границ, в степи, стали появляться постоянные укрепления, а впоследствии даже небольшие города. У донских половцев столицей впоследствии стал город Шарукань, названный в честь половецкого хана Шарукана.

Половецкая угроза создавала огромные трудности Руси. Половцы грабили торговые караваны, и даже время от времени требовали с русских князей дань. Некоторые князья, участвуя в междоусобицах, призывали к себе на помощь половецкие орды, которые занимались разбоем на территориях враждебных князей.

В народе поднималось возмущение половецкой жестокостью и княжескими междоусобицами. Государство нуждалось в сильном, решительном правителе. Русь призывала к себе защитника. И он появился в лице Владимира Мономаха.

Владимир родился в 1053 году, незадолго до смерти своего деда Ярослава Мудрого. Он был сыном Всеволода Ярославича, любимого сына Ярослава. Мать Владимира была дочерью византийского императора Константина Мономаха. Таким образом, он получил ещё и имя от деда.

Свою княжескую деятельность Мономах начал довольно рано. В тринадцатилетнем возрасте он был послан Всеволодом в Ростов, а затем в Смоленск.

Именно в те годы начались княжеские распри. Началось всё с того, что внук Ярослава Мудрого Ростислав, бежал на юг, в Тмутаракань, которая тогда принадлежала черниговским князьям. Ростислав свергнул княжившего там сына черниговского князя, Глеба, но и сам долго удержаться на княжеском столе не смог. Затем началась открытая война между Киевом и Полоцком. В 1067 году князь Полоцка Всеслав разграбил Новгород. Киевляне во главе с Изяславом на него войной, разгромили и взяли в плен.

В 1068 году произошло событие пострашнее. С востока на русские княжества обрушились половцы. Изяслав вышел против них с большой дружиной, но был разбит. Когда Изяслав возвратился в Киев, его не приняли горожане. Изяслав вернул себе власть при помощи поляков, но вскоре снова был прогнан за зверства своего сына над киевлянами.

На киевском престоле оказался брат Изяслава, Святослав Ярославич[3]. Черниговом стал управлять Всеволод, Смоленском – Владимир Мономах, переброшенный затем в пограничную Волынь.

В правление Святослава Мономах впервые проявил себя как блестящий полководец. Святослав находился в дружественных отношениях с поляками, которые не приняли Изяслава, скитавшегося по Европе в поисках помощи. Но Изяслава поддержали чехи, а также немецкие княжества и римский папа. Между поляками и чехами вспыхнула война. Святослав в 1076 году отправил в Европу, на помощь Польше большой отряд, который возглавили Владимир Мономах и Олег, сын Святослава. Князья одержали ряд блестящих побед над объединёнными силами чешско-германских войск и заключили почётный мир[4].

Вернувшись на родину, Мономах и здесь не нашёл покоя. Вспыхнуло восстание в Полоцке. Лишь благодаря быстрым действиям, предпринятым Владимиром, мятеж был подавлен.

Но в том же году произошёл ещё один неприятный сюрприз. Внезапно умер киевский князь Святослав. На киевский престол мог претендовать отец Мономаха Всеволод, но отдал его Изяславу, а сам отправился править в Чернигове.

Казалось, что теперь всё встало на свои места и спокойствию государства ничего не могло угрожать. Но вскоре возникла новая опасность, в лице Олега - сына умершего Святослава, который пытался силой оружия оспорить свои права на Чернигов.

В своих стремлениях он не гнушался никакими средствами, включая половцев, которые жестоко грабили население Руси и уничтожали города. Использование таких средств, а также борьба со старейшими князьями, которые правили в своих княжествах по праву старшинства, указывает на явно авантюристические и неправомерные действия Олега, который из–за своих амбиций не жалел ни своих родственников, ни собственного народа.

Мятеж Олега Святославича

В 1078 году Олег бежал из Чернигова, вместе со своей дружиной. Он отправился в Тмутаракань, где находился его брат Роман Святославич, и там стал усиленно готовиться к войне.

В том же году Олег стремительным броском перебросил свои войска к Чернигову. 25 августа 1078 года, при помощи половцев он разгромил черниговское войско, которым командовал Всеволод Ярославич. Олег занял Чернигов. Всеволод был вынужден бежать в Киев.

