Владимирцева В.Г.

Вопросы образования и просвещения широких народных масс были одними из самых злободневных для русского общества на рубеже веков. В связи с этим начинается формирование различных просветительских обществ и организаций. Эти добровольные объединения носили различные названия: комитеты, кружки, общества грамотности, общества содействия народному образованию, общества распространения полезных книг, общества любителей чтения, библиотечные, библиографические общества и пр. Их деятельность охватывала практически все регионы Российской империи[1]. Отдаленная от центра Оренбургская губерния не стала исключением из общей наметившейся тенденции.

Различные общества с просветительскими целями возникали в различных гимназиях, школах и семинариях. Так, 26 февраля 1875 г. было открыто «Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургской гимназии», целью которого являлось содействие развитию просвещения путем организации различных вечеров, спектаклей, концертов. Собранные от их проведения средства шли на приобретение учебных пособий и книг, оплату за обучение и пр.

В состав выборного правления названного общества в 1875 г. входили управляющий контрольной палатой Иван Иванович Киселев, управляющий оренбургской казенной палатой Александр Ефимович Ворошилов, старший ревизор оренбургской контрольной палаты Виктор Иванович Зотиков, чиновник особых поручений оренбургской казенной палаты Николай Васильевич Эннатский. Как видим, значительная роль в реализации намеченной цели принадлежала чиновничеству. На наш взгляд, эту ситуацию можно расценивать двояко: с одной стороны, как показатель незрелости местного гражданского общества в указанный период, а с другой стороны, как проявление заинтересованности региональной бюрократической элиты в развитии общественной инициативы.

К 1877 г. Общество насчитывало 149 членов, из которых за многочисленные пожертвования были избраны почетными Николай Андреевич Дюков, Петр Михайлович Деев, генерал-губернатор оренбургского края Николай Андреевич Крыжановский, преосвященный епископ оренбургский и уральский Митрофан, попечитель учебного округа Петр Алексеевич Лавровский, губернатор Егор Иванович Зенгбуш, Софья Антоновна Константинович, Иван Иванович Киселев[2].

Средства Общества составляли членские взносы, единовременные пожертвования, проценты с капитала, а также доход от проведения различных мероприятий. Так, в 1875 г. председателем правления И.И. Киселевым был устроен литературно-музыкальный вечер, а также С.А. Константинович организовала любительский спектакль, часть средств от которых пошла на покупку учебной литературы: было приобретено 11 книг по Закону Божию, 19 книг по русскому языку и словесности, 27 книг по математике и физике, 4 книги по географии, 11 книг по истории, 15 книг по латинскому языку, 5 книг по немецкому языку, 8 книг по французскому языку.

Кроме того, членами Общества было пожертвовано 81 экз. учебных пособий, а именно по Закону Божию 8 экз., математике и физике 10 экз., географии 7 экз., истории 5 экз., латинскому языку 15 экз., греческому языку 12 экз., немецкому языку 13 экз., французскому языку 1 экз. Книг для чтения пожертвовано 89 экз. в 128 томах[3]. Из пожертвованных книг была сформирована библиотека для чтения, которой могли пользоваться все учащиеся гимназии. Учредителями библиотеки стали Александр Иванович Богородицкий, Николай Васильевич Эннатский и Александра Григорьевна Котовицкая[4].

К 1899 г. в Общество входило 26 почетных члена и 89 действительных членов. Председательницей являлась Мария Ивановна Ростовцева.

Общество продолжало ту же деятельность, что и в предшествующие годы, т.е. оказывало вспомоществование обратившимся к нему нуждающимся ученикам, а именно: вносило плату за право учения (в 1898 г. – 157 р. 50 к.), выдавало денежные пособия на квартиру, пищу и одежду (в 1898 г. – 158 р.), а также вносило часть оплаты за содержание воспитанников в пансионе (в 1898 г. – 220 р.), снабжало беднейших учеников одеждою и обувью (в 1898 г. на сумму в 160 р. 48 к.), приобретало для учащихся учебники, выдавало во временное пользование учебники из фонда имеющейся у Общества библиотеки. Кроме того, Общество выдавало денежные пособия окончившим курс в Оренбургской гимназии и поступившим в высшие учебные заведения (в 1898 г. – 175 р.)[5].

К 1907 г. Общество насчитывало 28 почетных членов и 119 действительных.

Как и в прошлые годы, помощь Общества выражалась в следующем: во взносе платы за обучение (в 1906 г. – 440 р.), в денежных пособиях на квартиру (в 1906 г. – 285 р. 50 к.), в выдаче учебников (в 1906 г. – 66 р. 91 к.), в приобретении обуви и одежды (в 1906 г. – 346 р. 66 к.), а также в выдаче завтраков бедным ученикам ( в 1906 г. – 97 р. 85 к.)[6].

3 апреля 1881 г. был утвержден устав Троицкого общества попечения о народных школах[7]. Целью этого Общества было оказание всевозможной помощи учащимся в народных школах, способствующей продолжению их обучения.

Средства Общества составлялись из основного капитала в 1000 р., отчисленного из первых пожертвований членов Общества, из ежегодных взносов, пожертвований посторонних лиц, из доходов с недвижимого имущества. Кроме того, для увеличения своих средств Общество имело право устраивать народные чтения, любительские спектакли, концерты, народные гулянья[8].

