Александрова Ю.А.

О Русь! В предведеньи высоком
Ты мыслью гордой занята.
 Каким же хочешь быть Востоком
Востоком Ксеркса иль Христа?[1]

В условиях современного мирового развития государственные символы являются одним из признаков суверенитета страны. Символика выражает сущность государства, его идей, черт, отличий от других государств или, напротив, сходства с ними [2].При этом для формирования государственной символики должно быть, по крайней мере, две предпосылки: объективная – наличие самого государства и субъективная –осознание его жителями собственной принадлежности к особому политическому единству и их желание найти для выражения этого соответствующую внешнюю форму.

Каждый символ – дитя своей эпохи, он расцветает и умирает вместе с ней, оставляя после себя массу загадок, которые не всегда бывают разгаданы последующими поколениями. Далеким потомкам трудно разобраться в символах и эмблемах, в которых доходит до них знаковая система ушедших лет.

Каждой их форм государственности была присуща своя символика, лишь отчасти повторяющаяся или воспроизводящая предшествующую. Менялся и характер символов, и набор предметов, которые составляли ту или иную эмблему. Печать, корона, венец, крест, скипетр, держава, мантия, трон – это предметы, которые использовались в постановлении или венчании на царство, коронации главы государства и с течением времени превращались в носителей государственной идеи [3].

Символами верховной власти становились те предметы, которые отличали государя от всех простых смертных. Знаки верховной власти, будь то княжеская или республиканская, царская или императорская, воспроизводились на самых различных предметах, даже предметах быта.

Регалии русской верховной власти менялись вместе с изменением самой власти, с одной стороны, и процедурой ее оформления в качестве таковой – с другой. Возникали новые способы передачи или вручения верховной власти, приобретали новую форму старые и вместе с тем появлялись новые ее атрибуты, которые либо переводили прежние на задний план, либо заставляли их видоизменяться или просто исчезать.

С этой точки зрения тема государственной геральдики весьма интересна для изучения и полезна для понимания некоторых современных процессов. Ведь разного рода символы и знаки играют огромную роль в жизни человека, и без них невозможно представить себе практическую и духовную жизнь общества. С их помощью люди взаимодействуют друг с другом, и в этом отношении они являются средствами регуляции социального поведения. [4].

Только подробно изучив историю развития и смены символов, можно понять их роль в жизни общества, значение для населения и власти, и то, что хотели донести до нас наши предшественники. Ведь при составлении, например, герба, учитываются особенности эпохи и те ценности, которые имеют наибольшее значение в это время, поэтому на гербе нельзя найти ни одного случайного или ненужного знака. Иными словами, государственные символы играют первостепенную роль в жизни страны и, по сути, являются ее лицом.

Одним из геральдических символов, приобретших государственное значение, является герб – эмблема, закрепленная за человеком, родом, регионом, землей, государством, передаваемая по наследству или существующая до тех пор, пока существует данный тип государства.

Кроме того, герб – внешний символ, видимый отличительный знак страны, эмблематично изображенный на государственной печати, монете, знамени. В качестве такого символа герб выражает отличительную идею и основы, осуществлять которые государство считает себя призванным [5].Он оформлен изобразительно по законам геральдики, расположен на соответствующем поле, именуемом щитом, и имеет цвет определенной значимости.

Гербом России является двуглавый орел, который в качестве государственного символа утвердился на Руси в царствование Ивана III. Шагая в ногу со временем, почувствовав себя по политическому могуществу, по православному христианству, наконец, по брачному родству (женившись на римской царевне Софье Палеолог), преемником павшего дома византийских императоров, московский государь Иван III нашел наглядное выражение своей династической связи с ними: с конца XVв. на его печатях появляется двуглавый орел [6].

Несмотря на то, что до настоящего времени было распространено суждение о византийском происхождении двуглавого орла, накопленные знания заставляют усомниться в его бесспорности. На византийских печатях и монетах того времени, как раз там, где должен был присутствовать ясный и четкий государственный знак, нет изображения двуглавого орла. Он встречается лишь как элемент распространенного орнамента. В связи с этим есть предположения о древнеримском происхождении эмблемы [7].

Нет единого мнения и по поводу появления у орла двух голов. Так, согласно одной версии, при въезде Юлия Цезаря в Рим над ним реял орел, который вдруг напал на двух летевших навстречу коршунов, заклевал их и бросил к ногам триумфатора. Цезарь счел это предзнаменованием грядущих побед и повелел увековечить такое событие, прибавив римскому орлу вторую голову.

Известный дореволюционный российский геральдист П.П. фон Винклер давал этому факту другое объяснение: орел появился на штандартах легионов римских императоров, когда Римская империя разделилась на Восточную и Западную. Тогда каждая из них имела право на своего одноглавого орла. Затем произошло кратковременное объединение 2 частей империи под одним скипетром и оба орла составили единое тело, но с 2 головами, обращенными на восток и запад. И, хотя империя вновь распалась, гербом Византии до самого ее падения оставался двуглавый орел.

Есть еще одна версия: двуглавый орел рассматривается как символ религиозной и светской власти (т.к. есть изображения орла, который в одной лапе держит меч, а в другой – крест), а 2 головы, но одно тело свидетельствуют о нерушимом единстве этой власти. Кроме того, кресту и мечу в орлиных лапах давали и такое толкование: Восточная Римская империя – Византия отстаивала истину православия, сражалась на Востоке за просвещение светом Христовой веры языческих народов. Именно поэтому лапы византийского орла держали меч (западная) и крест (восточная стороны) [8].

