Виноградова А.С.
Введение
Южский район – это маленькая частица России, затерянная среди лесов и болот. На карте огромной страны он выглядит крошечной точкой, но точка эта очень значима в истории Отечества.
Часто бытует мнение, что провинция – это лишь тихий уголок необъятной страны, но Южский район – это не только не тронутая природа, дремучие леса и зеркало озер, но и богатые традиции, истоки ремесла и люди первой величины.
В столице России в Москве на Красной площади стоит памятник освободителям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Тысячи людей знают из истории какую роль сыграли эти герои для освобождения Руси от захватчиков. Но не многие знают о том, что имя Дмитрия Пожарского тесно связано с Южским районом – этим маленьким уголком большой страны.
Сегодня, спустя без малого 400 лет значение исторических событий выросло в тысячу раз. Поэтому нам молодым так важно знать о роли этих событий, об исторических корнях людей, вершивших историю страны.
Поставить в один ряд имена собственные: Россия – Князь Пожарский – Южский район – вот цель данного исследования и развития Южского района.
Культурно-историческая справка Южского муниципального района Ивановской области
Синь озер и красоту лесов,
Промыслы, хранимые народом,
Чистоту природы, хлеб да соль
В Южском крае
предложить готовы!
I.1. История образования Южского района
Южский район был образован на основе постановления Президиума ВЦИК от 10 июня 1929 года. До этого времени Южа была посёлком городского типа и лишь 6 июня 1925 году получила статус города. Особое внимание следует уделить гербу Южского района, отражающему не только историю его возникновения, но и культурные, социально-экономические, национальные и местные традиции. Являясь официальным символом, он составлен по всем правилам и соответствующим традициям геральдики и внесен в Государственный геральдический реестр Российской Федерации.
Официальное описание герба гласит: «В червленом (красном) поле золотая жар-птица с воздетыми крыльями, склонившая голову и сидящая на обращённом прямо золотом, украшенном серебром, старинном русском шлеме (ерихонке)».
Красный цвет в геральдике символизирует труд, жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту. Южский край всегда славился своими ремёслами. Богатство природы района, его культурно-историческое своеобразие являются естественными сюжетами многочисленных работ мастеров-самородков лаковой миниатюры, художественной вышивки и строчки. Это аллегорически показывает жар-птица - символ удачи, красоты, достоинства, высокого ранга и мастерства. Золото символизирует высшую ценность, богатство, величие, постоянство, прочность, силу, великодушие, интеллект и солнечный свет. Серебро отражает простоту, совершенство, мудрость, благородство, мир и взаимное сотрудничество.
В изображение герба введен старинный русский шлём - атрибут героя-воина, символ защиты и сохранения, знак того, что Южскую землю прославил Дмитрий Пожарский - князь, боярин, полководец, народный герой, соратник К. Минина и один из военачальников освободительной борьбы русского народа против польских и шведских интервентов в начале XVII в. Фигура жар-птицы, с воздетыми крыльями и склонившей голову, аналогична изображению орла, помещенного на печати Д. Пожарского, что делает композицию единой, динамичной и неповторимой.
История освоения данной территории уходит корнями в глубокое прошлое - в эпоху неолита, что доказано археологическими раскопками. В начале первого столетия нашей эры здесь проживали финно-угорские племена, которые оставили в память о себе название здешних мест - «Южа» (Юзга), что в переводе означает «болото, топкое место». Земли района входят в междуречье Волги и Оки, где в VI - XIX веках происходила славянская колонизация территорий, населенных многочисленными племенами, от которых сохранилось много топонимов: Теза, Клязьма, Кщара, Черемисино и др.
I.2. «Среднерусская Карелия»
Южа - край прозрачных озер, тихих рек и речушек, торфяных болот, густых лесов – дремучих ельников, березовых рощ. Памятниками природы в районе признаны 36 объектов. За уникальность Южская земля получила название «Среднерусской Карелии». К этому имеются весьма веские основания, т.к. по нему протекают экологически чистые реки, точнее связка рек Люлех, Тезы, Клязьмы, дарящие сочетание прекрасной природы, живописные ландшафты и расположенные на берегах знаменитые старинные сёла Хотимль и Холуй, а также заповедное место для туристов-байдарочников - причудливо извивающаяся, с необычно широкой долиной ледникового происхождения речка Лух, несущая свои воды в Клязьму, впадающую затем в Оку и далее в красавицу Волгу.
На реке Тезе, известной как старинный водный торговый путь, до сих пор сохранились срубленные в первой половине XIX в. пять деревянных шлюзов, обеспечивавших в своё время судоходство. Идея создания этой шлюзовой системы принадлежит Петру Великому, который в 1722 году побывал в Шуе и сразу же оценил перспективность реки как торгового пути.
Здесь зародился интереснейший феномен коробейников-офеней с их своеобразным промыслом, языком и бытом, возивших продукцию иконописцев в Сибирь, на Дальний Восток и даже за границу.
В 1721 году на берегу Тезы была основана деревянная вальцовая мельница - шедевр древнерусской мукомольной промышленности, прославившаяся помолом лучших сортов муки, которую привозили крестьяне со всей округи, а так же из Шуи, Коврова, Вязников. Сегодня обмелевшая Теза представляет собой реку-музей старинных сооружений. Построенные в 1834-1837 гг. без единого гвоздя, цемента и бетона плотины являются уникальнейшей действующей шлюзовой системой.
В своём среднем течении Клязьма служит границей между Ивановской и Владимирской областями, поражая исключительной сложностью водной системы и обилием образовавшихся из неё озёр, которых насчитывается более восьмидесяти. Они представляют особую ценность и интерес своей флорой и фауной. Их красоту подчеркивает тот факт, что в 1990 году на таких озёрах как Кщара, Тоньки, Налша происходили натурные съемки для телевизионного художественного фильма кинорежиссера А. Ростоцкого по роману Ф. Купера «Зверобой». Этот факт красноречиво свидетельствует в пользу природного богатства и своеобразия Южской земли.
Наряду с пойменными, остаточно-ледниковыми, есть озера карстового (провального) происхождения, есть искусственно созданные человеком. Каждое из них по-своему хорошо и своеобразно. 15 озер объявлены памятниками природы. Жемчужина района – озеро Святое. Оно раскинулось на площади 277 га., глубиной до 5 м. Святым озеро названо из-за необычайной прозрачности и чистоты воды. Второе по величине озеро в районе – Богоявленское. Оно признано одним и самых древних озер. В водоемах можно поймать щуку, окуня, карася, плотву, леща, стерлядь, судака, сома, налима. Богат край разной живностью. Помимо волков, лосей, кабанов, лисы, зайца, ондатры, водятся в нем, ставшие редкими видами выдра, барсук, глухарь, белая куропатка, серый журавль. В районе более 800 видов дикорастущих, заносных и культивируемых растений. Из них 600 используются в научной и народной медицине.
I.3. Клязьминский заказник
В пойме реки Клязьмы, на границе областей, располагается Клязьминский заказник, бывший боброво-выхухолевый заповедник. Это очень хорошо сохранившийся в естественном состоянии уголок природы с исключительным биоразнообразием, где сосредоточено основное поголовье бобра и выхухоли - видов, включенных в международную Красную книгу. В пределах заказника находятся красивейшие озёра Сорокино, Ореховое, Кривое, Некрасово, Кихшево, Печкара, Пурхало и др. Самые крупные из них связываются между собой протоками, которые в свою очередь соединяются с рекой. Также на его территории растут многие виды ценных лекарственных растений.
Таким образом, без преувеличения можно сказать, что природа действительно уникальна и разнообразна: сосновые боры; дубовые и берёзовые рощи; дремучие ельники; озёра и реки с обилием рыбы; песчаные дюны; луговые поймы; болота и леса, обилие в них клюквы, брусники, черники, голубики, грибов, лекарственных растений (порядка 600 видов).
Но кроме вышесказанного Южский район известен и как край народных промыслов и мастеров, чьи руки творят чудеса практически в каждой деревне и селе. Поражает воображение красота деревянных кружев домов и причудливые неповторимые вышивки, создаваемые мастерицами Холуя. Из лозы, бересты плетут вазы, подставки, плетенки, корзины. Лоскутные и тканые коврики, панно украшают дома жителей. Соломка сияет золотом на шкатулках, пасхальных яйцах. Традиционными были ремёсла горшечников, резчиков, лоскутниц и т.д. В Мугреевской стороне, в деревне Остапово, всё население когда-то делало горшки и другую глиняную утварь для дома и Нижегородских ярмарок, на которые звонкую, яркую посуду отправляли целыми возами. По берегу реки Тезы жили вышивальщицы, иконописцы, лозоплетельщики. С детских лет женщины занимались ткачеством. Интересными переплетёнными узорами славились изотинские ткачихи.
Как уже не раз отмечалось на Южской земле расположены древние торговые сёла Холуй и Хотимль.
I.4. Исторические поселение Холуй
Одним из древнейших населённых пунктов Южского района являетсяпоселок Холуй, расположенный в 10 км. от города Южи в живописном месте вдоль реки Тезы.
