Тельной А.А.
Актуальность данной темы в том, что с именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян – во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение[1].
Целью данного исследования, является рассмотрение жизнедеятельности Владимира I Святославича.
Основными русскими письменными источниками являются: Похвала равноапостольному князю Владимиру и житие его, сочинение Мниха Иакова; Повесть временных лет[2]; Новгородская первая летопись младшего извода, ок. кон. XI в., Церковный устав князя Владимира, XIII в., (См. приложение 2).
Основными иностранными письменными источниками являются: свидетельства византийцев[3]: Лев Диакон (род. ок. 930 г.), «История» в 6 книгах, 90-е гг. Х в., Иоанн Скилица, вторая половина XI в.; свидетельства арабов[4]: Яхъя Антиохийский, (ибн-Саид ибн-Батрик), Тарих аз-зейль (продолжение всеобщей истории александрийского патриарха Евтихия (ум. 939), на основании документов, найденных им в Антиохии, куда он прибыл из Египта в 1012 г.), втор. пол. XI в., Абу Шуджа, втор. пол. XI в.; свидетельство одного армянина[5]: Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, писателя XI столетия; свидетельства западноевропейцев[6]: Титмар Мерзебургский, (975 или 976 г. – 1019), Хроника, в 8 кн., 1012–1018 гг.; исландской саги[7]: Сага об Олаве Трюгвассоне[8], Сага о конунге Рорике и его потомках, (См. приложение 2); данные былин[9].
Владимир, внебрачный сын киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, дочери древлянского князя Мала, бывшей в плену у великой княгини киевской Ольги Мудрой ключницей[10]. Родился в Киеве[11], предположительно в 963 году. Мать Владимира – Малуша, вследствие своей знатности получила при киевском дворе важную должность ключницы, начальствовавшей над прочими слугами[12], но несмотря на достаточно высокое социальное положение при дворе княгини, по существовавшему законодательству являлась рабыней, что, естественно, понижало общественный статус ее сына[13]. В 969 году Святослав, только что схоронивший мать и собиравшийся в новый длительный поход в Болгарию, посадил старшего сына Ярополка князем в Киеве, а другого сына — Олега — князем у древлян[14]. Но дядя Владимира – Добрыня однажды воспользовался тем, что законные сыновья князя, Ярополк и Олег, отказались ехать в далекую северную факторию Руси — Новгород, и предложил послать туда своего племянника[15]. Так Владимир стал князем-наместником в маленьком городке на озере Ильмень[16].Владимир был еще мал годами и всеми делами за него распоряжался Добрыня[17]. На Русском Севере, среди языческого окружения, находящийся под влиянием своего дяди Добрыни, Владимир сформировался не только как убежденный язычник, но и как противник киевских порядков, как враг той среды, которая отринула и вытолкнула его на обочину жизни[18]. Из похода Святослав уже не вернулся, так как в 972 году погиб у днепровских порогов[19].
После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк[20]. Почти все славяно-русские земли по Днепру и Новгород на севере подчинились Ярополку[21]. Правой рукой Ярополка был опытный воевода Свенельд. Сын Свенельда Лют был убит древлянским князем Олегом. Поэтому, желая отомстить Олегу, Свенельд подговорил Ярополка пойти войной на Олега и отобрать у него землю. Ярополк послушался своего наставника и пошел войной на своего брата Олега. В 977 году во время бегства из города Овруча Олег был убит[22].Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море[23], а Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один Русскою землею[24].Однако через год, в 978 г., Владимир вернулся в Новгород, наняв «за морем» воинов, выгнал посадников Ярополка, велев им передать господину: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться»[25]. Готовясь к решительному столкновению из-за первенства на Руси, Ярополк и Владимир стремились опереться на полоцкого князя Рогволода. Естественно, что союзнические отношения с полоцким властелином каждый из сводных братьев желал закрепить путем брака с его дочерью[26].
Рогволод решил поддержать Ярополка, имевшего под рукой почти все восточнославянские земли, тогда как Владимир мог опереться только на новгородцев и немногочисленных, по-видимому, заморских наемников[27]. Ответ Рогнеды напредложение Владимира, что она не выйдет замуж за сына рабыни, должен был оскорбить не только князя, но и Добрыню, как брата Владимировой матери[28].
В этом отчаянном положении впервые дал себя знать сильный характер Владимира[29]. Он собрал большое войско из варягов, новгородцев, чуди и кривичей и пошел на Полоцк. Здесь мы видим опять не набег дружины, не одних варягов, но поход, в котором участвовали, все северные племена[30]. Его вторжение в Полоцкую землю было неожиданным для местного князя[31]. В то время, когда Рогнеду готовились вести за Ярополка, Владимир напал на Полоцк, убил Рогволода с двумя сыновьями и женился на Рогнеде[32]. Этот жестокий поступок был совершен Владимиром по холодному политическому расчету: истребив местную княжескую династию, он тем самым лишал Полоцк самостоятельности и даже автономии в составе складывавшегося Древнерусского государства[33].
Далее, не теряя ни дня, Владимир пошел против Ярополка[34]. Дойдя до Киева с большим войском, Владимир осадил его, а Ярополк заперся в, городе вместе с своим воеводой Блудом. Когда осада затянулась, Владимир стал тайно сговариваться с Блудом[35]. По совету своего нового воеводы Блуда, Ярополк оставил Киев[36], бежал в южные пределы Руси и укрылся в небольшом городке Родне в устье реки Рось. Там его и осадил Владимир с северной ратью. Ярополка предал его новый воевода Блуд (очевидно, Свенельд к тому времени умер). Среди осажденных начался голод, и Блуд посоветовал Ярополку выйти из крепости и договориться с братом о мире. Встрече порешили быть в шатре между крепостным рвом и палатками осаждавших[37]. Во время встречи с победившим братом Ярополк[38], был вероломно убит варягами из войска Владимира[39] и сын рабыни стал великим князем киевским, а Добрыня — воеводой, вершившим дела Руси[40].
Таким образом, если бы не особая удача, то сын ключницы мог бы затеряться в толпе «отроков» и слуг на княжеском дворе» [41]. Восшествие на киевский престол Владимира произошло благодаря тому, что, во-первых, Ярополк не имел достаточно войска, чтобы стать против него в чистом поле; во-вторых, измене Блуда, который, пугал князя вероломством киевлян, не пускал его на вылазки и потом уговорил совершенно оставить Киев[42].
