Сигунова С.В.
Иван Иванович Голиков родился в 1734 году в Курске, по другим данным 1 октября 1735 года. Принадлежал он к разветвленному курскому купеческому роду. Родственники отца Иван Илларионович и Михаил Сергеевич Голиковы считались самыми крупными винными откупщиками. Отец Ивана Ивановича Голикова не обременял себя заботами об образовании сына, так как готовил его к купеческой стезе. Иван Иванович лишь умел читать, именно этому обучил его приходской дьячок. Уточнить биографию Голикова сложно, так как документальных материалов сохранилось мало.
Первым чтением Ивана Ивановича Голикова стали «памятные тетради» – заметки настоятеля курского Знаменского монастыря архимандрита Михаила о наиболее значительных событиях петровской эпохи и деяниях самого Петра[1]. Эти записи отец Михаил сделал тогда, когда служил полковым священником при императоре Петре I. В доме Голиковых хранился не оригинал, а копия «тетрадей», так как архимандрит Михаил был частым гостем в этом доме. Рассказы отца Михаила о Петре I и чтение «тетрадей» произвели на Ивана Голикова сильное впечатление. Но развить интерес к деятельности Петра I у Голикова не было возможности. Во-первых, в Курске был недостаток книг, а, во-вторых, в 1751 году разорился отец. Второе обстоятельство сыграло важную роль в дальнейшей жизни Ивана. Он был отправлен в Москву к купцам Журавлевым отрабатывать семейный долг. «Так он провел долгих десять лет, пройдя путь от «мальчика» до помощника приказчика, пока не получил, наконец, должность приказчика»[2].
Переехав в Москву, Голикову посчастливилось найти две книги о Петре Великом: «Летопись о зачатии и рождении сего Государя и Его историю, переведенную с греческого г. Писаревым» и «Рассуждение о причинах войны с Карлом XII, королем Шведским» П.П. Шафирова. По словам И.И. Голикова, «оне воспламенили во мне непреоборимое желание к исканию и собиранию всего, относящагося до Истории Петра Великого, котораго каждое отеческое деяние наполняло душу и сердце мое беспредельным к нему благоговением»[3].
Не позднее чем через один год Голиков И.И. был отправлен в Оренбург по торговым делам купцов Журавлевых в качестве помощника приказчика. Там он познакомился с Иваном Ивановичем Неплюевым, который служил при Петре I, со слов которого записал рассказы о царе-реформаторе. Неплюев познакомил Голикова со статским советником Петром Ивановичем Рычковым, от которого достался Ивану Ивановичу «Журнал Государева Персидского похода». Пополнили оренбуржцы знания Голикова и анекдотами о Петре. Со временем купцы Журавлева отправляли Ивана Ивановича в Петербург, где тот познакомился с комиссаром П.Н. Крекшиным и получил от него записки о времени Петра Великого. С этого времени он регулярно и тщательно начал вести свои «исторические тетради», в которых записывал все услышанное о Петре от его бывших сподвижников или современников. Тогда же у Голикова появились и первые письменные документы, положившие начало его обширной коллекции источников петровской эпохи. Главным стимулом его работы был на первых порах лишь собственный интерес к личности Петра I.
В возрасте 27 лет Иван Иванович Голиков завершил работу у Журавлевых, получил «пристойное награждение»[4], начал самостоятельно заниматься торговлей, что позволило ему заработать определенный капитал, часть которого была потрачена на «библиотечку до полуторы тысяч Русских печатных и рукописных книг, в которых разсыпано было, так сказать, премножество дел Петровых»[5].
В 1761 году он был избран депутатом от Белгородской провинции в старую Уложенную Комиссию в Петербурге при императрице Елизавете Петровне. В этом звании он близко познакомился с «почтенными слугами Петра Великого»[6], среди которых были адмиралы Семен Иванович Мордвинов, Алексей Иванович Нагаев, Иван Лукьянович Талызин и другие, жившие при императоре-реформаторе. К тому же в это время из Оренбурга вернулся Иван Иванович Неплюев. Вместе они обогащали знания Голикова «такими драгоценностями из Его Истории, каких он не мог сыскать ни в каких книгах»[7]. Это время он сам назвал «златым временем»[8]. С помощью выше упомянутых лиц Голикову удалось получить множество важных документов – писем, текстов указов и инструкций Петра I. В руки Ивана Ивановича попали многие документы из библиотеки Ивана Ивановича Шувалова, среди которых был перевод с немецкого языка «Страленберговых клевет, коварно возведенных на Петра Великого». Именно этот документ заставил Голикова «опровергнуть…злобныя нарекания сего неблагодарнаго Шведскаго пленника»[9]. После написания опровержения он переселился из Петербурга в Москву, где стал приводить в порядок имеющиеся записи, «так сказать, составилось сочинение, заключающее в себе томов до семи одних только Деяний Петра Великого; да анекдотов, писем и других достопамятных пиес, касающихся до сего монарха, около пяти томов»[10]. За год до написания «Деяний Петра Великого» Голиков Иван Иванович ездил в Воронеж, чтобы воспользоваться архивом для проверки и дополнения своего фундаментального труда.