Холуй — всемирно известный центр лаковой миниатюры на папье-маше, славившийся на всю Россию мастерами-иконописцами. Своим названием он обязан небольшой, но глубокой, с прихотливыми изгибами, реке Тезе, на берегах которой расположен. Для ловли рыбы в ней ставили плетни из прутьев, или «холуи», «холуйники», — так объясняет значение этих слов толковый словарь В. И. Даля.
По преданию, это поселение возникло на русской земле в XIII веке, во времена нашествия татаро-монгольских завоевателей. Захват и разорение ими града Владимира, окрестных сел и деревень заставили людей искать убежища в глуши лесов и болот. Они селились по берегам реки Клязьмы и ее многочисленных притоков — Нерли, Уводи, Шижигды, Тезы и Луха — создавая поселения и обживая эти глухие места: рубили лес, строили избы, пахали землю, разводили скот, занимались охотой и ловлей рыбы. Житейские дела и заботы не убили в народе православный дух, наоборот, только укрепили его. От веку крепка и славна была Русь своей духовностью. Поселяне стали храмы возводить, колокола лить, святые иконы писать. Так постепенно в трудах и молитвах обживали ставшую родной землю наши далекие предки.
Природа этого края пленяет в любое время года: извилистая Теза, с ее весенним широким половодьем, дубравы и сосновые боры, заливные луга, покрывающиеся летом цветным ковром, осеннее золото листопада, бескрайняя снежная белизна в зимнюю пору... Красота тех мест стала для живущих там неиссякаемым живительным источником. Первые документальные упоминания о Холуе относятся к XVI веку. Грамота Великого князя Московского Ивана Васильевича Троице-Сергееву монастырю «Об освобождении от пошлин стародубских соляных варниц» (1546) свидетельствует о том, что Холуй в то время являлся вотчиной монастыря, куда поставляли холуяне добываемую ими соль — продукт в те времена весьма ценимый. Позже, в документах, датированных 1613 годом, слобода Холуй упоминается уже в качестве поселения, пожалованного князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов, в котором жили мастера-иконописцы. Михаил Пожарский покровительствовал иконописцам Холуя. Если после войны в селе Холуй насчитывалось два иконописца, то в год смерти Дмитрия Михайловича слава о мастерах слободы Холуй шла по городам Руси Великой. Он восстановил промысел, который чуть не погиб.
Искусствоведы часто называют иконопись Холуя древнерусской живописью. По их мнению, первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре, которые и обучали холуян. Известно, например, указание архимандрита Лавры Афанасия набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет «...острых и к понятию и иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу». Для обучения иконописи в Холуй направлялись ученики из Шуи и Мстёры. Таким образом, в конце XVII века Холуй становится носителем иконописных традиций Троице-Сергиевой лавры.
С начала XVIII века искусство иконописи в Холуе развивается довольно быстро. Потребность в иконах росла с каждым годом. Произведения холуйских иконописцев ценились в северных губерниях России — Вологодской, Архангельской, Олонецкой — да и в самом Санкт-Петербурге. В Сибирь отправляли иконы целыми обозами. Холуй получал заказы на изготовление икон из Болгарии, Македонии и Сербии. Большой спрос, естественно, в значительной степени способствовал развитию промысла.
Незаурядный талант, глубокое знание возможностей и технологии темперной живописи позволяли художникам создавать прекрасные образцы иконописи. Возникает фресковая живопись. Иконописцы пишут фрески на стенах и сводах церквей и храмов. Иконописные мастерские приобретают специализацию: одни занимаются «мелочным письмом», другие «листовушками», третьи пишут монументальные храмовые иконы, четвертые фрески. Появляются плащаницы, писанные не на деревянной доске, а на холсте и масляными красками. Холуй становится крупным торгово-промышленным селом, производящим ежегодно 1,5—2 миллиона икон. Несомненно, оживленной торговле иконами, плащаницами, хоругвями, вышивками и другими изделиями холуйских мастеров способствовало удачное географическое положение села на пересечении множества водных и сухопутных торговых путей. Широкую известность в России получили ярмарки, проводившиеся в Холуе: «Троицкая» весной и «Тихвинская» осенью. К середине XIX века их стало уже пять. На ярмарки съезжался торговый люд в основном из поволжских городов. На время ярмарок открывалось до трехсот торговых лавок и больше сотни балаганов. Завозилось множество разных товаров: из Макарьева и Костромы лес и доски для икон, из Саратова зерно, из Астрахани рыба. На ярмарках бывали купцы из Персии и Турции. Торговля была бойкой, обороты исчислялись десятками тысяч рублей серебром.
Иконопись и торговля служили единственными источниками доходов холуян, других не существовало. Доходы позволяли им вести строительство, возводить церкви. Так, на левом берегу Тезы появились Троицкая летняя и Введенская зимняя церкви (1745—1753), в ансамбль органично вошел жилой двухэтажный дом священника и кирпичная ограда с деталями из кованного железа. В XIX веке на правом берегу сооружается большая и красивая Тихвинская церковь. В версте от Холуя, возле соснового бора, возводится архитектурный ансамбль мужского монастыря: Борковско-Николаевская Пустынь с летним собором и церковью, монашескими кельями, трапезной и разнообразными хозяйственными постройками. Строятся также часовни, пристань, трактир, торговые заведения, школа, лечебница, постоялые дворы, кирпичные жилые дома для состоятельных людей и множество других сооружений, в их числе девять иконописных мастерских. Холуй становится волостным центром Вязниковского уезда Владимирской губернии с населением более пяти тысяч человек, самобытным очагом традиционной народной культуры.
Расширение производства икон, вызванное потребностями рынка, постоянно подталкивало хозяев иконописных мастерских увеличивать и число иконописцев, так как сугубо ручной труд не был достаточно производительным. В иконописных мастерских складывается разделение труда. Художник-иконописец, писавший икону от начала до завершения, добиваясь выразительности образа, не устраивал предпринимателя — слишком много сил и времени отдавал он каждой работе. Вот почему появились иконописцы-ремесленники, которые быстро и ловко могли выполнить отдельные детали иконы: одежду, пейзаж, орнамент. Их называли «доличники». Лик — лицо, руки и тело — писали, как правило, более квалифицированные мастера, или «личники». При такой «специализации» производительность росла, количество икон увеличивалось, однако искусство постепенно отходило на второй план. Стали изготавливать набивные по ткани плащаницы, продавать бумажные печатные иконы и печатные иконы на жести. Процесс «опромышливания» святого иконописного искусства и его пагубные последствия встревожили не только церковь, но и умы просвещенных россиян, в том числе профессиональных художников. По общему мнению, исправить положение могло лишь создание школ иконописи.
Первым шагом на пути просвещения холуян стало открытие в 1861 году первого во Владимирской губернии двухклассного училища, где преподавали Закон Божий, русский язык, отечественную историю, географию, арифметику и церковное песнопение.
В 1882 году Александро-Невское братство, учрежденное во Владимире, открыло в Холуе рисовальные классы, позднее преобразованные в иконописно-рисовальную школу. Курс обучения длился шесть лет. Главными предметами были иконописание, рисунок и живопись по программе Академии художеств. Для руководства школой и преподавания в ней в Холуй направляется выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Н.Н. Харламов.
Кроме основных предметов в школе преподавали чеканку, позолоту, пластическую анатомию, такие специальные предметы, как композиция и технология темперной живописи. Деятельность иконописно-рисовальной школы (1882—1920) была плодотворной. Ее первые выпускники образовали артель и под руководством своего учителя Н.Н. Харламова стали заниматься иконописью и стенописью. Ими были выполнены фрески и иконостас в Русской посольской церкви в Вене, а также роспись в православных соборах Кракова и Кишинева, в церквях многих российских городов.
Значение иконописно-рисовальной школы велико. Наиболее талантливые выпускники школы пошли учиться в Академию художеств, иСтрогановское училище, работали в книжных издательствах в Москве, художниками-графиками и живописцами. Оставив Холуй и иконописное дело, они стали известными мастерами и в других областях русского изобразительного искусства. Большая часть выпускников осталась работать в Холуе. Эти мастера оказывали несомненное влияние на художественный уровень икон и фресок, выполняли самые ответственные заказы. Их знания и высокое мастерство поддерживали и поднимали авторитет холуйской иконописи. Более того, иконописно-рисовальная школа подготовила почву для становления и развития современной миниатюрной живописи в Холуе.
После Октября 1917 года и гражданской войны в России началось гонение на веру и глумление над нею. Вместе с церквями и храмами — памятниками истории и культуры русского народа — гибли выдающиеся произведения иконописи и фресковой живописи. Иконописные мастерские в Холуе были закрыты. Холуйские мастера вынуждены были искать работу: приспосабливались к малярному делу, красили вагоны на железнодорожных станциях, баржи на пристанях, верстовые столбы и шлагбаумы на дорогах. Свои качества первоклассных художников долго не могли они применить в те смутные и голодные времена, об искусстве вспоминали с горечью и сожалением.
