Ильина С.В.

В современной России есть представители всех мировых религий. Тот факт, что большинство верующих придерживаются ортодоксального восточного христианства дает некоторым общественным и политическим деятелям основания говорить о Российской Федерации, как о православной стране». Но никогда не следует забывать о существовании приверженцев других конфессий. Особо необходимо отметить, что в нашей стране существуют несколько регионов, коренное население которых традиционно исповедуют буддизм в его северной форме – ламаизм. Можно отметить, что подчас все же данной религии уделяют внимание, но в основном, лишь в силу его некоторой экзотичности и необычности для обывателя.

Все мы знаем значение религии в нашем обществе. Испокон веков она имела множество функций: образовательных, собирательных, манипулирующих и других. И начиная с нее можно говорить о возрождении, развитии, сохранении многих народов: больших и малых.

Любые области деятельности развиваются лишь потому, что в них работают, трудятся люди, которым не безразлично развитие, жизнь данного общества. Пандито Хамба лама Даши-Доржо Итигэлов является одним из таких людей. Вновь появившись в нашем мире этот человек доказал, что вершить историю можно и после жизни.

По сохранившейся родословной Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзын-Добо (юго-восточный берег озера Саган Нур, ныне территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). У его отца Мантагарай Этигэла были 3 сына и дочь. С детства он отличался целеустремленным и независимым характером.

С середины 60-х годов 19 века более 20 лет Итигэлов обучался в анинском дацане – крупном духовном, философском и культурном центре, находящемся в трехстах километрах от его родины. Настоятелем дацана в этот период был Хойто Ламхай Аюшин Галдан. Он определил Итигэлову стипендию за счет жителей сел Ойбонт, Тохорюкта, Нурэй и Могой, жители этих сел также выплачивали отступные от службы в течении 20 лет. Годы учебы Итигэлова пришлись на сложное время для иноверцев. Это был период принудительного крещения бурят и других народов Сибири и Дальнего Востока, что сопровождалось и подкупом (за крещение платили немалые деньги, освобождали от налогов и прочее), и ограничением духовных связей с Монголией и Тибетом. Итигэлов после обучения в Аннинском дацане защитил духовные звания гэбши, затем габжи и достиг в науках высокого совершенства. Известно, что во время учебы в аннинском дацане он совершенствовал свои знания и в Цугольском дацане (ныне находиться на территории Читинской области). После окончания учебы в аннинском дацане и службы в разных дацанах Итигэлов снова начал в 1895 году обучение на медицинском факультете в Тамчинском (Гусиноозерском) дацане.

В 1898 году Итигэлов вернулся в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы. Он преподавал буддийскую философию, одновременно исполняя обязанности Гэсхы Ламы цогчен дугана. В 1903 году. Его назначают Ширээтэ Ламой янгажинского дацана. В этой должности он ведет активную общественную деятельность. Высокая образованность, авторитет среди духовенства местного населения способствовали тому, что его избрали депутатом Удинского округа.

С начала русско-японской войны (1904 г.) прихожане Янгажинского дацана казаки Янгажинской станицы призываются и направляются на фронт.

Ширээтэ Итигэлов проводит обряды по защите уходящих на фронт земляков. В период военных действий, в целях совершения добродетели для воинов, погибших и пострадавших во время воины, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана, под руководством Ширээтэ Итигэлова строится Чойра-дуган и Дэважин-дуган, прилагаются большие усилия для просветителей деятельности среди верующих и мирян. За усердие и верноподаничество Ширээтэ Янгажинского дацана Итигэлов царскими указами награждается шейной и нагрудной медалями. Весной 1910 года XI Пандито Хамбо Ламы, в связи с предполагаемой собственной отставкой. Через год (19 марта 1911 г), пройдя непростую процедуру выборов в Резиденции Пандито Хамбо ламы (Тамчинский дацан) Д.Д.Иигэлов был избран и приведен к присяге в сане XII Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства восточной Сибири.

В начале февраля 1913 года ХII Пандито Хамбо лама Итигэлов приглашается на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи Санкт-Петербург. Делегация ламаистского духовенства была принята в Департаменте по религиозным делам Министерства Внутренних дел. 19 февраля Пандито Хамба Лама Итигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие Императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзечойнэй». Он присутствовал на торжественном обеде в честь 300-летия дома Романовых и от имени всех бурят, духовных и светских, произнес поздравительную речь. Затем делегация была удостоена личной аудиенции Императора, на которой Пандито Хамбе Ламе Итигэлову был пожалован «За отличное усердие» Орден Святого Станислава III степени.