В 1779 году И.И. Голиков вместе со своим двоюродным братом Михаилом Сергеевичем вошел в компанию из шести купцов, которые заключили контракт на содержание винных откупов в Москве, Петербурге и Архангельске с губерниями. Но спустя два года он попал под следствие по обвинению в беспошлинном ввозе водки из Франции. В надежде на обещанное компаньонами вознаграждение Голиков всю вину взял на себя и был «приговорен к «лишению чести», конфискации имущества и ссылке в Сибирь»[11]. Освобождение пришло нежданно: 7 августа 1782 года в связи с открытием в Петербурге памятника Петру I был обнародован манифест об амнистии. Именно этот случай и сделал Голикова историком. По этому поводу есть две точки зрения: первая – в день своего освобождения Иван Иванович Голиков произнес перед «Медным всадником» всенародную клятву написать историю Петра Великого; вторая – от следствия его спасло покровительство президента Коммерц-коллегии А.Р. Воронцова, который проявлял немалый интерес к историческим знаниям и содействовал их развитию в России, именно благодаря его стараниям был помилован Голиков, но «с запрещением заниматься предпринимательством»[12]. Первой точки зрения придерживается В.Г. Белинский: «Из тюрьмы спешит он в церковь, оттуда на Петровскую площадь и, в священном исступлении, упав на колени перед статуею великого, громко и всенародно клянется достойно отблагодарить его за благодеяние»[13]. Относиться к этой точке зрения как к истинной нельзя, так как Белинский В.Г. не был профессиональным историком, а был он литератором и критиком. На наш взгляд, вторая точка зрения является наиболее правдоподобной. Но, несмотря на это, к коммерческой деятельности Голиков больше не возвращался. С 1782 года он поселился в селе Анашкино Московской губернии у своей дочери, где и занялся работой над составлением истории Петра I. И выезжал из села только «по делам, связанным с работой над историей Петра Великого»[14]. В течение пяти лет Голиков (1782-1787) собирал, систематизировал и писал «Деяния Петра Великого».
Данная работа требовала больших материальных затрат: на оплату труда переводчикам, на приобретение документов, на печатание многотомного издания. Материальную поддержку ему оказали дядя Иван Илларионович Голиков, Г.И. Шелехов, Н.Н. Демидов. Кроме того, в 1787 году Г.И. Шелехову и И.И. Голикову была вручена награда за подготовку создания Российско-американской компании: высочайшим указом им были пожалованы шпаги, золотые медали и похвальные грамоты. Но средств на издание Голикову не хватало, и он передал свой труд Н.И. Новикову, в университетской типографии которого за полтора года и были напечатаны 12 частей «Деяний Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам». Между Голиковым и Новиковым возникли разногласия из-за стоимости издания и неудовлетворенности качеством, в результате чего Голиков «отказался от издательских услуг Новикова и стал рассчитывать на средства подписчиков»[15].
Данное произведение привлекло интерес публики, приток новых материалов от читателей, доступ в архивы Академии Наук и Коллегии иностранных дел после одобрения «Деяний Петра Великого» Екатериной II, желание устранить допущенные в сочинении ошибки и неточности – все это побудило Голикова продолжить работу над историей Петра Великого. Голиков сначала хотел переиздать «Деяния Петра Великого» с дополнениями, но в результате своей работы в 1790-1797 годах создал 18 томов «Дополнений к Деяниям Петра Великого».
Иван Иванович Голиков умер 12 марта 1801 года в селе Анашкино Московской губернии после продолжительной болезни. Умер он в один день с почитаемым им императором Павлом I, который в 1799 году «пожаловал историку чин надворного советника и, соответственно, права потомственного дворянина»[16].