Общая опасность сплотила князей. Изяслав и Всеволод с Владимиром Мономахом выступили против Олега во главе армии, отмобилизованной почти со всей Руси. Олег вновь отправился в Тмутаракань для нового сбора войск.

Пока Олег отсутствовал, князья осадили Чернигов. Несмотря на попытки взять город, им это не удавалось. Черниговцы отчаянно сопротивлялись. К тому же к городу уже подходило войско Олега.

В генеральном сражении на Нежатиной Ниве, 3 октября того же года, старшим князьям с огромным трудом удалось одолеть Олега. У Олега погиб брат Роман, но и киевляне заплатили дорого – погиб князь Изяслав. Олег вновь бежал на юг, где был схвачен и продан в рабство в Византию, откуда он вернется только через несколько лет. Власть в Киеве оказалась в руках Всеволода, а в Чернигове теперь правил Владимир Мономах.

Начало борьбы Мономаха с половцами

Междоусобица оживила коварных и давних врагов Руси – половцев. Они воспользовались княжеской распрей и решили усилить натиск. Но Владимир Мономах, который оказался в центре событий не дремал и предпринял активные действия. Он не позволил безнаказанно грабить свою Родину. Решительными действиями князь сумел отстоять границу Руси. В 1080 году половцы попытались разграбить земли Черниговского княжества, но наткнулись на меч Мономаха. Набег был отбит. Затем он разгромил полчища кочевников – торков, пытавшихся вторгнуться в пределы Руси. Вслед за этим вспыхнуло восстание вятичей. Мономаху было поручено справиться с бунтовщиками. Князь и здесь одержал верх над врагами Отечества.

Однако вскоре половцы попытались взять реванш. Новая битва между ними и Мономахом произошла под Прилуками, но русский князь и здесь одержал блестящую победу. Вслед за этим Мономах применил новинку: контратаковал собственно половецкую территорию. Около Белой Вежи он разгромил ещё одну половецкую орду.

Именно с этого момента, Мономах периодически начал наносить удары по территории противника, не позволяя врагу пересекать границу русских княжеств. Его активная борьба по защите русских земель от жестоких кочевников во имя спокойствия своей Родины, привела к тому, что к концу 1080-х годов он превратился в самого могущественного князя Руси, который не знал поражений на полях битв. Народ любил этого князя, видя в нем бескорыстного защитника русской земли, который не жалел ни сил, а порой и даже жизни ради спокойствия своего народа. И этого принципа он придерживался до конца своей жизни, не позволяя коварным врагам вторгаться в пределы Руси.

В 1093 году положение дел в государстве вновь резко обострилось. Мономах мог занять престол, но сей миролюбивый князь, стремясь не допустить княжеской распри и нового кровопролития, не стал претендовать на киевский престол. Владимир уступил престол сыну погибшего на Нежатиной Ниве Изяслава Святополку, сказав слова присущие истинному христианину: – «Отец твой был старее и княжил в столице прежде моего отца, не хочу кровопролития и войны междоусобной». Мономах объявил Святополка киевским князем, а сам отправился княжить в Чернигов.

Святополк оказался далеко не тем правителем, коему следовало править Русью. Он был человеком нерешительным и глупым в политических делах, неважным военачальником, отличался «сребролюбием» и скупостью. К тому же он был заносчивым, крайне жадным, подозрительным и мстительным человеком. Очень скоро эти качества выльются в новые беды для Руси.

В 1093 году половцы, воспользовавшись смертью Всеволода, осуществили новый поход на Русь. А этого могло бы и не произойти, если бы не легкомыслие Святополка. В Киев прибыли половецкие послы с целью подтверждения мирного договора, который заключил покойный Всеволод. Половцы потребовали много золота в обмен на мир. Святополк бросил послов в тюрьму. Половцы в ответ на такую дерзость, двинулись в глубь Руси. Святополк выпустил послов, но было уже поздно. Половцы отказались вести какие-либо переговоры.

