Виценец Т.Н.

В каждом городе есть культурная составляющая, которая может способствовать расширению спектра культурной деятельности и росту гражданского самосознания горожан. Примером такого комплекса может быть Владивостокская крепость. Уникальность этого объекта заключается в сочетании исторически значимого объекта и неповторимого природного ландшафта, который может быть использован как культурный ресурс.

Крепость Владивостока – это объект культурного наследия – группы зданий (построек): группы отдельно стоящих или связанных между собой зданий, которые вследствие, своей архитектуры, своей гомогенности (однородности) или своего места в ландшафте представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки.

Владивосток по праву считался одной из самых мощных морских крепостей мира. Укрепления, создававшиеся трудом нескольких поколений российских инженеров, утратили военное значение, но являются интереснейшими достопримечательностями Владивостока и его окрестностей. Использование потерявших оборонительное значение фортификационных сооружений для целей туризма – общемировая практика. Сохранившиеся сооружения крепости, расположенные на 400 кв. км. полуострова Муравьева-Амурского и острова Русского, выразительны архитектурно. Их большая часть находится в лесопарковой зоне города Владивостока на вершинах гор и прибрежных территориях. Многие из этих сооружений имеют разветвленную систему подземных ходов и разного рода тоннельные и казематированные убежища. Все это во многом определяет их исключительную ценность для туристического и рекреационного использования.

В XVI-XVII веках на берега Тихого океана выходят русские люди. Начинается освоение дальневосточных земель, закрепление на этой территории россиян. Были подписаны ряд договоров с государствами, имевшими свои виды на дальневосточные земли. Благодаря усилиям российских дипломатов, в 1858г. в Китае был подписан Айгуньский договор, который узаконивал российские приобретения на Амуре. Подписали этот договор генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв-Амурский и И Шань. 2 ноября 1860г. в Пекине был подписан договор, который определил русско-китайскую границу на территории Южно-Уссурийского края. Подписали этот договор Игнатьев и принц Гун.

2 июля 1860г. с воинского транспорта «Маньчжур» по приказу Николая Муравьёва-Амурского на берег бухты Золотой Рог был высажен десант под командованием прапорщика Н. Комарова. Это были основатели и первые жители будущего города.

Владивосток развивался, постепенно становясь портом (1862), городом (1875) и крепостью (1889) - главной военной базой России на Тихом океане.

П.Ф. Унтербергер, занимая должность заведующего инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа, в 1878г. совершил по приказанию командования поездку в важнейшие стратегические пункты российского тихоокеанского побережья - Николаевск-на-Амуре и Владивосток. Он разработал важнейшие предложения по укреплению этих пунктов и строительству там береговых батарей. Для Владивостока он предложил доставить современные артиллерийские системы, построить мощные долговременные укрепления, которые обеспечивали бы круговую оборону города, и сосредоточить в нем достаточное количество войск с соответствующими запасами (переброска войск из Восточной Сибири была достаточно затруднительным делом из-за отдаленности Владивостока). Таким образом, именно П.Ф. Унтербергеру принадлежит идея создания во Владивостоке морской крепости.

В 1889г. на береговой батарее мыса Голдобина был поднят кайзер-флаг, - Владивосток получил статус крепости. С этого года начинается официальная история строительства Владивостокской крепости. К 1916 году крепость включала в себя систему различных оборонительных сооружений (около 130) и развитую инфраструктуру, что позволяло выдерживать осаду намного превосходящих морских и сухопутных сил противника.

Проект первого долговременного сухопутного обвода (вторая линия обороны) Владивостокской крепости был разработан в 1899 году под руководством известного русского фортификатора, профессора Николаевской Инженерной Академии, полковника К.И. Величко. Общее направление линии сухопутной обороны было жестко задано приказанием военного министра, генерала от инфантерии А.Н.Куропаткина. Она проходила от Амурского до Уссурийского залива, поперек п-ова Муравьева-Амурского на расстоянии 3-5 км от бухты Золотой Рог и представляла собой ограду из сплошного вала и рва, прерываемую рядом долговременных опорных пунктов. Морские подступы к Владивостоку защищали береговые батареи. Они были выполнены в долговременном варианте: бетонные брустверы и разделительные траверсы между орудийными двориками, в которых устанавливали убежища для артиллеристов и хранилища припасов.

Укрепления второй линии обороны Владивостокской крепости интересны тем, что подобные укрепления были построены в Порт-Артуре (Люшунь).

22 февраля 1904 года японская эскадра, под командованием вице-адмирала Камимуры, подошла к Владивостоку и обстреляла город, выпустив около 200 снарядов по жилым постройкам города и оборонительным сооружениям. Эта бомбардировка показала просчеты, которые были допущены при строительстве линии обороны проекта1899 года, и внесла коррективы в очередность строительных работ.

