Горбунов О.П.
Вторая половина 1980-х годов для Советского Союза ознаменовалась коренными переменами, она вошла в историю страны как – перестройка. Основной целью проводимых реформ было объявлено создание правового социалистического государства, демократизация существующего строя и совершенствование экономических отношений.
Необходимость проведения подобных преобразований была вызвана глубочайшим кризисом советской системы, сложившимся в конце 70-х -начале 80-х годов, а также падением авторитета СССР в глазах мировой общественности и прежде всего, союзников в странах Восточной Европы. В этих странах, как и в Советском Союзе, складывалось демократическое общественное мнение, формировалось диссидентское движение, требовавшее реальных личных и политических прав, отказа от методов тоталитаризма.
Пути преодоления экономических трудностей советский народ видел в совершенствовании руководства экономикой. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое вниманиеуделялось борьбе с коррупцией и бесхозяйственностью. Речь шла об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Большинство советских граждан поддерживало этот курс, направленный на наведение порядка в стране, советские люди решительно осуждали проявления нескромности, парадности, угодничества и славословия [2;17]. Однако меры по наведению порядка в стране не привели к ощутимым результатам.
Однако если говорить о необходимости кореннойперестройки, то актуальная потребность в ней была, все ученые тогда и сегодня подчеркивали и подчеркивают ее закономерность и историческую необходимость, так как она проходила в обстановке усиливающегося экономического кризиса. Низкие цены на нефть на мировом рынке и потеря управления экономикой, резко снизили и без того не высокий уровень жизни в СССР. Недовольство масс выплеснулось в митинги с требованием быстрых перемен [10;70].
Перестройка, выявила неготовность государственных структур власти и ее лидеров, к эффективному решению основных проблем поставленных жизнью. Проблемы нарастали быстрее, чем решались[2;18].
Весной 1985г. казалось, что страна вступает в новый цикл модернизации общественных отношений, направленных на формирование политической демократии, демонополизацию экономики, освобождение частной инициативы, появлению трудовой мотивации[3;15]. Цель этих преобразований была в повышении уровня социального благосостояния и создания социально-экономического, и политического комфорта для раскрытия духовного, творческого, нравственного потенциала личности. Государству при этом отводилась роль гаранта сохранения того социального состояния населения и тех прав человека, которые были достигнуты ранее.
Но ожидания народа не оправдались. Декларативный характер программ перестройки стал преобладать, над реализацией провозглашенных задач. В стране стали довольно заметно проявляться сомнения в целесообразности перестройки и в способности партийно-государственного руководства страны переломить ход событий, а оно оказалось неспособным активно влиять на происходящие процессы.
В тот период уровень жизни населения, степень удовлетворения его потребностей не соответствовали той индустриальной мощи, тому уровню развития науки и техники, образованности и культуры населения, которых достиг Советский Союз.
Ухудшение экономического положения страны особенно отрицательно сказался на развитии социальной сферы. Отставание в решении социальных проблем накапливалось исподволь. Вначале это было связано с тем, что в силу ряда объективных причин приходилось перераспределять средства с целью развитиятяжёлой промышленности или усиления обороны страны, либо для восстановления разрушенного войной хозяйства. Но впоследствии отставание в решении социальных проблем оказалось связанным, прежде всего, с негативными тенденциями в экономическом развитии последних лет.
Нарастали застойные явления в экономике и социально-политической сфере. Дефицит товаров и услуг дополнялся угрозой дефицита продовольствия. Руководство страны, пытаясь замедлить ухудшение экономического положения, пошло на значительное перераспределение ресурсов из социальной в производственную сферу. Средства на социальные цели сталивыделяться по так называемому остаточному принципу.
В результате к середине 1980-х годов страна по рядусоциальных показателейсделала значительный шаг назад. В последующие годы СоветскийСоюз оказался одной из немногих стран мира, которая начала сокращать строительство жилья. Значительная часть российских семей не располагала отдельной квартирой или домом, а огромная часть квартир идомов, которые имелись в СССР, в том числе в сельской местности, не имели необходимых санитарно-бытовых и коммунальных удобств [17;227].
Другая серьёзная социальная проблема – это проблема продовольствия. Дело не только в том, что в СССР в сравнении с другими развитыми странами был низок уровень потребления мясных продуктов, молока и молочных продуктов в расчёте на душу населения, но и очень небольшой ассортимент этой продукции, и весьма низкое её качество. Советский Союз значительно уступал другим странам по потреблению овощей, особенно в отдельные периоды года. Население России употребляло фруктов втрое меньше того, что определено медицинскими нормами, и это особенно неблагоприятно сказывалось на здоровье детей [17;275].
Неудовлетворительно обстояло дело с насыщением внутреннего рынка продовольствием и товарами широкого потребления. Причины этого довольно глубоки, продовольствия производилось мало и низкого качества, рынок насыщался за счет импорта, в легкой промышленности десятилетиями не обновлялось оборудование и к 80-м годам стало заметным её технологическое отставание. Многие товары массового потребленияпроизводились вбольшом количестве, но качество их было низкое.
В области внешней политики, СССР делал колоссальные затраты на локальные войны в Африке, Юго-Восточной Азии и в Афганистане. Авторитет социализма был высок в тех странах, которые получали помощь от СССР Сомали, Эфиопия, Ангола. Мозамбик и др. Советский Союз поддерживал кубинское военное присутствие в Анголе, оказывал помощь Народному фронту освобождения Мозамбика. Некоторые страны втянулись в длительные гражданские войны и нашей стране пришлось поставлять им оружие и помогать военными специалистами [12;480].
Все эти причины повлияли на решения апрельского Пленума 1985г., где была выдвинута задача достижения качественно нового состояния советского общества. Составляющими были названы: научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, материальной и духовной жизни людей, активизация всей системы политических и общественных институтов. Главным средством для достижения этой цели должно было стать существенное ускорение социально-экономического развития общества, а главное-ускорение научно-технического прогресса, технической реконструкции народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники. В массы был брошен очередной лозунг “ускорение, гласность, демократизация”.
Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Широкое обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых митингах граждан. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии “обновления” М. Горбачев разъяснял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных городов [10;53].
Гласность, из инструмента критики и улучшения социалистического строя [10;131]стала превращаться в инструмент его разрушения. Она привела к резкой поляризации общества. К 1987г. созрел конфликт между сторонниками и противниками реформаторского курса и в высших эшелонах власти.
Одним из идеологических обоснований перестройки был ориентир на запад, эту идею М. Горбачев провозгласил, как залог существования единой мировой цивилизации. По его мнению Советский Союз якобы отклонился от этого пути, из этого выводилась концепция возврата в цивилизацию и ориентация на общечеловеческие ценности, сближающие экономический базис СССР с западом [10;28].
В конце 1980-х годов преобразованиям подверглись и структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция. На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества.
Демократизация общественной жизни была одной из задач перестройки, наиболее существенной ее характеристикой в то время [2;101]. Она пронизывала все сферы общества, в сфере политики она предполагала изменение самого механизма власти, переход от иерархического управления обществом для трудящихся через сравнительно узкий правящий слой, к самоуправлению трудящихся. В сфере экономики демократизация ориентировалась на изменение механизма реализации общественной и личной собственности, с тем, чтобы трудовые коллективы и все трудящиеся получили реальные права хозяев общественного производства, и возможность проявлять индивидуальную трудовую инициативу [6;227].
В 1988г. исполняя решение XIX конференции, через Конституционную реформу были изменены структура верховных органов власти и избирательная система страны. Был учрежден новый законодательный орган - Съезд народных депутатов, который собирался один раз в год. Он избирал из своего состава Верховный Совет СССР и Председателя. Аналогичные структуры создавались и в союзных республиках.
Также реформой утверждался пост Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. Президент становился Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование. Президент представлял ВС СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности Председателя Правительства СССР, Верховного Суда, Генерального прокурора, Председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР [12;512].
По мере развития перестройки становилось всё более очевидным, что её судьба упирается в состояние политической системы, политической жизни общества. Возрастание внимания общественности к проблемам общественного развития все больше показывали, что без радикальных изменений в общественной жизни не возможно решение ни экономических, ни социальных задач. Первоначальная идея реформаторов о сохранении социалистической политической системы и лишь частичной ее демократизации, становилась всё более утопичной.
Очень серьезными были расхождения между реформаторами и нарождающимися общественными движениями, в первую очередь новыми рабочими движениями. Была образованна федерация независимых профсоюзов России, состоявшийся съезд шахтеров объявил о создании нового горняцкого профсоюза, аналогичные шаги предприняты рабочими в ряде других отраслей промышленности. Прошедший съезд советов трудовых коллективов и рабочих комитетов, выразил готовность разделить ответственность за ход экономических преобразований в стране, не допустить бесконтрольной распродажи государственной собственности, превращения и прежде всесильных министерств в новые монополистические объединения, концерны и ассоциации.
К тому времени в крайне тяжелом положении оказалась система жизнеобеспечения, заметно сократилось отечественное продовольственное и промышленное обеспечение, серьезный ущерб был нанесен транспортной, телекоммуникационной и других системам, приходило в упадок жилищно-коммунальное хозяйство. Начала,формироваться ориентация на элитарное дорогостоящее медицинское обслуживание, платное высшее образование и предоставление льгот различным категориям работников [2;100].
В этих условиях М. Горбачев с командой реформаторов искали различные пути выхода из кризиса. И здесь важную роль сыграло восстановление отношений церкви и государства. Состоялось несколько встреч Горбачева с патриархом Русской православной церкви Пименом и представителями других религиозных конфессий. В 1988г. на государственном уровне прошли юбилейные торжества в связи с 1000-летием крещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения, увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы. Верующим возвращали отобранные у них ранее культовые здания. Органы власти дали разрешение на строительство новых храмов. Деятели церкви получили возможность наряду со всеми гражданами участвовать в общественной жизни, нескольких видных церковных иерархов избрали депутатами в Верховный Совет страны.
Проводимая экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве, резко сократились темпы роста производства промышленной продукции. Увеличивались размеры дефицита госбюджета, росла безработица, активизировались массовые выступления трудящихся не довольных экономической политикой государства, начались мощные забастовки шахтеров.
По отношению к сельскохозяйственным предприятиям партийные реформаторы с самого начала занимали жесткую позицию, сподвижник М. Горбачева А. Яковлев прямо провозглашал, что нужно разрушить большевистскую общину - колхоз [17;368].
Информационная антиколхозная компания и недоброжелательство к колхозам достигли максимума в начале 90-х годов. Аграрная политика реформаторов основанная на разрушении колхозов и совхозов, и насаждения фермерства зашла в тупик. Провал реформы сельского хозяйства во многом лишил Горбачева общественной поддержки, поскольку для многих критерием оценки его деятельности было, наличие продуктов в магазинах.
Проводимые в стране реформы коренным образом коснулись вооруженных сил, реорганизация этого института государства проходила в обстановке жесткой идеологической кампании против КГБ и МВД. Считая их наиболее консервативной частью Советского государства, идеологи перестройки стремились их психологически разоружить. Целенаправленно проводились акции по разрушению положительного образа всех вооруженных сил в общественном сознании и по подрыву самоуважения офицерского корпуса.
Следуя своей миролюбивой политике, советское правительство в одностороннем порядке объявило мораторий на испытания ядерного оружия, также приостанавливалось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. В ущерб национальным интересам и без видимой необходимости были выведены советские войска и военная техника с территории ГДР, на 500 тыс. человек уменьшились вооруженные силы. Началась конверсия военного производства и перевод военных заводов на выпуск гражданскойпродукции, в основном товаров народного потребления. Под давлением общественности в феврале 1989г. был завершен вывод советских войск из Афганистана, но ещё в течении двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами. Без предварительных условий выводимые советские войска, расквартировывались в не подготовленных военных городках, моральный дух в результате в войсках стремительно падал.