Б.А.Рыбаков в свою очередь проводит параллель по этому поводу между русской языческой теологией и греческой христианской:

  • в христианстве главенствует Бог-отец, творец мира, в язычестве Стрибог – «бог-отец» (Сварог, т.е. «Небесный»);
  • в христианстве Бог-сын, Иисус Христос, в язычестве Дажьбог – бог-сын небесного бога Сварога;
  • в христианстве – Бог дух святой, в язычестве – крылатые фантастические животные и птицы (Семаргл, грифон - Див);
  • в христианстве – женское божество – богородица Мария, в язычестве – Богиня плодородия Макошь.

Так что неизвестно, где раньше по историческому времени появился грифон, позже – двуглавый орел, возможно, все-таки, на Руси [9].

Однако вне зависимости от истинного его происхождения он быстро и прочно прижился в российской геральдике. Возможно, это связано с тем, что его облик оказался удивительно созвучен некоторым мотивам и образам русских национальных орнаментов, широко бытовавшим в народе. Полотенца – рушники, головные уборы, женские рубахи часто украшались вышивками, в которых главным орнаментальным элементом была диковинная двуглавая птица, раскинувшая «лучистые» крылья [7].

Восточное славянство знало мотив орла еще на заре своей истории. Подтверждением тому являются найденные обрядовые подвески, датируемые 1409г., в центре которых отчетливо просматривается двуглавая птица. Есть мнение, что изображения на этих подвесках похоже на парноеизображение грифонов, видоизменившихся в птицу, смотрящую в обе стороны. Первое по времени известное изображение двух грифонов в русском средневековом искусстве – на турьем роге – очень похоже на двуглавую птицу с головами, направленными в обе стороны.

Грифоны, изображавшиеся на подвесках, диадемах, браслетах того времени олицетворяли собой силу, соединяющую небо с землей. Это не небесные существа, а земные, взлетающие на небо, но обязательно возвращающиеся на землю. Они повелители природы, может быть даже исполнители воли высшей незримой силы.

Возможно, парность изображений грифонов (двуглавость) в русском прикладном искусстве является не отражением представлений непременно о двух существах, а всего лишь изобразительным средством для двух видов пожеланий: «во всестороны», «повсюду на земле», «со всех сторон», «отовсюду» [9].

Еще одним важным элементом на гербе является всадник на коне, поражающий копьем дракона. Московские великие князья, начиная с Юрия Долгорукого, любили и почитали Святого Георгия, однако, помещенный на чреве двуглавого орла всадник был официально отождествлен с ним лишь в царствование императрицы Анны Иоанновны. В многочисленных же документах XVI-XVIIвв. имеется совершенно недвусмысленное толкование всадника как московского великого князя, царя. В книге архимандрита И.Гизеля «Мир человеку с богом или покаяние святое» (1669г.) помещена гравюра, на которой всадник, поражающий копьем дракона, изображен под двуглавым орлом и наделен чертами портретного сходства с царем Алексеем Михайловичем. При этом, как автор - «никонианин», так и его оппоненты – староверы, равно отождествляли с царем и всадника и орла («сам тут есть Алексей Михайлович в браде и на коне»). На Западе с XIIIв. двуглавый орел используется в качестве символа бога-отца. Позднее, после никоновских и петровских реформ, такое толкование распространилось и в нашей стране [10].

Таким образом, в последнем десятилетии XVв. утвердились два гербовых символа страны – всадник-воин и двуглавый орел. Более четырех столетий они были главными государственными символами, знаками державной независимости и мощи. Воцарившись в качестве российского герба, двуглавый орел зажил жизнью, характерной почти для любой государственной регалии. На протяжении веков и он сам, и детали, его окружавшие, не раз менялись. Например, на печати 1497г. двуглавый орел изображен с опущенными (распластанными) крыльями и с короной на каждой голове. Во времена Ивана Грозного на груди орла изображали щиток с гербом московским – Святым Георгием, поражающим змия. В начале XVIIв. между двумя коронами, украшавшими головы орла, появился православный крест, который в 1625г. был заменен третьей короной. При этом три короны символизировали Святую Троицу, а эмблемы трех царств – Казанского, Астраханского и Сибирского – обозначали их вхождение в состав России. Крылья двуглавой птицы теперь подняты вверх.

Претерпев еще несколько изменений, образец государственного герба в последний раз был утвержден 2 ноября 1882г. Над орлом появилась новая «сень» из сложно выстроенного навеса из тяжелой горностаевой мантии, лавровых ветвей и развевающихся кистей знамен. Теперь трем коронам приписывается связь трех дружественных славянских народов – русского, украинского, белорусского. Скипетр и держава продолжали оставаться воплощением государственного порядка и верности закону.Сам же орел по своей природе является символом Дня и Света. Его глаза могут, не мигая смотреть на Солнце. В христианстве он считается символом Святого Иоанна, поскольку в полете смотрит на «солнце славы».

В 1917г. в эйфории победы над самодержавием были заменены и государственные символы, имевшие многовековую историю, на символы, увы, не осуществившейся утопии – серп и молот в качестве герба и красный флаг. Серп и молот в советской символике дополнялся пятиконечной звездой – знаком столь древним, сколь и противоречивым в своих значениях. В 1917г. державный полет орла прекратился, и государство встало под знак Звезды – символа ночи.

Некоторое время после Октябрьской революции исчезнувший из государственных символов двуглавый орел присутствовал на личной печати Председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ленина. Впоследствии он был заменен на серп и молот.

Однако в начале 1990-х гг. орел с коронами, скипетром и державой вновь стал одной из официальных эмблем России. Хотя по вопросу о возвращении двуглавого орла в качестве герба России было много споров и возражений в силу своей историчности (двуглавый орел почти 500 лет назад стал символом государства российского).