Первым государственным делом Владимира было изгнание из Киева варягов-наёмников[43]. Варяги считали себя завоевателями Киева и требовали в дань с каждого жителя по две гривны[44], но Владимир избавился от них, частью разослав их по городам, частью услав в Византию[45]. Князь одновременно уведомил императора письмом[46], чтобы он не оставлял мятежных варягов в столице[47], а разослал малыми отрядами по дальним городам и ни в коем случае не допускать обратно в Россию. Император, не желая портить отношений с воинственным соседом, прислушался к совету. Таким образом, Владимир окончательно утвердил в Киеве свою власть[48]. Празднуя свою победу над Ярополком и отдавая должное поддержавшим его язычникам Севера и Киева, он поставил на холме неподалеку от своего дворца статуи всем наиболее популярным языческим богам во главе с Перуном[49], и сделал обязательное поклонение им[50]. Культ Перуна, главного бога дружинной знати, был введен Добрыней и на северной окраине Руси, в Новгороде[51]. Истуканам князь и киевляне приносили жертвы плодами, животными и даже иногда людьми[52].
В первые годы своего правления Владимир строго наказал своих противников в Киеве, заставил выйти за себя замуж жену убитого брата, которая ждала ребенка[53]. Но уже в эти годы Владимир решал крупные государственные вопросы[54]. В самой Руси и на ее непосредственных границах Владимир стремился навести порядок[55]. Сначала главная деятельность Владимира состоит в подчинении тех племен, которые прежде находились в зависимости от Руси; хорваты были в том числе, но в то время как Русь вследствие недеятельности Игоря, далеких походов Святослава на восток и юг, малолетства и усобицы сыновей его теряла племена, жившие вдалеке от Днепра, Польша при первых Пястах распространяла свои владения; следовательно, очень вероятно, что Пясты заняли земли хорватов, свергнувших с себя зависимость от Руси[56].В 981 г. Владимир начинает войну с польским правителем Мешко I[57], из династии Пястов[58], за приграничную Червенскую Русь[59]. Владимиру удалось подчинить земли Червенской Руси с городами Перемышль, Червень и другие города[60], считавшиеся на долгие годы спорными. Таким образом, территория Руси ещё более расширилась[61]. Хотя Новгород и Киев были вновь объединены, древляне вели себя смирно, а весь днепровский путь оказался в руках Владимира, Киеву перестали подчиняться радимичи[62], жившие по реке Сожи[63], и вятичи, жители берегов реки Оки и ее притоков[64]. Владимиру потребовалось три года, чтобы покорить восставшие племена[65]. Почти одновременно Владимир подчинил дани страну ятвягов[66] – племена Прибалтики[67], полудикий народ, живший в лесах и болотах[68], и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике[69]. Подчиняя восточнославянские племена, Владимир привязывал их к себе экономически и политически, заменяя племенных князей своими ставленниками, затем сыновьями[70]. В благодарность за победы Владимир приносил богам человеческие жертвы[71]. В 983 году, Владимир после похода на ятвягов возвратился в Киев и решил принести жертву кумирам вместе со своими людьми[72]; велел бросить жребий[73], и жребий пал на единственного сына одного христианина. Придя к нему, народ потребовал, чтоб он выдал сына своего, говоря, что такова воля богов[74]. Но отец отказался отдать своего сына в жертву ложным, языческим богам[75], и народ, в исступлении ярости, умертвил отца и сына[76], (мученики-варяги Фёдор и Иоанн)[77]. Это событие произвело большое впечатление на князя и на киевское население, и вопрос о перемене религии явно стал на очередь[78].
В 985 г. Владимир предпринял поход на камско-волжских болгар, богатый, торговый народ. С Добрыней и новгородцами он отправился на судах вниз по Волге, а берегом шли его наемники или союзники, конные торки. Когда болгары были побеждены, Добрыня, дядя и советник князя Владимира, сказал ему: «Такие не будут нам давать дани: они все в сапогах; пойдем искать лапотников»[79].В этих словах выразился столетний опыт. Русские князья успели наложить дань, привести в зависимость только те племена славянские и финские, которые жили в простоте первоначального быта, разрозненные, бедные, что выражается названием лапотников; из народов же более образованных, составлявших более крепкие общественные тела, богатых промышленностью, не удалось покорить ни одного; в свежей памяти был неудачный поход Святослава в Болгарию[80]. По совету Добрыни, Владимир заключил с ними мирный договор, который обе стороны клялись не нарушать, или тогда только нарушить, когда камень станет плавать, а хмель тонуть на воде[81].В результате военных походов против Болгарии граница Руси стала проходить по устью Дуная. В 986 году русские войска совершенно свободно прошли из Киева через Северный Кавказ вдоль Терека до Каспийского моря, покорили земли Таманского полуострова[82].
Таким образом, потрясенное усобицами государство являло признаки внутреннего разложения, и Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы дисциплинировать варягов, у него служивших, и усмирить отложившиеся племена (вятичей, радимичей)[83], а также расширить пределы Руси[84].
Продолжая политику государственной консолидации, Владимир пришёл к выводу[85], что сильному Киевскому государству нужна новая идеология — монотеистическая религия, которая символизировала бы и освящала единую власть великого князя[86]. В поисках духовного опыта, Владимир обратился к другим религиям[87], он пожелал узнать, как и чему веруют различные народы, живущие на земле[88]. Прослышав о стремлении князя Владимира принять новую веру, соседние народы прислали к нему послов, чтобы склонить князя к своей вере[89]. В 986 году явились к Владимиру послы-миссионеры[90]: представители католицизма, ислама, иудаизма и православия[91].
Самыми первыми пришли послы от волжских болгар, к тому времени уже принявших мусульманство[92]. Из перечня особенностей этой религии Владимиру больше всего не понравилось обрезание, воздержание от свиного мяса[93], а закон, запрещающий пить вино, совершенно не понравился князю. Владимир заявил, что «вино есть веселие для русских, не можем быть без него». Итак, мусульманство было отвергнуто[94].