Реальным шагом по пути осуществления политической реформы и создание правового государства, стала реформа правоохранительной системы СССР. Серьезные изменения, произошедшие в психологии советских людей, не могли не отразиться на деятельности суда, прокуратуры, органов государственной безопасности и милиции. В условиях построения правового государства, демократизации общественной жизни, гуманизации законодательства много менялось в деятельности органов внутренних дел. Перестройка в политической, экономической жизни страны способствовали ухудшению правопорядка и росту преступности, значительно ослабла регистрационная дисциплина, процветало укрывательство преступлений от учета и незаконное привлечение к уголовной ответственности. К этому времени в обществе, сложились условия для формирования организованной преступности и бандитизма [30;13].
В 1989-1991 гг. произошли внешне малозаметные, но важные изменения во всех правоохранительных органах (МВД, КГБ, суд, прокуратура), это уход из системы большей части квалифицированных кадров. К этому побуждали объективные причины: сильное давление прессы, которая дискредитировала эти органы,быстрое понижение зарплаты, которое в этих органах невозможно компенсировать побочными заработками, несоответствие социальных гарантий уровню жизни и главное выдавливание профессионального ядра советской ориентации. Всё это привело к значительному росту преступности, нарушениям общественного порядка, снижению уровня общественной безопасности населения и ускорению распада СССР.
Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР. Она позволяла ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М. Горбачева, новое мышление разрушало стереотипы антисоветизма и подозрительности [5;46].
Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Экономический и политический кризис в этих странах, падение авторитета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на обновление социализма привели к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами.Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и организация Варшавского Договора, без всяких условий со стороны СССР [7;82]. В следствие этого значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы.
Политика “нового мышления” для СССР и мира явилась не только крахом Советского Союза, но и реконструкцией всей Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, а с ней и мировой стабильности. Укрепление США, как единственной мировой сверх державы, привело к утверждению мирового глобализма, в котором России была отведена роль развивающейся страны [10;63] и её игнорирование в новой системе европейской безопасности [10;136].
Для многонационального советского государства огромное значение имело развитие национальных отношений. Разрабатывая основные направления национальной политики на перспективу, М. Горбачев направлял партийные комитеты, чтобы вклад всех республик в развитие единого народнохозяйственного комплекса соответствовал их возросшему экономическому и духовному потенциалу [4;67].
Однако перестроечные процессы в союзных республиках способствовали пробуждению национального самосознания и в автономных республиках. В итоге во многих национальных регионах стали обычным явлением экстремизм и национализм. Массовыми стали миграция, появились беженцы и вынужденные переселенцы. Ещё не давно мирно проживающие люди стали преследоваться по расовому принципу, вероисповеданию, политическим убеждениям. Националистические элементы призывали к пересмотру границ, выселению инородцев, требовали выхода из СССР или присоединению к соседним родственным государствам. Заметной социальной силой реформ была национальная интеллигенция [14;175], именно, учителя, врачи, агрономы, инженеры стали носителями идей возрождения национального самосознания. Взяв на себя гражданскую ответственность за состояние национальных языков, культуры, сохранение традиций и быта своих народов, большая часть национальной интеллигенции не позволила втянуть себя в национализм и экстремизм.
Главная роль в сдерживании перестроечных реформ в автономиях и национальных образованиях принадлежала местным партийным, и государственным органам. М. Горбачев своевременно не увидел надвигающейся опасности и не решился обратиться к народу за помощью в защите социалистического государства [10;40].
В республиках Среднего Поволжья ситуация большой устойчивостью так же не отличалась, некоторые автономии захлестывала волна национализма, в открытую форму противостояния это не выходило, но отношения с центром были напряженными. В других ход реформ контролировался партийными и государственными структурами.
Мордовия в Среднем Поволжье являлась специфическим регионом, так как географически расположена в центре России и на западной окраине Поволжских автономий. Она вобрала в себя всё своеобразие региона [13;175], в республике на 1985г. проживало 966 тысяч человек, в том числе 527 тыс. городского и 439 тыс. сельского населения [8;4].
В середине 1980-х годов в Мордовии сложилась устойчивая экономическая и общественно-политическая ситуация. Вся промышленность республики по основным показателям уверенно показывала экономический рост. В сельском хозяйстве также наблюдалась тенденция к росту, так государственные закупки основных видов продукции в 1986г. увеличились по сравнению с 1980г. в 1,5 - 2 раза, количество убыточных колхозов в 1988г. по сравнению с 1985г. сократилось до 2,1% с 16,2 %[1;3]. Основные для экономики отрасли промышленности, были отраслями союзной специализации и зависели от привозных материалов и сырья. Таким образом, все ведущие предприятия были интегрированы в общесоюзные производственные связи, и их эффективность была в прямой зависимости от состояния экономической системы СССР [8;98]. Экономический кризис, начавшийся внутри СССР и продолжившийся внутри РСФСР, привел к разрыву сложившихся связей между регионами страны, нанеся значительный ущерб экономике республики.
Конфликта власти и оппозиции в общественно-политической жизни, Мордовия не имела обстановка отличалась предсказуемостью и стабильностью, отсутствие в Мордовии этнических конфликтов, движений экстремистского, и сепаратистского характера, придавали политической стабильности устойчивый характер.
Поэтому реформы экономической и политической системы в Мордовии, усилиями местной партийной и советской номенклатуры, носили поверхностный характер. По мнению ученых и политиков, этот фактор позволял сохранить относительную стабильность промышленности (прирост объемов производства составлял 5,4%) и сельского хозяйства (валовой продукции на 555,3 миллиона рублей) [21;50]. Отчетливо прослеживалась тенденция увеличения темпов экономического развития и выпуска промышленной продукции, последовательно развивалось сельское хозяйство. В этот период в полной мере проявилась потребность в насыщении потребительского рынка товарами и услугами, поэтому республиканские власти прилагали не малые усилия к удовлетворению потребительского спроса населения. Союзные власти предприняли первые шаги к этому времени по переводу плановой системы хозяйства на рыночные. Осторожность, с которой действовали республиканские власти, позволила республике не впасть в экономический кризис в этот период. Начиная с 1987г. в республике стали складываться зачатки рыночной экономики, создавались кооперативы по оказанию услуг и производству товаров, открывались частные магазины и посреднические фирмы по скупке и перепродаже продукции.