«О государственном гербе Российской Федерации» - такой Указ 30.11.1993г. подписал Президент Б.Н.Ельцин. Вопрос об имидже государства, который отражен в его символах, начинал приобретать исключительную важность. В течение нескольких лет в Государственной Думе велись дебаты по вопросу о государственной символике. Законодательный орган раз за разом не принимал проект закона о государственном гербе, флаге и гимне РФ, вносимый Президентом. Время шло, а Россия существовала без государственной символики. В конце – концов, стало понятно, что страна без символов ее суверенитета – это нонсенс. К тому же без утвержденного законом герба были незаконны, например, новые загранпаспорта, что создавало трудности в международной жизни. В результате к декабрю 2000г. фракции пришли к компромиссу, и ФКЗ, касающиеся государственной символики, были приняты.

В ФКЗ «О государственном гербе РФ» от 25.12.2000г. представлено описание герба: «Государственный герб РФ – четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявший вверх распущенные крылья, коронованный двумя коронами, над которыми находится третья, в большем виде; государственный орел держит золотые скипетр и державу, на груди орла находится исторический Московский герб»[11].

Теперь двуглавый орел – символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях страны. Короны означают суверенитет всех субъектов и самой Федерации, кроме того, это союз 3 ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник, поражающий копьем дракона – это не только символ столицы, но и символ победы добра над злом, готовность народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.

Однако у исследователей современной государственной символики возникает достаточно много вопросов по поводу правильности и точности изображения российских государственных символов. Первым из них напрашивается вопрос о том, что означает императорский орел в гербе демократического государства? Как символ безграничной власти, в правовом государстве он не должен занимать главенствующее положение. Безграничную власть имеет Закон. В геральдике его символом является колонна. На нее можно было посадить орла, тогда он стал бы символом власти закона. Проблема усматривается еще и в том, что наш орел – орел-могильник, которого обычно видят на курганах-могилах. Само название этой птицы придает геральдическому символу негативный смысл.

Интересно и само изображение орла, на которое обратил внимание руководитель центра русского гербоведения д.и.н. П.Николаев: «Лапы орла четырехпалые. Во всех редакциях рисунка двуглавого орла на российском гербе, с момента его возникновения при Иване III до Николая II, птица держит четырьмя пальцами правой и левой лапы скипетр и державу. На левой лапе нынешнего орла, однако, одного пальца не хватает: два повернуты к зрителю, третий – невидимый, охватывает державу сзади, четвертого нет. В силу чего внес такой корректив автор рисунка можно только догадываться, однако на ум приходит одно любопытное соображение. Рисунок создавался в 1993г., во время президентства Б.Ельцина, у которого, как известно, одного пальца на руке не хватало. Выходит, каждому новому президенту, у которого все пальцы целы, необходимо принимать новую редакцию герба?»

Еще один вопрос связан с наличием христианской (мальтийской) символики в крестах на коронах и державе герба РФ – многоконфессионального государства. Это противоречит ст.14 Конституции, которая закрепляет отделение церкви от государства; а так же декларируемому стремлению России к гражданскому согласию [12]. Кроме того, как известно, три короны символизируют включение в состав России Сибирского, Казанского и Астраханского царств. Это не соответствует нынешнему составу государства.

Но самое неприятное – «голый» щит в государственном гербе. Геральдически он означает, что наша страна возникла недавно, что у нее еще нет своей истории.

«Свои эмблемы и ошибки в них есть и у других госструктур, - отмечает в своем комментарии П.Николаев – например, на эмблеме министерства РФ по налогам и сборам, трансформированного в Федеральную налоговую службу, государственный орел держит в когтях перекрещенные посох Гермеса и геральдический ключ. Гермес, как известно, - покровитель торговли. Но, кроме того, он еще и покровитель воров. Ключ бородкой вверх, как у налоговиков, считается открытым. Таким образом, эмблему ведомства следует читать так: «Двери открыты, воруй!». Стилистически к этой эмблеме примыкает герб Таможенного управления РФ. Там уже известный посох Гермеса перекрещивается с факелом. Факел – геральдический символ ночного времени, так что читаются эти символы как «Ночью воруем».

Российская милиция носит на кокардах изображение пешего воина, копьем поражающего змея. По замыслу авторов эмблемы, это Георгий Победоносец. Просто его ссадили с лошади, чтобы эмблема относилась не только к конной, но и ко всей милиции. В геральдике пеший воин без нимба не является святым Георгием, однако, стоя в развевающемся плаще, с копьем и змеем он производит сильное впечатление. Особенно на бельгийцев. Плащ воина похож на крылья, а пеший крылатый Михаил Архангел, поражающий змея, - это герб столицы Бельгии - Брюсселя.

Геральдика силовиков рождает странные ассоциации на каждом шагу. Так подобно НАТО и ЦРУ основу знака МЧС составила роза ветров.

Еще одним государственным символом является флаг. В каждой стране существуют свои традиции и правила, связанные с государственным флагом. И то, что принято в одной стране, может показаться необычным в другой. Однако, несмотря на различия в традициях, к настоящему времени международное сообщество выработало целый ряд общих норм по отношению к флагам. Важнейшая из них – взаимное уважение. Посягательство на полотнище другого государства воспринимается во всем мире как знак неуважения и враждебности. И наоборот, уважение и достойное отношение к чужому флагу – общепринятая норма международных отношений.

Самым первым знаменем, возможно, был посох, который держал в своей руке самый первый пастух, идя впереди самого первого стада. Этот посох был и символом власти пастуха над стадом, и символом объединения стада вокруг пастуха.

