Викторова А.С.

Одним из основополагающих факторов социального развития является процесс перенесения опыта от одного поколения к другому. Определенные моменты развития общества подталкивают к появлению новых адекватных форм и методов образования, побуждают к переносу сложившихся, совершенствуя их содержательную сторону в соответствии с общественно-политическими и социально-экономическими условиями, национальными, нравственными и религиозными традициями народов, интересов различных социальных групп.

Современный период истории России характеризуется сменой экономической модели, переходом к рыночной структуре хозяйствования. Нынешняя система образования поставляет в большей массе таких специалистов, как юристы и экономисты. Именно такими профессиями сейчас переполнен рынок труда. Но в настоящее время мы наблюдаем нехватку специалистов с техническим образованием, в области сельского хозяйства, ведь именно они сейчас необходимы обществу для удовлетворения государственного заказа, заказа регионов.

Курский регион богат плодородными почвами, имеются промышленные предприятия и заводы, которые сегодня, как никогда нуждаются в финансировании, в новых, молодых специалистах. Надо государственным и местным органам власти задуматься над сложившейся ситуацией и направить все силы на удовлетворения общественного спроса и потребностей.

В России в середине XIX века, вместе с ростом промышленности развитием торговли и сельского хозяйства, возникла потребность в подготовке специалистов технического профиля, которые могли бы применить свои знания в различных промышленных операциях. Эта потребность была реализована в создании реального образования.

Под реальным образованием подразумевали реальные классы при гимназиях, которые давали техническое образование и готовили специалистов широкого профиля. А также были открыты экспериментальные гимназии с параллельными курсами: классическим и реальным. Реальное образование было рассчитано на средние слои городского населения. К этой категории относились дети купеческого и мещанского сословия, а также других свободных сословий.

В это время, назрела необходимость приспособления главнейших отраслей промышленности к техническим потребностям, выразившихся в открытии при гимназиях по желанию и на средства местных обществ или классов специальных уроков «реальных» наук, не нарушавших общего учебного плана гимназии. Представляя сначала инициативу местным городским и учебным начальством, правительство затем сочло полезным оказать положительное содействие производительным классам в средствах и в приобретении технических познаний. Министр финансов Канкрин, озабоченный развитием профессионального образования испросил в 1836 г. Высочайшие повеление об устройстве при гимназиях и уездных училищах тех городов, где нет университетов, отделений реальных школ, а при университетах публичных лекций технических наук. Положением 29 марта 1839 г. при гимназиях в Туле, Вильне и Курске и при уездных училищах в Риге Керчи открыты были для желающих из учащихся и посторонних лиц в зимние месяцы реальные классы. Они содержались на специальные суммы

Министерства Финансов с дополнением из Государственного Казначейства[1].

На развитие реального образования в Курской губернии влияли особенности географического положения, преобладание сельского хозяйства над крупной промышленностью, усиление торговой деятельности купечества.

В связи с дальнейшим развитием всероссийского рынка, расширением торговли, возникновением капиталистической мануфактуры и появлением капиталистических отношений не только в городе, но и деревне оживает и экономическая жизнь Курска.

Одним из признаков такого оживления в первой половине XIX века являлся рост городского населения «...процент городского населения постоянно возрастает, т. е. происходит отвлечение населения от земледелия к торгово-промышленным занятиям»[2].

О развитии капиталистических отношений в городе говорит также появление новой социальной группы рабочих, которые в 1865 году составляли 3,4 % от общего числа его населения. Количество промышленных рабочих в городе растет незначительно. Это объясняется тем, что Курск и его промышленность развивались медленно. «Для того, чтобы вести производство в более широких размерах и занимать одновременно многих рабочих, требуется скопление довольно значительного капитала, который образуется часто не в сфере производства, а в сфере торговли и пр[3].

Всероссийское значение имела Коренная ярмарка одна из крупнейших в России. Она находилась в 27 верстах от Курска. На ярмарке шла торговля самыми разнообразными товарами, как отечественными, так и заграничными, «... на нее съезжаются не только из Российских городов купцы, но из Польши, Молдавии, Волохии, немецкой земли, Греции и Крыма и привозят всяких товаров миллиона на три рублей, более или менее смотря по обстоятельствам».

