Самохина А.В.

Введение

Научное осмысление истории постсоветской России находится в поле зрения общественных наук пока на начальном этапе своего становления. Обозначены, но еще недостаточно полно изучены главные научные проблемы истории России 1990-х гг., в частности специфика формирования правящего слоя, источники пополнения кадров новой бюрократии на региональном уровне. Из поля зрения исследователей ускользают такие аспекты, как социально-экономическое положение чиновничьего аппарата на момент прихода к власти, наличие опыта руководящей работы, средний возраст к моменту назначения, а также уровень профессиональной компетенции.  

Особенность рассматриваемого этапа – сравнительная малочисленность конкретно исторических работ. А между тем, актуальность изучения чиновничьего аппарата на региональном уровне в постсоветский период в условиях современного развития Российского государства все более возрастает, т.к. от эффективности государственного управления зависит успех идущих в стране преобразований, приближающих нашу страну к демократическому, правовому государству. Кроме того, многие студенты мечтают стать бюрократами. Банки и интернет-проекты больше не актуальны - молодые люди хотят работать в государственных структурах. Социологи утверждают, что у нового поколения сменились карьерные ценности. По данным газеты «Труд» почти каждый второй россиянин в возрасте от 18 до 35 лет хотел бы стать государственным служащим. Основными мотивами студентов являются: гарантированная стабильность – «Это когда невозможно себе представить, что завтра тебя уволят» (50 % опрошенных), стартовая площадка перед уходом в бизнес, возможность получить опыт, завести необходимые «связи» (30 % опрошенных) и просто интерес (20 % опрошенных) [3.1].

Исследование темы имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение для совершенствования кадровой политики, процесса управления на региональном уровне. Выводы могут быть использованы для последующих обобщающих работ по проблеме, для написания работ по истории Урала и России на современном этапе.

Выбор регионального аспекта темы определяется значимостью роли региональной бюрократии. Кроме того, Челябинская область, представляя собой один из субъектов РФ, имеет свои особенности. В настоящее время наблюдается повышение политического влияния области в масштабах страны. Следует вспомнить тот факт, что от Южного Урала в 1960-1980-е гг. в состав ЦК КПСС входило два человека – первый секретарь Челябинского обкома и директор Магнитогорского металлургического комбината, в то время как большинство регионов СССР вообще не были представлены в этом высшем партийном органе. Причем членство в ЦК было закреплено не за конкретными людьми, а именно за должностями.

Таким образом, Челябинская область являлась и является важным кадровым резервом и одновременно «поставщиком» высшего руководства страны.

Хронологические рамки исследования охватывают так называемый «постсоветский период» (90-е гг. XX в. – нач. XXI в.). Это переломный период времени, когда страна вступила в новый этап своего развития, произошел слом старой модели управления и поэтому, очень важно проследить, как происходило формирование новой политической элиты и к чему это все привело.

Цель: исследование социально-экономического и профессионального аспектов становления региональной бюрократии в 90-е гг. XX в. – нач. XXI в.   (на примере Челябинской области).

Объект исследования: региональная бюрократия как социальное и политическое явление.

Предмет исследования: социальный и профессиональный облик представителей власти и городского самоуправления:

  • Количественный и качественный состав аппарата управления на уровне Челябинской области;
  • Профессиональные характеристики управленцев;
  • Средства и методы управленческой деятельности;
  • Персонификация лидеров управленческого аппарата.

Задачи:

  1. Изучить точки зрения различных исследователей по проблеме формирования аппарата управления в постсоветский период;
  2. Исследовать социально-экономические и профессиональные характеристики присущие региональному чиновничеству;
  3. Проследить источники пополнения кадров новой бюрократии;
  4. Раскрыть значимость образования в профессиональной деятельности чиновников (на примере Челябинской области);
  5. Систематизировать представления о персональном составе региональной бюрократии.

Методы исследования:общеисторический ( хронологический, сравнительно-сопоставительный, актуализации ); диалектико-материалистический.

Основная масса вышедших работ по данной проблеме (специфика формирования правящего слоя в постсоветский период) – это исследования политологов и социологов. Представлены они сборниками статей или статьями в ведущих общественно-политических журналах – «Полис», «Новая и новейшая история», «Вопросы истории» и др.

В основе исторических работ лежит изучение истории власти. Это прежде всего публикации Л.Ф. Шевцовой «Режим Бориса Ельцина» (М., 1999), В.В. Согрина «Политическая история современной России. 1985-2001. От Горбачева до Путина» (М., 2001), Н.Н. Разуваевой «Россия на рубеже XXΙ в. Политические потрясения и эволюция власти» (М., Уфа 2003). К отдельной группе исторических публикаций по новейшей российской истории можно отнести соответствующие разделы учебников и учебных пособий, изданных в 1990-е гг.

Существуют различные точки зрения политологов, социологов и историков на то, что же происходило в России в 1990-е гг. и, какую роль в этих событиях сыграла правящая элита.

Академик РАН Т.И. Заславская считает, что в России в 1990-е гг. наблюдалась кризисная эволюция и в этой ситуации « в связи с отсутствием у правящей элиты продуманной стратегии и политической воли началась стихийная трансформация общества, которая привела к резкому ослаблению государства и растущей криминализации »[3.6].

Существует и другая точка зрения, которую условно можно назвать «номенклатурной концепцией». Ее представители утверждают, что в 1990-е гг. происходила так называемая «номенклатурная революция». Анализ изменений в составе элиты постсоветской России, проведенный О.В. Крыштановской (социолог, известный специалист по проблемам элиты), позволил считать, что бывшая номенклатура в значительной части (особенно в регионах) вновь оказалась в составе правящего слоя.

В работах политологов большое место заняла идея перехвата номенклатурой реформаторского процесса. Они говорят о том, что номенклатура использовала демократическое движение начала 1990-х гг. в своих интересах и ей удалось захватить ключевые посты в экономике и заблокировать демократическое движение «снизу».

В рамках этой концепции представляется очень интересным посмотреть интерпретацию событий 1990-х гг. историками.

В.П. Дмитренко считает, что самое главное явление 1990-х гг. в России – смена форм собственности, когда основное богатство общества оказалось уже на правах частной собственности в руках номенклатуры. Следовательно, происходила как бы трансформация господствующего класса бюрократии в класс новых собственников, который сам «ломает общество через колено» во имя собственных интересов, собственных ценностей, выдаваемых в то же время как всеобщие[2.1].

В.П. Данилов представил эти идеи в более развернутом виде, и говорил о том, что обновленная номенклатура стремительно провела откровенно противоправную приватизацию государственной собственности, тем самым окончательно утвердив себя в статусе правящего класса, сосредоточившего в своих руках все политические и экономические ресурсы[3.7].

Академик-секретарь отделения международных отношений РАН Н.А. Симония в своей публикации «Становления бюрократического капитализма в России (1992-1998) писал об «особом варианте первоначального накопления» в 1990-х гг., когда этот процесс осуществлялся при активном участии и по инициативе государственной бюрократии. Важной особенностью становления этой формы капитализма в России было «отсутствие консолидированной и сильной государственной власти», а следствием этого – «полная свобода рук бюрократии, ее фактическая неподконтрольность верховной власти».

Известный историк и публицист Ю.Буртин, считает, что новый строй, возникший в 1990-е гг. – это тот же, что и раньше, «номенклатурный, олигархический режим в деидеологизированной, квазидемократической и квазирыночной оболочке»[2.3].

Существует и реальность была неопределенной, противоречивой, как бы «промежуточной другая концепция на события 1990-х гг., выдвинутая политологом и историком Л.Ф. Шевцовой – концепция «российского гибрида». Суть, ее заключается в том, что формирующаяся в посткоммунистической России социально-политическая»[2.4].

В научной литературе высказываются также мнения о формировании в России в 1990-е гг. олигархии и складывании олигархического режима власти. А.В. Кива (институт востоковедения РАН) писал о том, что «спецификой российского олигархического режима было то, что теневая олигархическая группировка, сложившаяся из президентского окружения (так называемая «семья»), оказалась во второй половине 1990-х гг. сильнее официальной власти, и ее роль в принятии важнейших государственных решений постоянно возрастала»[2.5].

