Воробьева А.О.
Несомненно, свадьба имела в жизни любой девушки особое значение, а уж тем более в жизни крестьянки. Поэтому перед свадьбой шел долгий подготовительный процесс, ведь девушка уходила из родительского дома навсегда. Это происходило в очень раннем возрасте. Вся свобода девушки, которую она имела до свадьбы, исчезала. Теперь женщина полностью подчинялась мужу. Подготовка имела свои тонкости, и важно было соблюсти все предписанные обычаи, иначе как тогда считали крестьяне можно опозориться перед людьми или не иметь счастья в семейной жизни.
Любая свадьба начиналась сватовством. Сватовство обычно проходило в Рождественские праздники, когда у крестьян было не так много работы. Девушки, да и юноши женились в очень раннем возрасте. «Крестьянской девушке в Юхновском уезде не дают долго засиживаться в невестах. В 20-23 года девушка считается уже вековухой, то есть старой девой, которой нечего надеяться на замужество»[1]. Сначала у родителей жениха собирался семейный совет, для того чтобы решить, куда ехать сватать. Кто-нибудь из родственников жениха отправляется сватать в дом предполагаемой невесты. Анализируя свадебные обычаи Ветегорского уезда, следует отметить, что «жених сам никогда почти не ездит, кроме разве таких случаев, когда он не известен родителям невесты»[2]. Но так было не во всех губерниях.
Другие источники говорят о том, что жених едет со сватами и стоит под окном и если дело улаживается тогда он заходит в дом. В Херсонской губернии сватов отправляют с гостинцами. «Мать жениха идет к соседям и занимает ржаной хлеб, с которым отправляет сватов. Хлеб должен быть занятым, так как существует поверье, что с чужим – занятым хлебом скорей можно высватать, а со своим, наверное, откажут»[3]. Сватов непременно нужно было угостить. За столом разговор шел на отвлеченные темы, а уже потом договаривались о последующих предсвадебных приготовлениях. Перед отъездом сватов домой невеста дарит им полотенца, которые перевязывались через плечо крест – накрест, а будущим свекрови и золовкам посылает по сорочке. С этого времени девица считалась уже просватанною, а потому освобождалась от всех домашних работ, занимаясь с подругами шитьем преданного. На второй день после сватовства устраивались смотрины невесты, при условии, что жених был хорошо знаком семье невесты. Если он был мало знаком, то смотрины устраивали лишь после того, как родители девушки соберут о женихе все сведения, а также выяснят его материальное положение.
На смотрины приглашали родственников невесты и ее подруг. Девушка, одетая в свое самое лучшее платье, должна была выйти на середину избы. «Случается, что девушку выводят на середину избы, жених и его близкие со свечою в руках осматривают ее как лошадь»[4]. Затем на середину избы выходил жених, брал девушку за руку, и они проходили по избе, чтобы присутствующие ими полюбовались. После этого мать парня перебирала приданое девушки, чтобы оценить ее рукоделие. Следует отметить, что на смотринах девушка могла отказаться от свадьбы, однако, чаще всего смотрины заканчивались общим праздником. В большинстве случаев девушки покорялись воле родителей, но были и исключения. «Девицы Ряговского уезда вступают в брак по непринуждению, не спрашивая ни совета, ни благословения родителей»[5]. Просватанные молодые люди и их родственники обменивались подарками в знак скрепления будущего брачного союза.
После смотрин происходил сговор. Во время сговора родители жениха и невесты решали вопросы о дне проведения свадьбы, о размерах приданого, о количестве гостей, о выкупе за невесту. Переговоры заканчивались обрядом рукобития. После рукобития в избу приглашали жениха и невесту, и все присутствующие становились перед иконами и начинали молиться. После чего молодоженов благословляли родители. Жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами. Затем лицо невесты полагалось закрыть платком. Платок, закрывавший лицо невесты, символизировал ее отделение от прежней девичьей жизни. Затем невеста начинала плакать, укоряя своих родителей за то, что они отдают ее к незнакомым людям в чужой дом. После чего девушки начинали петь песни. После каждой песни гостям полагалось выпить, потом происходило «пропивание» невесты. «В этом случае родственники жениха смотрят на невесту как на предмет приобретения, а родственники невесты как на предмет уступленный»[6].