В этих условиях необходимо было найти новое преломление традиций иконописного мастерства. В Холуе поиски своего стиля начались, когда часть художников возвратилась к своим родным очагам после долгих бесплодных поисков и скитаний по России. В 1934 году, воодушевленные примером Палеха и Мстёры, холуйские художники Сергей Александрович Мокин, Константин Васильевич Костерин, Дмитрий Михайлович Добрынин и Василий Дмитриевич Пузанов-Молев организовали артель, пробуя себя в новом качестве. Все они окончили иконописно-рисовальную школу, были образованными и талантливыми художниками с большим опытом работы, а В. Д. Пузанов-Молев получил дополнительное художественное образование, окончив в 1912 году Строгановское художественное училище в Москве.
На первой научно-теоретической конференции, проходившей в Холуе в 1959 году по случаю 25-летнего юбилея художественной артели, обсуждали отчетную выставку, на которой было собрано более двухсот произведений, искусствоведы, критики, ведущие художники Палеха, Мстёры, Федоскино единодушно отметили творческие достижения холуян. По общему мнению, Холуй обрел собственные художественные традиции, неповторимое творческое лицо — холуйская миниатюрная живопись состоялась. С этого времени о Холуе начинают говорить как об одном из центров лаковой миниатюрной живописи, к работе мастеров проявляют живой интерес музеи, картинные галереи, торгующие организации России, зарубежные фирмы.
Художники-миниатюристы создают не только уникальные произведения, приобретаемые известными музеями, экспонирующиеся на выставках, но и образцы, по которым небольшими тиражами выпускаются изделия для рынка. Последние, как правило, менее трудоемки в исполнении, при этом слажены композиционно, выразительны по темам и образам, профессионально выполнены, красивы и изящны и, что немаловажно, имеют доступную цену.
В этот плодотворный период из-под кисти художников выходят произведения, ставшие классическими образцами холуйской миниатюрной живописи: девятисторонний ларец «Русские богатыри», пятисторонний ларец «Сказка о мертвой царевне», шкатулки «Каменный цветок» и «Майская ночь» В. А. Белова. В содружестве с В. И. Фоминым художник создает еще один блестящий образец холуйской лаковой миниатюры — шкатулку «Уральские сказы», по произведениям П. И. Бажова.
Характерный стиль холуйского письма и сегодня продолжает развиваться, опираясь на непрерывный творческий поиск талантливых и самобытных художников.
В нынешнее столетие миниатюрная живопись Холуя развивается весьма интенсивно. Создаются новые произведения, пополняющие фонды Музея холуйского искусства, Ивановского и Плёсского художественных музеев, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея народного искусства научно-исследовательского института художественной промышленности, где собрана самая большая коллекция холуйской лаковой миниатюры. Увеличивался и выпуск изделий для рынка, растет коллектив художников за счет наиболее способных выпускников местной художественной школы. Работая бок о бок с признанными мастерами, молодые специалисты приобретали опыт и прочные профессиональные навыки. Сейчас происходит расширение ассортимента выпускаемых изделий. Количество образцов, с которых художники выполняют небольшими тиражами изделия для рынка, насчитывает уже более семисот. Появляются и новые по формам и назначению виды изделий. Кроме традиционно черного фона используют насыщенный красный, зеленый и вишневый цвет.
В 1961 году холуйская миниатюрная живопись вышла на международный рынок. Первый заказ поступил из Великобритании, затем произведениями холуйских мастеров заинтересовались в США, Германии, Франции, Бельгии и Италии. Выход на международный рынок и поставки изделий на экспорт способствовали развитию промысла, укрепляли экономическую базу и поднимали международный престиж холуйской лаковой миниатюры.
Сейчас в Холуе параллельно работают две мастерские. Однако искусство миниатюрной живописи продолжает развиваться, объединенное единой художественной идеей. Создаются новые произведения, традиционные по темам и образам, также начинает возрождаться иконопись.Создаются миниатюры на темы, отображающие библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета, жизнь и деяния Иисуса Христа. Теперь они заново изучаются, переосмысливаются современными художниками. Другие времена диктуют иные подходы к этому виду изобразительного искусства, продиктованные великой любовью к прошлому и настоящему России, глубоким знанием истоков, вдохновением и талантом тех, кто взялся за нелегкое, но благородное дело восстановления традиций древнерусской живописи.
Прославлен Холуй и ремеслом художественной вышивки и строчки. Труды местных мастериц представлены в Эрмитаже и других музеях страны, экспонировались на различных международных выставках. К сожалению, в последние годы на строчевышивальной фабрике резко уменьшилось производство подобных изделий. Отрадно то, что эти традиции охраняются и развиваются благодаря отделению строчки и вышивки в художественном училище.
Холуй в наши дни - это центр лаковой миниатюры мирового значения, где вновь возрождается искусство иконописи, бережно хранятся и передаются молодежи традиции миниатюрной живописи. Всё это говорит о том, что искусство посёлка развивается, а произведения местных мастеров по-прежнему находят поклонников в нашей стране, Европе и США. В 2003 году была возрождена знаменитая на всю Россию Тихвинская ярмарка. В посёлке уже более 40 лет действует музей Холуйского искусства.
I.5. Историческое поселение Хотимль
Село Хотимль, основанное в 1560 году взбунтовавшимися холопами суздальских бояр на месте древнего городища, быстро превратилось в богатое торговое место на берегу Тезы. В конце XVIII - начале XIX вв. там были построены каменные Никольская и Успенская церкви. С библейских сюжетов фресок Успенской церкви палехские художники в 80-х гг. XIX в. делали зарисовки, чтобы положить их в основу росписи Гранатовой палаты Московского Кремля. Славился Хотимль своей уникальной вальцовой водяной мельницей, знаменитым деревянным шлюзом, Успенскими ярмарками, на которые по водному пути съезжались купцы из многих городов центральной России. Здесь же неподалеку в деревне Фофаново сохранился дом, в котором жила бабушка и родилась мать великого русского писателя А.П. Чехова. Историю знаменитого села бережно хранит музей хотимльской школы.
I.6. Балинская мануфактура
Хорошо знакома в России и Южа текстильная, которая представляет яркий пример преобразования во второй половине XIX - начале XX вв. стараниями купцов Балиных старинного поместного села в фабричный текстильный посёлок, являющий собой редкий по композиционной целостности градостроительный комплекс, соединивший вокруг рукотворного озера Вазаль промышленную, жилую и усадебную зоны. Это один из впечатляющих примеров реализации идеи города-сада и подуманного решения социальных проблем в условиях дореволюционного государства.
Важным моментом в истории и последующем развитии района явилось покупка в 1865 году крупной бумагопрядильной фабрики в селе Южа купцом Асигритом Яковлевичем Балиным. Благодаря его предприимчивости текстиль, производимый на Южской фабрики, был известен на всей территории страны. Производство расширялось с каждым годом. Сбыт товара шёл бойко и быстро.
Все текстильщики пользовались бесплатным жильём и отоплением. Жили южские рабочие в пяти казармах — от 400 до 500 человек в каждой, но, сознавая неудобства казарменной жизни, товарищество выделило землю близ фабрики, где для семейных нарезали небольшие участки, предоставляемые в многолетнюю аренду за ничтожную плату. Рабочие строили дома, получая под строительство беспроцентные ссуды. Продукты покупали на еженедельных базарах при фабрике или в фабричной лавке по более низким ценам, чем у частных торговцев. Для престарелых рабочих в 1893 году в каменном здании фабрики открыли богадельню на 32 человека, живших под надзором смотрительницы на полном содержании. С 1895 году при богадельне действовала фабричная церковь с самостоятельным причтом. На территории фабрики работала больница, а на случай эпидемий устроили барак. Для рожениц построили родовспомогательное отделение, в 1895 году там увидело свет 257 младенцев. При родильном приюте проводили оспопрививание. Лечение и содержание в больнице были бесплатными. В 1890 году товарищество обзавелось своим почтово-телеграфным отделением со сберегательной кассой — рабочие помещали там свои сбережения. Южского товарищество Балина, дало работу и обеспечило безбедное житьё тысячам рабочих.
К сожалению в связи с общим упадком текстильной промышленности в нашей стране, предприятие утратило в последнее десятилетие статус градообразующего, но по-прежнему оказывает сильное влияние на социально-экономическое развитие территории.
В настоящее время текстильная фабрика ООО «Мануфактура Балина» является наиболее крупным объектом лёгкой индустрии в Южском районе. За 2007 год ей было выпущено 35% от общего объёма выпускаемой промышленной продукции на территории района. На протяжении многих лет предприятие испытывало определённые трудности, но на сегодняшний день, с приходом нового инвестора, ситуация стала меняться: происходит замена производственной техники, ведётся капитальный ремонт зданий. В тоже время, несмотря на наличие конкретных планов и заказов, продолжает оставаться нерешенной важная проблема связанная с сокращением рабочих мест из-за установки нового оборудования.
I.7. Южский район – «царство торфяников»
Несомненно, географическое, историческое и культурное своеобразие Южского района отразилось на его экономике. Большая часть площади занята лесами и торфяными болотами, что и определило его функциональное назначение как энергетической базы для области. В Южском районе настоящее царство торфяников. Здесь зарегистрировано 90 торфяных месторождений. Являясь ценнейшими экосистемами, некоторые болота имеют статус памятников природы, одновременно дарящие людям радость сбора ягод и грибов, лекарственных растений, охоты на водоплавающих птиц.
