Тимофеева О.Э.

“Historiaestmagistra”
(“История – наставница жизни”)

История – наставница жизни; одна из немногих наук, изучающих прошлое. Но что она собой представляет? Еще в школе мы воображали историю в виде бесконечной прямой, с важными временными отсечками на ней – историческими датами. Прямая эта начинается еще с древнейших времен, точкой отсчета на ней обозначен год рождения Христа, а противоположный конец исторической ленты убегает вдаль незамысловатой стрелкой. Ход истории спокоен, движение стрелки размеренно. Тем не менее, случаются в истории моменты, когда текущая историческая ситуация резко меняется с точностью до наоборот. Прямая, конечно, не превращается в кривую, однако монотонное движение исторической линии нарушается. Такое изменение обычно бывает качественным, посему и историческая ситуация, как правило, меняется в лучшую сторону. Так происходит то, что мы привыкли называть переломными моментами истории.

Переломных моментов русской истории, если призадуматься, можно вспомнить достаточно много. Это и принятие православия, и татаро-монгольское иго, и объединение Руси, и реформы Петра I, Февральская и Октябрьская революции, беловежские соглашения, и многое-многое другое. Все эти события в разной степени повлияли на ход истории России, и до сих пор ведутся дебаты, довели ли они до добра нашу великую Родину. Переломных моментов в истории России наберется с добрый десяток, а то и больше: они всегда подробно рассматриваются в учебниках и достаточно хорошо нам известны.

В настоящей статье я не стану обращаться к известным историческим событиям, коими являются перечисленные выше: они и без того уже раскрыты в полном объеме исторической литературой. Я предлагаю вам подумать над другой, альтернативной и не столь известной датой, которая, как я считаю, должна занять достойное место в российской истории, как напоминание о недалеком прошлом, которому наша страна определенно обязана своим светлым, но крайне зыбким настоящим:

Январь 1974 г.

Январь 1974 г.Дата эта мало, что может сказать простому обывателю, и, возможно, даже историкам она не напомнит ни о чем важном. Зато любой экономист ответит вам, какое же событие произошло в первый месяц того памятного года.

Январь 1974 г. Эту дату можно считать поворотной точкой не только отечественной истории, но и мировой истории. Период с 1974 по 1975 гг. экономисты называют концом «эры дешевой нефти». Именно в 70-е гг. страны-экспортеры нефти резко взвинтили цены: «черное золото» подорожало почти в 10 раз. В 60-х гг. нефть стоила всего 1,5 доллара за баррель (Мир в XX веке, с.196). И с тех пор ни намека на обесценивание, возвращение к этой цифре – только рост. В 1979 г. топливо и вовсе установило рекорд – 87,80 долларов (Мир в XX веке, с.202). В период с 1979 по 1990 гг. цена на нефть пошла на убыль, однако о возвращении на былые позиции не могло быть и речи. Эра дешевой нефти закончилась, в 1990-х гг. «черное золото» снова взлетело в цене и с тех пор редко, когда опускалось ниже отметки в 40 долларов за баррель. Сейчас, в условиях кризиса ситуация иная. Но в данной статье речь пойдет вовсе не о текущем экономическом кризисе.

Итак, нефть подорожала окончательно и бесповоротно, и о возврате к 1,5 долларам мечтать не приходится. Вы скажете: хорошо, допустим, подорожание нефти действительно многое изменило в мире (сейчас мы нередко наблюдаем нефтяные «бумы», вызванные конфликтами в Персидском заливе и прочими событиями), и, разумеется, России эти изменения также коснулись, что в некотором роде оказало влияние на ход ее истории. Но почему вдруг, зададите вы резонный вопрос, это событие вдруг ставится в один ряд с такими значимыми, переломными историческими моментами, как, крещение Руси, петровские реформы или победа в Великой Отечественной войне? Я отвечу вам. Действительно, вышеперечисленные события в свое время круто изменили судьбу нашей страны: обращение в православие избавило Русь от языческих пережитков и подготовило основу для будущего объединения русских племен и внешнеполитических контактов; петровские реформы обеспечили России большой модернизационный скачок и принесли ей в итоге имперский статус; победа в Великой Отечественной войне не просто нейтрализовала фашистскую угрозу, она вывела нашу страну на новый уровень – уровень сверхдержавы. Вот и завершение «эры дешевой нефти» сыграло, на мой взгляд, решающую роль в жизни России в конце 90-х гг., и продолжает влиять на ее экономическое развитие по сей день.