Другие исследователи говорят об этих процессах более осторожно. Например, Я.Ш. Паппэ считает, что можно говорить лишь о появлении отдельных «олигархов»[3.8].

Существует мнение о том, что политический режим 1990-х гг. – это господство во власти устойчивых группировок, не оформленных юридически, но оказывающих сильное влияние на политику и принятие ключевых государственных решений (М. Афанасьев). На мой взгляд, данная точка зрения в большей степени отражает реалии 1990-х гг.[2.6]

Таким образом, можно выделить следующие (основные) концепции и точки зрения, которые сложились к настоящему времени: 1. Концепция «номенклатурной революции»; 2. Концепция «российского гибрида»; 3. Концепция кризисной эволюции; 4. Концепция «олигархического режима власти»; 5. Концепция «устойчивых группировок во власти». Данные концепции представлены в таблице 1.    

Таблица 1.

Автор концепции

Основные концепции и точки зрения                

О.В. Крыштановская

В России произошла «номенклатурная революция».

Л.Ф. Шевцова

Концепция «российского гибрида».

Т.И. Заславская

Концепция кризисной эволюции.

А.В. Кива, Я.Ш. Паппэ

Концепция «олигархического режима власти».

М. Афанасьев

Концепция «устойчивых группировок во власти».

Таким образом, несмотря на существующий рост научных исследований посвященных «переломной эпохе» российской истории конца XX в., существуют значительные расхождения в понимании ее сущности, в определении роли в этом процессе бюрократии. Но, несмотря на это, большинство исследований этой темы актуализирует значение регионального подхода.

Источники, положенные в основу данного исследования, можно подразделить на следующие группы: 1) законодательные акты; 2) периодическая печать (газеты, журналы).

Наибольшую по объему и важнейшую по значимости представляет собой первая группа – законодательные акты.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений. В первой главе раскрывается, каким образом в Челябинской области и г. Челябинске происходило формирование новых органов управления и местного самоуправления, дается их характеристика, структура и основные направления деятельности. Рассматривается социальная и профессиональная характеристика управленцев нового поколения через отдельных представителей. Характеризуются основные формы и методы их деятельности, стиль работы. Во второй главе представлен социально-культурный облик представителей власти на областном и городском уровне через их материальное обеспечение (уровень заработной платы, привилегии), отдых, увлечения. Отдельно затронута проблема превышения должностных полномочий.

Глава I Становление региональной бюрократии в ходе реформ 90-х гг. XX века

§ 1 Формирование и структура новых органов управления и местного самоуправления в 90-е гг. XX века

Местное (муниципальное) управление имеет дело с частными, местными вопросами, затрагивающими лишь жителей определенной территории, города, села.

Само слово «муниципальный», являющееся синонимом слова «местный», латинского происхождения. В Римской империи слово municipium означало название города, имевшего привилегию самоуправления (т.е. жители сами избирали должностных лиц), а не управлявшегося императорскими чиновниками. В свою очередь слово municipium происходит от двух слов: munis (ноша, бремя) и сарiо, гесiрiо (принимаю на себя, беру). Жители брали некоторую «ношу» по управлению собственными делами.

Таким образом, уже на основе этого экскурса мы можем сравнить две модели управления местными делами. Обе они порой называются местным управлением, но это далеко не так. Если местные органы власти формируются сверху, назначаются государственной властью – это не местное самоуправление, а местное (муниципальное) управление. Лишь избираемость должностных лиц самими жителями данной территории, их независимость от государственной власти в решении местных дел дает возможность говорить о местном самоуправлении.

В чистом виде та или другая формы управления встречаются не так часто. Полная зависимость местных должностных лиц от вышестоящих инстанций бюрократизирует местное управление, а полная их независимость ставит государство на грань анархии. Поэтому обычно местное самоуправление – это некое сочетание обеих форм, при котором избираемость должностных лиц «снизу» сочетается с определенным контролем «сверху», а независимость местного самоуправления имеет строго ограниченные рамки.

Итак, что же следует понимать под местным самоуправлением. Есть ряд теорий местного самоуправления, которые сводятся к двум основным подходам, условно называемым государственным и общественным (негосударственным). Согласно первому местное самоуправление – часть государственного управления, обладающая некоторыми особенностями (децентрализованным характером и т.п.). В качестве примера этого подхода можно привести определение, данное Г. Еллинеком в конце ХIХ в. «Самоуправление – это государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, –   управление, которое, в противоположность государственно-бюрократическому, есть управление через самих заинтересованных лиц».

Второй подход исходит из того, что община, союз граждан имеет право на самостоятельное и независимое от государственной власти существование, а местное самоуправление есть осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые предоставлены им законодательной властью или принадлежат по обычаю [3.9]. Не следует понимать местное самоуправление как общественную организацию, подобную партиям, профсоюзам и т.п. Речь здесь идет о том, что органами муниципального самоуправления создается собственная система управления, сходная с государственной, поскольку предполагает осуществление власти, но действующая на ином, местном уровне и в определенном смысле параллельная государственной.

1991 г. оказался переломным в жизни всей страны, коренным образом изменивший ее уклад и политические ориентиры. 23 августа 1991 г. опубликован Указ Президента РСФСР «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», согласно которому и Челябинский обком КПСС прекратил свою работу, а в соответствии с Указом Президента от 6 ноября 1991 г. «О деятельности КПСС и КП РСФСР» обком партии был вообще ликвидирован, первый секретарь обкома А. П. Литовченко освобожден от занимаемой должности.

Очередной Указ Президента РСФСР от 22 августа 1991 г. «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» прекратил полномочия облисполкомов на местах, а функции исполнительно-распорядительного характера передал главам областных администраций.

Таким образом, осенью 1991 г. челябинские обком партии и облисполком прекратили свое существование, а А. П. Литовченко и П. И. Сумин стали соответственно их последними руководителями. Первым главой администрации Челябинской области Президент РФ Б. Н. Ельцин назначил В. П. Соловьева.

В 1993 году страна, а вместе с ней и область переживали противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти. На выборах главы администрации Челябинской области в апреле 1993 г победу одержал П. И. Сумин, набравший 58 % голосов избирателей, но назначенный президентом действующий в то время глава областной администрации В. П. Соловьев законность этих выборов не признал. Таким образом, с 10 июня 1993 г в области фактически действовали два руководителя.

Октябрьские события в Москве, прекращение деятельности Советов, расстрел Белого дома разрешили кризис власти не только в государстве в целом, но и в Челябинской области в частности. 22 октября 1993 г Президент РФ подтвердил полномочия В. П. Соловьева и «двоевластие», длившееся с июня по октябрь 1993 г., закончилось.

После принятия Конституции РФ 1993 года по всей стране началось формирование новых органов власти. В мае 1994г. на основании постановления № 393 главы администрации области от 25 мая 1994 г. создана Челябинская областная дума – законодательный (представительный) орган государственной власти области. Результатом деятельности думы стало принятие Закона «О законодательном (представительном) органе власти Челябинской области» и Устава (основного закона) Челябинской области. Принципиальной в первом из законов стала статья 7, прямо запрещавшая депутатам законодательного органа занимать государственные должности в федеральных органах или органах исполнительной власти области. Таким образом, шло четкое разделение законодательной и исполнительной властей.

Согласно постановлению № 8 Законодательного собрания области от 9 января 1997 г. и в соответствии с Уставом (основным законом) Челябинской области с декабря 1996 г. правопреемником Челябинской областной думы становится Законодательное собрание Челябинской области (ЗСО).

Законодательное собрание Челябинской области – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Челябинской области. Законодательное собрание Челябинской области является однопалатным органом, состоящим из депутатов, которые избираются гражданами Российской Федерации, обладающими активным избирательным правом, в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Депутатом Законодательного собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право быть избранным в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Челябинской области.  

В 1994 году в Челябинскую областную думу были избраны 15 депутатов. В 1996 году в Законодательное собрание второго созыва был избран 41 депутат. С декабря 2000 года приступили к работе 45 депутатов Законодательного собрания третьего созыва. Тогда же председателем Законодательного собрания в третий раз избран В. Ф. Давыдов, первым заместителем председателя – В. В. Мякуш, заместителями председателя – С. А. Мительман и В. П. Чернобровин. С декабря 2005 г. 55 депутатов ЗСО 4-го созыва. Председателем Челябинской областной думы был избран В. Н. Скворцов, а с 1995 года в течение 10 лет, в том числе ЗСО 1-го и 2-го созывов, возглавлял В. Ф. Давыдов. После смерти В. Ф. Давыдова с июня 2005 г председателем ЗСО избран его первый заместитель В. В. Мякуш.