На протяжении человеческой истории существовало большое разнообразие в образцах знамен. Как правило, это были различные знаки – символические, религиозные, политические, которые носили на древках. В странах Древнего Востока на древках крепились изображения и эмблемы богов, чаще других встречалось изображение солнечного божества, особенно в Ассирии, Персии. Аналогичный тип знамен сохранился и в государствах античности. На рубеже II – I вв. до н.э. Марий ввел в римской армии знамена с полотнищем. По описанию Ливия, оно было квадратным и прикреплялось к горизонтальной перекладине, в свою очередь крепившейся на древке под навершием. Такой тип знамен получил название «vexillum», отсюда название науки о знаменах – вексиллография [13].

Считается, что самый старый флаг относится примерно к 3000г. до н.э., он был найден в 1972г. в Кхабисе в Иране. Согласно книге рекордов Гиннеса, он был сделан из металла, имеет размеры 23х23 см и несет изображение орла, 2-х львов, богини, 3 женщин и быка [14].

По другим источникам самое раннее известие о знамени с полотнищем датируется 1122г. до н.э. – временем правления китайского императора Чоу, а со II в. до н.э. до II в. н.э. – временем Ханьской династии. К ним относятся изображения знамен, полотнища которых были прикреплены непосредственно к древку. В Европе знамена этого типа получили широкое распространение во второй половине I тыс. н.э. и сохраняются до настоящего времени.

Однако вне зависимости от времени появления того или иного флага, в целом знаменную символику отличает чрезвычайная динамичность: одни символы и девизы быстро сменяют другие в зависимости от изменений внутри- и внешнеполитической обстановки. Именно на знаменах происходит «естественный отбор» эмблем и девизов, пробуются варианты, отсеивается все второстепенное и формируется основное. Особенно отчетливо это видно в переломные моменты истории, в периоды столкновения идей и острой политической борьбы.

Славянская знаменная система Древней Руси начиналась с шеста с пучком травы или конской гривы вверху («челки стяговые»), с течением времени трава и грива заменились матерчатым клином ярких цветов, над которыми стал укрепляться железный «острожник» (навершие). Они назывались стягами (от древнерусского «стяг» - палка, жердь, шест).

Постепенно размеры полотнища увеличивались. С принятием на Руси христианства на них стали помещаться изображения креста и святых. В течение великокняжеского периода были стяги княжеские, служившие в то же время знаменем княжеской дружины, и стяги воеводские, служившие знаменами составных частей рати. С конца XVв. слово «стяг» постепенно заменилось словом «знамя».

Во второй половине XVI-XVIIвв. использовалось несколько видов знамен: большое царское, сопутствующее царю в походах; малое – царского полка; воеводские, именовавшиеся по названию полка, состоявшего под началом воеводы; малые сотенные – дружинные.

В XVIIв. знамя с полным царским титулом выдавалось самым крупным войсковым частям перед началом боевых действий в торжественной обстановке на Соборной площади Кремля, в присутствии царя и патриарха, которые после молебна пешком провожали знамя к кремлевским воротам, где их ожидали войска. После похода знамя сразу сдавали в Большую Казенную палату.

С образованием в 1550г. стрелецких полков им стали жаловать знамена: большого размера - царское одно на полк, и сотенные меньшего размера (в каждую сотню по одному). Полковые и малые сотенные знамена стрелецких полков подбирались под цвет их кафтанов: багровых, лимонных, вишневых, серых, фиолетовых и т.д. Командиры конных частей и казаки обычно имели знамена небольшого размера с одной или двумя косицами, типа польских хоругвей. Для полков иноземного строя знамена делались «как ротмистр укажет сам».

Полотнища солдатских полков, формировавшихся из русских, как правило, были с изображением православного восьмиконечного креста на Голгофе и звезд на кайме, число которых соответствовало номеру роты. В 1654г. было сделано знамя для артиллерии большого полка.

С конца XVIIв. русская знаменная система сильно изменилась. Эпоха петровских преобразований, формирование абсолютистского государства как в зеркале отразились в знаменной символике. В соответствии с новой организацией армии знамена разделились на гвардейские, армейские пехотные и драгунские. Полковое знамя делалось белым, в центре которого помещался золотой вензель Петра I с пальмовыми ветвями по сторонам, под императорской короной. Ротные же знамена были особыми в каждом полку и различались не только расцветкой, но и изображением эмблем города, чье название носил полк. Организационная пестрота Русской армии с XVI вплоть до начала XXв. отражалась и на невероятном разнообразии знамен [2].

Что же касается государственного флага, то флаги многих стран основываются на триколоре. Самым ранним триколором был датский «Принцфлаг» с горизонтальными полосами оранжевого, белого и синего цветов. Эти цвета – цвета Вильгельма I, принца Оранского, возглавившего в XVIв. освободительную войну против испанского господства. Примерно в 1630г. оранжевая полоса сменилась на красную. Первоначальный вариант сохранился лишь на национальном флаге Южной Африки. От датского триколора ведет свое происхождение немало флагов, наиболее известный из них – русский.

В конце 1690г. Петр I работал на голландских судоверфях. По возвращению в Россию, он утвердил флаг, представляющий собой голландский в обратном порядке чередования цветов. Русский триколор использовался как гражданский флаг до того, как его в ноябре 1917г. сменил красный революционный флаг [14].

Октябрь 1917г. смел большинство исторических символов, и наступил «красный» этап в истории символики. В мессианском ожидании чуда мировой революции старые символы были ликвидированы или заменены классовыми. Казалось, все историческое наследие было отброшено как хлам.