Как уже было сказано, новый скачок цен на нефть пришелся на 90-е гг. Уже тогда стало ясно, что нефть станет ключевым словом в российской экономике. Но происходило все постепенно. С развалом Советского Союза молодое российское государство столкнулось с рядом труднейших проблем. Больше всего пострадала как раз экономика, которая еще при Советах натерпелась экспериментов, а после перестройки и вовсе находилась в «разобранном состоянии». Меры по ее оздоровлению лишь усугубили ситуацию. Е.Т. Гайдару с его «шоковой терапией», правда, удалось уменьшить инфляцию: в 1992 г. ее рост составлял 2509 %, в 1993 – 840 %, в 1994 – 215 %, а в 1996 – уже 21 % (История России, 1917-2004, с.695-696). Однако в остальном все было не так радужно.  

Абсолютный уровень инвестиций в 1992-1998 гг. снизился на три четверти, уровень инвестиций в производство – на четыре пятых (История России. 1917-2004, с.697). Объем промышленного производства, в целом сократился на 56 %, объем ВВП – на 44% (для сравнения: в годы ВОВ – на 24 %) (см. там же). Российская экономика погрузилась в депрессивное состояние. Однако, при общем сокращении инвестиций производственного назначения, возрос объем инвестиций в топливно-энергетический комплекс: наметилась тенденция опережающего развития энергосырьевых отраслей, нефтегазовой промышленности и лесозаготовительного производства, ориентированных на экспорт (История России, 1917-2004, с.699). Проще говоря, производить Россия перестала. Россия сосредоточилась на продаже сырья.

В 1998 г. случился дефолт, что, в общем, неудивительно, если учесть все вышесказанное. Однако России удалось довольно быстро выйти из дефолта. За счет чего? Включили дополнительные мощности – провели ряд чрезвычайных реформ, плюс снова взлетели цены на нефть (Хазин М. Через 3 года…, с.7). России сказочно повезло! Ведь у нее своя нефть, свой газ, плюс огромный потенциал. Нефть, может, не стала решающим фактором, однако совершенно очевидно, что она существенно облегчила задачу России по преодолению внутреннего кризиса. Здесь весьма кстати пришлось завершение эры «дешевой нефти»: стой «черное золото» по-прежнему 1,5 доллара за баррель, чуда могло бы и не произойти. 

В 2000-х гг. Россия вышла на энергетический рынок уже в качестве одного из крупнейших экспортеров топлива, которого, как оказалось, немало в недрах земли русской. Именно этот факт, как признают экономисты, поднял страну с колен и позволил России вновь обрести значимость на международной арене. И это действительно так: на сегодняшний день Россия - ведущая ресурсная держава мира и один из крупнейших поставщиков «черного золота». А сколько компаний появилось в нашей стране за сравнительно небольшой период времени! Тот же ЮКОС, Роснефть, Сибнефть и пр. Где нефть, там и газ, есть такая актуальная шутка. Шутки шутками, но в этом случае замечание оказалось не в бровь, а в глаз: Россия в рейтинге стран-экспортеров нефти стабильно занимает 2 -3 места, зато в топ – листе стран - лидеров по добыче газа России, как правило, равных нет.

Вместе с обретением веса в экономике вернулся и внешнеполитический авторитет. Не секрет, что в 90-х гг. другие страны относились к России предвзято: ее считали страной, «проигравшей «холодную войну», оправляли в разряд т.н. failedstates – стран-изгоев, не способных прокормить себя. Западные державы не спешили устанавливать с Россией стратегическое партнерство, отводили ей, в лучшем случае, роль «младшего брата» (История России, 1917-2004, с.751). Мнение России зачастую просто игнорировалось, как, скажем, во время войны в Югославии, где Россию не услышали или не захотели услышать. Любое же проявление самостоятельности принималось в штыки, как «возобновление проведения советской имперской политики» («Великая шахматная доска», с.249). Поведение Запада было, по меньшей мере, нечестным. Возможно, Россия больше не соответствует параметрам сверхдержавы и статус преемницы Советского Союза еще не объясняет претензий России на принятие участия в делах остального мира. Но все же Россия - полноправный член мирового сообщества, и исторически сильная европейская держава со славной, европейской же историей. Несмотря на это, Запад активно противодействовал сотрудничеству в рамках СНГ: Европа отгораживалась от России визовыми и таможенными барьерами, высокими тарифами и квотами. Возможно, не воспринимала всерьез, а может, просто побаивалась: нельзя, наверное, не побаиваться страны, которая на политической карте мира выглядит эдаким «Левиафаном», стремящимся поглотить крошечную Европу, даже не поморщившись («Россия и Европа», с.136). Но именно по этой причине игнорировать Россию вечно та же Европа была не в состоянии.