Вскоре, после возвращения делегации из Санкт-Петербурга, началась Первая Мировая война. По инициативе Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Главной задачей нового общества было привлечение населения к оказанию финансовой и материальной помощи государству. Благодаря деятельности этого общества было собрано 130000 рублей, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности и установлен в прифронтовой полосе лазарет.

В 1915 году Пандито Хамба Лама Итигэлов с Дамби Хэшэктуевым объехал все дацаны. На собранные деньги они приобрели одежду, обувь, полотенца, табачные изделия, ягоды, сахар, товары повседневной потребности и отправили к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме этого, в прифронтовые госпитали для оказания помощи и лечения раненых были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсур Хамбо Ламой Иролтуевым. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненных и павших Император Николай Второй пожаловал Пандито Хамбо Ламе Итигэлову орден Святой Анны II степени и медаль.

Объединив 120 религиозных и светских лиц, Итигэлов собирал деньги для раненых и их семей, организовывал лазареты, отправил эмчи-лам в прифронтовые госпитали. На православную Пасху 1915 года солдаты получили посылки из буддийской Бурятии.

Иллюзий относительно советской власти Итигэлов не питал. В отличие от коллег, надеявшихся, что буддийская религия позволит мирно ужиться с новым режимом. Увы, вскоре ламы выяснили, что советская власть все рассматривает с позиции двух крайностей: вечное и невечное, материя и дух, материализм и идеализм. И коммунисты выбирали одну из крайностей (мы как наследники большевиков тоже вот пытаемся понять: живой Итигэлов или мертвый, иного какого-то состояния мы в толк взять не можем). Буддисты же исповедуют принцип срединности, свободной от крайних суждений: ни любви, ни ненависти — лишь сострадание. Буддийские святыни уничтожили. Янгажинский дацан стерли в пыль — степь была белой от нее, от клочков рукописей. А в Анинском дацане в развалинах взорванного центрального дугана устроили скотобойню.

Сосуществовать с большевиками не получилось, часть лам уехала в Тибет, другую ждали аресты и казни — все, как предрекал Итигэлов.

Но все это произошло после ухода Итигэлова. Сам он эмигрировать и не пробовал, сказал о комиссарах: “Меня они не возьмут”.

Д.Д.Итигэлов был Председателем II Общебурятского сьезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане. Вскоре после этого он в связи с болезнью сложил с себя полномочия Пандито Хамбо Ламы и вернулся в Янгажинский дацан, где занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой. Он создал труды по буддийской философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам.

15 июня 1927 года в возрасте 75 лет ХП Пандито Хамбо Лама Итигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» (Нуга Намши). Ламы не могли решиться и тогда он начал ее читать сам. Ламы присоединились к чтению молитвы, и после окончания обряда, и в соответствии с завещанием Д.Д.Итигэлова поместили его в позе лотоса в бумхан (саркофаг) и оставили в захоронении в местности Хухэ Зурхэн (в Иволгинском районе Республики Бурятия).

В 1955 году, в соответствии с завещанием Итигэлова ХVII Пандито Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг с телом ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо Лама Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и, убедившись в его сохранности, поместили в бумхан.

10 сентября 2002 года ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан.

Сначала для ламы соорудили саркофаг из стеклопакета, затем решено было заказать на Красноярском заводе “Бирюса” два холодильника. Однако в розетку их включать не пришлось — нет надобности. Итигэлова защищать от времени не нужно. Стекло лишь предохраняет от пыли. Монахи говорят, что иногда оно запотевает изнутри. Переодевает Итигэлова Бимба лама, он же ухаживает за телом, обтирая его полотенцем. Из Музея истории Бурятии вернули одежду Хамбо ламе. Новые халаты сшила швея из Верхней Иволги. Доктор Алексей Ажеев говорит, что чувствовал, как Итигэлов покатывался со смеху, когда они с коллегами измеряли его тело. (В дацане вообще не всегда понимаешь, о ком тебе сейчас говорят — о давно умершем ламе или о живом. О чьих эмоциях, чьем смехе, чьей живой реакции рассказывают.)

Из “акта наружного осмотра эксгумированного трупа”, подписанного 11 сентября тремя ведущими специалистами республиканского центра судмедэкспертизы: “Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись… Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено”.

