Виценец Т.Н.
Во второй половине 90-ых годов реформа государственной службы стала рассматриваться как составная часть полномасштабной административной реформы. При этом наиболее значимые идеи реформы государственной службы были официально обнародованы в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1998 года «Общими силами – к подъему России», и, таким образом, они приобрели официальный статус.
Подходы к реформированию государственной службы, сформулированные в Послании, в основном базировались на опыте реформы аналогичного института в странах англо-саксонской правовой группы – Великобритании и США. В основу совершенствования государственного аппарата предполагалось положить «систему заслуг и достоинств».
Однако реальные шаги, направленные на реализацию концепции административной реформы, в очередной раз не были сделаны. Идеи, изложенные в концепции административной реформы образца 1997 – 1998 гг., были реанимированы Центром стратегических разработок в 2000 году в рамках работы по подготовке концепции экономического развития России на период до 2010 года.
Процесс реформ в России мог рассчитывать на мощный поступательный импульс с приходом к власти нового президента. В инаугурационной речи В. Путин несколько раз упомянул о необходимости административной реформы. И действительно, процесс формирования политики при Путине приобрёл более «современные» черты, причём некоторые из них можно отнести к разряду существенных достижений.
Реформа государственной службы явилась частью широкого комплекса мер, включая судебную и военную реформы.
В августе 2001 года в рамках президентской администрации были сформированы две специальные рабочие группы, изначальной задачей которых была выработка соответственно законодательных и организационных предложений по реформе системы госслужбы, а также плана по практическому осуществлению этих мер. Основные задачи выглядели следующим образом:
● усовершенствовать систему подотчётности органов государственной службы посредством более чёткого разделения их обязанностей с учётом соблюдения административных норм и гражданских прав;
● изучить вопрос о повышении уровня заработной платы госслужащих;
● утвердить механизмы подбора кадров;
● принять меры к повышению карьерной привлекательности государственной службы.
Основные направления реформирования института государственной службы нашли юридическое оформление в основополагающих политических и правовых документах, а также принятых на их основе нормативных правовых актах.
На начало 2002 года общая численность государственных служащих и иных работников федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных служащих составляла 1053,1 тыс. человек, в том числе установленная численность государственных служащих и иных работников федеральных органов государственной власти – 315,1 тыс. человек. С 1992 по 2002 гг. численность государственных служащих и иных работников в этих органах увеличилась в 1,8 раза.
На государственной службе сложилась половозрастная структура, не соответствующая половозрастной структуре занятого населения страны. Так, на начало 2002 года в общей численности государственных служащих, замещавших государственные должности, женщины составляли более 70 процентов. Средний возраст государственных служащих, замещавших государственные должности, составлял 40 лет. Лица пенсионного возраста среди государственных служащих составляли 3,5 процента. Более 30 процентов государственных служащих в аппаратах законодательных и иных государственных органов имели возраст 50 лет и старше.
Большинство лиц (29,9 процента), замещавших государственные должности, имели стаж работы в государственных органах от 5 до 10 лет, около 25 процентов – свыше 15 лет.
Образовательный уровень государственных служащих характеризовался следующими параметрами. На начало 2002 года доля государственных служащих, имевших высшее профессиональное образование, составляла 73 процентов. При этом 40 процентов государственных служащих имели высшее образование по специальностям экономического и управленческого профилей, 22 процента – юридическое образование, 18 процентов – высшее техническое образование.
Таким образом, сохранялась тенденция к увеличению числа государственных служащих, чьё профессиональное образование не соответствовало квалификационным требованиям по замещаемой должности.
Кроме того, Сложилась разница в 7 – 10 раз в размерах заработной платы государственных, муниципальных служащих и работников негосударственного сектора экономики, что затрудняло привлечение на государственную и муниципальную службы квалифицированных специалистов и руководителей.
Эти обстоятельства привели к оттоку государственных служащих в негосударственный сектор экономики (особенно это касалось специалистов наиболее востребованных профессий и возрастных категорий), что снижало эффективность деятельности государственных органов, ухудшало профессиональный и половозрастной состав государственной службы.