Тогда же принимаются поправки в регламент ЗСО, позволяющие Владимиру Мякушу одновременно оставаться председателем комитета по финансово-бюджетной политике. Кроме того, количество заместителей сокращается до двух. Ими остаются Семен Мительман и Виктор Чернобровин.

В структуре Законодательного собрания Челябинской области - 9 комитетов:

  • комитет по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению.
  • комитет по финансово-бюджетной политике.
  • комитет по аграрной политике, потребительскому рынку, земельным отношениям, экологии и природопользованию.
  • комитет по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, связи, транспорту и дорожному хозяйству.
  • комитет по жизнеобеспечению, строительству и чрезвычайным ситуациям.
  • комитет по информационной политике.
  • комитет по экономической политике (налогам, собственности, предпринимательству).
  • комитет по социальной политике.
  • комитет по мандатам, Регламенту, этике.

К приоритетным направлениям законодательной деятельности Законодательного собрания Челябинской области можно отнести: сферы государственного, экономического, экологического и социального развития области, формирование областного бюджета, государственное строительство.

Заседания Законодательного собрания Челябинской области проходят каждый последний четверг месяца. Каждый вторник месяца выделен депутатам Законодательного собрания для приема населения в своих избирательных округах.

В 1996 году пост главы администрации области, после победы на выборах, занял П. И. Сумин, который 30 января 1997 г. сформировал правительство Челябинской области.

Высшим органом власти в системе исполнительной власти Челябинской области является Правительство Челябинской области. В положении о правительстве отмечается, что оно «осуществляет исполнительную власть в Челябинской области, кроме полномочий, относящихся к исключительной компетенции высшего должностного лица Челябинской области – губернатора области» [1.7]. Правительство формируется и возглавляется губернатором, высшим должностным лицом Челябинской области. Губернатор области избирался (до 2004г.) гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Челябинской области и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет в соответствии с порядком, установленным законом области. Губернатор области руководит Правительством области и органами исполнительной власти области и осуществляет полномочия, возложенные на него в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) области и законами области.

17 апреля 1997г. в Устав Челябинской области внесено изменение по поводу равнозначности определений «глава администрации области» - «губернатор» [1.5]. С этого времени должностное лицо государственной исполнительной власти официально именуется «губернатор» и вместе с иными органами исполнительной власти (управлениями, комитетами, департаментами) образует администрацию области, которая в 2004 году была реорганизована соответствующим постановлением. На сегодняшний день в систему органов областной исполнительной власти входят министерства, главные управления и государственные комитеты.

Новая страница истории управления Челябинской областью открыта в 2004 году в связи с принятием Государственной думой закона, по которому руководители исполнительной ветви субъектов Федерации выдвигаются Президентом РФ по представлению его полномочных представителей в федеральных округах и утверждаются законодательными органами данных субъектов. По новому закону в апреле 2005 г. свои властные полномочия подтвердил действующий губернатор Челябинской области П. И. Сумин. Его кандидатура была единогласно утверждена ЗСО.

В соответствии с главой 11 статьей 84 Устава Челябинской области судебная власть в области осуществляется федеральными судами: Челябинским областным судом, Арбитражным судом Челябинской области, районными судами, а также мировыми судьями области и Уставным судом области.

Уставный суд области создается в области для рассмотрения вопросов соответствия законов области, иных нормативных правовых актов органов государственной власти области, уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов органов местного самоуправления Уставу (Основному Закону) Челябинской области, а также для толкования Устава (Основного Закона) Челябинской области. Он состоит из председателя, заместителя председателя и судей Уставного суда области. Судьи Уставного суда области назначаются на данную должность законодательным (представительным) органом области по представлению Губернатора области из числа граждан Российской Федерации, достигших возраста тридцати лет, обладающих избирательным правом, соответствующей юридической квалификацией и моральными качествами, необходимыми для исполнения обязанностей судьи Уставного суда области.

Председатель, заместитель председателя Уставного суда области избираются судьями Уставного суда области. Судьи Уставного суда области подчиняются Конституции Российской Федерации и Уставу (Основному Закону) Челябинской области. Финансирование Уставного суда области производится за счет средств областного бюджета. Уставный суд области рассматривает отнесенные федеральным конституционным законом к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом области.

Решение Уставного суда области, принятое в пределах его полномочий, окончательное, опротестованию и обжалованию не подлежит, а также не может быть пересмотрено иным судом [1.5].

В соответствии с Уставом города Челябинска (Ст.22) структуру органов местного самоуправления города Челябинска составляют:

1) Представительный орган муниципального образования - Челябинская городская Дума (далее городская Дума);

2) Глава муниципального образования - Глава города Челябинска.

3) Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация города Челябинска.

4) Контрольный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата города Челябинска;

Городская дума является представительным органом городского самоуправления и осуществляет свою деятельность на основе собственной компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, области и уставом города. Органом управления в Челябинске является администрация города, осуществляющая исполнительно-распорядительные функции. Администрация города наделяется собственной компетенцией в соответствии с законодательством Российской Федерации, области, уставом города. Администрация города состоит из городской администрации, администраций районов в городе и поселков в соответствии с административным делением города и районов. Администрация города и администрации районов в городе обладают правом юридического лица.

Районные и городские администрации являются исполнительно-распорядительными органами на территории района в городе и являются районными отделениями администрации города. Главы администраций районов в городе назначаются и освобождаются главой города по согласованию с городской Думой. Представительные органы в районах города не образуются.

Городская дума состоит из 23 депутатов и главы городского самоуправления, избираемых гражданами города на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Депутаты осуществляют свою деятельность на неосвобожденной основе, совмещая ее с выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы. Депутатом Челябинской городской думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет и имеющий право участвовать в выборах органов местного самоуправления. Организует и руководит деятельностью городской Думы глава городского самоуправления

Городская Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии для рассмотрения и подготовки основных вопросов, находящихся в компетенции Думы. Могут быть образованы временные комиссии и рабочие группы. Задачи, объем, и срок полномочий определяются при их образовании.

Городская Дума по вопросам своих полномочий принимает правовые акты – решения городской думы. Решения принимаются большинством голосов от избранного числа депутатов и в пятидневный срок подписываются Главой города. Решения, затрагивающие права, свободы и обязанности населения города, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации. Решения городской Думы имеют юридическую силу, обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями учреждениями и организациями, расположенными на территории города Челябинска, независимо от подчиненности и форм собственности.

В соответствии с уставом города глава городского самоуправления – выборное должностное лицо в системе органов городского самоуправления. Глава города Челябинска избирается населением города на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Глава города входит в состав городской Думы, наделяется статусом депутата, является председателем Думы, руководит деятельностью администрации города, отвечает за надлежащее исполнение ими своих полномочий [1.8].

Главой города может быть избран любой гражданин Российской Федерации проживающий и работающий в городе не менее одного года, имеющий высшее образование и опыт управленческой и административно-хозяйственной деятельности. Все исполнительные органы города находятся в подчинении главы городского самоуправления, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним за свою деятельность.

Администрация города является исполнительным органом городского самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, решений городской Думы, постановлений главы города, обеспечивая при этом законные права и интересы всего городского населения и отдельных граждан, органов городского самоуправления. Администрация действует под непосредственным руководством главы городского самоуправления.

Структура и штаты органов администрации города, а также ее регламент утверждаются главой города. Администрация формируется на срок его полномочий. Глава городского самоуправления самостоятельно определяет порядок назначения на должности руководителей отделов и управлений администрации.