Конечно, Запад и сегодня к нам не слишком благосклонен. Но, как бы то ни было, тенденции к потеплению отношений все-таки есть. Россия провела газовый трубопровод через пол-Европы. Наша страна стала одним из крупнейший поставщиков сырья: высоко ценится российский лес, российский газ, российская нефть. Одним словом, Россия сделала себя вновь нужной миру (или хотя бы его части). И теперь снова может устанавливать свои правила игры. Об этом говорит хотя бы недавний газовый конфликт с Украиной. Но не это главное. Политическое влияние ведь не купишь за нефть и газ. Нас зауважали, главным образом, за то, что в стране, наконец, установилась твердая вертикаль власти, сложилась стабильная политическая система, появился грамотный президент, который смог мобилизовать и направить в нужное русло все «мощности и потенциалы России» (Хазин М. Через 3 года…, с.7). Благодаря видимому усилению страны, авторитету ее руководителя к России начали прислушиваться не только на саммитах Россия-НАТО, Россия-ЕС и G-7, но и по ходу конкретных исторических событий, как, скажем, в период августовской войны, когда европейские государства все-таки признали, что дело России в этом конфликте было правое. Все вышесказанное не подлежит сомнению. Но в 90-е, я настаиваю на своем, именно нефть и газ обеспечили России то, что помогло ей добиться сегодняшнего устойчивого положения, а именно - вытащили ее из кризисной ямы в годы дефолта. Здесь их заслуга непререкаема. Мы все прекрасно помним, что дали реформы Гайдара, Чубайса и Кириенко, помним тот жесточайший кризис, приведший к развалу экономики. При этом, Россия быстро оправилась после дефолта (Хазин М. Через 3 года…, с.6-7). И все говорит о том, что именно своевременный рост цен на нефть помог России преодолеть последствия кризиса 1998 г. и вновь выйти на мировую арену в качестве государства, способного оказывать влияние на ситуацию в мире. Россия больше не failed-state. И это не может не радовать.  


Итак, свершился еще один переломный момент российской истории. Возможно, вам покажется, что статья чересчур перегружена экономикой, а истории, как таковой, в ней маловато. Но экономический фактор давно и прочно вошел в число тех, что определяют ход исторических событий. В новейшей истории его влияние еще сильнее, поскольку именно в XX веке началось сращиваниеэкономических пространств, создание единой долларовой зоны в 1970-х гг. XX век был также отмечен соперничеством двух сильнейших держав мира: противостоянием их военных потенциалов и, естественно, их экономик (Мир в XX веке, с.203). Посему, коль скоро экономический фактор стал играть важную, если не определяющую роль, то почему бы не отвести экономическому событию роль поворотного момента истории, благо, что Россия сполна воспользовалась плодами, которые принесло ей завершение эры «дешевой нефти».  

Вот только нефть и газ – все-таки не те основы, на которых стоит выстраивать экономику страны: мы уже наблюдали нечто похожее в начале 90-х гг., когда рынок инвестиций дал серьезный крен в сторону нефтегазовой промышленности. Что было потом - см. выше. Злоупотреблять упором на топливный комплекс не стоит хотя бы потому, что в мире существует множество государств, которые не прочь побудоражить спокойствие нефтедолларового рынка (C. Калашников, «Момент истины»). Убедитесь в этом сами: в течение нескольких недель послушайте сообщения о важнейших мировых событиях, в особенности это касается новостей из США и стран Персидского залива, а также новостей об экономическом кризисе. А после попробуйте проследить, как себя чувствуют на нефтяном рынке российские компании РТС и ММББ. Все в этом мире взаимосвязано, и рыночные «медведи» никогда не упустят возможности слегка «примять» благополучие наших компаний. А это явно не идет в плюс России, с ее сравнительно дешевой нефтью.

Мораль сей басни такова. Нефть и газ – это, конечно, хорошо: топливо в наши дни вещь крайне необходимая, посему весьма кстати, что в недрах нашей земли его в достатке. Однако уповать исключительно на энергетику все же не стоит. Однажды нам повезло – энергетика подняла нас со дна, помогла восстановиться после дефолта. Повезет ли так еще раз – неизвестно. Сейчас, со своими богатейшими запасами, наша страна может чувствовать себя вполне комфортно в океане мировой экономики (C. Калашников, «Момент истины»). Вот только, если представить на секунду, что нефть резко подешевеет (а в настоящее время это очень даже реально), чем же будет спасаться Россия? на каких китах она устоит? Отечественная экономика нестабильна, социальная сфера неустроенна, производство, по сути, находится в разобранном состоянии, а многовековой оплот жизни русского народа - сельское хозяйство - уничтожен бесконечными госэкспериментами. Здесь вы, конечно, можете возразить, что над уничтожением этой сферы славно потрудилась еще советская власть. Власть современная, однако, тоже внесла свой посильный вклад: в кризисные 90-е ей было элементарно не до сельского хозяйства, теперь же нужно не просто наверстывать упущенное, а восстанавливать все заново. Но если вина за развал сельского хозяйства еще может быть разделена с советской властью (чего стоят только эксперименты Хрущева!), то все то, что произошло со сферой производства – исключительно «заслуга» российского правительства, пусть молодого и неопытного, но уже ответственного за свои поступки. Не пострадал, хотя и претерпел существенные изменения только ВПК – единственное, что осталось работающего от величайшего наследия Советского Союза. Таков «сухой» итог 70-тилетней советской и 17-тилетней современной российской истории.