Помимо этого, деятельность государственных органов была недостаточно регламентирована, слабо контролировалась со стороны гражданского общества. Утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления, ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах.
Все эти и другие проблемы были тесно связаны между собой и не могли быть решены в отдельности. Реформирование государственной службы следовало проводить в рамках концепции сбалансированного развития, и оно не должно было состоять из одномоментных кардинальных изменений существовавшей на тот момент государственной службы. Последовательность и постепенность должны являться принципами современного реформирования государственной службы
Для решения названных проблем, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации № Пр-2331 от 24 ноября 2000 года, Указом Президента РФ № Пр-1496 от 15 августа 2001 года была разработана и утверждена «Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации». Концепция определила реформирование государственной службы как приоритетное направление в области государственного строительства.
Целями реформирования государственной службы были названы:
○ кардинальное повышение эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;
○ создание целостной системы государственной службы с учётом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации.
Исходя из этих целей, Концепция предполагает решение следующих основных задач:
- приведение системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями;
- определение видов государственной службы и их законодательное регулирование;
- создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы на базе федерального закона о системе государственной службы, федеральных законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
- разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы;
- формирование системы управления государственной службой и её координации;
- обеспечение открытости и регламентация деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
- повышение доверия граждан Российской Федерации к органам государственной власти за счёт улучшения качества оказываемых указанными органами государственных услуг и рационального использования государственных ресурсов;
- активное использование современных информационных технологий;
- комплексное совершенствование финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы.
В соответствии с задачами, Концепция предполагает постепенное осуществление формирования системы государственной службы на основе соответствующих программ, финансового и ресурсного обеспечения, которое разбивается на отдельные этапы.
На первом этапе, в краткосрочной перспективе (2001 – 2002 гг.) было необходимо:
● упорядочить и рационализировать структуру государственной службы;
● разработать и утвердить программы реформирования государственной службы;
● создать правовые, организационные, финансовые и методические основы реализации данной программы.
На втором этапе (до конца 2005 года) предполагалось разработать, опробовать, нормативно оформить и усовершенствовать механизмы функционирования государственной службы, стабилизировать её систему, оптимизировать состав государственных служащих.
Концепция сводила основные черты новой госслужбы к следующему:
○ быстрая и персонально зафиксированная реакция на запрос;
○ деятельность государственной службы строго в рамках закона;
○ продуманная система оплаты труда (включая социальные гарантии);
○ автономность органов государственной службы субъектов РФ от федеральных органов;
○ равные условия для служебного роста государственных служащих и т.п.
Приоритетом реформы в очередной раз было объявлено создание эффективных механизмов по предотвращению, разоблачению и искоренению коррупции в государственной аппарате.
После опубликования этих детальных предложений общественное давление в пользу реформы продолжало нарастать, что нашло отражение в президентском Послании Федеральному Собранию РФ 18 апреля 2002 года. В нём В. Путин назвал государственный аппарат «громоздким, неповоротливым и неэффективным», сославшись, в частности, на то, что три четверти всех обращений граждан к Президенту РФ во время его телевизионного интервью представляли собой жалобы граждан на различные проявления «административного произвола».
Коррупция вновь была названа в числе серьёзных проблем, но Президент видит главную причину не в отсутствии репрессивных мер, а в наличии административных барьеров, непрозрачности в работе государственного аппарата и недостатке средств.
Нравственно-этические проблемы стали существенно влиять на общественные настроения граждан России, отражаться на функционировании социально-правового института государственной службы. Возникла насущная необходимость обратиться к вопросам служебного поведения. 12 августа 2002 года Президент РФ В. Путин издал Указ Президента Российской Федерации № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Настоящий Указ должен был решить ряд задач:
- закрепить нормы надлежащего служебного поведения государственных служащих;
- обеспечить профилактику коррупционных правонарушений, порождаемых нарушениями правил служебного поведения, в том числе конфликтами интересов;
- содействовать эффективности государственной службы за счет сокращения издержек от ненадлежащего служебного поведения;
- повысить доверие граждан к органам государственной власти;
- расширить возможности влияния граждан на качество услуг, предоставляемых им органами государственной власти.