Голиков был представителем купечества, особое внимание он уделял развитию торговли и промышленности, которые считал важными факторами экономического прогресса, достижения стабильности и политической устойчивости в государстве. Свои экономические интересы он наиболее отчетливо выразил в своих рассуждениях «О торговле, какая для России полезнее» и «О причинах упадка Российского курса». Следует сказать, что после создания 30 томов истории Петра Великого Голиков не исчерпал интерес к преобразователю России. Он видел дополнительную задачу в создании исторических портретов «слуг Петровых», к чему и приступил в последние годы жизни. В 1800 году было опубликовано «Историческое изображение жизни и всех дел славного женевца Франца Яковлевича Лефорта…и сослужебника его…Патрика Гордона». Других подобных историй Голиков написать не успел. Оставшиеся неиспользованными материалы, все собранные книги и рукописи Голикова, перешли после его смерти к мужу внучки историка В.Н. Каразину и составили основу его библиотеки. Впоследствии собрание Голикова попало в Древлехранилище М.П. Погодина. Спустя 10 лет после смерти Голикова, в 1810 году, по рукописи, полученной от наследников Голикова, П.П. Бекетовым было издано последнее сочинение историка о Петре I – «Сравнение свойств и дел Константина Великого с свойствами и дела Петра Великого».
Как было сказано выше, Голиков И.И. заинтересовался событиями петровской эпохи и деяниями самого Петра еще в раннем детстве, а с 1751 года его интерес превращается в коллекционирование всех возможных сведений о данной эпохе.
Первым источником «Деяний Петра Великого» были заметки настоятеля курского Знаменского монастыря архимандрита Михаила, копия которых хранилась в доме Голиковых. Именно они произвели сильное впечатление на молодого Ивана, что впоследствии и определило его интерес к истории Петра Великого. Переехав в Москву, он смог найти несколько книг о Петре, в том числе рукописную «Летопись о зачатии и рождении сего Государя и Его историю, переведенную с греческого г. Писаревым» и «Рассуждения о причинах Свейской войны» П.П. Шафирова. Данные издания возбудили желания у него к исканию и собиранию всего, что может относиться к истории Петра Великого. В Оренбурге он записал рассказ о царе со слов И.И. Неплюева и П.И. Рычкова, многие анекдоты, которые рассказали ему оренбуржцы. В Петербурге Иван Иванович Голиков получил ряд материалов от комиссара П.Н. Крекшина. Там он стал записывать все услышанное о Петре от его бывших сподвижников или современников в свои «исторические тетради». Закончив работу у купцов Журавлевых, Голиков получил хорошую сумму денег, часть которой потратил на покупку около 1,5 тысячи печатных и рукописных книг о делах Петра I. В 1761 году он получил новый статус и вошел в Уложенную Комиссию в качестве белгородского депутата, где познакомился с людьми, которые служили при Петре Великом: С.И. Мордвинов, А.И. Нагаев, И.Л. Талызин и другие, – которые и дали ему ценный материал. «Как рудокоп в богатой и неистощимой жиле, почерпал я дельную, верную и надежную материю к Истории моего Ироя»[17]. Также в получении сведений ему помогали частные лица: «купцы Сериковы и жившие во времена Петра купцы Полуярославцев и Евреинов, Лапшин и Вонифатьев, Барсуков, Скорняков и другие»[18].
С 1782 года, проживая в селе Анашкино Московской губернии у своей дочери, он работал над составлением истории Петра I. «Не зная иностранных языков, Голиков делился последним достоянием своим с переводчиками, собирая известия, переданные иноземными писателями о Петре; ездил почти по всем местам, где бывал Петр или основал какие-либо заведения; собирал малейшие о нем подробности; расспрашивал старожилов»[19]. Работа Голикова шла по двум направлениям: выявление, сбор, систематизация архивных документов и изучение опубликованных источников и литературы. На всем этом сказывалось отсутствие систематических знаний и профессиональной подготовки. Голиков допускал неточности в названиях работ, в чтение документов, что приводило к ряду конкретных ошибок в описании событий 1680-начала 1690 годов, восстания стрельцов 1682 года, Азовских походов 1695 и 1696 годов и др. С большим доверием он относился к любым рукописным материалам, особенно если они не расходились с его собственной позицией.