По уставу помощь Троицкого общества могла выражаться в следующем:

1) в оказании пособия нуждающимся ученикам и ученицам народных школ г. Троицка и его уезда в виде книг и учебных принадлежностей, а также одежды и обуви;

2) в выдаче пособий самим школам на приобретение учебных принадлежностей, обучения ремеслам и рукоделию, а также пению, устройстве гимнастических упражнений;

3) в устройстве при школах народных библиотек, которыми учащиеся могли бы пользоваться по окончании ими курса обучения;

4) в выдаче учителям пособий за успешную работу в школе[9].

Таким образом, как указывалось в уставе, помощь Общества была направлена «на удовлетворение тех насущных потребностей школ, которые не могли быть удовлетворены из сумм, отпускаемых на их содержание правительством, Городской Управой и сельскими обществами»[10].

25 января 1911 г. было разрешено открытие Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургской Духовной Семинарии.

Помощь Общества могла выражаться в бесплатной выдаче воспитанникам Оренбургской Духовной Семинарии учебных пособий, в покупке воспитанникам учебных пособий, в покупке одежды, обуви, в начислении денежных пособий для уплаты за содержание в общежитии или на квартире, оплате за обучение.

Так, например, в 1915 г. Общество внесло плату за малоимущих учеников в размере 241 р. 35 к., а также было куплено одежды и обуви на сумму 457 р. 59 к.[11]

Средства Общества составлялись из единовременных и ежегодных членских взносов, из пожертвований деньгами, учебными книгами, пособиями, одеждой и др., соответствующими целям Общества предметами как членов Общества, так и посторонних лиц. Общество могло получать доход от принадлежащего ему имущества, а также сборов от религиозно-нравственных чтений и духовных концертов[12].

К 1915 г. Общество насчитывало 10 почетных, 3 пожизненных, 69 действительных и 33 членов-соревнователей. Председателем Правления Общества был Ректор семинарии Архимандрит Варлаам. Членами Правления состояли: инспектор семинарии, статский советник Н.М. Чернавский, протоирей В.И. Коблов, протоирей С.И. Косторский, протоирей А.М. Вознесенский, преподаватель семинарии А.В. Доброхотов, священник Г.Д. Добросмыслов и преподаватель семинарии, статский советник Н.В. Беневоленский[13].

Кроме перечисленных образовательных обществ, на территории Оренбурга действовали и другие организации при школах, гимназиях, семинариях и пр. Таковыми, например, были Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургского духовного училища, открытого в 1880 г., Общество вспомоществования бедным ученицам Оренбургской городской женской гимназии, открытое 27 ноября 1897 г., Общество вспомоществования нуждающимся учащимся при Оренбургской женской гимназии М. Комаровой, открытое 11 декабря 1907 г., Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Оренбургского женского училища, открытое 4 сентября 1908 г.

Уставы названных Обществ свидетельствуют, что целью их создания попечение о нуждающихся учениках и ученицах тех образовательных учреждений, при которых они открывались.

Означенное попечение могло выражаться во взносе платы за нуждающихся учеников и учениц, в выдаче учащимся книг и других учебных пособий, в снабжении учащихся одеждой, пищей, устройством учащихся на квартиры и других способах к продолжению учения.

Средства данных Обществ составлялись из членских взносов, а также из пожертвований деньгами, книгами и другими соответствующими делам этих Обществ вещами[14].

В Оренбургской губернии в к. ХIХ – н. ХХ вв., помимо названных организаций, деятельность которых была связана непосредственно с конкретными учебными заведениями, начинают создаваться общественные организации, целью которых было распространение грамотности среди населения всей Оренбургской губернии, а также содействие открытию в губернии начальных, приготовительных и средних школ всевозможных типов, как мужских, так и женских. Деятельность таких организаций была шире не только по территориальным рамкам, но и по охвату населения.

Так, например, 26 апреля 1898 г. в Челябинске было открыто Челябинское Общество попечения о начальном образовании, деятельность которого распространялась на Челябинский уезд Оренбургской губернии[15]. Целью Общества было – распространение грамотности среди населения.

Первое время деятельность Общества столкнулась с трудностями, обусловленными его малочисленностью. Как указывалось в «Оренбургской газете»[16], «… на первое учредительное собрание явилось только 17 человек, 2 из которых изъявили быть почетными членами, а остальные 15 - действительными». Первое время деятельность Правления была направлена на привлечение новых членов и расширение количественного состава.

К к. 1898 – н. 1899 гг. в Обществе числилось уже около 60 членов, а в кассу его поступило более 500 р. членских взносов и пожертвований, что позволило Обществу активизировать свою деятельность и непосредственно приступить к работе, способствующей достижению цели, ради которой оно и возникло[17].

Для достижения поставленных целей 29 октября 1898 г. на общем собрании было решено организовать в городе народные чтения, а зимой – чтения по русской литературе.

Ведение первых взяли на себя члены Правления, а для последних был приглашен лектор-учитель Екатеринбургской гимназии. На эти мероприятия Правления Общества был выдан кредит в размере 200 р.

Так же Обществом было ассигновано 100 р. на приобретение учебных пособий для выдачи беднейшим учащимся городских школ, а зимой выдавалась теплая обувь[18].

В 1899 г. Общество насчитывало 9 почетных, 153 действительных членов и 8 членов-соревнователей.

С 15 ноября 1899 г. Общество организовало систематические воскресные чтения, которые вели учителя и учительницы местных школ. Чтения иллюстрировались фонарем и были крайне популярны, о чем «свидетельствует то, что зала, вмещающая до 200 человек, бывает постоянно переполнена исключительно взрослыми слушателями»[19]

Обществом планировалось впоследствии устраивать общедоступные читальни и библиотеки, литературные чтения и публичные лекции, издавать педагогические журналы и сочинения или выдавать субсидии на их издание.