Святополк попытался собрать большую армию, но в условиях тяжелого экономического положения государства и прошлогодних неурожаев, ему это не удалось. Тогда он обратился за помощью к Мономаху и переяславскому князю Ростиславу, младшему брату Владимира. Мономах прибыл в Киев и попытался убедить Святополка уладить дело миром, выплатив половцам золото. Князь учитывал тяжелое положение страны. Русь явно не была подготовлена к борьбе с половцами. К тому же не все войска были собраны для борьбы. Но жадный Святополк не хотел отдавать свои богатства. Его тщеславие заставило его пойти на безрассудный поступок – он стал настаивать на битве. В этом его поддержали киевляне. Мономаху ничего не оставалось как подчиниться. Объединенное киевско-чернигово-переяславское войско двинулось на врага.

Битва произошла около города Треполя 26 мая 1093 года на реке Стугне[5]. Была ненастная погода. Рассудительный Владимир предложил стоять на своем берегу и не переставал уговаривать Святополка на том, чтобы попытаться заключить мир. Но безрассудство киевского князя победило над здравым смыслом – он настоял на сражении. В момент переправы пошел сильный дождь, и русскому войску стоило большого труда форсировать реку. После переправы русское войско выстроилось в следующий порядок: в центре стояли переяславцы во главе с Ростиславом, на левом фланге Владимир с черниговской дружиной, на правом фланге киевляне во главе со Святополком. Сражение начали половцы. Первый удар они нанесли по киевлянам, которые, не выдержав натиска, начали бежать обратно к реке. После этого были смяты переяславцы. Собрав все силы в единый кулак, половцы обрушились на фланг Мономаха и разбили его. Началось всеобщее отступление русских войск. Во время обратной переправы через Стугну утонул Ростислав, которого тщетно пытался спасти Мономах. Назад переправились жалкие остатки прежней армии.

После поражения русской рати, половцы почти беспрепятственно разграбили многие области русской земли, захватив при этом множество пленников.

Новый 1094 год принес новую беду – на Чернигов двинулось войско Олега, вернувшегося из Византии и силой захватившего власть в Тмутаракани[6]. С собой, помимо своей дружины, он вел половцев, которые нещадно стали грабить русские земли. Мономах после недавнего поражения не имел сил для противодействия Олегу. Святополк не мог оказать ему помощи по той же причине. Подмоги ему ждать было неоткуда.

Дружинники Олега и подвластные ему половцы начали грабеж черниговской земли и подожгли предместья самого Чернигова. Олег 8 раз штурмовал город, но дружинники Владимира упорно отбивались. Но кольцо осады сужалось все больше и больше. Видя полную безнадежность своего положения, Мономах пошел на переговоры с Олегом. Условия Олега были тяжелыми: Мономах уступает ему Чернигов, а сам возвращается в Переяславль.

Можно лишь догадываться о том, что происходили в душе русского князя, великого военноначальника своей эпохи, но как всегда Владимир думал не о себе, не о своей славе, а о своем народе, о своей земле. Поэтому, он принял все, что требовал Олег с единственным условиям, сохранить жизнь черниговцам и его дружинникам. С болью в груди покидал Владимир город.

Мономах, вернувшийся в Переяславль, оказался в очень непростой обстановке. В феврале 1095 года одна из половецких орд, во главе с ханами Китаном и Итларем вторглась в пределы княжества.

Ханы потребовали от князя много денег и различных даров, в обмен на мир. Мономаху, после поражения у Треполя, развязывать вражду с половцами было очень рискованно, так как после своего ухода из Черниговского княжества, он ещё не успел создать достаточно боеспособную дружину. Святополк оказать помощи тоже не мог. На Олега рассчитывать тоже не приходилось, учитывая его вражду с князьями, а также его «теплые» отношения с половцами. Мономах оказался в очень тяжёлом положении.

Владимир согласился на переговоры, и Итларь с отборной частью армии вошёл в Переяславль. Остальные части половецкого войска остановились неподалёку от города и ждали развития событий. Половцы так же потребовали заложников, и Владимир вынужден был послать в половецкий лагерь своего малолетнего сына Святослава.