Именно поэтому России необходимо сместить, наконец, акцент с энергетики на другие, немаловажные сферы. Надежный тыл никогда не помешает. Тем более, что и сельское хозяйство, и производство – это традиционные составляющие жизни российского общества: сельское хозяйство на протяжение многих веков было оплотом жизни простых людей, крестьян; производство стало основой жизни уже советских граждан. А если вспомнить, каким трудом давалось и то, и другое, вспомнить, что люди вкладывали душу в каждый росток пшеницы, в каждую отточенную деталь, становится еще обиднее за то, что мы растеряли, становясь суверенным государством. Принеся все это в жертву на пути выхода из одного кризиса, мы создали другой, не менее серьезный: привели в разруху традиционную основу, которая прежде позволяла нам быть величайшей державой мира. Мы сами лишили себя своих традиций. И теперь нам предстоит возродить все то, что мы потеряли. Этим объясняется большое количество телепроектов и возросший интерес к истории и прошлому, которое она изучает. Мы остро нуждаемся в новом переломном, поворотном моменте нашей истории, вершить который должна наша молодежь – надежда и будущее страны. Знаменитый американский политик Г. Киссинджер в своей «Нужна ли Америке внешняя политика» заметил, что «современная молодежь, в большинстве своем, не интересуется историей». Эта проблема – не выдумка экс-госсекретаря США, это реальность. Поэтому задачей для каждого историка (в моем случае – будущего историка) должно быть привлечение интереса подрастающего поколения к проблемам истории. И начать необходимо именно с истории России, благо в школах дают ее полный курс на основе отечественных источников. Однако, по моему мнению, чтобы знать свою историю, необходим также и взгляд «со стороны»: нужно знакомиться и с иностранной литературой, в которой освещаются проблемы истории России. Лично для меня откровением стала книга З. Бжезинского «Великая шахматная доска», в которой раскрыт совершенно новый взгляд на Россию со стороны ее извечного соперника – Соединенных Штатов Америки. Бжезинский, хоть и американец, никоим образом не искажает исторические события, рассматривая историю России совершено непредвзято. Знания, собранные в этом труде, несомненно, пополнили бы багаж знаний нашей молодежи о России. А это и есть самое главное.

Таковы цели и задачи моей статьи. Конечно, в качестве темы для нее было бы лучше выбрать другую эпоху, не 90-е годы, которые и так еще свежи в памяти. Наша история намного богаче, да и многовековой опыт содержит в себе гораздо больше решений. Однако данная статья посвящена не такому уж далекому прошлому нашей очень молодой, постсоветской страны лишь по одной причине: нам необходимо знать свое недавнее прошлое, чтобы суметь изменить настоящее, которое напрямую связано с постперестроечным временем, а не с правлением Екатерины II или XX съездом КПСС. Теперь все в руках молодых россиян, которые должны переосмыслить предыдущий опыт, сделать правильные выводы и изменить к лучшему жизнь нашей страны. И хотя старая пословица гласит, что главный урок истории в том, что никто не извлекает из нее уроков, хотелось бы верить, что это не так.

Список литературы

  1. Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и ее геостратегические императивы / З. Бжезинский.- М.: Междунар. отношения, 1999.-254 с.
  2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа, М.: Изд-во Книга, 1991 / Н.Я. Данилевский; Сост., послесл., коммент. С.А. Вайгачева. – М.: Книга, 1991.- 573 с.
  3. История Отечества. XX век / В.П. Дмитриенко, В.Д. Есаков, В.А. Шестаков.- М.: Дрофа, 1998.- 640 с.
  4. История России. 1917-2004: Учеб. пособие для студентов вузов / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин.- М.: Аспект Пресс, 2006.- 816 с.
  5. Калашников С. / Интервью пер. «Момент истины» [Видео ресурс]; от 11.01.2009.
  6. Мир в XX веке / О.С. Сороко-Цюпа, В.П. Смирнов, В.С. Посконин.- М.: Просвещение, 1998.- 318 с.
  7. Хазин М. Через 3 года большинство российских олигархов разорятся / Интервью [Электронный ресурс] / М. Хазин.- Режим доступа: http:// www.banki.ru / news / interview / id=694146 (20.11.2008)

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top