Необходимость подобных мер Челябинское Общество подробно изложило в деловой переписке с Оренбургским губернатором, из которой явствует, что в г. Челябинске в указанный период ощущался большой недостаток школ, а во многих близлежащих селениях таковые вообще отсутствовали. «На станции, где есть железно-дорожные или церковно-приходские школы, детям приходится переходить под поездами, что составляет для родителей большую опасность. Кроме того,… здесь ни библиотеки, ни читальни… для взрослых, ни чтений, которые могли бы поднять образовательный и нравственный уровень населения, а и самая педагогическая деятельность не стоит на той высоте, на которой надобно бы ей стоять»[20].

В 1907 г. состоялось открытие «Оренбургского общества содействия народному образованию», считавшего своевременным устройство подобных себе организаций, «так как на очереди теперь стоит вопрос о всеобщем образовании и через какой-нибудь десяток лет всеобщее обучение будет введено, и впредь все дети будут учиться»[21]. Но с другой стороны, по мнению правления общества, вне школы останется то взрослое население, которое в свое время не попало в школу. В уставе Общества отмечалось, что речь идет о «целых миллионах, может быть, взрослых мужчин и женщин, безграмотных, недоучившихся, но желающих узнать больше, учиться дальше»[22]. Потребность в образовании, по мнению членов этого общества, была сильна еще и потому, что сама жизнь требовала от человека понимания того, что происходило вокруг. Именно поэтому особое значение Общество придавало открытию школ для взрослых, вечерних и воскресных курсов, лекций, библиотек «и вообще тех учреждений, в которых взрослый человек, не научившийся в свое время, мог бы найти ответ на свои вопросы»[23]. Впоследствии правление Общества планировало войти в действующую с 1906 по 1917 гг. «Лигу Образования», которая занималась теоретической разработкой вопросов образования, а также созданием просветительных учреждений[24].

Инициатором открытия Общества выступил преподаватель Оренбургской мужской гимназии потомственный дворянин Александр Онуфриевич Киселев. В число учредителей вошли: фабричный инспектор, потомственный дворянин П.Ф. Юрьев, художник Л.В. Попов, коллежский секретарь П.Д. Квасников, неимеющий чина П.Д. Потеряхин. Активную помощь в организации Общества оказывал потомственный дворянин, присяжный поверенный В.Ф. Барановский[25]. Таким образом, в отличие от руководства правления «Общества вспомоществования нуждающимся оренбургской гимназии», в данном Обществе, образованном уже после Первой революции, не был так силен чиновничий элемент, а преобладали представители дворянского сословия. Можно предположить, что данная ситуация была связана как с укреплением позиций гражданского общества в провинции, так и с ростом конфликтного потенциала в отношениях между государством и обществом в контексте революционной волны начала ХХ в.

Средства Общества составляли членские взносы, доходы от капиталов и имущества, пожертвования от членов Общества, посторонних лиц, а также от различных учреждений, доходы от устраиваемых драматических представлений, литературных вечеров, публичных лекций, концертов и пр.[26]

В территориальном плане деятельность «Оренбургского общества содействия народному образованию» охватывала г. Оренбург и Оренбургскую губернию и осуществлялась по следующим направлениям: 1) устройство народных чтений; 2) организация народных лекций; 3) открытие библиотеки; 4) изыскание средств на нужды народного просвещения.

Согласно установленным направлениям, в 1908 г. Обществом были устроены лекции и чтения на следующие темы: «Невидимые друзья и враги человека (бактерии)», «Рассказы о делах в царстве животных», «О порче, почвенной воде и холере», «Алкоголизм и общественный вред его», «Биография В.М. Гаршина», «4 дня на поле сражения», «Лягушка - путешественница», которые посетило «324 платных и 165 бесплатных слушателя». В 1910 г. для увеличения средств Общества членом правления доктором Ю.В. Португаловым была прочитана лекция на тему «Сверхчеловек в Европейской и русской литературе». Лекцию прослушали 311 «платных» и несколько «бесплатных» слушателей[27].

В 1907 г. в г. Оренбурге были образованы санитарно-благотворительные попечительства, находящиеся в ведении санитарной комиссии[28]. В связи с тем, что здесь к этому времени была образована особая комиссия по устройству народных чтений в столовых попечительства, а в Оренбургском Народном Доме на средства попечительства о народной трезвости открылись вечерние курсы для взрослых, организаторами которых были члены Правления Общества, в 1910 г. было принято решение о прекращении устройства лекций и чтений.

В третьей части г. Оренбурга Обществом в 1907 г. была организована бесплатная библиотека-читальня. Решая проблему ее открытия, правление обратилось в книжный склад попечительства о народной трезвости с прошением пожертвовать книги для новой библиотеки. Кроме книг, полученных со склада, накопились и книги, пожертвованные частными лицами. Самое крупное пожертвование произведений русских писателей (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.В. Гоголя, Ф.м. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстогои др.) было сделано через члена Общества К.Л. Шувалова госпожой Конопасевич. Затем поступили пожертвования от А.П. Гра, А.Н, Губановой, А.В. Попова, С.И. Жукова, Н.Н. Косолапова, Ф.К. Железова, полковника Козловского, М.Т. Самсонова, Н.П. Алексеева, М.И. Макаренко, И.В. Набережного, г. Зенкевича через члена Общества Н.Н. Косолапова[29]. Как видим, существовала практика взаимодействия различных общественных организаций с одновременным привлечением инициативы частных лиц.