Органы управления и структурные подразделения администрации создаются в следующих сферах:

  • жилищно-коммунального обслуживания; транспорта; связи и благоустройства;
  • поддержки предпринимательской деятельности и развития малого бизнеса, торговли, бытового обслуживания;
  • здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
  • градостроительства и архитектуры;
  • социальной защиты населения;
  • законности и правопорядка;
  • управления муниципальной собственностью;
  • экономики и планирования; бюджетно-финансовой деятельности;
  • использование земли и охраны природы;
  • охраны труда и занятости населения;
  • молодежной политики;
  • гражданской обороны, мобилизационной и оборонной работы.

Для обеспечения деятельности администрации города глава города вправе создать иные структурные подразделения для выполнения возложенных на него функций. В качестве совещательных органов при руководителях управлений и отделов могут создаваться консультативно-общественные, научно-методические, экспертные и иные советы.

Функции и полномочия структурных подразделений администрации города Челябинска, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об этих органах, утвержденными главой города по согласованию с соответствующими комиссиями городской Думы. Должностные инструкции для сотрудников администрации города утверждаются руководителем соответствующего управления, комитета, отдела. Должностные лица городской администрации являются муниципальными служащими. Реестр должностей муниципальной службы, приводится в приложении к закону Челябинской области « О реестре муниципальных должностей муниципальной службы» [1.9].

Таким образом, в 90-е гг. XX в. происходило становление новой системы управления. Челябинская область в этом отношении явилась уникальным субъектом (ситуация двоевластия). В состав первой Челябинской областной Думы (1994г.) вошло 15 человек, среди которых лидирующее положение занимали промышленники (6 человек). Столько же было представителей органов исполнительной власти. Следующим этапом стало формирование Законодательного Собрания вместо областной Думы в составе 41 депутата. На протяжении 1994-1999 гг. представительные органы Челябинской области были не только избраны, но и самоорганизовались. В большинстве своем депутатский корпус имел тесные внутренние связи с органами исполнительной власти. Именно данное обстоятельство во многом обеспечило формирование региональной политической системы с доминирующей ролью главы исполнительной власти региона.

§ 2 Социальная и профессиональная характеристика управленцев нового поколения (на примере Челябинской области)

Для современного российского государства все острее встает проблема становления квалифицированной, высокопрофессиональной политической элиты (не только на федеральном, но и на региональном уровне), которой могло бы доверять население. Такую элиту необходимо российскому обществу создавать, прилагая значительные усилия для того, чтобы с помощью демократических и юридических норм и механизмов, в том числе и посредством законных и обоснованных привилегий, создавать новых политиков, имеющих государственное мышление и способных взять персональную ответственность за преобразования в стране.

Для того, чтобы проследить специфику становления новой политической элиты после 1991г. Челябинской области и города Челябинска, и сделать определенные выводы, мы взяли набор важнейших социально-демографических признаков: социальное происхождение, образовательный и профессиональный уровень, стаж работы на государственной службе и т.д.          

По социальному происхождению большинство из рассматриваемых чиновников были выходцами из простых рабочих семей, родители которых – педагоги, шахтеры, строители, простые рабочие; а также из семьи служащих – В.М. Тарасов, что могло дать лучшие стартовые возможности для будущего руководителя (кругозор, образование, круг общения, формируемые в семье); и из крестьянской семьи – П.И. Сумин.

Локализация по месту рождения показывает следующее распределение: девять человек родились в городе, причем четыре человека в Челябинске (В.М. Тарасов, М. В. Юревич, В. Ф. Давыдов, Ю. Н. Серебренников), остальные, в Златоусте (В. Н. Скворцов), в Миассе (С. А. Мительман), в Медногорске (В. П. Чернобровин), в Пласте (А. М. Аристов), в Копейске (В. К. Гартунг). Двое в сельской местности – П. И. Сумин и В. В. Мякуш. Один в деревне – В. П. Соловьев. Все (за исключением двух - В.П. Чернобровин, В. П. Соловьев) родились на территории Челябинской области, что позволяло им лучше ориентироваться в специфике края.

Детство около половины руководителей Челябинской области и г. Челябинска было нелегким, что можно объяснить послевоенным периодом рождения. В частности А.М. Аристов появился на свет в семье, которая не испытывала особого достатка. Жили в бараках, трудились с утра дотемна Его отец, Михаил, прошел всю войну танкистом, был ранен, получил государственные награды. А П.И. Сумин с раннего детства воспитывался в многодетной семье.

При анализе образовательного уровня высших руководителей Челябинской области и г. Челябинска выяснилось, что все они имеют высшее образование, т.е. достаточно высокую степень профессиональной подготовки, кроме того, двое окончили его с отличием – В.М. Тарасов, В.К. Гартунг. По сравнению, допустим с более ранним хронологическим периодом: 1930-е годы первые секретари Челябинского обкома КПСС и руководители исполкома, И.Т. Степанов и М.А. Советников имели начальное образование, К.В. Рындин, М.А. Шумилишский – среднее, К.М. Огурцов – среднее техническое и шесть человек – законченное высшее [3.5].

Большинство из руководителей Челябинской области и г. Челябинска окончили Челябинский Политехнический Институт (ныне ЮУрГУ) – В. П. Соловьев, П. И. Сумин, В. М. Тарасов, М. В. Юревич, В. Н. Скворцов, В. Ф. Давыдов, В. В. Мякуш, С. А. Мительман, В. П. Чернобровин, А. М. Аристов, В. К. Гартунг. Ю. Н. Серебренников окончил Челябинский Государственный Педагогический Университет (ЧГПУ). Кроме того, некоторые имеют второе образование, В.Н. Скворцов – Академия Наук при правительстве РФ (1993), В.Ф. Давыдов – Академия Народного хозяйства при Совете министерства СССР (1991), и ученую степень – А.М. Аристов (доктор экономических наук), Ю. Н. Серебренников (кандидат исторических наук),   В.П. Чернобровин (кандидат технических наук). Таким образом, налицо достаточно высокий уровень образования руководителей Челябинской области и г. Челябинска, что позволяет говорить о проведении успешной политики развития области и города. И еще один важный момент – основным «поставщиком» чиновничьего аппарата является ЮУрГУ (98,8%),а также ЧГПУ (1,2%).

По специальностям, полученным в вузах, первые лица в руководстве Челябинской области и г. Челябинска распределились следующим образом: инженер-механик (шесть человек – В.П. Соловьев, В.Н. Скворцов, С. А. Мительман, В. П. Чернобровин, А.М. Аристов, В. К. Гартунг), строитель (три человека – В.М. Тарасов, М.В. Юревич, В.В. Мякуш), металлург (два человека – П. И. Сумин, В. Ф. Давыдов) и педагог (один человек – Ю. Н. Серебренников). Таким образом, наиболее популярной профессией является инженер-механик. Если говорить о более раннем периоде (30-е гг. XX в.), то первое место делили между собой две специальности: металлург и специалист в области сельского хозяйства [3.5].                                                

Затрагивая такую категорию, как возраст на момент назначения или   избрания на должность, необходимо отметить, что в среднем он составляет 44 года. Самыми молодыми, занявшими свою должность в 36, 36 и 37 лет являются соответственно М.В. Юревич, Ю.Н. Серебренников, В.К. Гартунг. Дольше всех к своей цели шли В.В. Мякуш (57 лет), П.И. Сумин (50 лет) и В.Ф. Давыдов (48 лет). Сравнивая средний возраст современных руководителей с более ранним периодом, на удивление окажется, что он одинаков – 44 года. Зато, самые молодые представители власти на 2-3 года опередили современных. Так, К.М. Огурцов и Н.С. Патоличев заняли пост в 34 года, а Г.Д. Сапрыкин, М.А. Генявский и П.В. Бахмуров в 35 лет [3.5].