В первые десятилетия XIX века ярмарка расширила свои связи с целым рядом торговых и промышленных центров России. Наибольший подъем Коренной ярмарки имел место в середине XIX века (1852 - 1853 гг.), после чего начался постепенный ее упадок.

Порожденная экономическими и общественными условиями феодального строя, ярмарка существовала, пока этот строй был крепок. Но когда наступил его кризис, когда усилились капиталистические отношения, заколебалась база ярмарочной торговли. Ярмарки заменяются постоянными рынками, охватывающими всю страну. Это обстоятельство и привело к утрате значения Коренной ярмарки, а также и к тому, что в городе не получили развитие те отрасли промышленности, которые производили продукцию на широкой внутренний рынок.

Скопление значительного капитала для курских купцов ярмарка не дала. А отсутствие широкого внутреннего рынка в Курской губернии приводило к тому, что немногочисленные крупные капиталы местных купцов устремлялись не в развитие промышленности у себя, а в торговлю и промышленность других городов.

Проведение железных дорог через Курск вызывает временное оживление промышленного развития города, но затем в связи с начавшимся экономическим кризисом в России (1900 - 1903 гг.) в Курске, как и по стране в целом, происходит резкий спад производства.

Отсутствие крупной промышленности в городе, сравнительно невысокий темп ее развития сказывались на росте населения Курска, которое увеличивалось довольно медленно.

Буржуазная экономика требовала грамотных рабочих, поэтому народное образование в городе в связи с развитием капиталистического производства стало расти. Об этом говорит исследование роста числа учащихся, составленная на основании данных «Первой всеобщей переписи населения Российской империи», 1897 г. Однако из тех же исследований видно, что основное число обучающихся (около 60 %) составляли учащиеся начальных школ, а также духовных училищ и семинарий, т. е. школ которые поддерживались правительством и церковью. По количеству церковно­приходских школ Курск стоял на 5-м месте в России. В 1865 году грамотных в городе было всего 30,6 %, причем из этого числа 6,2 % были учащиеся. Число грамотных относилось к числу всего населения среди мужчин как 1 к 2,5, среди женщин - как 1 к 4,9. В это время 1/5 часть всех учащихся училась у дьячков, а число воспитанников духовных училищ в 2 раза было больше числа воспитанников трех приходских училищ гражданского ведомства. Число грамотных росло очень медленно. Об этом говорит тот факт, что из 1088 человек, вступивших в брак в 1882 году, грамотными были всего 421 человек, т. е. 38,6 %, из них грамотных женщин 147, или 13,5 % («Календарь и памятная книжка Курской губернии на 1890 год»). Городское управление отпускало чрезвычайно мало средств на народное просвещение, значительно меньше, чем в целом по стране.

Первым шагом к реальному образованию в Курской губернии стало создание реальных классов при гимназии.

Первое упоминание о реальном образовании мы встречаем в статье А. Танкова, опубликованной, Курских Губернских Ведомостях от 8 июня 1897 г. Из опубликованного материала узнаем, что 17 декабря 1836 года Курское городское общество собралось на заседание по вопросу об открытии в Курске реальных классов. 1 октября 1839 года при Курской гимназии были открыты реальные классы. В этих классах были введены и преподавались следующие предметы: практическая химия, практическая механика, рисование и черчение, технология.

Желающие из купцов могли подать прошение о приеме в эти классы, в канцелярии директора училища, в доме купца Силина. Лица из городского сословия, окончившие курс реальных классов, освобождались от телесных наказаний, и им было предоставлено право, за 500 рублей освободиться от рекрутской повинности.

Это был первый опыт распространения реального образования, но из-за отсутствия крупной развитой промышленности и мануфактур он не прижился, хотя реальные классы просуществовали несколько десятков лет.