Крайний максимализм продолжался до 2 половины 30-x годов, когда наметился поворот к прежним ценностям. Была восстановлена в правах история России как государства, во время Великой Отечественной войны Сталин апеллировал к именам героев и полководцев прошлого, князьям Древней Руси.

В 1947 – 1953гг. был рассмотрено несколько проектов нового флага России, в которых использовались старые национальные цвета – белый, синий и красный. В результате был найден оригинальный, не встречавшийся ранее прием: было решено ввести на ¼ или на 1/3 красного поля флагов полосы национальных расцветок для флагов союзных республик. Однако «спущенные из центра» в 1943-1954гг. республиканские флаги «обходили» традиционную национальную специфику народов и оставались, как правило, казенно-административными символами, вывешивавшимися в 1970-1980-е годы в дни государственных праздников: 23 февраля, 8 марта, 22 апреля, 1 и 2 мая, 9 мая, 7 октября, 7 и 8 ноября.

В 1988г. явочным порядком, на многотысячных митингах и демонстрациях, народ вернул национальный бело – сине – красный флаг. В 1990г. Москва обрела свой исторический герб – св. Святого Георгия. В 1992г. на кораблях ВМФ поднят Андреевский флаг. Таким образом, во 2 десятилетии XX века в общих чертах была воссоздана история государственных символов России.  

Следующим шагом стало законодательное закрепление статуса государственного флага. 5 ноября 1990г. Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР.

Для проведения этой работы была образована правительственная комиссия, по поручению которой Комитет по делам архивов при Совете Министров РСФСР организовал работу «круглого стола», где обсуждались генезис и эволюция исторических государственных символов, и вырабатывалась концепция символики России. На первом заседании были сформулированы три направления:

1. сохранить социалистическую символику, как классовую, лишь слегка модернизировав ее;

2. создать совершенно новые символы, не связанные ни с исторической, ни с социалистической традицией;

3. вернуть исторические символы.

После всестороннего обсуждения первые два направления были отвергнуты, ибо они были несостоятельны теоретически, а графически - неудачны. Второе направление было обречено на неудачу в силу того, что в советское время обучение геральдике как научной дисциплине и геральдическому искусству не уделялось достаточного внимания. «Геральдическое художество» не преподавалось ни в одном художественном учебном заведении страны. Были утрачены работы русских геральдических художников (Г.Нарбут, И.Билибин). В силу этого большинство представленных проектов были слабыми с художественной точки зрения, бедны идеями и символическим языком. Отчасти поэтому предложение о восстановлении триколора практически не вызывало возражений. В итоге было принято решение флагом России считать бело – сине – красный флаг с равновеликими полосами. Его статус был закреплен Указом Президента от 15 февраля 1994г.

Несмотря на большой объем работ, проведенных в области обновления российских государственных символов, по мнению, руководителя Центра русского гербоведения, д.и.н П.Николаева, грубая геральдическая ошибка допущена в Указе Президента «О Государственном флаге…».

В тексте этого документа средняя полоса президентского штандарта   названа синей, хотя в вексилографии, так же, как и в геральдике используются только такие цвета, как красный (червленый), лазоревый (голубой), пурпурный, зеленый и черный. Есть еще два «металла»: желтый и белый. Синего цвета в этом списке нет.

Отмечаются и другие недоработки: с геральдической точки зрения штандарт Президента составлен некорректно: расположенный на нем золотой орел на белом фоне – то же, что металл на металле, грубейшая ошибка, ибо белый цвет в геральдике – эквивалент серебра. По правилам двуглавый орел должен разместиться на красном поле. Тогда мы получим флаг Москвы, бывший морской флаг, пожалованный городу Петром I.

Таким образом, четыре разноцветных флага живут в современной политической жизни России, каждый из них имеет корни в отечественной истории. При этом вопреки расхожему мнению, бело-сине-красный стяг восходит не к торговому, а к военно-морскому флагу, в свою очередь Андреевский – не только к военно-морскому, но и к армейскому. Красный цвет помимо того, что является символом пролетарской солидарности, соотносится и с багряными древнерусскими знаменами; черно-желто-белый – связан с традициями Романовской династии.  

Известный специалист в области вексилографии Н.Семенович высказал также соображение, что цвета флага совпадают с традиционными цветами изображения Святого Георгия Победоносца – белый конь, синий плащ, красное поле. Таким образом, в российской национальной цветовой гамме, уходящей в глубокую древность, сливаются гербовый всадник – воин на белом коне в синей мантии, ставший с течением веков олицетворением Святого Георгия, и красное поле герба, которое выражает на языке средневековой геральдики независимость государства [7].

Все эти флаги – историческая ценность русского народа. В разные периоды истории их называли символами то «неповиновения», то реакции, то русской свободы, то контрреволюции. За них, бывало, расплачивались жизнью.

        Однако в нашей истории никогда не было культа государственного флага, такого, как, например, в США, где с ним увязывали патриотизм, присягу, общенациональный праздник «День Флага», школьные ритуалы и правительственную пропаганду. Положение о государственном флаге СССР и Инструкция по его применению были очень лаконичны и содержали всего несколько пунктов. Первый и основной гласил, что флаг СССР «является символом Советского государства, созданного Великой Октябрьской Социалистической революцией, государственного суверенитета СССР, нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции, дружбы и братства трудящихся всех наций и народностей страны, государственного единства советского народа, строящего коммунистическое общество». Остальные отводились краткому описанию флага, местам и датам его вывешивания. Не регламентировались ни протокольно – дипломатические ситуации, ни правила вывешивания флага. Не были оговорены салютование флагу военными и приветствие его гражданскими лицами в торжественных случаях обязательно лицом к флагу. Не соблюдалось условие подъема государственного флага на мачтах и флагштоках административных зданий в вечернее время, а только днем, в хорошую погоду, если только не предусматривалась праздничная подсветка ночью, и т.д.