В уставе бесплатной народной библиотеки-читальни были изложены ее цели и задачи: «Бесплатная народная библиотека-читальня… организуется… с целью дать возможность жителям г. Оренбурга безвозмездно пользоваться книгами для чтения библиотеки читальни». Также «книгами библиотеки-читальни могут пользоваться все жители без различия пола, возраста, звания и состояния»[30]. Правление Общества находило библиотеку чрезвычайно полезной для третьей части города, «где нет никаких культурных начинаний, а процветает лишь хулиганство»[31].

К 1 января 1908 г. в библиотеку было записано 44 читателя. Число последних было бы больше, если бы в библиотеке имелась детская литература. Как подчеркивали библиотечные работники, «дети буквально осаждали библиотеку, но им приходилось отказывать»[32].

Отчеты Общества и библиотеки позволяют установить социальную характеристику читателя.

Таблица 1

Половозрастная характеристика читателей бесплатной народной библиотеки-читальни при «Оренбургском обществе содействия народному образованию» (1908 г.)[33]

Возраст, лет

10-20

20-30

30-40

40-48

Пол

Итого

М

Ж

Количество, человек

25

12

4

3

41

3

44

%

57%

28%

10%

5%

100%

Как видим, больше половины читателей находилось в возрасте от 10 до 20 лет, еще более трети составляли люди от 20 до 40 лет.

Обращает на себя внимание гендерный перекос. Очевидно, что он был обусловлен традиционным характером российского общества.

Таблица 2

Характеристика читателей по роду занятий[34]

Род занятий

Кол-во, человек

Доля,

%

Учащиеся

17

38,6

Кожевенники

4

9

Портные

3

5,7

Нет данных (род занятий указан неразборчиво)

3

5,7

Слесари

3

5,7

Сапожники

3

5,7

Гончары

1

2,3

Торговцы

1

2,3

Приказчики

2

4,5

Штукатуры

1

2,3

Машинисты

1

2,3

Чернорабочие

1

2,3

Без определенных занятий

6

13,6

Всего

44

100

Наибольшие группы посетителей библиотеки составляли учащиеся (38,6 %) и ремесленники, к которым мы относим кожевенников, портных, сапожников и гончаров (24,9 %).

К 1913 г. в библиотека насчитывала 404 читателя, т.е. почти в 10 раз больше по сравнению с 1908 г. За шесть лет ими было прочитано 3 925 книг[35].

Таким образом, Оренбургское общество содействия народному образованию оказывало серьезное влияние на распространение в народной среде элементов книжной культуры и развитие духовного и нравственного уровня граждан.

15 марта 1914 г. Губернское по делам об обществах Присутствие, рассмотрев заявление проживающих в селе Дмитровском, Оренбургского уезда пристава С.Попова, священника Дм. Унгвицкого, священника И. Вознесенского, ветеринарного врача Д. Крохотского, оброчного надзирателя М. Хомцевникова-Андреева, земского врача В. Смаревича, крестьянина М. Токарева, помощника провизора Красильникова и дьякона Подольских о желании образовать «Дмитровское общество народного просвещения», разрешило регистрацию данного общества и внесение его устава в реестр обществ и союзов по Оренбургской губернии. Можно констатировать, что среди инициаторов данного общества преобладал недворянский элемент.

Основной целью своей деятельности Общество называло борьбу с пьянством, полагая, что главным средством в этом является распространение просвещения. Обществом были намечены следующие задачи:

1) изыскание средств на устройство народных чтений, на открытие воскресной школы, курсов для взрослых, народных чтений и т.п.;

2) выработка теоретических оснований для религиозно-просветительной борьбы с народным пьянством;

3) распространение в обществе идеи трезвости путем устройства публичных чтений, а также систематических курсов;

4) устройство народных чтений, книжных складов, народной библиотеки, читальни и т.п.[36]

География деятельности этого Общества очерчивается Дмитриевской, Добрынинской, Белозерской и Васильевской волостями Оренбургского уезда. Средства Общества состояли из ежегодных членских взносов, пожертвований членов Общества и сторонних лиц, а также различных учреждений деньгами и вещами, доходов от устраиваемых Обществом драматических представлений, литературных чтений, публичных лекций, концертов, базаров и пр.[37]

8 декабря 1914 г. правлением во главе с председателем И.Е Писаренко было принято решение о смене названия организации. Дмитровское общество было переименовано в Сухомлиновское общество народного просвещения в память губернатора генерал-лейтенанта Н.А. Сухомлинова, активно помогавшего данному Обществу[38].

Таким образом, Дмитровское, а впоследствии Сухомлиновское общество народного просвещения пыталось решать насущные общественные проблемы, коими являлись пьянство и недостаток или полное отсутствие образования. По мнению правления данного Общества, разрешить ситуацию могла только книга, ее распространение.

В конце ХIХ – начале ХХ столетий в Оренбургской губернии были открыты Общества с целью просвещения нерусских народностей.

Спецификой Оренбургской губернии являлась большая доля мусульманского населения, что и объясняет создание мусульманских просветительских обществ. Так, например, 6 ноября 1906 г. был зарегистрирован устав Троицкого мусульманского благотворительного общества. К 1914 г. в состав правления Общества входили Мулла Галлий Ахмеджанович Яушев, Мухамеджан Фазылжанович Валеев, Шакиржан Гарифович Учаров, Хасанжан Сайфуллич Габбасов[39].