Первые попытки промышленного освоения торфа в Ивановском крае были сделаны во второй половине XIX- начале XX вв. На болотах возле села Южа торф стало добывать Товарищество мануфактур А.Я. Балина.
Развитие торфяной промышленности было связано с выполнением плана ГОЭЛРО, который предусматривал строительство ЮЖГРЭС, работающей на торфе. Проект так и не был реализован, но для местной промышленности и населения леса и торфяники всегда являлись топливной базой и поставщиками сырья.
Торфопредприятие, которое планировалось как базовое для ЮЖГРЭС, сначала решили назвать «Святоезерским». Проект Святоезерского торфопредприятия был утверждён в Москве «Союзгосторфом» 27 сентября 1932 года (позже его стали называть Мугреевским торфопредприятием). Сдача в эксплуатацию нового предприятия осуществилось в 1939 году. Оно работает на базе болот Мугреевской группы – Святоезерского, Демидовского, Большого, Дубовичьего. Торфопредприятием были достигнуты большие успехи в производственной и социально-культурной сфере. За время существования предприятия поселок Мугреевский обзавелся заведениями соцкультбыта: тремя банями, двумя детскими садами, на берегу Святова озера был заложен клуб, началось озеленение, появился свой стадион. В 1949 году был построен пионерский лагерь.
Сейчас предприятие производит интенсивные разработки новых торфяных месторождений. Превысив прошлогодний объём на 42%, два торфодобывающих предприятия ЗАО «Южа-торф» и ООО «Мугреевский торфяник» за 2007 год реализовали продукцию на 64,3 млн. рублей. В настоящее время они выпускают: торф фрезерный, кусковой топливный, фасованные минеральные удобрения, торфоблоки для тепличного хозяйства и др. ЗАО «Южа-торф» было участником первого инвестиционного форума Ивановской области, который проходил в Правительстве г. Москвы.
I.8. Культурно - исторические ценности и объекты
На территории района поставлено на государственную охрану 50 объектов архитектуры и истории, среди которых 16 исторических, 34 архитектурных, из них 6 федерального значения. Кроме этого имеется 18 археологических памятников, подтверждающих существование стоянок древних людей, в том числе у села Волокобино, Мордовское, посёлка Холуй и других населенных пунктов.
В районе 13 церквей, 7 храмовых комплексов и ансамблей, среди которых два монастырских. Неповторимый архитектурный пейзаж занимает особое место. Храмы относятся к концу XVII - XIX вв. и построены в традициях барокко, классицизма, эклектики, неорусского и русско-византийского стилей. На сегодняшний день действуют 11 приходов, ведутся активные работы по восстановлению частично утраченных церквей.
В Юже сохранились исторические постройки конца XIX начала XX столетий: Богадельня 1894 года - нынче школа №6, здание бывшей гимназии 1912 года - школа №3, дача А.Я. Балина - детский сад, а Народный дом переименовали в Дом культуры, возведённый в 1910 года в ознаменование 25-летнего юбилея «Товарищества Балина». Построенный по проекту архитектора Герлиха, Народный дом стал настоящим украшением города. Как отмечали современники, ему мог бы позавидовать и губернский город. Зрительный зал с балконами вмещал до 1000 чел. Сцена была оборудована по последнему для того времени слову техникой.
Важное значение имеют 2 памятных знака Д. Пожарскому, один из которых поставлен в местечке Борок в честь 420-летия со дня рождения князя, а другой в селе Мугреево-Никольское в виде природного камня с надписью: «Мугреевская вотчина князя Дмитрия Михайловича Пожарского - спасителя Москвы и всей России от польских захватчиков в 1612 году». Он заложен 24 мая 1998 года по инициативе администрации Южского района и Николо-Георгиевского прихода Мугреево-Никольска. Сначала состоялся крестный ход во главе с Архиепископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Амвросием, затем разыгрывалось театрализованное представление по мотивам времён освобождения от нашествия интервентов, в заключении было проведено освящение и торжественное открытие. Финансировал установку обоих знаков мэр г. Москвы Ю.М. Лужков. В настоящее время в центре Южи планируется построить памятный комплекс Д. Пожарскому, первоначальный эскизный проект которого разработал московский скульптор В.П. Макраусо
I.9. Музеи Южского района
1 государственный музей Холуйского искусства, 7 школьных и 5 музейных экспозиций в заведениях культуры.
Музей Холуйского искусства (МХИ) создан на общественных началах и открыт 1 февраля 1959 года. Тогда главной целью коллекционирования была холуйская миниатюрная живопись и изделия строчки-вышивки. Однако вскоре тематика расширилась, и жители стали приносить предметы быта, иконы, старопечатные и рукописные книги, строчевышитые изделия, живописные полотна мастеров. Совет музея обращался во многие учреждения культуры страны с просьбой помочь в сборе экспонатов. Откликнулись Эрмитаж, Музей народного искусства, Русский музей и др., которые передали на постоянное хранение в Холуй различные ценные предметы, общее количество которых насчитывает сейчас около 5 тыс. экземпляров.
Значительная часть фондов - составляют иконы холуйского письма. Большинство из них подписаны и точно датированы, что позволяет подробно проследить историю холуйской иконописи. Также в основу коллекции входят скульптуры - уникальные деревянные произведения XVIII-XIX вв. Гордостью музея является экспозиция вышивки конца XIX - начала XX вв. Это накидки, полотенца, портьеры, скатерти и другие предметы, выполненные в традиционной для Холуя технике белой глади и вышивки-строчки.
Используя своё фондовое собрание, МХИ проводит выставки древнерусского искусства с использованием икон, скульптур, рукописных книг, церковной утвари. Но самым большим в собрании является раздел лаковой миниатюры, в котором представлены работы основоположников данного направления и произведения молодых художников. Это даёт возможность проследить развитие искусства от истоков до современного состояния, ощутить многообразие сюжетов, в основе которых, как уже было отмечено, лежат сказки, былины, легенды, реальные исторические события, картины природы.
В музее холуйского искусства воссоздана рабочая комната иконописца конца XIX века, которая дает представление о быте и рабочем месте мастеров. Представлен сопутствующий материал иконописца конца XIX века: полировальный зубок, натуральный пигмент красок, чеканы, глобус, старые фотографии иконописцев.
В центре этой экспозиции находится иконописный станок с иконой «Абалацкая Пресвятая Богородица», излучающей свет, тепло и доброту.
В музее открыт мастер-класс, для того, чтобы показать желающим поэтапное расписывание лаковой миниатюры на папье-маше. Посетителям предоставляется возможность самостоятельно встворить темперные краски, загрунтовать работу, начать раскрывать сюжет, а мастеру закончить её.
В музее работает художественный салон, в котором можно приобрести лаковую миниатюру Холуя, платки и шали, вышивку, гобелены и батик, сувениры для дома.
Экспозиции Музея Холуйского искусства постоянно обновляются. Поэтому туристы, посещающие его, могут увидеть творчество местных умельцев во всём его многообразии.
Школьные музеи:
1)аИсторико-краеведческий музей в селе Хотимль созданный 19 февраля 2000 году. В нём имеются экспонаты быта XVIII-XIX вв., уголок боевой славы, а также представлена история родного края и школы. Всего насчитывается около 300 экспонатов;
2) В музее Д.М. Пожарского, открытом в 2003 году в селе Мугреево-Никольское, более 100 экспонатов: предметы крестьянского быта, выставка изделий ремесленников, фотографии, книги о Д. Пожарском;
3) Историко-краеведческий музей вселе Мугреевское открыт 4 мая 2000 году. В нём находятся около 300 экспонатов: фотографии, документы, уголок быта 20-30 гг. и 50-60 гг. ХХ в., уголок боевой славы (1941 – 1945 гг.), история посёлка, школы и торфопредприятия «Мугреевский»;
4) Историко-краеведческий музей школы №1 г. Южи. Количество экспонатов более 200: предметы крестьянского быта, фотографии, документы, уголок боевой славы.
5) Музей театральной самодеятельной куклы, расположенный в Детском юношеском центре с 2004 года. Всего 180 экспонатов - театральные игрушки, изготовленные детьми;
6) В мини-музее «Крестьянская изба», расположенном в селе Преображенское, представлено 100 экспонатов - предметов крестьянского быта;
7) В поселке Талицы имеется комната «Боевой славы». В ней также около 100 экспонатов - фотографии и документы.
Музеи учреждений культуры:
1) Музей театра в районном Доме культуры, открытый 30 октября 2004 года к 110 летнему юбилею народного театра. Музей разделен на две части. В первой - исторической, представлены материалы ХIХ в.: мебель, театральные реквизиты, афиши, костюмы, парики. Во второй отражена современная жизнь театра: малая сцена, портреты актёров, отографии эпизодов популярных постановок. В наши дни кроме спектаклей здесь проводятся музыкальные салоны.
2) Музей писателя Ю.А. Виноградова в селе Хотимль.
