Баксаргина И.Ю.

В народной мудрости сказано: у алтайца в жизни бывает три главных обряда – той. Той по поводу рождения, той по поводу образования семьи и после смерти, когда человека провожают в последний путь.

Одно из самых больших событий в жизни человека – празднование свадьбы, создание семьи.

Той-свадьба объединяет двух человек, дает возможность продолжения рода. Той - объединяет два рода – племени, связывает их в родственные узы. Поэтому издревле сыну или дочери родители и родственники старались найти невесту или жениха из хорошего рода.

«Jымжак эжиктÿ» - мягкая дверь, хороший род – когда в роду не было разлада, всяческих скандалов, разводов. Все родственники живут хорошо, разводят скот, растят детей. Дети почитают родителей, старших родственников. Взрослые мудро и тактично ладят с молодыми.

«Кату эжиктÿ» - тяжелая, твердая дверь – это род где мало детей, мало родственников, которые не общаются друг с другом, это род где нет уважения и почитания. С таким родом старались не родниться.

Раньше браки заключались без согласия молодых. Бывало даже что жених и невеста до свадьбы друг друга не видели и не знали. Родители могли договориться о женитьбе детей сразу же после их рождения.

Современные молодые пары, как правило, решение о вступлении в брак принимают сами. Парень, договорившись с девушкой, предупреждает своих родителей. В назначенный день тайно, украдкой уводит или увозит девушку в дом своих родственников. Парню помогают красть невесту друзья, кто-нибудь из молодых родственников.

Когда везут невесту, стараются чтобы никто не видел, не чинил препятствий, не переходил дорогу. Невесту приводят в дом дяди жениха или дом старшего брата. Невесте надевают платок на голову, который она не имеет права снимать; с этого дня ее называют келин – сноха. На другой же день родственники жениха 6-7 человек отправляются к родителям невесты кудалап – сватать.

Куда – это соблюдение особого порядка обряда.

Сначала заходят два человека, обычно это бывают уважаемые люди рода, старейшины семьи. Заходят с аракой (водкой выгнанной из кислого молока), молоком и арчыном (можжевельником).

У алтайцев молоко, арчын – святое как в церкви свеча и ладан.

Женщины садятся на женскую сторону, мужчины на мужскую. Сразу в передний угол проходить нельзя. Зашедшие сидят возле порога, подогнув под себя одну ногу. Старший, соблюдающий обряд, мужчина после приветствия налив в чашку молоко, сначала угощает огонь, окропляет святой угол дома или айыла, в огонь же кладется веточка можжевельника. Лишь после этого соблюдающий обряд начинает речь о том, что украли невесту, приехали просить о прощении. Просят простить и принять как родственников. Сначала чаша подается матери невесты затем отцу. Родители невесты чашку с молоком принять обязаны, но после этого они могут выгнать сватов, покуражиться для приличия. Сваты выходят, совещаются на улице, а потом снова заходят, наливают араку в чашу и продолжают уговаривать родителей невесты дать согласие.

Бывают случаи, когда сватов выгоняют 2-3 раза, но не дольше. Часто уговаривают через народные песни.

После того как приняты чаши с аракой, родители невесты расспрашивают о роде – племени жениха, о его семье; затем сватов отправляют к другим близким родственникам.

В дом родителей невесты собираются родные, близкие друзья на совет – jöп, где решают – сколько родственников невесты еще должны объехать кудалап – сватать родственники жениха.

Иногда число дворов в наше время доходит до 40-45.

Какой калым просить также решают на совете и назначают день свадьбы.

Алтайцы свадьбу в одиночку не готовят. На свадьбе и при подготовке к ней помогают все родственники, друзья, знакомые и просто соседи сельчане. С пустыми руками не принято приходить в дом, где готовятся к свадьбе. Каждый в меру своих возможностей приносит продукты, вино, чай, хозяйственную утварь. Родственники невесты помогают родителям собирать приданное.

В старину свадьбу проводили сразу через 5-7 дней после сватовства. Считалось если со свадьбой затянуть, то это привлечет нечистую силу, которая не даст молодым счастливо жить, обязательно что-то будет мешать и молодые могут даже разойтись. В настоящее время на подготовку к свадьбе отводят от одного до 2-3 месяцев.

За день до свадьбы строится новый айыл для молодой семьи. Строят навес, чтобы укрыть гостей от солнца или дождя, сколачиваются длинные свадебные столы.

Накануне колют коня, овец.

В день свадьбы с утра разводят костры, ставят казаны, в которых варят национальные и другие различные блюда. К обеду накрывают столы. Специальный приглашающий седлает коня, накрывает его праздничной попоной, сам надев праздничную одежду, едет приглашать сельчан на той-свадьбу.

Готовят праздничное угощение только мужчины, женщины должны только помогать. Гостей, которые приехали до начала свадьбы, обязательно усаживают за стол, наливают чай, угощают.