По мере своего развития Общество активно помогало существующим медресе и мектебе, открывало новые училища разных типов, учебные мастерские, общеобразовательные курсы и библиотеки – читальни, выдавало денежные пособия учащимся и учреждало стипендии[40]. К 1914 г. действовала, созданная Обществом, библиотека-читальня «Няжать». В библиотеке имелось 2 558 экземпляров книг в 3 696 томах, из них 1 843 экземпляра книг в 2 102 томах на татарском языке и 715 экземпляров книг в 1 594 томах на русском языке[41].

Отчет Общества за 1913 г. позволяет установить социальную характеристику читателей библиотеки.

Таблица 3

Характеристика читателей по роду занятий[42]

Посетители библиотеки за 1913 г.

Кол-во, чел.

Доля,

%

Ученики

11351

47,5

Приказчики

2510

10,5

Торговцы

2478

10

Учителя

1562

7

Конторщики

1304

5,5

Ремесленники

1059

4,4

Рабочие

1120

4,7

Неизвестных профессий

2482

10,4

Всего:

23866

100

Наибольшие группы посетителей библиотеки составляли ученики (47,5 %), а также приказчики и торговцы (20,5 %).

В начале ХХ в. были открыты Оренбургское и Орское мусульманские общества.

Учредителями Оренбургского мусульманского общества были Зигангир Нургалиевич Байбурин, Багаутдин Галиаберович Баязитов, Мийхайдар Мухамедфаизович Курпячев, Хусаин Усманович Донской, Абубакир Юсупович Капкаев, Кадыр Мухамедшарипович Мухамедрахимов. В члены общества принимались все мусульмане, проживающие в г. Оренбурге и Оренбургской губернии[43].

Учредителями Орского мусульманского общества являлись Ахмет Сафа Мусич Бурнаев, Габбяс Курамшич Кенекеев, Ахметзян Хабибуллович Рахматуллин, Гиббадулла Вильданович Адигамов, Шагизиган Шагимарданович Даминев, Закир Габдулгазизович Садыков, Галяутдин Сагдутдинович Фахридинов, Сейфульмулюк Габдулвалитович Абдуллин, Валей Галеевич Хасанов[44].

Средства названных мусульманских обществ состояли из ежегодных и единовременных взносов, из пожертвований в пользу обществ, а также из доходов от имущества. Уставы обществ гласили, что их главная цель – просвещение лиц магометанского вероисповедания. Общества издавали свои произведения, открывали ремесленные школы, содержали стипендиатов в высших учебных заведениях, а также как и «Оренбургское мусульманское женское общество» устраивало публичные лекции, беседы, литературные вечера и пр.[45]

11 мая 1912 г. в реестр обществ и союзов по Оренбургской губернии под № 2 был внесен устав Оренбургского Общества попечения об учащихся мусульманах. В него входили: Казанский купеческий сын Абдулхамид Абдуманиевия Хусаинов, Оренбургский купец Хусаин Махмутович Хусаинов, Орский купец Мухаммед-Закир Мухаммед-Садыкович Рамеев, крестьянини Мухаммед-Фатих Гильманович Каримов, тептерь Габдрахман Ризаэтдинович Фахретдинов, крестьянин Бурган Шарафутдинович Шараф, крестьянин Харрис Зарифов Файзуллин, Орский купеческий сын Сулейман Мухаммед-Шакирович Рамеев[46].

Деятельность данной организации распространялась на всю территорию Оренбургской губернии. Целью было оказание вспомоществования учащимся, для чего Общество имело право выдавать стипендии, единовременные пособия и беспроцентные ссуды[47].

Средства Общества составлялись из членских взносов, пожертвований, возвратных суд, из сумм вырученных от различных вечеров, спектаклей и гуляний, а также из доходов имущества Общества.

Вопросам просвещения уделяли внимание и общественные объединения, которые не имели специально образовательной направленности. В их числе были такие профессиональные объединения, как Общество друзей литературы и искусства, Общество приказчиков и конторщиков, Оренбургское общество взаимного вспоможения книгопечатников, Профессиональное общество взаимопомощи помощников врачей, Общество скорой медицинской помощи.

В уставе Профессионального общества приказчиков и конторщиков, утвержденного в 1907 г., кроме профессиональных положений, поднимался вопрос о моральном развитии членов Общества. Для решения этой задачи предполагалось учреждение библиотек, читален, клубов, устройство курсов, разнообразных лекции, вечеров, спектаклей, концертов, прогулок и собеседований с образовательной целью[48].

18 июня 1907 г. был опубликован устав Общества взаимного вспоможения книгопечатников. В Общество входило 133 члена, из них 15 наборщиков, 20 печатников, 27 переплетчиков, 6 литографов, 4 накладчика, 1 вертельщик.

Целью данной организации было объединение работников печатного и переплетного дела в Оренбурге и содействие улучшению материальных и нравственных условий жизни своих членов.

Помимо разрешения экономических и правовых нужд работников печатного и переплетного дела, планировалось также содействовать умственному и моральному развитию членов Общества и их семей путем устройства чтений, лекций, устройства библиотек, профессиональных школ, курсов, приютов[49].

18 февраля 1913 г. был утвержден устав Общества вспомоществования учащимся детям служащих Ташкентской железной дороги, возникшее по инициативе членов Общего Присутствия Управления Ташкентской железной дороги.

Целью Общества являлось попечение о сиротах и детях малоимущих железнодорожных служащих, учащихся в низших и средних учебных заведениях «в местностях, в коих пролегает Ташкентская железная дорога (Самарская и Оренбургская губернии, Тургайская, Уральская и Сырь-Дарьинская области)».