«Великие реформы» 60-70 годов XIX века, несмотря на свою непоследовательность, ускорили проникновение буржуазных отношений в аграрное производство Курской губернии. В связи с этим, в 1972 г. Городская Дума направила просьбу в департамент Министерства Просвещения, об открытии в городе Курске реального училища с особым коммерческим отделением и дополнительным общим курсом.

Для поступления в первый класс реальных училищ требовалось:

  1. Возраст от 10 до 13 лет.
  2. Знание главнейших моментов и важнейших событий из Священной истории Ветхого и Нового Завета.
  3. Умеющие бегло читать по-русски и пересказывать прочитанные краткие и легкие рассказы, делать этимологический разбор, писать по-русски под диктовку без искажений слов, средним шрифтом, произносить наизусть одно из разученных дома стихотворений и читать по церковно-славянски.
  4. Знать     первые     4     арифметические     действия     над   целыми отвлеченными числами.

В следующие классы реальных училищ принимались ученики имеющие соответственные классу знания и возраст.

Общий прием учеников происходил каждый год перед началом учебного курса: Педагогический Совет, по предварительным экзаменам поступающих, разрешал их прием в течение учебного года.

Все ученики реальных училищ были обязаны носить установленную форменную одежду.

Заключительные экзамены учеников реального училища происходили в присутствии директора, инспектора, учителя экзаменующего предмета и двух ассистентов из числа преподавателей, на основании правил, утвержденных Министерством Народного Просвещения. Ученики, окончившие с успехом полный курс обучения в реальном училище, получали аттестат за подписью членов Педагогического Совета и заверенный печатью учебного заведения.

Выполняя потребность губернии до начала XX века, Курское городское реальное училище готовило выпускников для работы в промышленности, торговле и коммерции, банках и сельском хозяйстве.

Спрос на среднее реальное образование в Курской Губернии возрос. В начале XX в. в Курской губернии было отстроено еще 6 реальных училищ. В 1906 г. было открыто в Курске, частное реальное училище.

Первоначально реальное училище было 4-х классное, но уже в 1907 году курский губернатор ходатайствовал перед министерством народного просвещения о преобразовании его в семиклассное. Это ходатайство было удовлетворено.

Все училища Курской Губернии просуществовали до 1918 года, когда на основании постановления Народного Комиссариата по просвещению от 23 февраля 1918 года все высшие, средние, низшие общеобразовательные и специальные училища, были переданы в его ведение и перестроены на социалистической основе.

Бурное развитие экономики в России в конце XIX начало XX века дало толчок открытию широкой сети средних специальных заведений.

Необходимо также отметить, что подбор и подготовка кадров преподавателей в реальных учебных заведениях Курской Губернии были достаточно серьезными. Так, состав педагогического совета и его представитель в учебных заведениях избирались на четыре года земскими собраниями, учреждениями городского общественного управлениями, сословными и другими местными обществами.

Председатель попечительского совета реального училища утверждался в этом звании Высочайшим приказом по Министерству народного просвещения, а члены попечительских советов утверждались министерством народного просвещения. Так в 1873 году на должность был избран полковник гвардии Н.П. Волков, в 1887 году - статский советник, граф К.П. Клейнмихель. Далее этот пост занимал К.С. Терещенко, М.Н. Шмит и другие весьма влиятельные и авторитетные люди. Также следует заметить, что преподавали в учебных заведениях, еще будучи студенты, такие как И.Г. Красовской (преподаватель русского языка и словесности), Г.А.Соколов (в последствии дослужился до звания учитель гимназии), К.А. Ольшевский (преподавал черчении и математику), В.С. Рымаренко (преподаватель математики и физики, в последствии кандидат физико-математических наук), И.И. Рим (преподавал французский язык), Е.И. Лебедев (преподаватель немецкого языка), И.А. Моисеев (преподаватель географии), А.К. Дамберг (преподаватель рисования, классный художник 2-ой степени), преподаватель пения А.М. Абаза, гимнастику преподавал А.П. Белофостов, естественные науки - Н.И. Муранов, коммерческие - С.И. Крюков, механику, технологию- П.С. Иевлев, священник А.Ф. Моисеев и многие другие компетентные педагоги[4].