Почти все рассматриваемые представители власти до назначения на свою должность получили опыт руководящей государственной (партийной) работы: В.П. Соловьев занимал должности второго (1973) и первого (1974) секретаря Челябинского горкома ВЛКСМ, второго (1974-77) и первого (1977-80) секретаря Челябинского обкома ВЛКСМ, в 1980-84гг. работал в аппарате ЦК ВЛКСМ – заместителем заведующего и заведующим отделом комсомольских органов. С 1984 – 2-й, а с 1986 – 1-й секретарь Челябинского горкома КПСС, в 1990г. – председатель городского Совета народных депутатов. В.Н. Скворцов в 1977-86 был заместителем председателя Ленинского райисполкома, затем заместителем главы администрации Златоуста, с 2000г. руководителем Челябинского регионального отделения Российского детского фонда, а с июля – Советник губернатора Чел. области. В.Ф. Давыдов в 1994г. занимал должность заместителя председателя областной Думы, а с 1995 стал председателем Думы. В.В. Мякуш в 2001 году был избран первым заместителем председателя Законодательного Собрания, возглавил комитет Законодательного Собрания по финансово-бюджетной политике.   П.И. Сумин в 70-х гг. работал первым секретарем Челябинского горкома ВЛКСМ. В 1984 г. был избран председателем Челябинского горисполкома. В 1987 году назначен первым заместителем председателя Челябинского облисполкома, в 1988 на альтернативной основе был избран вторым секретарем обкома партии (вопросы экономики и промышленности). Занимал должность председателя Челябинского облисполкома (1989), а в 1991 году стал председателем Челябинского областного Совета народных депутатов. В.М. Тарасов в 1986 году становится заместителем председателя Горисполкома по строительству, а с 1987 года первым заместителем председателя Горисполкома. М.В. Юревич занимал пост заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи (2000), 16 октября 2001 был избран Председателем Челябинского регионального отделения Народной Партии Российской Федерации. В. П. Чернобровин в 2001г. стал председателем комитета по промышленной политике, топливно-энергетическому комплексу, связи, транспорту и дорожному хозяйству областного Законодательного Собрания.

Исключение составили – С.А. Мительман, А.М. Аристов, В.К. Гартунг, которые в большей степени проявили себя как руководители торгово-промышленных предприятий, занимая крупные административно-хозяйственные должности. С.А. Мительман учредил торгово-промышленную компанию «Мизар» (1993), став ее генеральным директором; а также организовал и возглавил ассоциацию «Хлебпром» (1994), которая включала четыре хлебзавода. А.М. Аристов восстановил мощности Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК), создал Центр Пищевой Индустрии – «Ариант» (1995-96), усовершенствовал комплекс «Торговый центр», стал его президентом. В.К. Гартунг был генеральным директором ЧКПЗ (сейчас эту должность занимает его старший сын – Андрей Гартунг). Является членом Правления Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области. Занимается вопросами внутриобластной кооперации, развития предприятий машиностроительного комплекса и поддержки малого бизнеса. В отношении Ю.Н. Серебренникова можно сказать, что в 1993 году он возглавил созданный им совместно с А.С. Хейманом муниципальный спортивный клуб «Атлет».

В большей или меньшей степени сюда же можно отнести – В.Н. Скворцова, В.Ф. Давыдова, В.В. Мякуша, П.И. Сумина, М.В. Юревича, В. П. Чернобровина. Что совсем не удивительно, т.к. в настоящее время можно проследить новую тенденцию в отношении регионального аппарата управления. В составе региональных законодательных собраний значительно повысилось представительство хозяйственников и бизнес-элиты, с достаточно высоким уровнем образования.

Другая закономерность в отношении региональной элиты проявляется в том, что она стремиться выйти на федеральный уровень и занять место прежней элиты. И необходимо заметить, политики из Челябинской области и г.Челябинска это делают с успехом. В.П. Соловьев с 23 января 1996 по 22 января 1997 являлся членом Совета Федерации РФ, членом комитета по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию. В.Н. Скворцов был заместителем председателя Совета по промышленной политике и предпринимательской деятельности при Правительстве РФ, членом Правительства РФ (1994-97), с декабря 1995 – член совета Федерации Федерального Собрания РФ. В.Ф. Давыдов с 1995-2001гг. являлся членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, комитета по социальной политике. П.И. Сумин в декабре 1995 года становится депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Работал в думском Комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам, принимал участие в работе независимой депутатской группы “Народовластие”. Является членом Государственного Совета Российской Федерации, Национального совета по пенсионной реформе, членом Совета при Президенте РФ по реализации национальных проектов. С 2002 года входит в состав Президиума Совета по физической культуре и спорту при Президенте России. М.В. Юревич в 1999 году избран депутатом Государственной думы РФ по Калининскому избирательному округу № 183. В думе третьего созыва занимал пост заместителя председателя комитета по энергетике, транспорту и связи. В 2003 году избран депутатом Государственной думы РФ четвертого созыва. Входил во фракцию «Единая Россия», работал в составе комитета по законодательству. В.К. Гартунг в 1997, 1999 и 2003 годах избирался в Государственную Думу РФ по советскому избирательному округу № 186. Работал в комитетах: по бюджету, налогам, банкам и финансам; по труду и социальной политике; по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.

Таким образом, региональная политическая элита стремиться занять места в управлении страной на федеральном уровне для наибольшей эффективности решения вопросов, связанных с развитием регионов и страны в целом, не без отсутствия и личных амбиций.

Кроме того, многие из первых лиц региональной бюрократии имеют высшие государственные награды и звания. В.П. Соловьев награжден Орденом Дружбы, медалью «за трудовое отличие». П.И. Сумин – медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), медалью «За трудовую доблесть» (1974), Орденом Святейшего Даниила Московского II степени (2000), Орденом Почета (2001), медалью имени Анатолия Кони (2006), Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006). В.Н. Скворцов имеет почетную степень доктора коммерции (1994). В.Ф. Давыдов награжден Орденом Почета (2001).

В.В. Мякуш – Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени и медалью «За воинскую доблесть». В. М. Тарасову 4 сентября 2007 решением городской думой присвоено звание «Почётный гражданин города Челябинска» за заслуги в развитии города и в связи с 60-летием со дня рождения. М.В. Юревич в 1997 году признан «Человеком года» как лучший организатор промышленного производства, в 2002 году указом президента России награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени. С.А. Мительман признан «Человеком года» в 1997 году в номинации «Пищевая и перерабатывающая промышленность». В. П. Чернобровин лаурят премии правительства РФ в области науки и техники (1997), награжден Орденом Мира и Дружбы (1999), Орденом Преподобного С. Радонежского III степени, медалями А.И. Покрышкина и Г.К. Жукова (2000). А.М. Аристову вручена медаль-орден «За заслуги перед Отечеством» II-ой степени (1995).

Таким образом, в социально-профессиональном портрете руководителей Челябинской области и г. Челябинска отразились как общие тенденции характерные для представителей властных структур на уровне Российской Федерации, так и региональные особенности.

§ 3 Формы и методы деятельности в рыночных условиях

Формы и методы деятельности региональных властных структур весьма разнообразны. Они включают в себя множество взаимоотношений, которые обусловлены решением вопросов местного значения. Это взаимоотношения между областью и муниципалитетами (городами, поселками и др.), между населением и представителями власти (наказы избирателей для депутатов). Сюда же можно отнести взаимоотношения между региональными политическими элитами и бизнес-элитами, что в последнее время приобрело весьма актуальное значение, т.к. от этого во многом зависит экономическое развитие того или иного региона.  

Безусловно, к одной из главных форм деятельности можно отнести принятие законов, что относится к компетенции Законодательного собрания Челябинской области. Приоритетными направлениями законодательной деятельности являются: сферы государственного, экономического, экологического и социального развития области, формирование областного бюджета, государственное строительство.

Заседания Законодательного собрания Челябинской области проходят каждый последний четверг месяца. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты [2.0].

Одним из видов взаимоотношений между населением и представителями власти является исполнение наказов избирателей депутатами. К основным направлениям деятельности Челябинской городской думы можно отнести реализацию социальных программ в области здравоохранения, образования. Что же было сделано для населения за последние годы в этих областях? Так, в 2007 г. на реализацию нацпроекта «Здоровье» из муниципальной казны было выведено около 170 миллионов рублей. Более 590 млн. рублей было направлено на оснащение больниц современным высокотехнологическим оборудованием. В результате в отдельных челябинских больницах появилась ангиографическая установка для комплексного обследования и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, это позволило челябинским кардиологам выполнять сложнейшие операции на сосудах. Город закупил автоматические машины для проявки рентгеновской пленки, аппарат ультразвуковой диагностики для внутрисосудистых исследований и безоперативного лечения сосудов и др. Отдельно можно говорить о дошкольном образовании, т.к. в последнее время остро встает проблема дефицита детских дошкольных учреждений. В 2007 г. с подачи губернатора П.Сумина впервые для решения проблем дошкольного образования была разработана областная программа. Челябинская городская дума приняла подобную же программу. В результате в челябинских детских садах были дополнительно открыты 2000 мест (нехватка мест на начало 2007 г. составляла около 13 000 мест) [3.2].    