Ю.А. Виноградов родился 8 марта 1927 года в семье крестьянина в деревни Емельяново Хотимльского сельсовета Южского района. Он имеет учёную степень кандидата исторических наук, звание профессора Академии военных наук РФ, Международной славянской академии, академика Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Петровской академии наук и искусств, Международной академии информатизации при ООН, академии Российской словесности и Заслуженного работника культуры России. К тому же является крупным общественным деятелем: секретарь Союза писателей России, основатель и президент Международной ассоциации писателей баталистов и маринистов, ответственный секретарь Военно-художественной студии писателей Вооруженных Сил России.
Комната-музей выдающегося военного писателя, драматурга, историка и общественного деятеля открыта с 2002 года. Экспозиция позволяет наглядно представить жизненный и творческий путь знаменитого земляка.
3) Музей поэта И.В. Ганабина, родившегося 10 октября 1922 года в деревне Коломиха Никологорского района Владимирской области. С шести лет он стал жителем Южи, откуда после окончания средней школы № 2 призвался служить на Балтийский флот. С 1943-44 гг. его стихи стали появляться в периодической печати. Войну закончил в звании старшего сержанта, был контужен, награжден боевыми медалями. После демобилизации возвратился в Южу, а через год поступил в Московский литературный институт им. Горького, который закончил с отличием. В 1950 году вышел первый сборник стихов под названием «Первый выход».
10 октября 2002 года к 80-летию со дня рождения поэта-земляка в Южской центральной библиотеке открылась мемориальная комната-музей. Здесь собраны многочисленные свидетельства его жизни и творчества: личные вещи, книги, фотографии, документы, письма и газеты.
4) Чудо-городок мастеров, Южский Дом ремесел, открыт 1 марта 1993 года как центр обучения детей и взрослых традиционным ремеслам района. В 14 студиях-мастерских занимается более 250 человек.
В искусстве художественных промыслов раскрывается талант народа. Не случайно народное творчество называют неиссякаемым источником прекрасного.
Щедрые на выдумку мастера Южского Дома ремесел со своими подмастерьями изготавливают как повседневные предметы домашнего обихода, так и праздничные, нарядные изделия. Это и вышитые белой гладью костюмы, ажурные скатерти, накидки, салфетки, воротнички, расписные и украшенные затейливой резьбой хлебницы, разделочные доски, сшитые в лоскутной технике одеяла, дорожки, настенные панно, веселые глиняные игрушки, плетеные корзины, изделия из бересты, соломки, лозы, притягивающие взгляд своими фольклорными костюмами куклы.
В Доме ремесел организованы 2 выставки:
- экспозиция «Русская изба» - 67 экспонатов: изделия из бересты, глины, люлька, прялка, ткацкий станок и др. предметы;
- экспозиция «Живая комната» 50-х годов ХХ в. - 83 экспоната: мебель, вышитые и вязаные изделия, посуда, статуэтки, патефон и др.
Южский Дом ремесел является победителем многих областных и всероссийских конкурсов.
5) Музей «Пугало огородное» в селе Преображенском Доме культуры, открывшийся в августе 2004 года. Его создание началось с конкурса, объявленного в 2003 году районной администрацией. В нём участвовали все желающие. Сторожей для огородов из подручных материалов изготавливали чиновники, школьники, жители города и даже заключённые исправительной колонии, в результате чего набралось более 80 экспонатов. Все они представлены в музее, при подъезде к которому туристов на улице у входа встречают две девушки в русских сарафанах, рассказывающие о Преображенском, его происхождении и чем оно знаменито. Затем под сопровождение баяниста поют частушки, приветствуя и приглашая гостей. Войдя внутрь, начинается повествование об идее создания музея, о том, как пугала побывали на гастролях центрального телевидения в передаче Андрея Малахова «Большая стирка». Для посетителей организована продажа сувениров, изготовленных местными жителями, буклетов, описывающих район и музей, значков с гербом и Тихвинской ярмаркой. Но для того, чтобы экскурсия была более колоритной, запоминающейся и оправдывающей название «Пугало огородное», необходимо провести следующие улучшения: на территории музея поставить русскую печь, навес в случае неблагоприятной погоды и столики для угощения туристов пищей из русской кухни и чаем из самовар
I.10. Храмы, Храмовые комплексы и ансамбли
Как уже отмечалось в районе 13 храмов, 7 храмовых комплексов, среди которых два монастырских. Они относятся к концу XVII - началу XIX вв. и построены в традициях барокко, классицизма, эклектики, неорусского и русско-византийского стилей. Перечислим наиболее крупные из них:
1) Святоезерский женский монастырь (Святоезерская пустынь) в поселке Мугреевский.
Ансамбль монастыря (храмы во имя св. Афанасия Афонского и Преображения Господня) расположен на берегу Святого озера среди болот на возвышенности, носящей название Грива. Легенда связывает образование пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в начале XIV в. в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, выкопанного им, со временем появилось обширное озеро, получившее в народе название Святое. Ещё в XIX в. данная местность, окруженная густыми лесами и топями, продолжала носить название Филаретовской. В конце XIV в. отшельническая обитель привлекла внимание митрополита Киприана, окончательно утвердившегося на московской кафедре в 1390 году. Он основал здесь первую деревянную церковь Преображения. Как митрополичье владение пустынь существовала и в 1-й половине XV в. при его преемнике митрополите Всероссийском Фотии, пребывание которого там в 1411 году спасло от пленения отрядом татарского царевича Талыча. В память о чудесном спасении он построил новую деревянную церковь Рождества Богородицы. Вероятно, именно при Фотии возник мужской Святоезерский Спасский Сенегский монастырь.
В начале XVII в., в период Смуты, пустынь, как и многие другие поселения, была разорена. После этого по описи 1680 года упоминаются новые деревянные храмы: теплый Иверский и холодный Афанасия Афонского. Вблизи от них на отдельно стоящих столбах висели четыре колокола. Известно, что находящаяся в то время в ведении Суздальской и Юрьевецкой епархии пустынь содержалась на средства князей Пожарских, владевших с 1608 года расположенным поблизости селом Нижний Ландех. Традиция была продолжена и новыми хозяевами села князьями Черкасскими, получившими Нижне-Ландехскую вотчину в 1682 году. Пожар 1719 года привел к перестройке церкви св. Афанасия Афонского с созданием при ней теплой трапезной, что вряд ли было возможно без помощи тех же Черкасских. В течение всей 1-й половины XVIII в. наблюдалось угасание местности, где в 1752 году жило всего пять монахов, а 15 декабря 1753 года обе церкви и отдельно стоящая колокольня сгорели. После пожара уцелела лишь часть братских келий, в одной из которых проводили богослужение. В 1757 году была поставлена новая деревянная теплая Иверская церковь, после чего началось строительство первого кирпичного храма Афанасия Афонского, затянувшееся из-за недостатка средств на 24 года.
В 1764 году в связи с общегосударственной политикой секуляризации церковных владений Святоезерскую пустынь упразднили, церкви передали приходу. К тому времени в обители существовали шесть келий, каркасная крытая тёсом колокольня с семью колоколами, два житных амбара и скотный двор. К 1831 году из двух обветшавших храмов решили оставить один - Афанасия Афонского, пристроив к нему вместо разобранной деревянной церкви южный Иверский придел, освященный в 1834 году. Несмотря на отдаленность и бедность, бывшая пустынь продолжала пользоваться особым почитанием окрестных жителей и новых владельцев Нижнего Ландеха князей Щербатовых, что способствовало стихийному восстановлению пустынножительства в 1-й половине XIX в.
На сегодняшний день территория ансамбля прямоугольная, в центре Казанский собор с уникальной акустикой, ниже церкви Афанасия Афонского и Преображенская. В 1993 году восстановлена община, а в апреле 1998 года состоялось открытие Святоезерской пустыни как женского монастыря.
2) Храм во имя Смоленской иконы Божьей матери в г. Юже
Известный ещё с XVII в. Сначала он был деревянным с престолом во имя святителя Николая Чудотворца. Несколько раз перестраивался, в результате чего на месте пришедшей в ветхость церкви прихожане на собственные средства возвели каменную, освящённую в 1795 году во имя Смоленской иконы Божьей Матери и восстанавливаемой в настоящее время.
3) Храм во имя Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы в селе Хотимль.
Никольская церковь возведена в 1791 году. К ней в дальнейшем шуйский купец Китаев в 1873 году пристроил с северной стороны придел Трех Святителей, а с южной в 1889 году ещё один, освященный во имя Иверской иконы Божьей Матери (разобран в советское время).
В 1829 году рядом с Никольским построили огромный Успенский храм в стиле классицизма, имевший 12 торговых лавок. Его расписывали палешане - братья Белоусовы, которые затем работали в Гранатовой палате Московского Кремля. В 1995 году произошла регистрация Успенско-Никольского прихода. В наши дни храмы восстанавливаются.
4) Храмовый комплекс: церкви во имя Пресвятой Троицы и Введения Богородицы во храм в поселке Холуй.
Ансамбль расположен в центре посёлка на левом (северном) берегу реки Тезы. Он состоит из летней Троицкой и зимней Введенской церквей, окруженных оградой с угловой башенкой, двумя часовнями и воротами.
Троицкий храм создан в 1748-50 гг. вместо прежнего деревянного на средства прихожан и пожертвования уроженца Холуя астраханского епископа Мефодия. Согласно документам он должен был строиться по образцу Казанской церкви в Суздале, однако в действительности на неё совершенно не похож. В 1775 году рядом основали зимнюю церковь Введения, выполненную в архаических формах архитектуры середины XVII в.