Государство, предъявляя высокие требования к педагогическим кадрам реальных учебных заведений, вместе с тем создавало привлекательную для них систему социально-материальных компенсаций. Основными ее элементами являлись: высокий уровень заработной платы, пенсионные права, льготы по отбыванию воинской повинности.

Если же говорить о выпускниках реальных учебных заведениях Курской Губернии, то среди наиболее знаменитых мы увидим известного советского поэта Н.Н. Асеева (его именем названа научная библиотека в г. Курске), оригинального изобретателя А.Г. Уфимцева (в честь него названа улица в г. Курске), полярного исследователя Н.В. Морозов ( в его честь назван остров в проливе Карские ворота), историка, члена Академии наук БССР В.Н. Перцева, революционера И.Ф. Дубровинского, В.П. Милютина, ставшего впоследствии Народным комиссаром земледелия, Л.М. Брагинского, государственного и партийного работника СССР, участника революционного движения А.М. Власова, курских художников А.П. Валевахина, А.Н. Аршинова, Д.А. Абельдяева – известного курского писателя.

Немалое значение имеет материально-техническая база, являющаяся важнейшим условием, определяющим успех учебной и воспитательной работы каждого учебного заведения. В это понятие включены комплексы учебных заведений, учебные кабинеты, библиотеки, лаборатории, оснащенные в соответствии с требованиями времени, общежития для учащихся, жилье для педагогического и обслуживающего персонала. Основой создания, развития и укрепления материальной базы учебных заведений является наличие достаточного финансирования, источники которого обозначились в законодательстве в индивидуальных уставах учебных заведений, Курской Губернии, в зависимости от местных условий.

Реальные учебные заведения Курской Губернии содержались на средства земств, городских поселений, сословий и местных обществ, учреждающих эти заведения, а также на пожертвованные для этой цели суммы. Государство принципиально отводило себе более скромную роль, постепенно сокращая финансирование реальных училищ. Избегая полномасштабного бюджетного финансирования реальных заведений Курской Губернии, государство, во-первых, экономило казенные средства. Во-вторых, предоставляло свободу местным обществам и организациям, частным лицам в открытии реальных училищ, оно одновременно дисциплинировало их. Учредитель нес полную финансовую ответственность перед преподавателями и служащими учебного заведения, и в случае его закрытия в течении года выплачивал определенные законом содержания.

Таким образом, основными источниками финансирования реального образования в Курской Губернии являлись средства учредителей и частных лиц, при наличии вспомогательной поддержки со стороны государства.

Таблица №1

Год

Госуд. казначейство

Госуд. сообщество

Земство

Плата за учение

Всего

1886

27.381р.60к.

3000р.

3500р.

 

33.881р.60к.

1890

27.981р.60к.

3000р.

3500р.

 

34.481р.60р.

1894

25.338р.

3000р.

11000р.

3320р.

35.158р.

1903

18.669р.

3000р.

10069р.

18.563р.70к.

50.301р.70к.

1910

26.088р.

3000р.

400р.

24.651р

57.739р.70к.

Из вышеприведенной таблицы, мы видим, что финансирование государства сократилось с 80 % до 44 %. Хотя, заметим, что недооценивать роль государственного финансирования было бы ошибкой, так как оно составляло значительную сумму.

Особую группу финансовых источников представляли собой ссуды (из средств государственного казначейства и частных источников), которые представлялись на развитие реальных учебных заведений, подлежавших возврату.

Добровольные сборы с сословных свидетельств являлись одним из весомых источников финансирования реальных учебных заведений Курской Губернии, которые, хотя и с перепадами имели тенденцию к постоянному росту.

Внимательные изучение источников приводит к пониманию того, что общества и сословия финансировали в основном те учебные заведения, которые предназначались для обучения детей их сословий.

Немаловажной статьей доходов являлись единовременные пожертвования частных лиц, сословий и коммерческих организаций. Эта статья доходов не только прямо обозначались в уставах учебных заведений, но и в центральном законодательстве об учебных заведениях данного типа. Так например, в 1875 году, 1 июля была учреждена при Курском реальном училище стипендия имени Кол. Асессор К. Д. Анциферова[5].