После болгар пришли немцы[95], присланные от римского папы[96]. Выслушав их учение, великий князь с таковым к папе отослал ответом: „Никто из наших предков не следовал вашему учению, и нам то не прилично”[97]. В этом нужно видеть отсылку к событиям 960 года, когда германский император присылал епископа и священников Ольге; не принятые на Руси, они «еле спаслись»[98]. Католическая религия не понравилась великому князю и за то, что глава Церкви называется Папа, ибо и в язычестве жрецы много вмешивались в дела, им не принадлежащие, и причиняли ему огорчения[99].
Потом явились к Владимиру евреи и стали выхвалять ему свою веру[100]. Владимир на диспуте выслушал раввина и задал ему один вопрос: где ваша земля? А, получив ответ, что таковой нет, отказался вести с поклонниками иудаизма разговор[101].
И, наконец, пришел к Владимиру посланец из Византии, от православных христиан. Его рассказ о творении, рае, грехе, потопе, Страшном суде и прочем потряс Владимира. Но так быстро и легко князь не мог решиться принять новую веру. Он обратился за советом к своим сподвижникам, и они присоветовали князю послать гонцов во все земли, чтобы те на месте могли посмотреть, какая вера чего стоит на самом деле[102].
Владимир избрал намеренно преданных и в верности испытанных из ближних своих бояр мужей разумнейших и опытных десять человек[103], и отправил их в мусульманские и христианские страны, дабы на месте выяснить, какая вера лучше[104]. По возвращении послов Владимир снова собрал бояр и «старцев» и предложил послам рассказать о том, что они видели в разных странах[105]. Послы, побывав и на востоке, и на западе, попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения[106], в константинопольском кафедральном храме св. Софии[107]. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело[108]. Владимир, по совету бояр, решил принять греческое христианство[109].
Таким образом, все было готово к принятию христианства. Прибавим еще и другое обстоятельство: Владимир был взят малолетним из Киева и отвезен в Новгород, где и воспитан; на севере христианство было мало знакомо, язычество господствовало здесь вполне; в борьбе с Ярополком Владимир явился с северными полками, набранными из скандинавов, новгородцев, кривичей, финнов — все ревностных язычников; этот приплыв языческого элемента и был причиною торжества язычества в начале княжения Владимира. Но потом время и место взяли свое, язычество не могло долее противиться; языческая религия, которая удовлетворяла потребностям племен рассеянных, живших особенно в родовом быте, не могла уже теперь удовлетворить киевлянам, познакомившимся с христианством. В Совете Владимирабыло решено, что христианство есть лучшая вера[110].
Проанализировав языческое княжение Владимира I, можно сделать вывод, что Владимир, приступив к правлению, поставил своей задачей консолидацию племён в единое государство, а для этого нужно было возвратить отпавшие от Руси территории и племена; и приспособить язычество к новым условиям. Но так как реформировать язычество оказалось невозможным, оставалось принять религию у соседей, причем такую, которая отвечала бы потребностям общества. Подходящие религии в соседних странах имелись[111]. Но, поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя остановился именно на христианстве[112].
Владимир, как и киевские князья до него медлил с принятием христианства, так как при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии[113]. Принятию новой религии способствовали внешнеполитические события[114]. Византийская империя в 70 – 80-х годах X в. пребывала в состоянии феодальной раздробленности, ознаменовавшемся гражданской войной, которую вели Фокады, Склиры, Куркуасы и другие сильнейшие земельные магнаты против правительства. Крупные феодалы стремились сбросить соправителей-императоров Василия II и Константина VIII, заменив их собственным ставленником — многоопытным политиком и полководцем Вардой Склиром[115]. В августе 986 года, когда войско Византии было разгромлено болгарами, положение греческих императоров-соправителей Василия II и Константина было очень тяжелым. В начале 987 года мятежный полководец Варда Склир с арабами вошел в пределы империи.
На борьбу с ним был послан другой военачальник — Варда Фока, но он, в свою очередь, поднял мятеж, провозгласил себя императором и овладел Малой Азией. В 987 году Варда Фока осадил Ваидос и Хрисополь, намереваясь создать блокаду Константинополя[116], а в начале 988 г . его отряды двинулись на Константинополь. В этой ситуации старший из двух официально правивших тогда братьев-императоров Василий II[117], а ему как старшему брату принадлежала власть[118], обратился за помощью к Владимиру, и последний на этот призыв откликнулся, направив 6-тысячный отряд, с помощью которого мятежники были разгромлены. Этот отряд, скорее всего, состоял из варягов, с помощью которых Владимир за несколько лет до этого одержал победу в борьбе с Ярополком.
Помощь империи со стороны Руси была обговорена двумя важными условиями[119]. Главное условие Владимира — отдать ему в жены сестру императоров[120], Анну. Это могло бы сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Не случайно многие монархи Европы и Азии стремились породниться с византийским императорским домом[121]. Во-вторых, Владимир обещал со своим народом принять христианство. Это был весьма редкий случай, когда гордые ромейские императоры согласились выдать византийскую принцессу за «варвара», каковым в их глазах был Владимир[122].
Впрочем, выполнять договоренность императоры не спешили, особенно после того, как русский отряд помог разгромить легионы Фоки[123].Владимир затеял с императорами спор, что должно состояться в первую очередь — крещение или приезд невесты. Время шло, а уступать никто не хотел[124]. И тогда, чтобы принудить императора сдержать свое слово, киевский князь совершает поход в Крым и осаждает Херсон[125], который во времена Владимира был богатым торговым городом, признававшим верховную власть византийских императоров, но не платившим им дани и имевшим собственные законы[126]. Осада продолжалась несколько месяцев[127]. Взять этот город Владимиру помогло предательство корсунского священнослужителя Анастаса[128]. Изменник послал в стан русов записку на стреле. В послании сообщалось, где проходят трубы, по которым в осажденный город поступает питьевая вода. Владимир разрушил водопровод[129], и херсонцы изнемогли от жажды и сдались[130]. Завоевав Корсунь, Владимир Святославич получил возможность с позиций победителя диктовать Византии выгодные для него условия мира[131]. Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне и принять христианство. Ни о каком вассалитете в таких условиях не могло быть и речи[132].