В некоторых случаях проводят ритуал уткул – встреча. Группу из нескольких человек специально выезжает навстречу к гостям на перевал или просто на близлежащий пригорок, чтобы встретить дорогих гостей.

Сначала песней встречают, затем угощают приехавших национальными блюдами - мясом, курутом (копченым на дыму молочным сыром), чегенем (кисломолочнымнациональнымнапитком), наливают в чаши молоко, араку.

После уткула заводят гостей в айыл, где они за чашкой чая дожидаются привода невесты.

В новом айыле ставят женихову кровать, сундук. Все принесенные подарки кладутся в сундук, постель ложится на кровать.

В полдень начинают основное торжество. Старшие снохи со стороны жениха и другие женщины, родственники жениха и невесты, подруги с песнями идут за невестой в тот дом, где её спрятали от чужих глаз. Придя в дом, угощают хозяев принесенным с собой мясом и другим угощением. Невесту в этом доме тоже кормят, чтобы в дальнейшей семейной жизни всегда была сытой и здоровой.

После застолья снохи, взяв невесту под руки за ширмой – кöжöгö, чтобы никто не видел лица невесты, ведут в дом жениха.

Раньше невеста рукавом своего платья должна была закрывать свое лицо, в наше время просто ведут за ширмой.             Когда ведут невесту нельзя забегать вперед, переходить дорогу шествию или бежать навстречу. Невесту ведут под песни – благопожелания. Штору-ширму привязывают к двум молодым березкам. С правой стороны ширму несет племянник жениха, с левой племянник невесты.

Невесту по женской стороне айыла заводят в новый айыл жениха и усаживают на кровать. За ширмой две старшие снохи расплетают косу девушки, снимают все накосные девичьи украшения, разделяют волосы на равные части и заплетают их две косы – тулун. В косы вплетают женские украшения – с этого момента девушка считается женщиной и должна носить две косы. Надевают головной убор и одевают невесту в национальную женскую одежду – чегедек.

В это время дядя жениха или старший брат готовит у огня другой ритуал – Башпады. В середине айыла горит огонь. На таганок перекидывается бараний жир. В огонь наливают растопленный жир или масло. Если огонь поднимается высоко, говорят, молодые хорошо жить будут.

Сначала посылают благопожелания Богу Алтай, Солнцу-Луне, Святыне, Огню, роду-племени. После этого близкие родственники по приглашению проводящего ритуал произносят благопожелания. Пожелания здесь должны быть серьезными, смех и шутки неуместны.

Дядя жениха или старший брат рукоятью плетки открывает ширму, и старшие снохи выводят невесту к жениху. Молодым подается чаша с молоком, которую они должны выпить вдвоем, чтобы отныне они ели и пили из одной чаши. Взявшихся за руки молодых (иногда связывают руки или подолы одежды) обводят вокруг огня, потом выходят к гостям за свадебный стол.

В день свадьбы к заходу солнца келин – невеста варит чай и угощает родителей жениха и гостей. Показывает свое умение, старание, знание обычаев.

Родители невесты по обычаю на свадьбу не ездят, они у себя дома принимают белкенчек, который привозят родственники жениха. Белкенчек – специально приготовленная тушка баранины или спинная часть конины, которую специально готовят, отваривают. Потом привезя в дом сватов, разогревают, заносят и ставят перед родителями невесты. Ставят калым, запрошенный при сватовстве. Сначала родственники жениха угощают родителей невесты, затем наоборот родители невесты усаживают родственников жениха за столы. Приданное невесты выкупается и увозится молодоженам.

В ночь на другой день свадьбы – Байтал баш повара варят головы забитых животных, готовят блюда, которыми угощаются утром уже породнившиеся гости с той и другой стороны.

После свадьбы молодую жену родственники её мужа должны привезти в дом родителей в гости, пока не проведен этот ритуал дочь не имеет права входить в дом родителей. Об этом родители договариваются заранее. Родственники жениха привозят с собой мясо, араку и другое угощение. Порог дома родителей первым переступает зять, потом остальные мужчины, затем молодая жена и остальные женщины. Мать девушки наливает молодым чеген. Молодожены, выпив напиток, чашку забирают с собой, чтобы не отдать счастье дарованное родителями. Каждого гостя в доме опоясывают куром – материей в три метра длиной. Если в гости приезжают с детьми то мальчику дарят коня или конскую сбрую, девочке дарят корову. Родители дарят дочери и зятю шапки, национальную одежду. Гости уезжают, а дочь и зять остаются гостить ещё 2-3 дня.

Люди должны хранить традиции своего народа, передавая их из поколения в поколение. В эпоху насаждения западных нравов и норм поведения это играет немаловажную роль в воспитании молодежи.

Литература

  1. Ан С.А. История культуры Алтая. Краевое государственное издательство «Пикет», 1999.
  2. Ан С.А., Фомина В.Е. Культура Алтай с древнейших времен. Барнаул, 2000

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top