Тимофеева О.Э.
Мытарь – в библейских сказаниях: сборщик податей в Иудее; человек, обреченный на мытарства - т.е. страдания и муки.
Словарь русского языка С.И. Ожегова
История знает немало великих правителей, которым благоволила судьба. Они объединяли земли: огнем ли, мечом ли, словом ли, в единые государства; покоряли в славных походах народы заморских стран. Одни, как Александр Македонский или князь Святослав, слыли бесстрашными воинами, подчас чудом выживали в кровопролитных боях. Другие, как царь Соломон, были мудрыми правителями: издавали законы, принимали справедливые решения. Третьи были великими реформаторами, сумевшими модернизировать страну, двинув ее по пути прогресса, как Петр I. Карл Великий, Наполеон I, Александр II, Гай Юлий Цезарь, можно продолжать и дальше, однако настоящая статья будет посвящена человеку, жребий которого был иной. Ему был уготован трудный, темный путь, выдержать который под силу далеко не каждому. Речь здесь пойдет о русском князе Василии II Темном. Объединение Руси – важнейшее событие, определившее впоследствии ход российской истории. Правда, все «лавры» обычно достаются Ивану III (см., например, История России, раздел III, глава 16: «Великие деяния Ивана III»), который, собственно, и завершил объединение, став Великим князем всея Руси. Однако не стоит забывать, что собирание русских земель осуществлялось в равной степени несколькими князьями, и Василий II сыграл не последнюю роль в этом событии, не только сохранив, но и приумножив то, чего добились его предки. Много выпало на его долю испытаний, прежде чем он достиг главного – московского единовластия. Но обо всем по порядку.
Объединение Руси, как мы помним из истории, начал московский князь Иван I Калита. Старт к собиранию земель русских дало возвышение Московского княжества. Объединительный процесс, при этом, серьезно затормаживало татаро-монгольское иго, однако Калита вел грамотную, продуманную политику: во-первых, подавил восстание в Твери с помощью самих татар, после чего получил не только ярлык на великое княжение во Владимире, но и право на самостоятельный сбор дани (История России, 9 кл., с.27). Кроме того, Иван I усиленно расширял свое княжество, в основном, за счет покупки соседних земель. Мудрую политику князя продолжил Дмитрий Иванович, который также получил ярлык на великое княжение в борьбе с суздальско-нижегородским князем. Дмитрию Ивановичу удалось нанести первое поражение лютым ордынцам, доселе непобедимым. Эта победа внесла серьезное изменение, в первую очередь, в самосознание русских людей (История России, 9 кл., с.28), создала почву для будущего их объединения. Следом сын Дмитрия (получившего после битвы на Куликовом поле прозвище «Донской»), Василий, продолжил активно собирать русские земли. Однако окончательному объединению препятствовали Тверское княжество, а также Новгород, Псков и княжество Рязанское. Все они были достаточно сильными игроками, посему - активно сопротивлялись распространению московского влияния. Тверское княжество наравне с Москвой претендовало на первенство в объединении. Схватка Москвы и Твери закончилась не в пользу последней, что, однако, не помешало ей до конца сопротивляться московским князьям (ИР с др. времен, с. 65). Василий I в свое время не сумел решить проблему этих своенравных соперников, поэтому задача эта перешла к его наследнику – Василию II. К человеку, который, в отличие от предшественников, не стал баловнем судьбы, ибо в своем и без того нелегком деле, он нажил себе множество врагов и неприятностей. К человеку, который и станет главным героем этого повествования.
Злоключения Василия II начались еще в детстве. После смерти отца в 1425 г., 10-тилетний Василий II получил в княжение Московское княжество, а вместе с ним и великое владимирское княжение, и все то, что Василию I удалось присоединить, а это, если посудить, не так уж мало: Нижний Новгород, Суздаль, Муром, Перемышль, Вологду, Вятку, Пермскую землю (История России с др. времен до конца XX в., с.45). Опекуном для малолетнего князя отец незадолго до смерти выбрал великого князя литовского Витовта. И это несмотря на наличие родственников – братьев Василия I Юрия, Андрея и Константина (см. там же). Скорее всего, князь-отец предчувствовал, что кровным родственникам доверять не стоит.