Следующим направлением деятельности является развитие дорожной инфраструктуры. В этом отношении городу большую помощь оказывают вышестоящие бюджеты. В 2007 г. был получен 1 миллиард рублей из федеральных средств. В результате в Челябинске достаточно высокий показатель по количеству построенных и отремонтированных дорог среди муниципальных образований. Также наблюдаются заметные сдвиги в области жилищного строительства. На 2007 г. оно достигло отметки в более чем 630 тыс. квадратных метров жилья, чего не было даже в советское время [3.3].

Таким образом, в последние годы наблюдаются реальные шаги по решению основных проблем населения. Что объединяет усилия не только муниципальных властей, но и федеральных и областных.

Представители власти при взаимодействии с народом используют определенный стиль работы. К. Касьянова обсуждая проблему взаимоотношения государства и людей справедливо замечает, что русские люди в политике не разбираются. «Мы не только слабо представляем себе распределение функций между различными учреждениями, способы их взаимодействия и соподчиненности, мы часто отказываемся признавать даже сам принцип их деятельности: мы очень часто стараемся «обходиться» без них, решая проблему собственными «средствами». Когда же это нам явно не удается, мы вламываемся в первое попавшееся, более или менее подходящее по смыслу учреждение и начинаем немедленно требовать решения своего дела по возможности без всяких бумаг, без обращения в другие инстанции, без предварительных процедур. Если же это не удается, то возмущаемся, ругаем учреждение за бюрократизм, волокиту. Чем и доказываем, что формальные отношения мы вообще исключаем в своем сознании из сферы «человеческого»[3.4]. Такое отношение людей к представителям власти можно объяснить бюрократическим стилем общения, который сейчас является определяющим не только на федеральном, но и на региональном уровне. Но нельзя не отметить, что на данный момент наблюдается применение и личностного стиля работы.

Глава II Социально-культурный облик представителей власти на областном и городском уровне

§ 1 Материальное обеспечение, быт и отдых

Материальное обеспечение (уровень заработной платы, наличие определенных привилегий и др.), быт и отдых играют таки важную роль в жизни современного чиновника. Однако есть и другие принципиальные позиции, которые должны отличать человека, занимающего столь ответственную должность. Что же лежит в основе характеристики современного чиновника? На этот вопрос постаралась ответить – ведущий специалист по кадрам администрации Курчатовского района Людмила Калинина, которая уверена, что чиновник должен иметь: во-первых, отменное здоровье: «К сожалению, сейчас не является обязательным представление справки о здоровье. Претенденты на госслужбу получают только общую справку. Мне кажется, нужна еще и специальная справка о психоустойчивости, ведь стрессы чиновника могут негативно сказаться на его работе с людьми»; во-вторых, будущего чиновника нужно проверять на профпригодность. Как известно, своя рубашка всегда ближе к телу, так вот, чиновник должен уметь жертвовать личными интересами, быть способным сопереживать и слушать. Только в этом случае государство преодолеет барьер недоверия у населения; в-третьих, госслужащий должен быть профессионалом своего дела. К некоторым чиновникам профессионализм приходит с годами, а к некоторым, к сожалению, никогда;

в-четвертых, считаю, что у чиновников должно быть соответствующее базовое образование. Сейчас при различных вузах открываются факультеты, на которых готовят управленцев. Я лично возражаю против слишком широкого распространения этих факультетов. Их выходцы чаще всего неприспособленны, не готовы к работе в государственных структурах. Будущие управленцы для начала должны получить «узкую» профессию. Стать, к примеру, медиком или педагогом. Только после этого можно говорить о госслужбе [2.8].

Как уже отмечалось выше, материальное обеспечение играет достаточно важную роль, и здесь на первое место выходит уровень заработной платы. И чтобы выявить этот уровень, мы вынуждены были столкнуться с двумя противоречащими друг другу тенденциями: с одной стороны, нет темы, более закрытой для прессы, чем заработная плата областных и муниципальных чиновников, эти данные являются персонифицированными и опубликованию не подлежат. А с другой стороны, представители власти, в своих интервью утверждают, что без сомнения, информация о размере заработной платы как федеральных, так и местных чиновников должна быть абсолютно доступной. А данные о денежном содержании руководителей города и области, вероятно, даже публиковаться в прессе. Это вполне демократическая практика. В этом отношении необходимо отметить, что у нас в стране в принципе нет закона, понуждающего публиковать данные о зарплате руководящих чиновников.

В начале апреля 2004г. Президент России Владимир Путин повысил в несколько раз заработную плату федеральным чиновникам. И, соответственно, ежемесячный доход главы государства составил 146853 рубля, а например, министра - 88112 рублей. На этот же период (2004г.) максимальный должностной оклад муниципальных служащих в Челябинске составлял 10500 рублей, минимальный - 1350 рублей. На 2007г. средняя зарплата работников территориальных федеральных органов исполнительной власти составила 14 тысяч 861 рублей. Средняя зарплата работников органов местного самоуправления с исполнительными функциями равнялась 12 тысяч 762 рублей. Таким образом, мы можем наблюдать постепенное ее увеличение.

Кроме государственной заработной платы по основному месту работы, выплачиваемой государством, чиновники могут получать доход за счёт инвестиций (в акции компаний, различных фондов), доходов от депозитов в банках, от сдачи в аренду недвижимости, от преподавательской деятельности (чтение лекций). Но не будем забывать, что легальные доходы составляют не единственный источник материального обеспечения бюрократии. Есть еще и нелегальные доходы, прекрасно типизованные Н. В. Гоголем в «Ревизоре», которые черпаются в виде взяток и других нелегальных «услуг». Еще одной ключевой категорией в области материального обеспечения представителей властных структур являются привилегии. Несомненно, одной из главных чиновничьих привилегий и по сей день остается льгота на отдых. Выходные семья чиновника может почти бесплатно провести в загородном спецсанатории, а в отпуск поехать по льготной путевке, 80% которой оплатит государство. В дополнении к этому ему полагается доплата в размере двух месячных окладов. Согласно закону «О госслужбе», чиновники имеют право на «единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы». То есть купленная за государственные деньги для чиновника квартира передается ему в собственность. Кроме того, к услугам бюрократов высшего звена предоставляются государственные дачи и машины с водителями. Рядовые чиновники довольствуются дешевыми обедами в ведомственных столовых, где можно поесть за 40–60 рублей. А при выходе на пенсию, если у госслужащего набралось 10 лет стажа, размер пенсии составит 80% от оклада и будет повышаться вместе с ростом зарплаты работающих чиновников. Поэтому пенсии даже у рядовых «государевых людей» в разы выше, чем у обычных граждан, получающих лишь 20–30% от своей прежней зарплаты. Такую же льготную, в 75% от оклада пенсию могут получать и бывшие депутаты Госдумы. И эти выплаты также подлежат индексации в зависимости от роста депутатской зарплаты. Право на нее имеют все депутаты, отработавшие в Думе хотя бы один созыв. Еще к услугам депутатов все те же спецполиклиники и дома отдыха.

Таким образом, к основным льготам чиновников можно отнести:

  • Оплачиваемый отпуск в 30–45 календарных дней, а также дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день или тяжелые климатические условия труда.
  • Обслуживание (включая членов семьи) в ведомственной поликлинике. Чиновник может пользоваться такой поликлиникой и после выхода на пенсию.
  • Бесплатное получение второго и последующих высших образований. Во время учебы чиновнику выплачивается зарплата по основному месту работы.
  • Служебный транспорт (в зависимости от должности).
  • Единовременная субсидия на приобретение жилья. Выдается один раз за весь период гражданской службы.
  • Государственная дача (для чиновников высшего звена).
  • Пенсия в размере 80% от оклада чиновника при наличии 10 лет стажа работы на госслужбе. Индексируется при повышении зарплаты.