Разные источники указывают, что – либо жених, либо отец жениха договаривается со священником о дне венчания. «В подарок батюшке крестьянин приносит так называемое «свадебное», то есть мякушку хлеба и бутылку водки, а состоятельные крестьяне и матушке дарят фунт кофе и связку кренделей»[7]. До этого дня священник должен был трижды оповестить с церковного амвона о вступающей в брак паре, чтобы выяснить, нет ли к этому препятствий. Главными препятствиями считались физическая или психическая неспособность к супружеству, состояние в браке, вина прелюбодеяния при расторжении предыдущего брака, троебрачие. После сговора и рукобития отказ от свадьбы считался невозможным и рассматривался как страшный грех. По обычному праву виновный в нарушении свадебного соглашения должен был оплатить все расходы на свадьбу и заплатить за бесчестие обманутой стороне. Потом начинался период подготовки к свадьбе, который длился от одной недели до месяца. За это время девушка должна была закончить приготовление приданого и подарки родственникам жениха. В этом невесте помогали подружки, которые каждое утро приходили к ней в дом, а иногда и оставались ночевать, работая допоздна. «Невеста приглашает к себе подруг и работа кипит. Каждый день под вечер жених приходит к ним и потчует невесту и ее подруг пряниками, орехами, семечками»[8]. А родителям нужно было сварить пиво, заготовить муки, говядины, пригласить всех родственников на свадьбу, сделать запас сена, дров, чтобы от свадьбы ничего не отвлекало.
Обряды прощания девушки с девичеством проходили обычно в течение последней недели предсвадебного периода и достигали кульминации на девичнике. В большинстве русских деревень невеста в это время носила одежду темных тонов, распущенные волосы и очень мало выходила из дома. Прощание с девичеством предполагало также и расставание девушки с косой. Косу заплетали, таким образом, чтоб ее было трудно расплести: в нее вплетали шнуры, тесьму, вкалывали булавки. Затем брат или подруги невесты начинали торг за ее косу друг с другом или крестным отцом жениха. После того, как они сговорились, девушки приступали к расплетанию косы. Распущенные волосы невесты символизировали ее готовность к браку, а ленты из косы раздавались всем подругам невесты.
Во многих губерниях девичник совмещался с мытьем невесты в бане. Это был очистительный обряд, связанный с древними представлениями о переходе человека из одной возрастной группы в другую. Приготовление бани для невесты превращалось в яркое ритуальное действие. На шествие девушек с невестой в баню приходили посмотреть все односельчане. Вечером, накануне венчания, у невесты собирались девушки на «плакание». Вместе со своими сестрами невеста обходила дома подруг, приглашая их на прощальный девичник. На девичнике невеста, закрытая платком, сидела под божницей за столом, плакала, причитала. В причитаниях невеста прощалась с родным домом, с родителями, с подружками. Через некоторое время приезжал жених со своими друзьями и родственниками. После этого жених с невестой и все присутствующие садились за стол, и начиналось угощение. Затем невеста одаривала жениха и его гостей полотенцем. «Жених, когда катался с дружкой должен был также подвязать платок, подаренный невестой»[9].
Накануне венчания в южных губерниях для свадебного стола выпекали каравай. Выпечка каравая символизировала рождение новой жизни, и, таким образом, была направлена на обеспечение плодовитости молодой брачной пары. Для изготовления каравая приглашали женщин – «каравайниц», счастливых в семейной жизни. После того, как невеста испросила благословение на выпечку каравая, «каравайницы» приступали к замешиванию теста. Одна «каравайница» сыпала в квашню с водой муку, другая под мучной струей держала сито, третья замешивала. Квашню ставили в теплое место и ближе к вечеру начинали формировать каравай. Тесто укладывали в специальную большую чашу с крестом, которую ставили на лавку, где лежало покрытое скатертью сено. Присутствующим в избе людям запрещалось дотрагиваться до чаши с тестом. Потом каравай отправляли в печь. Готовый каравай вытаскивали из печи, ставили на стол и украшали выпеченными из теста, отдельно от каравая, небольшими украшениями, которые представляли собой разные фигурки – солнце, звезды, цветы, плоды.
Утро свадьбы в семье невесты было посвящено к подготовке к бракосочетанию: родители и родственники благословляли ее на брак. Она вставала с восходом солнца. Вслед за этим невесту начинали «убирать» в подвенечный наряд. Предпочтение отдавали одежде светлых тонов. Волосы невесты обычно были распущены, на голове – традиционный для местности головной убор, а сверху – фата, которая снималась на время венчания. В конце XIX века в моду стал входить венок из искусственных цветов с прикрепленной к нему длинной фатой из тонкой ткани. Кроме того, независимо от времени года, непременной принадлежностью венчального костюма была шуба. Собирая невесту к венцу, старались предохранить ее от порчи и дурного глаза. Для этого в ее одежду втыкали иголки и вешали на шею мешочек с молитвой. Невеста после того, как ее причесали и нарядили, должна была подойти на родительское благословение. После благословения невесту сажали на почетное место за столом. Невеста начинала жалобно благодарить родителей.