Несмотря на то, что пожертвования носили единовременный, непостоянный характер, данный источник из года в год приносил внушительные финансовые поступления, являясь одним из крупных в бюджетах реальных училищ Курской Губернии. Несмотря на разнообразие источников финансирования реальных учебных заведений Курской Губернии (плата за обучение, средства учредителей, пожертвования, проценты с капиталов и ценных бумаг, казенные пособия), ни один из этих источников самостоятельно не мог удовлетворить растущие потребности реальных учебных заведений, и только их комплекс позволял получать достаточное финансирование.

Государство, осознавая, что развитие реального образования, являясь стратегическим с точки зрения развития экономики страны, намечает в проекте увеличение своей доли расходов по финансированию "реальной школы" и в Курской Губернии. Октябрьская революция 1917 года помешала осуществлению этих планов.

Итак, анализ становления и развития реального образования в Курской губернии с середины XIX - начала XX вв. позволяет сделать определенные выводы.

Реальное образование являлось закономерным результатом социально-экономическое развития Курской Губернии, которая составляла территориальную единицу пореформенной России. Завершение промышленного переворота, развитие транспортной инфраструктуры, расширение внутренней и внешней торговли, развитие банковского дела требовали огромной армии профессиональных специалистов различной степени квалификации: бухгалтеры, счетоводы, товароведы, различного рода управляющие, биржевые маклеры, переводчики и др. Постоянно растущий спрос на профессиональные кадры в условиях развития буржуазных отношений невозможно было удовлетворить только путем практической выучки. Требовалось организация самостоятельной отрасли профессионального образования - реального.

Анализ исследованного материала показывает, что главным фактором, способствовавшим организации системы реального образования в Курской Губернии, являлся экономический. Другие факторы по отношению к нему являлись сопутствующими, так как с 1839 года в Курске при гимназии были открыты реальные классы. Недостаточный уровень развития экономики в это время обусловил ограниченный уровень организации подготовки специалистов для коммерции, так как на них в то время отсутствовал широкий спрос. Реальное образование на этом этапе характеризуется поиском концепции его оптимального развития на российской почве в Курской Губернии, накоплением первого организационного, управленческого, методического опыта. Открытие реальных курсов при гимназии в г. Курске, на данном этапе явилось плодом усилий частных лиц, энтузиастов, общественных организаций, нежели государства.

Ускорение модернизационных процессов вовлекло в рыночные отношения множество людей, для которых знания реальной школы становились жизненно необходимыми, а коммерция становилась катализатором промышленного развития, появляется необходимость подготовки профессиональных специалистов различного уровня в массовом количестве.

Система общего среднего образования, по Уставу 1864 г., не порывала с историей и вместе с тем учитывала новые потребности в общем образовании. Гимназии с двумя древними языками, как и гимназии с одним латинским языком, существовали в стране с конца 18 века. Гимназия же без древних языков (реальная) - новый тип гимназии. Опыт должен был показать, какой из этих типов средней школы окажется наиболее жизненным.

Однако уже через семь лет этот опыт был прерван Уставом 1872 года. Новый устав заменил реальную гимназию, реальным училищем.

Увеличилось количество реальных училищ в первое десятилетие XXстолетия в Курской Губернии и так и по всей стране. Спрос, на средние реальное образование, был, однако, намного больше. Состоятельные родители могли направить своих детей в частные реальные училища, которые, как правило, были более совершенными в педагогическом отношении, чем государственные (казенные) училища.

Развитие системы профессионального образования в стране и в Курской Губернии в частности, было призвано решить задачи повышения общего уровня грамотности, дать социальную перспективу выходцами из "низших сословий". Наличие этих задач являлось дополнительными факторами становления системы профессионального реального образования.