И он не ошибся. Не все потомки согласились с завещанием князя Василия I: вскоре свои права наследования предъявил его брат Юрий Дмитриевич. Дядя новоявленного князя не замедлил оспорить право племянника на великое княжение, поскольку еще в завещании Дмитрия Донского, отца Василия I и Юрия, было указано, что в случае смерти его старшего сына – Василия, московский великокняжеский стол должен перейти к следующему по возрасту сыну – соответственно, к Юрию Дмитриевичу. Загвоздка заключалась в том, что завещание это было написано, когда Василий не был женат и не имел детей. И Донской, разумеется, не мог указать несуществующих детей старшего сына (История России с др. времен до конца XVII в., с.285). Василий I, разумеется, составил собственное завещание. Однако этот факт не переубедил Юрия.
Когда после смерти Василия I митрополит Фотий призвал всех сыновей Дмитрия Донского поцеловать крест новому великому князю, Юрий Дмитриевич демонстративно уехал в Галич, где и начал собирать войско для похода на Москву (см. там же). Так началась непримиримая междоусобица, затянувшаяся на несколько десятилетий.
Первая битва кровных родственников за великокняжеский стол не состоялась, Юрий бежал при виде войска племянника, которого поддержали другие братья Василия I. Кроме того, Юрия останавливало покровительство над племянником Витовта Однако цель была столь желанна, что отказаться от нее Юрий не мог. В 1431 г. он бросил Василию вызов – потребовал, чтобы племянник поехал с ним на суд в Орду. Татаро-монгольский фактор на тот момент еще никто не отменял, их влияние по-прежнему сохранялось. Оба претендента на великое княжение в Москве с богатыми дарами отправились в Орду. Здесь Юрий Дмитриевич рассчитывал на поддержку мурзы Тегинея, с которым у него были дружеские отношения (история России с др. времен до конца XVII в., с. 286). Но Василию повезло: его боярин И.Д. Всеволожский перехитрил Юрия, и ханский суд оказался в пользу князя. Казалось, дело было решено, но…
Незадача приключилась с князем уже по возвращении из Орды. Незадолго до возвращения князь дал слово И.Д. Всеволожскому жениться на его дочери. Вернувшись домой, Василий узнал, что мать уже сосватала ему княжну Марию Ярославну (История России с др. времен до конца XVII в, с.286). Разумеется, сын не решился ослушаться матери. Оскорбленный Всеволожский покинул Москву и перешел на сторону Юрия Дмитриевича, который уже готовил новый поход на Василия.
И тут Василию снова не повезло: он слишком поздно узнал о том, что Юрий с войском идет на Москву. Поскольку на тот момент дядя князя был уже в Переяславле, Василий не смог должным образом подготовиться к грядущему бою, и в апреле 1433 г. он был разбит в сражении на р. Клязьме. Великий князь бежал было в Кострому, но был настигнут дядей и взят в плен. Здесь, надо сказать, Юрий проявил благородство; он не избавился от родственника, и даже выделил ему в удел Коломну (см. там же).
Однако великокняжество Юрия вызвало много вопросов. Выяснилось, что московские бояре и даже московские жители не желают служить галичскому князю. Более того, они начали отъезжать к Василию. Пришлось Юрию Дмитриевичу смириться с таким положением вещей и признать право Василия на первонаследие. Казалось, тут страстям бы и поутихнуть. Но с выбыванием Юрия из гонки за наследство (он умер в 1434 г.) ничего не изменилось.
Непримиримая вражда, напротив, разгоралась все сильнее. Теперь на великокняжеский престол претендовали дети Юрия Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Они разбили войско Василия, после чего великим князем Московским провозгласил себя Василий Косой. И вновь Василию II с помощью родственников удалось вернуть себе право на княжение. Василий Косой, не оставлявший попыток захватить великокняжеский стол, был схвачен и ослеплен (ИР с древнейших времен, с.46). Но и это не поставило точки в споре за московское княжение, ведь у Василия II остался еще один конкурент – брат Василия Косого Дмитрий Шемяка.