Назвать Голикова Ивана Ивановича случайным историком трудно, так как он сам во введении к первой части «Деяний Петра Великого» настаивает на мысли о том, что прославить имя Петра I было предназначено ему судьбой. Интерес возник в юном возрасте и был вызван личной симпатией к Петру I, а также ростом интереса к истории, к познанию своего отечества, который можно было наблюдать в российском обществе второй половины XVIII века.
Поводом к систематической работе стал рукописный перевод с немецкого языка книги шведского автора И.-Ф. Страленберга «Северная и восточная часть Европы и Азии», попавший к Голикову из библиотеки И.И. Шувалова и оцененный им как «Страленберговы клеветы, коварно возведенные на Петра Великого». «Опровержение Страленберговых нареканий» составило значительную часть первого тома «Деяний Петра Великого» (во втором издании фундаментального труда оно находится в третьем томе). После этого по совету друзей и по собственному решению Голиков начал приводить в порядок бумаги, имевшиеся у него, и занялся поисков новых сведений о Петре Великом.
В течение пяти лет (1782-1787гг.) он занимался сбором, систематизацией материалов и написанием «Деяний Петра Великого». Они были напечатаны в 12 частях в типографии Н.И. Новикова. Екатерина II одобрила «Деяния Петра Великого» и предоставила Голикову доступ в архивы Коллегии иностранных дел и Академии Наук. Это позволило продолжить работу над историей Петра Великого. В результате чего он вместо исправления вышедших частей создал «Дополнения к Деяниям Петра Великого», которые были изданы в 18 томах в период с 1790 года по 1797 год. За 15 лет благодаря работоспособности, литературному дарованию, любви к теме и целеустремленности он смог опубликовать 30-томный труд. Д.Н. Бантыш-Каменский справедливо замечал, что Голиков «без всякого образования, с природным, изыскательным умом соединял редкое терпение и, вместе, ловкость достигать предположенной цели отысканием источников, откуда он почерпал любопытные сведения, которые, без него, погибли бы для потомства»[20].
Труд Голикова представляет собой фундаментальную публикацию источников, относящихся к петровскому времени. Заслуга автора состоит в том, что он смог собрать многочисленные архивные и печатные источники царствования Петра I, обработать большое количество преданий и анекдотов о Петре, чем способствовал распространению сведений по истории петровской эпохи. Так как в этом труде Голиков использовал народные предания и анекдоты, то его сочинение может рассматриваться в качестве источника для изучения русского фольклора. В.Г. Белинский оценил вклад Голикова в формирование и развитие истории Петра Великого следующими словами: «достоин величайшего уважения только бескорыстный и простодушный труд Голикова. Прекрасное, отрадное явление в русской жизни этот Голиков!»[21].
К числу источников фундаментального труда И.И. Голикова следует добавить документы из Посольского архива при Коллегии иностранных дел, из Разрядного и Воронежского архивов, летописи, письма императора, тексты указов 1682-1714 годов, переводы иностранных авторов. Их дополняют опубликованные материалы, в числе которых следует назвать «тексты петровских указов 1714-1725 годов, регламенты, уставы, различные академические сочинения и др.»[22].
Выход в свет «Деяний Петра Великого» принес их автору популярность. Русское образованное общество 1780-1790-х годов хорошо знало его имя. В одном своем письме к А.Р. Воронцову Голиков с радостью сообщает: «Книга моя по счастию толико полюбилась обществу, что ни одна еще так скоро не раскупалась, как моя, и, сколько мне известно, то весьма еще недостало оныя к удовлетворению всех»[23]. Среди читателей этой книги были видные государственные деятели П.И. Панин, А.Р. Воронцов, братья Орловы, братья Разумовские, ученые и литераторы А.Т. Болотов, Н.М. Карамзин, Г.Р. Державин, М.М. Щербатов, представители просвещенного купечества и духовенства, предприниматели, чиновники и другие. «Задаток на издание «Деяний Петра Великого» внесли 636 подписчиков из 70 городов»[24]. Труд Голикова Ивана Ивановича был использован М.М. Щербатовым при написании «Истории Российской», Н.А. Бестужевым в «Опыте истории российского флота», А.С. Пушкиным в «Истории Петра Великого», Н.А. Полевым, вызвав желание продолжить историю Петра Великого.
