Денисов М.Е.
Мы представляем вниманию читателя первую биографию о. Павла – знакомого А. П. Чехова, священника села Талеж Чеховского района и, что главное, краеведа. Имя о. Павла как знакомого А. П. Чехова известно только внимательным читателям собрания чеховских писем, дневника отца писателя – П. Е. Чехова, да посетителям Мелиховского музея-заповедника. Как священник о. Павел известен местным старожилам по совершенно необоснованной поговорке «скупой, как поп Величкин» (со слов местного писателя Ю. Н. Сбитнева), а также тем паломникам на Талежский святой источник, которые посещали до начала реставрации Талежскую церковь с памятной надписью на стене об украшении церкви с именем о. Павла. А как краевед о. Павел абсолютно не известен. Занимаясь биографией о. Павла, нужно учитывать, что во второй половине XIXв. в Серпуховском уезде, в селе Игнатьево, служил другой о. Павел Величкин.[1]
О. Павел родился в 1850 г. в Московской епархии в семье священника Василия Семеновича и матушки Авдотьи Тимофеевны Величкиных. У них было четыре сына и дочь. Все сыновья стали священнослужителями.[2] Учился о. Павел в Вифанской духовной семинарии, где большое внимание уделялось истории. Преподавались всеобщая, библейская и церковная истории. Закончил о. Павел семинарию в 1875 г. с аттестатом 2-го разряда. В 1875-79 гг. был учителем начальной школы в селе Бухлове Волоколамского уезда. В 1879 г. рукоположен в священника митрополитом Иннокентием (Вениаминовым) и назначен служить в село Талеж,[3] т. к., вероятно, женился на дочери предшественника – священника Павла Смирнова - Екатерине (1849 г. р.) или Ольге (1854/55 г. р.).[4]
С назначением в Талеж вся жизнь о. Павла была связана с этим селом. Здесь о. Павел служил в церкви Рождества Богородицы, построенной в конце XVIIIв. Не сильно моложе церкви была церковная ограда с обветшавшими деревянными решетками. О. Павел в 1885 г. заменил эти решетки на новые металлические.[5] В 1899 г. сделал в церкви духовое отопление. В 1901 г. стараниями о. Павла церковь была украшена, о чем гласит вышеупомянутая надпись на юго-восточной стене храма. Также о. Павел строит часовни во всех приписных деревнях. В 1902-08 гг. - часовню в д. Заволипьево, а в 1906-10 гг. – в д. Бершово,[6] а также часовни в Ананьине, Малицах, Попове, Талеже и Шелкове.
Не меньше внимания уделял о. Павел школьному образованию. С назначением в Талеж о. Павел был законоучителем в двух Талежских школах: земской и церковноприходской. В первой он оставался в должности до 1898 г., а во второй до 1910 г. В церковноприходской школе о. Павел был и заведующим. Еще в 1892 г. о. Павел выстроил дом для школы грамоты.[7] За труды на ниве просвещения о. Павлу была высказана благодарность и подарены «Беседы о воспитании детей» митрополитом Владимиром (Богоявленским), посетившем в 1905 г. Талежскую церковноприходскую школу.
В 1892-98 гг. в соседнем с. Мелихове жил А.П. Чехов. Известно, что он был не только писателем, но врачом и общественным деятелем Серпуховского уезда. В 1894 г. писатель был назначен попечителем школы в Талеже.[8] Вскоре, на встречу нового 1895 года он пригласил о. Павла в свою усадьбу.[9] Вместе с о. Павлом был в тот раз в гостях и талежский учитель А.А. Михайлов. Учитель продолжал бывать и после, о чем свидетельствуют дневниковые записи отца писателя – П. Е. Чехова. А о. Павел, скорее всего, не подружился с А. П. Чеховым. К следующему 1896 г. относится письмо о. Павла к писателю с отказом отдать церковный дом под школу. Это письмо ценно тем, что упоминает о существовании и цитирует церковно-приходскую летопись.[10] Этим круг эпистолярных источников не ограничивается. Мы располагаем письмами талежских учителей А.А. Михайлова и А.И. Анисимовой к А. П. Чехову,[11] а также опубликованными письмами А.П. Чехова к М.П.Чеховой[12] и Н.Н. Хмелеву.[13]
Письма вскрывают противостояние о. Павла с талежскими учителями. Дело в том, что о. Павел был строгим, поэтому не мог не возмущаться учителем-атеистом А. А. Михайловым. О строгости о. Павла можно судить и по следующему факту, о котором пишет многолетний директор Мелиховского музея Ю. К. Авдеев в книге «В чеховском Мелихове» (Мелихово, 2004). Однажды, когда один подвыпивший крестьянин громко заговорил на литургии, о. Павел прервал службу и «накричал» на крестьянина. Общение о. Павла с А.П. Чеховым в Талеже предопределило то, что и автограф о. Павла на похвальном листе И. Стопкину экспонируется в музее «Земская школа конца прошлого столетия» в Мелихове.