Однако далее развитие событий изменилось. Из Киева прибыл гонец Святополка Славята, который с военачальником Мономаха Ратибором стал уговаривать Владимира внезапно напасть на войско хана Китана, расположенного за городом и перебить его, предварительно выкрав из плена Святослава, а также расправиться с войском Итларя. Мономах поначалу отказался. Но в тот момент воины сказали князю: «Князь! Нет тебе в том греха: они ведь, всегда, дав клятву, разоряют землю Русскую, и кровь христианскую проливают беспрестанно». Мономах согласился.

Ночью из Переяславля вышел отряд во главе со Славятой. Несколько лазутчиков сумели выкрасть Святослава. После этого дружина Славяты обрушилась на спящих половцев и перебило их войско. Хан Китан был убит.

Вслед за этим, на утро, примерно такая же участь постигла и воинов Итларя. Его воины были приглашены на завтрак в специально подготовленную избу. Как только половцы приступили к трапезе, двери избы закрыли. И тут же воины, которые были спрятаны на чердаке, подняли подрезанные потолочные доски и стали убивать кочевников из луков. Все половцы, в том числе и Итларь, были истреблены[7].

Мономах, опасаясь возмездия, направил своих гонцов к Олегу и Святополку за помощью. Князь предлагал нанести превентивный удар по половцам, на их территории. Олег не привел помощи в назначенное время, но Святополк отозвался на просьбу Мономаха. Объединенное войско двух князей устремилось в степь и разгромило несколько половецких стоянок. Было освобождено много пленников и взята большая добыча.

Победа Мономаха и Святополка еще раз наглядно доказала правильность военной стратегии Владимира – бить врага на его территории. Но Мономах прекрасно понимал, что для разгрома половцев требуются силы всей Руси, а не отдельных княжеств. Владимир предпринял активные действия для объединения русских военных сил. Учитывая его авторитет и влияние, многие княжества стали требовать к себе именно сыновей Мономаха. Так, его сыновья княжили в Суздале, Ростове, Новгороде, Смоленске, а также в Муроме, после того как сын Владимира изгнал посадника Олега Черниговского из города. Таким образом почти весь северо – восток Руси подчинялся Владимиру. Киев был верным союзником. Но для окончательного соединения сил требовалось подавить сепаратизм Олега.

В 1096г., Мономах и Святополк попытались уладить отношения с Олегом, и объединить все силы в борьбе с половцами. Олег высокомерно отказался.

Тогда киевляне и переяславцы решили усмирить непокорного князя силой оружия, и двинулись на Чернигов. Олег бежал в Стародуб, где после долгой осады он был вынужден пойти на переговоры.

По условиям мира, Олег был лишен Чернигова, и отправился княжить в Муром, но на время задержался у своего брата в Смоленске, так как в Муроме правил сын Владимира Изяслав. Олег обязался явиться на общерусский съезд князей, на котором настаивал Мономах.

Вскоре после этого, 1096г половцы попытались взять реванш. В пределы Руси вторглись две половецкие орды под командованием ханов Боняка и Тугоркана. Тугоркан вторгся в Переяславское княжество. Однако, Мономах не дремал. В союзе со Святополком он вышел на встречу половцам и разгромил их. Погиб и сам Тугоркан. В тоже время Боняк со второй ордой, воспользовавшись тем, что князья воюют с Тугорканом, осадил Киев. Взять его ему не удалось, однако награбили половцы вдоволь. Были захвачены и жестоко разграблены Печёрский и Выдубский монастыри[8]. Святополк и Мономах бросились к Киеву, но половцы с богатой добычей успели ускользнуть.

Тот же год принес еще один неприятный сюрприз. О себе напомнил Олег. Он ушел из Смоленска, взял Разань и направился к Мурому, где княжил сын Мономаха Изяслав. В решающей битве Олег одолел Изяслава. Сам Изяслав погиб. Вслед за этим Олег взял Суздаль и Ростов.

Но вскоре Олег натолкнулся на препятствие, а именно на старшего сына Мономаха Мстислава, который княжил в Новгороде. Мстислав попытался мирными средствами утихомирить своего коварного дядю. Он направил посла с требованием покинуть земли, не принадлежащие ему законно. Олег отказался вести переговоры. Вскоре и Мономах получил от сына письмо, в котором узнал о гибели Изяслава. Мономах в ответ послал письмо Олегу. « О, я многострадальный и печальный! – писал убитый горем Владимир. – Много борешься душа с сердцем и одолеваешь сердце моё. Мы все тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным судьёю, не покаявшись и не помирившись между собою». Владимир обращался к своему заклятому врагу, убийце своего сына, словами , достойными истинного христианина. Мономах отказался мстить за гибель сына, дабы не разжигать новой войны, не сулившей ничего, кроме новых смертей и разрушений. Мономах подавил в себе чувство мщения, свои душевные обиды, поставив на первый план благополучие своей Родины, и просил прекратить кровопролитие.