Низкий уровень конфликтности среди политической элиты отражался на жизни общества и характеризовался высоким уровнем доверия к власти. В то время как Советский Союз сотрясали социальные потрясения, связанные с ухудшением уровня жизни, в Мордовии уровень напряженности был очень низким из-за пассивности населения при проведении акции протеста [13;166]и тотального контроля за общественной жизнью. Позиция почти всех СМИ сводилась к тому, чтобы не писать и не говорить о политике ничего, либо давать такой материал, по которому не просто судить об истинном положении дел на политической арене [21;167].
Конец 80-х годов характеризовался политическими преобразованиями в стране, в республике партийные органы передали свои полномочия Советам соответствующих уровней и их исполнительным комитетам, начали сотрудничество с национальными движениями, надеясь использовать их в своих интересах [15;11]. Произошли перемены и в руководстве республиканского партийного комитета. По директиве горбачевского руководства в регионах шло массовое обновление партийных лидеров, с арены ушел возглавлявший республику свыше 20 лет первый секретарь обкома А.И. Березин [23;59].
Интенсивное развитие политических событий заслонило собой экономическую реформу, в результате выявилось существенное отставание экономических реформ от политических, стали замедляться темпы экономического роста Мордовии, спад в экономике стал следствием разрушительных явлений в советской экономике [19;374]. Это привело к расколу в рядах сторонников перестройки и возникновению общественно-политических и национальных движений. Образованные как клубы и региональные отделения союзных партий, они в процессе эволюции стали партиями радикальной ориентации. В своих программах они ставили задачи развития самоуправления на предприятиях, частного предпринимательства, фермерства, сохранения национальной культуры и языка. Образование национального общества “Масторава” не стало массовым. Причины отсутствия широкой социальной базы и незначительного воздействия “Масторавы” на этнополитическую ситуацию в Республике Мордовия следует искать в отсутствии единства среди лидеров[21;373]. С принятием декларации о государственном суверенитете РСФСР, аналогичные процессы прошли и в автономных республиках. Мордовия, обладавшая чисто декоративной автономией [29;132],нуждалась в трансформации своего государственно-правового статуса. Вслед за национальными автономиями Поволжья: Татарией, Башкирией, Чувашией, Удмуртией и другими, Мордовия была втянута в процесс общественно-политических перемен. Состоявшиеся в марте 1990г. выборы народных депутатов РСФСР, Мордовии и местных советов показали высокую активность и сознательность населения. В состав Советов вошли многие лидеры “Демократической России” и других движений, так Н.П. Медведев [9;27]и Т.В. Тюрина [9;18]стали депутатами СССР, а В.Д. Гуслянников [9;67]депутатом МССР. Их стараниями в декабре 1990г. Верховным Советом МАССР принята декларация о государственно-правовом статусе республики, Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика была преобразована в Мордовскую Советскую Социалистическую Республику. Одной из первых из российских регионов Мордовия ввела пост Президента и в 1991г. провела всенародные выборы. Избрание на этот пост лидера местных демократов В.Д. Гуслянникова [18;165]не внесло спокойствия в политическую и экономическую жизнь республики. Являясь сторонником Президента РФ Б.Ельцина, В.Д. Гуслянников взял курс на конфронтацию с Верховным Советом Мордовии, в итоге политическая ситуация ухудшилась, экономика пребывала в глубоком кризисе. Частые выборы, перевороты, создание скандалов в СМИ, не обремененными в средствах и моральных ограничениях журналистами [22;4], накаляли обстановку в республике.
С ухудшением общественно-политической ситуации падал уровень жизни населения, шло обнищание народа, сокращалось количество сельских жителей. Стремительно увеличивалось количество убыточных предприятий и разорившихся сельскохозяйственных предприятий, снижались посевные площади, поголовье животных, распродавалась техника за долги, накапливалась задолженность по зарплате, росла безработица. Стремление к одномоментному административному разрушению прежней системы планового хозяйства и внедрение рынка с ускоренной передачей предприятий государственной собственности в частные руки сопровождалось падением производства, инфляцией. Однако жизнь требовала повышения конкурентоспособности производимой продукции, стабильности и устойчивости в меняющихся условиях [28;195]. Следует так же отметить, что в ходе реформирования экономики и сельского хозяйства республики резко снизились инвестиции. И главную негативную роль в этом продолжала играть углубляющаяся политическая конфронтация законодательной и исполнительной ветвей власти, российский опыт свидетельствовал, что нормотворческая деятельность не всегда находила продолжение в строгом регламентировании общественного порядка, исполнительской дисциплины управляющих и управляемых [13;264].
К началу 1990-х, в Мордовии экономический кризис проник во все элементы промышленного и сельскохозяйственного производства. Кризисные процессы в экономике отразились на социальной сфере и общественно-политической жизни республики. На фоне углубления промышленного и сельскохозяйственного спада, проявились первые результаты постепенного перехода региональной экономики к новым условиям хозяйственной деятельности.
Спад производства затронул все секторы экономики Мордовии, но его динамика по основным отраслям существенно различалась. Наибольший спад произошел в легкой промышленности республики. К 1990г. объем её производства снизился более чем в 6 раз. В промышленности строительных материалов, машиностроении, лесной и деревообрабатывающей отраслях этот показатель составил 60%, а химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность характеризовались почти двукратным спадом производства. В наименьшей мере эти процессы коснулись медицинской промышленности и электроэнергетики они сохранили более 2/3 объема производства [28;375]. Наибольший удельный вес убыточных предприятий приходился на транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и агропромышленный комплекс.