Утром в день венчания и жених получал благословение родителей. Вместе с женихом к невесте ехало довольно много людей, как правило, родственников жениха. «Свадебный поезд, включавший в себя большое количество подвод, запряженных ухоженными, нарядно убранными лошадьми, демонстрировал всему деревенскому сообществу богатство и достоинство семьи жениха и его родни, а также уважение к невесте и ее семье»[10]. Впереди поезда верхом на лошади ехал дружка – главный распорядитель свадьбы со стороны жениха. Обычно на эту роль приглашали брата жениха или его близкого друга. В первых санях ехал жених с тысяцким – крестным отцом жениха, державшим в руках икону. Тысяцкий имел помощников, которые ехали вслед за ним. В третьих санях сидела свашка – тетя жениха или его крестная мать. Тысяцкий и свашка выполняли роли отца и матери жениха, которые не участвовали в свадебном поезде и на венчании, а были дома и готовились к встрече молодых и свадебному пиру. «В дорогу с собою брали водку, пряники, пироги, мед для того, чтобы потом раздавать, когда при проезде деревнями люди сделают им «огороду», то есть мужики, парни и ребятишки, стоя на дороге, где нужно проехать поезду, перекидывают через дорогу толстую жердь. Такая «огорода» устраивается почти в каждой деревне»[11]. Приехавших к невесте приветствовал у ворот отец невесты с близкими родственниками, а девушки пели песни на пороге избы. Вход жениха в дом невесты обставлялся различными церемониями: родители невесты и дружка угощали друг друга брагой, разрезали пополам каравай хлеба, а затем, посыпав половинки, солью, складывали их вместе. Потом начинались обрядовые игры между партией жениха и партией невесты. Затем молодые садились за стол, но ничего не ели.
В народной среде обряд венчания сопровождался различными ритуально-магическими действиями, которые должны были обеспечить защиту от злых сил, счастливый, прочный брак, здоровое потомство, долголетие. Обряд венчания проводился в храме священником и совмещался с юридической регистрацией брака в метрических книгах. Русскими крестьянами венчание принималось как принятие на себя ответственности перед Богом и людьми. Обряд состоял из обручения, во время которого жених и невеста должны были дать согласие на брак и обменяться кольцами, и собственно венчания, то есть возложения на голову жениха и невесты брачных венцов, что осмыслялось как наложение славы Божьей. После венчания священник поздравлял молодых, а жених приглашал его на свадьбу. Затем молодожены отправлялись в дом новобрачного, где их уже ждали родители жениха. Свадебный поезд подъезжал к воротам, и тысяцкий вводил молодых в дом. Родители жениха встречали молодых на крыльце, благословляли иконой и хлебом. «Невеста, входя в дом жениха, должна прыгнуть на порог обеими ногами и про себя сказать: «Шкиря −овцы, волк идет», чтобы все боялись ее»[12]. Молодые кланялись родителям в ноги. Новобрачных сажали на почетное место под иконы. Свадебные столы обязательно накрывали белыми скатертями. По обычаю, в первую очередь на стол ставили хлеб и пироги. В разных местностях России был свой набор блюд для праздничного стола. Например, окорок, щи, холодные блюда, каша, пиво, водка, брага. Последним блюдом был каравай. Жених и невеста, сидевшие за столом, не могли прикасаться к еде и питью. Во время застолья звучали поздравления, пожелания счастья и богатства. Свадебный стол заканчивался уходом молодых в особое помещение, где им подавали ужин. После ужина невесте делали женскую прическу и надевали женский головной убор. Все это завершалась проводами молодых на брачную постель.
Местом проведения брачной ночи всегда служило холодное помещение: Чулан, сенник, баня. Постель сооружали на деревянном настиле: на доски укладывали мешки с мукой, ржаные снопы, несколько матрасов. Все это покрывали белой простыней с вышитым подзором, спускавшимся до самого пола, красивым одеялом и подушками. Уход молодоженов на брачную постель обставлялся торжественно. Впереди шел дружка, неся икону, следом знахарь или колдун. «За ним шла светилка, обычно сестра жениха, которая несла зажженный светильник, а иногда большой деревянный крест, перевитый большой восковой свечой и украшенный калиной и васильками»[13]. Первым в брачную комнату входил дружка и бил по постели три раза кнутом, отгоняя нечистую силу. После всего этого дверь комнаты закрывали на замок и ставили снаружи клетника, чтобы охранял молодых. В анализируемых источниках указывается, что молодые должны были обязательно съесть хлеб и курицу. Важным было, чтобы невеста бала девственна, иначе это был позор на всю ее семью. Утром новобрачных будили и проверяли добрачное целомудрие девушки.