Олег опять ответил отказом. Тогда Мономах был вынужден взяться за оружие. Против Олега выступила могущественная коалиция во главе с Владимиром. Мстислав подготовил к бою новгородское войско. В дополнение к его силам подошла рать сына Мономаха Вячеслава.

Мстислав, получив подкрепление, активизировал военные действия. Гарнизоны Олега в захваченных им городах были быстро выбиты, а вслед за этим Мстислав взял Суздаль. Олег бежал в Муром. Здесь и произошло решающее сражение. В битве около Мурома сыновья Владимира сумели разгромить войско Олега. Олег бежал в Рязань, но вскоре сдал и её. Оказавшись в безнадёжном положении, Олег пошёл на переговоры и поклялся слушаться братьев, а также приехать на съезд князей.

После разгрома Олега, Мономаху удалось осуществить свою давнюю цель – съезд князей. Он произошёл в 1097 году в городе Любече, родовом замке Мономаха. На съезд прибыли все наиболее влиятельные князья: Владимир Мономах, Святополк, братья Олег и Давыд Святославичи, Давыд Игоревич из Владимира – Волынского, Василько Теребовльский и другие князья.

Князья договорились, что владения их отцов сохранялись пожизненно за каждым из князей. За нарушение этого порядка пришлось бы отвечать перед всеми остальными князьями. Но главным достижением съезда было начало объединения всех князей в борьбе с половцами. В знак согласия князья целовали крест и дали клятву соблюдать договор.

Казалось, что Мономаху удалось добиться своей цели – прекратить междоусобицы. Но только князья разъехались по своим княжествам, как случилась новая беда. Святополк и Давыд Игоревич в Киеве схватили и ослепили Василька Теребовльского. Святополка на это надоумил Давыд, боявшийся Василька из – за его претензий на район Волыни. Он заявил Святополку, что Мономах и Василько замышляли против него заговор[9].

Ошеломлённый Мономах решил предпринять меры. Владимир и его сыновья, Олег и Давыд Святославичи, во главе объединённой армии двинулись на Киев. Святополк поспешил оправдаться, сваливая всю вину на Давыда Игоревича, и согласился на поход против Давыда.

Давыд боясь наказания, выпустил Василька на свободу и вернул ему его владения. Дело закончилось миром.

После новой смуты, Мономах решил подтвердить решения Любечского съезда, и настоял на созыве нового. Он произошёл в городе Витичеве. В первую очередь князья наказали Давыда Игоревича – у него отняли Владимир – Волынский. После этого Мономаху удалось окончательно закрепить союз князей против половцев.

Внешнеполитическое положение Руси в те годы было сложным. Особую опасность представляли приднепровские половцы во главе с ханом Боняком и половцы из района Дона, во главе с ханом Шаруканом. Оба хана в своё время принесли много бедствий Руси. За краткие мирные периоды русские князья платили им громадные деньги. Мономах настаивал на нанесении по этим ордам совместного удара.

Парадоксально, но в то же время и половцы, как будто поняли, с какой целью были созваны съезды князей. По их предложению в 1101 году в городе Сакове состоялся съезд русских князей и половецких ханов. На съезде был заключён мир, произошёл даже обмен заложниками. Однако половцам нужна была всего лишь передышка, чтобы вновь начать свои грабительские набеги. В 1102 году они напали на Переяславские земли. Попытка русских князей догнать их, когда они с награбленным добром уходили в степь, не удалась. Это ещё раз доказало правильность стремлений Мономаха – нанести решительный удар объединёнными силами по территории степняков.