Спад промышленного производства привел к серьезным изменениям на рынке рабочей силы. Сократилась численность занятых в государственном секторе, замедлились темпы создания кооперативов, увеличилась численность занятых в частном секторе, подсобном и домашнем хозяйстве. Выросла реальная незанятость населения. В такой ситуации важной составляющей экономики республики в качестве потенциального производителя товаров народного потребления становилось малое предпринимательство, потенциал которого к началу 1990-х гг. только начал раскрываться [26;182]. Главная причина углубляющегося кризиса системы состояла в исчерпании ею к 1980-м гг. своего потенциала развития, что и было удостоверено перестройкой. Предпринятая под вполне социалистическими лозунгами, она естественным образом обернулась рыночной реформой, выдвинувшей в лидеры наиболее решительных и радикально настроенных представителей номенклатуры, созревших для окончательного разрыва с социализмом.
Сохранив в своих руках политическую власть, бывшая советская номенклатура, освободившись от идеологических догм, немедленно занялась преобразованием своего социального статуса управляющего объектами государственной собственности, в полноценного собственника этих объектов и в первую очередь наиболее привлекательных, и перспективных с экономической точки зрения. К ней примкнули сумевшие быстро сориентироваться в сложившейся ситуации комсомольские лидеры. Преобразования были поддержаны теневиками, представлявшими нелегальную, рыночную по своей природе экономику. Накопленный ими в советский период капитал они сумели не только сохранить, но и легализовать в годы рыночной реформы [27;42]. К развернувшейся борьбе за присвоение объектов бывшей государственной собственности примкнули и наиболее предприимчивые выходцы из других социальных слоев, широко использовавших единственно доступные им криминальные способы, позволявшие накапливать капитал в размерах, достаточных для участия в денежной приватизации, и в переделе собственности.
В таких условиях правительству ничего не оставалось, как принять курс на радикальный переход к рынку и объявить о либерализации цен, отказавшись от умеренно-радикального оздоровления экономики. Так как России была вполне по силам задача создания демократического порядка и нормального рынка [10;11].
Проходящие в Советском Союзе события коренным образом касались и самой многочисленной партии СССР. Не смотря на массовый выход из партийных рядов представителей национальных республик, интеллигенции и раскольническую деятельность некоторых реформаторов [24;737], КПСС оставалась организацией способной сплотиться, самоорганизоваться и найти путь выхода из кризиса. Но силы не заинтересованные в этом вели к расколу в её рядах и возникновению нескольких партий социалистической, и коммунистической направленности. Сразу же заметную роль в политической жизни страны стали играть Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ), Российская партия коммунистов (РПК) и Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). Главной задачей они ставили усиление роли государства при сохранении коммунистической идеологии, но с учетом произошедших в стране перемен. Партии социал-демократической и национал- патриотической ориентации ратовали за возрождение социального государства и национального самосознания, отличаясь друг от друга в методах и формах реализации этого.
Многие партии и движения распадались, не успев окрепнуть, иные сливались с другими, возникали новые политические группы и блоки, и все они активно участвовали в общественной жизни СССР. Но в центре политической борьбы за власть на рубеже 80- 90-х годов все же оставались партии и блоки коммунистической и либеральной ориентации, критикующие проводимые реформы и выступающие за гуманизацию, и демократизацию жизни общества.
Политическая ситуация в Мордовии в начальный период перестройки как и в большинстве автономий Поволжья, оставалась в целом стабильная, так как контролировалась партийной и советской номенклатурой, не допускающей проявлений недовольства, и свободомыслия. Тем более в экономике кризисные явления не привели к децентрализации её управления. Административно-командный стиль руководства, плановый характер промышленности и сельского хозяйства в республике позволял, ещё некоторое время экономике стабильно функционировать, а в некоторых отраслях наращивать производственные показатели. Именно эти обстоятельства позволяли удерживать некоторое время политическую ситуацию в республике и избежать нарастающего по всей стране противостояния общества, и власти [20;21].
Первые сигналы проявления свободомыслия и недоверия к партийным и советским органам появились во время компании по выдвижению делегатов на XIX Всесоюзную партийную конференцию в июне 1988г. Делегирование на конференцию заранее отобранных делегатов, а так же развернувшаяся на ней острая борьба мнений между сторонниками и противниками перестройки по вопросу о задачах развития страны, способствовали созданию первых дискуссионных политических клубов приверженцев перестройки на промышленных предприятиях, в университете, в республиканском доме политпросвещения, при райкомах комсомола.
Несмотря на свою малочисленность, они первыми предприняли попытку сплотить и организовать вокруг себя самостоятельно мыслящих людей. Но при полном отсутствии гласности в прессе их деятельность осталась незамеченной.
Выдвижение кандидатов в депутаты СССР в НПО “Силовой электроники”, в феврале 1989г. явилось событием, с которого принято отсчитывать начало демократического движения в Мордовии, а НПО “Силовой электроники” на некоторое время стал школой демократического и общественного обучения. Став к лету 1989г, совместно с клубом избирателей НИИ “Электровыпрямитель”, уже сформировавшимся штабом демократического движения, сплотившим вокруг себя несколько сот человек не согласных с официальной линией руководства республики и всячески демонстрирующих приверженность курсу Горбачева на перестройку [20;22].
Начало 1990г. в истории Мордовии стало переломным, бурная митинговая волна прокатившаяся по республике зимой и весной, собрала многих демократов под лозунгами “Демократической России”. К блоку демократов, как наиболее организованному, примыкали члены “демократической инициативы” и члены историко-просветительского общества “Мемориал”.
Объединив вокруг себя многие другие клубы, движение “Демократическая Россия” выросла в региональное отделение общероссийской оппозиционной организации, стоящих на платформе радикальных экономических и политических реформ. Лидеры движения во главе с Гуслянниковым В.Д., ведя митинговую войну с властью, выражали свои требования в лозунгах и критике действий обкома, и горкома партии.