Посещение бани утром было непременным, считалось, что вода смоет грехи брачной ночи. В этот день молодую подвергали различным испытаниям, проверяя ее хозяйственные способности. Молодая демонстрировала свое умение прясть, ткать, вышивать. Во многих русских деревнях невестка должна была показать свое умение печь блины, оладьи, пироги. «Молодая должна бала принести воды и дать умыться свекру и свекрови, потом завязать им по ленте в сорочке и одарить платками»[14]. Выполняя все это, она должна была показать себя новым родственникам и гостям работящей, терпеливой и послушной. Вечером опять собиралось застолье. Гости дарили новобрачным подарки. После окончания застолья молодая кланялась гостям и приглашала всех в родительский дом на хлибины. Все отправлялись в родительский дом невесты. Новобрачных родители молодой благословляли иконой, а гостей встречали хлебом и солью, угощали пивом. Обязательными блюдами на этом столе были блины и яичница. Веселье продолжалось до утра. После того, как гости уезжали молодые оставались еще на несколько дней. Хлибины в большинстве сел были последним свадебным обрядом. Однако в некоторых местах взаимные посещения родственников новобрачных − перегостки − еще какое-то время продолжались.
Таким образом, свадебный обряд у крестьян имел свои особенности. Свадьба считалась главным событием в жизни девушки. Важным было соблюдение всех обрядов и традиций для будущего семейного счастья. Если что-то не соблюдалось, это считалось дурным предзнаменованием. В разных губерниях России свадьба имела свои особенности, но по большей части свадебный обряд проходил везде одинаково. Многие источники указывают на такие обычаи, как обмывание ног жениху невестой и проверка невесты на целомудрие. Надо отметить, что свадебное платье невесты не всегда было белого цвета, наоборот, оно было ярких оттенков, и обязательно присутствовала фата. Анализируя свадебные обычаи конца XIX – начала XX века, следует отметить, что некоторые обычаи проводятся в деревнях российских областей до сих пор.
Список источников и литературы
1.Свадебные обряды малорусов Суджанского уезда. – М.: 1854. – 40 с.
2.Свадебные песни в Лубенском уезде, Полтавской губернии. – Киев: Тип. Г.Т. Корчак – Новицкого, 1890. – 64 с.
3.Свадебные обычаи, причитания и песни в селе Коштугах, Вытегорского уезда. – Петрозаводск: 1893. – 56 с.
4.Свадьбы и свадебные песни у малороссов и великороссов м. Дмитровки александрийского уезда Херсонской губернии. − Киев: Киевская сторона, 1891. − 54 с.
5.Крестьянская свадьба конца XIX века в Старицком уезде Тверской губернии. − Старица: 1903. − 70 с.
6.Свадебные обычаи и обряды в Юхновском уезде. − Смоленск: 1885. − 11 с.
7.Свадебные обычаи, обряды и песни в Елинском приходе Островского уезда Псковской губернии. −Псков: 1899. − 27 с.
8.Ильинский, В. Свадебные обычаи в Ряговском приходе Каргопольского уезда / В. Ильинский. −Петрозаводск: 1889. − 52 с.
9.Кузнецов, А. Свадебные приговоры дружки по рукописи половины XIX столетия // Сборник отделения русского языка и словесности.1902.
№5. – С.1 – 30.
10.Шангина, И.И. Русские девушки / И.И. Шангина. – СПб: Азбука – классика, 2007. – 352 с.
11.Швейгер – Лерхенфельд, А.Ф. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара / А.Ф. Швейгер – Лерхенфельд. – М.: Кураре – Н, 1998. – 688 с.
[1] Свадебные обычаи и обряды в Юхновском уезде…−С.1
[2] Свадебные обычаи, причитания и песни… – С. 3
[3] Свадьбы и свадебные песни у малороссов… − С. 2
[4] Швейгер – Лерхенфельд А.Ф. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара / А.Ф. Швейгер – Лерхенфельд. – М.: Кураре – Н, 1998. – С.662
[5] Ильинский В. Свадебные обычаи в Ряговском приходе Каргопольского уезда / В. Ильинский. −Петрозаводск: 1889. − С.1
[6] Кузнецов А. Свадебные приговоры дружки по рукописи половины XIX столетия // Сборник отделения русского языка и словесности.1902. №5. – С. 18
[7] Свадебные обычаи, причитания и песни… – С. 21
[8] Свадебные обряды малорусов… – С. 21
[9] Свадебные обычаи, обряды и песни в Елинском приходе…. − С. 8
[10] Шангина И.И. Русские девушки / И.И. Шангина. – СПб: Азбука – классика, 2007. – С. 292
[11] Свадебные обычаи, причитания и песни… – С. 46
[12] Крестьянская свадьба конца XIX века в Старицком уезде… − С.67
[13] Свадебные песни в Лубенском... – С.30
[14] Свадебные песни в Лубенском... – С.60
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»