Научная ценность труда не вызывала сомнений до середины XIX века. Переоценка произведения связана с появлением трудов С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. Основными недостатками сочинения Голикова обычно называются полная идеализация личности Петра I и его деятельности, отсутствие самостоятельных оценок и умозаключений, критики источников, описательно-повествовательная форма изложения. Все это дает усомниться в научной ценности труда Голикова. Сам он признается в том, что «человек не ученый, следовательно не знающий никаких критических правил, и не искусен в историческом слоге; что…совсем не Историк, а того менее прагматический Историк, но только собиратель воедино дел петровых и благодарный повествователь оных»[25]. Но внимательное прочтение сочинения позволяет говорить о том, что автор стремился тщательно, полно и точно изложить факты. Кроме того, он был знаком с литературой, современной Петру I, это подтверждается «росписью» книг в первом томе «Деяний Петра Великого»[26].
«Деяния Петра Великого» состоят из 12 частей или томов. Первые девять частей посвящены описанию деятельности императора-реформатора, его личности, а также современных ему событий. Внимание Голикова привлекает забота Петра о развитии внутренней и внешней торговли, заключение международных торговых контрактов, обеспечение твердого курса русской монеты, учреждение царем мануфактур и торговых контор, упорядочение сбора пошлин, поддержка русских купцов и многое другое. Он пытается показать деяния Петра I во всей их полноте и многообразии.
В заключении девятой части «Деяний Петра Великого» историк описывает «телесный и душевный» образ Петра I. Основывается на воспоминания современников, которые позволяют составить полный портрет Петра I: рачительность и бережливость императора в домашнем быту и в государственных делах, чистосердечный, снисходительный, трудолюбивый монарх. Как положительное качество монарха расценивает автор его личное вмешательство практически во все дела государства.
Особое значение для Ивана Ивановича Голикова представлял интерес к документу, который полностью или в выдержках включался в историческое повествование. Материал построен по хронологическому принципу, поддерживает обзор краткого содержания указов, вышедших за каждый год. Завершила «Деяния Петра Великого» (десятая-двенадцатая части) публикация писем Петра I, грамот, инструкций, наставлений, записок и различных решений. В предисловии к десятой части Голиков дал общую характеристику документов, обращая внимание «на время и место их написания, социальный диапазон адресатов Петра, своеобразие обращений и специфику проблем, затрагиваемых царем в переписке с представителями различных социальных слоев населения»[27]. К тому же Голиков проводил тщательную проверку достоверности сведений, сообщаемых ему современниками и предшественниками.
В «Дополнении к Деяниям Петра Великого» Голиков попытался найти место петровской эпохе в контексте общего исторического развития России, увязывая рассмотрение царствования Петра I с событиями предшествовавшего XVII века и оценкой состояния послепетровской эпохи. «Дополнения к Деяниям Петра Великого» явно превосходят «Деяния Петра Великого», отличаются наиболее научным и документальным характером издания в ущерб популярности, какую имели «Деяния Петра Великого».
По своей структуре «Дополнения к Деяниям Петра Великого» состоят из 18 томов. Первые три тома представляют собой попытку показать читателям допетровскую Россию, дать систематическое изложение событий отечественной истории XVIII века. Тома с четвертого по четырнадцатый дополняют новыми подробностями основной текст «Деяний Петра Великого», предлагая новый вариант биографии Петра I в связи с основными событиями его времени. Пятнадцатый и шестнадцатый тома содержат подробное описание Полтавской битвы и связанных с ней событий 1709 года. В семнадцатый том входят анекдоты о Петре, обрабатывать которые Голиков начал еще в период тюремного заключения в 1781-1782 годах. «Анекдотами» историк называл «такие повествования, которые в свет не изданы и которые, следовательно, немногим только известны»[28]. Восемнадцатый том представляет собой статистическое описание состояния России, включая обзор административного деления страны и характера управления ею, размеров доходов и земель, присоединенных Петром I. Голиков Иван Иванович составил собственный статистический свод количества городов, крепостей, монастырей, церквей, чиновников, численности войск и флота, академий, гимназий, школ, госпиталей и т.д. Он показал состояние земледелия, внутренней и внешней торговли, государственных границ, определил численность населения России и количество указов Петра I.
В «Дополнении к Деяниям Петра Великого» Голиков не просто описывает исторические события, но и делает попытку объяснить некоторые из них. Публикации новых документов автор сопровождает соответственной оценкой причин крепостного права, которые видит в том, что «вольность крестьян и холопов была причиной запустения земель и крестьянских волнений, она усложняла управление крестьянами и порядок разбора их жалоб»[29].