В результате длительное время у движения не было качественного изменения идеологии, а его разоблачительные и антиноменклатурные лозунги постепенно вели к снижению популярности у населения, и оттоку сочувствующих членов. Выбывшие активисты “ДР” не ушли в тень, а стали инициаторами формирования региональных отделений партий и движений: Социал-Демократической партии Мордовии, Народной партии, Конституционно-Демократической партии, Демократической партии России, Либерально-Демократической партии России, многих республиканских организаций Российских партий и движений. Не многочисленные по составу они в своей политической активности находились на очень низком уровне по ним можно проследить эволюцию объединений, объявившим себя партиями, но не соответствующих этому статусу. Раздираемые внутренними конфликтами, не определившиеся с идеологическими приоритетами, они часто не соответствовали громкому названию.
Разногласия внутри КПСС привели к реформированию и в партии, нескончаемые дискуссии между правыми и левыми группировками, сторонниками и противниками реформ внесли дезорганизацию в ряды коммунистов [20;45]. Мордовская парторганизация теряла свое влияние, от неё стали отпочковываться группы коммунистов и создавать новые движения, и партии. Среди них активностью выделялась Социалистическая партия трудящихся Мордовии.
После запрета КПСС активность на левом фланге заметно снизилась, но уже к осени 1991г. начались конференции по объединению всех сторонников социалистического и коммунистического лагеря. За короткое время были образованы: - Коммунистическая партия большевиков Мордовии и Мордовская организация Российской коммунистической рабочей партии, входящих в блок “За единство и справедливость”. Из-за внутренних противоречий они особой роли в политической жизни республики не сыграли, хотя и были по численности довольно большими.
В конце 1980-х годов в Мордовии активизировались общественные силы в защиту национальных языков, культуры, самобытности мордовского народа. Важную роль в этом играли национальные движения, выступавшие под лозунгами этнического возрождения, инициаторами их создания были в основном научные и творческие работники.
Наиболее массовым, на долгие годы занявшие лидирующее положение среди культурно-просветительских обществ, стало общество “Масторава”. Начав 1989г. свою деятельность с национальных проблем, вопросов сохранения языка и развития культуры, лидеры движения сознательно подчеркивали неполитический характер объединения [18;142]. Уже в 1990г. “Масторава” стала участвовать во всех демократических митингах, но лидирующего положения в демократическом движении республики занять не смогла по причине своей слабой организованности и разобщенности [18;153].
Тем не менее, за короткое время по инициативе “Масторавы” был открыт факультет национальной культуры университета, национальный театр, национально - культурный центр, проведены выставки и национальные фестивали, стали издаваться произведения на национальных языках, заметно окрепли связи с мордовской диаспорой.
Озабоченность лидеров “Масторавы” в вопросах государственного суверенитета республики, мокшанско-эрзянских отношений, экономической концепции была сформулирована в программных документах общества и решениях трех съездов мордовского народа (1992; 1995; 1999г.г.)
Научно-просветительской деятельностью по пропаганде мордовских языков, литературы, культуры, воспитания, сохранения тесных связей с земляками занимались также общественно-политические объединения “Вайгель”, “Од вий”, “Запредельные” отделения “ Масторавы ”, “Союз возрождения эрзян и мокшан”. Несмотря на их количество, они имели малую численность и реального влияния на деятельность национального движения не оказывали.
Не осталось в стороне от национальных движений и общественное объединение татар Мордовии “Якташлар” оно также декларировало культурно-просветительские цели, демонстрировало свою лояльность к органам власти, выступало за контакты со всеми политическими партиями и движениями. Общество поддерживало добрые отношения с татарским движением за пределами Мордовии и являлось примером сдержанности, и понимания к существующим республиканским проблемам [20;74].
Позже всех в общественно-политическую жизнь Мордовии включилась русская творческая и гуманитарная интеллигенция. Не участвующие в “Демократической России” и долгое время остававшиеся вне политики русские интеллигенты в 1992г. образовали Республиканское общество русской культуры “Русь”, заявившее о возрождении русской культуры, национального самосознания и занявшие конфронтационную позицию по отношению к «Мастораве» по большинству вопросов. Появление «Руси» на политической арене республики явилось ответом на призывы части национальных деятелей о суверенитете Мордовии и признании привилегированных прав за мордовским народом [20;76].
К 1993г. в республике было зарегистрировано уже несколько десятков партий и движений, входящих в блоки и объединения, идеологической разницы в своих программах большинство из них не имело. Маленькие партии примкнули к более крупным, либо создавали блоки. Национальные движения также сошли на нет, и были заняты решением культурно-просветительских вопросов.
К 1997г. в Республике Мордовия было зарегистрировано 49 политических партий и общественных движений, среди них национальные:
- «Од вий», «Вайгель», Мордовского общества родного слова, Фонд спасения эрзянского языка им. А.П.Рябова, Совет возрождения мордовского народа, ассоциации эрзянских и мокшанских женщин - «Эрзява» и «Юртава».
По состоянию на 2001г в Мордовии было зарегистрировано около 300 объединений и фондов, из них 3-женских, 9- медицинских, 19 - молодежных, 4- научно-исследовательских, 2- образовательных, 3-ветеранов войн, труда, вооруженных сил, 4- помощи семье и детям, 11-национальных.
В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» на 1 января 2007г. зарегистрировано 23 региональных отделения политических партий Республики Мордовия, общее количество членов, в которых чуть более 40 тыс. Наиболее массовая из них «Единая Россия» - около 21 тыс. членов, она же играет ведущую роль в общественно-политической жизни республики. Некоторые партии, играющие заметную роль в России (СПС, ЛДПР, Яблоко, КПРФ, Справедливая Россия) в республике представлены незначительно и какого либо влияния на политическую и экономическую ситуацию не оказывают.