В 1908 г. за ревностную проповедь о. Павел был награжден набедренником. С 1912 г. был духовником по 4-му благочинному округу уезда, куда и входило село Талеж. В 1914 г. был награжден фиолетовой скуфьей,[14] а в 1918 г. - камилавкой.[15]
В 1920 г. о. Павел умер, прослужив в Талеже более сорока лет – больше, чем кто-либо в Талеже. От о. Павла остался большой дом с садом из двадцати яблонь. В доме поселился псаломщик П.В. Алексеев.[16] В 1928 г. дом был продан.[17] С 1935 г. и по настоящее время дом, по словам М.Н. Стрелковой, находится в соседней деревне Ананьино. А сарай о. Павла передали крестьянам Говоровым.[18]
Основной труд, благодаря которому мы считаем о. Павла краеведом Серпуховского края, - это «Статистические сведения о первоначальном устроении храма и переменах впоследствии произведенных села Талеж Серпуховского уезда Московской епархии». «Статистические сведения…» не опубликованы и хранятся в личном архивном фонде известного москвоведа М.И. Александровского в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея. Из рукописи не ясна ее цель, однако ее нетрудно определить, т. к. работа о. Павла отложилась среди аналогичных работ, адресованных в Комитет по историко-статистическому описанию церквей Московской епархии. Комитет этот, возглавляемый с 1892 г. московским священником М.С. Боголюбским, собирал описания церквей для планировавшегося издания истории епархии. Историко-статистические описания составлялись по рекомендованному плану. Разбираемая рукопись составляет около 11000 знаков, что в сравнении с описаниями соседних церквей, достаточно много. Рукопись написана о. Павлом и подписана причтом в воскресенье 21 июня 1892 г.
Как следует из анализа рукописи, автор основывается только на местных источниках. Среди них он называет только «всеобщее словесное предание» и «местное предание» крестьян деревни Шелково. Однако, помимо устных источников о. Павел мог использовать и письменные. Это архив церкви и вотчинный архив местных помещиков графов Орловых-Давыдовых в соседней усадьбе Отрада.
Известно, что в архиве церкви хранились метрические книги с 1780 г., исповедные ведомости с 1794 г., планы и межевые книги на землю, фасад церкви, опись церковного имущества 1865 г., церковно-приходская летопись и приходорасходные книги. Из этих источников, как показывает анализ текста, о. Павел использовал исповедную ведомость 1872 г., откуда взял число прихожан, и фасад церкви, сравнивая который с колокольней, он недоумевает: «Колокольня … по плану неизвестно почему не выполнена, два средних яруса у нее сокращены, и колокольня … сделалась много ниже церкви».
Кроме собственно архива в храме были и старинные книги: Евангелие 1654 г. из упраздненной церкви в соседней деревне Горки, Октоих, Библия, Служебник и рукописный Акафистник. Автор не пренебрег ими, но смотрел их лишь с тем, чтоб по титульным листам датировать эти книги, однако, для увеличения источниковой базы о. Павлу стоило бы просмотреть все листы, т. к. нередко на страницах богослужебных книг встречаются надписи.
Видимо, о. Павел не использовал и потенциал вотчинного архива тогда, как соседний священник обращался в личный архив своего помещика.[19] А ведь, как показывают наши изыскания, документы из архива Отрады, позволили бы подробно описать строительство церкви.
Недочетом о. Павла является также то, что он не обратился в церковь Архангела Михаила в соседнем селе Михайловском, к которой одно время была приписана деревня Ананьино. В той церкви был крест с надписью: «1792 году сентября 5 дня. Перенесеся церковная утварь из села Ананьина в село Михайловское священником Стефаном Алексеевым…».[20] О. Павел же не знает о судьбе Ананьинской церкви: «О церквах упраздненных и приписанных к церкви села Талежи, … известно еще, что они были деревянные, малоприходные и давно разобраны, других сведений о сих церквах никаких не имеется».