В 1837-1843 годах происходит переиздание «Деяний Петра Великого» и «Дополнений к Деяниям Петра Великого» в типографии Николая Степанова. Это было второе издание фундаментального труда Ивана Ивановича Голикова, которое состояло уже из 15 томов. Данное издание сильно отличается от первого издания в типографии Н.И. Новикова, так как каждый том нового издания состоит из двух частей: первая часть представляет собой «Деяния Петра Великого», а вторая часть – продолжает первую часть «Дополнениями к Деяниям Петра Великого». Такая структура позволяет составить полную картину представлений о фундаментальном сочинении Ивана Ивановича Голикова, посвященного жизни и деятельности Петра Великого. В качестве источника в нашей работе использован именно этот вариант «Деяний Петра Великого».
Таким образом, фундаментальное сочинение Ивана Ивановича Голикова занимает важное место в отечественной историографии XVIII века. Он своей работоспособностью, целеустремленностью и преданностью своему герою по праву заслуживает уважительного отношения потомков. Жизнь историка и его труд способствовали распространению сведений о Петре Великом, обеспечив источниковедческой базой дальнейшие исследования петровской эпохи.
Несмотря на то, что И.И. Голиков был историком эпохи Петра Великого, в «Дополнениях к Деяниям» он уделяет большое внимание допетровскому периоду, рассматривает всю историю XVII века, поэтому его также можно рассматривать в качестве историка Смутного времени.
Во втором издании «Деяний Петра Великого» в двенадцатом томе представлена история Смутного времени. Обратим внимание на то, что И.И. Голиков поместил этот период, предшествовавший правлению и реформаторской деятельности Петра Великого, не в первый том «Деяний Петра Великого», а в двенадцатый том. Это позволяет нам сделать вывод о том, что изначально при создании своего многотомного фундаментального труда историк не был заинтересован в данной теме. В результате многолетней работы он пришел к такому выводу, что историю Петра Великого необходимо рассматривать в контексте всего XVII века, т.е. всего предшествовавшего периода, где и необходимо искать предпосылки и причины кардинального изменения страны. На первых страницах 12 тома И.И. Голиков сам дает название своему будущему труду, вопросы которого изучаются совместно с эпохой Петра Великого: «вот, любезные Соотчичи, краткое содержание сея книги, которая весьма прилично назваться может Введением к Деяниям Петра Великаго»[30].
Важным вопросом, на который следует обратить особое внимание, является вопрос об источниках, легших в основу работы И.И. Голикова. Источниковая база «Введения к Деяниям Петра Великого» была оценена самим историком как «предложенную с возможною исправностию из достоверных манускриптов наших»[31]. Но особую роль в труде историка занимает два источника: «Летопись» и «Ядро Российской истории». Более точного названия автор не дает, но в результате анализа можно установить, что под «Летописью» автор подразумевал «Новый летописец», а под «Ядром Российской истории» работу, автором которой был Алексей Ильич Манкиев. Поэтому для доказательства выше обозначенного утверждения приведем сравнение работы Голикова с «Новым летописцем» по следующим вопросам: имя одного из предводителей Нижегородского ополчения, кто являлся инициатором ополчения, была ли прислана грамота из Троице-Сергиевой лавры, обращение Минина к населению с призывом выступления против захватчиков, о рассылке грамот из Нижнего Новгорода, смерть Гермогена, покушении на князя Пожарского.
Следующим интересующим нас проблемой будет вопрос об имени одного из предводителей Нижегородского ополчения. В своем труде И.И. Голиков характеризует Минина следующими словами: «сей человек никто иной, как купец Нижегородский, купец незнатный и промысл свой имевший от мяснаго торгу, именем Косьма Минин, а прозванием Сухорукий»[32]. «Новый летописец» дает нам другие данные, несколько отличающиеся от данных «Деяний Петра Великого». В «Новом летописце» этот человек имеет следующую характеристику: «един же от них Нижегородец имеяше торговлю мясную Козма Минин, рекомый Сухорук»[33]. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что Голиков использовал лишь те источники в своем труде, которые были наиболее информативнее, хотя неоднократно ссылался на данный источник, не всегда используя его в полном объеме.
Другим вопросом, интересующим многих исследователей, будет вопрос об инициативе создания самого Нижегородского ополчения. Сам Голиков говорит о том, что инициатива образования ополчения исходила от Минина, а князь Дмитрий Михайлович Пожарский поддержал эту идею: «князь сей, выслушав его, нашел в нем человека колико усерднаго к отечеству, толико и умнаго; одобрил план его и вступил в оный с радостию»[34]. «Новый летописец» только подтверждает инициативу организации ополчения, исходящую от Минина.