В результате в советское время повсюду можно было наблюдать вылинявшие, перекрученные или плачевно промокшие флаги, на которые никто не обращал внимания. Не оговаривались правила вертикальной подвески полотнищ, крепления в наиболее почетных местах помещения, укладки при хранении.

Однако недоработки есть не только в правовой, но и в практической сфере. Например, после реставрации Малого зала в Государственной Думе для программы «Парламентский час», на его стене художник изобразил российский триколор, на фоне которого поместил двуглавого орла. Тем самым в Думу внесли президентский штандарт. Согласно Указу Президента «О Государственном флаге» дубликат президентского штандарта поднимается только над резиденциями Президента во время его пребывания в них или на его транспортных средствах. Тем самым присутствующий в Думе штандарт означает, что Президент считает ее своей резиденцией.

Еще один значительный недочет в использовании символики флага допущен депутатами в том плане, что лацкан депутатского пиджака украшает значок с изображением российского флага и надписью «Государственная дума». Аналогичный же украшает и лацкан сенаторов, только надпись на нем другая: «Совет Федерации». Между тем ни сенаторы, ни думцы не имеют права носить значки с флагом как символом палат. Закон о флаге постулирует, что использование флага как элемента символики допускается лишь федеральными органами исполнительной власти. Законодательная власть в этом качестве не предусматривается [15].

Итак, тысячелетний путь, который прошли символы Руси и России, привел к возрождению исторически традиционных государственных эмблем. В течение многих столетий они изменяли свое содержание, хотя первоначально и флаг и герб были собственностью глав различных политических образований – княжества, царства, империи.  

Еще одно из центральных мест в государственной символике занимают национальные гимны, которые представляют собой официальные патриотические символы или, как пишет К.Серулоу, «музыкальный эквивалент девиза, герба или флага страны». Они представляют идентичность или характер нации – ее настроение, желания и цели так, как они сформулированы теми, кто стоит у власти [16].

Специфика многих национальных гимнов состоит в том, что слова, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества. Музыка торжественна, вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема.

Гимн предназначен к многократному воспроизведению. Поэтому всегда существует опасность, что если «на входе» в него заложена фальшь или двусмысленность, банальность или вычурность, то «на выходе», по принципу резонанса, в лучшем случае может возникнуть неприятие и отторжение, а в худшем – нарушение и крушение устоев [17].

В гимнах, в которых воспеваются красоты родной земли (гимны скандинавских стран), удалось избежать остроты постановки идеологических вопросов. В этом отношении гимн, начисто лишенный идеологии, быть может, имеет преимущество перед гимном, содержащим ложную идеологию.

Обращение к истории гимнов – песнопений во славу богов, правителей и героев уходит в эпоху древнейших культур человечества (шумерской, египетской) в III тыс. до н.э., а затем в античность, где гимны были тесно связаны с греко-римским политеизмом. Наконец, - к становлению этого специфического музыкально-поэтического жанра в быту и культуре многих стран Востока и Запада в первые века нашей эры.

Христианская культура избрала такой вид гимна, который и по форме и по содержанию соответствовал ее религиозным представлениям – в христианское богослужение гимны вошли как хвалебные песни Богу, Богоматери, святым.

Появление культовых гимнов в Древней Руси связано с ее крещением в конце Xв. и началом церковной службы. В «Повести временных лет» говорится о первых славословиях на Руси в честь Иисуса Христа (988г.)[18].

Отечественные музыкальные произведения, относящиеся к христианской гимнологии, сохранились с XIIв. Это гимнические песнопения (кондак, стихиры, канон) в честь князей Бориса и Глеба, с которыми связывалась патриотическая идея единства Русского государства.

Таким образом, византийская гимнография сосуществовала с древнерусской музыкой. Известно, что в домонгольской Руси было написано более 10 гимнических служб «собственно русского творчества» [19].

В дальнейшем три гимна разных стран («Боже, храни короля», «Марсельеза», «Интернационал») имели непосредственное отношение к России, где они в разное время приобретали значение государственных.

Особое значение английского гимна «Боже, храни короля», появившегося в 1743 году, состоит в том, что его музыка была принята в качестве гимна многими государствами Европы: в течение XIX века мелодия английского гимна использовалась в 23 странах, в том числе и в России до создания собственного – «Боже, царя храни».

Вторым, широко известным в Европе гимном была французская «Марсельеза», которая стала «звуковым символом мировой демократии». Первоначально он назывался «Боевая песня рейнской армии». В истории не сохранилось сведений, какую роль сыграла эта песня в военных подвигах рейнской армии, но она имела громадное значение для революционного движения в самой Франции, а затем и в других странах. Жителям Парижа не были известны причины появления песни, но ее слова и музыка вызвали у них восторг. Песне присвоили другое название – «Гимн марсельцев», или «Марсельеза».

В XIXв. появился еще один межгосударственный гимн – международный пролетарский «Интернационал». Впервые его текст был опубликован в 1887г. в Париже в сборнике «Революционные песни». В июне 1888г. на празднике газетчиков в Лилле «Интернационал» впервые исполнил хор рабочих под руководством автора музыки.

Появление в Российской империи собственного гимна связано с победой над наполеоновской армией в войне 1812г. и прославлением императора Александра I. В России «в чести» была тогда мелодия английского гимна «Боже, храни короля». Уже в 1813г. появляется «Песнь русскому царю» А.Х.Востокова с мелодией английского гимна.