В целом общественно-политическая жизнь республики характеризуется относительно конкурентной борьбой во время выборов во все уровни власти, а находясь к оппозиции к власти и правящей партии корректно-цивилизованную полемику. На фоне общей пассивности населения, деятельность некоторых партий и движений, призывающих к акциям протеста, не имеют успеха. Несомненным плюсом в развитии партий и движений в настоящее время является, создание при них и активная работа молодежных организаций. Проводя молодежную политику они воспитывают свой резерв и гарантируют, таким образом, свое дальнейшее существование, развитие в условиях современной демократии и плюрализма мнений.
Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии, является одним из самых значительных событий мировой истории XX века. Это, пожалуй единственная оценка, которая принимаетсябольшинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР остаются до сих пор предметом острых дискуссий. Сейчас когда схлынул перестроечный угар [16;73] следует отметить очевидное, что распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств, коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире. Разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР. Возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом [7;313]. Процесс становления новой российской государственности начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система. Рождение современного Российского государства было драматическим, крайне болезненным и сложным процессом.
Процесс распада СССР был инициирован изнутри [25;51] и извне, об этом свидетельствуют многочисленные материалы. Долгие годы, в течение всей холодной войны, в США разрабатывались планы по уничтожению Советского Союза. Ради этой цели были затрачены огромные средства, создавались ядерные арсеналы, финансировались радиостанции на территории третьих стран и так далее. И вот наступает “Перестройка”, “Новое мышление” “Гласность”, Советский Союз становится более открытым миру и сталкивается с экономическими трудностями при проведении общественно-политических перемен.
Перестройка выявила множество людей [7;315], так называемую пятую колонну, которые на площадях и в парках собирали вокруг себя народ и поднимали дискуссии об ужасах, советской системы и ужасном состоянии страны. Массовые демонстрации, проходившие в то время по всей стране, были направлены на разрушение идеологических основ советского общества. Эти демонстрации были, антикоммунистическими и антисоветскими, с одинаковой идеологической направленностью. Каждая такая демонстрация имела своего организатора, доказано, что большинство из этих демонстраций были организованы благодаря чьей-то финансовой поддержке.
Помимо выступлений на улицах, вся пресса была завалена негативной информацией о советском строе. В прессе появляется образ ужасной Родины и замечательной заграницы [10;74].
Замечено, что выступления на улицах, публикации в прессе и смысл многих произведений культуры, имели все признаки PR-акций и одинаковую информационную направленность. Это критика советской политической и идеологической системы, Советского Союза вообще, создание негативного образа советской страны, и положительного образа заграницы. Такая одинаковая направленность действия различных факторов объясняется только руководством из единого центра. Иными словами, на нашу страну велась информационная атака [11;283]. И эта атака дала свои результаты, состав внутренней среды был изменён, и по всей стране стали появляться признаки разваливающейся страны.
Соединённые Штаты своей внешней политикой поддерживали появление таких признаков. Они одни из первых признали независимость стран Балтии, поддерживали сепаратизм внутри России. Можно с уверенностью утверждать, что США были ведущей силой, организовавшей информационную атаку на CCCP. Распад СССР явился первым примером в мировой истории, когда одно государство сумело разрушить второе государство, не прибегая к военной силе. Этот пример показывает насколько разрушительную силу могут иметь мирные политтехнологии.
В данной работе мною сделанапопытка проследить сложную и неоднозначную историю перестройки и распада СССР. Российское государство в течение ХХ-го века пережило два переломных периода. Первый период – это октябрь 1917г., когда расстановка сил в обществе и государстве меняется и к власти приходят большевики. Второй – это время августовского путча 1991г., когда советская система, создаваемая на протяжении 70-и лет, рухнула.
Распад СССР являлся следствием ошибок в правящей среде и воздействия внешних факторов. Напротяжении всей истории советского государства делались попытки реформирования социалистической системы, однако все реформы имели незаконченный характер. В обществе шло постепенное отчуждение народа от власти, у нее не было социальной опоры. Реформам даже крайне умеренным, эволюционным противостояли реальные силы, старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление.
Реформы были обречены и по другой причине. Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах, подавляюще большинство ресурсов направлялось на развитие ВПК.
Хотя необходимо было развивать наукоемкие производства, осуществлять вложения в область компьютерных технологий. Вместо этого же происходило непомерное развитие тяжелой промышленности. В области внешней политики СССР делал колоссальные затраты на войны. Ведение холодной войны отнимало огромные средства, США поставили своей целью истощить Советский Союз масштабной гонкой вооружения.
Попытки руководства СССР придать эффективность бюрократической системе без существенных структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с отдельными пороками, не вывели, страну из кризисного состояния.
Перестройка носила затяжной, мучительный характер и завершилась, фактически исчерпав себя, обнажив тот факт, что административно-командная система не поддается реформированию.
Распад советской системы был неизбежен, так как при сохранении основ старой системы, демократизация старых властных институтов сводилась лишь к замене внешне новыми, но авторитарными институтами. Демократический горбачевский режим так и не смог преодолеть внутренний конфликт с сохраняющимися основами прежней политической системы.
Все сказанное не умаляет значения произошедшей перестройки. Величие и одновременно трагизм перестройки будут со временем оценены и изучены. В конечном счете, это была еще одна очередная попытка рывка, осуществлявшаяся необычными, а поэтому неэффективными методами.
История государства Союза Советских Социалистических Республик завершилась. Многочисленные причины гибели могучей страны еще только становятся предметом изучения историков. Человечество не знает другого примера гибели супердержавы без внешнего военного вмешательства. Утопии пришел конец, ибо сама попытка создать идеальное государство была изначально обречена. Многие ученые и историки предсказывали, какой ужасной ценой, спустя годы придется заплатить за начатый в России эксперимент.
Наивно полагать, будто Горбачев или те руководители, которые собрались в декабре 1991г. в Беловежской Пуще, предопределили распад СССР. Политическая системаизжила себя. Этот вывод был сделан до 1991г. А то, что для многих такой исход оказался неожиданным, лишь подтверждает важность изучения истории страны.