Указ не регламентирует частную жизнь государственных служащих, не ограничивает их права и свободы вне службы. В то же время в Указе определяется нравственная сторона профессиональной деятельности, устанавливаются нормы служебного поведения. Эти нормы исходят из реальных ценностей государственной службы, они не противоречат нормам права, представленным в Конституции РФ, в специальных законах, регулирующих служебное поведение отдельных профессиональных групп государственных служащих.
По содержанию Указ включает три типа норм: предписывающие, запретительные и рекомендательные.
Среди предписывающих норм фундаментальными основами служебного поведения выступают добросовестность и профессионализм, которые обеспечат эффективное функционирование государственной службы в интересах граждан. Вся деятельность государственных служащих должна строится на законности и компетенции, что позволит им быть подлинно независимыми, исключит действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих исполнению должностных обязанностей.
Среди запретительных норм в Указе важнейшей является недопустимость конфликта интересов и связанного с ним лоббирования. Конфликт интересов – это ситуация, когда личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на объективное или беспристрастное исполнение должностных обязанностей. В настоящее время в аппараты государственного управления пришли работники, которые в течение длительного времени занимались предпринимательством, имеют в личном пользовании акции и другие ценные бумаги, активы в крупных корпорациях. Эти работники либо сами входили в руководящие органы акционерных обществ, либо имеют родственников, непосредственно осуществляющих управление различными экономическими структурами. И если личное участие государственных служащих в деятельности, не связанной с исполнением должности (кроме научной и преподавательской работы), запрещено законами, то регулирование включённости государственного служащего в сферу определённых экономических интересов его семьи осуществляется нормами данного Указа. При угрозе возникновения конфликта интересов государственный служащий обязан сообщить об этом непосредственному руководителю и выполнить его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов.
Конфликт интересов может также возникнуть объективно в связи с необходимостью выполнения государственным служащим законов и иных правовых и нормативных актов, которые вступают между собой в противоречие, что имеет место в реальной практике службы.
Среди рекомендательных норм Указа выделяются два принципа, исключительно важных для поведения государственных служащих в условиях современной политической ситуации в России. Это толерантность и политическая нейтральность. Толерантность означает терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учет культурных и иных особенностей различных этнических и социальных групп, конфессий. Толерантность неразрывно связана с объективностью и выдержкой, с корректностью, которая является абсолютным показателем поведения государственного служащего, поскольку очевидна и хорошо видна каждому гражданину, обратившемуся в государственное учреждение.
Толерантность ни в коем случае нельзя отождествлять с индифферентностью и безразличием к недостаткам, по отношению к которым и речи не может о какой бы то ни было терпимости.
Что касается политической нейтральности, то она означает полное исключение возможности какого-либо влияния на служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений. Разумеется, государственный служащий, как и любой гражданин России, может иметь собственные политические убеждения. Но при разработке, принятии и реализации управленческих решений эти убеждения должны оставаться его личным делом и не влиять на исполнение должностных обязанностей.
Подписанный Президентом Указ, по словам Дмитрия Медведева, это некий аналог морального кодекса строителя коммунизма и кодекса корпоративной чести частной фирмы. «Государственный служащий, согласно указу, призван: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих; осуществлять свою деятельность в рамках, установленных законами и подзаконными актами».
Указом утверждены принципы, которые диктуются общепринятыми нормами этики, но применительно к задачам государственной службы. Они конкретизируют ценности независимости, бескорыстия, нейтральности, профессиональной чести, терпимости, сдержанности и т.д.
Усвоение этих ценностей чиновниками осуществляется в процессе профессиональной социализации. Со временем служащий настолько привыкает к предписанным нормам, что их соблюдение становится для него обычной практикой. Вместе с тем институт государственной службы осуществляет контроль над поведением чиновников, применяя разнообразные санкции к нарушителям, вплоть до уголовного преследования.