В 1815г. В.А.Жуковский написал и опубликовал в журнале «Сын Отечества» стихотворение под названием «Молитва русских», также посвященное Александру I. По-видимому, это был первый перевод с английского «Боже, царя храни». В 1816г. А.С.Пушкин приписал к стихотворению еще две строфы, и 19 октября 1816г. они были исполнены воспитанниками Царскосельского лицея на музыку английского гимна.

Таким образом, текст русского гимна, в основу которого лег текст «Молитвы русского народа», был практически создан, но при его исполнении музыка оставалась английской. Этой музыкой военные оркестры в Варшаве встречали прибывшего туда в 1816г. Александра I. С этого времени Высочайше было повелено при встрече государя всегда играть гимн. Почти 20 лет гимн Российской империи официально использовал мелодию английского гимна.

Дальнейшую историю официального гимна Российской империи связывают с волей императора Николая I, который был крайне заинтересован в создании российской государственной атрибутики, ее укреплении и придании веса монархическим символам. Для написания русской гимнической музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека – композитора А.Ф.Львова. В 1833г. Львов сочинил мелодию уже русского гимна на слова В.А.Жуковского. «Я чувствовал надобность, - писал он, - создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для войск, годный для народа – от ученого до невежды».

23 ноября 1833г. царь с семейством и со свитой специально прибыли в Певческую капеллу, где состоялось первое исполнение музыки гимна с придворными певчими и двумя военными оркестрами. Прослушанная несколько раз мелодия понравилась царю, который отдал приказание «показать» ее широкой публике [20].

Огромный успех русского гимна, который выпал на его долю при первом массовом исполнении, сопутствовал ему и в дальнейшем. После отречения Николая II от престола существование прежнего гимна, начинающегося словами «Боже, царя храни», стало невозможным.

Среди десятков предложений различных мелодий и слов для гимна новой России выделяется своей конструктивностью небольшая статья поэта В.Я.Брюсова, написанная в марте 1917г. По его глубокому убеждению, новый гимн России не должен разделять население страны не только по вероисповеданию, национальности, но и по классовому признаку, его должны принимать все, кто считает Россию своей Родиной. Только в этом случае он будет дорог многим поколениям [21].

Поэтому в стихах гимна, как полагал В.А.Брюсов, должны быть отражены военная слава, размеры страны, героическое прошлое и подвиги людей. Слова гимна должны содержать идеи братства народов России, их содержательный труд на общее благо, память о лучших людях родной истории, те благородные начинания, которые откроют путь России к истинному величию и т.д. «Кроме того, - писал поэт, - гимн должен быть созданием художественным, подлинной, вдохновенной поэзией; иной не нужен и бесполезен, так как не останется в жизни. Внешняя форма – гимн должен быть песней» [22].

Таким образом, «Интернационал» как гимн, продержался в России, а затем и СССР, до 1944г., после был создан новый гимн на музыку А.В.Александрова, слова Г.А.Эль-Регистана и С.В.Михалкова, а «Интернационал» остался гимном КПСС [23].

После распада СССР Россия получила новый гимн. Это – невостребованный долгие годы «Национальный гимн» М.И.Глинки. Впоследствии статус гимна России был утвержден ФКЗ от 25 декабря 2000г. [24].

Как вопрос о гербе и флаге демократической России, проблема нового гимна тоже вызвала много споров и нередко противоположных мнений, прежде всего о его музыкальном звучании. Ведь долгое время «Патриотическая песня» М.И.Глинки существовала как гимн лишь в музыкальном звучании, ибо слов гимна не было.

Именно слова гимна вызывают множество вопросов у специалистов. Например, не вполне согласуются со словами гимна «Братских народов союз вековой» исторические, конституционно-правовые, экономические, финансово-бюджетные и др. отношения между центром и субъектами федерации.

Кроме того, текст гимна получился слишком консервативно-традиционный, слабо соответствующий нынешней ситуации и задачам РФ. Он скорее способен не объединить все народы и социальные группы чем-то единым, а в гораздо большей степени могущий вызвать разногласия, споры.

Однако вопросы вызывает не только текст самого гимна, но и текст ФКЗ. Так, по мнению исследователя В.А.Кикоть, ФКЗ, игнорируя конституционные права граждан, обязывает их скрывать свои мнения, запрещает им пользоваться свободой слова по вопросу о гимне. Граждане лишаются конституционной возможности действовать согласно своим мнениям и убеждениям. Так, при официальном исполнении гимна присутствующие должны выслушивать его стоя, мужчины – без головных уборов, а при поднятии Государственного флага РФ – поворачиваться к нему лицом, т.е. всячески демонстрировать свое почтение к символам, которые выражают отнюдь не единство всех россиян, а позицию определенной их части. Таким образом, речь идет о символах политической победы одной части общества над другой его частью, а не о символах, общих для всех россиян.

Кроме того, ФКЗ «О Государственном Гимне Российской Федерации» прямо противоречит ст.1 и ст.2 Конституции РФ. Согласно этим положениям, Россия является демократическим правовым государством, в котором единственной высшей ценностью является человек, его права и свободы. Государство же, со всеми его органами, полномочиями, процедурами имеет обязанность эту высшую ценность признавать, соблюдать и защищать. Это положение конкретизирует ст.18 Конституции, согласно которой именно права и свободы человека и гражданина должны определить смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваться правосудием [12].

          Государственные символы России должны выражать основную идею и высшую обязанность государства – служение человеку и обществу в целом. Гимн же начинается с прославления державы, то есть государства, его величия. Затем речь идет о свободе Отечества (но не о свободе человека в этом отечестве), о нашей верности ему (но не о верности его служения каждому человеку и всему народу) и т.д.