В декабре 2004 года в повторном обследовании участвовал завотделом идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы Минздрава РФ Виктор Звягин. Кроме того, для экспертизы в Москве Звягину были переданы образцы волос, кожи, которая сама отшелушилась, и срез ногтя с ноги ламы. Из его комментариев: “Состояние тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристике. Нам не известны случаи такой сохранности, это некая научная загадка… По многим параметрам тело Хамбы ламы производит впечатление тела живого человека… Для меня было большой неожиданностью, когда мы сделали инфракрасную спектроскопию образцов тканей и убедились, что их состав мало чем отличается от состава таких же тканей у живого человека… Никакие известные науке искусственные способы поддержания такого состояния тела вроде мумифицирования, бальзамирования и т.п. в этом случае не применялись. Нет следов вскрытия, извлечения головного мозга и внутренних органов, никаких уколов, разрезов и тому подобных воздействий мы не обнаружили”. Военные медики изучили ядро клетки ядерно-резонансным методом. Их вывод: клетка жива и ядро цело.

По свидетельствам лам, при жизни Итигэлов говорил, что знает о трех своих реинкарнациях. Так, для верующих он неоспоримо был перерожденцем первого Хамбо ламы Заяева — основателя буддизма в России. Заяев родился в 1702 году. Прожил 75 лет и, уходя, пообещал ученикам вернуться. В 1852 году, через 75 лет после смерти Заяева, родился Итигэлов. Он тоже проживает 75 лет. И возвращается к нам вновь через 75 лет. То есть четырежды повторяется число 75. Когда Итигэлов вступил в должность Хамбо ламы, прихожане Цонгольского дацана, затапливаемого во время наводнений, обратились к нему с просьбой определить новое место для постройки храма. Он указал место, сказав, что там зарыты колокольчик и ваджра Заяева. И там действительно обнаружили его личные вещи и впоследствии построили новый дацан.

Два года назад лама Жаргал Дугданов среди тысяч изданий, хранящихся в Деважин-дугане Иволгинского дацана, обнаружил ранее не известную рукопись Итигэлова. На пяти листах на тибетском языке он рассказывает о 12 своих реинкарнациях на протяжении нескольких тысячелетий: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии. Итигэлов рассказывает, как в прошлой жизни, будучи Заяевым, он преподносит поочередно подношения в виде золота, серебра и кораллов Далай-ламе, Панчен-ламе и буддийским божествам и получает от них сведения о своих предыдущих жизнях. Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев: “Если бы в этой книге была допущена хоть одна неточность, ему никогда бы не удалось добиться вечного тела”.

Нетленное тело бывшего Главы буддистов России Ламы Даша Доржо Итигэлова, умершего 80 лет назад – один из случаев энергоинформационной трансформации высочайшего уровня практики саморазвития Духа.

Медэксперты потрясены: у Итигэлова все признаки живого тела: мягкая кожа без признаков гниения, сохранились нос, уши, закрытые глаза (глазное яблоко не вытекло), пальцы рук и локтевые суставы подвижны. Даже «живой» запах остался.

Известный мануальный терапевт Алексей Ажеев, который наблюдает тело с 2002 года, определил пульсацию мозга. По его утверждению, у живых - мозговые полушария выдают 3-4 ритма в минуту, а у неподвижного Итигэлова - 1.

Раз в полгода Лама даже, как живой, прибавляет и теряет в весе по полкилограмма.

За последнее время Итигэлов дважды открывал глаза. В его институте говорят, что пока не выяснено, с чем это связано. 16 февраля, за считанные минуты до встречи Хамбо ламы с народом, это случилось снова. Таково свидетельство Константина Жалсараева, он был рядом. С того дня он решил работать в Институте Итигэлова волонтером. За время пребывания в Иволгинском дацане мне стало очевидно: огромный объем информации ламы сознательно не обнародуют. Их можно понять. Берегут и Итигэлова, и свою жизнь от нашего “доброго” мира. Уж они-то знают: люди судят по себе. Правду об Итигэлове, ломающую привычную картину мира, хотят знать немногие. Что ж, нам в этом мире, в отличие от Итигэлова, жить и умирать.

Россия жива не благодаря ценам на нефть. И “Газпром” ни при чем, и даже В.В.Путин. Нас спасают старухи, молящиеся в церквях, на последние гроши ставящие свечки Богородице. Но Россия уходит с Дальнего Востока и Сибири, русские уезжают и из Бурятии. Здесь православных бабок все меньше. Почему эту землю еще не разодрали на ресурсы Китай, Япония и США? Бурятские ламы знают, конечно, ответ, но они не любят разглагольствовать. Упоминают лишь, что XII Пандито Хамбо лама Итигэлов, вступая в должность, присягал императору Николаю II. А все, что делал Итигэлов, для бурятских буддистов свято.

Сегодня многие стремятся посетить Иволгинский дацан, получить благословление Хамбо ламы Д-Д. Этигэлова. В числе их и известные всей России люди: политики, бизнесмены, деятели культуры и науки.