И тут Василий II снова попадает в плен, но на этот раз к татарам, которые повадились совершать набеги на русские города. Из-за непрекращающихся распрей с родственниками Василий совсем забыл об ордынцах, которые по-прежнему сохраняли контроль над русскими землями, хотя Орда также разрывалась родственными противоречиями и склоками, но, несмотря на это, один из татарских ханов, Улу-Мухамед, нанес поражение московскому князю, который действовал, по сути, в одиночку, поскольку родственники не пришли ему на помощь даже перед лицом ордынской опасности. После битвы у г. Суздаль Василий был пленен. Хан обещал отпустить его, но только за огромный выкуп (ИР с др. времен, с.67). Для Московского княжества, обескровленного набегами татар и длительной феодальной войной, внесение выкупа оказалось делом непростым. Тем не менее, москвичи выкупили своего неудачливого князя. Но стоило им вызволить Василия из татарского плена, как тот снова попал в беду, на этот раз куда более тяжкую. После сбора выкупа многие его бояре вознегодовали – настолько он был непосилен, - и перешли на сторону сына Юрия Дмитриевича Дмитрия Шемяки. А когда князь уехал в Троице-Сергиев монастырь молиться, подручные Шемяки ворвались в Москву, перебили оставшихся с князем бояр и слуг. Вскоре был схвачен и Василий II. Шемяка, видимо, в отместку за страдания брата, велел ослепить великого князя (История России, 9 кл., с.29). За это Василий II, как известно, и получил прозвище «Темный». Московским княжеством завладел Дмитрий Шемяка, а Василия Темного и его семью выслали в Углич. Шемяка, как и его отец, не стал избавляться от конкурента, ограничившись отправкой родственников в удел. И совершил большую ошибку с точки зрения погони за наследством. И вот почему…
Мытарства несчастного Василия Темного вызвали глубочайшее сочувствие москвичей, представителей духовенства, бояр, оказавшихся в изгнании в Литве. Кроме того, Василий рассматривался как законный наследник князя Василия I, а значит, и как главный претендент на великое княжение. В итоге объединенными усилиями всех сочувствующих было собрано войско, которое сумело изгнать Шемяку из Москвы (История России с др. времен до конца XVII в, 287). 17 февраля 1447 г. Василий вновь вернулся в столицу. С Дмитрием Шемякой был заключен мир, однако вплоть до его смерти в 1453 г. сохранялась угроза нового нападения. Все приспешники Дмитрия один за другим сошли с дистанции: ни один из них после смерти Шемяки более не представлял угрозы для великого князя Московского. Таким образом…
Многолетняя усобица завершилась полной победой московского князя. Василий II не только сохранил за собой земли, которые передал ему отец, но и присоединил владения своих родственников-врагов (История России с др. времен до конца XVII в, с.288). Москва более не делилась на части: она целиком принадлежала князю Василию II Темному. Теперь оставалось дело оставалось только за Тверским и Рязанским княжествами, Новгородом и Псковом. Однако…
Все было не так просто. Вышеперечисленные земли давно отличались независимостью и своенравием. Однако ситуация в каждой из них была разной. Ослабленное Рязанское княжество самовольно перешло под московский протекторат. Тверское княжество, бывшее когда-то соперником Москвы в борьбе за великое княжение, склонялось больше к союзу с Литвой, нежели с Москвой. Сильны были пролитовские настроения и в Новгороде. Трения с Москвой у Новгорода были давние: в первую очередь, из-за противоречий новгородского архиепископства с московскими митрополитами. Подозрительное отношение усиливало столкновение интересов Москвы и Новгорода на Двине и Вологодчине. И если в период междоусобиц Василию II было не до Новгорода, то после победы над Шемякой великий князь Московский не замедлил снарядить поход на непокорных. Войска Василия едва не разнесли Новгород в щепки, повергнув новгородцев в глубочайший шок (см. там же). Шок был таким сильным, что гордые новгородцы отправили в Москву посольство. Василий выдвинул ряд жестких требований: выплачивать дань ордынцам, ничем не ограничивать власть его наместников, не принимать у себя его врагов и вернуть все купленные в его владениях земли (История России с др. времен до конца XVII в, с.289). С этих пор отношения между Новгородом и Москвой пошли на лад: Василий даже был гостем у новгородцев. Псковичане, узнав, что Москва вдруг «задружила» с Новгородом, стала просить Василия Темного прислать к ним на княжение сына, Юрия, который предложение принял. Старший сын Василия Иван – будущий Иван III, объединитель Руси, остался «сидеть» в Москве.