Льготы депутатов немногим отличаются, но также имеют место быть, к основным относятся:

  • Служебная квартира в Москве на время исполнения депутатских полномочий.
  • Прикрепление к спецполиклинике, льготное санаторно-курортное обслуживание.
  • Пенсия после одного срока работы в Госдуме в размере 75% депутатской зарплаты.
  • Бесплатный перелет до округа, бесплатные международные переговоры [2.9].

В этом контексте мы полагаем возможным ввести термин «элитократия», под которым имеем в виду не только традиционно понимаемую политико-властную и политико-управленческую концентрацию значительного потенциала и ресурсов влияния на общество в руках элит, но и стремление элит к выделению и обособленному существованию во всех основных сферах социального бытия: создание особых зон (особо сохраняемых) и видов жилья, иного вида транспорта и траекторий передвижения (дорогие автомобили, бизнес-класс в общественном транспорте, правительственные и платные трассы и др.), средств связи, «своих» магазинов, системы сервиса, досуга и отдыха, «своих» правил поведения и морали, «своей» правовой системы и т.п. Все это напоминает реконструкцию в современных условиях сословного или даже кастового общества, где привилегированное место отводится элитам. Она же концентрирует в своих руках не только политическую власть, но и право распоряжаться основной частью богатства и ресурсов общества[3.0].            

В этом отношении необходимо отметить, что новая элита должна стать элитой заслуг (меритократией), элитой ответственности, а не элитой привилегий. Поэтому столь важно, чтобы «привилегии», необходимые для исполнения власти, были оформлены законодательно и доведены до сведения общественности, чтобы строго соблюдались такие правовые и моральные ограничения для представителей власти, о которых нельзя было бы сказать словами английского историка лорда Эктона: «Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно».

Как уже отмечалось выше, представители власти (руководители Челябинской области и г. Челябинска) уделяют большое внимание отдыху (курорты, спецсанатории и др.). Однако, кроме заслуженного отпуска многие имеют свои увлечения, хобби. Так, например, Ю.Н. Серебренников увлекается нумизматикой. М.В. Юревич любит кататься на горных лыжах. В. М. Тарасов – строить что-то своими руками; из музыкальных произведений предпочитает слушать джаз, а также заниматься спортом, баскетболом (капитан сборной команды ветеранов города по баскетболу).

Таким образом, представители власти, занимая определенную должность в государственном аппарате, обеспечивают себе получение довольно таки неплохой заработной платы, а также наличия дополнительных привилегий, что может свидетельствовать о достаточно высоком уровне жизни представителей данных структур.

§ 2 Участие в общественно-политической жизни региона

Представители властных структур, занимающиеся непосредственным исполнением своих должностных полномочий, нередко прибегают к превышению этих полномочий. В этой связи характерен следующий комментарий массового восприятия власти, базирующийся на многолетних исследованиях общественного мнения: «Смена вывесок и лиц не изменила характера бюрократического аппарата, но лишь сделала его значительно менее компетентным и боле безответственным, а потому значительно более коррумпированным» [4.1].

В последние годы Южный Урал находится на передовой фронта борьбы с коррумпированным чиновничеством.Уголовные дела в отношении областных чиновников в челябинской прокуратуре уже ставят на поток.Челябинская область не сходит со страниц федеральной прессы. Чиновники выстроились в очередь к скамье подсудимых. Уголовную ответственность за злоупотребления несут директора предприятий и индивидуальные предприниматели, военкомы и ректоры вузов. Начинают привлекать и сотрудников силовых структур. Похоже, Генеральная прокуратура разворошила на Южном Урале настоящее осиное гнездо, в котором тесно переплелись неприкрытая коррупция, воровство бюджетных средств, «крышевание» криминала, игнорирование конституционных прав граждан, старые дружеские связи некоторых нынешних руководителей обладминистрации и, скажем, того же областного Госнаркоконтроля, в котором как раз сейчас ведутся следственные действия в отношении ряда сотрудников.

Бывший мэр Миасса Владимир Григориади был осужден по пунктам «в» и «г» части 4 статьи 290 УК РФ (получение взятки, сопряженное с вымогательством) и приговорен к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима, штрафу в размере 1 миллиона рублей и лишению права занимать государственные и муниципальные должности в течение трех лет. Свой срок он отбывает в Кыштымской колонии № 10.

Расследование по уголовному делу №68611, больше известному как дело Головлева, длилось почти восемь лет – с 1996 года. Депутату Госдумы Владимиру Головлеву (до избрания он возглавлял областной КУГИ) и шестерым его подчиненным инкриминировалось незаконное присвоение крупных денежных средств в ходе приватизации. Владимир Головлев, будучи главой КУГИ области, создал областной Чековый инвестиционный фонд, в который было аккумулировано от 10 до 20% приватизационных чеков 89 предприятий региона. Прокуратура считает, что ЧИФу удалось собрать такое большое количество ваучеров потому, что господин Головлев превысив свои должностные полномочия, заставлял руководителей предприятий сдавать ваучеры в этот фонд. Впоследствии ЧИФ был переименован в фонд «Социальная защита населения» и закрылся, а вкладчики так и не получили ценные бумаги. Кроме того, Владимира Головлева и его команду прокуратура обвиняла в хищении 22 млрд неденоминированных рублей, вырученных при приватизации 3% акций ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Как установило следствие, госпакет был приватизирован с нарушением: продажа прошла без огласки, в результате пакет купила компания «Магнитогорская сталь», подконтрольная господину Головлеву. Вырученные деньги ушли на счет КУГИ в «Банк содействия приватизации», в совет директоров которого входили господин Головлев, его заместитель Галина Желтикова и начальник юротдела КУГИ Владимир Волчанов. Затем банк выдал кредиты фирмам-однодневкам и обанкротился. По заключению следствия, фирмы, кредитовавшиеся банком, были подконтрольны господину Головлеву и его подчиненным.

Владимиру Головлеву, господам Желтиковой и Волчанову, а также еще одному зампреду КУГИ – Игорю Белихову, бывшему главе областного фонда имущества Александру Афонину и его заместителю Леониду Власову было предъявлено обвинение по статьям «мошенничество» и «превышение должностных полномочий» (на уголовное преследование господина Головлева было получено согласие Госдумы). Главу фонда «Социальная защита населения» Анатолия Дугина обвинить не удалось: он скрылся. В августе 2002 года следствие потеряло главного фигуранта: депутат Головлев был застрелен в Москве. Дело против него прекратили. В результате Галине Желтиковой назначили семь лет лишения свободы условно, Игорю Белихову и Леониду Власову – по шесть лет условно (для всех с испытательным сроком в пять лет). Владимир Волчанов и Александр Афонин были от ответственности освобождены, потому что по их эпизоду истек срок давности. Характерен следующий комментарий участников данного дела: «Это все несправедливо, особенно то, что мои действия якобы нанесли ущерб Челябинской области,– сказала Галина Желтикова.– Я себя виновной не считаю и буду обжаловать приговор». Владимир Волчанов добавляет: «Мы были исполнителями тех законов и постановлений, которые принимали глава государства и региональные власти. Чековый фонд мы создавали по правилам и преследовали только благие цели». Правда, на вопрос о том, почему господин Дудин, возглавлявший чековый фонд, до сих пор находится в бегах, господин Волчанов ответить затруднился. «Все закончилось не так плохо, как начиналось,– сказал Леонид Власов.– Но это дело все равно политическое, в нем заинтересован прокурор области Брагин, так как все его семейство являлось акционерами фонда».

Бывший вице-мэр по градостроительству администрации Челябинска Жан Мезенцев был арестован по обвинению в мошенничестве в отношении ряда сельхозпредприятий Курганской области на сумму более 50 млн руб. Всего по уголовному делу в отношении участников организованной преступной группы (ОПГ), возглавляемой Ж.Мезенцевым, арестованы три человека. Ж.Мезенцев занимал должность вице-мэра с марта 2005г. по март 2006г. По официальным данным, он подал в отставку по причинам личного характера.

Челябинским областным судом вынесен приговор в отношении главы администрации Приуральского сельского совета Агаповского района Любови Мацук, начальника отдела архитектуры района Антонины Резепиной, председателя земельного комитета Александра Спиглазова, инспектора государственного архитектурно-строительного надзора Лидии Евстигнеевой, которые обвинялись в превышении должностных полномочий и получении взяток. Константин Мордвинов осужден за мошенничество в крупном размере и подстрекательство к превышению должностных полномочий.