В мае 2003 года встретился с Хамбо Этигэловым руководитель РАО ЕЭС России Анатолий Чубайс. Посетив дацан, А.Чубайс предложил финансовую помощь храму в виде двухлетней оплаты их затрат на электроэнергию.

Ранней весной этого года началось строительство дугана, где будет находиться драгоценное тело Учителя. Он будет копией одного из дуганов Янгажинского дацана, построенное Хамбо ламой Этигэловым. Со всех концов России поступают пожертвования на строительство нового дугана.

Не буддисты, а депутаты Госдумы, обсуждая феномен Итигэлова, заявили, что Россия именно ему обязана и сохранностью своих восточных рубежей, и стабилизацией экономики.

Приезжавший в Иволгинский дацан первый вице-премьер Сергей Иванов сказал, что Итигэлов “продолжает служить России”, а вице-адмирал Валерий Дорогин, депутат Думы, назвал его “составляющей национальной безопасности”. Вот и давно исследующие феномен Итигэлова ученые университета “Дубна” заявили, что ментальное тело Хамбо ламы распространяется на 18-20 тыс. километров. И связали с этой силой сакральные явления, все чаще проявляющиеся на территории этнической Бурятии.

Опровергать или аргументировать справедливость таких утверждений бесполезно, люди всегда искали некий “пятый элемент”, магическое звено в цепи вещей и событий, способное здесь, в этом мире, спасти и сохранить. Рациональный рассудок тут совершенно ничего не значит, потому что беспомощен. Просто зафиксирую: когда Итигэлов вернулся к нам, действительно произошло некое успокоение России — прекращение войны в Чечне, локальных гражданских войн в крупных городах за собственность. Цены на нефть опять же. А почему трубу от Байкала президент вдруг отвел, и президент ли? Что до гонений на олигархов, то Итигэлов в своем послании потомкам предупреждал: “Богатства, безумно собранные и накопленные, превратятся в особый яд”.

ХП Пандито Хамбо Ламы Даша-Доржо Итигэлов является для бурятского народа неким символом, очень важным человеком в этой их жизни. В памяти народа он будет вечен, пока люди будут существовать. Его боготворят, ему преклоняются, им одухотворяются люди не только из Бурятии, но и со всей России. Его вклад в историю буддизма, как одной из мировых религий, как части истории России огромен. Ибо существование каждого народа – есть существование России. Сейчас же общество все более отдаляется от духовного, становится более материальным, поэтому присутствие этого человека в нашей жизни привносит в нее определенный духовный баланс, не дающим нам потеряться в этом быстро изменяющимся мире.

Послание Хамбо Ламы Итигэлова своему народу
Благословенный Тремя драгоценностями незабвенного Ламы
Совершенствовует свой Ум безопасно и постоянно,
Создавая возможность десяти важных встреч.
Богатство молодого друга, только в раннем накоплении благодеяний.
Видение золотой горы Сумеру, подобно встрече с пятью Скандхами.
Не страдает, в покое ли ваше драгоценное тело?
Будьте чистым среди моря грязи в опасное и смутное время,
Как цветок пяти Скандх, подобно раскидистому дереву держащее выросшее место.
Светлые и добрые пять устремления ваши, не тронуты инеем или градом?
Этими словами довожу Учение для напоминания и сохранения!
Нашедшего человеческую драгоценную свободу – трудно найти!
Встретившего Драгоценное Учение Будды – трудно встретить!
К хозяину здешнему – Очирдари Ламе – трудно попасть и пообщаться!!!
Отдавшись обману опасных для жизни деяний,
Достигнешь предела в этой жизни, и беззаботно шагая,
Подгоняемый красной энергией кармы своей,
Ведущий на встречу к хозяину смерти.
Во время одинокого ухода в следующий мир,
Все твое богатство, родные, близкие,
Оставшись на родной стороне, не последуют за тобой.
Эти богатства безумно собранные и накопленные,
Превратятся в особый яд и станут бесполезными,
Так учили все предыдущие Будды.
Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня
Практику Десяти Благих Деяний – незамедлительно!!!
Больше особо сказанного нет в моем окончательном послании,
Когда пребываю в данной жизни.

Перевод XXIV Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева

Список литературы

1. А. Тарасов «Новая газета», Улан-Удэ — Красноярск

2. Аргументы и Факты , №14, 2003 г.

3. Д. Батудаева "Аргументы и Факты"

4. “Тайны Бурятии”. спецвыпуск журнала,2002

5. Информ Полис, №42, 2002 г.

6. Комсомольская правда" (№193, 2002 г)

7." http://www.etegelov.ru/

8. Национальный архив Республики Бурятия

9. Воспоминания жителей села Оронгой

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top