Средства Общества составляли:

1) отчисления из резервного фонда по премиям службы Тяги;

2) перечисление из общего благотворительного фонда Управления дороги;

3) пожертвования служащих;

4) сбор от устройства кинематографических сеансов, любительских спектаклей[50].

Таблица 4

Состав и численность Общества вспомоществования имени Екатерины Ефимовны Рухловой учащимся детям малоимущих служащих Ташкентской железной дороги[51]

Состав Общества

1913

чел.

1914

чел.

1915

чел.

  1. почетные члены, внесшие 100 р.
  2. действительные члены, внесшие не менее 3 р.
  3. члены соревнователи, внесшие не менее 1 р.

3

318

 

272

4

353

 

272

4

446

 

315

Всего:

656

629

765

Членами Правления в 1913 г. были избраны: заведующий пенсионной кассой Василий Иванович Попов, инженер-гидротехник Николай Александрович Алексич, помощник начальника службы Движения Юрий Евгеньевич Шереметьев, помощник начальника Материальной службы Константин Федорович Кондратьев, помощник начальника Коммерческой службы Сергей Александрович Чиколини, начальник главных мастерских Андрей Коэтанович Залессикй.

В первый год своего существования Правление Общества главным образом рассматривало прошения служащих о выдаче пособий на уплату за право учение детей, обучающихся в низших и средних учебных заведениях. В течение 1913 г. всех пособий было выдано на сумму 425 р. 50 к. на обучение 30 учащихся.

Таблица 5

Учебные заведения г. Оренбурга, получающие в 1913 г. пособия от Общества вспомоществования имени Екатерины Ефимовны Рухловой учащимся детям малоимущих служащих Ташкентской железной дороги[52]

Учебное заведение

Кол-во учащихся

Мужская гимназия

Реальное училище

Женская гимназия

Городское училище

Железнодорожное училище

Торговая школа

Прогимназия

Техническом железнодорожном училище

Сельскохозяйственное училище

2

2

12

5

4

2

1

1

1

Всего:

30

В 1914 г. таких пособий было выдано на сумму 2 179 р., из которых 1 959 р. пошло на уплату за обучение, а 220 р. на приобретение одежды, обуви и др. предметов обмундирования сиротам и беднейшим ученикам Ташкентского железнодорожного технического училища. Всего 1914 г. Обществом была оказана помощь 77 ученикам, которые по роду учебных заведений распределились следующим образом:

Таблица 6

Учебные заведения г. Оренбурга, получающие в 1914 г. пособия от Общества вспомоществования имени Екатерины Ефимовны Рухловой учащимся детям малоимущих служащих Ташкентской железной дороги[53]

Учебное заведение

Кол-во учащихся

Реальное училище

Мужская гимназия

Техническое училище

Сельскохозяйственное училище

Городские и приходские училища

Торговая школа

Коммерческое училище

Женская гимназия

Женское городское училище

Женский институт

Железнодорожное училище

9

7

6

3

4

3

1

36

3

1

4

Всего:

77

В 1915 г. было выдано пособий на сумму 3 045 р. 50 к., из которых 2 605 р. 50 к. выдано для взноса платы за обучение и 447 р. на приобретение одежды, обуви и пр. предметов обмундирования сиротам и беднейшим ученикам Ташкентского железнодорожного технического училища.

Данное Общество открывало общежития для учащихся. Так, например 10 октября 1914 г. было открыто общежитие для учащихся и уже к началу 1915 г. в нем состояло 9 человек. Второе общежитие начало функционировать в 1916 г.

7 ноября 1916 г. начало свою работу Общество друзей литературы и искусства, которое, помимо выдачи своим членам пособий, ссуд и помощи в трудоустройстве, активно занималось организацией публичных собраний, лекций, чтений[54]. Учредителями Общества были: редактор газеты «Оренбургская жизнь» Сергей Петрович Наумов, сотрудник газеты Леонид Тимофеевич Большаков, секретарь Оренбургской уездной земской управы Аким Павлович Ярмолаев, заведующий отделом народного образования Оренбургской уездной земской управы Илья Иванович Воскобойников, инспектор мелкого кредита Бронислав Константинович Петрашевич. Средства общества составляли членские взносы в размере 3 р. единовременно и 50 к. ежемесячно для действительных членов и 100 р. единовременно и 10 р. ежегодно для соревнователей[55].

Следует также отметить деятельность «Качкарского приискового общества Народного Образования», созданного в Троицком уезде Оренбургской губернии на Качкарских приисках. Учредителями данного Общества были управляющий Екатеринбургским золотопромышленным обществом 1861 г., кандидат университета Иван Епинетович Лебедев, директор анонимного общества Качкарских золотых приисков, горный инженер Александр КонратовичФитингоф, управляющий приисками А.П. Прибылев, дворянин Борис Николаевич Васильев, Троицкий мещанин Егор Григорьевич Корнев[56]. Правление заботилось об образовании работников прииска. Для достижения поставленной цели Общество осуществляло следующие виды деятельности:

1) изыскание средств к открытию новых начальных училищ, воскресных школ, курсов для взрослых;

2) оказание помощи существующим школам и лицам, открывающим начальные школы;

3) содействие нуждающимся учащимся школ к продолжению учения, приобретению учебных принадлежностей, одежды, обуви и пр.

4) забота об устройстве народных чтений, книжных складов, народных библиотек, читален и пр.[57]

Деятельность Общества распространялась на Троицкий уезд Оренбургской губернии[58].

Как видим, вопросами распространения просвещения среди простого народа в Оренбургской губернии занимались не только специализированные просветительские общества, но и объединения, деятельность которых сосредотачивалась на решении узкопрофессиональных задач.