5) Борковская Троице-Николаевская пустынь в Холуе (недействующая).
Она расположена в километре от посёлка также на левом берегу Тезы и открыта в 1650 году князем Иваном Пожарским по завещанию своего отца, известного героя смутного времени Дмитрия Пожарского. По преданию, когда тот вёл войско для избавления Москвы от поляков, то дал обет построить в случае удачи монастырь в честь Николая Чудотворца на месте первой стоянки народного ополчения. В 1764 году его закрыли по указу Екатерины II, однако вскоре он снова возродился стараниями всё того же уроженца Холуя астраханского епископа Мефодия.
Сегодня пустынь является интересным примером монастырского строительства XVII в., хотя в облике зданий заметны традиции предшествующего столетия. Сохранились с небольшими преобразованиями Казанская церковь (1765 года), Троицкий собор (1774 года), жилые и хозяйственные постройки XVII - XIX вв.
6) Церковь во имя Преображения Господня в селе Преображенское.
Представляет собой крестовокупольный пятиглавый храм центрического типа в русско-византийском стиле. Он воздвигнут помещиком Протасьевым в 1854-60 гг. по проекту архитектора Н.К. Рейма. После революции был превращён в склад, роспись уничтожена. Сейчас восстанавливается силами прихожан, в нём вновь проводятся богослужения.
7) Храм Святого мученика Уара в селе Мугреево-Никольское.
В православной традиции есть только один святой, которому дарована Господом благодать отмаливать некрещеные души - это Уар. Именно в честь него и построен новый храм в знаменитом Мугреево-Никольском. При рытье котлована под фундамент для алтаря произошла чудесная находка - икона святого Николая Чудотворца, изготовленная в XVIII в. и представляющая одну из тех латунных иконок, которые тогда брали с собой в дорогу купцы и моряки. С XV в. селом владели князья Пожарские, а потом его купил А. Гончаров - предок жены А.С. Пушкина Натальи Гончаровой.
8) Свято-Никольская церковь в поселке Моста.
В июне 2000 года Архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий провёл закладку камня под строительство будущего храма, открытие которого состоялось 24 декабря 2006 года. Он выполнен в древнерусском северном стиле с гульбищем. Инициаторами строительства выступили местные художники-иконописцы Стефан и Ольга Потягаловы. Они собрали десять местных жителей и получили благословение игумена отца Митрофана, являющимся в то время благочинным района.
9) Храм Смоленской иконы Божией Матери и Преображения Господня в селе Волокобина.
Храм принадлежит постройкам второй половины XVII века, строился на средства Петра Осиповича Воронова (губного старосты города Шуи).
Преображенская церковь села Волокобина – редкий для Ивановской области пример двухэтажного бесстолпного храма, выполненного ещё полностью в формах нарядного узорочья московской архитектуры середины XVII века. Он обладает оригинальной объемной композицией, выразительным силуэтом за счет отсутствия трапезной. Это объясняется тем, что в здании, одна над другой, расположены две церкви. По каноническим требованиям алтари церквей, которые расположены одна над другой, должны быть смещены относительно друг друга. Развитую же схему с традиционным набором помещений (алтарь, храм, трапезная) получили только нижняя церковь. Верхняя церковь в силу указанных требований сокращена на одно членение за счет трапезной. Летний храм поставлен над трапезной нижнего зимнего (теплого) храма, в котором находилась изразцовая печь. Снаружи их общий объем воспринимается не двухэтажным, а двусветлым четвериком, поскольку поэтажное членение фасадов отсутствует. Храм выглядит нарядным, с характерным для своего времени убранством, декорирован фигурным кирпичом. Окна пышно обрамлены гладкими или наборными подуколонками с лопастными килевидными фронтами и архивольтами из двух валиков. Тимпаны кокошников и карниз четверика храма венчают интересние зеленые изразцы с изображением птиц (вероятно, воронов – по фамилии строителя храма) и шишек с побегами и цветами по сторонам. Такие же изразцы присутствуют и на огибающих по углам колокольню лопатках. В окнах сохранились кубчатые решётки с «репьями», в одной из окон паперти – железный ставень. Интерьеры храма более выразительны в верхней церкви, где окна помещены в глубокие ниши, начинающиеся от пола.
Местно почитаемыми были мозаичная икона «Преображения Господне» и икона Божией Матери «Смоленская» в жемчужной ризе, в серебряном окладе, с позолоченным венцом.
Вовремя и после Великой Отечественной войны храм использовали как склад горюче-смазочных материалов. В 1960 году, 30 августа, Совет министров РСФСР постановлением постановил присвоить главной волокобинской достопримечательности статус памятника архитектуры федерального значения. Но состояние святыни от этого не улучшилось.
В 2002 году в поруганном, но выстоявшем Господнем доме с благословления архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия состоялась первая с момента закрытия служба – на Рождество Христово. С марта 2003 года храм стал подворьем Свято-Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря.
Ныне церковная жизнь понемногу возрождается. Волокобинская святыня притягивает людей из разных городов России. Общими усердиями христолюбивых жертвователей, паствы, иереев и Свято-Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря Преображенская церковь понемногу обустраивается. Много предстоит сделать еще для храма, который без особых разрушений пережил гонителей православия, бывших у власти, но стал стремительно разрушаться в наше, казалось бы, свободное время. К началу XXI века древняя святыня стала представлять собой печальное зрелище. Благодаря неравнодушным и щедрым соотечественникам Преображенский храм в Волокобине сейчас единственный памятник архитектуры XVII века в Южском районе и один из немногих уцелевших во всей Ивановской области.
Уникальный по архитектуре, истории и географическому расположению Преображенский храм явно обделен вниманием современников. Однако и он, и славное село Волокобино заслуживают иного отношения потомков. И теперь делом нашей чести и самой жизни является приобщение к духовним корням и сохранение православной культурной традиции в памяти народа.
Приезжайте к нам за чистым воздухом, за прозрачной водой, за тишиной и звуками леса, за ароматами цветов, за исцелением души и увезите эти дары с собой!
Дмитрий Михайлович Пожарский
Уж как выбрали себе солдатушки,
Молодые ратнички,
Молодые ратнички, нижегородские купцы,
Выбрали себе удалого молодца-воеводушку
Из славного княжеского роду,
Князя Дмитрия, по прозванию Пожарского.
Уж повел их славный князь Пожарский
За славный Москву-город сражатися,
С нечестивыми поляками бранитися…
Из произведений народного творчества о Нижегородском ополчении 1612 года.
Южский край – заповедный лесной уголок на юго-востоке современной Ивановской области. С XIV века он входил в состав Стародубского княжества, центром которого был город Стародуб-на-Клязьме (ныне село Клязьминский Городок, находящееся в 40 км на восток от Суздаля). Стародубский удел был выделен Всеволодом Большое Гнездо для младшего сына Ивана. В роду князей Стародубских есть прославленный как местночтимый святой Владимирского края благоверный князь Феодор. Его сын Андрей Феодорович Стародубский вместе с другими князьями был участником Куликовской битвы, где командовал правым крылом русских войск. У него было четыре сына, каждый из которых получил свой удел и прозвище: старший – Василий Андреевич Пожарский, второй – Федор Андреевич Стародубский, третий – Иван Наговица Ряполовский и четвертый – Давид Андреевич Палецкий.
В XIV веке князь Василий Андреевич на Стародубских землях получил в удел Пожар, расположенный на юг и юго-запад от Стародуба-Ряпловского, близ села Осипово, который потом получил в удел его сын Данило Васильевич – продолжатель рода. И с тех пор род стал именоваться по названию удела – Пожарские.
Где-то между 1437 и 1445гг. князь Данило Васильевич Пожарский у родственника князя Дмитрия Ивановича Ряполовского променял родовое гнездо на село Мугреево с деревнями.
Но что сподвигло князей Пожарских приобрести Мугреевскую вотчину, ведь земли вотчины мало пригодны для занятий земледелием?
Оказывается, что по территории Мугреевской вотчины (и через весь Южский район) проходила важная дорога, вошедшая в историю нашего Отечества, именуемая в документах XVI-XVII вв.- Балахонской, соединяющей Холуйскую слободку с Балахной и Нижним Новгородом.
Экономическое значение Балахонской дороги, по всей видимости, связано с развитием солеварения в Холуе. Это также подтверждается документами из вотчинного архива князей Пожарских. По ней осуществлялась перевозка соли. Дорога также выполняла функцию естественного межевого рубежа, чему многочисленные свидетельства в разъезжих грамотах земель царя Ивана Грозного и его двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого. 12 марта 1566 года состоялся обмен землями между ними, в котором были задействованы вотчины и поместья в Стародубском уезде. Упоминаются сёла Лучкино и Васильевское, Богоявленское и деревня Родионово, село Могучево и деревни Серенево, Клестовская, починок Олексеевский, село Волосынино (так в старину называли село Мугреево), село Холуй и село Мордовское. Дорога шла по землям древнейшего Стародубского княжества, а в XVII веке — по вотчинным землям князя Д.М. Пожарского.