Важен вопрос и о присланной грамоте из Троице-Сергиевой лавры в Нижний Новгород. Грамота прибыла в Нижний Новгород именно в тот момент, когда между Мининым и Пожарским была заключена договоренность о совместном создании вооруженного ополчения, целью которого было освобождение столицы России Москвы от польских интервентов: «в сие-то самое время подоспела увещательная предупомянутых Архимандрита и Келаря граммата, приведшая в умиление граждан»[35]. В «Новом летописце» данной информации нет, есть только упоминание о том, что патриарх Гермоген благословляет всех людей русского государства на борьбу с интервентами, которые должны «стояти и помереть за православную христианскую веру»[36].
Важным является вопрос, связанный с воззванием Минина к жителям Нижнего Новгорода. Данное обращение было совершено после заключенной договоренности между предводителями ополчения и после присланной в Нижний Новгород грамоты из Троице-Сергиевой лавры. Призыв Минина содержал следующую информацию, в которой говорится о том: «что, любезное отечество и православная вера их стоит уже на краю погибели и разрушения своего»[37]. В летописи об этом обстоятельстве тоже говорится, хотя призыв Минина значительно короче, в него вложено не только желание помочь любимому Отечеству, но и способ его реализации.
Рассмотрим также вопрос о рассылке грамот из Нижнего Новгорода. Инициатором данной рассылки является князь Пожарский, но не по собственному желанию, а по решению: «с совету Косьмы Минина, учредил распорядок в жаловании всем приходящим под его знамена, а потом с его-же совету послал грамматы свои по всем городам, в коих описав предприятия свои к избавлению отечества от врагов, приглашал всех в соединение, и просил в общем сем деле о помощи денежной»[38]. В «Новом летописце» о рассылке грамот говорится то, что они были направлены «по городом в Поморския и во все Понизовые, чтобы им они помогали идти на очищения Московского государства»[39]. Но об инициативе рассылки не говорится ни слова. Можно сделать вывод о том, что Голиков использовал более полный источник, чем «Новый летописец».
Интересен момент, связанный со смертью Гермогена. Патриарх Гермоген во время формирования Нижегородского ополчения находился в Москве в плену у поляков. Поляки были напуганы формированием нового ополчения и подослали к Гермогену своих людей, чтобы тот остановил нижегородцев и не допустил приближения их к Москве. Но патриарх отказался «да будут благословенны те, которые идут на очищение Московского государства, а вы Московские изменники будьте прокляты»[40], чем и навлек на себя погибель по средством голода. В результате чего Гермоген умер 17 февраля 1612 года и был похоронен в Михаило-Архангельском монастыре. Данный эпизод полностью совпадает с данными летописи, что позволяет судить нам о том, что Голиков в полной мере воспользовался данным источником. Отметим, что данное обстоятельство содержится и в Новом литописце.
Обратим внимание на то, что И.И. Голиков подробно описывает подготовку покушения на Дмитрия Пожарского. Историк П.Г. Любомиров в своей работе «Очерки истории Нижегородского ополчения» говорит о том, что данное обстоятельство содержится только в «Новом летописце», и что можно отнестись к этому с доверием. Инициатором покушения является один из предводителей Рязанского ополчения казачий атаман Заруцкий. Попытка убить Дмитрия Пожарского была вызвана тем, что князь попытался остановить Заруцкого в его злодеяниях: «но страшася воспрепятствования том Князя Пожарского, прибег к обыкновенному злодеям средству, то-есть чтоб умертвить его»[41]. Для совершения убийства Заруцкий направил из Москвы в Ярославль двух казаков Обрезка и Стенька, которые в свою очередь использовали тайных сообщников: смолянина Ивашку Доводчикова, 5 смоленских стрельцов и рязанца Сеньку Жданова. Следует обратить внимание на то, что рязанец Сенька Жданов находился в числе домашних князя Пожарского, в следствие чего они не сомневались в удачном исходе покушения. В результате общего согласия было решено «зарезать Князя в тесноте народной»[42] в брюхо. Но данный акт не получился по причине многолюдности, и народ не оставил злодеев без наказания. Сенька Жданов был схвачен, объявил сообщников. Народ негодовал и хотел растерзать их, но князь «удовольствовался только послать из них одних в ссылку, а других повелел взять с собою под Москву, для изобличения пославшаго их»[43]. В Москве князь прощает их и дарует им свободу. В «Новом летописце» полностью идентичное описание покушения Заруцкого на Пожарского, следовательно, Голиков в своей работе использовал этот источник.