Владимир послал вестника к византийским императорам Василию и Константину, требуя отдать ему в жены их сестру, царевну Анну, и угрожая в случае отказа взять приступом Константинополь, так же, как он взял Херсон[133]. Василий II и помышлять не мог силой оружия отвоевать Херсон: его войско значительно уступало древнерусскому[134]. И, кроме того, у императоров хватало проблем и без русского князя со своими собственными мятежными подданными, но отдать византийскую царевну какому-то языческому варвару они не могли. Поэтому они ответили князю Владимиру, что отдадут ему сестру только в том случае, если он примет христианство[135]. Владимир подтвердил свое обещание принять христианство[136]. Чтобы вернуть город, а с ним и позиции Византии в Крыму, император спешно отсылает сестру к Владимиру[137]. Анну прислали к Владимиру, а вместе с ней приехали епископы[138], и священнослужители.
По прибытии царевны Владимир крестился в Корсуни[139], подчеркнув тем самым добровольность этого акта со стороны Руси и независимость от воли Византии. В христианстве он взял имя Василий в честь императора Василия II, с которым Владимир становился как бы вровень. Вместе с великим князем крестилась и часть дружины. Подобным же образом Хлодвиг, король франков, принял крещение вместе со своими воинами[140]. После крещения[141], был совершен обряд венчания русского князя и византийской царевны[142], и киевский князь, великодушно отдал Василию II как «вено» (выкуп за невесту в языческие времена) этот крымский город[143].
Повенчавшись с царевной[144], в 988 году[145], Владимир вернулся в Киев[146]. Он привез из Корсуня мощи святых Климента и Фива, две бронзовые статуи и четырех бронзовых коней, привел оттуда священников[147], ушел с Владимиром и священник Анастас, помогший ему овладеть городом[148].
В Киеве Владимир приказал истреблять языческие жертвенники (требища) и сокрушать идолов[149]: одни были сожжены, другие изрублены[150].А главного же идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами[151], по княжескому повелению сначала привязали к хвосту коня[152], и волокли на днепрский берег под жестоким битьем палками от двенадцати человек[153], для публичного поругания, а затем провожать до порогов, чтобы никто не мог вытащить и взять его. Там идолу привязали камень на шею и утопили[154]; народ плакал, смотря на такое поругание. Священники между тем ходили по городу и проповедовали христианство. Так как многие граждане медлили принять новую религию, то князь поступил решительно; он велел киевлянам собраться на берег Днепра[155], к месту, где река Почайна впадает в Днепр[156], и здесь торжественно был совершен над ними обряд крещения[157]. Не все делали это охотно, но каких-то больших потрясений это событие не вызвало[158]. Это зависело частью от того, что христианство уже не было новостью в Киеве, где еще при дяде Владимира был храм пророка Илии, а главным образом оттого, что язычество русских славян не успело образовать правильной системы и не имело ни храмов, ни определенного сословия жрецов. Более живучести оказало язычество на Севере, по соседству с финскими племенами, в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле и в Муромской[159].
Население Новгорода было также крещено, но, поскольку язычество там было более сильным, крещение проводилось с применением силы[160], так же как и киевлян, их собрали на реку Волхов и окрестили. Идол Перуна с таким же поруганием, как в Киеве, брошен в Волхов[161].
Внимательное изучение обстоятельств введения христианства на Руси приводит к выводу, что, добиваясь руки Анны, Владимир стремился поднять международный авторитет своего государства. Принятие новой религии в подобных условиях не только исключало политическую зависимость Руси от Византии, но и ставило под контроль государства церковь, делая ее послушным орудием в княжеских руках[162].
Таким образом, в народной памяти устанавливалась связь между крещением Владимира и земли русской, с одной стороны, его походом на Корсунь и женитьбой на греческой царевне, с другой[163].
Приняв христианство, Владимир многоженство оставил и, по Уставу Церкви, другим запретил, отлучив от себя прежних жен по желаниям их с пристойным награждением[164]. Князь распустил всех своих жен[165]: Олова, Рогнеда, Малфрида, Аделья, Анна (См. приложение 1)и 800 наложниц: в Вышгороде – около 300 наложниц, в Белгороде – 300, в селе Берестове – около 200[166], оставив одну законную жену, греческую царевну[167].
Кроме того, непосредственным следствием принятия христианства Владимиром и распространения его в Русской земле, было, разумеется, построение церквей[168]. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (память 12/25 июля)[169]. В 996 году церковь была освящена[170].На содержание этого храма Владимир дал десятую часть княжеских доходов. Поэтому с тех пор церковь стала называться «Десятинной»[171].
Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и других городах[172], приказал отбирать сыновей у лучших людей и отдавать их в книжное ученье[173].Кроме того, он велел 72 толковникам перевести Библию на славянский язык длянародного употребления[174].
Таким образом, на Руси в каких-нибудь лет двадцать возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений, далеко шагнувших вперед от того состояния, в каком находились их родители; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала государственные и гражданские. Одна уже эта черта показывает во Владимире истинно великого человека: он вполне понял самый верный путь к прочному водворению начал новой жизни, которые хотел привить своему полудикому народу, и проводил свое намерение, несмотря на встречаемые затруднения[175].
Владимир начал также чеканку собственной монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимѣръ на столѣ, а се его злато (или: сребро)»[176]. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя[177].
Сохраняя племенную славянскую веселость, Владимир примирял ее с требованиями христианского благочестия. Средством христианской проповеди были и пиры Владимира; по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, «калики перехожие» пели былины и духовные стихи[178]. На эти праздники созывались старейшины из всех городов, скреплялась связь, единство, ширилось общение между русскими княжествами[179]. Но такое мирное препровождение времени не мешало ему, однако, воевать против врагов[180].
Владимир вёл активную внешнюю политику, за время своего правления им было подписано множество мирных, торговых, дипломатических договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии)[181].
В 991 году[182], Владимир подавил восстание хорватов, племенная верхушка которых не желала мириться с вхождением в состав Древнерусского государства и потерей привилегий и богатств[183]. В 992 успешная война с Польшей за Червенскую русь. В 994—997 походы Владимира против волжско-камских булгар и на Северный Кавказ[184]. В 1006 году[185], был подписан торговый договор с болгарами волжскими. Владимир по их просьбе позволил им торговать по Оке и Волге, дав им для этого печати; русские купцы с печатями от посадников своих также могли свободно ездить в болгарские города[186].
