Сергеева А.И.

Работа по теме «История заселения Заречья» ведется мной на протяжении нескольких лет: сначала в школе, а теперь и в колледже совместно с моими однокурсниками.

Продолжая работу по теме «История заселения Заречья», было выделено новое направление: Конфессии заречной части города. Появление новой темы связанно с тем, что сегодня в зареченском районе существуют различные церковные организации: Покровская церковь (никонианская), церковь Казанской Божьей Матери (старообрядческая), польский костел, до недавнего времени существовал молебенный дом мусульман (татар).

Выявление истории возникновения общин, строительство храмов, знакомство с религиозными традициями различных конфессий (православия, католичества, ислама), поможет не только полнее раскрыть ведущую тему «История заселения Заречья», но и выделить наиболее яркие, самобытные черты левобережья Бийска.

Знакомство с церквями Заречья предлагается начать со старообрядческого храма Казанской Божьей Матери, относящегося к общине белокриницкого согласия.

Целью работы станет сбор материала об общине белокриницкого согласия как об одном из направлений старообрядчества в Бийске, сумевшей сохранить православные традиции, существовавшие в русской церкви до 17 в.

Цель определила задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Собрать воспоминания прихожан старообрядческого храма Казанской Божьей Матери белокриницкого согласия.

3. Посетить старообрядческую общину и храм (знакомство с внутренним оформлением, с церковными службами).

4. Обобщить собранный материал.

Объектом исследования в работе стало белокриницкое согласие на Алтае. Предметом - история общины белокриницкого согласия в г. Бийске, сумевшей сохранить православные традиции дониконианской церкви. В ходе работы над выбранной темой были использованы основные методы:

1. Сбор устной истории.

2. Анкетирование прихожан храма.

3. Изучение литературы и документов по данной теме.

4. Сравнение.

5. Синтез (обобщение).

Надо отметить, что, изучая доступную литературу и документы по теме, мы не встретили ни одной публикации, связанной с историей старообрядцев в Бийске, в частности белокриницкого согласия.

Это дает нам возможность предположить, что наша работа станет одной из первых в заявленной теме.

Мы предлагаем познакомиться с первыми результатами нашей работы. Прежде чем рассказать об истории белокриницкого согласия в Бийске, мы хотели бы дать определение, что такое белокриницкое согласие. «Белокриницкое согласие - одно из наименований старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, учрежденную в 1846 году в полноте чинов: епископ - священник - дьякон. Название происходит от села Белая Криница, находившегося на территории Австрийской империи и с 1988 года именуется Русская православная старообрядческая церковь». (1)

Работая с литературой, нам удалось выяснить, что появление белокриницкого согласия на Алтае связанно с серединой 19 века. «В 1856-1858 гг. в Барнаул перебираются несколько крестьянских семей из-под Москвы. «В 1860 г. на Алтае поселилась семья Афониных. Благодаря действиям Игнатия Афонина белокриницкое согласие усилилось в округах Барнаульском, Бийском, а частично...- Кузнецком» (2). Как сообщает в своих записках священник Иоанн Смирнов «Афонин сделался для этой секты в полном смысле миссионером. При его посредстве селения края посещаются лжеепископами Австрийского священства; все здешние попы посвящены в Москве по рекомендации Афонина, которые имеют походные церкви, всю необходимую утварь, свечи, вино и ладан чрез Афонина же. То через Афонина Московская Австрийская лжеиерархия ведет в сем краю свою миссию очень успешно...» (3)

В начале 20 века (по указам 1905-1906 гг.) старообрядцы получили право свободного исповедания своей веры и религиозных обрядов, образования и регистрации общин.

К началу 1920-х гг. белокриницкое согласие стало одним из многочисленных, организованных старообрядческих течений на Алтае. Алтайские общины белокриницкого согласия входили в состав Томско-Алтайской епархии, объединенной четырьмя благочиниями. Iпервому благочинию относились приходы северо-восточного Алтая: Залесовского, Тальменского, Чумышского, Белоярского районов Барнаульского округа; ко второму благочинию относились прихожане Барнаульской Крестовоздвиженской церкви и приходов, расположенных к югу и юго-западу от Барнаула.

В третье благочиние входили общины предгорий юго-восточной части Бийского округа (села Ая, Алтайское, Платово и др.)

Четвертое благочиние включало в себя приходы западного Алтая, которые находились на значительном расстоянии друг от друга.

«Таким образом, белокриницкое согласие распространялось практически по всей территории края с наибольшей концентрацией на севере, северо-востоке и юго-востоке». (4)

Но в Бийске в конце 19-начале 20 веков представители белокриницкого согласия не проживали. Как сообщили наши информанты среди старообрядцев - поповцев «Бийск слыл городом Антихриста» (5), так как был основан по указу Петра 1, и с начала 18 века, в Бийской крепости находились официальные власти, и была построена церковь.