Замысел формирования нового законодательства государственной службы России предполагает, что оно будет осуществляться поэтапно на основе плана первоочередных мероприятий «Концепции реформирования государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которой была разработана и утверждена Указом Президента РФ № Пр-1336 от 19 ноября 2002 года Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы)».
Целью Программы было повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы. Для достижения этой цели было необходимо решить следующие задачи:
● создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы;
● определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих на основе должностных (служебных) регламентов;
● внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной службы;
● обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;
● применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста;
● реализация программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих;
● внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих;
● создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы и исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей;
● обеспечение развития системы управления государственной службой.
Программа имела среднесрочный характер и должна была реализовываться в 2003 – 2005 гг. Также были определены соответствующие этапы. В 2002 году предполагалась подготовительная работа по реализации Программы. На 2003 – 2005 гг. возлагалась разработка нормативно-правовой базы системы государственной службы, проведение финансово-экономических мероприятий, экспериментов и осуществление пилотных проектов по применению новых подходов к организации федеральной государственной службы, проведение мониторинга реформирования государственной службы, а также использование в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления положительных результатов указанных экспериментов и пилотных проектов.
Программой предусматривались конкретные мероприятия по следующим направлениям:
○ совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам реформирования государственной службы;
○ проведение экспериментов и осуществление пилотных проектов по применению новых подходов к организации федеральной государственной службы и обеспечению деятельности федеральных государственных служащих;
○ совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;
○ создание материально-технических условий для эффективного функционирования федеральной государственной службы;
○ формирование системы управления государственной службой.
Первой фундаментальной мерой на пути реформирования государственной службы, основой для будущих законодательных актов стал Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации».
Принятый закон имеет рамочный характер. По содержанию он оказывается заметно шире, чем следует из его названия. Он регулирует не только отношения, связанные с установлением системы государственной службы, но и касается вопросов её прохождения, в том числе регламентирует поступление на службу и её прекращение, устанавливает общие условия присвоения и сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, затрагивает вопросы стажа госслужбы.
Нельзя не отметить, что новый закон весьма компактный. Он включает в себя двадцать статей. Вместе с тем закон выполняет функцию своеобразного несущего каркаса, опираясь на который возводится обновленное здание российской государственной службы. Среди наиболее значимых новаций, закреплённых законом, можно выделить следующие.
Прежде всего, закон определяет государственную службу как систему, которая включает в себя (ст.2):
- государственную гражданскую службу;
- военную службу;
- правоохранительную службу.
При этом государственная гражданская служба подразделяетcя на федеральную государственную службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ. Выделение государственной гражданской службы является принципиальной новацией. Как известно, в советском государстве и в первое десятилетие постсоветского периода в России гражданская государственная служба не была юридически обособлена. Напротив, в дореволюционной России гражданская, или, как ее тогда принято было именовать, «статская служба», наряду со службой воинской и службой придворной составляла самостоятельный, юридически и организационно обособленный вид государственной службы.
Предполагается принятие отдельного федерального закона о каждом из видов государственной службы, первым из которых стал Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В перспективе возможно обособление иных видов государственной службы. В частности, ставится вопрос о выделении в качестве самостоятельного вида дипломатической службы и государственной службы в органах и учреждениях юстиции. Однако в окончательную редакцию законопроекта эти предложения не были включены. Важно отметить, что согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы РФ», другие виды государственной службы могут устанавливаться не иначе, как путем внесения изменений и дополнений в данный федеральный закон.
Новый закон четко разграничил компетенцию Российской Федерации и её субъектов в области государственной службы. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы (ч. 4 ст. 2) находятся в ведении Российской Федерации, а государственной гражданской службы субъекта РФ – в совместном ведении РФ и её субъектов, а её организация – в ведении субъекта РФ. В результате оказалась снята существовавшая в Федеральном законе № 119-ФЗ от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы РФ» неясность в принадлежности госслужбы субъектов РФ.