Единственной проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов. В 990, 992 на Переяславль, когда исход битвы решил поединок богатырей. В 996 состоялась битва у Василева, на р. Стугне; жизни Владимира угрожала при этом большая опасность. В 997 нападение на Киев, когда Владимир находился в Новгороде. В 1001, в 1013 состоялось польско-печенежское вторжение на Русь[187].Печенеги периодически грабили русские города и села, уводили жителей в плен, а после продавали их на невольничьих рынках[188].
Для того чтобы защитить и обезопасить русские земли от нападений степных кочевников-печенегов, с которыми он должен был вести непрерывную борьбу, и укрепления южных и юго-восточных границ Киевского княжества[189], Владимиром была построена первая в русской истории «засечная черта» — линия оборонительных пунктов против кочевников[190].Города-крепости ставились вдоль рек — естественных преград на пути кочевников. Водные рубежи усиливались земляными валами, прозванными в народе «Змиевыми»[191]. Были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осётр, Трубеж, Сула и другим, заново укреплён и застроен каменными зданиями город Киев[192]. В этих городах он помещал, в качестве гарнизонов, население, призванное или переведенное им из северных областей[193].
В 995 году Владимир разделил Русь на уделы и отдал их в управление сыновьям[194], надеясь таким путем сохранить ее единство[195]. Старший сын Вышеслав получил в участие Великий Новгород, прежнее владение Владимира, которое еще при жизни его, по смерти Вышеслава досталось Ярославу. Изяслав отпущен, с матерью на дедовское княжение, в Полотск. Святополку дан Туров, Ярославу - Ростов, потом Новгород, а Ростов - Борису, Глебу - Муром, Святославу - Древлянская земля, Всеволоду - Владимир, Мстиславу - Тмутаракань, Станиславу - Смоленск, Судиславу - Псков, Погвизду - Волынь и Луцк[196].
В 1014 году, Ярослав, посаженный отцом в Новгороде, отказался присылать в Киев ежегодно по две тысячи гривен, и Владимир хотел идти сам на Ярослава[197], но в 1015 году пошли на Русь войной печенеги. Владимир, уже больной, послал против них своего сына Бориса со своей дружиной, а сам разболелся еще сильнее. От этой болезни он и умер 15 июля в своем селе Берестове[198]. Погребен в Киеве в Десятинной соборной церкви, а нетленные мощи его почивают в Киево-Печерской лавре в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы[199].
Таким образом, с правлением Великого князя Киевского Владимира связывают расцвет Киевской Руси. Возможно, именно поэтому летопись называет его великим (в его честь в 1782 году императрица Екатерина II учредила орден Святого Владимира), народ - Красным Солнцем, а церковь - святым (князь Владимир причислен Русской Православной Церковью к лику святых)[200].
Таким образом, эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления Православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения[201], способствовало расцвету Древнерусского государства[202], и усилению международного авторитета Руси[203].
Приступив к правлению, Владимир поставил своей задачей консолидацию племён в единое государство, а для этого нужно было возвратить отпавшие от Руси территории и племена; и приспособить язычество к новым условиям. Но так как реформировать язычество оказалось невозможным, оставалось принять религию у соседей, причем такую, которая отвечала бы потребностям общества. Подходящие религии в соседних странах имелись[204]. Но, поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя остановился именно на христианстве[205].
Правление Владимира было ключевым периодом для государственного становления Православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения[206], способствовало расцвету Древнерусского государства[207], и усилению международного авторитета Руси[208].
Ученая разработка и критика свелась к разбору известий летописи по существу, к сопоставлению их с известиями других русских источников, свидетельствами иностранцев (византийцев, арабов, одного армянина, западноевропейцев, исландской саги), данными былин; были выяснены состав и источники летописного предания. Результаты этой работы, в общем, следующие. Владимир родился в 60-е гг. X века, и никак не мог родиться в 948 году, так как его отцу Святославу на тот момент было 6 лет, и кроме того комментируя Повесть временных лет, Соловьев С. М. пришел к выводу что при смерти Святослава Ярополку было не менее 11 лет, а так как Ярополк был старшим сыном Святослава, то Владимир родился предположительно в 963 году. Владимир вступил на киевский стол в 978, а не в 980 г.[209], об этом свидетельствуют многие источники. В «Похвале» Иакова Мниха, (См. приложение 2), есть сведение о крещении Владимира на 10 год правления.
Известие об испытании вер, признается, как и известие о приходе из Руси послов в Царьград для испытания вер. Владимир крестился в Корсуни, а не в Киеве. Владимир пошел в поход на Корсунь, чтобы добыть иерархию и цивилизаторов Руси. Причинами перехода Владимира в христианство, были тесная связь Руси и Византии, постепенное проникновение христианства в русское общество, образование в Киеве влиятельной христианской общины. Христианство распространялось в Руси при Владимире медленно. Другие известия о времени Владимира большею частью достоверны, хотя не лишены легендарных подробностей и создались под влиянием народных преданий и песен[210].
При исследовании данной темы было найдено несколько точек зрения по дате рождения и вступления на престол Владимира. Факт прихода послов Костомаровым[211] отвергается как неправдоподобный, Голубинским[212], Соловьевым[213] признается возможным, и Завитневичем[214] ставится в связь с политическим положением Восточной Европы и Передней Азии. Известие об испытании вер, Голубинским[215], Костомаровым[216] подвергнуто уничтожающей критике, Шахматовым[217] признается позднейшей вставкой в древнейший свод. Сохранившееся греческое известие о приходе из Руси послов в Царьград для испытания вер, на которое ссылался Карамзин[218], по мнению Голубинского[219] оказывается поздним измышлением. Согласно древнейшему своду в реконструкции Шахматова[220], Владимир крестился в Киеве после проповеди философа (987). Этот взгляд известен и составителю «Повести временных лет»[221], который предпочел так называемую «Корсунскую легенду», повествовавшую о крещении Владимира в Корсуни, и внес ее в «Повесть». Поход на Корсунь долго оставался необъяснимым. Костомаров[222] отвергал его. Объяснение Карамзина[223] — Владимир шел «завоевать веру»; объяснение Голубинского[224] – Владимир пошел в поход, чтобы добыть иерархию и цивилизаторов Руси. При этом барон Розен относит крещение ко времени после взятия Корсуни, а Васильевский – к 987 г. Истолкование причин перехода Владимира в христианство вызвало среди ученых полемику. Объяснение Соловьева[225] – бедность и бессодержательность язычества. По мнению Голубинского[226], причинами, были тесная связь Руси и Византии, постепенное проникновение христианства в русское общество, образование в Киеве влиятельной христианской общины; лично на Владимира влияли впечатления детства (княгиня Ольга), общение с женами христианками.