С данным утверждением, можно согласиться, и добавить, что в 1880 г. в Бийск был перенесен центр Алтайской духовной миссии, которая занималась не только обращением алтайцев к православной вере, но и активно боролась с расколом.

22 октября 1884 г. в Бийске было создано противораскольничье братство святого Дмитрия митрополита Ростовского, которое возглавил Бийский епископ Макарий Невский (6).

Приведенный нами факт позволяет сделать вывод, что в начале 20 века (до 30-х годов) старообрядцы предпочитали селиться далеко за пределами города.

Положение изменилось в начале 20 века, когда на Алтае начинается процесс коллективизации и раскулачивания. Многие старообрядцы белокриницкого согласия из Красногорского, Алтайского и Айского сел покидают места своих поселений и перебираются в Бийск. Митицина Римма Михайловна 1940 г. р., уроженка Горно-Алтайска, сообщила нам, что «селились старообрядцы в Заречье, мотивируя это тем, что здесь тихо и спокойно».(7)

Действительно, в начале 30-х гг. ХХв. на левобережье Бийска зафиксирован поток переселенцев, как из сел Алтайского края, так и из других областей страны, что давало возможность старообрядцам скрываться от властей и искать «друг друга». Хотя боялись, что кто-нибудь доложит властям, но все же искали единоверцев, находили и тайно молились. На службы собирались небольшими группами в разных домах, которые часто меняли. Перед началом служб окна в доме завешивали одеялами. Вечерняя служба начиналась в 5 часов вечера, и длились до полуночи, а утренняя служба начиналась в 4часа утра и заканчивалась в 6 часов. После службы старались расходиться незаметно, иногда мужчины для конспирации надевали женские платья. Об этом мы узнали со слов Коровиной Агрипины Ефимовны 1933 г.р. переехавшей из Горно-Алтайска. Одним из таких домов был дом на пересечении улиц Шишкова и Красильникова.

В Бийской общине своего священника не было, и все основные действия проводил приезжий из Барнаула священник. О его приезде договаривались заранее и давали телеграмму с текстом «Едет отец. Ждите» или «Братец твой жив-здоров, приедет...».(8)

Так как у старообрядцев не было ни молебенного дома, ни храма, то во время служб они использовали походный алтарь, который представлял собой ткань красного или золотистого цвета с тремя прорезями, символизирующими царские врата. Такой алтарь появился на заре христианства и использовался священниками на Руси после принятия православной веры. Так проходили службы в период с 30-х по 60-е гг. прошлого века.

С 60-х гг .в городе Бийске создается община белокриницкого согласия и люди, молившиеся тайно много лет, наконец-то перестали скрываться. У них появился свой молебенный дом, расположенный по адресу ул. Гоголевская 71, принадлежавший Ощепковой Агафьи Назаровне 1905г.р. из села Платове. После смерти хозяйки дом по завещанию перешел к общине. В доме был установлен временный иконостас, из икон, которые приносили прихожане. К 90-м годам XX века в общине насчитывалось около 70 человек, в основном, люди старшего поколения, а также молодые люди, принявшие австрийскую веру. В 1995г. на усадьбе, рядом с домом, начинается строительство церкви во имя Казанской Божьей Матери на деньги прихожан.

Для консультации был приглашен архитектор из Новосибирска, Поповский Игорь Викторович, представителя старообрядцев белокриницкого направления. Возводила церковь бригада кумандинцев, уже имеющих опыт строительства храмов. Основную часть церкви составляет сруб, купленный в селе Белое, размером 10 на 10м. Нижние венцы здания сложены из пихты, а верхняя часть из сосны. Высота храма около 6 м. Венчает церковь купол, представляющий собой «луковицу». Это один из элементов древнерусской архитектуры, «воплощающей собой идею глубокого молитвенного горения к небесам». (9) На купол церкви установлен восьмиконечный крест, который был приобретен в Успенском соборе г. Бийска. В дальнейшем по планам прихожан планируется возвести колокольню и приобрести колокола.

На данный период времени возведено здание собственно храма, в котором установлен временный алтарь, освященный епископом. Иконостас представлен несколькими иконами на деревянной основе и иконами-складнями, возраст которых по сообщениям наших информантов, около 200 лет.(10) В центре находится храмовая икона Казанской Божьей Матери.