Подсудимые, имея право отводить землю в аренду или собственность гражданам, делали это в обход установленного порядка за денежное вознаграждение. Мацук и Спиглазов в период с 1999 по 2004 год оформили в собственность 14 земельных участков. За оформление только двух участков Мацук получила 31 тысячу рублей, а Спиглазов - 60 тысяч рублей и 2 тысячи долларов США.

В дальнейшем Мацук вовлекла в преступную деятельность Резепину и Евстигнееву. Ими было отведено 104 участка в поселках Приуральском и Радужном.

По совокупности преступлений Л. Мацук и А. Резепина осуждены на 7,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, Л. Евстигнеева - на 5,5 года условно с испытательным сроком 3 года, А. Спиглазов - на 3,5 года условно с испытательным сроком 2 года. Все они лишены права занимать должности в ОМС сроком на 3 года. К. Мордвинов приговорен к 4 годам условно с испытательным сроком 2 года.

Заместителю губернатора Челябинской области Константину Бочкареву, возглавляющему администрацию главы региона, предъявлены официальные обвинения в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий, которые уже получили весьма конкретное стоимостное выражение – примерно 112 млн. рублей.

Таким образом, это далеко не полный перечень примеров превышения должностных полномочий. И, к сожалению, с каждым годом он только пополняется новыми фамилиями. Это неудивительно, ведь чем больше у человека власти в руках, тем большим «хозяином» он себя ощущает.

Заключение

Задачи, поставленные в курсовой работе, решены в полном объеме. В нашем исследовании представлены точки зрения различных исследователей по проблеме формирования аппарата управления в постсоветский период. Основными из них являются следующие концепции, которые сложились к настоящему времени: 1. Концепция «номенклатурной революции»; 2. Концепция «российского гибрида»; 3. Концепция кризисной эволюции; 4. Концепция «олигархического режима власти»; 5. Концепция «устойчивых группировок во власти». Изучена специфика данных подходов, выявлены их особенности.

Социально-экономические и профессиональные характеристики присущие бюрократическому аппарату Челябинской области:

  • Большинство из них вышли из простых рабочих семей, но в то же время это не помешало им стать успешными не только в политике, но, прежде всего, в бизнесе;
  • Практически все родились на территории Челябинской области, кроме того, большинство в городах, но есть представители и из сельской местности;
  • Детство около половины было нелегким;
  • Средний возраст на момент назначения или избрания на должность – 44 года;
  • Почти все рассматриваемые представители власти до назначения на свою должность получили опыт руководящей государственной (партийной) работы;
  • Некоторые в большей степени проявили себя как руководители торгово-промышленных предприятий, занимая крупные административно-хозяйственные должности;
  • Большинство занимало определенные должности на федеральном уровне;
  • многие имеют высшие государственные награды и звания.

Основным источником пополнения кадров новой бюрократии явилась существовавшая в советское время партийная номенклатура, которая заняла руководящие должности в современное время. Кроме того, к ней постепенно присоединяется предпринимательский слой, т.е. представители бизнес-элит.

Проявляется устойчивая закономерность в специфике образовательного уровня управленцев – все они имеют высшее образование, кроме того, основным «поставщиком» чиновничьего аппарата является ЮУрГУ (98,8%), а также ЧГПУ (1,2%). Ведущие позиции занимает получение технического образования.

Большое значение имеет личностный фактор в деле функционирования аппарата управления на областном и городском уровне. Можно выявить ряд лидеров – П.И. Сумин, В.В. Мякуш, М.В. Юревич, В.М. Тарасов.  

Источники и литература

Источники

I. Опубликованные документы

     Законодательные акты

1.1. Указ Президента РСФСР «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» от 23 августа 1991 г.

1.2. Указ Президента РСФСР «О деятельности КПСС и КП РСФСР» от 6 ноября 1991 г.

1.3. Указ президента РСФСР «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» от 22 августа 1991 г.

1.4. Постановление № 393 главы администрации области от 25 мая 1994 г.

1.5. Устав (Основной Закон) Челябинской области от 13 апреля 1995 г.

1.6. Постановление № 8 Законодательного собрания области от 9 января 1997 г.

1.7. Положение № 334 «О правительстве челябинской области» от 29 ноября 2001 г.

1.8. Устав (Основной закон) г. Челябинска от 17 декабря 1995 г.

1.9. Закон № 48-30 Челябинской области «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы» от 30 июля 1998 г.

2.0. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.

II. Периодическая печать

2.1. Дмитренко В.П. Куда идет Россия? 10 лет реформ. Заседание «круглого стола»/В.П. Дмитриенко//Отечественная история. – 1995. – №4. – С. 198-210.

2.2. Симония Н.А. Становление бюрократического капитализма в России/Н.А. Симония// Свободная мысль. – 2000. – №3. – С.44-45.

2.3. Буртин Ю.Г. Номенклатурная собственность вчера и сегодня/ Ю.Г.Буртин // Московские новости. – 1994. – 28 августа.

2.4 Шевцова Л.Ф. Посткоммунистическая Россия: логика развития и перспективы/Л.Ф. Шевцова//Политические исследования. – 1995. – №5.

2.5. Кива А.В. Российская олигархия: общее и особенное/А.В. Кива//Общественные науки и современность. – 2000. – №2.

2.6. Афанасьев М. Клиентела в России вчера и сегодня/М. Афанасьев//Полис. –1994. – №1.; его же. Изменения в механизме функционирования правящих региональных элит//там же. – 1996. – №6.

2.7. Петров Н. Федерализм по-российски/Н. Петров// Pro et Contra. – 2000. – №1.

2.8. Румянцев Е. Узнать жизнь изнутри/Е. Румянцев//Вечерний Челябинск. – 2007. – 5 марта.

2.9. Колесниченко А. Льготы депутатов и федеральных чиновников/А. Колесниченко// Новые известия. – 2005. – 2 февраля.

3.0. Петухов В.В. Общество и власть: новый характер взаимоотношений/В.В. Петухов // Свободная мысль. – 2001. – № 4.

3.1. Петрова А. Студенты мечтают стать бюрократами/А. Петрова//Труд. – 2008. – 26 февраля.

3.2. Лучевников А.Л. Слово и дело Михаила Юревича/А.Л. Лучевников//Правда и Жизнь. – 2008. - №2.

3.3. Матюхин Н. Владимир Смирнов: от людей не отмахиваемся/Н. Матюхин//АиФ-Челябинск. – 2008. - №5.

3.4. Харченко Е.В. Профессиональное общение государственных служащих: этнокультурный аспект/Е.В. Харченко//Социум и власть. – 2007. - №1.

III. Литература

3.5. Нечаева С.В. Лидеры политической элиты Челябинской области. 1934-2006 гг./С.В. Нечаева. – Челябинск: Книга, 2007. – 380 с.; ил.

3.6. Заславская Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации/Т.И. Заславская. – Дело, 2004. – 568 с.

3.7. Данилов В.П. Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год/В.П. Данилов. – М., 1999.

3.8. Паппэ Я.Ш. Олигархи. Экономическая хроника 1992-2000/Я.Ш. Паппэ. – М.: ГУ-ВШЭ, 2000. – 232 с.

3.9. Цейтлин Р.С. История государственного управления и муниципального самоуправления в России/Р.С. Цейтлин, С.А. Сергеев. – М.: Омега-Л, 2006. – 125 с.

4.0. Челябинск: Энцикл./Сост.: В.С. Боже, В.А. Черноземцев. – Челябинск, 2001. – 1112 с.; ил.

4.1. Левада Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000/Ю.А. Левада. – М., 2000. – 330с.

4.2. Кириллов А. Д. Урал: век двадцатый. Люди. События. Жизнь. Очерки истории/А.Д. Кириллов, Н.Н. Попов – Екатеринбург: Уральский рабочий, 2000. – 416 с.

4.3. Юсупов М.Р. Муниципальное право России (Краткий курс): часть 2. Основы местного самоуправления в Челябинской области/М.Р. Юсупов, А.н. Матюшенков. – Челябинск: Челябинский институт экономики и права, 2003. – 118 с.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top