С учетом опыта обороны Порт-Артура был разработан новый план строительства Владивостокских укреплений (главная линия обороны). Строительство главной линии обороны проекта 1910 года шло под руководством генерал-майора А.П. Шошина. Линия обороны 1910 года пролегает в 15-20 км от бухты Золотой Рог, состоит из мощных опорных пунктов - фортов. Форты проекта 1910 года имели много подземных казематированных сооружений, толщина стен достигала 4 метров, что обеспечивало защиту при обстреле 420-мм орудиями. Кроме оборонительных сооружений, к 1916 году Владивостокская крепость имела: большое количество казематированных подземных пороховых погребов, разветвленную сеть дорог, включая канатную подвесную, аэродром, эллинг для дирижабля, большой казарменный фонд, гарнизонные церкви, штабные помещения и т.д., что позволяло в самых неблагоприятных условиях выдержать осаду противника в течение длительного времени.

Типичные долговременные укрепления береговой обороны Владивостокской крепости - это береговые батареи и противодесантные капониры. Береговые батареи строились по побережью и предназначались для предотвращения высадки десантных частей противника и обороны подступов крепости со стороны моря во взаимодействии с кораблями охраны. Противодесантные капониры предназначены для уничтожения десанта противника при высадке.

В 30-х гг. начала создаваться Береговая оборона ТОФ. Данные сооружения служили надежным щитом для Дальнего Востока. Часть укреплений Владивостокской крепости вошли в эту систему оборонительных сооружений.

На острове Русском строится в 30-е годы XX века одна из самых мощнейших батарей - батарея № 981: калибр – 305-мм, вес ствола – около 52 тонн, вес снаряда – 471 кг, дальность полета снаряда – 32-35 км.

До 1996 года эта батарея состояла на боевом дежурстве ТОФ. С 1998 года - филиал музея ТОФ.

18 августа 1945 года началась последняя боевая операция Второй мировой войны - Курильская десантная операция. Общее руководство операцией осуществлял командующий ТОФ адмирал И. Юмашев. Курильская десантная операция закончилась 1 сентября 1945 года, а 2 сентября 1945 года японское командование подписало акт о капитуляции – Вторая мировая война официально закончилась.

В конце 1969 г., учитывая политическую нестабильность в отношениях с Китаем, советское правительство приняло решение о создании Владивостокского оборонительного района (ВЛОР), задачей которого являлась защита города и главной базы ТОФ в случае вероятных боевых действий. В общую систему обороны ВЛОР, как и в годы Второй Мировой войны, были включены и некоторые укрепления Владивостокской крепости. К началу 90-х годов ХХ века ВЛОР имел все необходимое для ведения упорной обороны подступов к Владивостоку. В конце 1993 г. Владивостокский Укрепрайон по решению руководства страны был упразднен.

Внешняя экспозиция музея «Владивостокская крепость» широко представляет коллекцию артиллерийского оружия и боевой техники.

Орудия 21-КМ устанавливались на все классы кораблей от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линкоров. 27 июля 1997 г. из этого орудия произвели первый полуденный сигнальный выстрел, чем после долгого перерыва была восстановлена традиция, существовавшая во Владивостоке с 1914 г. Восстановление такой традиции во Владивостоке осуществилось, благодаря усилиям ПКО ВОО ВООПИиК и командования ТОФ. Традиция сигнального полуденного выстрела существует только в трех городах - морских крепостях России: Санкт-Петербурге, Калининграде и Владивостоке.

Наука фортификация - своим рождением обязана опыту западноевропейских средневековых архитекторов, поэтому рыцарские замки являются непосредственно предками крепостей нового и новейшего времени. Сотрудники музея и члены клуба исторической реконструкции «Fecter» в одном из казематов Безымянной батареи воссоздали караульное помещение средневекового рыцарского замка, где разместилась экспозиция, посвященная строительству замков как оборонительных сооружений, развитию военного дела, быту военного сословия в средние века. Изготовленные доспехи, вооружение максимально приближают посетителей к исторической достоверности.

Каждое воскресенье, после сигнального полуденного выстрела, члены клубов исторической реконструкции «Fecter» и исторического моделирования «Черная гвардия» демонстрируют элементы рыцарского боя.

Владивосток, после его открытия в 1991 году, постепенно становится важным центром экономического взаимодействия стран АТР, а также международного туризма. Среди его достопримечательностей, особый интерес представляют сооружения Владивостокской крепости (1889 - 1923 гг.), возводимой более 40 лет, и являвшейся одной из лучших и мощнейших морских крепостей мира.