Церковь условно делится на мужскую и женскую половины. С правой стороны во время службы находятся мужчины, а с левой - женщины. Во время службы прихожане используют лестовки и подручники. «Лестовка - это распространенный в древней Руси тип четок, который сохранился в обиходе старообрядцев, они представляют собой плетенную кожаную ленту, сшитую в виде петли. Знаменует духовное восхождение из земли на небо и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется для облегчения подсчета молитв и поклонов».(11) Сегодня в Бийский храм лестовки привозят из Новосибирска. Также во время службы используют «подручник - молитвенный коврик, предназначенный для того, чтобы полагать на него руки при земных поклонах.». (12) В новообрядческой церкви вместе с отменой земных поклонов исчезла потребность и в подручниках. Но они сохранились у старообрядцев. Во время нашего посещения храма Казанской Божьей Матери мы встретили эти необходимые для церковной службы атрибуты.

Также нами было замечено, что часть прихожанок во время службы используют специальную молебенную одежду (сарафан - горбач, юбки особого покроя; платок не подвязывается, а закалывается булавкой). Мужчины надевают пояса, поверх рубах. Таким образом, мы видим, что в старообрядческой общине Бийска сохранились многие традиции православной веры, существовавшие до XVII века.

Одной из таких традиций является знаменное пение во время служб. «В его основе лежат крюки или знаки. Знаменное пение отличается плавностью и уравновешенностью музыкальных линий и является унисонным.(13) Так же используют болгарский и греческий напевы, реже федосеевский. Как нам удалось выяснить, «болгарский распев появился в середине XVII века в Москве и распространился на западной Украине, отсюда пошло его название. В отличие от Знаменного, мелодия более напевная и выразительная».(14) «Греческий распев более лаконичен, фонд подпевок ограничен, некоторые образцы напоминают народные песни». (15) Эти напевы встречаются в книге «Знамена», которую нам показали во время посещения храма. Надо отметить, что это далеко не единственная книга, сохранившаяся до наших дней. Многие книги, которые сегодня хранятся в церкви, собранны в различных районах Горного Алтая и привезены в Бийск Анной Федотовной. Сама она приехала в Бийск из села Турочак, где вместе с отцом занималась сплавом леса. В Бийске работала на заводе «Механлит», а в свободное время ездила по селам, собирая старинные книги и иконы. До 60х гг. книги она хранила в тайном погребе своего дома, и приносила их на службу. После ее смерти некоторые книги остались в церкви, а большую часть забрали родственники в Новосибирск.

Таким образом, в старообрядческой общине белокриницкого направления в Бийске мы зафиксировали сохранившиеся традиции православной церкви, существовавшие до раскола. В дальнейшем мы планируем продолжить эту работу, изучая не только церковные традиции, но и народную культуру, сохранившуюся у старообрядцев.

Примечания

1.   Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (17 -начала 20 веке Барнаул, 1997г., том 1, стр. 400.

2.   «Старообрядчество. История и культура», сборник научных статей. Выпуск 1. Барнаул 1999, стр. 94.

3.  Записки священника Иоанна Смирнова. «Об истории старообрядчества на Алтае» 21 декабря 1884 г. из книги Документы по истории церквей вероисповедания в Алтайском крае (18 - начало 20 веков) Барнаул, 1997 г., стр. 281.

4.   Куприянова И. В. «Старообрядческое согласие на Алтае в 20 -30 гг.» изд. АГИ, 2003г, стр. 24.

5.   Воспоминания Водяного И.В., прихожанина церкви.

6.   Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (17 -начала 20 веков) Барнаул, 1997 г., стр. 135.

7.   Воспоминания Митициной Р.М., прихожанки церкви.

8.   Воспоминания Коровиной А.Е. прихожанки церкви.

9.   Князь Евгений Трубецкой «Три очерка о русской иконе» М, ИнфоАрт, 1991г , стр. 9

10. Воспоминания Коровиной А.Е. прихожанки церкви.

11. «Старообрядчество. Лица, события, предметы, символы». М. 1996г., стр. 158.

12. «Старообрядчество. Лица, события, предметы, символы». М. 1996г., стр. 225.

13. «Музыкальная энциклопедия» под редакцией   Колдыша Ю.В. М. 1976 том 2 стр. 466.

14. «Музыкальная энциклопедия» под редакцией   Колдыша Ю.В. М. 1976 том 1 стр. 514.

15. «Музыкальная энциклопедия» под редакцией   Колдыша Ю.В. М. 1976 том 2 стр. 559.

Литература

1. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (17 -начала 20 веков) Барнаул, 1997 г.

2. Князь Евгений Трубецкой «Три очерка о русской иконе» М., ИнфоАрт, 1991г.

3. Куприянова И. В. «Старообрядческое согласие на Алтае в 20 -30гг.» изд. АГИ, 2003г

4. «Музыкальная энциклопедия» под редакцией  Колдыша Ю.В. М. 1976 г., том 1 и 2

5. «Старообрядчество. История и культура», сборник научных статей. Выпуск 1. Барнаул 1999.

6. «Старообрядчество. Лица, события, предметы, символы». М. 1996 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top