Список литературы и источников
[1] См.: Владимир // Энциклопедия православной святости: В 2 т. Т. 1 / Авт. сост. А.И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 2003
[2] См.: Книгохранильница Иакова Кротова // Похвала равноапостольному князю Владимиру и житие его, сочинение Мниха Иакова // www.krotov.info/acts/11/pohvala.html; Повесть временных лет // Повесть временных лет. Ч. 2 / Пер. Д. С. Лихачева // www.hrono.ru/dokum/povest 2.html
[3] См.: Лев Диакон – История. В 10-ти кн. Кн. 4 / Пер. М. М. Копыленко. М., 1998 // bizantine.narod.ru/Bizantine/Source/Diakon/Text.html
[4] См.: Источники по истории принятия христианства на Руси // www.midday.narod.ru/04.html
[5] См.: Всеобщая история Степаноса Таронского // Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, писателя XI столетия / Пер. Н. Эмина. М., 1864. Библиотека сайта «Античность и средневековье» // www.zeughma.narod.ru/library/library.htm
[6] См.: Титмар Мерзебургский.Хроника. В 8 кн. Кн. 1 М., 2005 // history.kitabu.ru/38975738.html
[7]См.: СагаоконунгеРорикеиегопотомках / Пер. Д. Михайловича //zaborische.narod.ru/history/rorik01.html
[8] См.: Глава 1 Олав Трюггвасон // Джаксон Т. Н. Четыре норвежских конунга на Руси: из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X — первой половины XI в. М., 2002 // norse.ulver.com/articles/jackson/4konung/chapter1.html
[9] Владимир Святославич // Епачич А. Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 / Гл. ред. Т. Г. Музрукова. М., 2007. (Эл. ресурс)
[10] Владимир Святославич (Креститель) // Богуславский В. В. Держава Рюриковичей. Славяне-Русь-Россия. Энциклопедический словарь: В 6-ти тт. Т. 1. Тула, 2001. С. 481
[11] Пантеон российских государей. Указ. соч. С. 44
[12] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 69
[13] Владимир I Святославич. Биография // Правители России. Валькова В., Валькова О. // www.vladimir1.all-people.net/index.php?act=history
[14] Владимир Святославич //Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953; Карамзин Н. М. История государства Российского. В 12-ти тт. Т. 1. М., 1989; Ладинский А. Когда пал Херсонес...; Рыжов К. Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. М., 1999; Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997 // www.hrono.ru/biograf/vladimir.html
[15] Рыбаков Б. А. Рождение Руси. М., 2003. // www.lib.ru/HISTORY/RYBAKOW_B_A/russ.txt
[16] Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. Указ. соч. С. 384
[17] Владимир Святославич Св. // Рыжов К. Все монархи мира. Россия. М., 1999. С. 176
[18] С древнейших времен до конца XVIII в. Указ. соч. С. 79-80
[19] Владимир Святославич Св. // Рыжов К. Указ. соч. С. 176
[20] История России с древнейших времен до наших дней / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. М., 2001. С. 27
[21] Гумилев Л. Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М., 1994. С. 66
[22] Хронология: 977 – 980 – Борьба между сыновьями Святослава за киевский престол // Энциклопедия истории России 862-1917. М., 2002. (Эл. ресурс)
[23] Владимир Святославич - великий князь Киевский //newciv.relarn.ru/work/2-09/knaz%20galeri/portret/vladimir.htm
[24] Повесть временных лет. Указ. соч.
[25] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 70
[26] Там же. С. 70
[27] Там же. С. 70
[28] Владимир Святославич // Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии. Титулы / Под ред. В. Бутромеева. М., 2000. С. 104
[29] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 70
[30] Соловьев С. М. Сочинения. Указ. соч. С. 162–163
[31] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 70
[32] Соловьев С. М. Сочинения. Указ. соч. С. 163
[33] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 70
[34] Там же. С. 71
[35] Владимир Святославич Св. // Рыжов К. Указ. соч. С. 176
[36] Хронология: 977 – 980 – Борьба между сыновьями Святослава за киевский престол // Энциклопедия истории России 862-1917. М., 2002. – (Эл. ресурс). Указ. соч.
[37] Гумилев Л. Н. Указ. соч. С. 66
[38] Боханов А. Н. Указ. соч.
[39] Владимир Святославич // Большая советская энциклопедия. В 30-ти тт. Т. 5 / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1971. С. 143
[40] Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. Указ. соч. С. 384
[41] Там же. С. 384
[42] Соловьев С. М. Сочинения. Указ. соч. С. 166
[43] Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. Указ. соч. С. 384
[44] Карамзин Н. М. Указ. соч. С. 144
[45] Владимир Святославич // dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/2947
[46] Владимир Святославич // Греков Б. Д. Указ. соч.
[47] Карамзин Н. М. Указ. соч. С. 144
[48] Владимир Святославич // Греков Б. Д. Указ. соч.
[49] С древнейших времен до конца XVIII в. Указ. соч. С. 70
[50] Владимир Святославич (Креститель) // Богуславский В. В. Указ. соч. С. 483
[51] Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. Указ. соч. С. 395
[52] Святая Русь, или Всенародная история великого Российского государства / Сост.: К. Соловьев. М., 1994. С. 24
[53] С древнейших времен до конца XVIII в. Указ. соч. С. 70
[54] Там же. С. 70
[55] Боханов А. Н. Указ. соч.