В заключении отметим, что работа И.И. Голикова под названием «Введение к Деяниям Петра Великого» позволяет изучить историю Смутного времени полно и подробно, найти ответы на многие вопросы. Можно сделать вывод о том, что нельзя усомниться в ее достоверности, так как был использована большая источниковая база, включающая отечественные и зарубежные работы, не дошедшие до нас в полном объеме или вообще, но существующие фрагментарно у Голикова. История деятельности второго Нижегородского ополчения рассмотрена И.И. Голиковым подробно, в малейших деталях, выдержана хронологическая последовательность.
Приложение 1
Список источников, легших в основу «Введения к Деяниям Петра Великого»
Список использованных источников и литературы
Источники
Литература
[1] Чернобаев, А.А. Голиков Иван Иванович/Историки России. Биографии. – М.: РОССПЭН, 2001. – 912 с. – С. 48.
[2] Там же. С. 48.
[3] Голиков, И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. Изд. 2-е. Т.1. М.: типография Николая Степанова, 1837. – 639 с. – С. II.
[4] Там же. Т.1. С. IV.
[5] Там же. Т.1. С. IV.
[6] Там же. Т.1. С. IV.
[7] Там же. Т.1. С. IV.
[8] Там же. Т.1. С. IV.
[9] Там же. Т.1. С. V.
[10] Там же. Т.1. С. VI.
[11] Чернобаев, А.А. Голиков Иван Иванович/Историки России. Биографии. – М.: РОССПЭН, 2001. – 912 с. – С. 49.
[12] Там же. С. 49; Сухарева, О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I/О.В. Сухарева. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 704 с. – С. 128.
[13] Белинский, В.Г. Собрание сочинений в 9 тт./В.Г. Белинский//Ред. Н.К. Гей. – Т.4. Статьи, рецензии и заметки, март 1841 – март 1842. – М.: Художественная литература, 1979. – 656 с. – С. 9.
[14] Плюханова, М.Б. Голиков Иван Иванович/Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1 (А-И). – Л.: Наука, 1988. – 358 с. – С. 207.
[15] Чернобаев, А.А. Голиков Иван Иванович/Историки России. Биографии. – М.: РОССПЭН, 2001. – 912 с. – С. 50.
[16] Там же. С. 53.
[17] Голиков, И.И. Указ. соч. Т.1. С. IV.
[18] Чернобаев, А.А. Голиков Иван Иванович/Историки России. Биографии. – М.: РОССПЭН, 2001. – 912 с. – С. 49.
[19] Там же. С. 49.
[20] Там же. С. 50.
[21] Белинский, В.Г. Собрание сочинений в 9 тт./В.Г. Белинский//Ред. Н.К. Гей. – Т.4. Статьи, рецензии и заметки, март 1841 – март 1842. – М.: Художественная литература, 1979. – 656 с. – С. 9.
[22] Чернобаев, А.А. Голиков Иван Иванович/Историки России. Биографии. – М.: РОССПЭН, 2001. – 912 с. – С. 50.
[23] Там же. С. 50.
[24] Там же. С. 50.
[25] Голиков, И.И. Указ. соч. Т.1. СС. VI – VII.
[26] Приложение 1.
[27] Чернобаев, А.А. Голиков Иван Иванович/Историки России. Биографии. – М.: РОССПЭН, 2001. – 912 с. – С. 51.
[28] Там же. С. 52.
[29] Там же. С. 53.
[30] Голиков, И.И. Указ. соч. Т.12. С. 8.
[31] Там же. С. 8.
[32] Там же. С. 443.
[33] Новый летописец. С. 116.
[34] Голиков, И.И. Указ. соч. Т.12. С. 444.
[35] Там же. С. 445.
[36] Новый летописец. С. 110.
[37] Голиков, И.И. Указ. соч. Т.12. С. 445.
[38] Там же. С. 449.
[39] Новый летописец. С. 117.
[40] Голиков, И.И. Указ. соч. Т.12. С. 451.
[41] Там же. С. 459.
[42] Там же. С. 459.
[43] Там же. С. 460.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»