Таким образом, на территории Оренбургской губернии в позднеимперский период активно самоорганизовывались различные общественные организации, деятельность которых была направлена на повышение культурного и образовательного уровня населения посредствам распространения идей просвещения.

В данной работе нами представленна деятельность следующих организации:

  1. Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургской гимназии (1875 г.)
  2. Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургского духовного училища (1880 г.)
  3. Троицкое общество попечения о народных школах (1881 г.)
  4. Общество вспомоществования бедным ученикам Оренбургской городской женской гимназии (1897 г.)
  5. Челябинское Общество попечения о начальном образовании (1898 г.)
  6. Троицкое мусульманское благотворительное общество (1906 г.)
  7. Общество вспомоществования нуждающимся учащимся при Оренбургской женской гимназии М. Комаровой (1907 г.)
  8. Оренбургское общество содействия народному образованию (1907 г.)
  9. Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Оренбургского женского училища (1908 г.)
  10. Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Оренбургской Духовной Семинарии (1911 г.)
  11. Оренбургское общество попечения об учащихся мусульманах (1912 г.)
  12. Сухомлиновское общество народного просвещения (1914 г.)
  13. Оренбургское и Орское мусульманские общества

Вышеперечисленные организации создавались либо для помощи учащимся конкретных учебных заведений, либо с целью распространения грамотности среди всего населения Оренбургской губернии. Кроме этого, существовали национальные просветительные общественные организации, деятельность которых распространялась исключительно на национальное население губернии.

В деятельности перечисленных просветительных организаций нам представляется возможным выделить два направления: базовое и вспомогательное. К базовому направлению мы относим деятельность по открытию образовательных учреждений - школ, библиотек, читален, изданию педагогических журналов и сочинений, а также их субсидированию, работа которых самым непосредственным образом связана с распространением грамотности.

Во вспомогательном направлении мы выделяем две группы:

1) мероприятия, направленные как на повышение общего культурного уровня, так и на отвлечение населения от вредных привычек, например, пьянства. В их числе организация лекций, чтений с показом световых картин, проведение вечеров с образовательной целью, устройство систематических курсов для взрослых;

2) материальная помощь, выражавшаяся в оплате обучения, выдаче стипендий и пособий; в выдаче книг и учебных принадлежностей.

Вопросами народного просвещения также занимались и общественные профессиональные организации. Таковыми были:

  1. Профессиональное общество приказчиков и конторщиков (1907 г.)
  2. Общество взаимного вспомоществования книгопечатников (1907 г.)
  3. Общество вспомоществования имени Екатерины Ефимовны Рухловой учащимся детям малоимущих служащих Ташкентской железной дороги (1913 г.)
  4. Общество друзей литературы и искусства (1916 г.)
  5. Качкарское приисковое общество народного образования

Кроме частнопрофессиональных вопросов, названные организации заботились о духовном и умственном развитии своих членов. С этой целью ими открывались библиотеки и школы, устраивались чтения и лекции, спектакли и концерты. Кроме членов профессиональных обществ подобные мероприятия свободно могли посещать все желающие.

Анализ деятельности общественных организаций позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, в территориальном плане работа обществ была разнородной: рассчитанной как на население всей губернии, так и на население только лишь ряда волостей, и даже на учащихся конкретного среднего учебного заведения. Такой разновекторный подход способствовал оптимальному сочетанию государственной и общественной инициативы в области народного просвещения, поскольку позволял «закрывать» с помощью общественной и частной деятельности слабые места в государственной политике в области народного просвещения.

Во-вторых, руководящие органы анализируемых обществ были разнородны по своему социальному составу: чиновники, дворяне, купцы, мещанско-крестьянский элемент. На наш взгляд, эта ситуация свидетельствует о реальном развитии гражданского общества в южно-уральской провинции – развитии, затронувшем в позднеимперский период все основные социальные группы населения, а не только отдельные из них.

В-третьих, общественная инициатива в сфере народного просвещения была реализована по целому ряду направлений - как пропаганду научных знаний, так и внедрению в народную массу культуры чтения, санитарно-гигиеническое просвещение, воспитание бытовой культуры. Народное просвещение одновременно по нескольким направления можно интерпретировать как попытку создания некой всеобъемлющей альтернативы деятельности государственных органов в сфере народного просвещения в исследуемый период.

На наш взгляд, проанализированный опыт развития гражданского общества в российской провинции может и должен быть востребован в современной России.

[1] См.: Владимирцева В.Г. Просветительские общества в России как форма общественной инициативы в решении задачи народного образования на рубеже ХIХ – ХХ столетий // Вестник ОГУ. – 2006. – № 12 (Приложение). – С. 167.; Она же. Изучение читательского спроса и распространение книги как деятельность общественных просветительских объединений // Аспирантский вестник ОГПУ. – 2006. – № 5. – С. 38.; Она же. Проблема народного просвещения в деятельности демократических обществ в России на рубеже ХIХ – ХХ веков // Философия. История. Культура. – Саратов: СЮИ МВД России, 2007. – Вып. 8. – С. 146.; Она же. Народное просвещение и демократические общества в России на рубеже XIX-XX веков. // Книга. Чтение. Культура. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2008. – С. 127.;Она же. Просвещение народа как одна из задач российского общественного движения на рубеже XIX-XX столетий // Научно-практический альманах аспирантского сообщества. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2008. –Вып. 3. – С. 168.

[2]Оренбургский листок. № 11. 13 марта 1877. С. 2.

[3] Оренбургский листок. № 12. 14 марта 1876. С. 3.