[56] Соловьев С. М. Сочинения. Указ. соч. С. 185
[57] Владимир I Святославич. Публикации // www.vladimir1.all-people.net/index.php?act=peoples&sid=59
[58] С древнейших времен до конца XVIII в. Указ. соч. С. 71
[59] Владимир I Святославич. Публикации // www.vladimir1.all-people.net/index.php?act=peoples
[60] С древнейших времен до конца XVIII в. Указ. соч. С. 71
[61] Там же. С. 71
[62] С древнейших времен до конца XVIII в. Указ. соч. С. 70
[63] Владимир Святославич // Энциклопедия российской монархии. Указ. соч. С. 105
[64] Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 7
[65] С древнейших времен до конца XVIII в. Указ. соч. 70
[66] Владимир Святославич // Энциклопедия российской монархии. Указ. соч. С. 105
[67] Дворниченко А. Ю., Кащенко С. Г., Флоринский М. Ф. Отечественная история (до 1917 года). / Под ред. И. Я. Фроянова. М., 2002. 445 с.// Электронная библиотека исторического факультета СПбГУ // www.history.pu.ru/biblioth/russhist/histruss/index.htm
[68] Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 7
[69] Владимир I Святославич. Публикации // www.vladimir1.all-people.net/index.php?act=peoples&sid=59. Указ. соч.
[70] Владимир Святославич (Креститель) // Богуславский В. В. Указ. соч. С. 482
[71] Владимир I Святославич. Публикации // www.vladimir1.all-people.net/index.php?act=peoples&sid=59. Указ. соч.
[72] Соловьев С. М. Сочинения. Указ. соч. С. 170
[73] Карамзин Н. М. Указ. соч. С. 146
[74] Святая Русь. Указ. соч. С. 24
[75] Пушкарев С. Г. Указ. соч. С. 30
[76] Карамзин Н. М. Указ. соч. С. 146
[77] Владимир I Святославич. Публикации // www.vladimir1.all-people.net/index.php?act=peoples&sid=57
[78] Пушкарев С. Г. Указ. соч. С. 30
[79] Владимир I Святославич. Публикации // www.vladimir1.all-people.net/index.php?act=peoples&sid=59. Указ. соч.
[80] Соловьев С. М. Сочинения. Указ. соч. С. 180
[81] Владимир Святославич // Энциклопедия российской монархии. Указ. соч. С. 105
[82] Гумилев Л. Н. Указ. соч. С. 68
[83] Платонов С. Ф. Указ. соч. С. 102
[84] Владимир Святославич //Греков Б. Д. Указ. соч.
[85] Исторический очерк: Древнерусское государство. Древнерусские княжества. Новгородская республика // История Отечества: Энциклопедический словарь / Сост.: Б. Ю. Иванов, В. М. Карев, Е. И. Куксина и др. М., 1999. С. 10
[86] Владимир I Креститель // Соловьев В. М. История Отечества: Популярная энциклопедия. М., 2000. С. 132
[87] Владимир // Энциклопедия православной святости Указ. соч. С. 103
[88] Святая Русь. Указ. соч. С. 24
[89] Владимир I Святославич. Биография // Правители России.
[90] Владимир Святославич // dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/2947. Указ. соч.
[91] Владимир // Энциклопедия православной святости. Указ. соч. С. 103
[92] Владимир I Святославич. Биография // Правители России. Указ. соч.
[93] Дворниченко А. Ю. Указ. соч.
[94] Владимир I Святославич. Биография // Правители России.
[95] Петрушевский А. Ф. Рассказы про старое время на Руси от начала Русской земли до Петра Великого. СПб., 1993. С. 17
[96] Платонов С. Ф. Указ. соч. С. 108
[97] Михаил Ломоносов // Ломоносов М. В. Древняя российская история. Глава 8. О рассмотрении вер и о крещении Владимирове / Ломоносов М. В. Полное Собрание Сочинений Т. 6. М., Л., 1952 // www.hrono.ru/libris/lib_l/lomon1 8.html
[98] Владимир I Святославич. Публикации // www.vladimir1.all-people.net/index.php?act=peoples&sid=58
[99] Пантеон российских государей. Указ. соч. С. 46
[100] Петрушевский А. Ф. Указ. соч. С. 17
[101] Боханов А. Н. Указ. соч.
[102] Владимир I Святославич. Биография // Правители России. Указ. соч.
[103] Пантеон российских государей. Указ. соч. С. 47
[104] Владимир Святославич //Греков Б. Д. Указ. соч.
[105] Пушкарев С. Г. Указ. соч. С. 30
[106] Платонов С. Ф. Указ. соч. С. 108
[107] Пушкарев С. Г. Указ. соч.С. 30
[108] Платонов С. Ф. Указ. соч. С. 108
[109] Пушкарев С. Г. Указ. соч. С. 30
[110] Соловьев С. М. Древняя Россия. М., 2004. С. 97–98
[111] I – XVI вв. // Бушуев С. В., Миронов Г. Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки: В 2-х кн. Кн. 1. М., 1991. С. 82
[112] Там же. С. 82
[113] Рыбаков Б. А. Рождение Руси. Указ. соч.
[114] Козлов Ю. Ф. Страницы правления государством российским. Йошкар-Ола, 1990. С. 33
[115] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 78-79
[116] Житие святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, крестителя Руси // www.saints.ru/v/vladimir_krest.html
[117] Боханов А. Н. Указ. соч.
[118] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 79
[119] Боханов А. Н. Указ. соч.
[120] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 79
[121] С древнейших времен до конца XVIII века. Указ. соч. С. 75
[122] Боханов А. Н. Указ. соч.
[123] Владимир Святославич //Греков Б. Д. Указ. соч.
[124] Там же
[125] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 79
[126] Владимир I Святославич. Биография // Правители России. Указ. соч.
[127] С древнейших времен до конца XVIII века. Указ. соч. С. 75
[128] Гумилев Л. Н. Указ. соч. С. 70
[129] Там же. С. 70
[130] Соловьев С. М. Сочинения. Указ. соч. С. 174
[131] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 80
[132] Рыбаков Б. А. Рождение Руси. Указ. соч.
[133] Владимир I Святославич. Биография // Правители России. Указ. соч.
[134] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 80
[135] Владимир I Святославич. Биография // Правители России. Указ. соч.
[136] С древнейших времен до конца XVIII века. Указ. соч. С. 75
[137] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 80
[138] Боханов А. Н. Указ. соч.
[139] Курсовые работы онлайн - Владимир Святославич // na-5ku.ru/stude/9/79255.html. Указ. соч.
[140] С древнейших времен до конца XVIII века. Указ. соч. С. 76
[141] Владимир Святославич // www.bytic.ru/compsc/2002_dip/ruric/VS.htm
[142] Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в. СПб., 2003. С. 279
[143] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 80
[144] Реферат: Владимир Святославич // www.kursovye-raboty.ru/fivecat/9/5566.html
[145] Владимир Святославич //Греков Б. Д. Указ. соч.