Исключительным по значимости положением Федерального закона «О системе государственной службы РФ» следует признать ст. 12, где зафиксирована норма о том, что поступление на государственную службу осуществляется по контракту. Ранее ч. 6 ст. 21 закона «Об основах государственной службы РФ» предусматривала, что гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора. Таким образом, отношения на госслужбе юридически перестают быть трудовыми отношениями, которые существуют между наемным работником и работодателем. Они переходят в категорию отношений служебных. При этом нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а нанимателем государственного служащего субъекта РФ – соответствующий субъект, то есть второй стороной контракта в обоих случаях выступает само государство, будь то РФ или субъект РФ, а не какой-либо отдельный его орган, будь то, скажем, федеральное министерство, аппарат Счетной палаты или Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Исходя из данного положения, законодатель также отказался применительно к госслужбе от использования понятия «работодатель», применяемого в трудовом законодательстве для определения одной из сторон трудового договора, заменив его понятием «наниматель».
Что касается срока контракта, то он, в соответствии с новым законом, может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания. По сравнению с Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ» сроки претерпели изменения.
Предполагается, что контрактная система, прежде всего за счет расширения практики применения срочных контрактов, должна обеспечить более гибкое и рациональное использование кадрового потенциала государственных органов, должна позволить привлечь на государственную службу квалифицированных специалистов, прежде всего из негосударственного сектора. Считается, что срочные контракты позволят формировать в аппаратах государственных органов временные подразделения под реализацию той или иной задачи, например, разработать федеральную программу или реализовать инвестиционный проект.
Несомненной новацией Федерального закона «О системе государственной службы РФ» является появление в нем специальных норм, посвященных резерву кадров. Как известно, в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ» резерв кадров лишь упоминался, при этом содержание его не раскрывалось. В ст. 17 нового закона впервые предпринята попытка юридически закрепить статус кадрового резерва для замещения должностей государственной службы. Однако закон лишь констатирует, что для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта РФ и кадровый резерв в государственном органе субъекта РФ. Однако само понятие «кадровый резерв» Федеральный закон не определяет. Так же как не определяет он порядок и процедуру формирования кадрового резерва.
В общем виде схема формирования кадрового резерва выглядит следующим образом: руководитель государственного органа утверждает список кадрового резерва по личному усмотрению на основании представления кадровой службы. При этом на руководителе государственного органа не лежит правовая обязанность назначать состоящего в резерве на должность в том случае, если открывается вакансия.
Согласно ст. 11 ФЗ «О системе государственной службы РФ» создание и эффективное использование кадровых резервов всех уровней обеспечивает формирование кадрового состава государственной службы. Таким образом, кадровый резерв рассматривается не иначе, как средство комплектования кадрового корпуса государственной службы. Тогда как ФЗ 1995 года «Об основах государственной службы РФ» (ст. 16) исходил из того, что кадровый резерв был своеобразной гарантией, предоставляемой государственному служащему при увольнении в результате ликвидации государственного органа или сокращения его штата. Уволенный по данным основаниям оставался в реестре государственных служащих с указанием в резерве.
Конечно, резерв еще с советских времен существовал и существует в каждом государственном органе, но лишь номинально. К сожалению, важнейший вопрос о том, как должен формироваться кадровый резерв, законодатель оставил без ответа. Видимо, в перспективе это должно быть установлено соответствующим законом.
Заметные изменения вводит ст. 13 ФЗ «О системе государственной службы РФ» в систему и порядок присвоения государственным служащим отличий, устанавливающих их принадлежность к определенному уровню должностной иерархии. Прежде всего, уточняются сами наименования отличий, на присвоение которых имеют право государственные служащие, происходит некоторая унификация.
До недавнего времени государственным служащим могли присваиваться квалификационные разряды, классные чины, воинские звания, ранги налоговой службы и некоторые другие. Согласно ст. 13 Федерального закона «О системе государственной службы РФ», государственным служащим в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы могут быть присвоены лишь классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Таким образом, из оборота исключены квалификационные разряды, которые могли присваиваться госслужащим, а если точнее, то только гражданским госслужащим. Кроме того, закон концептуально решил давнюю проблему соотношения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. Долгое время она не была решена надлежащим образом, что порождало трудности при переходе государственного служащего с одного вида службы на другой, особенно при переходе с военной и правоохранительной (служба в органах внутренних дел, таможенных органах и других) на гражданскую службу. Теперь соотношение между классными чинами и другими отличиями будет устанавливаться указом Президента РФ. Правда, сохраняется неясность в вопросе о соотношении классных чинов государственной гражданской службы субъектов РФ и классных чинов и других отличий, присваиваемых федеральным государственным служащим.