Балахонская дорога после 1612 года, по сути, становится главной экономической артерией между Холуйской, Мугреевской, Ландеховской и Пурецкой вотчинами князей Пожарских.
Экономическое значение Балахонской дороги возрастает в XVIII веке, об этом свидетельствует описание торгов и ярмарок в селениях, расположенных на ней. В «Топографическом описании 1784 года» имеются следующие сведения: «Торги и годовые ярмарки бывают в следующих селениях, а именно еженедельные: в субботув Холуйской слободе, в селе Мугрееве в воскресенье, а годовые ярмарки в оных селениях в Мугрееве 26 октября, в Холуйской слободе 27 июня, 28 августа, 6 декабря и вдень Введения в храм Пресвятой Богородицы... На оные приезжают из городов Шуи, Луха и Вязников купцы с тафтами, китайками, кумачами, набойками, шелковыми и бумажными платками и другими мелочными товарами. А крестьяне торгуют пенькою, санями, телегами, набойкой, кожами, колесами, льном и холстами. Стечение народа бывает в еженедельные торги от 200 до 300, а в годовые ярмарки от 500 до 2000 человек».
В XX веке было установлено, что в XVI веке большинство владений рода Пожарских сосредоточилось в Мугреевской земле. В.А. Кучкину удалось составить карту Стародубского княжества в конце XIV века и по ней видно, что Мугреево – это земля между реками Лух и Серзух на территории Южского района. Именно поэтому целых три населенных пункта современного Южского района сейчас называются Мугреево.
Начиная с 70-х годов XVI века мы встречаем вотчины Пожарских в Мугреевском Стане, в Стародубе-Ряпловском. С 1520-х годов по 1570-е упоминаются среди их владений земли вокруг озера Богоявленского (Ламна).
Во время опричнины князья Пожарские лишились части своих суздальских вотчин, но Федор Иванович, дед князя Дмитрия, некоторые из них сумел вернуть в своё владение, передав сыну Михаилу, по прозвищу «Глухой». Об отце князя Д. Пожарского Михаиле практически не чего не известно, кроме того, что он очень рано оставляет службу по состоянию здоровья. Скончался он в 1588 году, когда будущему национальному герою было всего 10 лет.
Его мать Мария Федоровна Берсенева-Беклемишева пережила мужа на два десятка лет. Ее дед по материнской линии – Иван Берсень – был духовным сыном преподобного Максима Грека, владел обширной библиотекой, собирая древние церковные книги, а также произведения греческих писателей в переводах на русский язык. Образованность – самое главное качество рода Берсено-Беклемишевых. Её предок Иван Никитич Берсено-Беклемишев был одним из ближних бояр Ивана III и видающимся дипломатом. В 1590-х годах она служила при дворе царицы Марии Григорьевны Годуновой и царевны Ксении Федоровны верховой боярыней, взяв придворное имя «Мария».
Дмитрий Михайлович Пожарский родился 1 ноября 1578 года, в день памяти св. бессребреников Косьмы и Димиана. Существует версия, связанная с обычаем давать княжеским детям два имени – крещальное и придворное. Крещальное имя давалось при крещении согласно православным святым, а придворное было связано с именами княжеского рода и становилось официальным именем при несении государственной службы, входило в летописи. Крещальным именем князя Дмитрия Михайловича было «Косьма», под которым он упоминается в Борковском синодике.
В «данной грамоте» от 1588 года мы встречаем его первый автограф уже с именем Дмитрий, придворным именем князя. Согласно ей мальчик вкладывает на помин отца, по его завещанию, деревню Три Дворища (близ современного села Мугреево-Дмитриевское) в Суздальский Спасо-Евфимьев монастырь. Князья Пожарские всегда являлись заметными вкладчиками этого монастыря. Надо отметить, что не в один из русских монастырей России не сделано было князьями Пожарскими столь богатых и многочисленных вкладов – селами, образами, книгами, утварью – как в Спасо-Евфимьев монастырь в Суздале, самый знаменитый в соседстве с их вотчиной.
Детские годы Дмитрий провел в родовом имении Мугреево на реке Лух, воспитывался вместе со старшей сестрой Дарьей и младшим братом Василием.
С ранней юности великий князь владел оружием и познавал воинскую науку. Дмитрий поступил на службу при государевом дворе в 1593 году в возрасте 15 лет. В течение почти 20 лет князь прослужил при дворе царя Фёдора Ивановича в невысоком придворном чине – всего лишь «стряпчего с платьем». В его обязанности входило подавать царю облачение.
После воцарения в 1598 году царя Б. Годунова продвижение по службе молодого князя стало более успешным. В 1604 года он был переведён из стряпчих в стольники. Царь Борис с уважением и симпатией относился к Пожарскому потому, что среди знати они выделялся начитанностью и образованностью. Воин и защитник по натуре, князь при новом государе сразу же избрал ратное дело. Снарядившись для служения в полку, новоиспеченный стольник, имея жалование в 20 рублей в год, отправился охранять западную границу Отечества. На юго-западном направлении России крымские татары часто тревожили русские рубежи. Пожарский пробыл там 5 лет, командуя отрядом стрельцов. Тогда он впервые был серьёзно ранен в колено и стал прихрамывать, поэтому, и получил прозвище «хромой». В том же чине стольника он продолжал службу при Лжедмитрии I (1605-1606) и при Василии Шуйском (1606-1610), он остается верным присяге до конца своих дней.
В 1608 году Пожарский впервые проявил свой полководческий талант: охраняя коломенский хлебный тракт, со своим отрядом разгромил воровских казаков у села Высоцкого близ Коломны. Когда столицу в 1609 году осадили войска Лжедмитрия II, Дмитрий Михайлович был призван к защите Москвы и участвовал в обороне города. За «Московское осадное сидение» князь Дмитрий был пожалован вотчинами в Суздальском уезде: слободой Холуй и селом Нижний Ландех с прилегающими деревнями и починками.
В 1621 году грамотой царя Михаила Федоровича все владения, которые были отняты у Пожарского в годы опалы с лихвой ему вернулись: «...и на перед сего за те смуты, за царя Васильево осадное сидение — мы, Великий Государь, Царь и Великий князь Михайло Федорович всея Руси, пожаловали боярина нашего князя Дмитрия Михайловича Пожарского в Суздальском уезде села Мыту приселком Нижним Ландехом, да Холуй посадец...».
В Холуйской слободе находилась церковь Живоначальной Троицы, стоящая на деревянной «клети». Она была построена князем Д.М.Пожарским в 1613 году. В церкви было всякое строение, как церковное, так и вотчинное.
11 марта 1609 года, поляки приступом взяли Клязьминский городок Стародуб и подступили к Холую. Его жители мужественно сражались на стекольной горе, на Борке под руководством Ивана Деньгина с отрядом пана Александра Лисовского, но силы были не равны и многие жители Холуя сложили здесь свои головы. Город был взят и разграблен. В 1612 году жители слободы присоединились к ополчению Минина и Пожарского.
Когда ополчение из Ярославля шло к Москве, и Пожарский заходил к родителям на поклон в Суздаль, то, как полагают, он возвращался к ополчению через Холуй. Пожарский останавливался возле Холуя в местечке Борок на привал, там же он дал обет стоять за Отечество.
Первые исторические записи о Холуе относятся к 1546 году. Он входил во владения Свято-Троицкого монастыря и назывался Новые соли на Холуе. Это показывало, что соляные варницы были заведены здесь недавно.
Несколько позднее, в 1605 году Холуй именовался слободой на Холуе. На заторе рядом с монахами обосновали свою слободу князья Пожарские. В 1628 году он имел две части: село, принадлежащее Пожарским, и посад, принадлежащий монастырю.
Жители Холуя в XVII в. занимались добычей соли, торговлей иконами, в XIX в. — плели плетушки (короба) для тарантасов.
Михаил Пожарский покровительствовал иконописцам Холуя и Палеха. Если после войны в селе Холуй насчитывалось два иконописца, то в год смерти Дмитрия Михайловича слава о мастерах села Холуй шла по городам Руси Великой. Он восстановил промысел, который чуть не погиб.
В наше время Холуй один из старейших центров лаковой миниатюры. Холуйские мастера иконописи и лаковой миниатюры известны по всему миру.
Боярину Пожарскому принадлежали и земли по старинному тракту Нижний Новгород — Ярославль, вдоль правого берега Волги, по левым берегам рек Лух и Теза. В его владения входили известные сёла — Мугреево и Жары, Юрино, Боярское, что рядом с Вершиловым, где имелся собственно боярский дом, сёла Пурех, Пестяки, Мыть (Мыт), Сонино, Бредово, Погарново, Бурцево, Верхний и Нижний Ландехи и земли в Клинском уезде под Москвой. Последние земли были приданым его матери: это село Берсенево Клинского уезда и село Лукерьино-Фомино Коломенского уезда, а также приданым его бабки Берсеневой — село Маркучино Коломенского уезда. Деревни Легково (Левково), село Лукино, село Мугреево-Дмитриевское, село Мугреево-Никольское, деревни Черемнино, Чусово, Шеверниха.Точно определить границы Мугреевского стана невозможно. На северо-восток от него находился Мытский стан. Где соприкасались их границы, мы не знаем.