[146] С древнейших времен до конца XVIII века. Указ. соч. С. 75
[147] Свердлов М. Б. Указ. соч. С. 278
[148] С древнейших времен до конца XVIII века. Указ. соч. С. 75
[149] Иловайский Д. И. Указ. соч. С. 15
[150] Житие святого равноапостольного великого князя Владимира. Указ. соч.
[151] Там же.
[152] Владимир Святославич //Греков Б. Д. Указ. соч.
[153] Михаил Ломоносов // Ломоносов М. В. Древняя российская история. Глава 9. О княжении Владимирове после крещения его / Ломоносов М. В. Полное Собрание Сочинений Т. 6. М., Л., 1952 // www.hrono.ru/libris/lib_l/lomon1 9.html
[154] Житие святого равноапостольного великого князя Владимира. Указ. соч.
[155] Иловайский Д. И. Указ. соч. С. 15
[156] Житие святого равноапостольного великого князя Владимира. Указ. соч.
[157] Иловайский Д. И. Указ. соч. С. 15
[158] Владимир I Святославич. Биография // Правители России. Указ. соч.
[159] Владимир Святославич // Энциклопедия российской монархии. Указ. соч. С. 105
[160] Вернадский Г. В. Русская история. М., 2001. С. 43
[161] Иловайский Д. И. Указ. соч. С. 16
[162] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 80
[163] Шахматов А. А. Указ. соч. С. 102
[164] Пантеон российских государей. Указ. соч. С. 49
[165] Святая Русь. Указ. соч. С. 26
[166] Правители: Владимир Святославич Великий или Святой // Энциклопедия истории России 862-1917. М., 2002. (Эл. ресурс)
[167] Святая Русь. Указ. соч. С. 26
[168] Соловьев С. М. Сочинения. Указ. соч. С. 176
[169] Житие святого равноапостольного великого князя Владимира. Указ. соч.
[170] Владимир Святославич Св. // Рыжов К. Указ. соч. С. 180
[171] С древнейших времен до конца XVIII века. Указ. соч. С. 77
[172] Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 8
[173] Петрушевский А. Ф. Указ. соч. С. 19
[174] Пантеон российских государей. Указ. соч. С. 49
[175] Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 8
[176] Владимир I Святославич. Публикации // www.vladimir1.all-people.net/index.php?act=peoples&sid=60
[177] Там же
[178] Житие святого равноапостольного великого князя Владимира. Указ. соч.
[179] Козлов Ю. Ф. Указ. соч. С. 36
[180] Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 8
[181] Владимир I Святославич. Публикации // www.vladimir1.all-people.net/index.php?act=peoples&sid=59. Указ. соч.
[182] Там же
[183] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 74
[184] Владимир I Святославич. Публикации // www.vladimir1.all-people.net/index.php?act=peoples&sid=59. Указ. соч.
[185] Соловьев С. М. Сочинения. Указ. соч. С. 180
[186] Там же. С. 180
[187] Владимир IСвятославич. Публикации // www.vladimir1.all-people.net/index.php?act=peoples&sid=59. Указ. соч.
[188] С древнейших времен до конца XVIII века. Указ. соч. С. 71
[189] Пушкарев С. Г. Указ. соч. С. 39
[190] Житие святого равноапостольного великого князя Владимира. Указ. соч.
[191] Котляр Н. Ф. Указ. соч. С. 74
[192] Владимир I // Отечество. История, люди, регионы России: Энциклопедический словарь / Сост.: А. П. Горкин, В. М. Карев. М., 1999. С. 116
[193] Пушкарев С. Г. Указ. соч. С. 39
[194] Владимир I Святославич. Биография // Правители России. Указ. соч.
[195] Боханов А. Н. Указ. соч.
[196] Михаил Ломоносов // Ломоносов М. В. Древняя российская история. Глава 7. О княжении Владимирове прежде крещения /Ломоносов М. В. Полное Собрание Сочинений Т. 6. М., Л., 1952 // www.hrono.ru/libris/lib_l/lomon1 7.html
[197] Соловьев С. М. Сочинения. Указ. соч. С. 191
[198] Владимир Святославич Св. // Рыжов К. Указ. соч.С. 181
[199] Пантеон российских государей. Указ. соч. С. 44
[200] Владимир I Святославич. Биография // Правители России. Указ. соч.
[201] Житие святого равноапостольного великого князя Владимира. Указ. соч.
[202] Владимир I // История Отечества: Энциклопедический словарь / Сост.: Б. Ю. Иванов, В. М. Карев, Е. И. Куксина и др. М., 1999. С. 153
[203] Владимир Святославич //Греков Б. Д. Указ. соч.
[204] I – XVI вв. // Бушуев С. В. Указ. соч. С. 82
[205] Там же. С. 82
[206] Житие святого равноапостольного великого князя Владимира. Указ. соч.
[207] Владимир I // История Отечества. Указ. соч. С. 153
[208] Владимир Святославич //Греков Б. Д. Указ. соч.
[209] Владимир Святославич // Епачич А. Указ. соч.
[210] Там же
[211] См.: Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2003.
[212] См.: Голубинский / А. Комиссаренко. Диспут на защите Е. Е. Голубинским в 1880 г. докторской диссертации // www.krotov.info/history/19/1880/1880golu.html
[213] См.: Соловьев С. М. Сочинения. Указ. соч.
[214] См.: Завитневич В. З. Владимир Святой как политический деятель // Церковно-исторический вестник. № 6-7. 2000.
[215] См.: Голубинский / А. Комиссаренко. Указ. соч.
[216] См.: Костомаров Н. И. Указ. соч.
[217] См.: Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. М., Жуковский, 2001
[218] См.: Карамзин Н. М. Указ. соч.
[219] См.: Голубинский / А. Комиссаренко. Указ. соч.
[220] См.: Шахматов А. А. Указ. соч.
[221] См.: Повесть временных лет. Указ. соч.
[222] См.: Костомаров Н. И. Указ. соч.
[223] См.: Карамзин Н. М. Указ. соч.
[224] См.: Голубинский / А. Комиссаренко. Указ. соч.
[225] См.: Соловьев С. М. Сочинения. Указ. соч.
[226] См.: Голубинский / А. Комиссаренко. Указ. соч.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»