Наконец, в 1103 году произошёл Долобский съезд князей, на котором произошло принятие окончательного решения относительно половцев – разгромить их основные военные силы на собственно половецкой территории. Однако и здесь не обошлось без разногласий. Мономах настаивал на выступлении армии весной, когда половцы не были готовы к своим набегам. Иного мнения придерживался Святополк, который не хотел отвлекать от весенних работ смердов. Мономах в ответ выступил с речью: « Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не подумаете о том, что вот начнёт пахать смерд и, приехав, половчин застрелит его из лука, а лошадь его возьмёт, а в село его приехав, возьмёт жену его и детей его и всё его имущество? Так лошади вам жаль, а самого смерда не жаль». Речь Мономаха сняла все разногласия. Войско начало готовиться к походу.

Русское войско, в которое вошли дружины всех князей, кроме Олега, сославшегося на болезнь, углубилась в степь, сметая мелкие отряды половцев. Крупное сражение произошло 4 октября 1103 года, около урочища Сутень, недалеко от Азовского моря. По данным источников на стороне половцев участвовало более 20 ханов. План Мономаха удался: на истомлённых зимой конях половцы не сумели нанести своего коронного конного удара. Половцы были полностью разбиты. В плен попал хан Белдюз. Вслед за этим русские дружины прошлись по половецким становищам и освободили много пленников. Была захвачена огромная добыча. Русская рать отправилась домой.

На несколько лет половцы прекратили набеги. Только в 1105 году половцы попытались взять реванш. Через год набег произошёл снова. А в 1108 году объединённое войско Шарукана и Боняка вторглось в пределы Переяславского княжества. Однако русские князья не растерялись. Битва произошла на реке Хорол. Неожиданной атакой русы разгромили половцев. Был убит брат Боняка и захвачен половецкий обоз. Но главные силы половцев успели отступить в степь.

Половцы вновь затихли. Но Мономах не стал больше ждать новых погромов своей Родины. Под его давлением в 1111 году был организован самый масштабный в истории поход на половцев, получивший название крестового, в сравнении с первыми походами крестоносцев в Палестину против мусульман. Конечной целью похода был захват столицы половцев – города Шаруканя и уничтожение их военных сил.

В поход отправились Владимир Мономах и все его сыновья, Святополк, Давыд Святославич и его дети, а также почти все остальные князья Руси. Поход носил общерусский характер. Армию сопровождали православные священники, вдохновляющие ратников на подвиги.

Русская рать углубилась в степь, и не встречая организованного сопротивления вышла к Шаруканю. Город сдался без боя. Другой город, Сугров, отказался сдаться, и был взят и сожжен[10].

После погрома Сугрова, русское войско вышло к Дону, где встретилось с главными силами половцев. Первая стычка произошла на реке Дегей. Половцы не выдержали удара русов и отступили к реке Сольнице.

27 марта на этой реке произошло генеральное сражение русской рати и половецкого войска. В крайне упорной битве русская армия сумела вырвать победу у половцев. Пленных в этой битве не брали. Около 10 тысяч половцев погибло, почти все главные силы врага были уничтожены. Лишь жалкие остатки половецкой рати во главе с Шаруканом сумели ускользнуть.

Победа на Сольнице надолго уничтожила военные силы донских половцев. Боясь той же участи, прекратили набеги и приднепровские половцы. Наконец, на южных рубежах Руси воцарилось спокойствие.

Однако, справившись с внешней угрозой, Мономах вскоре столкнулся с новой проблемой – внутренней.

В период борьбы с половцами, междоусобных войн, ухудшилось финансовое положение многих слоев русского общества, особенно крестьянства и ремесленников. В условиях разорения многие люди брали деньги в долг у ростовщиков, которые вводили непомерные проценты. Особенно отличились в этом киевляне. Ростовщичеством занимался и сам великий князь киевский Святополк.

Ситуация в Киеве крайне обострилась, когда 16 апреля 1113 года умер Святополк. На власть мог претендовать Олег, но он делал ставку на своих сыновей и сам на трон не претендовал. Его брат Давыд тоже претендовал на великое княжение. Далее по старшинству шел Владимир Мономах. Определенное влияние имели и сыновья Святополка.

Киевский тысяцкий Путята предложил пригласить на княжение в Киеве Олега. Но против этого решения выступил торгово-ремесленный люд Киева. Прошел слух, что Путята сотрудничает с Олегом, и он поддерживает ростовщиков. Также ему приписывали пожар Подола в 1111 году.