В селе Лучкино, ниже по течению реки, были найдены следы городка, который тогда был обнесен валом. По преданию, в городке стоял загородный дом князей Пожарских. Село Лучкино (Сунгурово) было в 1541 году куплено дворянином Александром Андреевичем Лодыгиным у князя Михаила Ивановича Пожарского Большого. В 1549 году князь Борис Федорович Пожарский выкупил обратно село у детей Лодыгина.
Первая деревянная церковь в Лучкино была построена в честь Михаила Архангела и существовала до середины XVIII века. До конца XIX века на кладбище села стояла другая деревянная церковь — в честь Смоленской Божьей Матери. Вместо церкви XVII века в 1812 году была построена каменная церковь с двумя престолами в честь Вознесения Господня и св. муч. Дмитрия Солунского.
К селу Мугрееву и поселку Могучево, что на Ламинском (в древности, Богоявленском) озере, относится монастырь, построенный князьями Пожарскими. В монастыре находилась церковь в честь Сретения Господня с приделами (пристройками) Иоанна Богослова и святителя Петра, митрополита Московского. Церковь деревянная «на клетях».После рождения князя Дмитрия Пожарского в селе Богоявленском была построена деревянная церковь, в честь его небесного покровителя св. муч. Дмитрия Солунского.С тех пор село стало называться Дмитриевским на реке Лух или Мугреево-Дмитриевским.
Мугреево-Дмитриевское еще иногда значилось, как село Мугреево-Спасское, по названию Богоявленской церкви села.
В селе Мугреево-Дмитриевском на родине полководца Дмитрия Пожарского. В наше время установлен памятный камень, напоминающий, о том, что в Мугрееве-Дмитриевском находилась вотчина Д. Пожарского.
Дмитрий Михайлович был не только великим патриотом, выдающимся полководцем, тонким талантливым дипломатом и политиком, но и, глубоко верующим, православным христианином, с глубоким почтением и уважением, относящимся к русской православной церкви. Что мы знали об этом раньше? Только то, что он на свои деньги строил храмы? Но так делали многие. Давайте вдумываемся! В конце XVI - начало XVII века семья Пожарских была самой бедной из рода Рюрика. Военная служба Дмитрия Михайловича чуть-чуть поправила положение, но всё равно князья Пожарские особых богатств не приобрели, а ведь в то время не богатые люди, в том числе - знатные аристократы делали пожертвования и вклады в храмы, и монастыри в соответствие с их, не только верой, но и имущественным положением. Дмитрий Михайлович делал вклады и пожертвования, исключительно исходя из соображений морали, нравственности и православной веры. Мало найдётся в русской истории государственных деятелей крупного маштаба, с такой любовью относившихся к русской православной церкви и так глубоко верующих. Он не считался ни с чем, просто делал вклады, жертвовал ценности, и всё.
Дмитрий Михайлович не брал взяток и был принципиален и щепетилен. Он считал, что все доходы от торговли алкоголем должны идти на нужды страны и народа. Значительные деньги в Духовной князя были отписаны и разным гражданским учреждениям и частным лицам.
Умер Князь Дмитрий Михайлович Пожарский 20 апреля 1642 года и был погребен в родовой усыпальнице в Суздальском Спасо-Ефимьевом монастыре, куда передал при жизни и по завещанию множество средств и семейных реликвий.
Князь Иван Дмитриевич, благословленный родовой иконой святителя Николая, после смерти брата Петра в 1649 году основал Николо-Борковскую пустынь близ села Холуй, доныне сохранившуюся на Южской земле. До нашего времени сохранился синодик Святоезерского монастыря, в котором Иван сделал много вкладов. Первым среди рода Пожарских поминается князь «Косьма». И его образ благоверного война, освободителя Отечества князя Пожарского является примером воплощения национального духа, патриотизма, преданности своей стране.
Заключение
Тема князь Пожарский и Южский край исключительно важна для жителей страны, так как жизнь освободителя Москвы теснейшим образом связана с землями, входящими в район. Именно в Мугреевскую вотчину, где князь залечивал свои раны, прибыло из Нижнего Новгорода посольство, просившее его возглавить поход народного ополчения на столицу, который завершился 4 ноября 1612 года её освобождением от польских интервентов. Прямое отношение к этим событиям имеют поселок Холуй и находящееся рядом с ним местечко Борок, где воины Д. Пожарского давали клятву на верность Отечеству.
В 1996 году в Южском районе была принята стратегия развития туризма, и имя Пожарского зазвучало с новой силой. В рамках этой стратегии были реализованы следующие мероприятия:
- В 1999 году в селе был установлен памятный камень с надписью: «Мугреевская вотчина князя Дмитрия Михайловича Пожарского – спасителя Москвы и всей России от польских захватчиков в 1612 году». Именно туда, где князь залечивал свои раны, прибыло из Нижнего Новгорода посольство, просившее его возглавить поход народного ополчения на Москву, именно там сформировалась дружина Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободившая столицу 4 ноября 1612 года от польских завоевателей.
- В местечке Борок также установлен памятный камень, показывающий место где князь со своей дружиной давал клятву верности Отечеству.
-В 2003 году был открыт музей Д.М. Пожарского в селе Мугреево-Никольское, в нем представлено более 100 экспонатов: предметы крестьянского быта, выставка изделий ремесленников, фотографии, книги о Д. Пожарском.
-Был создан туристический маршрут по памятным местам Южского района.
-Традиционным стал фестиваль «Я люблю, тебя Россия!», посвященный Дню Народного Единства. Фестиваль проходит для учащихся школ района. В рамках фестиваля проходят: конкурсы знатоков истории, конкурсы рисунков, сочинений, стихов «О мужестве, о доблести, о славе!»
Царству королевством не бывать!
Поляки, немцы, да и шведы,
Не раз вступали вы на Русь.
Хотели легкой вы победы,
Мотайте же теперь на ус!
Вам был отпор достойный дан
Монгольский хан и польский пан.
Узнали силу вы народа.
И даже русская природа
Морозом, ветром и пургой
Вас погнала к себе домой.
А русский дух лишь закаляла,
В сраженьях силы нам давала.
Так и Пожарский Дмитрий
Вернулся в вотчину свою,
Чтоб раны залечить в краю,
Где рек простор и шум лесов,
Народ зовет, и он готов!
Мугреево он покидает
Кузьму Захарыча встречает.
Идут. И цель у них одна
Москву освободить сполна.
Народ ведут, готовый к бою.
Поляков оттеснить собою,
Уверенно смогли всем доказать,
Что царству королевством не бывать!
Прошли века. Но мы не вправе
Забыть о мужестве, о доблести, о славе!
Стихотворение победителя конкурса стихотворений «О мужестве, о доблести, о славе!» 2007 год. Гарин Егор. 13 лет
- Систематически проходят «Пожарские чтения» их проводит настоятель церкви «Смоленской иконы Божией Матери» в Юже о.Алексий Лихачев. На них отец Алексий рассказывает о подвигах Дмитрия Михайловича Пожарского и о его тесной связи с Южским районом.
В 2008 году был запущен национальный межрегиональный туристический проект «Золотой венец России» подготовленный по инициативе Администрации Южского района Ивановской области и фонда «Единение». Это последовательный кольцевой многодневный тематический экскурсионный маршрут о становлении Российского государства после лихолетья XVI века, посвященный подготовке к празднованию в 2012 году 400-летия освобождения Москвы от интервентов и восстановлению Российской государственности.
Использование комплекса социокультурных ресурсов Южского района (наличие на его территории родовой вотчины князей Пожарских в с. Мугреево-Никольском, местечка Борок, села художников и иконописцев Холуй и т.д.), а также природно-экологических и рекреационных ресурсов: 60 больших и малых озер, реки Клязьмы, Теза, Лух и Люлех – превращают Южский район в один из основных по перспективе развития объектов маршрута «Золотой венец России» на территории Ивановской области.
Район может играть стратегическую роль в восстановлении святынь, связанных с именем спасителя отечества Российского, князя Д.Пожарского и, тем самым, в становлении символов нашего гражданского и национального самосознания. Район может стать одним из центров празднования 4 ноября – даты окончания великой смуты и освобождения Москвы от интервентов.
Связи со всеми этими событиями системно и целенаправленно идет популяризация имени Дмитрия Михайловича Пожарского и приумножается его значимость для страны и Южского района. Целью многих мероприятий и конкурсов, а также всей работы, производимой в этом направлении, является привлечение внимания молодежи к значимым событиям, её патриотическое воспитание. Участниками современных событий и конкурсов, проводимых в рамках стратегии развития, являлись в основном молодежь и школьники города.
Сегодня Сам Бог обращает наше внимание на дело Пожарского: совсем недавно, 19 ноября 1996 года, на Южской земле произошло явление Матери Божией и была явлена икона Неопалимая Купина. Словно призыв вызволять любимое Отечество из пламени огня.
Молодое поколение южан с гордостью произносит Имя Пожарского, с честью живет на земле предков исторического героя, с уважением чтит память тех событий, с трепетом осознает значимость и причастность маленького Южского района к Истории Отечества.
Библиографический список
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»