Василий II Темный умер 27 марта 1462 г. после долгой болезни. Незадолго до кончины князь разделил полученные от отца и приобретенные им самим территории между своими сыновьями. Казалось бы, свежи еще были в памяти недавние междоусобицы, в результате которых великий князь лишился зрения. Однако большую часть отцовского наследства получил старший сын Иван, который после ослепления отца стал его глазами: сопровождал его в походах, управлял столицей в его отсутствие (История России с др. времен до конца XVII в., с.290). Остальным сыновьям (Юрию, Андрею Большому, Андрею Меньшому, Борису) досталось наследство поскромнее. Наученный горьким опытом отец, при этом, наказал сыновьям не оспаривать у Ивана старшинство. Фактически Иван был призван завершить дело, начатое его многострадальным отцом, и, как мы помним из истории, ему это удалось.
В заключение хотелось бы объяснить, почему мой выбор пал именно на эту тему, почему именно Василий II и никакой другой персонаж российской истории. Все дело в том, что коль скоро темой данного конкурса заявлен лозунг «Наследие предков – молодым», то главным действующим лицом статьи должен был стать именно тот человек, который дорожил своим наследием, который мог бы стать примером для подрастающего поколения. Пройдя тропой труднейших испытаний, князь Василий не уступил, не спасовал перед обстоятельствами, а продолжил дело, начатое его предками: в Московском княжестве установилось единовластие, был положен конец междоусобицам. После долгих мытарств Василий II присоединил к Московскому княжеству еще несколько земель и передал «эстафету» своему сыну Ивану III. Так же и каждому из нас нужно дорожить тем, чего добились наши предки: не только сохранять, но и приумножать наследие, оставленное нам предшественниками, как это делал великий князь Василий II, пожалуй, главный мытарь русской истории.
Василию II среди князей – объединителей (Иван Калита, Дмитрий Донской, Василий I, Иван III) в школьных учебниках обычно отводится малозаметная роль, его правление учителя редко включают в учебный план, предпочитая больше уделить внимания тому же Ивану III, а эту тему либо присоединяют к теме «Политика московских князей», либо отправляют в разряд «самостоятельное чтение». Прочитать о нелегкой судьбе великого князя в полном объеме подрастающему поколению удается не так часто, поэтому хотелось бы порекомендовать им пособие, которое я использовала в качестве основы для своей статьи – «История России. С древнейших времен», авторский состав: А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. Надеюсь, что это пособие поможет молодежи в изучении истории нашей Родины. В книге также доступно и понятно изложены все перипетии судьбы Василия II.
Однако данная статья, как я уже сказала, была посвящена Василию II Темному не как правителю, внесшему вклад в объединение Руси, а как человеку, сумевшему сохранить и приумножить все то, что досталось ему в наследство от предков. Василий, невзирая на все тяготы, продолжил славное дело московских князей. И преподал последующим поколениям – Рюриковичам ли, Романовым ли, нашему ли поколению, - ценный урок. Урок этот о том, что превыше всего в жизни нужно ценить свое наследие.
Вопрос о наследии был актуален всегда, не только в упомянутую мной эпоху. В наши дни эта тема поставлена также очень остро, наверное, потому что предшествующее нам поколение, мягко говоря, разбазарило все то, что создавалось в течение долгих лет. Наши родители родились в Советском Союзе – крепком государстве, одной из двух мировых сверхдержав. Мое поколение родилось в эру перестройки, и мы сполна ощутили на себе действие того «доброго» пожелания, которое поясняет, каково это - жить «в эпоху перемен». Возможно, эти слова преувеличены, однако – и это очевидно - есть то, чего мое поколение явно недополучило – пресловутое наследие. Мы не знаем, как это было – жить в СССР, быть советским гражданином. Сегодня мы живем в совсем другом государстве. Сегодня нас приходится учить любить свою Родину. При этом мы забываем о том, сколько всего было утеряно в предыдущие годы, сколько всего произошло с культурой, образованием, церковью. Со мной по соседству живет бабушка, которая каждое воскресенье водит внука в церковь, учит его чему-то светлому, закладывает что-то в его душу. Это тоже наследие. Ведь прошлое не исчезает: оно продолжает жить в накопленном опыте.Поэтому сейчас каждому из нас, 20-тилетних молодых людей есть смысл задуматься: а какое наследие мы оставим своим потомкам? что они будут хранить и приумножать? Нам еще многому предстоит научиться, и тем более отрадно, что один пример того, как нужно относиться к своему наследию, уже найден.
Список литературы
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»