В Киеве началось восстание. Был разгромлен двор Путяты, а также дворы ростовщиков. Удар разъяренного народа попал и на богатых еврейских купцов.

Митрополит Никифор собрал в Софийском соборе бояр и старших дружинников, а также священнослужителей, чтобы принять меры по разряжению проблемной обстановки. Решение было единогласным – срочно звать на княжение Мономаха. Но Владимир, боясь ввергнуть страну в новую междоусобицу по поводу прав на власть, поначалу отказался.

А в это время положение в городе накалялось. Киевляне взяли в осаду княжеский дворец. Угроза нависла над Печерским и Выдубицким монастырями.

Учитывая сложившееся положение, митрополит вторично предложил трон Мономаху.

Но теперь это решение было уже не предложением, а отчаянным призывом к спасению государственного порядка. В письме к Мономаху говорилось: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, или евреев пограбят, а еще нападут на невесту твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать князь, если разграбят монастыри»[11]. Владимир согласился.

20 апреля 1113 года, Владимир Мономах во главе переяславской рати вступил в город. Появление Мономаха в городе произвело впечатление на бунтовщиков. Восстание стало утихать.

Так в 1113 году, на 60-м году жизни, Владимир Мономах стал великим киевским князем.

Владимир – великий киевский князь

После окончания восстания, Владимир дал Руси новый устав, получивший название «Устава Владимира Всеволодовича».

В нем предусматривался четкий контроль над денежными операциями ростовщиков. Были установлены четкие размеры годовых процентов. Они составили 20%. Человек, взявший деньги в долг, заплатит виде процентов всю сумму, но если процент над суммой долга завышался более чем в 1,5 раза, то он погашался автоматически. Также имелись статьи относительно смердов, холопов, рядовичей, закупов. Определились и источники холопства: самопродажа, превращение в холопа человека, женившегося без специального разрешения на холопке. Холопом становился бежавший от хозяина закуп. Если закуп уходил на поиски денег, его запрещалось холопить.

Много Мономах уделял внимания строительству, покровительствовал культуре. Так, в его правление был создан новый летописный свод под авторством Сильвестра.

После проведения реформ, Владимир вернулся к проведению активной внешней политики. В 1116 году по половцам был нанесен еще один удар. Впоследствии он посылал против половцев своих сыновей. В районе Дуная Мономах предпринял попытку возродить активную внешнюю политику и здесь. Византийская империя прислала Владимиру богатые дары. В знак заключения мира был заключен брак между внучкой Владимира Добронегой и сыном византийского императора Алексея I Комнина – Иоанном II Комнином.

В конце своей жизни Владимир написал знаменитое «Поучение», в котором он рассказал о своей очень трудной, опасной жизни, наглядно показав, каким должен быть настоящий князь. В своем сочинении он поделился размышлениями о смысле жизни, давал советы, как вести вотчинное хозяйство. В своем «Поучении» князь стремился показать и нелепость междоусобиц, которые несут лишь разрушения и смерть. «Поучение» оказалось своего рода кодексом морально-этических норм, на которые должны были ориентироваться его потомки, да и вообще князья. Но как оказалось, впоследствии этим документом пренебрегли, что и привело к распаду Руси в дальнейшем.

Заключение

Правление Владимира Мономаха принесло на Русь социальную стабильность, внутреннее единство, усиление центральной власти. При этом Русь сумела восстановить свою военную мощь и разгромить своих врагов.

Мономах не возвышался над понятиями своего времени, не шел им наперекор, не хотел власти, как Олег или Святополк. Личная отвага и доблесть, строгое исполнение обязанностей, часто закрывало недостатки существовавшего порядка. Русский народ, раздираемый междоусобицами, истязаемый половцами нуждался в защите. И Мономах честно исполнил свой долг перед Отечеством, не жалея ни времени, ни здоровья и даже жизни. Гибель близких не ожесточила его, а наоборот князь еще больше старался унять кровопролитие. Мономах во время злой вражды между братьями умел заслужить название братолюбца. Для людей благочестивых Владимир был образцом благочестия. Для сдерживания главного зла – усобиц – нужно было, чтобы князья соблюдали клятву, данную друг другу. Мономах ни под каким предлогом не соглашался переступать крестного целования.