Крепость включала в себя комплекс оборонительных сооружений, а также развитую инфраструктуру. Долговременные сооружения крепости, запроектированные в 1899 году военным инженером полковником К.И. Величко, очень похожи на знаменитые порт-артурские укрепления, возведённые по его же проекту. Сооружения крепости, построенные с учётом опыта героической обороны Порт-Артура, в 1910 - 1917 гг., не имели аналогов в мировой практике. По инженерным решениям: широкое и расчленённое расположение элементов фортов, точное соответствие их форм рельефу местности, тщательно продуманные условия, обеспечивающие максимальное сохранение личного состава от обстрела из артиллерии самых крупных калибров - опережали современное состояние военно-инженерной мысли на 15-20 лет. Иностранные специалисты из легиона интервентов, обследовавшие крепость в 1918-1922 гг., признали её сооружения «чудом инженерного искусства» русских фортификаторов.

Использование потерявших военное значение фортификационных сооружений для целей туризма, является общемировой практикой. Сохранившиеся сооружения крепости, расположенные на 400 кв. км полуострова Муравьёва-Амурского и Русского острова, выразительны архитектурно, их большая часть находится в лесопарковой зоне г. Владивостока, на вершинах гор и прибрежных территориях. Многие из этих сооружений имеют разветвлённые системы подземных ходов и разного рода тоннельные и казематированные убежища. Всё это во многом определяет их исключительную ценность для туристического и рекреационного использования.

 Существование Владивостокской крепости обеспечивало безопасность всего региона в условиях сложной международной обстановки и дало возможность проводить колонизацию и заселение Уссурийского края под ее защитой. А наличие большого числа высокообразованных военных инженеров способствовало быстрому культурному развитию Владивостока.

В настоящее время весь комплекс фортификационных сооружений Владивостокской крепости является памятником федерального значения.

В 1988 году Приморское краевое отделение всероссийской общественной организации «Всероссийское Общество Охраны Памятников Истории и Культуры» приступило к восстановлению одной из наиболее разрушенных в 30-е – 70-е годы ХХ века береговых батарей «Безымянная». Эта батарея была приговорена властями к сносу из-за своего исключительного положения в центре города Владивостока.

Панорама крепости на тот момент

В 1996 году 30 октября в честь 300-летия Российского Флота был торжественно открыт общественный музей истории военно-морской крепости Владивосток, который внесен в реестр музеев Российской Федерации.

Панорама крепости на сегодняшний день

Безымянная батарея – одно из старейших укреплений Владивостокской крепости.

В 1862 году на сопке Безымянная были размещены гладкоствольные орудия и расквартирован взвод горной артиллерии. С этого момента за сопкой закрепилось название «Батарейная». В 1880-1882 г.г. военным инженером капитаном В.П. Широковым на этом месте была построена в деревоземляном варианте более мощная береговая батарея, вооруженная 9 и 11-дюимовыми нарезными орудиями образца 1867г. В 1897 – 1900 г.г. батарея была перестроена в бетонном варианте военным инженером капитаном Якубовским. Вооружение батареи состояло из девяти 9-дюймовых пушек образца 1867г. и четырех 57-мм скорострельных пушек Норденфельда.

После строительства в 1909 – 1914 г.г. мощных батарей на острове Русском, вооруженных современными орудиями, Безымянная батарея во многом утратила свое боевое значение. Во время гражданской войны – батарея была заброшена, и в 1923г. разоружена. В 30-е годы Безымянную батарею частично разрушили и перестроили в авторемонтные мастерские. В годы Второй мировой войны на сопке «Батарейная» располагалась батарея зенитной артиллерии Тихоокеанского флота.

В 70-е годы были уничтожены два орудийных дворика и два казематированных траверса на блоке главного калибра, а так же позиция для двух 57-мм пушек Норденфельда и павильон для дальномера.

В конце 80-х начале 90-х годов Приморское краевое отделение всероссийской общественной организации «Всероссийское Общество Охраны Памятников Истории и Культуры» начало приобретать для будущего музея первые экспонаты – коллекция силикатного и керамического кирпича. Из числа крупных поступлений экспонатов в музей следует отметить коллекцию боевой техники и артиллерийских орудий, состоявших на вооружении Владивостокской крепости и воинских частей ТОФ.

Благодаря усилиям ПКО ВООПИиК и командования ТОФ в музее были возрождены воинские ритуалы российских морских крепостей: торжественное поднятие кайзер флага – флага морских крепостей, ежедневный полуденный выстрел.