[4] Оренбургский листок. № 11. 13 марта 1877. С.2.

[5] Отчет о средствах и деятельности Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургской гимназии с 1 января 1898 г. по 1 января 1899 г. Оренбург, Типография-литография И.И. Ефимовского-Мировицкого. 1899. С. 7-8.

[6] Отчет о средствах и деятельности Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургской гимназии с 1 января 1906 г. по 1 января 1907 г. Оренбург, Типография-литография Б.А. Бреслина. 1907. С. 3-16.

[7] ГАОО (Государственный архив Оренбургской области). Ф. 6. Оп. 6. Д. 14695. Л. 1.

[8] Там же. Л. 8 об.

[9] Там же. Л. 7.

[10] Там же. Л. 7.

[11] Отчет Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургской Духовной Семинарии за 1915. Без вых данных. С. 2-3.

[12] Устав Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургской Духовной Семинарии. Оренбург, Типография А.Н. Курганского. 1911. С. 1-3.

[13] Там же. С. 1-2.

[14] ГАОО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 386/1. Л. 19-191.

[15] ГАОО. Ф. 174. Оп. 1. Д. 226. Л. 298/1-298/1об.

[16] Оренбургская газета. 13 ноября 1898. № 516. С. 3.

[17] Там же. С. 3.

[18] Там же. С. 3.

[19] Оренбургская газета. 23 марта 1900. № 894. С. 3.

[20] ГАОО. Ф. 10. Оп. 2. Д. 134. Л.7-20.

[21] ГАОО. Ф. 10. Оп. 4. Д. 10/12. Л. 5 б об.

[22]Там же. Л. 5 б об.

[23] ГАОО. Ф. 10. Оп. 4. Д. 10/12. Л. 5 б об.

[24] ГАРФ. Ф. 517. Оп. 1. Д. 130. Л. 8.; ГАОО. Ф. Оп. 4. Д. 10/12. Л. 5 б об.

[25] ГАОО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 255. Л. 10-12.

[26] ГАОО. Ф. 10. Оп. 4. Д. 10/12. Л. 5 ф.

[27] ГАОО. Ф. 10. Оп. 4. Д. 10/12. Л. 16-16 об.

[28]ГАОО. Ф. 21. Оп. 2. Д. 379. Л. 54/2, Л. 54/51 об.

[29] ГАОО. Ф. 10. Оп. 4. Д. 10/12. Л. 5з.

[30] Там же. Л. 5э.

[31] Там же. Л. 17 об.

[32] Там же. Л. 5и.

[33] Источник таблицы: ГАОО. Ф. 10. Оп. 4. Д. 10/12. Л. 5и.

[34] Источник таблицы: ГАОО. Ф. 10. Оп. 4. Д. 10/12. Л. 5и

[35] ГАОО. Ф. 10. Оп. 4. Д. 10/12. Л. 16-17 об.

[36] ГАОО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 386. Л. 1-31

[37] Там же. Л. 25 об.

[38] ГАОО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 386. Л. 31.

[39] ГАОО. Ф. 10. Оп. 2. Д. 202. Л. 17.

[40] Там же. Л. 3.

[41] Там же. Л. 12 об.

[42] Источник таблицы: ГАОО. Оп. 2. Д. 202. Л. 13.

[43] ГАОО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 386/1. Л. 17.

[44] ГАОО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

[45] ГАОО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 386/1. Л. 19.; Ф. 17. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

[46] ГАОО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 386/1. Л. 50-50 об.

[47] Устав Оренбургского Общества попечения об учащихся мусульманах. Оренбург, Типография газеты «Вакыт». 1912. С. 1.

[48] ГАОО. Ф. 10. Оп. 4. Д. 10/12. Л. 8.

[49] ГАОО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 293. Л. 58 об.

[50] Отчет Общества вспомоществования имени Екатерины Ефимовны Рухловой учащимся малоимущих служащих Ташкентской железной дороги за 1913 г. Оренбург, Типография А.А. Левинсон. 1914. С. 5.

[51] Источники таблицы: Отчет Общества вспомоществования имени Екатерины Ефимовны Рухловой учащимся малоимущих служащих Ташкентской железной дороги за 1913 г. Оренбург, Типография А.А. Левинсон. 1914. С. 5.; Отчет Общества вспомоществования имени Екатерины Ефимовны Рухловой учащимся малоимущих служащих Ташкентской железной дороги за 1914 г. Оренбург, Типография А.А. Левинсон. 1915. С. 6.; Отчет Общества вспомоществования имени Екатерины Ефимовны Рухловой учащимся малоимущих служащих Ташкентской железной дороги за 1915 г. Оренбург, Типография А.А. Левинсон. 1916. С. 3.

[52] Источник таблицы: Отчет Общества вспомоществования имени Екатерины Ефимовны Рухловой учащимся малоимущих служащих Ташкентской железной дороги за 1913 г. Оренбург, Типография А.А. Левинсон. 1914. С. 6.

[53]Источник таблицы: Отчет Общества вспомоществования имени Екатерины Ефимовны Рухловой учащимся малоимущих служащих Ташкентской железной дороги за 1914 г. Оренбург, Типография А.А. Левинсон. 1915. С. 5-6.

[54] ГАОО. Ф. 10. Оп. 2. Д. 261. Л. 2.

[55] ГАОО. Ф. 10. Оп. 2. Д. 261. Л. 2 об.

[56] ГАОО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 262. Л. 1 об.

[57] Там же. Л. 17.

[58] ГАОО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 262. Л. 17.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top