Перед смертью он принял монашеский постриг, и дожил свои последние дни в великой святости и молитвах. Владимир Мономах умер 19 мая 1125 года на реке Альте, в маленьком домике, который был построен рядом с часовней на месте убийства святого Бориса. С его смертью закончилась целая эпоха, полная жестокостей, предательств, поражений, но в конце концов благодаря усердию Владимира закончившаяся небывалым взлетом Древнерусского государства. К сожалению, кроме его сына Мстислава, в лице преемников Мономаха не оказалось таких сильных правителей как он. После смерти Мстислава не оказалось сильной руки, которая могла бы остановить распад государства. Правление Мономаха было пиком могущества после Ярослава, но в то же время этот взлет был последним в истории Древней Руси.

Много минуло лет с тех славных пор, но и сегодня имя князя Владимира звучит, как наказ народам России: Жить в мире друг с другом, как завет нам молодым – больше всего на свете любить свою родную землю и свой народ.

Не простые времена переживает нынешняя Русь, как много изменилось в нашем общем доме, но именно поэтому особенно актуален для нынешней политической элиты наказ Владимира Мономаха: «Прежде всего, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную это ведь начало всякого добра. Не упивайтесь властью»[12].

Девизом каждого государственного деятеля России должны быть знаменитые слова, сказанные кн. Владимиром еще 900 лет назад: «Не хочу я зла, но добра хочу я Русской земле».[13]

Список использованных источников и литературы

Источники

  1. Первая Новгородская летопись. ПСРЛ. М. 2000.
  2. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950
  3. Поучение Владимира Мономаха своим детям.// Изборник повестей Древней Руси. М. 1986.
  4. Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования /Отв. ред. Мильков В.В. М. 1997.
  5. Памятники литературы Древней Руси/ Сос. и общ. ред. Дмитриева Л. А. и Лихачев Д. С. М. 1978-1989. в 10 томах. Т.1.

Литература

  1. Греков Б.А. Киевская Русь. М. 2007
  2. Иловайский Д.И. История России. Киевский период. М. 2007
  3. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.1993. С.362.
  4. Карамзин Н.М. История Государства Российского./ Н. М. Карамзин. – М., 2008. – 1279 с.
  5. Ключевский В.О. Курс Русской истории./ В. О. Ключевский. – М., 2009. – 1197 с.
  6. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.2007.
  7. Ломоносов М.В. Записки по русской истории. М. 2007.
  8. Милюков П.Н. История русской нации. М. 2008.
  9. Перевезенцев С.В. Смысл русской истории. М. 2004.
  10. Петрушевский А. Ф.Рассказы про старое время на Руси от начала Русской земли до Петра Великого. Ярославль, 1994.
  11. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М., 1993
  12. Скрынников Р.Г. История Российская IХ – ХVII вв. М. 1997
  13. Соловьёв С. М. История России./ С. М. Соловьёв. – М.,2009. – 542 с.
  14. Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории.Л., 1980.

[1] Ильин И.А. Путь к очевидности. М.1993. С.362.

[2] Н. Карамзин. История Государства Российского. Т. II. М., 2008, стр. 120.

[3] ПСРЛ. Новгородская летопись. Т. 43, М., 2004, с.60.

[4] Н. Карамзин. История Государства Российского. Т. II. М., 2008, стр. 124.

[5] С. М. Соловьёв. История России. М., 2009, стр. 156.

[6] Н. Карамзин. История Государства Российского. Т. II. М., 2008, стр. 133.

[7] С. М. Соловьёв. История России. М., 2009, стр. 159.

[8] В. О. Ключевский. Курс Русской истории. М., 2009, стр. 183.

[9] С. М. Соловьёв. История России. М., 2009, стр. 167.

[10] Н. Карамзин. История Государства Российского. Т. II. М., 2008, стр. 143.

[11] С. М. Соловьёв. История России. М., 2009, стр. 174.

[12] Поучение Владимира Мономаха своим детям.// Изборник повестей Древней Руси. М. 1986. С. 59Там же. С. 70.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top