Использовал ли о. Павел эпиграфические источники? Да, он цитирует надпись с креста из своей церкви. В распоряжении о. Павла была и надпись на колоколе: «1819 года января 29 дня лит сей колокол от ходатайства служителя Графа Владимира Григорьевича Орлова Алексея Гаврилова Шершнева в Москве, на заводе Михаила Богданова, при священнике Иларионе Родионове Голосове. Весом 187-мь пудов и 10-ть фунтов».[21] О. Павел, упоминая о колоколе, мог, как читать надпись на нем, так и воспользоваться описью церковного имущества.
Таким образом, о. Павел использовал большой круг источников, однако, не все, которые были ему доступны. Возможно, это обусловлено тем, что работа готовилась в спешке. В чем же ценность сегодня рукописи о. Павла? В том, что автор зафиксировал устные предания, описал храмовые святыни и храмовые праздники. В рукописи о. Павла приводится единственное найденное нами упоминание о популярном сегодня Талежском источнике. Заслуживает интерес неизвестное до сих пор предание о месте первого поселения Давида Серпуховского – основателя соседнего монастыря. Написанный о. Павлом труд позволяет считать автора краеведом Серпуховского уезда, достойным нашего внимания.
[1] Дубинский А. Ю. Вифанская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1881 – 1900 годов. М., 2002.
[2] Горбунова М. А. Священноцерковнослужители Московской епархии Величкины, Красновские, Озерецковские и их потомки. Генеалогическая схема.
[3] Клировая ведомость по Богородице-рождественской, села Талеж, церкви, 4-го округа Серпуховскаго уезда, за 1916-й год.// ЦИАМ, ф. 1371, оп. 1, д. 49.
[4] Клировые ведомости Николая Чудотворца, святого Архистратига Михаила и других церквей Серпуховского уезда. За 1867 г.// ЦИАМ, ф. 737, оп. 1, д. 3365.
[5] Величкин П. В., свящ. «Статистические сведения о первоначальном устроении храма и переменах впоследствии произведенных села Талеж Серпуховского уезда Московской епархии». // ОПИ ГИМ, ф. 465, оп. 1, д. 129.
[6] Альтшуллер Б. Л. и др. Центральный исторический архив г. Москвы. Документальные материалы, сохранившееся по строительству в ф. 203 «Московская Духовная консистория» //ЦИАМ.
[7] За четверть века. 1884-1909. К истории церковно-приходских школ Московской епархии. М., 1910.
[8] Прокин А. М. и др. Колыбель и Слава предков. М., 1998.
[9] Мелиховский летописец. Дневник Павла Егоровича Чехова. М., 1995.
[10] Письмо причта церкви с. Талеж к А. П. Чехову. //ОР РГБ, ф. 331, к. 60, д. 8.
[11] Письма А. А. Михайлова к А. П. Чехову. //ОР РГБ, ф. 331, к. 52, д. 15б. Письма А. И. Анисимовой к А. П. Чехову. //ОР РГБ, ф. 331, к. 35, д. 40.
[12] Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Письма в двенадцати томах. М., 1979. Т. 7.
[13] То же. Т. 9.
[14] Список священнослужителей, награжденных Его Высокопреосвященством к 6 мая 1914 года. //Официальный отдел МЦВ, 1914, №18.
[15] Распоряжения епархиального начальства. //МЦВ, 1918, №4.
[16] [Токарев В. Е.] Улита едет, когда-то будет.//Набат, 1927, №35(1476).
Протоколы заседаний Семеновского ВИКа. //ЦГАМО, ф. 2139, оп. 1, д. 229.
[17] О горлопанах.//Деревенский безбожник, 1928, №5. [Токарев В. Е.] Про белого бычка.//Набат, 1928, №102(1842). Он же. Загребущие руки.//Набат, 1927, №210(1651). Он же. Иван кивает на Петра.//Набат, 1928, №158(1898).
[18] ГА РФ, ф. 10035, оп. 1, д. П-75294.
[19] Некрасов Н. Ф., свящ. Описание Богородицерождественской села Новорождествена Васькина тож церкви Отрадинского благочиния Серпуховского уезда. // ОПИ ГИМ, ф. 465, оп. 1, д. 129.
[20] Розанов Т. П., свящ. Описание церкви святого Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, что в селе Михайловском Серпуховского уезда. //Там же.
[21] Надписи на колоколах в имении Серпуховского уезда. //ОР РГБ, ф. 219, к. 105, д. 19.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»