Важным итогом принятия закона можно признать то, что он юридически утвердил выделение государственной гражданской службы как самостоятельного вида госслужбы. Кроме того, принятие закона подвело итог давней дискуссии между «административистами» и «трудовиками» о принадлежности института госслужбы. Победа досталась первым. Законодатель сделал концептуальный выбор в пользу перехода при регулировании отношений на государственной службе исключительно нормами специального административного законодательства о госслужбе.
По мере принятия нормативных правовых актов, вытекающих из Федерального закона «О системе государственной службы РФ», применение норм Трудового кодекса РФ и норм других правовых актов трудового законодательства в отношении государственных служащих будет последовательно и неуклонно сокращаться. В обозримой перспективе статус госслужащего как наёмного работника, имеющего некоторые особенности правового положения, установленные специальным законодательством, трансформируется в специальный административный статус.
Следует напомнить, что в п. 3 ст. 4 ФЗ «Об основах государственной службы» 1995 года устанавливалось, что на государственных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Отсюда следовало, что государственные служащие признавались наёмными работниками, но при этом они имели некоторые особенности правового статуса. Новое законодательство от этого ушло.
Важным моментом нового Федерального закона является то, что он закрепляет использование программного метода для дальнейшего совершенствования системы госслужбы. Согласно ст. 18, соответствующие программы должны будут приниматься как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Преимущество программного метода состоит в том, что программа предполагает гарантированное бюджетное финансирование мероприятий, предусмотренных в рамках её реализации. Программа реформирования государственной службы будет способствовать реализации системного подхода к реформе государственной службы. Это повышает шансы успешного проведения реформы, при условии, что средства, выделяемые на реализацию программ, будут расходоваться гласно, под жестким контролем со стороны структур гражданского общества.
Принятие Федерального закона «О системе государственной службы» следует рассматривать в позитивном плане. Во-первых, он прервал почти восьмилетнюю паузу, которая образовалась после принятия в 1995 году ФЗ «Об основах государственной службы РФ». Во-вторых, новый закон стимулирует дальнейшее развитие законодательства о госслужбе.
Список литературы
1. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента Российской Федерации № 885 от 12 августа 2002 г. – Москва // Российская газета. – 2002. – 15 августа, № 152 (3020). – С. 5 – 7.
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. – Москва // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – 2 августа, № 31. – ст. 3215.
3. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. – Москва // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 22. – ст. 2063.
4. О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы)»: Указ Президента Российской Федерации № Пр-1336 от 19 ноября 2002 г. – Москва // Российская газета. – 2002. – 23 ноября, № 223 (3091). – С. 7 – 9.
5. Гришковец А. Гражданская госслужба / А. Гришковец, В. Козбаненко // Социальная защита. – М., 2005. – Вып. 1. – С. 49 – 56.
6. Государственная служба / Под ред. проф. В. Игнатова. – М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2004. – 528 с.
7. Дмитриев М. Реформа государственного управления в России / М. Дмитриев // Государственная служба. – 2002. – январь – февраль, № 1 (15). – Доступно из URL: http://www.rags.ru/akadem/gos_sl/15-2002/15-2002-24.html [Дата обращения: 27 ноября 2005 г.].
8. Дробышев П. Административная этика как средство противодействия коррупции / П. Дробышев, Д. Васильев, А. Конов // Московский центр КАРНЕГИ. – М., 2003. – № 4. – С. 39.
9. Савченко С. Система государственной службы в РФ: Проблемы реформирования и развития / С. Савченко // ЧиновникЪ. – 2004. – январь, № 1 (29). – Доступно из URL: http://chinovnik.uapa.ru/modern/issue.php?id=36 [Дата обращения: 27 ноября 2005 г.].
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»