Большой вклад в обоснование необходимости создания и развития системы реального образования внесла российская интилегенция, поднимавшая вопросы о формах, методах распространения реальных знаний и их значении для развития экономики страны. Все эти вопросы обсуждались на заседаниях съездов по техническому и профессиональному образованию созываемых по инициативе "Русского технического общества".

Финансирование реальных училищ Курской Губернии, было смешанным. Несмотря на разнообразие источников финансирования (плата за обучение, средства учредителей, пожертвования, проценты с капиталов и ценных бумаг, казенных пособий), ни один из них не мог самостоятельно компенсировать расходы по организации учебно-производственной работы.

Главный источник финансовых поступлений на нужды реальных училищ Курской Губернии, составляла плата за обучение. Наши подсчеты показали, что она составляла более 50 % в бюджетах училищ. Вторым по значению источником финансовых поступлений являлись средства казны. Третьим по значению являлись средства учредителей (сборы с сословных свидетельств, пособия от городов и земств, общественных организаций частных лиц).

Немаловажную роль играли и единовременные пожертвования частных лиц, сословий, коммерческих организаций. Независимо от субъективных целей, которые преследовали жертвователи, они вкладывали немалые средства в развитие реального образования в Курской Губернии и

объективно способствовали его становления.

Исследование показывает, что в условиях социально-экономического кризиса конца XIX - начала XX веков общественные и частные источники финансирования все чаще стали давать сбои. Особо эта проблема обострилась к 1917 г. Правительство, осознавая, что профессиональное образование становилось стратегическим с точки зрения развития экономики страны, помогало открытию реальных училищ, увеличивая в целом выделяемые средства из казны для реальных училищ.

И все же, несмотря на поиск новых подходов, основным принципом финансирования реальных учебных заведений Курской Губернии с середины XIX - начала XX веков было привлечение частных инвестиций, а потом государственных средств, Несмотря на все сложности, смешанное финансирование реальной школы давало хорошие результаты, так как их бюджет оставался бездефицитным.

Успешное развитие реальной школы в Курской Губернии во многом определялось ее кадровым потенциалом. Работа показывает, что середина XIX начало XX вв. не сложилось единой централизованной системы обеспечения реальной профессиональной школы Курской Губернии, педагогическими кадрами по общеобразовательным и социальным предметам. Поэтому центральное место в деле подбора и расстановки педагогических кадров отводилось начальникам учебных заведений, как наиболее знающим проблему и владеющих обстановкой.

Список использованной литературы

  1. Шмид История средних учебных заведений в России, СПб., 1878
  2. Волнистова З. И. Движение за реформу средней школы (классической и реальной) в России. М.,1938
  3. Чувашев Е.П. История училищ в России. М., 1943
  4. Никифорова В.Я. Реальные училища во второй половине 19 века и начала 20 века в России. М., 1943
  5. Танков А. Реальные классы при курской гимназии // Курские Губернские Ведомости, 1904, № 22
  6. Днепров Э. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР начала 20 века. М.: Просвещение, 1990
  7. Рождественский С.В. Исторический образ деятельности Министерства Народного Просвещения 1802-1902 гг. СПб, 1902
  8. Алпатов Н.И. Внеклассная воспитательная работа в городской средней школе. (Пособие для учителей). М.: Учпедгиз, 1949
  9. Зенченко Н.С. Воспитательная работа в общественных средних школах России начала 20 века. М., 1958
  10. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России во второй половине 19 века. Под ред. Н.Г. Казанского. М.: Учпедгиз, 1950
  11. Ершов Д. Народное образование. Воронеж, 1966
  12. Камоско Л.В. Политика правительства в области среднего образования в 60 – 70 гг. 19 века. М., 1970

[1] Никифорова В.Я. Реальные училища во второй половине 19 века и начала 20 века в России. - М., 1943. - С.289

[2] Ленин В. И. Соч. т. 3, изд. 4, стр. 490

[3] Ленин В. И. Соч., т. 3, изд. 4, стр. 309

[4] Танков А. Реальные классы при курской гимназии // Курские Губернские Ведомости, 1904, № 22.

[5] Ершов Д. Народное образование. Воронеж, 1966. - С.45

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top