В своей работе я попытался проследить процесс радикального изменения общественно-политической жизни Советского Союза и частично процесс политических реформ в Мордовии. Перестройка системы и институтов власти прошла несколько этапов политического и экономического реформирования, каждый из которых был исследован в данной работе
Список использованных источников
Архивные источники
Центр документации новейшей истории Республики Мордовия (ЦДНИ РМ)
1. Ф. 269 (Фонд Мордовского областного комитета КПСС), Оп. 64, Д. 347, л. 16.
Опубликованные источники
2. Горбачев, М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира / М.С. Горбачев. - М.: Политиздат, 1989. – 271 с.
3. Горбачев, М.С. Настойчиво двигаться вперед (Выступление на собрании актива Ленинградской партийной организации 17 мая 1985г.) / М.С. Горбачев. - М.: Политиздат, 1985. – 32 с.
4. Горбачев, М.С. Политический доклад ЦК КПСС XXVII съезду КПСС 25 февраля 1986 г. / М.С. Горбачев. - М.: Политиздат, 1986. – 128 с.
5. Октябрь и перестройка революция продолжается. (Доклад на торжественном заседании ЦК КПСС, ВС СССР, ВС РСФСР, посвященном 70- летию Великой Октябрьской Социалистической революции, 2 ноября 1987г.). - М.: Политиздат, 1987. – 64 с.
6. Ельцин, Б.Н. Исповедь на заданную тему: Размышления, размышления, впечатления / Б.Н. Ельцин. - М.: АСТ, 2006. – 239 с.
7. Зюганов, Г.А. Верность / Г.А. Зюганов. - М.: Молодая гвардия, 2003. – 446 с.
8. Народное хозяйство Мордовской АССР за годы одиннадцатой пятилетки 1981-1985 годы: стат. сборник. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. - 200 с.
9. Народные депутаты СССР, РСФСР и Верховного Совета Мордовской СССР двенадцатого созыва / Президиум Верховного Совета Мордовской СССР. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991. – 232 с.
10. Перестройка: двадцать лет спустя / сост. В.И. Толстых. - М.: Русский путь, 2005. - 232 с.
Общая и специальная литература
11. Арсентьев, Н.М. Российская история: вопросы и ответы / Н.М. Арсентьев. - Саранск. Тип “Крас. Окт.”, 1999. – 260 с.
12. Верт, Н. История Советского государства 1900-1991 гг. / Николя Верт ; перевод с фр. - Изд. 2-е. - М.: “Весь Мир,” 2002. – 544 с.
13. Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы: материалы I Сафаргалиевских научных чтений. Сборник статей / МГУ им. Н.П. Огарева; [отв. ред. Н.М. Арсентьев]. - Саранск: Тип. “Крас. Окт.”, 1997. - 376 с.
14. Два века на страже правопорядка: Министерство внутренних дел РМ: история и современность. / Автор составитель О.В. Корчеганов. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 2002. – 336 с.
15. История России: в 2 т. / Под редакцией А.Н. Сахарова, - М.: АСТ, 2006. – 2 т. С начала. XIX века до начала XXI века – 862 с.
16. Кара – Мурза, С.Г. Оппозиция: выбор есть / С.Г. Кара - Мурза. - М.: Алгоритм, 2006. – 368 с.
17. Кара – Мурза, С.Г. Советская цивилизация. От Великой победы до наших дней / С.Г. Кара - Мурза. - М.: изд-во Алгоритм - Эксмо, 2004. – 768 с.
18. Кониченко, Ж.Д. На пороге реформ: Общественно- политическая жизнь Мордовии в первой половине 1990 - х годов / Ж.Д. Кониченко, В.А. Юрченков ; НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ. - Саранск: 2006. - 68 с.
19. Костоманин, К.А. Николай Меркушкин: известный и неизвестный / К.А. Костоманин. - Саранск: Тип. “Крас. Окт.”, 2002. – 264 с.
20. Маресьев, В.В. Общественные движения в Мордовии / В.В. Маресьев. - М.: ЦИМО, 1993.- 282 с.
21.Мордовия в период реформ: материалы II Меркушкинских научных чтений / ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева; [ответственный редактор Н.М. Арсентьев]. - Саранск: Тип. “Крас. Окт.”, 2001. – 416 с.
22. Пресса Мордовии: вековая летопись родного края / [сост.: Ю.А. Мишанин, А.Ф. Столяров]. – Саранск, 2006. – 280 с.
23. Мордовское национальное движение в XX веке: материалы республиканской научной конференции Саранск, 14 марта 2002 г, [ответственный редактор В.К. Абрамов]. - Саранск: Тип. “Крас. Окт.”, 2003.- 180 с.
24. Седых, В На круги своя / В. Седых. - М.: Фонд им. И.Д. Сытина, изд-во “Зарница”, 2006. - 856 с.
25. Сироткин, В.Г. Анатолий Чубайс: великий инквизитор / В. Г.Сироткин. - М.: Алгоритм, 2006. – 256 с.
26. Трудный поворот к рынку / Научный редактор Л.И. Абалкин. - М.:
Экономика, 1990. – 559 с.
27. Экономика переходного периода / Под редакцией Е.В. Красникова.
- Изд. 2-ое перераб. и доп. - М.: Омега - Л, 2006. – 341 с.
28. Экономика переходного периода: региональные особенности / Отв. редактор В.А. Юрченков НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ. - Саранск. 2006. – 396 с.
Периодическая печать
29. Доленко, Д.Д. Государственно-правовой статус Мордовии в условиях модернизации / Д.Д. Доленко // Альманах “Гуманитарий”. Научный ежегодник ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева 2003. - № 3. с.132-133
30. Стрельников, В.С. Будни блюстителей порядка / В.С. Стрельников // Человек и закон. Ежемесячный научно-популярный журнал Министерства юстиции СССР. – 1989. № 9. С.13-21
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»