Таким образом, гимн игнорирует главные достоинства современного цивилизованного правового государства, закрепленные в Конституции РФ и в международном праве, замалчивает главную роль государства как социальной службы, обслуживающей и защищающей высшую и главную ценность общества – человека, гражданина, его права и свободы. Вместо этого на первый план в качестве единственной ценности выдвигается государство, как самоцель для всего общества.

Кроме того, в гимне выражена идея служения государства даже не народу, а самому себе, ибо прославляется только «древняя мудрость народа», а вовсе не его нынешняя власть, не индивидуальные и коллективные интересы людей, которым государство обязано служить.

Кроме того, согласно ст.14 Конституции Россия – светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной. В полном противоречии с этим положением гимн, который называет родную землю «хранимая Богом» (что неприемлемо для многочисленных неверующих и для приверженцев некоторых религий), и придает России как державе сакральную характеристику «Россия – священная наша держава» [25].

Несмотря на все эти недоработки, гимн воспроизводится в самые важные для страны моменты: при победах на олимпиадах, при вступлении в должность Президента, во время церемоний встреч и проводов посещающих РФ с официальными визитами глав иностранных государств и т.д. И хотя бы поэтому, он достоин почтительного уважения к себе и того, чтобы слова гимна знал каждый гражданин РФ. Именно потому, что он гражданин РФ.

Таким образом, герб, флаг и гимн – это «глаза» государства, в которых, как в зеркале, отражается душа нашей страны. Отказываясь от прошлых символов, мы меняем свою «сущность». При этом политикам всех времен необходимо помнить о том, что святость зарождается в душе каждого гражданина с самого детства. И если несколько поколений выросло под одними святынями, им очень трудно отбросить старое и начать восхищаться новым, даже если оно тысячу раз обосновано. Еще вчера знамя целовали, давая присягу в верности служения Отечеству, с ним шли в последний бой, а на завтра это ненужный лоскут, которым можно вытереть сапоги. Такие раны долго не заживают!

Однако, несмотря на некоторые перегибы в прошлом нашей страны, вся история России показала изумительную способность вечного возрождения и обновления, вечного попрания смерти, неизменного торжества Воскресения. Так, орел есть символ Вознесения, но это и символ Воскресения. По христианским легендам, он каждые десять лет поднимается к Солнцу, после чего падает вниз и трижды окунается в море, символизируя начало новой жизни. Сегодня Россия вновь уходит из-под ночного знака Звезды к Свету, возвращая свои исконные «солнечные» символы. Судьба России в руках ее народа. И если общим волевым усилием прозревший народ вновь устремился к Свету, то для него не может быть иных символов, кроме древних, преображенных новым духом, воскрешающих историческую память, причастность к деяниям предков, возвращающим к исконным корням [4].

Перед Россией открываются новые, беспредельные горизонты. И она должна, подавив в себе старые болезни и собрав воедино свою национальную волю, смиренно склониться перед Промыслом, вызывающим ее на великую историческую деятельность, и Ангелу - благовестителю всей силой и разумением своим ответить: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему!»[26].

Список использованной литературы

1. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-хт. Т.2. Поэмы «Полтава» – М.: Худож. лит., 1986. – 527с.

2. Герб и флаг России X-XXвв. / отв. ред. Вилинбахов С.– М.: Юрид. лит., 1997. – 560 с.

3. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1997. – 360с.

4. Кушер Ю.Л. Государственные символы и награды РФ/ – М.: Изд-во «Книжная палата», 1999 - 300с.

5. Соболева Н.А. Юбилей двуглавого орла // Государственная служба. – 2003. - № 6

6. Ключевский В.О. Русская история. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 910с.

7. Наумов С.Ю.Государственные символы // Отечественная история в лицах, событиях, датах: справ. уч. пособие/Саратов: ПАГС, 2001. – 150с.

8. Васькин В.В. Двуглавый орел в истории государства Российского. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. – 56 с.

9. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М.: Изд-во Наука, 1987. – 753с.

10. Беляков А. А это наш Российский герб… // Обозреватель. – 2003. – №6.

11. ФКЗ «О государственном гербе РФ» от 25 декабря 2000г. // СЗ РФ. 2000. №52 (часть1). Ст. 5021.

12. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

13. Герб и флаг России: какими им быть? «Круглый стол»// Народный депутат. 1991. – №5.

14. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. – М.: Вече. – 1997. – 630с.

15. Веймарн А. Символы государственной важности// Политический журнал. – 2005. - №44

16. Гаджиев К.С. Политическая наука // www.lib.socio.msu.ru

17. Косич И. «Все слушают стоя» http://www.rg.ru

18. Музыкальный словарь Гроува. Пер. с англ. М., 2001,. – 275с.

19. Владышевская Т.Ф. Древнерусская музыкальная культура // История русской музыки. М., 1999. Вып. 1.

20. Грачев В.Н. Гимны России – зеркало ее духовного состояния. М., 2003. – 280с.

21. Соболева Н.А. «Славься, Отечество…»// Государственная служба. – 2006. - №1

22. Соболева Н.А., Казакевич А.Н. Символы и святыни Российской державы/– М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 207с.

23. Медушевский В.В.,Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта / – М.: Педагогика, 1985. – 100с.

24. ФКЗ «О государственном гимне РФ» от 25 декабря 2000г. // СЗ РФ. 2000. №52 (часть 1). Ст. 5022.

25. Кикоть В.А. «О государственном Гимне РФ» //http://www.hro.org

26. Эрн В.Ф. Сочинения. – М.: Изд-во «Правда». – 1991. – 575с.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top