Музей «Владивостокская крепость» расположен в центре города Владивостока, рядом со Спортивной набережной, на Безымянной сопке. С территории музея открывается чудесный вид на Амурский залив, центральную часть города Владивостока и остров Русский. Музей «Владивостокская крепость» - это не только экспозиции, рассказывающие об истории Владивостока, края, фортификационных сооружениях, но это и прекрасное место отдыха. На ухоженной территории музея произрастают десятки растений, занесенных в Красную книгу, множество разных видов цветов и цветущих кустарников. Гости и жители Владивостока с удовольствием приходят в музей не только для того, чтобы ознакомиться с историей, но и увидеть уникальную природу Приморского края.

В современной ситуации музеи становится культурно-образовательными центрами, способствуют развитию исторического краеведения, исторического образования, создают благоприятные условия для сохранения памятников истории и культуры.

Музеи принадлежат людям и призваны оказывать постоянно увеличивающейся публике специальные услуги. Концепция «доступа людей с ограниченными возможностями» получила одобрение во всем мире. На своей Генеральной конференции Международный совет музеев (ИКОМ) рекомендовал музеям предпринять активные шаги для обеспечения максимальной доступности их коллекций и разработки соответствующим образом адаптированных программ. Что мы имеем на сегодняшний день? Как и в прошлом, сегодняшние музеи воспринимаются как уникальные учреждения, призванные удовлетворять духовные потребности человека. Это представление о музеях находит выражение и в проектах архитекторов, которые часто строят музеи на возвышении. Но практически во всех музеях, настоящим препятствием для посещающих их инвалидов являются лестницы. Удивляет и огорчает тот факт, что дизайнеры не учитывают давно признанных физиологических параметров и функций, изучаемых металогикой. Например, известно, что, поднимаясь по лестнице, мы тратим вдвое больше энергии, чем, передвигаясь по ровной поверхности.

Безусловно, при условии преодоления некоторых трудностей финансирования и архитектурных перепланировок, проблема доступа инвалидов, имеющих трудности в передвижении, может быть частично решена. Оснащение лестницы у входа в музей специальными пандусами для въезда инвалидных колясок, возможность беспрепятственного пользования лифтом для подъема в экспозиционные залы – и человек, который не может самостоятельно передвигаться, уже может знакомиться с музейными коллекциями. Но наиболее трудноразрешимой проблемой, на мой взгляд, является проблема обслуживания незрячих и слабовидящих посетителей в музее. Необходимо создание методики икомплекса специальных инструментальных средств, помогающих незрячим илислабовидящим облегчить их взаимодействие с искусственной средой. Именно поэтомудаже единичные мероприятия музеев, ориентированные на людей с подобнымифизическими недостатками, крайне редки, не говоря уже о совместных действияхрегионального и всероссийского масштаба. Иными словами, своими действиямисотрудники российских музеев как бы декларируют следующий тезис: «Богатствакультурного наследия поколений – только для здоровых людей».

Социальная ответственность и значимость современного музея возрастает, если он использует весь арсенал принадлежащих ему средств, чтобы охватить обслуживанием инвалидов по зрению, проживающих в отдаленных районах, особенно в сельской местности. Специфика работы современного регионального музея должна быть связана с активным включением в социальные связи лиц с нарушениями зрения, их реабилитации и интеграции в общество на основе широкого спектра услуг и создания необходимых условий безбарьерной среды.

Наследие же – это то, что передали нам предки, но передали не просто на сохранение, а для интерпретации и преумножения. Объект наследия является частью целостной и развивающейся системы наследия; это то, что приобрело ценность в прошлом и ценность чего ожидается в будущем. Поскольку эта ценность и ее ожидания изменяются с течением времени, это утверждает культурное наследие как субъект динамического изменения. Так как успех использования культурного наследия как средства социального развития, прежде всего, может быть продемонстрирован через менеджмент соответствующих проектов, особое значение приобретает выработка соответствующих стратегий и соответствующих подходов, которые бы позволили сохранить его богатство и передать будущим поколениям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)          Холмогоров Е. Историк и его источники. // http://www.holmogorov.rossia.org/pss/H-Hist&Bibl.htm) дата обращения 23.10.08.

2)          Ангарская И. «Я поведу тебя в музей» // Дальневосточные ведомости. От 11–18.07.2007. – С. 10.

3)          Беспристрастный репортаж: HonestReporting.com на русском. История одной фотографии. // http://honestreporting.ru/articles/index.php?id=22 (дата обращения 23.10.08).

4)          Носевич В.Л. Архив электронных документов: белорусский опыт. // Отечественные архивы. Минск, № 1. 2002. С. 44 – 52.

5)          http://vn.belinter.net/index.htm (дата обращения 23.07.07).

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top